О Лак
О Лак Оу енотовидная собака / Оу Ло | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
257 г. до н.э. – 179 г. до н.э. | |||||||||||
Капитал | Ко Лоа | ||||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||||
Король | |||||||||||
• 257 г. до н. э. – 179 г. до н. э. | Ан Дуонг Выонг (первый и последний) | ||||||||||
Историческая эпоха | Классическая античность | ||||||||||
• Учредил | 257 г. до н. э. | ||||||||||
179 г. до н.э. | |||||||||||
| |||||||||||
Сегодня часть | Китай Вьетнам |
История Вьетнама |
---|
Вьетнамский портал |
О Лак [ примечание 1 ] ( Китайский : 甌貉 [ ‡ 1 ] /Оулуо; [ ‡ 2 ] внизу : Оу Луо ; Уэйд-Джайлз : Я 1 -это 4 Среднекитайский ( ZS ): * ʔəu-*lɑk̚ < древнекитайский * ʔô-râk [ 5 ] [ 6 ] ) было предполагаемым государством, которое охватывало части современного Гуанси и северного Вьетнама . [ 7 ] Основанный в 257 г. до н. э. человеком по имени Ток Фан ( король Ан Донг ), он представлял собой слияние Нам Конг ( Âu Việt ) и Ван Ланга ( Lạc Việt ), но в 179 г. до н. э. он уступил государству Наньюэ , которое, в конечном итоге, стало завоеван династией Хань . [ 8 ] [ 9 ] Ее столица находилась в Ку-Лоа , современный Ханой , в дельте Красной реки . [ 10 ]
История
[ редактировать ]Фундамент
[ редактировать ]Согласно фольклору, до китайского господства в северном и северо-центральном Вьетнаме этим регионом управляла серия королевств под названием Ван Ланг с иерархическим правительством во главе с королями Лок ( Хонг Кингс ), которым служили Лак Хоу и Лук. танг. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Примерно в 257 году до нашей эры Ван Ланг предположительно был аннексирован Ау Вьет лидером Тхук Фаном , который, согласно традиционной вьетнамской историографии, был либо принцем, либо королем Шу . [ 14 ] эти люди Ау Вьет населяли южную часть реки Цзо , водосборный бассейн реки Ю и верховья рек Ло , Гам и Коу . По словам вьетнамского историка Дао Дуй Аня, [ 15 ] Лидер Ау Вьета Тхук Фан сверг последних хунских королей и объединил два королевства, основав государство Ау Лак и провозгласив себя королём Ан Дуонг ( Ан Дуонг Выонг ). [ 16 ] [ 17 ] По словам Тейлора (1983):
Наши знания о королевстве Ау-Лок представляют собой смесь легенд и истории. Король Ан Дуонг — первая фигура в истории Вьетнама, задокументированная надежными историческими источниками, однако большая часть того, что мы знаем о его правлении, сохранилась в легендарной форме. [ 18 ]
Строительство цитадели Ку Лоа
[ редактировать ]Ку Лоа, крупнейшее доисторическое городское поселение в Юго-Восточной Азии, окруженное рвом. [ 19 ] был первым политическим центром вьетнамской цивилизации в докитайскую эпоху, [ 20 ] площадь 600 гектаров (1500 акров), [ 21 ] [ 22 ] и потребуется целых 2 миллиона кубических метров материала. [ 23 ] Строительство могло начаться еще в четвертом веке до нашей эры, а средний этап строительства пришелся на период между 300 и 100 годами до нашей эры. [ 24 ] Масштаб системы валов Ку Лоа, а также сложные формы организации труда и затраты на рабочую силу, необходимые для ее строительства, продемонстрировали способность государства производить достаточное количество излишков, мобилизовать ресурсы, направлять и обеспечивать продолжение строительства, а также поддерживать цитадель с течением времени. . Это сигнализировало о высокой степени политической централизации и прочной политической власти, которая была высоко «консолидированной, институционализированной и сконцентрированной». [ 25 ] Ким (2015) подсчитал, что для реализации такого масштабного проекта потребуется от 3 171 300 до 5 285 500 человеко-дней. [ 26 ] Он может обеспечить «физическую, символическую и психологическую защиту», демонстрируя мощь государства и его способность к самообороне, тем самым сдерживая любую потенциальную угрозу. [ 27 ]
Исторические источники утверждают, что после якобы прихода к власти Кинь Ан Донг приказал построить укрепленное поселение под названием Ко Лоа в качестве резиденции своей власти. [ 28 ] [ 29 ] Она была похожа на раковину улитки (ее название Cổ Loa 古 螺 означает «старая улитка»: согласно Đại Việt Sử Ký Toàn Thư , цитадель имеет форму улитки). [ ‡ 3 ] ). [ 30 ] [ 31 ]
События, связанные со строительством Ку Лоа, запечатлены в легенде о золотой черепахе. Согласно этой легенде, при строительстве цитадели все работы загадочным образом были разрушены группой духов во главе с тысячелетним белым цыпленком, стремившимся отомстить за сына предыдущего короля. [ 30 ] В ответ на просьбу короля из воды внезапно появилась гигантская золотая черепаха и защищала короля до завершения строительства цитадели. Перед уходом черепаха дала королю один из своих когтей и велела ему сделать арбалет, используя его в качестве спускового крючка, заверив его, что с ним он будет непобедим. [ ‡ 4 ] [ 30 ] Человеку по имени Цао Ло (или Цао Тонг) было поручено создать этот арбалет. Тогда его называли «Святой арбалет сверхъестественно светящегося золотого когтя» (靈光金爪神弩; SV: Linh Quang Kim Trảo Thần Nỏ ) ; один выстрел мог убить 300 человек. [ ‡ 5 ] [ 13 ] [ 30 ]
Крах
[ редактировать ]В 204 г. до н. э. в Панью (ныне Гуанчжоу ) Чжао То основал королевство Наньюэ . [ 32 ] Тейлор (1983) считал, что, когда Наньюэ и О Лук сосуществовали, О Лук временно признал Наньюэ, чтобы продемонстрировать их взаимные антиханьские настроения, и это не означало, что Наньюэ имела какую-либо реальную власть над О Луком. Влияние Наньюэ на Ау Лука ослабло после того, как он нормализовал отношения с династией Хань. Армия, которую Чжао То создал для противостояния Хань, теперь была доступна для развертывания против Ау Лока. [ 33 ]
Детали кампании достоверно не зафиксированы. Ранние неудачи Чжао То и возможная победа над королем Ан Дуном были упомянуты в «Записях внешней территории региона Цзяо» (английский английский) и «Записях эпохи Тайкан эпохи Цзинь» (английский английский). [ примечание 2 ] [ ‡ 6 ] В записях великого историка не упоминается ни о военном завоевании Ау-Лока королем Ань Дуонгом, ни Чжао То, только то, что после смерти императрицы Лю (180 г. до н.э.) Чжао То использовал свои войска для угрозы, а свое богатство - для подкупа Миньюэ , западного Оу , и Луо в подчинение. [ ‡ 7 ] Однако поход породил легенду о передаче арбалета. Согласно мифу, владение арбалетом давало политическую власть: «Тот, кто способен держать этот арбалет, правит царством; тот, кто не сможет держать этот арбалет, погибнет». [ 34 ]
Потерпев неудачу на поле боя, Чжао То попросил перемирия и отправил своего сына Чжун Ши ко двору короля Ань Дуна. Чжун Ши и Мо Чау, дочь короля Ань Дуонга, влюбились друг в друга и поженились. Матрилокальное общество требовало, чтобы муж жил в доме своей жены, поэтому пара осталась при дворе Ан Дуонга. [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ примечание 3 ] Тем временем король Ан Дуонг плохо обращался с Цао Ло, и тот ушел. [ 12 ]
Чжун Ши попросил Мо Чау показать ему арбалет, после чего тайно изменил его спусковой крючок, сделав его бесполезным. Затем он попросил вернуться к своему отцу, который после этого предпринял новое нападение на Ау Лока и на этот раз победил короля Ан Дуна. Затем черепаха рассказала королю о предательстве его дочери и убила его дочь за ее предательство, прежде чем отправиться в водное царство. [ ‡ 8 ] [ 34 ] [ 36 ] [ 35 ] Вполне возможно, что волшебный арбалет был разновидностью армии новой модели под командованием Цао Тонга, на которую повлияли технологии и инновации Воюющих Государств. [ 37 ] [ 38 ]
Затем Чжао То включил эти регионы в состав Наньюэ, но оставил вождям коренных народов контролировать население. [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] Это был первый случай, когда регион стал частью государства, возглавляемого китайским правителем. [ 42 ] Чжао То послал двух чиновников для надзора за лордами О Лак: одного по имени Цзяо Чи в дельте Красной реки и одного по имени Цу Чан в реках Ма и Ка . [ 7 ] [ 43 ] Их главным интересом, казалось, была торговля; и их влияние было ограничено за пределами одного или двух аванпостов. Местное общество осталось неизменным. [ 44 ] [ 45 ]
В 111 г. до н. э. могущественная в военном отношении династия Хань завоевала Наньюэ и правила им в течение следующих нескольких сотен лет. [ 46 ] [ 47 ] Как и при Наньюэ, политическая власть находилась в руках местных лордов. « Печати и ленты» были вручены этим местным лидерам как символ их статуса , взамен они платили «дань сюзерену», но ханьские чиновники считали это «налогами». [ 43 ] [ 48 ] Образ жизни коренных народов и правящий класс не испытали значительного влияния китайцев в первом веке нашей эры. Лишь в четвертом десятилетии первого века нашей эры правительство Хань ввело более прямое правление и активизировало усилия по китаизации. [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] Ханьцы полностью укрепили свой контроль, заменив свободную систему дани полной ханьской администрацией и управляя регионом напрямую как провинциями. [ 52 ] [ 53 ] До этого, пока «устанавливалась некая форма номинальной северной гегемонии», [ 54 ] не было никаких доказательств того, что какое-либо предприятие китайского типа контролировало регион во втором или первом веке до нашей эры, поскольку некоторые исторические отчеты являются относительно китаецентричными и вводят в заблуждение относительно природы протовьетнамского общества до «реального, более позднего установления полной китайской власти». " [ 55 ]
Правительство и общество
[ редактировать ]Основываясь на свидетельствах исторических и археологических данных, Ким (2015) считал, что «высокоцентрализованное, всеобъемлющее общество государственного уровня с устойчивыми политическими институтами и структурой» между 300 и 100 годами до нашей эры было ответственным за строительство поселения Ку Лоа. [ 56 ] Его размер и необходимая рабочая сила для его строительства подразумевали «сильную военную силу и значительный централизованный государственный контроль». [ 57 ] Количество бронзовых орудий также свидетельствовало о существовании централизованного производства, социального расслоения и материальной монополизации. [ 58 ] Тот факт, что черепицу можно найти только в Ку Лоа, также указывает на то, что это место было столицей. Окружающие деревни и общины, похоже, платили налоги централизованному государству. [ 59 ]
Китайцы-ханьцы описывали жителей Ау-Лока как варваров , нуждающихся в цивилизации , считая их лишенными морали и скромности. [ 60 ] Китайские хроники утверждают, что коренное население дельты Красной реки не имело знаний в области сельского хозяйства, металлургии, политики, [ 61 ] а их цивилизация была всего лишь побочным продуктом китайской колонизации. Они отрицали культурную эволюцию in situ или социальную сложность, приписывая любое развитие китаизации . [ 62 ] хотя они знали об этом «стабильном, структурированном, продуктивном, густонаселенном и относительно развитом» обществе, с которым они столкнулись. [ 63 ]
Женщины пользовались высоким статусом в обществе Лока. [ 29 ] Такое общество является матрилокальным обществом, социальной системой, в которой супружеская пара проживает с родителями жены или рядом с ними. Таким образом, потомки матери женского пола остаются жить в доме матери (или рядом с ним), образуя большие родовые семьи, пары после бракосочетания часто переезжают жить в семью жены. Также было сказано, что протовьетнамское общество было матрилинейным . [ 64 ] Статус лордов Лока передавался по материнской линии, в то время как женщины имели права наследования. [ 65 ] Кроме того, они также практиковали левират , то есть вдовы имели право выйти замуж за родственника мужского пола своего покойного мужа, часто за его брата, чтобы получить наследников. Эта практика давала матери наследника, защищая интересы вдов и отражая женский авторитет, хотя некоторые патриархальные общества использовали ее для сохранения богатства в пределах мужской семейной родословной. [ 65 ] [ 66 ] [ 67 ]
Демография
[ редактировать ]До прихода династии Хань в регионе был высокий уровень населения. [ 68 ] Подсчитано, что население Ку Лоа и его окрестностей составляло тысячи человек, а в большей части дельты население составляло десятки тысяч человек, если не сотни тысяч. [ 69 ] Это подтверждается переписью 2 года нашей эры, согласно которой в трех префектурах Зяо Чо, Коу Чан и Нхот Нам проживало 981 755 человек. [ 70 ] [ 71 ] Хотя некоторые из них можно объяснить иммиграцией с севера, иммиграция ханьцев в северный Вьетнам в это время не была подавляющей. [ 72 ] и уровень населения не пострадал до середины второго века. [ 73 ]
Позже китайские чиновники называли местных жителей Лок (Лу) и Ау (Оу). [ 12 ] Лака говорят Обычно считается, что жители на австроазиатском языке . [ 74 ] Тейлор (2013) считал, что население низменностей в основном говорило на прото-вьет-мыонг, в то время как жители горных районов к северу и западу от дельты Красной реки говорили на древнем языке, похожем на современный кхму . [ 75 ] Французский лингвист Мишель Ферлюс в 2009 году пришел к выводу, что вьетнамцы являются «самыми прямыми наследниками» культуры Тонгсон (ок. 7 г. до н.э. – 1 г. н. э.), которая «точно располагалась на севере Вьетнама». В частности, Ферлус (2009) показал, что изобретения пестика, весла и сковороды для приготовления клейкого риса, что является основной характеристикой культуры Тонг Сон , соответствуют созданию новых лексиконов для этих изобретений в Северном Вьетнаме (Вьет-Монг ) и Центральный Вьетнамский ( Куой-Тоум ). Было доказано, что новые словари этих изобретений являются производными от оригинальных глаголов, а не заимствованными лексическими единицами. [ 76 ] С другой стороны, ау, возможно, говорили на языке, родственном языковой семье Тай-Кадай . [ 75 ] Археологические данные показывают, что в период до Донсона дельта Красной реки была преимущественно австроазиатской, например, генетические образцы из могильника Ман Бак (датированные 1800 г. до н.э.) имеют непосредственной близости к современным австроазиатским носителям, [ 77 ] а затем, в период Донгсон, генетические примеры приводят к тому, что значительная часть представителей тайской группы (известных как Ау , Ли-Лао ), возможно, живет вместе с носителями вьетского языка. [ 78 ]
Экономика
[ редактировать ]Для экономики характерно земледелие с влажным рисоводством, тягловым скотом , металлическими лемехами, топорами и другими орудиями, а также ирригационными комплексами. [ 63 ] Выращивание орошаемого риса, возможно, началось в начале второго тысячелетия до нашей эры, о чем свидетельствуют находки палинологических последовательностей. [ 79 ] [ 63 ] в то время как металлические инструменты регулярно использовались до какого-либо значительного китайско-вьетнамского взаимодействия. [ 63 ] Шапюи (1995) также предположил существование рыболовства с использованием лески, а также некоторой специализации и разделения труда. [ 80 ]
Северный Вьетнам также был крупным центром межрегионального доступа и обмена, связанным с другими территориями посредством обширной внерегиональной торговой сети, еще задолго до первого тысячелетия до нашей эры, благодаря своему стратегическому положению, доступу к ключевым маршрутам взаимодействия и ресурсам, включая близость к основным реки или побережье [ примечание 4 ] и широкое распространение медных, оловянных и свинцовых руд. [ 82 ] [ 83 ] Ким (2015) полагал, что его экономическая и коммерческая ценность, включая его расположение и доступ к ключевым водным путям и экзотическим тропическим товарам, была основной причиной, по которой китайцы завоевали этот регион, предоставив им неограниченный доступ к другим частям Юго-Восточной Азии. [ 84 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Келли (2013) предположил, что Ан Дун Вонг был реальной исторической личностью, но информация, предоставленная письменными отчетами, очень краткая, упоминается только его приход к власти, а не название его королевства. Только в пятнадцатом веке впервые появилось имя Ау Лук. [ 2 ] Более того, хотя археологические находки свидетельствуют о том, что к третьему веку до нашей эры в Ку Лоа существовало «сложное общество», [ 3 ] Ким (2015) не решался связать эти останки с Ау Луком и в качестве альтернативы использовал название «Cổ Loa Polity». [ 4 ]
- ↑ Эти тексты сегодня уже не сохранились, но отрывки из них сохранились в труде VI века « Комментарий к классической книге о воде».
- ^ См. также другую интерпретацию у Чанга (2022 , стр. 50).
- ^ Во время трансгрессии среднего голоцена уровень моря поднялся и затопил низменные территории; геологические данные показывают, что береговая линия располагалась недалеко от современного Ханоя. [ 81 ]
Цитаты
[ редактировать ]Рано
[ редактировать ]- ^ ĐVSKTT (Периферийные записи/Том 1:6a): «Король объединился с Королевством Вэньланг и изменил название страны на Королевство енотовидных собак Оу ».
«Затем король аннексировал нацию Ван Ланг, изменил название нации на Ау Лок ». нацию - ^ Шиджи (Том 113): «На юге, где влажно и влажно, и среди варваров, Королевство Миньюэ на востоке называется королем с тысячами людей, а Королевство Оулуо на западе также называется королем.
Уотсон (1961 , стр. 242): «Более того, этот регион на юге низменный и влажный и населен только варварскими племенами. К востоку от меня находится вождь Мин-юэ, который, имея не более тысячи подданных, называет себя королем, а на западе находятся земли Западного Оу и Ло-ло, правители которых также называют себя королями». - ↑ ĐVSKTT (Периферийные записи/Том 1:6a): «Затем король построил город в Юешанге, ширина которого составляла тысячи футов и который закручивался по спирали, поэтому его назвали Луочэн».
«Затем король построил цитадель во Вьет Тхонге шириной в тысячу чжан , кружащуюся и кружащуюся в форме улитки. Поэтому ее назвали Городом Улиток (Лоа Тхань)». - ^ ĐVSKTT (Периферийные записи/Том 1: 6b-7b)"
- ^ ĐVSKTT (Периферийные записи/Том 1: 6b-7b)"
- ↑ Оба цитируются в SJZ (том 37): «В «Иностранных территориях Цзяочжоу» говорится: Когда в прошлом в Цзяочжи не было уездов, на этой земле был Луотянь. Поля поднимались и опускались из-за прилива, и люди Из-за этого их называли Луоминь. Король Ло и владыка Ло управляют округами. Генералы Ло позже получили бронзовые печати и зеленые ленты. принц Шу послал 30 000 солдат, чтобы атаковать короля Ло и господина Ло. Они подчинили генералов Ло, и принц Шу был назван королем Аньяна. Позже напал Вэй То, король Наньюэ. король Аньяна. У короля Аньяна был бог по имени Гаотун, который помогал ему. Он использовал арбалет для короля Аньяна и убил 300 человек одним выстрелом. Король Наньюэ знал, что не может сражаться, но остался внутри. Округ Вунин «Цзинь Тайкан Цзи», округ принадлежит Цзяочжи. Принц Юэ послал его сдаться королю Аньяну и служить ему министром. В мире погибнет любой, кто не сможет держать этот арбалет. дочь по имени Мэй Чжу. Когда она видит Ши Дуаньчжэна, Чжу общается с Ши, Ши просит Чжу и приказывает отцу взять арбалет и посмотреть на него. Когда Ши видит арбалет, он крадет его и перехватывает. арбалет, он побежал обратно, чтобы доложить королю Наньюэ. Король Аньяна выстрелил из арбалета и потерпел поражение. Король Аньян высадился и вышел к морю, где нашел свой старый дворец в округе Пиндао».
Чанг (2022 , стр. 49): «В то время, когда район Цзяочжи еще не был командованием, здесь были земли Лок. Это были приливные зоны на берегу моря. Люди обрабатывали земли, и их называли людьми Лок. Короли Лок Лорды Лока были назначены править землями, а генералы Лока были награждены бронзовыми печатями. Принц Шу возглавил отряд из 30 тысяч человек, чтобы победить короля Лока, лордов Лока и генералов Лока, таким образом, принц Шу стал королем Аньдуном. Затем Чжао То, король Наньюэ, пришел атаковать короля Ань Дуна. Пришел святой человек по имени Гао Тонг. спустился [с небес и] помог королю Ань Дуну, дал ему божественный арбалет, способный убить. триста человек одним выстрелом. Королю Наньюэ было ясно, что [Цзяочжи] непобедим, поэтому он приказал своим войскам оставаться в Вунинге, уезде, который, согласно Записям Тайкинга времен династии Цзинь [266–420 века н. э. ] был частью Цзяочжи, затем он послал своего сына Ши служить [и шпионить] за королем Ань Дуном, который оскорбил Гао Дуна, потому что он не знал его личности. своего советника. Поэтому Гао Тун покинул короля и перед отъездом сообщил ему, что тот, кто владеет арбалетом, будет контролировать Поднебесную; Точно так же тот, кто потеряет его, потеряет Все Поднебесье. У короля Ан Донга была дочь по имени Мо Чау. Она увидела, что Ши красивый мужчина, и у нее был с ним роман. Ши спросил Чау об арбалете, поэтому она приказала принести арбалет, чтобы Ши мог взглянуть. Ши украл арбалет и приказал его увидеть, а после того, как он уничтожил арбалет, он сбежал, чтобы сообщить королю Наньюэ [об арбалете]. Отсюда войска Наньюэ двинулись [к землям Лока]. Король Ан Донг попытался использовать арбалет, чтобы дать отпор, но он был уже бесполезен, поэтому он потерпел поражение». - ↑ Шиджи (том 113): «В результате Туо угрожал своей границе войсками, подкупил Миньюэ, Сю и Ло своим богатством и служил Яну, который находится более чем в десяти тысячах миль с востока на запад».
Уотсон (1961 , с. 241): «Чао То снова начал угрожать границе своими войсками. Он посылал подарки и взятки вождям Минъюэ, Западного Оу и Ло-ло, убеждая их подчиниться. под его властью, пока область, находившаяся под его контролем, не простиралась более чем на десять тысяч ли с востока на запад». - ^ ĐVSKTT (Периферийные записи/Том 1:10a)
Современный
[ редактировать ]- ^ Кирнан 2019 , с. 67.
- ^ Келли 2013 , с. 66-69.
- ^ Ким 2015 , с. 289.
- ^ Ким 2015 , с. 185, 273.
- ^ Шюсслер 2007 , с. 372.
- ^ Шюсслер 2007 , стр. 506.
- ^ Jump up to: а б Дао Дуй Ань, 2016 , с. 32.
- ^ Хоанг 2007 , с. 12.
- ^ Даттон, Вернер и Уитмор, 2012 , с. 9.
- ^ Ким 2015 , с. 18.
- ^ Нгуен 1980 , с. 48.
- ^ Jump up to: а б с Тейлор 2013 , с. 16.
- ^ Jump up to: а б Келли 2014 , с. 88.
- ^ Келли 2013 , с. 66.
- ^ Дао Дуй Ань, 2016 , с. 31.
- ^ Тейлор 1983 , с. 19.
- ^ Тейлор 2013 , с. 14, 16.
- ^ Тейлор 1983 , с. 20-21.
- ^ Ким 2015 , с. 203.
- ^ Микшич и Ян 2016 , с. 111.
- ^ Микшич и Ян 2016 , с. 156.
- ^ Ким, Лай и Трин 2010 , стр. 1013.
- ^ Хайэм 1996 , с. 122.
- ^ Хильгерс 2016 , с. 53.
- ^ Хайэм 1996 , с. 122; Ким, Лай и Трин, 2010 , с. 1025; Ким 2015 , с. 6, 144, 203, 205, 225, 228, 230, 232; Хильгерс 2016 , с. 53.
- ^ Ким 2015 , с. 210.
- ^ Ким 2015 , с. 198-199.
- ^ Тейлор 2013 , с. 14.
- ^ Jump up to: а б Тесситоре 1989 , с. 36.
- ^ Jump up to: а б с д Тейлор 1983 , с. 21.
- ^ Локхарт и Дуикер 2006 , с. 74.
- ^ Loewe 1986 , с. 128.
- ^ Тейлор 1983 , с. 24.
- ^ Jump up to: а б с Тейлор 1983 , с. 25.
- ^ Jump up to: а б Келли 2014 , с. 89.
- ^ Jump up to: а б Тейлор 2013 , с. 15.
- ^ Тейлор 2013 , с. 16–17.
- ^ Ким 2015 , с. 116.
- ^ Джеймисон 1995 , с. 8.
- ^ Бриндли 2015 , с. 93.
- ^ Баттингер 1958 , с. 92.
- ^ Кирнан 2019 , с. 69.
- ^ Jump up to: а б Тейлор 2013 , с. 17.
- ^ Тейлор 1983 , с. 29.
- ^ Тейлор 2013 , с. 16, 17.
- ^ Тейлор 1983 , с. 28.
- ^ Дао Дуй Ань, 2016 , с. 42.
- ^ Хайэм 1996 , с. 109.
- ^ Тейлор 2013 , с. 19-22.
- ^ Тейлор 1980 , с. 141.
- ^ Ким 2015 , с. 115.
- ^ Ким 2015 , с. 149–150.
- ^ Хайэм 1989 , с. 202 290–291.
- ^ О'Харроу 1979 , с. 150.
- ^ О'Харроу 1979 , с. 146–148 150; Ким 2015 , с. 150; Тесситоре 1989 , с. 37.
- ^ Ким 2015 , с. 9142185, 281.
- ^ Ким, Лай и Трин 2010 , с. 1025.
- ^ Ким 2015 , с. 155.
- ^ Ким 2015 , с. 157.
- ^ Кирнан 2019 , с. 71.
- ^ Ким 2015 , с. 7.
- ^ Ким 2015 , с. 147, 157; Ким, Лай и Трин, 2010 , с. 1012; О'Харроу 1979 , с. 143-144; Хильгерс 2016 , с. 50.
- ^ Jump up to: а б с д О'Харроу 1979 , с. 142.
- ^ О'Харроу 1979 , с. 159.
- ^ Jump up to: а б Тейлор 2013 , с. 20.
- ^ Кирнан 2019 , с. 51.
- ^ Де Вос и Слот 1998 , с. 91.
- ^ Ким 2015 , с. 4.
- ^ Ким 2015 , с. 214-215.
- ^ Тейлор 1983 , с. 55.
- ^ Тейлор 2013 , с. 18.
- ^ Тейлор 1983 , с. 54.
- ^ Холмгрен 1980 , с. 66.
- ^ Шафер 1967 , с. 14; О'Харроу 1979 , с. 142; Пейн 2013 , с. 171.
- ^ Jump up to: а б Тейлор 2013 , с. 19.
- ^ Ферлус 2009 , с. 105.
- ^ Липсон и др. 2018 .
- ^ Алвес 2019 , с. 7.
- ^ Ким 2015 , с. 15.
- ^ Шапюи 1995 , с. 7.
- ^ Ким 2015 , с. 12.
- ^ Ким 2015 , с. 12, 115-116, 124, 126, 130, 147.
- ^ Упадок 2009 г. , с. 59.
- ^ Ким 2015 , с. 123, 147.
Библиография
[ редактировать ]Рано
[ редактировать ]- Нго Си Лиен , Шу Джи [Династия Шу], Полная история Дай Вьет [ Полные анналы Вьета ] Дай , Периферийные записи/Том 1
- Ли Даоюань , Шуйцзинчжу [ Комментарий к водной классике ], том 37
- Сыма Цянь , Биография Южного Вьетнама [Счет Южного Юэ], Исторические записи [ Записки великого историка ], Том 113
Современный
[ редактировать ]- Алвес, Марк (2019). Данные различных дисциплин, связывающие Вьетик с культурой Донгшон . Контактные зоны и колониализм в Юго-Восточной Азии и на юге Китая (~ 221 г. до н.э. – 1700 г. н.э.). дои : 10.13140/RG.2.2.32110.05446 .
- Бриндли, Эрика (2015). Древний Китай и Юэ: представления и идентичности на южной границе, около 400 г. до н.э.-50 г. н.э. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-110-70847-8-0 .
- Баттингер, Джозеф (1958). Меньший дракон: политическая история Вьетнама . Издательство Прагер .
- Кало, Амбра (2009). Распространение бронзовых барабанов в ранней Юго-Восточной Азии: торговые пути и культурные сферы . Оксфорд: Археопресс . ISBN 9781407303963 .
- Чанг, Юфэнь (2022). «Теория академической зависимости и политика агентства в региональных исследованиях: пример англоязычных вьетнамских исследований с 1960-х по 2010-е годы» . Журнал исторической социологии . 35 (1). Джон Вили и сыновья, Ltd: 37–54. дои : 10.1111/johs.12363 . eISSN 1467-6443 . ISSN 0952-1909 . S2CID 247835010 .
- Шапюи, Оскар (1995). История Вьетнама: от Хонг Банга до Ту Дыка . Гринвуд Пресс . ISBN 0-313-29622-7 .
- Де Вос, Джордж А.; Слот, Уолтер Х., ред. (1998). Конфуцианство и семья . Издательство Государственного университета Нью-Йорка . ISBN 978-0-791-43735-3 .
- Даттон, Джордж; Вернер, Джейн; Уитмор, Джон К., ред. (2012). Источники вьетнамской традиции . Введение в азиатские цивилизации. Издательство Колумбийского университета . ISBN 978-0-231-13862-8 .
- Дао Дуй Ань (2016) [1964]. Страна Вьетнам через поколения: исследования по географии и истории Вьетнама (на вьетнамском языке). Нха Нам. ISBN 978-604-94-8700-2 .
- Дао Дуй Ань (2020) [1958]. История Вьетнама: от истоков до конца XIX века (на вьетнамском языке). Ханойское издательство. ISBN 978-604-556-114-0 .
- Ферлус, Майкл (2009). «Слой донгсонийской лексики на вьетнамском языке». Журнал Лингвистического общества Юго-Восточной Азии . 1 : 95–108.
- Хилгерс, Лорен (2016). «Первый город Вьетнама» . Археология . 69 (4). Археологический институт Америки: 48–53. JSTOR 26348729 – через JSTOR.
- Хоанг, Ань Туан (2007). Шелк за серебро: голландско-вьетнамские отношения; 1637 – 1700 . БРИЛЛ . ISBN 978-90-04-15601-2 .
- Хайэм, Чарльз (1989). Археология материковой Юго-Восточной Азии . Издательство Кембриджского университета .
- Хайэм, Чарльз (1996). Бронзовый век Юго-Восточной Азии . Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-56505-7 .
- Холмгрен, Дженнифер (1980). Китайская колонизация Северного Вьетнама: административная география и политическое развитие в дельте реки Тонкин, с первого по шестой века нашей эры . Издательство Австралийского национального университета.
- Келли, Лиам К. (2014). «Построение местных повествований: духи, сны и пророчества в средневековой дельте Красной реки». В Андерсоне, Джеймс А.; Уитмор, Джон К. (ред.). Встречи Китая на юге и юго-западе: переформирование огненной границы за два тысячелетия . США: Бриллс. стр. 78–106.
- Келли, Лиам К. (2013). «Слова Тай и место Тай во вьетнамском прошлом» . Журнал Сиамского общества . 101 – через ResearchGate.
- Кирнан, Бен (2019). Вьетнам: история с древнейших времен до наших дней . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-190-05379-6 .
- Ким, Нам С.; Лай, Ван Той; Трин, Хоанг Хип (2010). «Ко Лоа: исследование древней столицы Вьетнама». Античность . 84 (326): 1011–1027. дои : 10.1017/S0003598X00067041 . S2CID 162065918 .
- Ким, Нам К. (2015). Истоки Древнего Вьетнама . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-199-98089-5 .
- Ким, Нам К. (2020). «Путь к возникающей социальной сложности и государственной власти: взгляд из Юго-Восточной Азии». Бондаренко Дмитрий М.; Ковалевски, Стивен А.; Смолл, Дэвид Б. (ред.). Эволюция социальных институтов. Эволюция мировых систем и глобальное будущее . Издательство Спрингер . стр. 225–253. дои : 10.1007/978-3-030-51437-2_10 . ISBN 978-3-030-51436-5 . S2CID 226486108 .
- Лиминг, Дэвид (2001). Словарь азиатской мифологии . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-512052-3 .
- Ли, Тана (2011). «Геополитический обзор». Ин Ли, Тана; Андерсон, Джеймс А. (ред.). Залив Тункин в истории . Пенсильвания: Издательство Пенсильванского университета . стр. 1–25.
- Ли, Тана (2011). «Цзяочжи (Джао Чо) в заливе Тунцин периода Хань». Ин Ли, Тана; Андерсон, Джеймс А. (ред.). Залив Тункин в истории . Пенсильвания: Издательство Пенсильванского университета. стр. 39–53. ISBN 978-0-812-20502-2 .
- Липсон, Марк; Чероне, Оливия; Маллик, Свапан; Роланд, Надин; Оксенхэм, Марк; Петрусевский, Майкл; Прайс, Томас Оливер; Уиллис, Анна; Мацумура, Хирофуми; Бакли, Халли; Дометт, Кейт; Хай, Нгуен Зианг; Хип, Трин Хоанг; Чьяу, Аунг Аунг; Победа, Тин Тин; Прадье, Батист; Брумандхошбахт, Насрин; Кандилио, Франческа; Чангмай, Пия; Фернандес, Даниэль; Ферри, Мэтью; Гамарра, Беатрис; Харни, Эдаоин; Кампуансай, Ятуполь; Кутанан, Вибху; Мишель, Меган; Новак, Марио; Оппенгеймер, Йонас; Сирак, Кендра; Стюардсон, Кристин; Чжан, Чжао; Флегонтов Павел; Пинхаси, Рон; Райх, Дэвид (17 мая 2018 г.). «Древние геномы документируют многочисленные волны миграции в доисторическую эпоху Юго-Восточной Азии» . Наука . 361 (6397). Американская ассоциация развития науки (AAAS): 92–95. Бибкод : 2018Sci...361...92L . bioRxiv 10.1101/278374 . дои : 10.1126/science.aat3188 . ISSN 0036-8075 . ПМК 6476732 . ПМИД 29773666 .
- Лоу, Майкл (1986). «Бывшая династия Хань». В Твитчетте, Денис К.; Фэрбенк, Джон Кинг (ред.). Кембриджская история Китая: Том 1, Империи Цинь и Хань, 221 г. до н.э. – 220 г. н.э. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 110–128.
- Локхарт, Брюс; Дуйкер, Уильям (2006). Вьетнам от А до Я. Лэнхэм: Scarecrow Press.
- Микшич, Джон Норман ; Ян, Го Геок (2016). Древняя Юго-Восточная Азия . Тейлор и Фрэнсис . ISBN 978-1-317-27903-7 .
- Нгуен, Ба Кхоач (1980). «Фунг Нгуен». Азиатские перспективы . 23 (1). Издательство Гавайского университета: 23–53. JSTOR 42929153 .
- О'Харроу, Стивен (1979). «От Ко-лоа до восстания сестер Чунг: ВЬЕТНАМ, КАК КИТАЙЦЫ НАШЛИ ЕГО» . Азиатские перспективы . 22 (2): 140–164. JSTOR 42928006 – через JSTOR.
- Джеймисон, Нил Л. (1995). Понимание Вьетнама . Издательство Калифорнийского университета . ISBN 978-0-520-20157-6 .
- Пейн, Линкольн (2013). Море и цивилизация: морская история мира . Издательская группа Кнопфа Doubleday. ISBN 978-0-307-96225-6 .
- Шафер, Эдвард Хетцель (1967). Киноварная птица: Танские образы Юга . Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета.
- Шюсслер, Аксель. (2007). Этимологический словарь древнекитайского языка . Издательство Гавайского университета.
- Тейлор, Кейт (1980). «Оценка китайского периода во вьетнамской истории». Журнал азиатских исследований . 23 (1): 139–164.
- Тейлор, Кейт Веллер (1983). Рождение Вьетнама . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-07417-0 .
- Тейлор, Кейт Веллер (2013). История вьетнамцев . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-87586-8 .
- Тесситор, Джон (1989). «Вид с Восточной горы: исследование взаимоотношений между цивилизациями Донгшон и озера Тянь в первом тысячелетии до нашей эры». Азиатские перспективы . 28 (1): 31–44. JSTOR 42928187 .
- Уотсон, Бертон (1961). Записи великого историка Китая . Издательство Колумбийского университета .
- У, Чуньмин; Ролетт, Барри Владимир (2019). Доисторические морские культуры и мореплавание в Восточной Азии . Спрингер Сингапур. ISBN 978-981-329-256-7 .
- Ю, Ин-ши (1986). «Ханьские международные отношения». В Твитчетте, Денис К.; Фэрбенк, Джон Кинг (ред.). Кембриджская история Китая: Том 1, Империи Цинь и Хань, 221 г. до н.э. – 220 г. н.э. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 377–463.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 179 г. до н.э.
- Разрушения во Вьетнаме в 1-м тысячелетии до нашей эры
- 257 г. до н.э.
- заведения 250-х годов до нашей эры
- Разрушения III века до н.э.
- Заведения III века до нашей эры во Вьетнаме
- Древний Вьетнам
- Бывшие страны в истории Китая
- Бывшие страны Юго-Восточной Азии
- Бывшие страны в истории Вьетнама
- Бывшие монархии Азии
- История Гуанси
- История Вьетнама
- Дельта реки Хонг
- Железный век Азии
- Наньюэ
- Государства и территории, упраздненные во 2 веке до нашей эры.
- Государства и территории, основанные в III веке до нашей эры.