Чушь собачья
Bullshit (также чушь или чушь ) — распространенное английское ругательство , которое можно сократить до эвфемизма Bull или инициализма B.S. В британском английском « болваны » — сравнимое ругательство. В основном это жаргонный термин и ненормативная лексика , означающая « ерунда », особенно в качестве упрека в ответ на сообщение или действия, рассматриваемые как вводящие в заблуждение , вводящие в заблуждение, неискренние, несправедливые или ложные. Как и многие ругательства, этот термин может использоваться как междометие или как многие другие части речи и может нести широкий спектр значений . Человека, который преуспевает в сообщении чепухи на определенную тему, иногда называют «художником ерунды», а не «лжецом». [1]
В философии и психологии познания термин «чушь» иногда используется для обозначения утверждений, сделанных без особой заботы об истине, ясности или значении, что отличает «чушь» от преднамеренной манипулятивной лжи , призванной исказить истину. [2] В бизнесе и менеджменте предлагаются рекомендации по пониманию, распознаванию, принятию мер и предотвращению чуши для подавления производства и распространения этой формы искажения фактов на рабочем месте, в средствах массовой информации и обществе. [3] В организациях чушь считается социальной практикой, которой люди занимаются, чтобы стать частью речевого сообщества, добиться успеха в этом сообществе и укрепить свою идентичность. [4] Исследования также разработали Шкалу восприятия организационной ерунды (OBPS), которая выявляет три фактора организационной ерунды (уважение к правде, отношение к начальнику и язык ерунды), которые можно использовать для оценки восприятия масштабов организационной ерунды, существующей на рабочем месте. [5]
Это слово обычно используется в уничижительном смысле, но оно может подразумевать определенную степень уважения к языковым навыкам или легкомыслие, а также различные другие мягкие значения. В философии , среди других Гарри Франкфурт , проанализировал концепцию чуши как связанную с ложью, но в отличие от нее ; [6] лжец говорит неправду, а болтун стремится произвести о себе определенное впечатление, не заботясь о том, правда ли вообще что-либо — возможно, так оно и есть. [7]
В качестве восклицания «Чёрт!» передает определенную степень неудовлетворенности чем-то или кем-то, но это использование не обязательно должно быть комментарием по поводу истинности вопроса.
Этимология
Слово «бык», означающее «ерунда», датируется 17 веком, а термин «ерунда» использовался еще в 1915 году в британском языке. [8] и американский [9] сленг и вошёл в популярное употребление только во время Второй мировой войны . Само слово «бык», возможно, произошло от старофранцузского bole , что означает «мошенничество, обман». [9] Термин «дерьмо» является почти синонимом. Иногда используемый южноафриканский английский эквивалент, хотя и более распространенный в австралийском сленге , — это « бычья пыль ».
Хотя подтвержденной этимологической связи нет, эти старые значения являются синонимами современного выражения «бык», которое обычно рассматривается и используется как сокращение слова «ерунда».
Другое предположение, по мнению лексикографа Эрика Партриджа , состоит в том, что этот термин был популяризирован австралийскими и новозеландскими войсками примерно с 1916 года, прибывшими на фронт во время Первой мировой войны. Партридж утверждает, что британские командиры делали упор на быке ; то есть внимание к видимости, даже когда она была помехой для ведения войны. Диггеры это якобы высмеивали британцев, называя чушью . [10]
В философии истины и риторике
Утверждения фактов
«Чушь собачья» обычно используется для описания заявлений людей, которых больше волнует реакция аудитории, чем правдивость и точность. В одном известном случае само это слово было частью скандальной рекламы. Во время президентской кампании в США 1980 года кандидат Гражданской партии от Барри Коммонер запустил радиорекламу, которая начиналась с восклицания актера: «Чушь чушь! Картер , Рейган и Андерсон , это все чушь!» NBC отказалась показывать рекламу из-за использования ненормативной лексики, но кампания Коммонера успешно обратилась в Федеральную комиссию по связи с просьбой разрешить показ рекламы без редактирования. [11]
Концепция Гарри Франкфурта
В своем эссе «О чуши» (первоначально написанном в 1986 году и опубликованном в виде монографии в 2005 году) философ Гарри Франкфурт из Принстонского университета характеризует чушь как форму лжи, отличную от лжи. Лжец, считает Франкфурт, знает правду и заботится о ней, но намеренно пытается ввести в заблуждение вместо того, чтобы сказать правду. «Чушь», напротив, не заботится об истине и стремится лишь «манипулировать мнениями и отношениями тех, с кем говорит»: [12] [13]
Невозможно солгать, если он не думает, что знает правду. Производство чуши не требует такой убежденности. Человек, который лжет, тем самым отвечает на правду, и в такой степени он уважает ее. Когда говорит честный человек, он говорит только то, что считает правдой; и для лжеца соответственно необходимо, чтобы он считал свои утверждения ложными. Однако для болтуна все эти ставки неверны: он не на стороне истины и не на стороне лжи. Его взгляд вообще не обращен на факты, как глаза честного человека и лжеца, за исключением тех случаев, когда они могут иметь отношение к его интересу избежать наказания за то, что он говорит. Его не волнует, правильно ли то, что он говорит, описывает реальность. Он просто выбирает их или придумывает в соответствии со своей целью.
Франкфурт связывает этот анализ чуши с пренебрежением Людвига Витгенштейна к «бессмысленным» разговорам и с популярной концепцией «бычьей сессии», на которой ораторы могут опробовать необычные взгляды без каких-либо обязательств. Он возлагает вину за преобладание «чуши» в современном обществе на растущее (в то время) влияние постмодернизма и антиреализма в академических кругах. [12] а также ситуации, в которых люди должны говорить или высказывать свое мнение без надлежащего знания предмета.
В своей последующей книге 2006 года « О правде » Франкфурт уточнил и обновил свое определение чуши: [12]
Я утверждал, что чушь, хотя и заявляет, что занимается просто передачей информации, вообще не занимается этим предприятием. Вместо этого, и это наиболее важно, они являются мошенниками и обманщиками, которые пытаются с помощью своих слов манипулировать мнениями и отношениями тех, с кем они говорят. Поэтому в первую очередь их волнует, эффективно ли то, что они говорят, для осуществления этой манипуляции. Соответственно, им более или менее безразлично, правда или ложь то, что они говорят. (стр. 3-4)
Некоторые политические обозреватели отметили, что концепция чуши Франкфурта дает представление о политических кампаниях. [14] Джеральд Коэн в книге «Глубже в чушь» противопоставил вид «чуши», которую описывает Франкфурт, типу, который он называл «неразъясняемой неясностью» (т. е. бессмысленным дискурсом, представленным как связный и искренний, но неспособным быть осмысленным). Коэн отмечает, что такого рода чушь может производиться как случайно, так и намеренно, но особенно распространена в академических кругах (то, что он называет «академической чушью»). По мнению Коэна, искренний человек может быть склонен непреднамеренно выдать большое количество чепухи или быть обманутым и невинно повторять чушь без намерения обмануть других. Однако он определил «аим-чушь» как тех, кто намеренно создает «неразъясняемую неясность» (т. е. чушь Коэна) в ситуациях, «когда у них есть причины желать, чтобы то, что они говорят, было неразборчивым, например, для того, чтобы произвести впечатление или с целью дать ложное обоснование иска» (стр. 133). [15]
Коэн приводит в пример Алана Сокала книгу «Преодоление границ» как часть преднамеренной чуши (т.е. «прицельной чуши»). Действительно, цель Сокаля при его создании заключалась в том, чтобы показать, что «постмодернистские» редакторы, принявшие его статью к публикации, не могли отличить бессмыслицу от смысла, и тем самым подразумевая, что их область деятельности была «чушью ерунды».
Другое применение концепции чуши Франкфурта касается генеративного искусственного интеллекта . Утверждалось, что результаты ChatGPT и подобных программ следует рассматривать как чушь. [16] Это, в частности, является ответом на терминологию (см. Галлюцинации (искусственный интеллект) ), которая использовалась для описания случаев, когда ChatGPT произносил ложь (например, придумывал ссылки).
Теория Дэвида Гребера о бредовой работе в современной экономике
В книге антрополога Дэвида Гребера « Бредовая работа: теория» доказывается существование и социальный вред бессмысленных рабочих мест. Он утверждает, что более половины общественной работы бессмысленно и становится психологически разрушительным. [17]
Образование и рассуждения как прививка от чуши
Закон Брандолини , также известный как «принцип асимметрии чуши», гласит, что «количество энергии, необходимое для опровержения чуши, на порядок больше, чем то, что необходимо для ее производства». Этот трюизм подчеркивает, что, хотя битва с дезинформацией в целом должна вестись «лицом к лицу», более масштабную войну против веры в дезинформацию невозможно выиграть без предотвращения. Как только люди устоялись по-своему, их убеждения, как известно, очень трудно изменить. Создание иммунитета против ложных убеждений в первую очередь является более эффективной долгосрочной стратегией. [6] [18]
Почти за 20 лет до доктора Франкфурта профессор Нью-Йоркского университета Нил Постман выступил с докладом под названием «Чушь и искусство обнаружения чуши» на Национальном съезде учителей английского языка 1969 года в Вашингтоне, округ Колумбия. Он начал с того, что сказал своей аудитории, что «помощь детям активировать детекторы дерьма должна иметь приоритет над любой другой законной образовательной целью».
Биолог из Вашингтонского университета Карл Бергстром и профессор Джевин Уэст начали в колледже курс «Назвать чушь: рассуждение о данных в цифровом мире». [19] Затем они запустили сайт Calling Bullshit и опубликовали книгу с таким же названием.
Как объект психологического исследования
Хотя в прошлом предпринимались попытки рассмотреть чушь и чушь с научной точки зрения, [20] она не привлекала внимания ученых-когнитивистов как законная область исследований до 2015 года, когда доктор Гордон Пенникук (в то время еще аспирант) и его коллеги из Университета Ватерлоо разработали «Шкалу восприимчивости к чуши» (BSR), опросник. разработанный для количественной оценки восприимчивости к определенному виду чуши, которую они назвали «псевдоглубокой чушью». [6] Развитие РБМ привело к тому, что Пенникук и его коллеги получили Шнобелевскую премию 2016 года (за мир ).
Дальнейшие исследования психологов Университета Уэйк Форест нашли доказательства, подтверждающие идею Франкфурта о том, что человек с большей вероятностью будет заниматься чушью, когда он чувствует социальное давление, требующее высказать свое мнение, и чувствует, что ему дадут социальный «пропуск», чтобы избежать наказания за это. . [21] Действительно, некоторые предполагают, что социальные сети предлагают прекрасную среду для чуши, поскольку они сочетают в себе социальное давление, заставляющее высказывать свое мнение по широкому кругу тем, а также анонимность, которая, возможно, обеспечивает социальный «проход». По мнению исследователей из Королевского университета в Белфасте (2008 г.): «наряду с повсеместной и разобщенной экосистемой социальных сетей и высоким уровнем погружения в Интернет, общественная жизнь предоставляет множество возможностей для чуши и лжи в таких масштабах, которые мы едва ли могли себе представить 30 лет назад». [22]
Совсем недавно исследователи определили тип эффекта Даннинга-Крюгера для восприимчивости к чуши, названный « слепое пятно чуши ». [23] Исследователи обнаружили, что те, кто хуже всего распознавал чушь, не только были чрезмерно самоуверенны в своих способностях обнаруживать чушь, но и считали, что они обнаруживают ее лучше, чем средний человек (т. е. у них есть «слепое пятно» чуши). И наоборот, те, кто лучше всех распознавал чушь, не только не были уверены в своих силах, но и считали, что обнаруживают ее несколько хуже, чем средний человек. Исследователи назвали эту предвзятость неуверенности среди высокоэффективных людей « чушь слепой ». [24]
Учитывая, что большая часть ранних научных работ по ерунде была сосредоточена на тех, кто с большей вероятностью на нее попадется (т. е. на «чушь чушь»), некоторые исследователи обратили свое внимание на изучение тех, кто с большей вероятностью будет ее производить (т. е. на «чушь ерунду»). . Например, в 2021 году исследовательская группа из Университета Ватерлоо разработала «Шкалу частоты чуши» (BSF), которая измеряет два типа чуши: «убедительную» и «уклончивую». [25] Они определили «убедительную чушь» как риторическую стратегию, направленную на то, чтобы произвести впечатление, убедить или иным образом приспособиться к другим путем вранья о своих знаниях, идеях, отношениях, навыках или компетентности. «Уклончивая чушь» относится к уклончивой риторической стратегии, при которой человек предоставляет «не относящиеся к делу истины» в ответ на вопросы, тогда как прямые ответы могут привести к нанесению репутационного ущерба себе или другим. [26]
Основываясь на этих выводах, исследователи также проверили известную поговорку о том, что «нельзя врать ерунде». Для этого они исследовали связь между оценками по шкале частоты чуши (BSF) и показателями восприимчивости к псевдоглубокой чуши, псевдонаучной чуши и фейковым новостям. Они обнаружили, что более высокие баллы за «убедительную чушь» положительно предсказывают оценки для всех трех типов «восприимчивости к чуши». Другими словами, те, кто с наибольшей вероятностью будет убедительно врать чушь другим, в свою очередь, с большей вероятностью поверят в убедительную чушь, а это означает, что вы действительно можете врать чушь чушь в конце концов. [27] [28]
На повседневном языке
За пределами академического мира, среди естественных носителей североамериканского английского , в качестве междометия или прилагательного чушь выражает общее недовольство, возражение или указывает на несправедливость внутри некоторого положения дел. Благодаря этому разговорному использованию слова «ерунда», которое началось в 20 веке, «чушь собачья» не дает оценки истинности чужого дискурса. Он просто обозначает то, что говорящему не нравится и что он не может изменить. [29]
В разговорном английском языке Бостона , слово «ерунда» может использоваться как прилагательное, чтобы сообщить, что кто- то , штат Массачусетс злится или расстроен, например: «Я вел ужасную чушь после того, как кто-то припарковался на моем месте». [30]
В популярной культуре
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Август 2022 г. ) |
- Телесериал Showtime » «Пенн и Теллер: Чушь собачья! развенчивает многие распространенные убеждения и часто критикует комментарии конкретных людей. Пенн Джиллетт заявил, что это имя было выбрано потому, что на вас могут подать в суд за то, что вы говорите, что кто-то лжец, но не в том случае, если вы скажете, что он говорит чушь.
- о распространена шутка В Channel 4 сериале «Последний этап» том, что у ведущего Адама Хиллса на столе есть несколько «ерундовых кнопок», которые нажимаются всякий раз, когда происходит соответствующее событие. При этом акустическая система проиграет слово «ерунда». [31] Обычно они запрограммированы голосами знаменитостей. [32] за исключением «Народной чуши», которая запрограммирована коллективными голосами прошлой аудитории. [33]
- Деревянные версии « Бута Архимеда» продаются как новинка под названием «измельчители ерунды» .
- Американская компания по производству спортивной одежды NoBull использует эту фразу в своем названии.
- Новинка чашки
- Новинка сумка
См. также
- Модное слово «бинго» , также известное как «ерундовое бинго».
- Куриное дерьмо
- конфабуляция
- Фейковые новости
- Гиш галопом
- Святая корова
- обман
- Даже не неправильно
- Священная корова
- Шибай
- небылица
- Враньо
- Вафля (речь)
Ссылки
Примечания
- ^ Хир, Джит (01 декабря 2015 г.). «Дональд Трамп не лжец» . Новая Республика . Проверено 13 марта 2022 г.
- ^ «О приеме и обнаружении псевдоглубокой чуши» , Гордон Пенникук, Джеймс Аллан Чейн, Натаниэль Барр, Дерек Дж. Келер, Джонатан А. Фугелсанг. Суждение и принятие решений, Vol. 10, № 6, ноябрь 2015 г., стр. 549–563.
- ^ Маккарти, Ян П.; Ханна, Дэвид; Питт, Лейланд Ф.; Маккарти, Джейн М. (01 мая 2020 г.). «Противостояние безразличию к истине: борьба с чушью на рабочем месте» . Горизонты бизнеса . 63 (3): 253–263. дои : 10.1016/j.bushor.2020.01.001 . ISSN 0007-6813 . S2CID 214037079 .
- ^ Спайсер, Андре (4 июня 2020 г.). «Игра в чушь: как пустая и вводящая в заблуждение коммуникация захватывает организации» . Теория организации . 1 (2). дои : 10.1177/2631787720929704 .
- ^ Феррейра, Кейтлин; Ханна, Дэвид; Маккарти, Ян; Питт, Лейланд; Фергюсон, Сара Лорд (3 декабря 2020 г.). «Это место полно этого: к шкале восприятия организационной чуши». Психологические отчеты . 125 (1): 448–463. дои : 10.1177/0033294120978162 . ПМИД 33269982 . S2CID 227260056 .
- ^ Перейти обратно: а б с Пьер, Джо (февраль 2020 г.). «Психология чуши» . Психология сегодня . Издательство Сассекс . Проверено 31 марта 2022 г.
- ^ Франкфурт, Гарри Г. (30 января 2005 г.). О ерунде . Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691122946 . Проверено 13 мая 2022 г.
- ^ Краткий Оксфордский словарь английского языка [ нужны разъяснения ]
- ^ Перейти обратно: а б «Онлайн-этимологический словарь» . Этимонлайн.com . Проверено 12 ноября 2011 г.
- ^ Питер Хартчер (06 ноября 2012 г.). «США смотрят вниз, чтобы остановить гниение опросов» . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 5 ноября 2013 г.
- ^ Пол Сигел (2007). Закон о коммуникации в Америке . Пол Сигел. стр. 507–508. ISBN 978-0-7425-5387-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с Франкфурт, Гарри (2006). О Истине . Кнопф. ISBN 9780307264220 .
- ^ «Гарри Франкфурт о ерунде» . Архивировано из оригинала 8 марта 2005 г. Проверено 5 ноября 2013 г.
- ^ Шафер, Джек (24 декабря 2015 г.), «Пределы проверки фактов» , журнал Politico Magazine , дата обращения 10 января 2016 г.
- ^ Коэн, Джорджия (2002). «Глубже в чушь». Первоначально появилось в книге Басса и Овертона под ред. «Контуры агентства: темы из философии Гарри Франкфурта» . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. Перепечатано в журналах Hardcastle and Reich, Bullshit and Philosophy (Чикаго: Open Court, 2006). ISBN 0-8126-9611-5 .
- ^ Хикс, Майкл; Хамфрис, Джеймс; Слейтер, Джо (8 июня 2024 г.). «ChatGPT — это чушь» . Этика и информационные технологии . 26 (38). дои : 10.1007/s10676-024-09775-5 .
- ^ Гребер, Дэвид (15 мая 2018 г.). Чушь-работа: теория (1-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 978-1-5011-4331-1 .
- ^ Макмиллан, Томас (26 июня 2017 г.). «Руководство для начинающих по вызову BS» . Журнал Нью-Йорк, The Cut . ВОКС Медиа, ООО . Проверено 9 апреля 2022 г.
- ^ Маквильямс, Джеймс (17 апреля 2019 г.). « «Назвать чушь»: урок в колледже о том, как не быть обманутым новостями» . Хранитель . Проверено 06 февраля 2023 г.
- ^ Мирс, Дэниел П. (2002). «Повсеместность, функции и контексты чуши» . Журнал мирского поведения . 3 (2): 233–256.
- ^ Петрочелли, Джон В. (2018). «Предшественники чуши» . Журнал экспериментальной социальной психологии . 76 : 249–258. дои : 10.1016/j.jesp.2018.03.004 .
- ^ Маккензи, А. (февраль 2020 г.). «Ложь, чушь и фейковые новости: некоторые эпистемологические проблемы» . Постцифровая наука и образование . 2 : 9–13. дои : 10.1007/s42438-018-0025-4 . S2CID 158148106 .
- ^ Литтрелл, Шейн; Фугельсанг, Джонатан А. (2021). «Слепые пятна чуши: роль неправильной калибровки и обработки информации в обнаружении чуши» . Мышление и рассуждение . 30 : 49–78. дои : 10.1080/13546783.2023.2189163 . S2CID 257553913 .
- ^ Кара-Якубян, Мане (31 мая 2023 г.). «Новое исследование выявило слепое пятно » Psypost — Новости психологии . Проверено 31 мая 2023 г.
- ^ Литтрелл, Шейн; Риско, Эван Ф.; Фугельсанг, Джонатан А. (2021). «Шкала частоты ерунды: развитие и психометрические свойства» . Британский журнал социальной психологии . 60 (1): 248–270. дои : 10.1111/bjso.12379 . ПМИД 32304103 . S2CID 215809136 .
- ^ Кара-Якубян, Мане (16 декабря 2021 г.). «Новое исследование показывает, что вы можете врать чушь некоторым чушь» . Psypost — Новости психологии . Проверено 16 декабря 2021 г.
- ^ Литтрелл, Шейн; Риско, Эван Ф.; Фугельсанг, Джонатан А. (2021). «Вы не можете врать ерунде (или можете?): Частота вранья предсказывает восприимчивость к различным типам вводящей в заблуждение информации» . Британский журнал социальной психологии . 60 (4): 1484–1505. дои : 10.1111/bjso.12447 . ПМИД 33538011 . S2CID 231805408 .
- ^ Пьер, Джо. «Можешь ли ты обосрать чушь?» . Психология сегодня . Издательство Сассекс . Проверено 31 марта 2022 г.
- ^ Оксфордский словарь английского языка , «Чушь чушь». В этой записи дается перекрестная ссылка на определение «Быка», 4.3: «Тривиальные, неискренние или неправдивые разговоры или письма; чепуха».
- ^ «Чушь» . Универсальный хаб .
- ^ « Наш юмор становится очень мрачным, очень быстро»: ведущие «Последнего этапа» о разрушении табу, связанного с инвалидностью» . Хранитель . 24 августа 2021 г. Проверено 24 августа 2022 г.
- ^ New Bullsh*t Buzzer Мхайри Блэка – Последний этап , 29 мая 2017 г. , получено 24 августа 2022 г.
- ^ Нам понадобится большая чушь-кнопка – последний этап , 16 декабря 2019 г. , получено 24 августа 2022 г.
Библиография
- Элиот, Т.С. (1997). Изобретения Мартовского Зайца: Стихи 1909–1917 гг . Харкорт. ISBN 0-15-100274-6 .
- Франкфурт, Гарри Г. (2005). О ерунде . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-12294-6 . - Подробный анализ концепции ерунды Гарри Франкфуртом.
- Хардкасл, Гэри Л.; Райш, Джордж А., ред. (2006). Бред и философия . Чикаго: Открытый суд (Carus Publishing). ISBN 0-8126-9611-5 .
- Холт, Джим, скажи что-нибудь , одно из его эссе «Критик в целом» из журнала The New Yorker (22 августа 2005 г.).
- Пенни, Лаура (2005). Нам важен ваш звонок: правда о ерунде . Случайный дом. ISBN 1-4000-8103-3 . - Исследование академика из Галифакса Лауры Пенни о феномене чуши и ее влиянии на современное общество.
- Вайнгартнер, К. «Публичная двусмысленность: каждое маленькое движение имеет свой собственный смысл». Колледж английского языка , Том. 37, № 1 (сентябрь 1975 г.), стр. 54–61.
Дальнейшее чтение
- Бергстрем, Карл Т.; Уэст, Джевин Д. (2020). Назвать чушь: искусство скептицизма в мире, управляемом данными . Нью-Йорк. ISBN 978-0-525-50918-9 . OCLC 1127668193 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )