Дум (франшиза)
Рок | |
---|---|
Создано | |
Оригинальная работа | Дум (1993) |
Владелец | программное обеспечение id |
Годы | 1993 – настоящее время |
Печатные публикации | |
Роман(ы) | Роман серии |
Комиксы | Дум (1996) |
Фильмы и телевидение | |
Фильм(ы) | Дум (2005) |
Прямая трансляция видео | Дум: Аннигиляция (2019) |
Игры | |
Традиционный | Дум: Настольная игра (2004) |
Видеоигры) | Список видеоигр |
Doom (стилизовано под DOOM ) — американская медиа-франшиза, созданная Джоном Кармаком , Джоном Ромеро , Адрианом Кармаком , Кевином Клаудом и Томом Холлом . [ 1 ] Сериал обычно фокусируется на подвигах неназванного космического десантника (часто называемого Думгай или Убийца Рока), действующего под эгидой Союзной аэрокосмической корпорации (ОАК), который сражается с ордами демонов и нежити, чтобы спасти Землю от апокалиптического вторжения. .
Оригинальный Doom считается одним из первых новаторских шутеров от первого лица , представивших на IBM-совместимых компьютерах такие функции, как 3D-графика , трехмерное пространственное пространство, сетевой многопользовательский игровой процесс и поддержка модификаций, созданных игроками, в формате Doom WAD . более десяти миллионов копий игр серии Doom Было продано ; сериал породил множество продолжений, романов, комиксов, настольных игр и экранизаций.
Обзор
[ редактировать ]Видеоигры Doom состоят из шутеров от первого лица, в которых игрок управляет безымянным космическим десантником, обычно называемым Думгай ; в сериале 2016 года главного героя называют «Убийцей Рока», а в более поздних записях просто «Убийцей». Игрок сражается с силами Ада , состоящими из демонов и нежити . Действие игр обычно происходит на обширных базах на Марсе или его спутниках, а некоторые части происходят в аду. В классической серии повествованию уделялось лишь минимальное внимание, большая часть которого находилась в руководствах, а не в играх. [ 2 ] В более поздних играх, особенно в серии 2016 года, больше внимания будет уделяться повествованию. [ 3 ]
В оригинальной игре было восемь видов оружия, спроектированных таким образом, чтобы ни одно оружие не устарело после приобретения другого. Когда игрок носит все это оружие одновременно, можно использовать стратегию «жонглирования оружием» - быстрого переключения между оружием в зависимости от обстоятельств. [ 4 ] Помимо боевой механики, уровни Doom часто содержат лабиринты, цветные карточки-ключи и потайные области. [ 5 ] [ 6 ] Поскольку в начале 1990-х этот жанр находился в зачаточном состоянии, игрок не мог прыгать или смотреть вверх и вниз в классической серии из-за технических ограничений. Однако присутствовал некоторый ограниченный платформер, поскольку игроки могли бежать через пробелы и позволить своему импульсу донести их до места назначения. [ 7 ] Эти функции были добавлены в новые игры, [ 8 ] В частности, в серии 2016 года особое внимание уделяется платформеру. [ 9 ]
Развитие и история
[ редактировать ]1993 | Рок |
---|---|
1994 | Дум II: Ад на Земле |
1995 | Мастер-уровни для Doom II |
Окончательная гибель | |
1996 | Последняя гибель |
1997 | Дум 64 |
1998 | |
1999 | |
2000 | |
2001 | |
2002 | |
2003 | |
2004 | Дум 3 |
2005 | Doom 3: Воскрешение зла |
Дум РПГ | |
2006 | |
2007 | |
2008 | |
2009 | Роковое воскрешение |
Дум II РПГ | |
2010 | Doom II: Нет покоя живым |
2011 | |
2012 | Doom 3: издание BFG |
2013 | |
2014 | |
2015 | |
2016 | Рок |
2017 | Дум ПВФ |
2018 | |
2019 | Сигил |
2020 | Дум Вечный |
Doom 64: Затерянные уровни | |
Древние боги, часть первая | |
2021 | Древние боги, часть вторая |
Doom 3: VR-издание | |
2022 | |
2023 | Могучая гибель |
Сигил 2 | |
2024 | |
2025 | Дум: Темные века |
Классический сериал (1992–1997)
[ редактировать ]Разработка оригинального Doom началась в 1992 году, когда Джон Кармак разработал новый игровой движок, Doom engine , в то время как остальная часть команды id Software закончила приквел Wolfenstein 3D , Spear of Destiny . Игра была запущена в эпизодическом формате в 1993 году: первый эпизод был доступен как условно-бесплатная версия , а еще два эпизода можно было заказать по почте. Первый эпизод во многом был разработан Джоном Ромеро . [ 10 ] Игра оказалась чрезвычайно популярной: полная версия игры была продана тиражом в один миллион копий. Термин « Doom клон стал названием нового жанра, теперь известного как шутеры от первого лица . » на несколько лет [ 11 ]
Doom II: Hell on Earth вышла в 1994 году в коммерческом формате. На техническом уровне были внесены лишь незначительные изменения; в игре появились новые враги, новое оружие «Супердробовик» и более сложные уровни. [ 12 ] В 1995 году за игрой последовало расширение под названием Master Levels for Doom II , которое добавило 20 дополнительных уровней. Четвертый эпизод был добавлен в оригинальную игру при переиздании 1995 года. [ 13 ]
С 1995 года id Software сосредоточилась на разработке новой Quake серии , которая разрабатывалась компанией в конце 1990-х годов. [ 14 ] В последующие годы будут выпущены еще две игры, в основном созданные сторонними разработчиками под контролем id. Первой из них была Final Doom , в которой было 64 уровня, основанных на движке Doom II , разбитых на два эпизода. TNT: Evilution была разработана моддинг-группой TeamTNT и завершена в ноябре 1995 года, а второй эпизод The Plutonia Experiment был разработан Дарио и Майло Казали из TNT и завершен в январе 1996 года. [ нужна ссылка ]
Midway Games разработала Doom 64 под руководством id для выпуска в 1997 году. В игре использовался новый движок с более крупными спрайтами и текстурами более высокого качества. Технические изменения позволили обеспечить большую гибкость дизайна уровней, например, возможность регулировать геометрию карты во время игры. Классический металлический саундтрек был заменен на более эмбиентный и жуткий, создающий уникальную атмосферу, которая вдохновит будущие записи. Id не разрешил называть игру Doom 3 , поскольку это название было зарезервировано для потенциального возвращения во франшизу после разработки Quake . [ 15 ] [ 16 ]
Doom 3 и отмененная четвертая игра (2000–2013 гг.)
[ редактировать ]Проблемы с разработкой Quake ряд ключевых фигур, участвовавших в разработке Doom привели к серьезным кадровым изменениям в id к 2000 году, когда ушел . В их число входил оригинальный дизайнер Джон Ромеро, уволенный в 1996 году. [ 10 ] Тем временем компания наняла бывшего Doom моддера Тима Уиллитса . [ 14 ] новая игра, не связанная с Doom К 2000 году разрабатывалась , но у сотрудников id «не было энтузиазма» по поводу проекта, и вместо этого они настоятельно хотели переделать оригинальный Doom . Джон Кармак, среди прочих, объявил внутри компании, что они работают над игрой Doom и будут продолжать это делать, если компания их не уволит. Хотя Пола Стида действительно уволили, работа над игрой продолжалась. [ 17 ]
Название было представлено позже в том же году как Doom 3 . Разработкой названия будет руководить Уиллитс. [ 18 ] С помощью нового движка id Tech 4 по сравнению с классической серией были внесены многочисленные технические улучшения, обеспечивающие больший реализм и интерактивность. В игре использовалась озвучка, и в ней больше внимания уделялось повествованию, чем в предыдущих играх. Демо-версия игры была показана на E3 2002 и впоследствии просочилась в сеть, задолго до даты выпуска в 2004 году. На тот момент это была первая игра Doom за семь лет, которая помогла возобновить интерес к франшизе. [ 19 ] Расширение Doom 3: Resurrection of Evil было выпущено в 2005 году. В отличие от базовой игры, расширение было разработано Nerve Software . 2012 года В издание BFG вошли оба предыдущих выпуска, а также новое расширение под названием The Lost Mission . Версия Doom 3: BFG Edition под названием Doom 3: VR Edition была выпущена 29 марта 2021 года для PlayStation 4 VR и PlayStation 5 благодаря обратной совместимости. Он включает в себя весь контент из Doom 3: BFG Edition (основная кампания, Resurrection of Evil и The Lost Mission), за исключением мультиплеера.
Разработка Doom 4 началась в середине 2000-х годов вместе с Rage , а новая игра Doom изначально планировалась как переработка Doom II . Подсказки присутствовали в 2007 году на QuakeCon , а официально игра была анонсирована в 2008 году. Реакция на превью-материал была отрицательной: фанаты прозвали проект «Call of Doom» из-за предполагаемого сходства с франшизой Call of Duty . Вице-президент Bethesda было по маркетингу Пит Хайнс, оглядываясь назад, заявил, что «этого Doom недостаточно». После того, как Rage оказался не таким успешным, как надеялись, издатель ZeniMax потребовал перезагрузки Doom 4 и перевел команду Rage в новый проект. Эта версия была построена с использованием базы Rage кодовой и вызвала споры среди сотрудников, особенно среди менеджеров двух проектов. [ 20 ] Игра была отменена в 2013 году. Джон Кармак , один из немногих оставшихся ветеранов разработки классической серии, все еще присутствующих в id, покинул студию в ноябре того же года. [ 21 ]
В этот период было выпущено несколько дополнительных продуктов для мобильных платформ. К ним относятся Doom RPG (2005 г.), Doom II RPG (2009 г.) и Doom Resurrection (2009 г.). Кроме того, для Xbox Live Arcade в переиздание Doom II 2010 года было включено новое расширение под названием No Rest for the Living , разработанное Nerve Software. Она была структурирована аналогично классическим главам Doom : восемь основных уровней и один секретный уровень. Этот выпуск был включен в BFG Edition of Doom 3 в 2012 году. [ 22 ] [ 23 ]
Серия «Возрождение» (2013 – настоящее время)
[ редактировать ]После закрытия проекта Doom 4 в 2013 году Уиллитс заявил, что следующая игра серии Doom по-прежнему находится в центре внимания команды. [ 24 ] В том же году Хьюго Мартин был нанят креативным директором и впоследствии стал ключевой фигурой в возрожденной франшизе. [ 25 ] В 2014 году игра была анонсирована просто как Doom. В 2016 году она была выпущена и получила в целом положительный прием, среди основных дополнений игрового процесса была механика убийства славы и дополнительные платформерные маневры. [ 26 ] Многопользовательский режим игры получил три небольших выпуска загружаемого контента в течение первого года, и все три были затем выпущены бесплатно с обновлением 6.66 19 июля 2017 года. [ 27 ]
Серия 2016 года изначально не описывалась как продолжение или история происхождения более ранних игр, однако детали сюжета в сиквеле Doom Eternal и комментарии Мартина позже описали ее как продолжение классической серии. [ 28 ] [ 29 ] Переиздание Doom 64 2020 года включало расширение под названием The Lost Levels , призванное «соединить «старый» Doom с «новым» Doom». [ 30 ]
Спин-офф VR под названием Doom VFR был выпущен в 2017 году и получил в целом положительный прием, причем рецензенты, в частности, обсуждали элементы управления движением, которые были хорошо сделаны, хотя и скрыты за меню. [ нужны разъяснения ] В игре представлена однопользовательская кампания, а также повторно использованы враги и другие ресурсы из игры 2016 года. [ 31 ] Эта игра станет последней игрой по Doom под руководством Уиллитса перед его уходом в 2019 году. [ 32 ] В 2018 году исполнилось 25 лет франшизе, и Doom Slayer был включен в качестве игрового персонажа в Quake Champions от id Software . В том же году Джон Ромеро анонсировал Sigil , неофициальный «пятый эпизод» оригинальной игры 1993 года. Эпизод был выпущен бесплатно на сайте Ромеро в 2019 году, доступна платная версия с саундтреком гитариста Бакетхеда . [ 33 ] Хотя Sigil разрабатывалась независимо, Bethesda добавила этот эпизод в консольные порты Doom в качестве бесплатного патча в октябре вместе с двумя главами Final Doom . [ 34 ] [ 35 ]
Следующая основная часть франшизы, Doom Eternal , была снята Хьюго Мартином и выпущена в 2020 году. [ 36 ] [ 37 ] Игра продавалась очень хорошо, за первый год она принесла доход в 450 миллионов долларов; вдвое больше дохода от запуска предыдущей игры. Некоторые комментаторы назвали время релиза, которое совпало с волной интереса к играм во всем мире на фоне ограничений на общественные собрания во время пандемии COVID-19 . [ 38 ] [ 39 ] Игра была создана на id Tech 7 , который содержал множество технических улучшений по сравнению с движком id Tech 6, использовавшимся ее предшественником. [ 40 ] Расширение игры The Ancient Gods было выпущено в двух частях: одна в октябре 2020 года, а другая в марте 2021 года.
В августе 2021 года Ромеро подтвердил, что второе Sigil расширение с использованием движка Doom II находится в разработке. [ 41 ] В марте 2022 года он выпустил новый уровень Doom II под названием One Humanity . Доходы от уровня были пожертвованы в качестве гуманитарной помощи Украине во время российского вторжения . [ 42 ] Этот уровень стал первым для Doom II, разработанным Ромеро с 1994 года, и к 7 марта на нем было собрано 25 000 евро. [ 43 ] Ромеро выпустил Sigil II в 2023 году и получил признание критиков. [ 44 ] Как и его предшественник, Id Software сделала главу бесплатным через меню дополнений консольных портов Doom и Doom II . [ 45 ] Спин-офф для мобильных платформ Android и iOS, Mighty Doom , был разработан компанией Alpha Dog Games и выпущен в марте 2023 года. [ 46 ] Microsoft объявила о закрытии Alpha Dog в мае 2024 года; это приведет к прекращению выпуска Mighty Doom в августе. [ 47 ]
Будущее
[ редактировать ]В марте 2021 года Хьюго Мартин обсудил некоторые направления, в которых могут развиваться будущие игры Doom , обсуждая путешествия во времени или игру, действие которой происходит в промежутке времени между Doom 64 и Doom (2016), когда Убийца Рока «впервые пришел в это место вместе со Стражами, почти как более средневековая обстановка». [ 48 ] [ 29 ] Во внутренней презентации ZeniMax, датированной 2020 годом и выпущенной в рамках дела FTC против Microsoft в 2023 году, указывалось, что игра под названием Doom: Year Zero в то время находилась в разработке и запланированный выпуск в 2023 финансовом году. DLC к названию также был отмечен на 2023 и 2024 годы. Документ был выпущен до приобретения Microsoft ZeniMax в 2021 году, но игра оставалась в производстве и была представлена на выставке Xbox Games Showcase 2024 года как Doom: The Dark Ages . Игра выйдет в 2025 году. [ 49 ] [ 50 ]
Игры
[ редактировать ]Основная серия
[ редактировать ]Заголовок | Подробности |
---|---|
Оригинальная дата выпуска : |
Годы выпуска по системам :
|
Примечания :
| |
Оригинальная дата выпуска :
|
Годы выпуска по системам :
|
Примечания :
| |
Оригинальная дата выпуска : |
Годы выпуска по системам :
|
Примечания :
| |
Оригинальные даты выпуска : |
Годы выпуска по системам :
|
Примечания :
| |
Оригинальные даты выпуска : |
Годы выпуска по системам :
|
Примечания :
| |
Оригинальные даты выпуска : |
Годы выпуска по системам : 2005 – Microsoft Windows, Linux, Xbox |
Примечания :
| |
Оригинальные даты выпуска : |
Годы выпуска по системам :
|
Примечания :
| |
Оригинальная дата выпуска :
|
Годы выпуска по системам :
|
Примечания :
| |
Оригинальная дата выпуска :
|
Годы выпуска по системам :
|
Примечания :
| |
Doom 3: VR-издание Оригинальная дата выпуска :
|
Годы выпуска по системам :
|
Примечания :
| |
Оригинальная дата выпуска :
|
Годы выпуска по системам :
|
Примечания :
Приквел к Doom 2016. |
Спин-оффы
[ редактировать ]Заголовок | Подробности |
---|---|
Оригинальная дата выпуска :
|
Годы выпуска по системам : 2005 – мобильный |
Примечания :
| |
Оригинальная дата выпуска :
|
Годы выпуска по системам : 2009 – мобильный |
Примечания :
| |
Оригинальная дата выпуска :
|
Годы выпуска по системам : 2009 – iOS |
Примечания :
| |
Оригинальная дата выпуска :
|
Годы выпуска по системам :
|
Примечания :
| |
Оригинальная дата выпуска :
|
Годы выпуска по системам : 2017 – Windows Mixed Reality , HTC Vive , PS VR |
Примечания :
| |
Оригинальная дата выпуска :
|
Годы выпуска по системам : 2023 – мобильный |
Примечания :
|
Другие СМИ
[ редактировать ]Романы
[ редактировать ]Набор из четырех романов, основанных на Doom, был написан Дэфидом Абом Хью и Брэдом Линавивером и опубликован в период с июня 1995 по январь 1996 года издательством Pocket Books . Книги, перечисленные по порядку, называются « По колено в мертвецах» , «Ад на Земле» , «Адское небо» и «Финал» . Безымянного морского пехотинца в романах зовут «Флинн Таггарт» или «Флай». В первых двух книгах представлены узнаваемые локации и ситуации из первых двух игр. . новеллизацию фильма выпустило В 2005 году издательство Pocket Star Books Ее адаптировал Джон Ширли .
В 2008 году была опубликована новая серия о Doom романов Мэтью Дж. Костелло , автора, работавшего над сюжетом и сценариями для Doom 3 и Resurrection of Evil . Целью серии книг является романизация истории Doom 3 , первая часть — Doom 3: Worlds on Fire , опубликованная 26 февраля 2008 года. [ 59 ] Вторая книга серии, Doom 3: Maelstrom , вышла в марте 2009 года. [ 60 ]
Ричард Коббетт из PC Gamer назвал первую часть романов о Doom «единственной, над которой действительно стоит посмеяться», описав остальные романы как во многом несвязанные между собой научно-фантастические истории. [ 61 ]
Комикс
[ редактировать ]Одноразовый комикс, написанный Стивом Белингом и Майклом Стюартом с иллюстрациями Тома Гриндберга, был выпущен в мае 1996 года компанией Marvel Comics в качестве подарка на съезд видеоигр. [ нужна ссылка ] и приобрел культ поклонников благодаря своим чрезмерным диалогам. Такие фразы, как «разорвать» и «огромные кишки» с тех пор упоминались в более поздних играх Doom .
Настольные игры
[ редактировать ]разработанная Кевином Уилсоном и изданная Fantasy Flight Games . настольная игра под названием Doom: The Boardgame, В 2004 году была выпущена [ 62 ]
В 2020 году Critical Role опубликовала пятое издание Dungeons & Dragons модуля под названием Doom Eternal: Assault on Amaros Station . Игра была написана Кристофером Локки и Мэтью Мерсером и получила цифровой релиз в магазине Critical Role 16 декабря 2020 года. [ 63 ] [ 64 ] [ 65 ]
Фильмы
[ редактировать ]Дум (2005)
[ редактировать ]В 2005 году компания Universal Pictures выпустила первую экранизацию игрового боевика под названием «Doom» , в которой снимались Карл Урбан и Дуэйн Джонсон .
Дум: Аннигиляция (2019)
[ редактировать ]В 2019 году Universal выпустила вторую экранизацию игрового фильма прямо на видео под названием Doom: Annihilation в главной роли с Эми Мэнсон .
Прием
[ редактировать ]Игра | Рейтинги игр | Метакритик |
---|---|---|
Дум (1993) | (ПК) 86,67% [ 66 ] (ПС1) 84,00% [ 67 ] (iOS) 82,86% [ 68 ] (X360) 80,16% [ 69 ] (32X) 80,00% [ 70 ] (ПОЛУЧИТЬ) 79,87% [ 71 ] (МЭ) 78,75% [ 72 ] (СНЭС) 54,05% [ 73 ] (СБ) 47,00% [ 74 ] |
(iOS) 84 [ 75 ] (X360) 82 [ 76 ] (Получить) 81 [ 77 ] |
Дум II: Ад на Земле | (ПК) 95,00% [ 78 ] (X360) 77,36% [ 79 ] (ПОЛУЧИТЬ) 76,64% [ 80 ] |
(ПК) 83 [ 81 ] (X360) 77 [ 82 ] (Получить) 77 [ 83 ] |
Последняя гибель | (ПС1) 80,71% [ 84 ] (МАК) 60,00% [ 85 ] (ПК) 56,00% [ 86 ] |
|
Дум 64 | (Н64) 73,47% [ 87 ] | (ХОНЭ) [ 88 ] (PS4) 75 [ 89 ] (Переключатель) 77 [ 90 ] |
Дум 3 | (Xbox) 87,63% [ 91 ] (ПК) 86,63% [ 92 ] |
(Xbox) 88 [ 93 ] (ПК) 87 [ 94 ] |
Doom 3: Воскрешение зла | (ПК) 79,52% [ 95 ] (Xbox) 78,02% [ 96 ] |
(ПК) 78 [ 97 ] (Xbox) 77 [ 98 ] |
Дум РПГ | (МОБИ) 87,45% [ 99 ] | — |
Роковое воскрешение | (iOS) 86,43% [ 100 ] | (iOS) 79 [ 101 ] |
Дум II РПГ | (МОБИ) 80,00% [ 102 ] (iOS) 79,00% [ 103 ] |
(iOS) 80 [ 104 ] |
Doom 3: издание BFG | (ПС3) 68,00% [ 105 ] (X360) 66,63% [ 106 ] (ПК) 51,67% [ 107 ] |
(ПС3) 67 [ 108 ] (X360) 67 [ 109 ] (ПК) 59 [ 110 ] |
Дум (2016) | (XONE) 89,04% [ 111 ] (PS4) 85.82% [ 112 ] (ПК) 85,38% [ 113 ] |
(ХОНЭ) [ 114 ] (PS4) 85 [ 115 ] (ПК) 85 [ 116 ] (Переключатель) 79 [ 117 ] |
Дум Вечный | (ХОНЭ) [ 118 ] (PS4) 87 [ 119 ] (ПК) 88 [ 120 ] (Переключатель) 81 [ 121 ] | |
Doom 3: издание BFG | (PS4) 67 [ 122 ] |
В 1996 году Next Generation поставила эту серию на 19-е место среди лучших игр всех времен, поскольку «несмотря на сотни игр-подражателей, никто никогда не мог сравниться с оригинальной пульсирующей классикой id». [ 123 ] В 1999 году компания Next Generation поместила серию Doom на 25-е место в списке «50 лучших игр всех времён», отметив, что «несмотря на графические достижения, произошедшие с момента выпуска Doom , пиксельные Бароны Ада и Кибер-Демоны по-прежнему считаются одними из лучших игр всех времён ». самые страшные вещи, которые могут украсить ваш экран». [ 124 ]
Неназванный главный герой сериала, морской пехотинец, был встречен в основном положительно. В 2009 году GameDaily включил Морского пехотинца в свой список «десяти игровых героев, которые терпят неудачу в простых вещах» из-за его неспособности смотреть вверх и вниз в оригинальной серии. [ 125 ] UGO Networks поставила его на четвертое место в списке лучших молчаливых героев видеоигр 2012 года, отметив его смелость продолжать молчать, даже когда он сталкивается с армией Ада. [ 126 ] В 2013 году компания Complex поставила Думгая на 16-е место в своем списке величайших солдат видеоигр как «оригинального космического десантника видеоигры» и «одного из классических немых главных героев». [ 127 ] И CraveOnline , и VGRC поставили его на пятое место среди самых «крутых» мужских персонажей в истории видеоигр. [ 128 ] [ 129 ]
Продажи
[ редактировать ]Оригинальный Doom был продан тиражом 3,5 миллиона физических копий. [ 130 ] и 1,15 миллиона условно-бесплатных копий. [ 131 ] с момента выпуска в 1993 году по 1999 год. Doom II . За тот же период в США было продано 1,55 миллиона копий всех типов [ 131 ] причем около четверти этого количества также продается в Европе, [ 132 ] Всего было продано около 5–6 миллионов продаж оригинальной дилогии. Doom 3 было продано 3,5 миллионами копий вместе со многими копиями пакета расширения Resurrection of Evil с момента его выпуска в 2004 году по 2007 год, что сделало его самой успешной игрой в серии на тот момент. [ 133 ] Продажи Doom 64 не разглашаются.
Только на ПК было продано более 2 миллионов копий перезагрузки 2016 года с момента ее выпуска в мае 2016 года по июль 2017 года. [ 134 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Маккаффри, Райан (10 декабря 2013 г.). «Мы играем в Doom с Джоном Ромеро» . ИГН . Зифф Дэвис . Архивировано из оригинала 11 января 2018 года . Проверено 2 февраля 2018 г.
- ^ «DOOMTEXT.HTM: Сюжетные линии Doom, Doom II, Final Doom, Doom 64» . Проверено 25 июня 2011 г.
- ^ Кучера, Бен (17 марта 2021 г.). «Куда пойдет Дум дальше?» . Полигон .
- ^ Лейн, Рик (29 апреля 2021 г.). «Doom Eternal испортил для меня все остальные шутеры» . ПК-геймер .
- ^ Эванс-Тирлуэлл, Эдвин (12 ноября 2019 г.). «Создатель Doom Джон Ромеро о том, что не так с современными шутерами» . Хранитель .
- ^ Гомес, Грегори Луи (28 июня 2021 г.). «10 классических жанров шутеров от первого лица, которых больше нет» . Игра Рэнт .
- ^ «Обзор Doom II (Classic) — Ад на Земле» . 28 августа 2019 г.
- ^ Дансмор, Кевин (19 марта 2020 г.). «Doom 64 — это потерянная жемчужина, ностальгический аналог Eternal — хардкорный геймер» . Хардкорный геймер .
- ^ «Почему Doom Eternal включает в себя платформер-головоломку» . ГеймСпот .
- ^ Jump up to: а б Дженсен, К. Тор (25 мая 2020 г.). «20 лет назад Дайкатана Джона Ромеро почти уничтожила наследие Doom» . PCMag Великобритания .
- ^ «Краткая история гибели» . Игры Прима . 15 июня 2015 г.
- ^ «DOOM II: Ад на Земле» . ClassicReload.com . 22 февраля 2014 г.
- ^ Уэльс, Мэтт (16 августа 2021 г.). «Неофициальный эпизод Doom Джона Ромеро «Сигил» получит продолжение Doom 2» . Еврогеймер .
- ^ Jump up to: а б Ян, Роберт (19 августа 2021 г.). «Quake Renaissance: где сейчас находится Quake и как он сюда попал?» . Камень, Бумага, Дробовик .
- ^ « Дум 64 Новости » . ИГН . 11 ноября 1996 года . Проверено 8 июля 2013 г.
- ^ Крэддок, Дэвид (3 апреля 2020 г.). «Терраформ: Создание Doom 64» . Шэкньюс .
- ^ «Новости, обзоры и пошаговые руководства по видеоиграм – IGN» . Архивировано из оригинала 6 мая 2006 года.
- ^ Кармак, Джон (1 июня 2000 г.). «1 июня 2000 г. плановый документ для Doom 3 » . ГеймФингер. Архивировано из оригинала 6 мая 2006 года . Проверено 3 сентября 2006 г.
- ^ Ливингстон, Кристофер (16 октября 2015 г.). «Самые большие утечки в компьютерных играх» . ПК-геймер .
- ^ Шрайер, Джейсон (3 апреля 2013 г.). «Пять лет и нечего показать: как Doom 4 сбился с пути» . Котаку .
- ^ Пил, Джереми (12 сентября 2017 г.). «Как потеря Джона Кармака стала причиной создания Doom» . PCGamesN .
- ^ Мел, Энди (24 июня 2015 г.). «Оригинальный Doom 4 от Bethesda был заморожен как «Call of Doom» » . ПК-геймер .
- ^ Гарви, Маршалл (30 декабря 2020 г.). «Как бы выглядела отмененная игра DOOM 4» . Экранная ругань .
- ^ «Отмена Doom 4 от id Software и Bethesda оказалась недостаточной» . МТВ. 5 августа 2013. Архивировано из оригинала 4 ноября 2013 года . Проверено 29 ноября 2013 г.
- ^ Синклер, Брендан (17 сентября 2019 г.). «Куда ты пойдешь из Дума?» . GamesIndustry.biz .
- ^ Гилрой, Иоав (16 мая 2016 г.). «Обзор Судьбы» . ИГН .
- ^ Матулеф, Джеффри (19 июля 2017 г.). «Платные DLC для Doom теперь бесплатны для всех» . Еврогеймер .
- ^ МакЭлрой, Гриффин (17 июля 2014 г.). «Новая игра Doom называется просто Doom, работает на id Tech 6, и более подробно» . Полигон . Проверено 12 ноября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Эванс, Лиам (9 мая 2021 г.). «Как Думгай стал Убийцей Судьбы» . Ресурсы по комиксам .
- ^ Банас, Грэм (24 марта 2020 г.). «Мини-обзор: DOOM 64 — спустя более 20 лет часто забытая третья часть DOOM впечатляет» . Пуш-сквер .
- ^ Стэплтон, Дэн (5 декабря 2017 г.). «Обзор Doom VFR» . ИГН .
- ^ Мел, Энди (18 июля 2019 г.). «Тим Уиллитс покидает id Software» . ПК-геймер .
- ^ Уэльс, Мэтт (31 мая 2019 г.). «Наконец-то вышел бесплатный неофициальный пятый эпизод Doom Джона Ромеро «Сигил» . Еврогеймер .
- ^ Уилсон, Майк (10 января 2020 г.). « DOOM» и «DOOM II» получают обновления и дополнения, включая «SIGIL » .
- ^ «Примечания к обновлению DOOM и DOOM II» . Форумы сообщества Bethesda.net . 23 октября 2019 г.
- ^ Вильгельм, Парк (2 декабря 2020 г.). «Узнайте больше о DOOM Eternal, пройдя руководство игрового директора Хьюго Мартина» . Клуб убийц от Bethesda . Архивировано из оригинала 21 августа 2021 года . Проверено 21 августа 2021 г.
- ^ Сингх, Сурей (23 марта 2021 г.). « У Doom еще есть что рассказать», — говорит директор игры» . НМЕ .
- ^ Десатов, Сэм (25 марта 2020 г.). «Animal Crossing: New Horizons и Doom Eternal добиваются успеха на охваченном пандемией рынке» . GameDaily.biz .
- ^ МакГлинн, Энтони (1 марта 2021 г.). «Doom Eternal заработала более 450 миллионов долларов дохода» . PCGamesN .
- ^ Гарреффа, Энтони (27 января 2020 г.). «DOOM Eternal станет первой игрой, в которой будет использоваться движок id Tech 7» . ТвикТаун .
- ^ Болдинг, Джонатан (15 августа 2021 г.). «Джон Ромеро делает Sigil 2, но на этот раз он использует Doom 2» . ПК-геймер .
- ^ Мел, Энди (8 марта 2022 г.). «Новый уровень Doom 2 Джона Ромеро принес Украине более 29 000 долларов» . ПК-геймер .
- ^ @romero (7 марта 2022 г.). «Спасибо за всю поддержку, которую мы получили для One Humanity, карты DOOM II, призванной помочь украинским усилиям по оказанию помощи...» ( Твит ) – через Twitter .
- ^ Джонс, Роберт (23 декабря 2023 г.). «Sigil 2, новый шестой эпизод оригинального Doom, — это самая интуитивная, вызывающая адреналин и жестокая игра на ПК, которую я когда-либо видел в 2023 году» . ПК-геймер .
- ^ «Доступно новое дополнение: SIGIL II» . slayersclub.bethesda.net .
- ^ «Bethesda анонсирует мобильный шутер с видом сверху Mighty Doom» . Еврогеймер.нет . 21 февраля 2023 г.
- ^ «МСН» . www.msn.com .
- ^ Сингх, Сурей (23 марта 2021 г.). « У Doom еще есть что рассказать», — говорит директор игры» . НМЕ .
- ^ Питерс, Джей (19 сентября 2023 г.). «Документы Microsoft содержат информацию о новых играх Bethesda, включая ремастер Oblivion» . Грань .
- ^ Лайлс, Тейлор (9 июня 2024 г.). «DOOM: The Dark Ages анонсирована и подтверждена для PS5 — Xbox Games Showcase 2024» . ИГН .
- ^ «id-Software/DOOM-iOS: исходный код DOOM Classic для iOS» . Гитхаб . 31 октября 2023 г. . Проверено 2 ноября 2023 г.
- ^ «Релиз v0.2.1: Все приятно, никаких хитростей! · hikari-no-yume/touchHLE» . Гитхаб . 31 октября 2023 г. . Проверено 2 ноября 2023 г.
- ^ «Doom – Приложения – база данных совместимости приложений touchHLE» . Touchhle.org . Проверено 2 ноября 2023 г.
- ^ «РандалЛинден/DOOM-FX» . 17 мая 2021 г. — через GitHub.
- ^ Уэльс, Мэтт (10 декабря 2019 г.). «Консольные порты Bethesda Doom 1 и 2 добавляют Final Doom, Sigil бесплатно» . Еврогеймер .
- ^ « Doom Eternal Deluxe Edition — что включено» . Фанатикал.com . 19 марта 2020 года. Архивировано из оригинала 2 июля 2021 года . Проверено 24 марта 2021 г.
- ^ «Релиз v0.2.1: Все приятно, никаких хитростей! · hikari-no-yume/touchHLE» . Гитхаб . 31 октября 2023 г. . Проверено 1 ноября 2023 г.
- ^ «РПГ Doom II – Приложения – база данных совместимости приложений touchHLE» . Touchhle.org . Проверено 1 ноября 2023 г.
- ^ «Дум 3: Миры в огне» . Саймон и Шустер . Архивировано из оригинала 6 декабря 2008 года . Проверено 14 июля 2008 г.
- ^ «Дум 3: Маэстром» . Саймон и Шустер . Архивировано из оригинала 6 декабря 2008 года . Проверено 11 сентября 2008 г.
- ^ Коббетт, Ричард (4 января 2020 г.). «Дум, возможно, и классика, но были ли это романы?» . ПК-геймер . Проверено 17 августа 2023 г.
- ^ "Рок" . Фэнтезийные полетные игры. Архивировано из оригинала 28 августа 2008 года . Проверено 3 апреля 2011 г.
- ^ «DOOM Eternal: Нападение на станцию Армарос» . Критическая роль . Архивировано из оригинала 23 мая 2022 года . Проверено 17 декабря 2020 г.
- ^ «Войдите или зарегистрируйтесь для просмотра» – через Facebook.
- ^ Нистор, Кодрут. «Сегодня Думу исполняется 30 лет» .
- ^ « Дум (1993) Рецензии» . Рейтинги игр . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ « Судьбы Обзоры » . Рейтинги игр . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ « Doom Classic Обзоры » . Рейтинги игр . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ « Судьбы Обзоры » . Рейтинги игр . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ « Судьбы Обзоры » . Рейтинги игр . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ « Судьбы Обзоры » . Рейтинги игр . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ « Судьбы Обзоры » . Рейтинги игр . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ « Судьбы Обзоры » . Рейтинги игр . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ « Судьбы Обзоры » . Рейтинги игр . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ « Doom Classic Обзоры » . Метакритик . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ « Судьбы Обзоры » . Метакритик . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ « Судьбы Обзоры » . Метакритик . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ « Doom II Обзоры » . Рейтинги игр . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ « Doom II Обзоры » . Рейтинги игр . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ « Doom II Обзоры » . Рейтинги игр . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ « Doom II Обзоры » . Метакритик . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ « Doom II Обзоры » . Метакритик . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ « Doom II Обзоры » . Метакритик . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ « Final Doom Обзоры » . Рейтинги игр . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ « Final Doom Обзоры » . Рейтинги игр . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ « Final Doom Обзоры » . Рейтинги игр . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ « Doom 64 Обзоры » . Рейтинги игр . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ « Doom 64 Обзоры » . Метакритик . Проверено 21 января 2021 г.
- ^ « Doom 64 Обзоры » . Метакритик . Проверено 21 января 2021 г.
- ^ « Doom 64 Обзоры » . Метакритик . Проверено 21 января 2021 г.
- ^ « Дум 3 Обзоры » . Рейтинги игр . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ « Дум 3 Обзоры » . Рейтинги игр . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ « Дум 3 Обзоры » . Метакритик . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ « Дум 3 Обзоры » . Метакритик . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ « Doom 3: Воскрешение зла » Рецензии . Рейтинги игр . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ « Doom 3: Воскрешение зла » Рецензии . Рейтинги игр . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ « Doom 3: Воскрешение зла » Рецензии . Метакритик . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ « Doom 3: Воскрешение зла » Рецензии . Метакритик . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ « Doom RPG Обзоры » . Рейтинги игр . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ « Doom Resurrection Обзоры » . Рейтинги игр . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ « Doom Resurrection Обзоры » . Метакритик . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ « Обзоры ролевых игр Doom II » . Рейтинги игр . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ « Обзоры ролевых игр Doom II » . Рейтинги игр . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ « Обзоры ролевых игр Doom II » . Метакритик . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ « Doom 3 BFG Edition Обзоры » . Рейтинги игр . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ « Doom 3 BFG Edition Обзоры » . Рейтинги игр . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ « Doom 3 BFG Edition Обзоры » . Рейтинги игр . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ « Doom 3: BFG Edition Обзоры » . Метакритик . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ « Doom 3: BFG Edition Обзоры » . Метакритик . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ « Doom 3: BFG Edition Обзоры » . Метакритик . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ « DOOM Обзоры » . Рейтинги игр . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ « DOOM Обзоры » . Рейтинги игр . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ « DOOM Обзоры » . Рейтинги игр . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ « DOOM Обзоры » . Метакритик . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ « DOOM Обзоры » . Метакритик . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ « DOOM Обзоры » . Метакритик . Проверено 31 октября 2017 г.
- ^ « DOOM Обзоры » . Метакритик . Проверено 21 января 2021 г.
- ^ « Doom Eternal Обзоры » . Метакритик . Проверено 21 января 2021 г.
- ^ « Doom Eternal Обзоры » . Метакритик . Проверено 21 января 2021 г.
- ^ « Doom Eternal Обзоры » . Метакритик . Проверено 21 января 2021 г.
- ^ « Doom Eternal Обзоры » . Метакритик . Проверено 21 января 2021 г.
- ^ « Doom 3: VR Edition Обзоры » . Метакритик . Проверено 29 марта 2021 г.
- ^ Следующее поколение 21 (сентябрь 1996 г.), стр.64.
- ^ «50 лучших игр всех времен». Следующее поколение . № 50. Imagine Media . Февраль 1999 г. с. 77.
- ^ «Недостатки персонажей: десять игровых героев, которые терпят неудачу в галерее Simple Stuff от GameDail» . 25 апреля 2009 года. Архивировано из оригинала 25 апреля 2009 года . Проверено 15 октября 2012 г.
- ^ Базиль, Сал (15 марта 2012 г.). «Лучшие молчаливые главные герои видеоигр» . УГО Сети . Архивировано из оригинала 14 мая 2013 года . Проверено 7 июля 2013 г.
- ^ Хантер, Чад; Ружо, Майкл (25 мая 2013 г.). «50 величайших солдат видеоигр» . Сложный .
- ^ «10 самых больших игровых плохих задниц» . Жажда Онлайн . 17 октября 2007 года. Архивировано из оригинала 21 мая 2012 года . Проверено 28 июля 2013 г.
- ^ Маккейб, Шон (17 июня 2010 г.). «10 лучших мужиков-задир в играх» . ВГРЦ. Архивировано из оригинала 5 октября 2013 года . Проверено 28 июля 2013 г.
- ^ Кларк, Стюарт (20 февраля 1999 г.). «Уничтожение эго Ид» . Сидней Морнинг Геральд . п. 209 . Получено 7 сентября 2021 г. - через Newspapers.com .
- ^ Jump up to: а б «Лучшие игры всех времен по данным ПК» . ИГН . 1 ноября 1999 года. Архивировано из оригинала 2 марта 2000 года . Проверено 31 мая 2018 г.
- ^ Кушнер, Дэвид (2003). Мастера Doom: Как два парня создали империю и изменили поп-культуру . Случайный дом . 182, 210. ISBN. 0-375-50524-5 .
- ^ «Новаторская работа Джона Кармака и id Software в области разработки 3D-игровых движков отмечена двумя технологическими премиями «Эмми» . Шэкньюс . 9 января 2007 года. Архивировано из оригинала 2 июня 2009 года . Проверено 15 июля 2008 г.
- ^ Вилла, Марк (18 июля 2017 г.). «Продажи DOOM в Steam превысили 2 миллиона копий» . Дуалшокеры . Проверено 17 января 2023 г.
- Дум (франшиза)
- Шутеры от первого лица по сериям
- Видеоигры ужасов
- Франшизы Microsoft
- Военно-фантастические видеоигры
- Военная научная фантастика
- Научно-фантастические видеоигры
- Нежить в популярной культуре
- Мифопея
- Франшизы видеоигр, представленные в 1993 году.
- Франшизы видеоигр
- Видеоигры про демонов
- Видеоигры, адаптированные под комиксы
- Видеоигры, адаптированные к фильмам
- Видеоигры, адаптированные по романам
- Видеоигры, действие которых происходит в аду
- Видеоигры, действие которых происходит на Марсе
- Франшизы Universal Pictures
- Франшизы NBCUniversal Television Group
- Франшизы ZeniMax Media