Jump to content

Хетен-хоф

(Перенаправлено из Языческого храма )
Мидвинтерблот (1915) Карла Ларссона : Король Домальде приносит себя в жертву перед Хофом в Гамла Упсале .

Языческий хоф или германский языческий храм храмовое здание германской религии . Термин hof взят из древнескандинавского языка .

Этимологически древнескандинавское слово hof совпадает с голландским и немецким словом hof , которое первоначально означало зал, а затем стало обозначать двор (первоначально в значении королевского или аристократического двора), а затем и ферму. В средневековых скандинавских источниках оно встречается однажды как зал, в эддической поэме «Химисквида» , а начиная с четырнадцатого века — в «придворном» значении. В противном случае оно встречается только как слово, обозначающее храм. [ 1 ] Hof также иногда встречается в значении «храм» в древневерхненемецком языке и является родственным древнеанглийскому hof . [ 2 ] В Скандинавии в эпоху викингов оно, по-видимому, вытеснило старые термины, обозначающие священное место, , hörgr , lundr , vangr и vin , особенно в западноскандинавской лингвистической зоне, а именно в Норвегии и Исландии. Это доминирующее слово для обозначения храма в исландских сагах , но редко встречается в поэзии скальдов . [ 3 ]

Во многих местах Скандинавии, но особенно в регионах Западной Норвегии, [ 4 ] называются hof или hov по отдельности или в комбинации. К ним относятся:

Некоторые топонимы, часто названия ферм, объединяют это слово, например:

Есть еще один в Англии: деревня Хофф в Камбрии , с связанной с ней Хофф Лунд, «храмовой рощей». [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]

Изменение научных взглядов

[ редактировать ]

Природа германских культовых сооружений уже давно является предметом научных дискуссий. Тацит знаменито написал в Германии :

Немцы не считают достойным божественного величия запирать богов в стенах или изображать их в подобии какого-либо человеческого лица. Их святыми местами являются леса и рощи, и они называют имена божеств тем скрытым присутствием, которое видно только глазами благоговения. [ 8 ]

На самом деле в тот исторический период было несколько мест, где языческие обряды, по-видимому, проходили под открытым небом, в том числе Хоув в Трёнделаге , Норвегия, где подношения, по-видимому, приносились изображениям богов на ряду из десяти столбов, но никаких следов зданий не было. был найден. [ 9 ] [ 10 ] Однако сам Тацит писал об образе Нерты . [ 11 ] И в своих Анналах он упоминает храм Танфана . [ 12 ] Большинство старых ученых считали, что хоф будет посвященным храмом: независимым священным местом, построенным специально для ритуальных процедур, сравнимым с христианской церковью . В более широком смысле также широко распространено мнение, что хофы располагались на тех же местах, что и пришедшие им на смену церкви.

Эта теория была доминирующей до тех пор, пока в 1966 году датский археолог Олаф Олсен не опубликовал результаты всестороннего изучения археологических исследований в Исландии и Швеции, а также большого количества старейших датских церквей. Он не смог подтвердить ни одного случая языческого хофа, лежащего в основе христианской церкви, и в свете этого пришел к выводу, что хоф не мог быть независимым зданием. В частности, в отношении здания Хофстадир в Исландии (см. ниже) он предложил модель храма-фермы: вместо того, чтобы предназначаться исключительно для религиозного использования, хофы также были жилищами, и что слово хоф относилось к большой ферме. в сельском поселении, при котором самый могущественный человек также проводил жертвоприношения ( блотар ) и пиры. [ 13 ] [ 14 ]

Однако новые археологические открытия, сделанные в конце 20-го века, выявили несколько зданий в различных частях Скандинавии, которые, судя по всему, действительно функционировали исключительно как культовые объекты. Некоторые из них, например зал в Тиссё , Дания, были связаны с аристократией, но другие, например Уппакра в Скании (ранее в Дании, теперь в Швеции) функционировали как места собраний местного населения. Храм, найденный в Англии, в Йиверинге , теперь кажется ранним примером хофа, связанного с залом, а не аномалией. [ нужна ссылка ]

Гро Стейнсланд , историк скандинавского язычества , придерживается мнения, что, по сути, именно экономические ресурсы, а также местные традиции привели к развитию посвященных хофов: в самых богатых районах развивались настоящие храмы, в то время как в бедных районах - пространства что у людей было то, что они использовали для блота . [ нужна ссылка ]

Хофс в письменном виде

[ редактировать ]

Исландия и Норвегия

[ редактировать ]

В первой главе (Hauksbók), in heiðnu līg четвертой книги Landnámabók , говорится, что Исландия была разделена на четыре судебных округа, каждый из которых содержал по три хофа.

Саги исландцев

[ редактировать ]

Глава 2 саги о Кьялнесинге содержит расширенное описание храма Торгрима Хельгасона в Хофе:

Он построил на своем сенокосе большой храм, сто футов в длину и шестьдесят в ширину. Каждый должен был заплатить храмовый сбор. Тор был там самым почитаемым богом. Внутри он был закруглен, как свод, и повсюду были окна и драпировки. Изображение Тора стояло в центре, а по обе стороны – другие боги. Перед ними находился жертвенник, сделанный с большим мастерством и покрытый сверху железом. Здесь должен был быть огонь, который никогда не погаснет — они называли его священным огнем. На жертвеннике лежала большая серебряная повязка. Храмовый годи должен был носить его на руке на всех собраниях, и каждый должен был приносить на нем клятву всякий раз, когда приносили костюм. На жертвеннике должна была стоять большая медная чаша, в которую должна была слиться вся кровь животных и людей, отданная Тору. Эту жертвенную кровь они называли [ хлаут ] и жертвенную кровавую чашу [ хлаутболли ]. Этой кровью нужно было окроплять людей и животных, а животных, приносимых в жертву, нужно было использовать для пира во время жертвенных банкетов. Людей, которых они приносили в жертву, нужно было бросить в пруд, находившийся снаружи, у двери; они назвали его Блоткельда (Колодец жертвоприношений). [ 15 ]

есть аналогичный отрывок В саге об Эйрбиггье о храме Торольфа Мострарскегга в Хофстадире, который дает больше информации о планировке хофа:

Там он построил храм, и это было большое здание с дверью в боковой стене возле фронтона. Внутри двери ставили высокие столбы гвозди, называвшиеся святыми гвоздями [ reginnaglar и вбивали в них ]. Помимо этого, храм был святилищем. Во внутреннем конце находилось сооружение, подобное хору в нынешних церквях, а посередине пола была приподнятая платформа, похожая на алтарь, на которой помещалось кольцо весом в двадцать унций, выполненное без соединения, и все клятвы должны были быть произнесены. быть приведенным к присяге на этом кольце. Его также должен был носить храмовый священник на всех общественных собраниях. Жертвенную чашу [ хлаутболли ] ставили на помост, а в нее помещали жертвенную ветку [ хлауттайнн ] — наподобие аспергиллума священника — которой окропляли кровью из чаши. Эта кровь, которую называли жертвенной кровью [ хлаут ], представляла собой кровь живых животных, приносимых в жертву богам. Боги были размещены вокруг платформы в хоровой конструкции внутри храма. Все фермеры должны были платить храму пошлину. . . . Храмовый годи отвечал за содержание храма и обеспечение его надлежащего содержания, а также за проведение в нем жертвенных пиров. [ 16 ]

Мировые крендели с солью

[ редактировать ]

, сделанное Снорри Стурлусоном Описание в «Хеймскрингле», процесса блота повторяет ту же информацию о крови и чаше и продолжает:

. . . и [хлауттейнаром ] должны были вымазать кровью пьедесталы идолов, а также стены храма внутри и снаружи; и также присутствовавшие мужчины должны были быть окроплены кровью. А мясо животных нужно было сварить и использовать в качестве еды на пиру. Посередине храмового этажа должны были зажечь костры и повесить над ними котлы. Жертвенный кубок нужно было носить вокруг костра. [ 17 ]

Ян де Врис считал размеры 100 на 60 футов и вечный огонь преувеличенными; человеческие жертвоприношения в луже у двери — не так уж и много. [ 18 ]

В нескольких сагах, в том числе в «Саге о Кьялнесинге» , также упоминаются хофы, окруженные забором. [ 19 ]

Старая Уппсала

[ редактировать ]
Гравюра на дереве, изображающая храм в Уппсале, описанный Адамом Бременским, включая золотую цепь вокруг храма, колодец и дерево, из « Олауса Магнуса » Истории Гентибуса Септентриналибуса (1555 г.).

Самый известный языческий хоф эпохи викингов находится в Гамла Уппсале («Старая Уппсала») в Швеции , который был описан Адамом Бременским около 1070 года, вероятно, на основе описания очевидца короля Свейна Эстридсена :

У этого народа есть очень известный храм под названием Уппсала. . . . В этом храме, целиком украшенном золотом, люди поклоняются статуям трех богов так, что самый могущественный из них, Тор , занимает трон посреди комнаты; У Вотана и Фрикко [предположительно Фрейра ] есть места по обе стороны. Значение этих богов таково: Тор, говорят, управляет воздухом, который управляет громом и молнией, ветрами и дождями, ясной погодой и урожаем. Другой, Вотан, то есть Неистовый, ведет войну и придает человеку силу против его врагов. Третий — Фрикко, дарующий смертным покой и удовольствие. Его подобие они также создают с помощью огромного фаллоса. Но Вотана они долбят вооруженно, как наш народ имеет обыкновение представлять Марс . Тор со своим скипетром внешне напоминает Юпитера . . . . Для всех богов назначены жрецы, которые приносят жертвы за людей. Если грозят чума и голод, идолу Тору возливают возлияние; если война, то к Вотану, если надо праздновать бракосочетание, то к Фрикко. [ 20 ]

Примечание или схолия, приложенные к этому отрывку, добавляют следующее описание:

Золотая цепь опоясывает храм. Он нависает над фронтоном здания и издалека посылает свой блеск тем, кто приближается, потому что святыня стоит на ровном месте, а окружающие ее горы напоминают театр. [ 21 ]

Другой схолион описывает природные особенности вблизи Хофа:

Возле этого храма стоит очень большое дерево с широко раскидистыми ветвями, всегда зеленое зимой и летом. Что это за вид, никто не знает. Здесь же есть источник, у которого язычники привыкли приносить свои жертвы, и в него погружают живого человека. А если его не найдут, то желание народа будет исполнено. [ 22 ]

В отрывке, посвященном великим жертвоприношениям, проводимым каждые девять лет в Уппсале, говорится не об одном дереве, а о священной роще, примыкающей к хофу, в которой каждое дерево священно и в которой вешаются человеческие и животные жертвы. [ 23 ]

Предполагаемый источник Адама, Свейн Эстридсен, в молодости находился на службе (с 1026 по 1038 год) у шведского короля Анунда Якоба и поэтому имел возможность лично увидеть хоф в Уппсале. Но мы не знаем, насколько точно Адам передает то, что он сказал. Точность в отношении язычества не была целью его написания своей истории.

Гудмэнхем

[ редактировать ]

В своей Historia ecclesiastica gentis Anglorum ( «Церковная история английского народа ») Беда описывает обращение короля Нортумбрии Эдвина . Его первосвященник Койфи , убежденный, что христианство — лучший путь, добровольно добровольно возглавил разрушение храма и его идолов, который, по словам Беды, находился в Гудманхэме , к востоку от Йорка :

Итак, он. . . попросил короля дать ему оружие и жеребца, ибо до сих пор первосвященнику не разрешалось носить оружие или ездить на чем-либо, кроме кобылы. . . . Опоясанный мечом и с копьем в руке, он сел на царского жеребца и подъехал к идолам. . . . [Без] колебаний, как только он достиг святилища, он бросил в него копье, которое нес, и таким образом осквернил его. Затем . . . он велел своим товарищам поджечь святыню и ее ограды и уничтожить их. . . . Вот это был Первосвященник. . . осквернил и разрушил жертвенники, которые он сам освятил. [ 24 ]

Археологические данные

[ редактировать ]

В 1990-х годах датские археологи раскопали резиденцию вождя на окраине Тиссё в графстве Западная Зеландия . Среди других находок они обнаружили остатки большого длинного дома или зала, который использовался между VI и XI веками нашей эры. По столбам было видно, что крышу поддерживали несколько очень прочных колонн и что здание было высоким. , возможно, двухэтажный. В нем располагалось большое центральное помещение, где было найдено большое количество костей животных, фрагменты франкских стеклянных мензурок и кусок струнного инструмента. [ 25 ] Эти находки с высокой степенью вероятности указывают на то, что зал использовался для торжественных пиршеств. Кроме того, в этом районе было найдено большое количество предлагаемых предметов, в том числе огромное золотое кольцо, амулеты с мифологическими мотивами и кости животных. Все эти находки позволяют предположить, что весь комплекс был важным религиозным центром. [ 26 ]

Другие находки в этом районе, например оружие и украшения, показывают, что это место было связано с высшими слоями общества, возможно, с королевской семьей. Весь комплекс, который также включал мастерские и рынок, возможно, служил временной резиденцией короля, когда он периодически посещал эту часть королевства. Расследования показали, что комплекс использовался лишь в течение коротких периодов времени. Король также выполнял функции религиозного лидера, а хоф использовался для пиров и празднований, которые проводились, когда король находился в этом месте. Подобные комплексы построек известны и в других местах южной Скандинавии, например Яррестад в Скании, [ 27 ] Лисбьерг в Ютландии и Тофтегорд в Зеландии. Эти королевские центры, называемые археологами центральными местами, [ 26 ] возможно, также представлял собой параллель королевским дворцам Меровингов , Каролингов и императоров Священной Римской империи , таких как Карла Великого дворцовый комплекс в Аахене . Сюда также входили религиозные здания, рынки и мастерские, которые в основном использовались, когда находился странствующий двор. [ 28 ]

Исландия

[ редактировать ]

Судебные места

[ редактировать ]

Название поселения Хофстадир, недалеко от Миватна , и местные традиции указывают на то, что здесь располагался хоф. [ 29 ] Это место было раскопано Даниэлем Брууном в 1908 году и снова Олафом Олсеном в 1965 году. С 1991 года Исландский археологический институт ( Fornleifastofnun Íslands - FSI) провел его повторное исследование; с 2002 года в международном расследовании по программе «Ландшафт поселений». В ходе раскопок был обнаружен большой длинный дом с небольшой отдельной комнатой в северной части, общей длиной 42 метра и шириной 8 метров в основной части. У него было три небольших выступающих секции: две у южного конца и одна на противоположной стороне. [ 30 ] В центре располагался камин, а в обоих концах главной комнаты располагались камины поменьше. Кости животных были найдены внутри стен в главной комнате и в меньшем количестве в маленькой комнате. [ 31 ] Также были раскопаны различные сопутствующие постройки.

Олсен использовал Хофстадир как особенно хороший пример идеи храмовой фермы. Несмотря на большие размеры, по форме здание идентично другим длинным домам, небольшая комната в северной части была пристройкой позже, а раскопки 1908 года не полностью выявили входы, пристройки и подсобные постройки. Он считал это прежде всего фермерским домом и только между прочим хофом. [ 32 ] [ 33 ] Однако, помимо выяснения связи между пристройками и главным залом, повторные раскопки выявили еще больше фрагментов костей, а анализ показывает, что как минимум 23 скота были принесены в жертву. Они были убиты необычным образом: ударом между глазами, а их черепа долгие годы выставлялись напоказ. Рога не были удалены, а возраст животных варьировался от совсем взрослых до среднего возраста, что было уникальным явлением в исландском сельском хозяйстве того времени; кроме того, большинство из них, судя по всему, были быками, что очень удивительно в молочной экономике. Даты черепов различались: последний из них был забит около 1000 г. н.э., и был найден один скелет овцы, убитой таким же образом, как и крупный рогатый скот. Таким образом, находки костей указывают на то, что здание действительно служило хофом. [ 34 ] То же самое касается и удивительно небольшого размера главного очага, несмотря на огромные размеры здания; относительно малое количество находок ценных предметов (и полное отсутствие оружия), удобное для проезда и хорошо просматриваемое место, но не подходящее для подворья. Таким образом, необычные свидетельства частых мясных пиршеств указывают не просто на особо богатое поселение, а на место частых ритуальных собраний, вероятно, весной и летом. [ 35 ] Необычный метод резни был намеренно драматичным и вызвал бы фонтан крови. [ 36 ] Черепа были найдены среди обломков крыши и стен, все, кроме одного, сгруппированы в двух местах в южном конце зала: внутри юго-восточной пристройки и между юго-западной пристройкой и стеной главного здания; кажется правдоподобным, что они были выставлены на обозрение, когда здание использовалось, и что они были найдены в хранилище, независимо от того, было ли обычное зимнее хранение или сокрытие после обращения в христианство причиной заброшенности здания в середине одиннадцатого века. Жертвоприношение козла можно интерпретировать как ритуал прекращения. [ 37 ]

Олсен также считал весьма важным тот факт, что всего в 9 метрах от южной двери здания находилась овальная яма, содержащая золу, древесный уголь, фрагменты костей животных и закопченные камни. Он отметил, что исландские фермы обычно выбрасывают мусор вниз по склону, и интерпретировал это как очень большую яму для выпечки. [ 38 ]

Сэбол и другие известные площади

[ редактировать ]

Ряд квадратных руин в Исландии, прежде всего один в Себуле , были интерпретированы как остатки хофов, но Олсен продемонстрировал, что они идентичны по форме и масштабу конюшням, которые до сих пор используются в Исландии. Он приписывал связанные с ними хоф-легенды романтическому национализму и указывал, что многие из них назывались средневековыми часовнями ( bænhús ) и к концу того же века превратились в разрушенные хофы. в начале XIX века [ 39 ]

Претензия

[ редактировать ]
Хоф в Уппокре . Вверху: интерьер, реконструированный музеем Фотевикен ; внизу: план раскопок, показывающий расположение траншей в стенах (розовый), центральных колонн (коричневый), очага (красный), а также стакана и стеклянной чаши (зеленый). Свен Росборн.

В 2000–2004 годах раскопки в Уппокре , к югу от Лунда в Скании , показали, что языческий хоф находился там в течение нескольких сотен лет. [ 40 ] Поскольку удалось раскопать всю территорию и поскольку она не была нарушена, эти раскопки предоставили первую возможность чисто археологического изучения языческого хофа в целом.

Остатки здания представляют собой ямы и траншеи для размещения стоявших здесь когда-то столбов и стен. Были различимы различные уровни этажей, и можно было определить, что хоф первоначально был построен в III веке нашей эры на месте необычно большого длинного дома, а затем шесть раз перестраивался без заметных изменений, последняя версия здания датируется ранняя эпоха викингов. [ 41 ] Строительным материалом во всех случаях служило дерево, также зарытое в землю.

Здание было небольшим, всего 13 метров в длину и 6,5 метра в ширину. Стены по длинным сторонам были сделаны из слегка выпуклых грубо отесанных дубовых столбов или «ставок», которые были утоплены в траншею в земле глубиной более одного метра. В каждом углу здания стоял столб или угловой столб. Центральную часть здания, свободную от внешних стен, образовывали четыре гигантские деревянные колонны. Отверстия для них и для угловых столбов необычайно широки и имеют глубину более двух метров, а каменная набивка, обнаруженная в трех центральных отверстиях, указывает на то, что колонны имели диаметр не менее 0,7 метра. [ 41 ]

В здании было три входа: два с юга и один с севера. У каждого проема с обеих сторон были массивные столбы, а на юго-западе дополнительно имелся выступающий участок. [ 42 ] Следовательно, это, должно быть, был главный вход в хоф. Это было интерпретировано как мужской вход, вход на северной стороне как женский вход, а юго-восточный вход как для священника по образцу каменных церквей. [ 43 ]

Были найдены два больших железных дверных кольца: одно в насыпи вокруг столба, другое примерно в 10 метрах от здания. [ 44 ]

Хоф находится недалеко от центра поселения, и к западу и северу от него есть как минимум четыре кургана, вероятно, датируемые ранним бронзовым веком или ранним железным веком. [ 45 ]

На ферме Лунда в Седерманланде , [ 46 ] В ходе раскопок было обнаружено небольшое здание, расположенное параллельно северной стороне длинного дома, с тремя фаллическими статуэтками внутри: одна из чистого золота, две другие отлиты из бронзы и позолочены. [ 47 ] Считается, что это был хоф, связанный с длинным домом. [ 48 ] Кроме того, близлежащий склон холма, судя по всему, был священной рощей : повсюду на нем были обнаружены многочисленные наборы щебня и очаги костров, а на них, под ними и вокруг них было равномерно распределено большое количество сожженных и раздробленных костей, сожженных и раздавленных. фрагменты глины и капли смолы, а также меньшее количество бус и лезвий, таких как ножи и наконечники стрел. Фрагменты костей были сильно изношены, что указывало на то, что они были оставлены обнаженными или, возможно, измельчены, и очень немногие фрагменты костей, которые удалось идентифицировать, принадлежали свиньям, овцам или козам. [ 49 ]

В Борге в муниципалитете Норчёпинг , Эстергётланд , было раскопано небольшое здание, в котором было по две комнаты по обе стороны от центрального коридора. находился каменный фундамент, интерпретируемый как хоргр В дальнем от входа конце коридора . Рядом с ним были найдены два кольца-амулета, 98 колец-амулетов и 75 кг несгоревших костей животных. [ 26 ] в том числе многочисленные черепа и челюстные кости, были найдены на мощеной площадке перед входом, что позволяет предположить, что здание использовалось для ритуальных пиршеств. [ 48 ] [ 50 ] В одиннадцатом веке здание и его двор были засыпаны толстым слоем гравия, а в 100 метрах от него была возведена церковь. [ 26 ]

Старая Уппсала

[ редактировать ]

Во время раскопок 1926 года Суне Линдквист обнаружил по крайней мере три уровня предыдущего проживания под церковью в Гамла Упсале и непосредственно к северу от нее . В слое, непосредственно подстилающем церковь, датируемом примерно 900 г. н.э., [ 51 ] он нашел ямы для столбов, которые он интерпретировал как остатки большого хофа, описанного Адамом Бременским . Он интерпретировал их как два концентрических прямоугольника, остатки почти квадратного здания с высокой крышей. Однако, как продемонстрировал Олсен, останки слишком скудны, чтобы поддержать эту интерпретацию, которая в любом случае основана на Карлом Шуххардтом реконструкции вендского храма в Арконе , более позднем и негерманском месте. Более того, раскопки Шуххардта велись в спешке, и его собственные данные определенно не подтверждают квадратный план, который, как он позже утверждал, нашел на двух других объектах в Прибалтике. [ 52 ]

Дальнейшие раскопки в Гамла-Уппсале в 1990-х годах обнаружили остатки большого поселения и очень большой зал возле церкви, который был идентифицирован как зал хоф, то есть «зал для пиршеств, в котором в определенное время проходили языческие праздники», или, на основании из-за отсутствия внутренних разделений ритуальное пространство основано по своей форме на длинном доме. [ 53 ]

Норвегия

[ редактировать ]

Под средневековой каменной церковью в Мэре в Норд-Тренделаге археологические исследования 1960-х годов обнаружили остатки хофа, единственного, найденного под норвежской церковью. Здание было столбчатым, и чайки . в одной из ям были найдены [ 54 ] [ 55 ]

В Хове в Вингроме, недалеко от озера Мьёса на юге Норвегии, при раскопках 15-метрового дома были обнаружены чайки и «зажигалки», что позволяет предположить его культовое использование. [ 56 ] VII веков, которое было частью фермы и, по-видимому, никогда не использовалось в качестве жилого дома. как здание VI - Пока еще не опубликованное место идентифицировано примерно до 550 г. н. э., жемчуг, ножи и гвоздь. [ 57 ]

были найдены остатки места языческого поклонения В 2011 году в Ранхейме на окраине Тронхейма , состоящего из каменного круга диаметром примерно 15 м и высотой 1 м, очерчивающего алтарь, церемониального пути, отмеченного стоячими камнями, и здания. размером около 5,3 х 4,5 м, состоящая из 12 больших столбов, опирающихся на каменные основания и охватывающих 4 столба. Считается, что здание служило убежищем для изображений богов, которые были установлены на внутренних колоннах. Это место датируется примерно 400 г. н.э., во времена скандинавского железного века , и было засыпано землей, чтобы скрыть его. Было найдено несколько человеческих зубов, часть черепа и две стеклянные бусины, но не чайка. Позже это место было снесено бульдозером, чтобы освободить место для жилья. [ 58 ]

В конце лета и начале осени 2020 года во время археологических изысканий на строительной площадке в Осе на окраине города Орста в графстве Мёре и Ромсдал . Он расположен в 150 метрах от нынешнего берега местного фьорда. Здание было примечательно тем, что в его центре было сооружение квадратной формы с четырьмя отверстиями для круглых колонн, которые интерпретируются как поддерживающие центральный шпиль, похожий на Уппокру. Более длинные боковые стены, вероятно, имели прямоугольные тяжелые опоры для крыши размером примерно 40х40 см. Это интерпретируется как хоф. В одной из опор здания была найдена часть железного плуга. Это интерпретируется как подношение месту поклонения. В здании, предположительно использовавшемся для языческих церемоний, были обнаружены остатки каминов. Сгоревшие остатки столбов были датированы 2021 годом по углероду C-14 и относятся к периоду 970–990 годов нашей эры, поздней эпохе викингов. [ 59 ]

Раскопки с ямами для столбов Хофа предполагаемой эпохи викингов в Осе в Орсте, Норвегия.

Еще одно здание, круглое и меньшего размера, снова отмеченное отверстиями для столбов, также было обнаружено во время этих раскопок примерно в 100 м к северо-востоку от первого, немного дальше от нынешнего берега. Кажется, он того же возраста, около 900 года. Считается, что это хёргр . Найденная на его месте часть точильного камня снова интерпретируется как религиозное подношение священному месту. На этом месте был обнаружен ряд других построек трех периодов времени, что указывает на важную центральную ферму Осе, которая располагалась здесь по крайней мере за 500 лет до нашей эры. [ 60 ] [ 61 ]

Йиверинг

[ редактировать ]

Единственный языческий храм, найденный в Англии, находится в Йиверинге , Нортумберленд . [ 62 ] что, по-видимому, соответствует Беды » «Ад Гефрину .

Между 1952 и 1962 годами Брайан Хоуп-Тейлор руководил раскопками на этом месте. Это была королевская резиденция англосаксонских королей Нортумбрии, но Хоуп-Тейлор подчеркнула, что, как следует из кельтского названия, ее история началась далеко в постромано-британском прошлом; «Великая ограда» на восточной окраине памятника, по его мнению, скорее всего, была создана в IV или V веке нашей эры, а возможно, и раньше, и только одно из захоронений на этом месте можно с полным основанием считать англоязычным. Саксонцы, а не коренные кельты, и это главным образом из-за необычного роста человека. По его мнению, археологические свидетельства были «преимущественно кельтскими». [ 63 ] Однако он также определил найденные им здания как продукт «энергичной гибридной культуры» и считал здания с прочными стенами в фундаментных траншеях «саксо-фризскими» залами, построенными местными [кельтскими] мастерами; в строительстве они являются очень ранними примерами техники, которая позже широко использовалась в важных зданиях, включая церкви, как в англосаксонской Англии, так и на континенте, но в настоящее время в остальном встречается только на Ионе и недалеко от Йивинга, в Милфилде, в то время как в форме они очень напоминают здания, раскопанные к западу от Везера. [ 64 ]

Среди этих зданий с твердыми стенами, построенных из траншеи, было три, которые лежали на некотором расстоянии к западу от большого зала, а между ними располагалась амфитеатральная конструкция, которую Хоуп-Тейлор называла монтажной структурой: пара прямоугольных зданий, расположенных встык с чем-то вроде Похоже, между ними был плетень и связанное с ним здание, которое Хоуп-Тейлор интерпретировала как кухню. Эти три здания были единственными зданиями на участке, ориентированными с севера на юг, а не с востока на запад, и были построены одновременно с монтажным сооружением или незадолго до него. Они были разрушены вместе с Большим ограждением около 633 года, после чего в восточной части этого места была построена церковь. [ 65 ] Южное здание пары Хоуп-Тейлор было убеждено, что это храм. [ 66 ] Никакой керамики или других признаков обычного бытового использования в этом здании обнаружено не было. Не было и разбросанных костей животных. Здание строилось в два этапа: второй был построен вокруг первого (который был одним из немногих зданий на этом месте, не сгоревших) с использованием тщательно обработанных столярных изделий и тяжелых контрфорсов, подобных тем, что были в большом зале. Внутри внутренней стены траншея была оставлена ​​открытой или открыта, образуя яму длиной примерно 6 футов и шириной более 1 фута, полную костей животных; они были уложены как минимум в 9 слоев и сложены у стены над ямой после того, как место закончилось, [ 62 ] и их было вдвое больше, чем в других местах на этом месте. В основном это были кости быков с чрезвычайно высокой долей черепов. [ 62 ] и, очевидно, в основном их забивали молодыми телятами, когда их мясо было нежным, а не сразу после рождения, когда телята мужского пола были лишними для молочного животноводства, или после достижения полного роста и возможности использования в качестве тяглового скота. [ 67 ] Было три ненесущих ямы для столбов, из которых столбы были удалены до того, как здание было сожжено и снесено. [ 68 ] Кроме того, за пределами северо-западного угла здания была яма глубиной 4 фута, в которой был установлен столб; здесь ничего не обнаружено, кроме необычно глинистого грунта по сравнению с остальной частью участка и раздробленных зубов животных, вероятно, овец или коз; Вокруг этого объекта в землю было вбито множество тонких заостренных кольев. А южнее ямы, с западной стороны здания, остались следы последовательного возведения как минимум четырех временных хижин. Аналогичный набор следов поменьше лежал к западу от экрана между этим зданием и зданием на севере. [ 69 ] К югу от здания храма располагалось прямоугольное ограждение, по-видимому, без крыши. Из здания не было двери, ведущей в эту зону; оба здания имели двери на двух длинных, восточной и западной сторонах. Наконец, из могил на западной территории кладбища 16 самых северных были сгруппированы вокруг здания храма; но к востоку от ограды не было захоронений, что позволяет предположить, что ворота находились именно там. Все тела, кроме одного, ребенка, похороненного пополам, были похоронены головами на запад. [ 70 ] Хоуп-Тейлор рассмотрела захоронения, связанные с отдельно стоящими столбами рядом со зданием, и отметила, что, хотя форма захоронения — растянутая и без инвентаря — была бы приемлемой для христиан, датировка и связь с нехристианским зданием означают, что что по крайней мере некоторые из захоронений должны были произойти во времена язычества. [ 71 ]

Деревянные церкви

[ редактировать ]
Вид на деревянную церковь Урнес работы Акселя Линдаля, 1880-е годы, с древним порталом в северной стене.
Древний портал деревянной церкви Урнес (фотография Нины Алдин Тьюн)

Необычные средневековые деревянные церкви Норвегии и Швеции были построены с использованием более поздней версии техники вертикального бревен, наблюдаемой в Йиверинге и Уппокре, часто имеют рунические граффити и очень старомодную декоративную резьбу, а самая старая, в Урнесе , сохранилась в одной стене. две древние дверные панели с изображением схватившего зверя, которые, очевидно, считались слишком языческими, чтобы и дальше выставляться на видном месте. Многие думали, что хофы, вероятно, похожи на ранние деревянные церкви. [ 72 ] [ 73 ] [ 74 ] Однако, хотя при раскопках были обнаружены остатки более ранних палисадных церквей под многими средневековыми скандинавскими церквями, в том числе двумя предшественниками под церковью Урнес, только под церковью в Мэре были обнаружены следы языческого хофа. В частности, Олсен исследовал предположение о том, что самые ранние скандинавские церкви были построены над хофами, и нашел его необоснованным. Однако он не видел другого источника основных стилистических характеристик деревянной церкви – «стремления к высоте, приподнятой центральной крыши и окружающей галереи на уровне земли», – чем коренные норвежские постройки, поскольку основное влияние на раннюю норвежскую церковь оказало основное влияние. Христианство было англосаксонской Англией, где деревянных церквей не строили. [ 75 ] Но Олсен считал, что такие здания, как первая церковь в Урнесе, были слишком малы для размещения языческих жертвоприношений и пиршеств, а меньших хофов еще не было обнаружено, поэтому он полагал, что все хофы представляли собой храмовые фермы с длинными домами.

Однако одна англосаксонская церковь, возможно, представляет собой деревянную церковь: это в Гринстеде в Эссексе . Кроме того, некоторые из самых ранних англосаксонских церквей состояли только из деревянных башен , нефы к которым были добавлены лишь позднее, в средние века. [ 76 ] например, в Эрлс Бартон . Иногда их сравнивают с деревянными церквями, особенно с приподнятой центральной частью. [ 77 ] и многие деревянные церкви были удлинены или сделаны крестообразными по сравнению с первоначально квадратным планом. Например, реконструированная деревянная церковь Ойе имеет квадратную форму, а следы более ранней церкви под деревянной церковью Рингебу показывают почти квадратное здание. [ 78 ]

Современные дворики

[ редактировать ]

Некоторые здания были построены или приспособлены под хофы современными язычниками .

  1. ^ «Хоф», Ричард Клисби и Гудбрандур Вигфуссон , Исландско-английский словарь , 2-е изд. с приложением Уильяма А. Крейги , Оксфорд: Кларендон-Оксфордский университет, 1957, респ. 1975, ISBN   9780198631033 , стр. 277–78.
  2. ^ Джейкоб Гримм тр. Джеймс Стивен Сталлибрасс, Тевтонская мифология , Лондон: Bell, 1883, репр. Нью-Йорк: Дувр, 1966, 2004 г., ISBN   9780486435497 , с. 1308 .
  3. ^ EOG Турвилл-Петре , Миф и религия Севера: Религия Древней Скандинавии , Лондон: Вайденфельд, 1964, OCLC   460550410 , стр. 237, 243, 240.
  4. ^ Терри Ганнелл, « Хоф , залы, Годар и гномы: исследование ритуального пространства в языческом исландском зале», Архивировано 4 октября 2011 г. в Wayback Machine Cosmos 17 (2001) 3-36, стр. 26, примечание 8 насчитывает более 80 простых топонимов Хоф в Исландии и 23 в Норвегии, не считая тех, в которых это слово сочетается.
  5. ^ Роберт Фергюсон, Северяне в Камберленде и Уэстморленде , Лондон: Лонгман, 1833, OCLC   5702356 , стр. 29–30 .
  6. ^ Кристина Блэки, Географическая этимология: словарь географических названий, дающих их происхождение , 3-е изд. Лондон: Блэки, 1887 г., OCLC   186936206 , с. 106 .
  7. ^ Уильям Гершом Коллингвуд , Озерные округа , путеводители Дента по стране, Лондон: Дент, 1902, ОСЛК   4246637 , с. 340 .
  8. ^ Тацит, Германия , гл. 9 в «Агриколе и Германии» , тр. Х. Маттингли, Хармондсворт: Пингвин, 1948, ред. С.А. Хэндфорд 1970 г., ISBN   0-14-044241-3 , с. 109.
  9. ^ Нора Беренд, Христианизация и подъем христианской монархии: Скандинавия, Центральная Европа и Русь ок. 900–1200 , Издательство Кембриджского университета, 2007 г., ISBN   978-0-521-87616-2 , с. 124 .
  10. ^ Ганнелл, с. 5, указывает на то, что количество подношений на открытом воздухе на болотах резко сократилось в эпоху переселения народов, в V и VI веках, что совпало с появлением института зала вождя.
  11. ^ Тацит, Германия , гл. 40, с. 134-35.
  12. ^ Тацит, Анналы и истории , тр. Альфред Джон Черч и Уильям Джексон Бродрибб, изд. Моисей Хадас, Нью-Йорк: Современная библиотека, 2003, ISBN   0-8129-6699-6 , Книга Анналов 1, глава 51, стр. 30 .
  13. ^ Олаф Олсен, Хорг, Хов ог Кирке: Исторические и археологические исследования эпохи викингов , Копенгаген: Гад, 1966, OCLC   6819543 , краткое содержание на английском языке, стр. 285: «[Я] предполагаю, что здание языческого хофа в Исландии на самом деле было идентично veizluskáli [ праздничному залу] большой фермы: зданию повседневного использования, которое в особых случаях становилось местом проведения ритуальных собраний большого количества людей. количество человек».
  14. ^ Хильда Родерик Эллис Дэвидсон , Мифы и символы в языческой Европе: ранние скандинавские и кельтские религии , Manchester University Press, 1988, ISBN   9780719022074 , с. 32 (имеется в виду конкретно Хофстадир): «зал фермерского дома, используемый для общественных религиозных праздников, возможно, зал годи или ведущего человека района, который председательствовал на таких собраниях».
  15. ^ "Сага о людях Кьяларнеса", тр. Джон Портер, Полные саги исландцев , изд. Видар Хрейнссон и др ., Рейкьявик: Лейфур Эйрикссон, 1997, ISBN   9979-9293-0-8 , Том 3, с. 307.
  16. ^ "Сага о народе Эйри", тр. Джуди Куинн, Полные саги исландцев , изд. Видар Хрейнссон и др ., Рейкьявик: Лейфур Эйрикссон, 1997, ISBN   9979-9293-0-8 , Том 5, стр. 133-34.
  17. ^ Тр. Ли М. Холландер, 1964 г., респ. Остин: Техасский университет, 1995 г., ISBN   0292730616 , «Сага о Хаконе Добром», стр. 107.
  18. ^ Ян де Врис , Древнегерманская религиозная история, Том 1. Введение. Доисторические периоды. Религиозные основы жизни. Вера в души и духи. Власть и власть. Священные и культовые формы , Очерк германской филологии 12.1, 2-е изд. Берлин: Де Грюйтер, 1956, репр. как 3-е изд. 1970 г., OCLC   73912056 , стр. 382, ​​389, 409-10 (на немецком языке) .
  19. ^ или Лыжный сад сад для персонала ; де Врис, с. 383-84.
  20. ^ Адам Бременский, История архиепископов Гамбург-Бременских , тр. Фрэнсис Джозеф Чан, введение Тимоти Рейтера, Нью-Йорк: Колумбия, 2002 г., ISBN   0-231-12574-7 , стр. 207-08 .
  21. ^ Адам Бременский, с. 207, примечание б .
  22. ^ Адам Бременский, с. 207, обратите внимание .
  23. ^ Адам Бременский, с. 208 .
  24. ^ Беде, Церковная история английского народа , тр. Лео Шерли-Прайс, ред. Р. Э. Лэтэм , Хармондсворт: Пингвин, 1955, ред. ред. 1990, ISBN   0-14-044565-X , стр. 130-31.
  25. Что происходило в зале большого человека? Архивировано 8 октября 2009 г. в Wayback Machine , семья Великих Человеков в Тиссё, Национальный музей Дании . Проверено 24 апреля 2010 г. (датский).
  26. ^ Перейти обратно: а б с д Шарлотта Фабех, «Центральность в древнескандинавских ментальных ландшафтах: диалог между организованным и естественным местом?» в Андерсе Андрене, Кристин Дженнберт, Катарине Раудвере, ред., Древнескандинавская религия в долгосрочных перспективах: происхождение, изменения и взаимодействия: международная конференция в Лунде, Швеция, 3–7 июня 2004 г. , Лунд: Nordic Academic Press, 2006, ISBN   91-89116-81-X , стр. 26-32, стр. 27 .
  27. ^ Ларс Ларссон предполагает, что Яррестад может быть еще одним местом хофа, основываясь на нескольких входах и обнаружении молотка и железной топоры в яме: «Ритуальное здание и ритуальное пространство: аспекты исследований на центральном объекте железного века Уппокре , Scania, Швеция» в Andrén et al. , Древнескандинавская религия в долгосрочной перспективе , стр. 248-53, с. 248 .
  28. Кто был большим человеком на ферме Тиссё? , Дворянская семья в Тиссё, Национальный музей Дании. Проверено 24 апреля 2010 г. (датский).
  29. Это традиция, зафиксированная в 19 веке, а не рассказ о саге об Эрбиггье . Тюрвиль-Петре, с. 241 , указывает, что в Исландии есть несколько мест с таким названием.
  30. ^ Гэвин Лукас и Томас Макговерн, «Кровавая резня: ритуальное обезглавливание и демонстрация в поселении викингов Хофстадир, Исландия», Европейский журнал археологии 10.1 (2007), 7-30, рис. 2, стр. 10; диаграмма у Де Фриза, рис. 10, с. 383, Тюрвиль-Петре, с. 242, и Олсен, рис. 18, с. 183 основан на первоначальных раскопках и показывает только две пристройки и один из двух входов: северо-западная пристройка была вторым входом, противоположным входу на северо-востоке.
  31. ^ Де Врис, стр. 382-83.
  32. ^ Олсен, с. 193, краткое содержание на английском языке, стр. 284–85.
  33. ^ Эллис Дэвидсон, с. 32 : «[Т] ​​не было никаких указаний на то, что он был построен исключительно в религиозных целях».
  34. ^ Лукас и Макговерн, стр. 8, 10–14; см. также Томас Х. Макговерн, «Отчет о черепах крупного рогатого скота и овец, обнаруженных в Хофстадире, Миватнссвейт, Северная Исландия» , проект, Лабораторный отчет NORSEC Североатлантической биокультурной организации (NABO) № 5, 14 июля 2002 г. (pdf).
  35. ^ Лукас и Макговерн, стр. 20-22.
  36. ^ Лукас и Макговерн, с. 23.
  37. ^ Лукас и Макговерн, стр. 16, 24-25.
  38. ^ Олсен, стр. 189-93, краткое содержание на английском языке, стр. 284.
  39. ^ Олсен, стр. 158–65, краткое изложение на английском языке, стр. 283–84; план и чертеж квадратного конюшни, рис. 12, 13, стр. 164-65. Квадратным руинам уделялось особое внимание, поскольку считалось, что хоф в Гамла Упсале был квадратным.
  40. Kulthuset. Архивировано 22 января 2010 г. в Wayback Machine , Уппакра — древнее центральное место, 2007 г. Проверено 21 апреля 2010 г. (на шведском языке).
  41. ^ Перейти обратно: а б Ларс Ларссон , «Ритуальное здание железного века в Уппокре, южная Швеция», Antiquity 81 (2007), 11–25, стр. 14-15.
  42. ^ Ларссон, стр. 13.
  43. ^ Uppåkra - Hednatemplet i Uppåkra , страницы истории Бенгана, 23 мая 2008 г. Проверено 20 апреля 2010 г.
  44. ^ Ларссон, стр. 17.
  45. ^ Ларссон, стр. 21.
  46. ^ По словам Ларссона, с. 22, в муниципалитете Нючёпинг ; по словам Гуннара Андерссона, «Среди деревьев, костей и камней: Священная роща в Лунде» в книге Андрена и др. , Древнескандинавская религия в долгосрочной перспективе , стр. 195-99, с. 195 , недалеко от Стренгнеса .
  47. ^ Андерссон, стр. 195 .
  48. ^ Перейти обратно: а б Ларссон, стр. 22.
  49. ^ Андерссон, стр. 195-97 .
  50. ^ См. также обсуждение этого сайта Анн-Лили Нильсен «О небольшом здании и костях животных позднего железного века» в Andrén et al. , Древнескандинавская религия в долгосрочных перспективах , стр. 243-47, где она добавляет деталь ( стр. 244 ), что здание было построено на подоконниках. Однако она называет здание харгом ( hörgr ), а каменный фундамент — сталли и предполагает, что оно было основанием для демонстрации изображений богов.
  51. ^ Де Врис, с. 381.
  52. ^ Олсен, стр. 127–42, краткое изложение на английском языке, стр. 282–83. Расположенные рядом рисунки Хольгера Шмидта, изображающие восемь интерпретаций храма Уппсалы, все, кроме одной, напоминающие по стилю деревянные церкви, представляют собой рисунок Олсена (рис. 5, стр. 5). 133 и были воспроизведены в других местах. Олсен воспроизводит только столбики на рис. 6, с. 141.
  53. ^ Ричард Брэдли, Ритуал и домашняя жизнь в доисторической Европе , Лондон/Нью-Йорк: Routledge, 2005, ISBN   0-415-34550-2 , стр. 43–44, со ссылкой на Нила С. Прайса, Путь викингов: религия и война в Скандинавии позднего железного века , докторская диссертация, Aun 31, Уппсала: Департамент археологии и древней истории, 2002 г. , ISBN   9789150616262 , с. 61; Интерпретация Брэдли — последняя.
  54. ^ Беренд, с. 124 .
  55. ^ Эллис Дэвидсон, стр. 31-32 .
  56. ^ Ларс Ларссон, «Ритуальное здание и ритуальное пространство», с. 248 .
  57. ^ Кнут Рейдар Андресен, «Золотая находка в Мьёсе». , NRK , 6 февраля 2009 г. (норвежский). Проверено 12 мая 2010 г.
  58. ^ Като Гунфельдт, «Нашел языческую святыню, не имеющую аналогов: теперь одна из них, в свое время намеренно и тщательно спрятанная, была открыта заново - первая в своем роде в Норвегии» , Aftenposten , 23 декабря 2011 г. (на норвежском языке)
  59. ^ Видео и текст о раскопках и находках из Университетского музея Бергена. Представлено Сореном Дейнхоффом, археологом, ответственным за проект.
  60. ^ Сенсационное открытие молитвенного дома в Суннмёре.
  61. ^ Одину и Тору здесь поклонялись в эпоху викингов.
  62. ^ Перейти обратно: а б с Нью-Джерси Хайэм, Королевство Нортумбрия: 350–1100 гг. н.э. , Феникс-Милл, Глостершир/Дувр, Нью-Гэмпшир, Саттон, 1993 г., ISBN   0-86299-730-5 , с. 107.
  63. ^ Брайан Хоуп-Тейлор , Йиверинг: Англо-британский центр ранней Нортумбрии , Канцелярия Ее Величества для Министерства окружающей среды, 1977, перепечатано с исправлениями для английского наследия. Архивировано 26 июля 2011 г. в Wayback Machine , 2009, ISBN   978-1-84802-052-8 , стр. 268, 270, 281.
  64. ^ Хоуп-Тейлор, стр. 267, 269, 273-74.
  65. ^ Здания Хоуп-Тейлор D1 и D2; с. 95, 96, 159, 165, 268. Рис. 41 и 44, генеральные планы зоны D, отсутствуют в PDF-файле. Хоуп-Тейлор интерпретировала D3 как кухню, подпись к рис. 75, с. 159. Но сайт Past Perfect, поддерживаемый советами графств Дарем и Нортумберленд, называет D1, северное из пары зданий, кухней. Йиверинг Саксонский королевский дворец: храм и связанные с ним здания. Архивировано 25 июля 2011 г. на сайте Wayback. Машина . Проверено 26 апреля 2010 г. На сайте Past Perfect план участка, основанный на книге Хоуп-Тейлор, заархивированный 25 июля 2011 г. в Wayback Machine, представляет собой интерактивный ключ к разделу Йиверинга. План участка также есть на странице Ad Gefrin. Архивировано 11 октября 2010 г. в Wayback Machine в Gefrin Trust. План Хайэма, с. 107, идентифицирует D3 как бойню.
  66. ^ В подписи к рис. 75, с. 159, он называет D2 «предположительно храмом»; в подписи к рис. 76, с. 160, как «храмоподобный».
  67. ^ Хоуп-Тейлор, стр. 97-8, 100; Приложение I, Э.С. Хиггс и М. Джарман, «Йиверинг: отчет о фауне», стр. 327, 328–31.
  68. ^ Хоуп-Тейлор, с. 100.
  69. ^ Хоуп-Тейлор, стр. 100, 102.
  70. ^ Хоуп-Тейлор, с. 102.
  71. ^ Хоуп-Тейлор, с. 270.
  72. ^ Турвиль-Петре, с. 243 .
  73. ^ Герда Боэфиус , Залы, храмы и деревянные церкви: исследования в области изучения древней скандинавской монументальной архитектуры , Том 1: Скандинавский зал, храм и деревянная церковь , исследования Института истории северных стран и сравнительного искусства Цорна при Стокгольмском университете, Стокгольм: Фрице, 1931 г., OCLC   886443315 , (шведский).
  74. ^ Де Врис, с. 384 (немецкий).
  75. ^ Олсен, с. 221, краткое содержание на английском языке, стр. 285.
  76. ^ Эрнест Артур Фишер, Введение в англосаксонскую архитектуру и скульптуру , Лондон: Фабер, 1959, ОСЛК   1279628 , с. 58: «Некоторые авторы считают турриформную церковь оригинальным типом небольшой английской церкви, построенной англосаксами, использующими древесину, особенно в районах, удаленных от центров церковного значения».
  77. ^ Хью Браун, Введение в английскую средневековую архитектуру , Лондон: Фабер, 1951, OCLC   512008 , стр.225.
  78. ^ См. Иллюстрацию 2, Йорген Х. Йенсениус, «Исследование средневековых норвежских деревянных церквей, актуальность доступных источников». Архивировано 15 мая 2008 г. в Wayback Machine , 15 мая 2008 г., Nordic Journal of Architectural Research 13.4 (2000). 7-23 и Ringebu I, II. Архивировано 29 марта 2010 г. в Wayback Machine (на норвежском языке) . Получено 26 апреля 2010 г., оба на сайте Stavkirke.org.
  79. ^ Журнал Общества защиты древних зданий, осень 2014 г.
  80. ^ Дженссон, Магнус. «Архитектурный сайт Магнуса Йенссона» . Magnus.Jensson.is (на американском английском и исландском языке) . Проверено 05 марта 2023 г.
  81. Нил МакМахон, «Исландские язычники Асатру достигают новой высоты с первым храмом» , BBC News Europe, 13 февраля 2015 г.
  82. ^ Нитин Шридхар, «Новый языческий храм в Исландии знаменует собой возрождение европейского язычества» , News Gram , 29 июня 2015 г. Проверено 1 мая 2017 г.
  83. Pagan Places, «Храм Ашеймура» , Pagan Places , 15 июня 2020 г. Проверено 12 апреля 2024 г.
  84. ^ «Одиншоф, первый хоф народного собрания Асатру» .
  85. Ясмина Блихерт и Йеппе Вестергаард Йенсен, «Знаменитый дизайнер открывает 12-метровый храм в честь Одина и Тора» , TV 2 , 30 мая 2016 г. Проверено 11 августа 2018 г.
  86. ^ «Торсхоф, Второй хоф Народного собрания Асатру» .
  87. ^ «Бальдрсхоф, Третий Хоф Народного собрания Асатру» .
  88. ^ «Ньордсхоф, Четвертый хоф Народного собрания Асатру» .
  89. ^ « СИГГРЕЙМ НАШ!» от AsatruFolkAssembly» . Девиантарт . Проверено 05 марта 2023 г.
  90. ^ «Сбор средств в Сигрхейме» . Рунный камень (Народное собрание Асатру) . Проверено 05 марта 2023 г.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 29e378875e647ea42617f3fb33a7c148__1721382600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/29/48/29e378875e647ea42617f3fb33a7c148.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Heathen hof - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)