Цангпа
Цангпа чистый Зангба | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1565–1642 | |||||||||||||
Капитал | Шигадзе | ||||||||||||
Общие языки | тибетский | ||||||||||||
Религия | Тибетский буддизм | ||||||||||||
Правительство | Буддийская теократия | ||||||||||||
Монарх | |||||||||||||
• 1565–1599 | Карма Цетен (первый) | ||||||||||||
• 1599–1611 | Карма Тенсунг | ||||||||||||
• 1620–1642 | Карма Тенкьонг (последний) | ||||||||||||
История | |||||||||||||
• Учредил | 1565 | ||||||||||||
• Упразднено | 1642 | ||||||||||||
| |||||||||||||
Сегодня часть | Китай |
История Тибета |
---|
См. также |
Азиатский портал • китайский портал |
Цангпа ( тибетский : གཙང་པ , Уайли : gTsang pa ; Китайский : 藏巴 ) — династия, которая доминировала на значительной территории Тибета с 1565 по 1642 год. Это была последняя тибетская королевская династия, правившая от своего имени. [ 1 ] Режим был основан Кармой Цетеном , низкородным вассалом принца династии Ринпунгпа и губернатором Самдрубце (также называемого Шигадзе ) в Цанге (Западно-Центральный Тибет) с 1548 года. [ 2 ]
Замена Ринпунгпы
[ редактировать ]В 16 веке Тибет был разделен между конкурирующими фракциями как по религиозному, так и по династическому принципу. Династия Пхагмодрупа потеряла всякое подобие власти после 1564 года, и ее соперник Ринпунгпа также не смог достичь единства. Среди традиций тибетского буддизма школа Карма Кагью конкурировала с школой Гелуг , которую возглавлял Далай-лама . Согласно традиции, Карма Цетен получил отряд всадников, изменив документ, выданный его хозяином, господином Ринпунгпа. Затем он поднял знамя восстания в 1557 году и сумел победить Ринпунгпа внезапным нападением в 1565 году. [ 3 ] Этому способствовало нарастающее недовольство Ринпунгпой среди некоторых вассалов. Известный как Депа Цангпа или Цанг Дези, он стал королем Верхнего Цанга и вступил в союз с Кончо Йенлаком, пятым Шамарпой Карма Кагью. Вангчук Дордже, 9-й Кармапа-лама , несколько раз встречался с ним и передал правителю божеств-покровителей. Это был ритуально важный акт для легитимации нового режима. Карма Цетен также покровительствовал сектам Ньингма , Сакья и Джонанг .
Возвышение династии следует рассматривать на фоне беспокойства по поводу внешнего вмешательства в глубоко разделенную страну. Союз между 3-м Далай-ламой и Тумед лидером Алтан-ханом (1578 г.), вероятно, вызвал страх у некоторых аристократических семей в У-Цанге и перед школами, не относящимися к гелуг. Это побудило Кармапу искать защиты у правителей Цангпы. [ 4 ] Новая династия стремилась защитить Тибет от повторяющихся монгольских вторжений, которые несколько раз преследовали эту страну в конце 16 - начале 17 веков. [ 5 ] Дальнейшей целью было возродить славу старой Тибетской империи и создать мирный и упорядоченный Цанг. [ 6 ] Частично это удалось; последние остатки власти Ринпунгпа исчезли в 1590 году, когда они были вынуждены капитулировать свой центральный Ронг перед Карма Цетеном. что режим поддерживал какие-либо отношения с приходящей в упадок династией Мин китайской Нет никаких оснований предполагать , .
Борьба с гелугпа
[ редактировать ]Наши источники этого периода в основном посвящены религиозным вопросам и мало что раскрывают об административной структуре царства Цангпа. Поэтому основа их власти до сих пор недостаточно изучена. История ближайших преемников Кармы Цетена также малоизвестна, но в начале 17 века династия часто упоминается как конкурент за власть над Тибетом. Семья в целом была настроена против Гелугпа и Далай-лам, чья власть тем временем в У. росла . Правитель Цангпы Карма Тенсунг (или, по другому мнению, его племянник Карма Пунцок Намгьял ) отреагировал вторжением в У со своей базы в Цанге в 1605 году и нападением на монастыри Дрепунг и Сера . 5000 монахов . Сообщается, что по этому случаю было убито [ 7 ] Армия Цангпа изгнала монгольские войска, которые помогали 4-му Далай-ламе , самому монгольскому принцу по происхождению. Далай-ламе пришлось бежать, а правитель Цангпа был близок к тому, чтобы стать королем Тибета. [ 8 ]
В 1612 и 1613 годах правитель Цангпа подчинил себе ряд местных режимов в Западном Тибете: Нгари Гьелпо, Лхопа и Чангпа. Были также впечатляющие успехи на востоке. Новые приобретения включали Дагпо на крайнем юго-востоке, Фаньюл (к северу от Лхасы ) и Ней (к юго-востоку от Лхасы). [ 9 ] Он был менее успешен против Бутана его враг, Нгаванг Намгьял , принц-настоятель монастыря Ралунг и 4-е воплощение Куэнкхьена Падмы Карпо, основателя секты Друкпа Кагью , где укрылся в Цанге. Цанг Дези политически поддержал другое воплощение Пассама Вангпо Гьялванга Друкпы , вынудив Нгаванга Намгьяла бежать в Бутан и основать там свое регентство.
Экспансия и ответ монголов
[ редактировать ]В 1618 году Цангпа Гьелпо продвинулся дальше в У и разгромил местных лидеров Кийсё и Цал. К тому времени Карма Пунцок Намгьял был фактически правителем Центрального Тибета и был посвящен в него Чойингом Дордже, 10-м Кармапой . [ 10 ] В следующем 1619 году западно-тибетское королевство Мангьюл Гунгтанг было завоевано . В следующем году Карма Пунцок Намгьял снова вернулся в У, чтобы устранить последнее возможное препятствие на пути к своей власти. Недонг , резиденция бессильной династии Пхагмодрупа, был осаждён и вынужден подчиниться его власти. Войска Цанга оккупировали всю долину Ярлунг . [ 11 ]
Однако гегемония Цангпы носила лишь краткий характер: их положение как выскочки без аристократических корней делало их авторитет слабым. После смерти Йонтена Гьяцо его преемник, Далай-лама V (1617–1682), получил помощь от монголов, которые вторглись в У в 1621 году. Новый король Цангпа Карма Тенкьонг был разбит и осаждён Лхасой на холме Чакпори и его армией. избежал уничтожения только благодаря вмешательству Панчен-ламы . Было заключено соглашение, согласно которому гелугпа восстановили большую часть своей прежней власти в Ю. Настоятель важного монастыря Дригунг в У, связанный с Цангпа, был похищен монголами Тумед в 1623 году, что стало еще одним ударом. В отместку Карма Тенкьонг привел свои войска в Ю и оккупировал регион Лхасы. [ 12 ] В последующие годы в боевых действиях наступило затишье, пока обе стороны пытались привлечь союзников. Карма Тенкьонг обратился за помощью к монголам Чогту , и отряд под командованием принца Арсалана вторгся в Тибет в 1635 году, чтобы атаковать позиции гелугпа. Однако в конце концов Арсалан отказался фактически поддержать Цангпу, что привело к совершенно неудовлетворительному завершению предприятия для Кармы Тенкьонга и иерархов Кармапы и Шамарпы. [ 13 ] В то же время Карме Тенкьонгу угрожал Ладакх на западе, хотя до открытой войны дело так и не дошло. [ 14 ]
Триумф Далай-ламы
[ редактировать ]В 1641 году вождь хошутских монголов региона Гуши Коконор -хан выступил из своей родной области и напал на короля Бери в Кхаме , который был исповедователем религии Бон и преследовал буддийских лам. Гуши-хан поддерживал контакты с «Великим Пятым» с 1637 года и был главным защитником своего дела. После победы над Бери он приступил к вторжению в Цанг. Оправдание этому нашлось в союзе Бери и Цанга, который якобы был направлен на искоренение гелугпа. Далай-лама был против монгольского вторжения, которое имело бы разрушительные последствия для Центрального Тибета, но не смог изменить ход событий. Репутация Гуши-хана как непобедимого полководца ослабила сопротивление. Крепость Цангпа, Шигадзе , была захвачена после длительной и кровопролитной осады в марте 1642 года. Карма Тенкьонг был взят в плен вместе со своими передовыми министрами и содержался под стражей в Нее недалеко от Лхасы. После восстания сторонников Цангпы в том же году разгневанный Гуши-хан приказал поместить Карму Тенкёнга в мешок из бычьей шкуры и утопить в реке. [ 15 ] Гуши-хан, основавший Хошутское ханство , подарил Далай-ламе на правление У, Цанг и часть Восточного Тибета. Так начался религиозный режим Ганден Пходранг , просуществовавший до 1950 года.
Список правителей
[ редактировать ]- Карма Цетен 1565–1599 гг.
- Кхунпанг Лхаванг Дордже ок. 1582–1605/06 (сын)
- Карма Тутоб Намгьял ок. 1586–1610 (брат)
- Карма Тенсунг 1599–1611 (брат)
- Карма Пунцок Намгьял (1611–1620) (сын Кармы Тутоба Намгьяла)
- Карма Тенкьонг 1620–1642 (сын)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шеффер, КР; Капштейн, М.; Таттл, Г. (2013). Источники тибетской традиции . Знакомство с азиатскими цивилизациями. Издательство Колумбийского университета. п. 358. ИСБН 978-0-231-13599-3 . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Джентри, Джей Ди (2016). Объекты власти в тибетском буддизме: жизнь, сочинения и наследие Сокдокпы Лодро Гьелцена . Библиотека тибетских исследований Брилла. Брилл. п. 127. ИСБН 978-90-04-33504-2 . Проверено 13 мая 2024 г.
- ^ Цепон В.Д. Шакабпа (1967), Тибет: политическая история . Нью-Хейвен, с. 90.
- ^ Б. Богин (2014), «Красная и желтая война: Вести с полей», в книге Б. Богина и А. Квинтмана (редакторы), Гималайские отрывки: тибетские и неварские исследования в честь Хьюберта Деклира . Бостон, с. 324.
- ^ Дж. Джентри (2010), «Представления эффективности: ритуальное изгнание монгольских армий в консолидации и расширении династии Цанг (Гцанг)», в JI Cabezón (ред.), Тибетский ритуал . Оксфорд, стр. 144–52.
- ^ Д. Темплман (2013), «17 век. Правители гЦанга и их стратегии легитимации», с. 73 [1]
- ^ Я Ханьчжан (1994), Биографии тибетских духовных лидеров Панчена Эрдениса . Пекин, с. 26.
- ^ Дж. Джентри (2010), стр. 151, 162–3.
- ^ Д. Темплман (2008), Стать индийцем: исследование жизни тибетского ламы Таранатхи XVI–XVII веков . Докторская диссертация, Университет Монаша.
- ^ Г. Туччи (1949), Тибетские расписные свитки . Рим, Том. II, с. 697.
- ^ О. Чаджа, Средневековое правление в Тибете . Вена, стр. 314-5.
- ^ О. Чая (2013), стр. 317–8.
- ^ О. Чая (2013), стр. 322.
- ^ Л. Петех (1977), Королевство Ладакх, ок. 950–1842 гг . Н.э. Рим, стр. 100-1. 46–47.
- ^ Цепон В.Д., Шакабпа (1967), стр. 107–112; Я Ханьчжан (1994), стр. 100–112. 39–41.
Литература
[ редактировать ]- К.-Х. Эвердинг (2000), Королевство Мангюль Гунгтанг , Том I-II. Бонн.
- Дж. Джентри (2013), Субстанция и смысл: объекты силы в жизни, трудах и наследии тибетского мастера ритуалов Sog bzlog pa Blo gros rgyal mtshan , докторская диссертация, Гарвардский университет. [2]
- Х. Хоффманн (1986), Тибет. Справочник , Блумингтон.
- TWD Шакабпа (1967), Тибет. Политическая история , Нью-Хейвен.
- Г. Туччи (1949), Тибетские расписные свитки , 2 тома. Рим.
- http://studybuddhism.com/web/en/archives/e-books/unpublished_manuscripts/survey_tibetan_history/chapter_4.html
- http://www.tibetinfor.com/tibetzt/tsjb/doc/606.htm (на китайском языке)