Ложь
Ложь — это утверждение, которое считается ложным и обычно используется с целью обмануть или ввести кого-либо в заблуждение. [1] [2] [3] Практика сообщения лжи называется ложью . Человека, который сообщает ложь, можно назвать лжецом . Ложь может быть истолкована как заведомо ложные утверждения или вводящие в заблуждение заявления, хотя не все утверждения, которые являются ложными в буквальном смысле слова, считаются ложью – метафоры , гиперболы и другая образная риторика не предназначены для введения в заблуждение, в то время как ложь явно предназначена для буквального толкования их аудиторией. Ложь также может выполнять различные инструментальные, межличностные или психологические функции для людей, которые ее используют.
Как правило, термин «ложь» имеет негативный оттенок, и в зависимости от контекста лицо, сообщающее ложь, может подвергнуться социальным, правовым, религиозным или уголовным санкциям; например, лжесвидетельство или дача лжи под присягой может привести к предъявлению лжесвидетельу уголовных и гражданских обвинений.
Хотя люди во многих культурах верят, что обман можно обнаружить, наблюдая за невербальным поведением (например, отсутствие зрительного контакта, ерзание, заикание, улыбка), исследования показывают, что люди переоценивают как значение таких сигналов, так и свою способность делать точные суждения об обмане. [4] [5] В более общем плане на способность людей выносить верные суждения влияют предубеждения в отношении принятия поступающей информации и интерпретации чувств как доказательства истины . Люди не всегда сверяют поступающие утверждения с памятью. [6]
Типы и связанные с ними термины
- Наглая , наглая или наглая ложь — это наглая, наглая, бесстыдная, вопиющая или дерзкая ложь, иногда, но не всегда неприкрытая и даже тогда не всегда очевидная для слушающих ее. [7]
- Большая ложь – это попытка обманом заставить жертву поверить во что-то важное, чему, скорее всего, будет противоречить некоторая информация, которой жертва уже обладает, или ее здравый смысл. Когда ложь имеет достаточные масштабы, она может оказаться успешной из-за нежелания жертвы поверить в то, что ложь такого масштаба действительно может быть придумана. [8]
- Черная ложь – это простой и бессердечный эгоизм. Их обычно говорят, когда другие ничего не получают, и единственная цель — либо выпутаться из беды (уменьшив вред для себя), либо получить желаемое (увеличение выгоды для себя). [9] [ нужен лучший источник ]
- Синяя ложь — это форма лжи, которая якобы направлена на пользу коллективу или «во имя коллективного блага». Термин «голубая ложь», возможно, произошел от случаев, когда сотрудники полиции давали ложные показания, чтобы защитить полицию или обеспечить успех судебного дела против обвиняемого. [10]
- Первоапрельская шутка — это ложь или розыгрыш, рассказанный/совершенный в День дурака .
- Блефовать — значит притворяться, что у тебя есть способности или намерения, которыми ты не обладаешь. [8] Блеф — это акт обмана, который редко считается аморальным, когда он происходит в контексте игры, такой как покер , где игроки заранее соглашаются на этот вид обмана. Например, игроки , которые обманывают других игроков, заставляя их думать, что у них есть карты, отличные от тех, которые у них есть на самом деле, или спортсмены, которые намекают, что они пойдут влево, а затем уклонятся вправо, не считаются лжецами (также известно как обман или шутка). В таких ситуациях обман приемлем и обычно рассматривается как тактика. [ нужна ссылка ]
- Чушь (также чушь , чушь , чушь ) не обязательно должна быть полной выдумкой. В то время как ложь рассказывает говорящий, который считает сказанное ложью, ерунду предлагает говорящий, которого не волнует, правда ли сказанное, потому что говорящий больше озабочен тем, чтобы произвести на слушателя какое-то впечатление. Таким образом, чушь может быть правдивой или ложной, но она демонстрирует отсутствие заботы об истине, что может привести к лжи. [11]
- Сокрытие . может использоваться для отрицания, защиты или запутывания лжи, ошибок, смущающих действий или образа жизни и/или лжи, сделанной ранее [8] Можно отрицать ложь, сделанную ранее, или, альтернативно, можно утверждать, что предыдущая ложь не была такой вопиющей, как была. Например, утверждать, что преднамеренная ложь на самом деле была «всего лишь» экстренной ложью, или утверждать, что корыстная ложь на самом деле была «всего лишь» белой ложью или благородной ложью. Это не следует путать с предвзятостью подтверждения , при которой обманщик обманывает себя. [ нужна ссылка ]
- Клевета — это сообщение ложных утверждений, которые наносят ущерб репутации отдельного человека, бизнеса, продукта, группы, правительства, религии или нации. [8]
- Отклоняться – значит избегать темы, о которой идет речь, не обращая внимания на ложь. Когда внимание уделяется предмету, вокруг которого основана ложь, дефлекторы игнорируют или отказываются реагировать. Умелые дефлекторы пассивно-агрессивны и, столкнувшись с объектом, предпочитают игнорировать его и не реагировать. [12]
- Дезинформация — это намеренно ложная или вводящая в заблуждение информация , которая распространяется расчетным образом с целью обмануть целевую аудиторию. [8]
- Преувеличение имеет место, когда наиболее фундаментальные аспекты утверждения верны, но только в определенной степени. Это также рассматривается как «приукрашивание истины» или создание чего-то более мощного, значимого или реального, чем оно есть на самом деле. Сказать, что кто-то съел большую часть чего-то, съев только половину, считается преувеличением. Преувеличением легко может оказаться гипербола, в которой высказывание человека (например, в неформальной речи, например: «Он делал это уже миллион раз!») не следует понимать буквально. [8]
- Предполагается, что фейковые новости представляют собой разновидность желтой журналистики , которая состоит из преднамеренной дезинформации или мистификаций, распространяемых через традиционные печатные и радиовещательные средства массовой информации или онлайн -социальные сети . [13] Иногда этот термин применяется как обманный прием, позволяющий отвлечь внимание от неудобных истин и фактов. [ нужна ссылка ]
- Выдумка — это ложь , которую легко простить, поскольку ее тема тривиальна; например, ребенок может соврать, заявив, что семейная собака разбила домашнюю вазу, тогда как именно ребенок ее разбил. [8]
- Под мошенничеством понимается действие, направленное на побуждение другого человека или людей поверить лжи с целью обеспечить лжецу материальную или финансовую выгоду. В зависимости от контекста мошенничество может повлечь за собой гражданское или уголовное наказание лжеца. [14]
- Серую ложь говорят частично для того, чтобы помочь другим, а частично для того, чтобы помочь себе. Он может различаться по оттенку серого, в зависимости от баланса помощи и вреда. Серую ложь почти по определению трудно разъяснить. Например, вы можете солгать, чтобы помочь другу выбраться из беды, но затем получить взаимную выгоду от того, что он лжет вам, в то время как те, кому он каким-то образом навредил, проиграют. [9] [ нужен лучший источник ]
- Полуправда , или частичная правда — это вводящее в заблуждение утверждение включающее в себя некоторый элемент истины . Утверждение может быть частично правдивым, утверждение может быть полностью правдивым, но только частью всей правды, или оно может содержать какой-либо вводящий в заблуждение элемент, например, неправильную пунктуацию или двойное значение, особенно если намерение состоит в том, чтобы обмануть, уклониться , обвинить и т. д . или искажать правду. [15] Частичные истины характеризуются злым умыслом, и поэтому честные люди не должны оправдывать их наличием «рационального ядра». [16]
- ( Честная ложь или выдумка ) может быть выявлена по словесным заявлениям или действиям, которые неточно описывают историю, предысторию и нынешнюю ситуацию. Обычно нет намерения дезинформировать , и человек не подозревает, что его информация является ложной. По этой причине технически это вообще не является ложью, поскольку по определению должно существовать намерение обмануть, чтобы заявление считалось ложью. [ нужна ссылка ]
- Шуточная ложь ложь — это шутливая , предназначенная для того, чтобы ее поняли все присутствующие. поддразнивание и ирония Примеры — . Более сложный пример можно увидеть в некоторых традициях рассказывания историй , где утверждение рассказчика о том, что история является абсолютной правдой, несмотря на все доказательства обратного (т. Е. Небылицы ), считается юмористическим. Ведутся споры о том, является ли это «настоящей» ложью, и разные философы придерживаются разных взглядов. Клуб Crick Crack в Лондоне ежегодно устраивает «Большой конкурс лжи», победитель которого награждается заветным «Кубком Ходжа» (названным в честь Муллы Насреддина : «Правда - это то, о чем я никогда не говорил»). Победителем в 2010 году стал Хью Луптон . В Соединенных Штатах Берлингтонский клуб лжецов ежегодно присуждает титул «Чемпиона мира по лжеству». [17]
- «Ложь детям» — это фраза, описывающая упрощенное объяснение технических или сложных предметов как метод обучения детей и непрофессионалов. Хотя ложь детям полезна при обучении сложных предметов людям, которые плохо знакомы с обсуждаемыми концепциями, она может способствовать созданию неправильных представлений среди людей, которые ее слушают. Эта фраза была использована учеными в области биологии , эволюции , биоинформатики и социальных наук . Использование этого термина в средствах массовой информации распространилось на такие публикации, как The Conversation и Forbes . [ нужна ссылка ]
- Ложь путем умолчания , также известная как продолжающееся искажение фактов или добыча цитат , происходит, когда важный факт упускается из виду с целью способствовать возникновению неправильного представления. Ложь по бездействию включает в себя неспособность исправить ранее существовавшие заблуждения. Например, когда продавец автомобиля заявляет, что он регулярно обслуживался, но не упоминает, что во время последнего обслуживания была обнаружена неисправность, продавец лжет по бездействию. Это можно сравнить с притворством. Упущение — это когда человек говорит большую часть правды, но упускает несколько ключевых фактов, которые, таким образом, полностью скрывают правду. [12]
- Ложь в торговле имеет место, когда продавец товара или услуги может рекламировать ложные факты о товаре или услуге с целью увеличения продаж, особенно за счет конкурентного преимущества. Многие страны и штаты приняли законы о защите потребителей , направленные на борьбу с таким мошенничеством.
- Дыра памяти — это механизм изменения или исчезновения неудобных или смущающих документов, фотографий, стенограмм или других записей, например, с веб-сайта или другого архива, особенно в попытке создать впечатление, будто чего-то никогда не было. [18] [19]
- Минимизация является противоположностью преувеличения. Это разновидность обмана [20] включая отрицание в сочетании с рационализацией в ситуациях, когда полное отрицание неправдоподобно. [ нужна ссылка ]
- Взаимный обман – это ситуация, в которой ложь одновременно принимается и ожидается. [21] или что стороны взаимно признают рассматриваемый обман. Это можно продемонстрировать на примере игры в покер , стратегии которой основаны на обмане и блефе . для победы [22]
- , Благородная ложь которую также можно назвать стратегической неправдой, обычно вызывает разногласия, если ее раскрывают, но дает некоторую выгоду лжецу и помогает поддерживать порядок в обществе, следовательно, потенциально принося пользу другим. Часто говорят, что нужно поддерживать закон, порядок и безопасность.
- Извращение — это активное использование выборочных правдивых заявлений с целью ввести в заблуждение. [24]
- Патерналистский обман – это ложь, сказанная потому, что считается (возможно, ошибочно), что обманутый человек получит выгоду.
- В психиатрии патологическая ложь (также называемая компульсивной ложью, псевдологией фантастической и мифоманией) — это поведение, связанное с привычной или компульсивной ложью. [25] [26] Впервые он был описан в медицинской литературе в 1891 году Антоном Дельбрюком. [26] Хотя это спорная тема, [26] патологическая ложь определяется как «фальсификация, совершенно непропорциональная какой-либо видимой цели, может быть обширной и очень сложной и может проявляться в течение многих лет или даже всей жизни». [25] Человек может осознавать, что он лжет, или может верить, что говорит правду, не осознавая, что он рассказывает фантазии. [ нужна ссылка ]
- Лжесвидетельство — это ложь или дача проверяемо ложных заявлений по существенному вопросу под присягой или заявлением в суде или в любом из различных заявлений под присягой в письменной форме. Лжесвидетельство является преступлением , поскольку свидетель поклялся говорить правду, и для сохранения доверия к суду показания свидетеля должны считаться правдивыми. [8]
- А Вежливая ложь — это ложь, которую требуют стандарты вежливости и которая обычно известна обеим сторонам как неправда. Приемлема ли такая ложь, во многом зависит от культуры. Распространенной вежливой ложью в международном этикете может быть отказ от приглашения из-за «трудностей с расписанием» или из-за « дипломатической болезни ». Точно так же ложь дворецкого — это небольшая ложь, которая обычно рассылается в электронном виде и используется для прекращения разговора или для сохранения лица . [27]
- Пуффери - это преувеличенное утверждение, которое обычно встречается в рекламе и рекламных объявлениях, например, «высочайшее качество по самой низкой цене» или «всегда голосуйте в интересах всех людей». Такие утверждения вряд ли будут правдой, но их ложность не может быть доказана, поэтому не нарушайте торговые законы, тем более что ожидается, что потребитель сможет определить, что это не абсолютная истина. [28]
- Красная ложь – это злоба и месть. Им движет мотив причинить вред другим, даже за счет причинения вреда самому себе, из гневного желания возмездия. [9] [ нужен лучший источник ]
- Фраза « говорить раздвоенным языком » означает намеренно говорить одно, а иметь в виду другое, или лицемерить, или действовать двулично. Эта фраза была принята американцами примерно во время Революции, и ее можно найти в многочисленных упоминаниях начала девятнадцатого века, часто рассказывающих об американских офицерах, которые пытались убедить коренные народы Америки, с которыми они вели переговоры, что они «говорили с прямой, а не с раздвоенным языком» (как, например, президент Эндрю Джексон заявил членам Creek Nation в 1829 году). [29] Согласно одному сообщению 1859 года, пословица о том, что «белый человек говорил раздвоенным языком», возникла в 1690-х годах в описаниях коренных народов французских колоний в Америке, приглашавших членов Конфедерации ирокезов присутствовать на мирной конференции, но когда прибыли ирокезы, французы устроили засаду и приступили к резне и пленению ирокезов. [30]
- Терапевтическая выдумка — это ложь или искажение правды, чтобы избежать повышенного возбуждения у человека с деменцией. [31] Цель состоит не в том, чтобы обмануть пациента, а, скорее, в том, чтобы помочь ему чувствовать себя в безопасности и защищенности перед лицом расстраивающей ситуации или факта.
- Слово «ласка» — неофициальный термин [32] для слов и фраз, направленных на создание впечатления, что было сделано конкретное или значимое заявление, тогда как на самом деле было сообщено только расплывчатое или двусмысленное утверждение, что позволяет отрицать конкретное значение, если заявление оспаривается. Более формальный термин – двусмысленность . [ нужна ссылка ]
- Белая ложь — это безобидная или тривиальная ложь, особенно если она сказана для того, чтобы быть вежливым или чтобы не задеть чьи-то чувства или не дать им расстроиться из-за правды. [33] [34] [35] Белая ложь также считается ложью, используемой для большего блага (просоциальное поведение). Иногда его используют, чтобы оградить кого-то от обидной или эмоционально разрушительной правды, особенно когда незнание правды считается лжецом совершенно безобидным. Однако невинная ложь по-прежнему может быть вредной, поскольку она может способствовать возникновению недоверия при использовании в неподходящих ситуациях. [36]
- Враньо выражает белую ложь или полуложь в русской культуре, рассказанную без намерения (злонамеренно) обмануть, а как фантазию, скрывающую неприятные части истины. [ нужна ссылка ]
Последствия
Потенциальные последствия лжи разнообразны; некоторые из них заслуживают особого внимания. Обычно ложь направлена на обман , поэтому у слушающего может возникнуть ложное убеждение (или, по крайней мере, то, что говорящий считает ложным). Когда обман не увенчался успехом, ложь может быть раскрыта. Обнаружение лжи может дискредитировать другие высказывания того же говорящего, тем самым запятнав репутацию этого говорящего. В некоторых обстоятельствах это также может негативно повлиять на социальное или юридическое положение говорящего. Например, ложь в суде является уголовным преступлением ( лжесвидетельство ). [37]
Ханна Арендт рассказала о необычных случаях, когда постоянно лгут всему обществу. Она сказала, что последствия такой лжи заключаются «не в том, что вы верите лжи, а в том, что никто больше ничему не верит. Это потому, что ложь по самой своей природе должна быть изменена, а лживое правительство должно постоянно переписывать свою политику». В ответ на свою собственную историю вы получаете не одну ложь – ложь, которую можно продолжать до конца своих дней, – но вы получаете огромное количество лжи, в зависимости от того, как дует политический ветер». [38]
Обнаружение
Вопрос о том, можно ли надежно обнаружить ложь с помощью невербальных средств, был предметом частых исследований. Хотя люди во многих культурах считают, что на обман можно указать по такому поведению, как отведение взгляда, ерзание или заикание, это не подтверждается исследованиями. [4] [5] Обзор исследований обмана и его выявления с помощью невербального поведения, проведенный в 2019 году, пришел к выводу, что люди склонны переоценивать как надежность невербального поведения как индикатора обмана, так и свою способность делать точные суждения об обмане на основе невербального поведения. [4] [39]
Полиграфы, « детекторы лжи », измеряют физиологический стресс , который испытывает субъект, по ряду показателей, когда он дает показания или отвечает на вопросы. Предполагается, что скачки показателей стресса выявляют ложь. Точность этого метода широко оспаривается. Было показано, что в нескольких хорошо известных случаях применение этого метода дало неверные результаты. [ необходимы примеры ] Тем не менее, он по-прежнему используется во многих областях, в первую очередь как метод получения признаний или проверки при приеме на работу. Недостоверность результатов полиграфа является основой исключения таких оценок в качестве допустимых доказательств во многих судах, и этот метод обычно воспринимается как пример лженауки . [40]
Недавнее исследование показало, что сочинение лжи занимает больше времени, чем сказать правду, и поэтому время, затраченное на ответ на вопрос, можно использовать как метод обнаружения лжи. [41] Мгновенные ответы ложью могут оказаться доказательством заготовленной лжи. Чтобы разрешить это противоречие, рекомендуется попытаться удивить субъекта и найти промежуточный ответ, не слишком быстрый и не слишком длинный. [42]
Этика
Утилитаристские философы поддерживают ложь, которая приводит к хорошим результатам – белую ложь. [43] В своей книге 2008 года « Как принимать правильные решения и всегда быть правыми » Иэн Кинг предположил, что существует заслуживающее доверия правило лжи, и определил его так: «Обманывайте только в том случае, если вы можете изменить поведение таким образом, чтобы оно заслуживало большего, чем доверие». вы бы проиграли, если бы обман был обнаружен (независимо от того, действительно ли обман раскрыт или нет)». [44]
Профессор права из Стэнфорда Дебора Л. Роуд сформулировала три правила, по ее словам, специалисты по этике в целом согласны отличать «ложь во спасение» от вредной лжи или мошенничества: [45]
- Незаинтересованный наблюдатель пришел бы к выводу, что польза перевешивает вред.
- Альтернативы нет
- Если бы все в одинаковых обстоятельствах действовали одинаково, общество не стало бы в худшем положении.
Аристотель считал, что не существует общего правила в отношении лжи, потому что любому, кто защищает ложь, никогда нельзя верить, сказал он. [46] Философы Св . Св. Августин , Фома Аквинский и Иммануил Кант осуждали всякую ложь. [43] Согласно всем троим, не существует обстоятельств, при которых с этической точки зрения можно лгать. Даже если единственный способ защитить себя — это ложь, ложь никогда не допустима с этической точки зрения, даже перед лицом убийства, пыток или любых других трудностей. Каждый из этих философов привел несколько аргументов в пользу этической основы против лжи, и все они совместимы друг с другом. Среди наиболее важных аргументов можно назвать:
- Ложь — это извращение естественной способности речи, естественной целью которой является передача мыслей говорящего.
- Когда человек лжет, он подрывает доверие к обществу .
В книге «Ложь » нейробиолог Сэм Харрис утверждает, что ложь негативна как для лжеца, так и для человека, которому лгут. Лгать — значит лишать других доступа к реальности, а вред от лжи зачастую невозможно предвидеть. Те, кому лгали, могут не решить проблемы, которые они могли бы решить только на основе достоверной информации. Ложь также вредит самому себе, заставляя лжеца не доверять человеку, которому лгут. [47] Лжецы обычно плохо переживают свою ложь и ощущают потерю искренности, подлинности и честности. Харрис утверждает, что честность позволяет иметь более глубокие отношения и вынести на поверхность все дисфункции в своей жизни.
В книге «Человеческое, слишком человеческое » философ Фридрих Ницше предположил, что те, кто воздерживается от лжи, могут делать это только из-за трудностей, связанных с поддержанием лжи. Это согласуется с его общей философией, которая делит (или ранжирует) людей по силе и способностям; таким образом, некоторые люди говорят правду только из слабости.
Исследование, проведенное Ноттингемским университетом и опубликованное в 2016 году, использовало тест броска кубиков, участники которого могли легко солгать, чтобы получить большую выплату. Исследование показало, что в странах с высокой распространенностью нарушений правил нечестность среди людей в возрасте около 20 лет более распространена. [48]
Большие обезьяны и матери-птицы
Способность лгать среди нелюдей была подтверждена в ходе изучения языка человекообразных обезьян . В одном случае горилла Коко , когда ее спросили, кто оторвал раковину от стены, указала на одного из своих дрессировщиков, а затем засмеялась. [49]
Обманчивый язык тела, такой как финты, вводящие в заблуждение относительно предполагаемого направления атаки или бегства, наблюдается у многих видов. Птица-мать обманывает, когда притворяется, что у нее сломано крыло, чтобы отвлечь внимание предполагаемого хищника, включая ничего не подозревающих людей, от яиц в ее гнезде, а не на себя, поскольку она уводит хищника от места гнезда, чаще всего особенно черта оленя -убийцы . [50]
Культурные ссылки
- Карло Коллоди — Пиноккио персонаж деревянной марионетки, который часто попадает в неприятности из-за своей склонности ко лжи; нос у него растет с каждым. Таким образом, длинные носы стали карикатурой на лжецов.
- «Мальчик, который кричал о волке» — басня , приписываемая Эзопу, о мальчике, который постоянно лжет, что волк приближается . Когда волк все-таки появляется, ему уже никто не верит.
- В известном анекдоте пастора Уимса говорится, что Джордж Вашингтон однажды, будучи маленьким ребенком, рубил топором вишневое дерево. Его отец спросил его, кто срубил вишневое дерево, и Вашингтон признался в своем преступлении со словами: «Прости, отец, я не могу лгать».
- «Говорить правду» был родоначальником жанра игровых шоу, в котором три участника утверждали, что являются людьми, которыми является только один из них.
- Гленн Кесслер , журналист The Washington Post от одного до четырех Буратино вручает политикам , в своем блоге Washington Post Fact Checker . [51]
- Клише «В любви и на войне все справедливо». [52] [53] утверждает оправдание лжи, используемой для получения преимущества в таких ситуациях.
- Сунь Цзы заявил, что «Все войны основаны на обмане». Макиавелли советовал в «Принце» , что принц должен скрывать свое поведение и стать «великим лжецом и обманщиком». [54]
- Томас Гоббс писал в «Левиафане» : «На войне сила и мошенничество являются двумя главными добродетелями».
- Концепция дыры в памяти была впервые популяризирована Джорджа Оруэлла « антиутопией романом - Девятнадцать восемьдесят четыре» , где партийное систематически министерство правды воссоздавало все потенциальные исторические документы, по сути переписывая всю историю, чтобы она соответствовала реальным событиям. часто меняющаяся государственная пропаганда . Эти изменения были полными и незаметными.
- В фильме «Большой толстый лжец » продюсер Марти Вулф (известный и гордый лжец) крадет историю у студента Джейсона Шепарда, рассказывающую о персонаже, чья ложь выходит из-под контроля до такой степени, что каждая ложь, которую он говорит, заставляет его расти в размер.
- В фильме «Лжец, лжец» адвокат Флетчер Рид ( Джим Керри ) не может лгать 24 часа из-за желания своего сына, которое волшебным образом сбылось.
- В фильме 1985 года «Макс Хэдрум » главный герой отмечает, что всегда можно определить, когда политик лжет, потому что «их губы шевелятся». Шутка широко повторялась и перефразировалась.
- Ларри-Бой! И выдумка из космоса! Это история VeggieTales о супергерое, борющемся с преступностью, с супер-присасывающимися ушами, который должен помешать инопланетянину, называющему себя «Фиб», уничтожить город Бамблиберг из-за лжи, которая заставила Фиба вырасти. Говорить правду – вот мораль этой истории.
- «Обмани меня» — телесериал, основанный на поведенческих аналитиках, которые распознают ложь по выражению лица и языку тела.
- «Изобретение лжи» — фильм 2009 года, в котором рассказывается о вымышленном изобретении первой лжи, в главных ролях — Рикки Жерве , Дженнифер Гарнер , Роб Лоу и Тина Фей .
- В «Приключениях барона Мюнхгаузена» рассказывается история барона восемнадцатого века, который рассказывает возмутительные, невероятные истории, все из которых, по его утверждению, являются правдой.
- В играх Grand Theft Auto IV и Grand Theft Auto V присутствует агентство под названием FIB, пародия на ФБР , которое, как известно, занимается сокрытием историй, сотрудничеством с преступниками и добычей информации с помощью лжи.
Психология
Утверждается, что способность лгать — это талант, которым люди обладают повсеместно. [55]
Эволюционная теория, предложенная Дарвином, утверждает, что выживут только наиболее приспособленные, и, лгая, мы стремимся улучшить восприятие другими нашего социального имиджа и статуса, способностей и желательности в целом. [56] Исследования показали, что люди начинают лгать уже в возрасте шести месяцев, плача и смеясь, чтобы привлечь внимание. [57]
Научные исследования показали различия в формах лжи в зависимости от пола. Хотя мужчины и женщины лгут с одинаковой частотой, мужчины чаще лгут, чтобы доставить удовольствие себе, а женщины чаще лгут, чтобы доставить удовольствие другим. [58] Предполагается, что люди — это личности, живущие в мире конкуренции и строгих социальных норм, где они могут использовать ложь и обман для повышения шансов на выживание и воспроизводство.
Стереотипно говоря, Дэвид Ливингстон Смит утверждает, что мужчины любят преувеличивать свои сексуальные знания, но избегают тем, которые их унижают, в то время как женщины преуменьшают свои сексуальные знания, чтобы сделать себя более респектабельными и лояльными в глазах мужчин и избежать навешивания ярлыка «женщины». алая женщина». [58]
Люди с болезнью Паркинсона испытывают трудности с обманом других, трудности, связанные с префронтальным гипометаболизмом. Это предполагает наличие связи между способностью к нечестности и целостностью префронтального функционирования. [59]
Фантастическая псевдология — это термин, применяемый психиатрами к привычной или компульсивной лжи. Мифомания – это состояние, при котором наблюдается чрезмерная или ненормальная склонность ко лжи и преувеличениям. [60]
Недавнее исследование показало, что сочинение лжи занимает больше времени, чем сказать правду. [42] Или, как лаконично выразился вождь Джозеф : «Чтобы сказать правду, не нужно много слов». [61]
Некоторые люди, которые не являются убедительными лжецами, искренне верят, что так оно и есть. [62]
Религиозные перспективы
В Библии
содержат утверждения о том , И Ветхий Завет, и Новый Завет Библии что Бог не может лгать и что ложь безнравственна ( Числа 23:19, [63] Метод. 2:3, [64] Иметь. 6:13–18). [65] Тем не менее, есть примеры того, как Бог намеренно приводил врагов в дезориентацию и замешательство, чтобы обеспечить победу ( 2 Фес. 2:11; [66] [67] 3 Царств 22:23; [68] Эти. 14:9). [69]
Различные отрывки Библии содержат обмен мнениями, в которых утверждается, что ложь аморальна и неправильна ( Прит. 6:16–19; Пс. 5:6), ( Лев. 19:11; Прит. 14:5; Прит. 30:6; Соф. 20 : 3:13), ( Ис. 28:15; Дан. 11:27), наиболее известное из Десяти заповедей : «Не произноси лжесвидетельства» ( Исх. 2–17 ; Втор. 5:6). –21 ); Бывший. 23:1; Мэтт. 19:18; Марка 10:19; Луки 18:20 — конкретное упоминание о лжесвидетельстве.
Другие отрывки содержат описательные (не предписывающие) диалоги, в которых ложь была совершена в экстремальных обстоятельствах, связанных с жизнью и смертью. Большинство христианских философов могли бы утверждать, что ложь никогда не приемлема, но даже те, кто праведны в глазах Бога, иногда грешат. В Ветхом Завете рассказы о лжи включают: [70]
- Акушерки лгали о своей неспособности убивать израильских детей. ( Исх. 1:15–21).
- Раав солгала царю Иерихона о сокрытии еврейских соглядатаев ( Нав. 2:4–5) и не была убита вместе с теми, кто был непослушен из-за ее веры (Евр. 11:31).
- Авраам поручил своей жене Сарре ввести в заблуждение египтян и сказать, что она его сестра ( Быт. 12:10). История Авраама была абсолютно правдивой – Сарра была его сводной сестрой – но намеренно вводила в заблуждение, поскольку она была создана для того, чтобы заставить египтян поверить в то, что Сарра не была женой Авраама, поскольку Авраам боялся, что они убьют его, чтобы забрать ее, поскольку она была очень красивой. . [71]
В Новом Завете Иисус называет Дьявола отцом лжи ( Ин. 8:44), а Павел повелевает христианам: «Не лгите друг другу» ( Кол. 3:9; ср. Лев. 19:11). В Судный день нераскаявшиеся лжецы будут наказаны в огненном озере . ( Откр. 21:8; 21:27).
Таксономия Августина
Августин Гиппопотамский написал две книги о лжи: «О лжи» ( De Mendacio ) и «Против лжи» ( Contra Mendacio ). [72] [73] Каждую книгу он описывает в своей более поздней работе Retractationes . Судя по местонахождению Де Мендасио в Retractationes , он, по-видимому, был написан около 395 года нашей эры. Первая работа « О лжи » начинается со слов «Magna quæstio est de Mendacio» («Существует большой вопрос о лжи»). Из его текста можно сделать вывод, что Св. Августин разделил ложь на восемь категорий, перечисленных в порядке убывания серьезности:
- Ложь в религиозном учении
- Ложь, которая вредит другим и никому не помогает
- Ложь, которая вредит другим и помогает кому-то
- Ложь, сказанная ради удовольствия лгать
- Ложь, сказанная для того, чтобы «угодить другим в гладкой беседе»
- Ложь, которая никому не вредит, а кому-то помогает материально
- Ложь, которая никому не вредит, но помогает кому-то духовно
- Ложь, которая никому не вредит и защищает от «телесного осквернения».
Несмотря на различие лжи по внешней строгости, Августин в обоих трактатах утверждает, что всякая ложь, определяемая именно как внешнее сообщение того, что человек не считает внутренне истинным, категорически греховна и, следовательно, этически недопустима. [74]
Августин писал, что ложь, сказанная в шутку или кем-то, кто верит или полагает, что ложь правдива, на самом деле не является ложью. [75]
В буддизме
Четвертая из пяти буддийских заповедей предполагает ложь, произнесенную или совершенную действиями. [76] Частью этой заповеди также считается избегание других форм неправильной речи, включая злобную речь, грубую речь и сплетни. [77] [78] Нарушение предписания считается более серьезным, если ложь мотивирована скрытым мотивом. [76] (а не, например, «маленькая белая ложь»). [79] Сопутствующая добродетель — честность и надежность, [80] [81] и предполагает честность в работе, правдивость по отношению к другим, верность начальству и благодарность благодетелям. [82] В буддийских текстах эта заповедь считается наиболее важной после первой, поскольку считается, что лживый человек не имеет стыда и, следовательно, способен на многие проступки. [83] Лжи следует избегать не только потому, что она вредит другим, но и потому, что она противоречит буддийскому идеалу поиска истины . [79] [84]
Четвертая заповедь включает в себя воздержание от лжи и вредных речей. [85] Некоторые современные буддийские учителя, такие как Тит Нат Хан, интерпретируют это как отказ от распространения ложных новостей и неопределенной информации. [83] Нарушениями также можно считать работу, связанную с манипулированием данными, ложной рекламой или онлайн-мошенничеством. [86] Антрополог Баренд Тервил сообщает, что среди тайских буддистов четвертая заповедь также нарушается, когда люди намекают, преувеличивают или говорят оскорбительно или лживо. [87]
В скандинавском язычестве
В «Гестааттре» , одном из разделов эддической поэмы «Хавамал» , Один утверждает, что желательно, имея дело с «ложным врагом, который лжет», также лгать. [88]
В зороастризме
Зороастр учит, что во вселенной есть две силы; Аша , которая есть истина, порядок и то, что реально, и Друдж , что есть «Ложь». Позже Ложь стала персонифицироваться как Ангра-Майнью , фигура, похожая на христианского Дьявола , который изображался вечным противником Ахура Мазды (Бога).
Геродот , датированном серединой пятого века до нашей эры в своем отчете о персидских жителях Понта , сообщает, что персидских юношей с пятого по двадцатый год обучения обучали трем вещам: «ехать верхом на лошади, натянуть лук и говорить правду». [89] Далее он отмечает, что: [89] «Самая позорная вещь в мире [персы] — это солгать; следующая худшая вещь — иметь долг: потому что, среди прочего, должник вынужден лгать».
В Ахеменидской Персии ложь, драуга (по-авестийски: друдж ), считается серьёзным грехом и в некоторых крайних случаях карается смертью. Таблички, обнаруженные археологами в 1930-е годы [90] на городище Персеполь дают нам достаточные свидетельства о любви и почитании культуры истины в ахеменидский период. На этих табличках записаны имена простых персов, главным образом торговцев и кладовщиков. [91] По словам Стэнли Инслера из Йельского университета , 72 имени чиновников и мелких служащих, найденные на этих табличках, содержат слово «истина» . [92] Таким образом, говорит Инслер, у нас есть Артапана , защитник истины, Артакама , любящий истину, Артамана , правдивый, Артафарна , обладающий великолепием истины, Артазуста , наслаждающийся истиной, Артастуна , столп истины, Артафрида , процветающая истина, и Артахунара , обладающий благородством истины.
Именно Дарий Великий во время своего правления установил «постановление о добрых правилах». Свидетельство Дария о его постоянной борьбе против Лжи можно найти в Бехистунской надписи . Он свидетельствует: [93] «Я не был последователем лжи, я не делал зла... По праведности я вел себя. Ни слабому, ни сильному я не делал зла. Человека, который сотрудничал с моим домом, его я наградил ну; кто так обидел, того я хорошо наказал».
Он просит Ахурамазду , Бога, защитить страну от «(враждебной) армии, от голода, от лжи». [94]
Дарий был занят крупномасштабным восстанием, вспыхнувшим по всей империи. После успешной борьбы с девятью предателями за год Дарий записывает для потомков свои сражения против них и рассказывает нам, как именно Ложь заставила их восстать против империи. В Бехистунской надписи Дарий говорит: "Я поразил их и взял в плен девять царей. Один был по имени Гаумата, маг; он солгал; так он сказал: Я Смердис, сын Кира... Один, по имени Ацина , эламитянин; так он сказал: я царь в Еламе... Некто, по имени Нидинту-Вел, вавилонянин; так он сказал: я Навуходоносор, сын Набонида. Ложь сделала их мятежниками, и эти люди обманули людей». [95] Затем совет своему сыну Ксерксу , который должен стать его преемником на посту великого царя: «Ты, кто будет царем в будущем, энергично защищай себя от лжи; человека, который будет последователем лжи, ты хорошо накажи, если так ты подумай. Пусть моя страна будет в безопасности!» [ нужна ссылка ]
См. также
- Обращение к эмоциям
- Черная пропаганда
- Этика
- Производство (наука)
- Ложная аналогия
- Ложная эквивалентность
- Фальсифицируемость
- Фальсификация знаний
- Ментальная резервация
- Правдоподобное отрицание
- Политика постправды
- Фальсификация предпочтений
- Дилемма заключенного
- Психологическая манипуляция
- Софистика
- Спин (связи с общественностью)
Цитаты
- ^ Карсон, Томас Л. (2012). Ложь и обман: теория и практика . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0199654802 . OCLC 769544997 .
- ^ Махон, Джеймс Эдвин (21 февраля 2008 г.). «Определение лжи и обмана» . Стэнфордская энциклопедия философии . Архивировано из оригинала 18 марта 2019 года . Проверено 29 декабря 2018 г.
- ^ Махон, Джеймс Эдвин (2008). «Два определения лжи». Международный журнал прикладной философии . 22 (2): 211–230. дои : 10.5840/ijap200822216 . ISSN 0739-098X .
- ^ Перейти обратно: а б с Врий, Альдерт; Хартвиг, Мария; Гранхаг, Пер Андерс (4 января 2019 г.). «Чтение лжи: невербальное общение и обман» . Ежегодный обзор психологии . 70 (1): 295–317. doi : 10.1146/annurev-psych-010418-103135 . ISSN 0066-4308 . ПМИД 30609913 . S2CID 58562467 .
- ^ Перейти обратно: а б Циммерман, Лаура (2016). «Обнаружение обмана» . Монитор по психологии . 47 (3). Американская психологическая ассоциация: 46 . Проверено 8 декабря 2021 г.
- ^ Брашье, Надя М.; Марш, Элизабет Дж. (4 января 2020 г.). «Осуждение истины» . Ежегодный обзор психологии . 71 (1): 499–515. doi : 10.1146/annurev-psych-010419-050807 . ISSN 0066-4308 . ПМИД 31514579 . S2CID 202569061 .
- ^ «Worldwidewords.org» . Worldwidewords.org. 13 июня 2009 года. Архивировано из оригинала 7 октября 2010 года . Проверено 10 июля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Dictionary.com. Архивировано 21 апреля 2018 года в Wayback Machine . 7 декабря 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с ChangeMinds.org. Архивировано 9 ноября 2020 г. в Wayback Machine . 9 ноября 2020 г.
- ^ Фу, Генюэ; Эванс, Анджела Д.; Ван, Линфэн; Ли, Канг (июль 2008 г.). «Ложь во имя коллективного блага: исследование развития» . Наука развития . 11 (4): 495–503. дои : 10.1111/j.1467-7687.2008.00695.x . ПМК 2570108 . ПМИД 18576957 .
- ^ Франкфурт, Гарри (2013) [2005]. О ерунде . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0691122946 .
- ^ Перейти обратно: а б Эрикссон, Стефани (2010). Образцы письма в колледже (11-е изд.). Сент-Уортинс: Бедфорд. п. 487 . ISBN 978-0312601522 .
- ^ ОлКотт, Хант и Мэтью Генцкоу. «Социальные сети и фейковые новости на выборах 2016 года». Архивировано 18 октября 2017 года в Wayback Machine Стэнфордского университета . Весна 2017. 7 декабря 2017.
- ^ Друзин, Брайан (2011). «Криминализация лжи: при каких обстоятельствах, если таковые имеются, ложь должна быть признана преступной?» . Журнал уголовного права и криминологии . 101 : 548–550. Архивировано из оригинала 5 октября 2016 года . Проверено 5 октября 2016 г.
- ^ «Определение полуправды Мерриам Вебстер, 1 августа 2007 г.» . Mw.com. 31 августа 2012 года. Архивировано из оригинала 23 декабря 2007 года . Проверено 10 июля 2013 г.
- ^ Джулиус, Энтони, Испытания диаспоры: история антисемитизма в Англии , Оксфорд, Oxford UP, 2010. с. 117.
- ^ Кавиндер, Фред Д. (1985). Книга рекордов Индианы, первых событий и увлекательных фактов . Издательство Университета Индианы. п. 104. ИСБН 0253283205 .
- ^ Мерфи, Кирк, Дыра памяти Дня памяти: после того, как Израиль забывает «Исход», Белый дом забывает «Берега Триполи». Вспомнит ли Обама НАТО? Архивировано 1 ноября 2014 г. в Wayback Machine, 31 мая 2010 г. Firedoglake.com.
- ↑ Вайнштейн, Адам, Дыра памяти чаепития из Невады , 9 июня 2010 г. Архивировано 31 января 2017 г. в Wayback Machine . Мать Джонс .
- ^ Герреро, Л., Андерсон, П., Афифи, В. (2007). Близкие контакты: общение в отношениях (2-е изд.). Лос-Анджелес: Публикации Sage.
- ^ Минклер, Алансон (2011). Честность и согласие: экономика, когда принципы тоже имеют значение . Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета. стр. 78, 128. ISBN. 978-0472116430 .
- ^ Арп, Роберт (2013). Психика и философия . Чикаго: Издательство Open Court. п. 140. ИСБН 978-0812698251 .
- ^ Аруффо, Мэдлин. «Проблемы с благородной ложью». Архивировано 17 мая 2017 года в Wayback Machine Бостонском университете . По состоянию на 4 декабря 2017 г.
- ^ Гердеман, Дина (5 декабря 2016 г.). «Как обмануть других правдивыми заявлениями (это называется «искажать», и это рискованно)» . Рабочие знания HBS . Проверено 18 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дайк CC, Бараноски М, Гриффит Э.Э. (2005). «Патологическая ложь снова» . Журнал Американской академии психиатрии и права . 33 (3): 342–349. ПМИД 16186198 . Архивировано из оригинала 13 января 2013 года . Проверено 6 июля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Дайк, Чарльз К. (1 июня 2008 г.). «Патологическая ложь: симптом или болезнь?» . Психиатрические времена . Том. 25, нет. 7. Архивировано из оригинала 8 марта 2011 года . Проверено 6 июля 2014 г.
- ^ «Термин Батлера Ли, придуманный в Корнелльском университете» . Новости.cornell.edu. 20 декабря 2010 года. Архивировано из оригинала 28 октября 2012 года . Проверено 10 июля 2013 г.
- ^ Битти, Джеффри; Самуэльсон, Сьюзен (2007). Книги Cengage Advantage: Основы делового права . Cengage Обучение. п. 293. ИСБН 978-0324537123 .
- ^ Реестр Найлза , 13 июня 1829 г.
- ^ Сделки Сельскохозяйственного общества штата Нью-Йорк , том 19, 1859 г., стр. 230.
- ^ «Терапевтические фибы: что это такое и почему с ними все в порядке» . Проверено 14 мая 2024 г.
- ^ Microsoft Encarta , « слова ласки . Архивировано 4 июня 2011 г. в Wayback Machine . »
- ^ «Определение «белой лжи» » . Лексико . Архивировано из оригинала 18 апреля 2020 года . Проверено 12 марта 2020 г.
- ^ «Белая ложь» . Кембриджский словарь . Архивировано из оригинала 5 сентября 2019 года . Проверено 12 марта 2020 г.
- ^ «Определение «белой лжи» » . словарь.com . Архивировано из оригинала 28 октября 2019 года . Проверено 12 марта 2020 г.
- ^ «Будьте честны: маленькая белая ложь более вредна, чем вы думаете | Идеи для психики» . Психика . Проверено 14 июня 2023 г.
- ^ Тимашев, Николай Сергеевич. «Введение в социологию права». Гугл Книги . 7 декабря 2017 г.
- ^ Арендт, Ханна. «Ханна Арендт: Из интервью». Архивировано 1 декабря 2017 года в Wayback Machine The New York Review of Books . Выпуск от 26 октября 1978 года. 30 ноября 2017 г.
- ^ Сейгел, Джессика (25 марта 2021 г.). «Правда о лжи» . Знающий журнал . doi : 10.1146/knowable-032421-1 . S2CID 235563235 . Проверено 8 декабря 2021 г.
- ^ Конти, Алли. «Являются ли тесты на детекторе лжи полной чушью?» Архивировано 8 декабря 2017 года в Wayback Machine VICE . 17 ноября 2014 г. 7 декабря 2017 г.
- ^ Уильямс, Эмма Дж.; Льюис А. Ботт; Джон Патрик; Майкл Б. Льюис (3 апреля 2013 г.). «Ложь: неудержимая правда?» . ПЛОС ОДИН . 8 (4): е60713. Бибкод : 2013PLoSO...860713W . дои : 10.1371/journal.pone.0060713 . ПМК 3616109 . ПМИД 23573277 .
- ^ Перейти обратно: а б Рой Бритт, «Ложь занимает больше времени, чем правда», LiveScience.com, 26 января 2009 г., найдено по адресу [1]. Архивировано 3 июля 2012 г. в Wayback Machine . По состоянию на 27 ноября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Арджуна, Т. «Вести жизнь во лжи» . Мы можем поговорить? Т. Арджуна . Воскресный обозреватель . Архивировано из оригинала 11 февраля 2012 года . Проверено 10 июля 2012 г. | в Шри-Ланке , февраль 2012 г. в Sunday Observer Статья о лжи
- ^ Как принимать правильные решения и всегда быть правыми , (2008), Иэн Кинг, с. 148.
- ^ «Почему мы обманываем» . Думать! (Подкаст). КЕРА . 17 ноября 2021 г. (около 5:00)
- ^ Как принимать правильные решения и всегда быть правыми , (2008), Иэн Кинг, с. 147.
- ^ «Недоверие обманщика: клевета как следствие нераскрытого обмана» (1998), Брэд Дж. Сагарин, Келтон против Л. Роадса, Роберт Б. Чалдини.
- ^ Гехтер, С.; Шульц, Дж. Ф. (2016). «Внутренняя честность и распространенность нарушений правил в обществе» . Природа . 531 (7595): 496–499. Бибкод : 2016Natur.531..496G . дои : 10.1038/nature17160 . ПМЦ 4817241 . ПМИД 26958830 .
- ^ Хэнли, Элизабет (4 июля 2004 г.). «Слушаю Коко» (PDF) . Журнал Commonweal : 16. Архивировано (PDF) из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 7 июля 2014 г.
- ↑ «Killdeer» . Архивировано 28 июня 2011 года в Wayback Machine . Департамент природных ресурсов штата Огайо. Проверено 1 марта 2011 г.
- ^ «Руководство по рейтинговой шкале проверки фактов Washington Post» . Voices.washingtonpost.com. 29 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 30 ноября 2011 года . Проверено 3 января 2012 г.
- ^ 1620 Т. Шелтон тр. Дон Кихот Сервантеса II. XXI. Любовь и война — одно. Для достижения желаемой цели законно использовать уловки и уловки .
- ^ 1578 Lyly Euphues I. 236 Любое нечестие может быть законно совершено в любви, что является беззаконием.
- ^ Макиавелли, Никколо, Принц, гл. 18
- ^ Бхаттачарджи, Юдхиджит. «Почему мы лжем: наука, лежащая в основе наших обманных методов». Архивировано 7 декабря 2017 года в Wayback Machine National Geographic .
- ^ «Что такое теория эволюции Дарвина?» . LiveScience.com . Архивировано из оригинала 2 октября 2015 года . Проверено 12 октября 2015 г.
- ^ «Почему мы лжем?» . Психология сегодня . Проверено 12 октября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Смит, Дэвид Ливингстон. «Прирожденные лжецы» .
- ^ Абэ, Н.; Фуджи, Т.; Хираяма, К.; Такеда, А.; Хосокай, Ю.; Ишиока, Т.; Нисио, Ю.; Сузуки, К.; Итояма, Ю.; Такахаши, С.; Фукуда, Х.; Мори, Э. (2009). «Есть ли у пациентов с паркинсонизмом проблемы с ложью? Нейробиологическая основа обманчивого поведения» . Мозг . 132 (5): 1386–1395. дои : 10.1093/brain/awp052 . ПМК 2677797 . ПМИД 19339257 .
- ^ «Мерриам – Вебстер.com» . Merriam-webster.com. 31 августа 2012 года. Архивировано из оригинала 19 февраля 2010 года . Проверено 10 июля 2013 г.
- ^ «People.tribe.net» . People.tribe.net. 19 августа 2007 года. Архивировано из оригинала 30 мая 2013 года . Проверено 10 июля 2013 г.
- ^ Горюй, Рэйчел; Хейс, Джордана (1 января 2013 г.). «Оценивается ли способность обманывать = способности обманывать? Прогностическая достоверность воспринимаемой способности обманывать (PATD) масштабируется» . Личность и индивидуальные различия . 54 (2): 311–314. дои : 10.1016/j.paid.2012.09.001 .
- ^ «Числ. 23:19» . Biblegateway.com. Архивировано из оригинала 11 июля 2019 года . Проверено 10 июля 2013 г.
- ^ «Авв. 2:3» . Библия.cc. Архивировано из оригинала 14 августа 2011 года . Проверено 10 июля 2013 г.
- ^ «Евр. 6:13–18» . Soundofgrace.com. 10 ноября 1996 года. Архивировано из оригинала 17 октября 2010 года . Проверено 10 июля 2013 г.
- ^ «2 Фес. 2:11» . Biblegateway.com. Архивировано из оригинала 23 ноября 2018 года . Проверено 10 июля 2013 г.
- ^ «2 Фес. 2:11» . Biblegateway.com. Архивировано из оригинала 23 ноября 2018 года . Проверено 10 июля 2013 г.
- ^ «3 Царств 22:23» . Библия.cc. Архивировано из оригинала 15 мая 2011 года . Проверено 10 июля 2013 г.
- ^ «Иезек. 14:9» . Библия.cc. Архивировано из оригинала 22 ноября 2011 года . Проверено 10 июля 2013 г.
- ^ См. также: О'Нил, Барри. (2003). «Формальная система понимания лжи и обмана». Архивировано 28 февраля 2008 г. в Wayback Machine Revision выступления на Иерусалимской конференции по библейской экономике, июнь 2000 г.
- ^ «Бытие 12:11 – «Когда он собирался войти в Египет, он сказал Саре, жене своей: я знаю, что ты женщина»» . ESVBible.org . Проверено 10 июля 2013 г.
- ^ Святой Августин (2002). Деферрари, Рой Дж. (ред.). Трактаты на различные темы . Перевод Мэри Сары Малдауни (1-е переиздание PBK). Нью-Йорк: Издательство Католического университета Америки. ISBN 978-0813213200 . Архивировано из оригинала 3 февраля 2017 года . Проверено 3 февраля 2016 г.
- ^ Шафф, Филип (1887). Избранная библиотека никейских и постникейских отцов христианской церкви: Св. Августин: О Святой Троице. Доктринальные трактаты. Моральные трактаты . Компания христианской литературы.
- ^ «Отцы церкви: О лжи (Святой Августин)» . Архивировано из оригинала 26 сентября 2010 года . Проверено 30 декабря 2016 г.
- ^ Имре, Роберт; Муни, Т. Брайан; Кларк, Бенджамин (2008). Ответ на терроризм: политические, философские и правовые перспективы (под ред. [Online-Ausg.]). Олдершот, Хэмпшир, Англия: Эшгейт. ISBN 978-0754672777 . Архивировано из оригинала 3 февраля 2017 года . Проверено 3 февраля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Лиман, Оливер (2000). Восточная философия: ключевые материалы для чтения (PDF) . Рутледж . п. 140. ИСБН 978-0-415-17357-5 . Архивировано (PDF) из оригинала 8 августа 2017 года.
- ^ Сигалл, Сет Роберт (2003). «Практика психотерапии как буддийская практика». В Сигалле, Сет Роберт (ред.). Встреча с буддизмом: западная психология и буддийские учения . Издательство Государственного университета Нью-Йорка . п. 169. ИСБН 978-0-7914-8679-5 .
- ^ Харви 2000 , стр. 74, 76.
- ^ Перейти обратно: а б Харви 2000 , с. 75.
- ^ Козорт, Дэниел (2015). «Этика» . В Пауэрсе, Джон (ред.). Буддийский мир . Рутледж . ISBN 978-1-317-42016-3 .
- ^ Харви 2000 , с. 68.
- ^ Вода 2002 , с. 3.
- ^ Перейти обратно: а б Харви 2000 , с. 74.
- ^ Вода 2002 , с. 295.
- ^ Пауэрс, Джон (2013). Краткая энциклопедия буддизма . Публикации Oneworld . ISBN 978-1-78074-476-6 .
- ^ Йохансен, Барри-Крейг П.; Гопалакришна, Д. (21 июля 2016 г.). «Буддийский взгляд на обучение взрослых на рабочем месте». Достижения в развитии человеческих ресурсов . 8 (3): 342. дои : 10.1177/1523422306288426 . S2CID 145131162 .
- ^ Тервиль, Баренд Ян (2012). Монахи и магия: новый взгляд на классическое исследование религиозных церемоний в Таиланде (PDF) . Северный институт азиатских исследований . п. 183. ИСБН 978-8776941017 . Архивировано (PDF) из оригинала 19 августа 2018 г.
- ^ «VTA.gamall-steinn.org» . VTA.gamall-steinn.org. Архивировано из оригинала 12 сентября 2005 года . Проверено 10 июля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Геродот (2009). Истории . Перевод Джорджа Роулинсона. Digireads.Com. стр. 43–44. ISBN 978-1420933055 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Гаррисон, Марк Б.; Рут, Маргарет К. (2001). Печати на укреплительных табличках Персеполя, Том 1. Изображения героической встречи (ОИП 117) . Чикаго: Интернет-публикации Восточного института. Архивировано из оригинала 5 января 2007 года . Проверено 9 января 2007 .
- ^ Дандамаев, Мухаммад (2002). «Персепольские эламитские таблички» . Энциклопедия Ираника . Архивировано из оригинала 21 января 2012 года . Проверено 1 ноября 2013 г.
- ^ Инслер, Стэнли (1975). «Любовь к истине в Древнем Иране» . Архивировано из оригинала 5 мая 2007 года . Проверено 9 января 2007 . В Инслер, Стэнли; Дюшен-Гиймен, Ж., ред. (1975). Гаты Заратустры (Acta Ираника 8) . Льеж: Брилл.
- ^ Брайан Карр; Брайан Карр; Индира Махалингам (1997). Companino Энциклопедия азиатской философии Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0415035354 .
- ^ Надпись DPd, строки 12–24: «Царь Дарий говорит: Пусть Ахурамазда принесет мне помощь с богами царского дома; и пусть Ахурамазда защитит эту страну от (враждебной) армии, от голода, от лжи! Пусть в этой стране не придет ни армия, ни голод, ни Ложь; об этом я молюсь как о благом от Ахурамазды вместе с богами царского дома. Это благо может дать мне Ахурамазда вместе с богами царского дома».
- ^ «Дариус, Бехиштан (ДБ), столбец 1» . Архивировано из оригинала 19 июля 2017 года . Проверено 27 июля 2015 г. От Кент, Роланд Г. (1953). Древнеперсидский: Грамматика, тексты, лексика . Нью-Хейвен: Американское восточное общество.
Общие и цитируемые источники
- Харви, Питер (2000). Введение в буддийскую этику: основы, ценности и проблемы (PDF) . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-511-07584-1 . Архивировано из оригинала (PDF) 12 апреля 2019 года . Проверено 24 августа 2018 г.
- Вай, Морис Ньюнт (2002). Панчасила и католическое моральное учение: моральные принципы как выражение духовного опыта в буддизме и христианстве Тхеравады . Григорианский библейский книжный магазин. ISBN 978-8876529207 .
Дальнейшее чтение
- Адлер, Дж. Э. «Ложь, обман или ложное обвинение», Journal of Philosophy , Vol. 94 (1997), 435–452.
- Фома Аквинский, Св. Т. «Вопрос 110: Ложь», в Summa Theologiae (II.II), Vol. 41, Достоинства справедливости в человеческом сообществе (Лондон, 1972).
- Августин, Св. «О лжи» и «Против лжи», в издании Р. Дж. Деферрари, « Трактаты на различные темы» (Нью-Йорк, 1952).
- Бок, С. Ложь: моральный выбор в общественной и частной жизни , 2-е изд. (Нью-Йорк, 1989).
- Карсон, Томас Л. (2006). «Определение лжи». Нус . 40 (2): 284–306. дои : 10.1111/j.0029-4624.2006.00610.x . S2CID 143729366 .
- Чисхолм, РМ; Фихан, Т.Д. (1977). «Намерение обмануть». Журнал философии . 74 (3): 143–159. дои : 10.2307/2025605 . JSTOR 2025605 .
- Дэвидс, PH; Брюс, Ф.Ф.; Браух, М.Т. и В.К. Кайзер, Жесткие высказывания Библии (InterVarsity Press, 1996).
- Денери, Даллас Дж. II. Дьявол побеждает: история лжи от Эдемского сада до Просвещения (Princeton University Press; 2014) 352 страницы; Использует религиозные, философские, литературные и другие источники для изучения лжи с точки зрения Бога, Дьявола, теологов, придворных и женщин.
- Фаллис, Дон (2009). «Что такое ложь?». Журнал философии . 106 (1): 29–56. дои : 10.5840/jphil200910612 . ССНР 1601034 .
- Франкфурт, HG «Самая слабая страсть», в книге « Необходимость, воля и любовь» (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 1999).
- Хаусман, Карл , «Ложь, которой мы живем» (Нью-Йорк: Routledge, 2000).
- Кант, И. Основы метафизики морали , «Метафизика морали» и « О предполагаемом праве лгать из филантропии », в книге Иммануила Канта, «Практическая философия» , под ред. Мэри Грегор и Аллен В. Вуд (Кембридж: CUP, 1986).
- Лакофф, Джордж, Не думайте о слоне (Chelsea Green Publishing, 2004).
- Лесли И. Прирожденные лжецы: почему мы не можем жить без обмана (2011)
- Махон, Дж. Э. « Кант о лжи, откровенности и скрытности », Kantian Review , Vol. 7 (2003), 101–133.
- Махон, Дж. Э., « Ложь », Философская энциклопедия , 2-е изд., Том. 5 (Фармингтон-Хиллз, Мичиган: Macmillan Reference, 2006), 618–619.
- Махон, Дж. Э. « Кант и совершенная обязанность не лгать перед другими », Британский журнал истории философии , Vol. 14, № 4 (2006), 653–685.
- Махон, Дж. Э. « Кант и Мария фон Герберт: скрытность против обмана », Philosophy , Vol. 81, № 3 (2006), 417–444.
- Маннисон, Д.С. «Ложь и ложь», Австралазийский философский журнал , Vol. 47 (1969), 132–144.
- Мо II, Томас Х. (1 апреля 1991 г.). «Наука/Медицина: Ложь, которая связывает: Обманывают почти все виды: Жизнь: Обман не только полезен, говорят эксперты, он часто является необходимостью, позволяющей организмам выжить» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 11 марта 2021 г.
- Маунт, Фердинанд , «Безжалостный и беспощадный» (рецензия на книгу Питера Оборн , «Нападка на истину: Борис Джонсон, Дональд Трамп и появление нового морального варварства» , Саймон и Шустер, 2021, ISBN 978-1398501003 , 192 стр.; и Колин Кидд и Жаклин Роуз , ред., Политические советы: прошлое, настоящее и будущее , IB Tauris, 2021, ISBN 978-1838600044 , 240 стр.), London Review of Books , vol. 43, нет. 9 (6 мая 2021 г.), стр. 3, 5–8.
- Сиглер, Ф.А. «Ложь», American Philosophical Quarterly , Vol. 3 (1966), 128–136.
- Соренсен, Рой (2007). «Наглая ложь! Ложь без намерения обмануть». Тихоокеанский философский ежеквартальный журнал . 88 (2): 251–264. дои : 10.1111/j.1468-0114.2007.00290.x .
- Стокке, Андреас (2013). «Ложь и утверждение». Журнал философии . 110 (1): 33–60. дои : 10.5840/jphil2013110144 . ССНР 1601034 .
- Маргарет Талбот (2007). «Обманули. Может ли сканирование мозга выявить ложь?» . Житель Нью-Йорка , 2 июля 2007 г.
Внешние ссылки
- Райнс, Джордж Эдвин, изд. (1920). Американская энциклопедия . .