Сарды
Альтернативное название | Сарды |
---|---|
Расположение | Сарт , провинция Маниса , Турция |
Область | Лидия |
Координаты | 38 ° 29'18 "N 28 ° 02'25" E / 38,48833 ° N 28,04028 ° E |
Тип | Урегулирование |
История | |
Основан | Основан в 1500 г. до н.э., крупный город - в 600 г. до н.э. |
Заброшенный | Около 1402 года нашей эры. |
Культуры | Земля реки Сеха , лидийская , греческая , персидская , римская , византийская. |
Примечания к сайту | |
Даты раскопок | 1910–1914, 1922, 1958 – настоящее время. |
Археологи | Ховард Кросби Батлер , GMA Ханфманн, Кроуфорд Х. Гринуолт мл. , Николас Кэхилл |
Состояние | Разрушенный |
Право собственности | Общественный |
Публичный доступ | Да |
Веб-сайт | сардиспедиция |
Сардис ( / ˈ s ɑːr d ɪ s / SAR -diss ) или Сарды ( / ˈ s ɑːr d iː s / SAR -deess ; лидийский : 𐤳𐤱𐤠𐤭𐤣 , латинизированный : Šfard ; древнегреческий : Σάρδεις , романизированный : Sár деис ; древнеперсидское : Спарда ; ) был древним городом, наиболее известным как столица Лидийской империи . После падения Лидийской империи он стал столицей персидской сатрапии Лидия , а затем крупным центром эллинистической и византийской культуры. Сейчас это действующий археологический объект, он расположен на территории современной Турции , в провинции Маниса , недалеко от города Сарт .
История
[ редактировать ]Сарды были оккупированы как минимум 3500 лет. В то время он колебался между богатым городом международного значения и группой скромных деревень. [ 1 ] (стр. 1114–1115)
Раннее заселение
[ редактировать ]Сарды были заселены до 1500 г. до н.э. Однако размер и характер ранних поселений неизвестны, поскольку раскопаны лишь небольшие запредельные части этих слоев. Свидетельства оккупации состоят в основном из керамики позднего бронзового века и раннего железного века , которая показывает сходство с микенской Грецией и хеттами . По состоянию на 2011 год ранней монументальной архитектуры обнаружено не было. [ 1 ] (стр. 1114–1116) [ 2 ]
Это место могло быть заселено еще в эпоху неолита , о чем свидетельствуют разбросанные находки ранних керамических фрагментов. Однако они были вырваны из контекста, поэтому однозначных выводов сделать невозможно. Кладбища раннего бронзового века были обнаружены в 7 милях вдоль Мраморного озера , рядом с элитными могилами позднего лидийского и персидского периодов. [ 1 ] (п1116) [ 2 ]
В эпоху поздней бронзы это место находилось на территории Земли реки Сеха , столица которой, как полагают, находилась в соседнем Каймакчи . В хеттских текстах говорится, что Сеха изначально была частью Арзавы , макроцарства, которое хеттский царь Мурсили II разгромил и разделил. После этого Сеха стала вассальным государством хеттов и служила важным посредником с микенскими греками . Отношения между народом Сехи и более поздними лидийцами неясны, поскольку есть свидетельства как культурной преемственности, так и разрушения в регионе. [ 2 ] Ни термин «Сардис», ни его предполагаемое более раннее название «Хайд» (на древнегреческом языке, которое, возможно, отражало хеттское имя «Уда») не встречаются ни в одном из сохранившихся хеттских текстов. [ 1 ] (стр. 1115–1116)
Лидийский период
[ редактировать ]В седьмом веке до нашей эры Сарды стали столицей Лидии . Отсюда такие цари, как Крез, правили империей, которая простиралась до реки Галис на востоке. Сам город занимал 108 гектаров, включая загородные территории, и был защищен стенами толщиной тридцать метров. Акрополь камня , был выложен каменной кладкой из белого тесаного чтобы укротить естественный неровный склон горы. Посетители могли заметить это место издалека по трем огромным захоронениям в Бин Тепе . [ 1 ] (стр. 1116–118)
Планировка и организация города в настоящее время известны лишь частично. На севере/северо-западе города располагалась большая загородная зона с жилыми, коммерческими и промышленными районами. Поселение простиралось до ручья Пактол, возле которого археологи обнаружили остатки рабочих установок, где обрабатывались россыпные металлы. [ 1 ] (п1117)
Многокомнатные дома вокруг этого места соответствуют описанию Геродота о строительстве из камня и сырцового кирпича . Большинство домов имели крыши из глины и соломы, а у богатых жителей крыши были черепичными, как и в общественных зданиях. Дома часто имеют узнаваемые дворы и помещения для приготовления пищи, но ни один дом полностью не раскопан, поэтому можно сделать мало обобщений о внутренней планировке сардских домов. [ 1 ] (пп-1118-1120)
Религиозные останки включают скромный алтарь, который, возможно, был посвящен Кибеле , учитывая найденный там фрагмент керамики с ее именем. [ 1 ] (стр.1118) Возможное святилище Артемиды было найдено в другом месте на этом месте, останки которого включают мраморные статуи львов. [ 1 ] (п1117) Народное богослужение в загородных районах является свидетельством обеденных сервизов, зарытых в качестве подношений. [ 1 ] (п1117)
Текстовые свидетельства о Сардисах лидийской эпохи включают рассказ Плиния о здании из сырцового кирпича, которое предположительно было дворцом Креза и все еще находилось там в его время. [ 1 ] (п1117)
Материальная культура Сард во многом представляет собой своеобразный вариант анатолийского и эгейского стилей. Городские ремесленники, похоже, специализировались на глиптическом искусстве, включая печати и украшения. Их керамика сочетала в себе эгейский и анатолийский стили керамики, а также характерные особенности, которые включали форму лидиона и декоративные техники, известные как полосчатая глазурь и мраморная глазурь. Сюжетные сцены на сардийской керамике встречаются редко. Импортированная греческая керамика свидетельствует о «эллинофильском отношении» лидийцев, которое комментировали современные греческие писатели. Хотя эти греческие авторы, в свою очередь, были впечатлены лидийской музыкой и текстилем, эти аспекты лидийской культуры не видны в археологических данных. [ 1 ] (стр.1124)
Разрушение Киром Великим
[ редактировать ]Сарды были завоеваны Киром Великим около 547 г. до н.э. Разгромив лидийского царя Креза в битвах при Птерии и Тимбре , персы последовали за отступающей армией обратно в Сарды и разграбили ее после непродолжительной осады. [ 3 ] [ 4 ] [ 1 ] (стр.1115, 1120) Подробности этого события в основном известны из полумифизированного рассказа Геродота, но разрушения хорошо заметны в археологических записях. По словам экскаватора Николаса Кэхилла:
Редко когда важное и известное историческое событие так ярко сохранилось в археологических записях, но разрушение Кира оставило ясные и драматические следы по всему городу. [ 4 ]
Городские укрепления сгорели в результате мощного пожара, который распространился на части прилегающих жилых районов. Деревянные конструкции и предметы внутри зданий превратились в древесный уголь. Сырцовый кирпич с укреплений был повален на соседние постройки, что предотвратило грабежи и спасение и, таким образом, сохранило их останки. [ 4 ]
Среди обломков были найдены беспорядочно захороненные скелеты, в том числе скелеты лидийских солдат, погибших насильственной смертью. Кости предплечья одного солдата были сломаны, вероятно, это был перелом при парировании , указывающий на неудачную попытку противостоять травмам головы, которые убили его. Частично заживший перелом ребра позволяет предположить, что он все еще восстанавливался после травмы, полученной во время боя. В разрушенном доме археологи нашли частичный скелет мужчины лет сорока, страдающего артритом. Скелет настолько сильно обгорел, что археологи не могут определить, был ли он изуродован намеренно или недостающие кости были унесены животными. [ 4 ]
Наконечники стрел и другое оружие обнаруживаются среди обломков по всему городу, что указывает на крупную битву на улицах. Различные стили предполагают смешанное происхождение обеих участвующих армий. Домашние принадлежности, такие как железные вертелы и небольшие серпы, были обнаружены смешанными с обычным военным оружием, что позволяет предположить, что гражданские лица пытались защитить себя во время грабежа. [ 4 ]
Персидский период
[ редактировать ]После разрушения Сарды были восстановлены и продолжали оставаться важным и процветающим городом. он больше никогда не был столицей независимого государства, он служил столицей сатрапии Спарды и Хотя образовывал конечную станцию Персидской королевской дороги , которая начиналась в Персеполе . Он служил воротами в греческий мир, и его посетили известные греческие лидеры, такие как Лисандр и Алкивиад , а также персидские цари Дарий I и Ксеркс . [ 1 ] (стр. 1120–1122) [ 5 ]
Сравнительно мало персидских Сардов можно увидеть в археологических данных. Город, возможно, даже был перестроен за пределами стен лидийской эпохи, о чем свидетельствуют такие авторы, как Геродот, которые разместили центральный район персидской эпохи вдоль ручья Пактол. [ 6 ] Материальная культура города во многом была продолжением лидийской эпохи, до такой степени, что трудно точно датировать артефакты по стилю. [ 1 ] (стр. 1120–1122)
Известные события этого периода включают принятие арамейского письма наряду с лидийским алфавитом и формой керамики «чаша Ахеменидов». [ 1 ] (стр. 1120–1122) Ювелирные изделия того периода демонстрируют персидско-анатолийскую культурную гибридизацию. В частности, ювелиры обратились к полудрагоценным камням и цветным фриттам из-за персидского запрета на золотые украшения среди жреческого сословия. Точно так же из археологических данных исчезают булавки и фибулы с выступами, что отражает изменения в одежде, с которой они использовались. [ 7 ]
Здания этой эпохи включают возможного предшественника более позднего храма Артемиды, а также возможное святилище Зевса . Текстовые свидетельства свидетельствуют о том, что город был известен своими райскими садами, а также садами и охотничьими парками, построенными Тиссаферном и Киром Младшим. [ 1 ] (п1122) Захоронения этого периода включают огромные курганы с обширным инвентарем. [ 6 ]
В 499 г. до н.э. Сарды подверглись нападению и сожжению ионийцев в рамках Ионического восстания против персидского владычества. Утверждается, что последующее разрушение городов материковой Греции стало возмездием за это нападение. Когда позже Фемистокл посетил Сарды, он наткнулся на вотивную статую, которую лично посвятил в Афинах , и потребовал ее возвращения. [ 6 ]
Эллинистические и византийские Сарды
[ редактировать ]В 334 году до нашей эры Сарды были завоеваны Александром Македонским . Город был сдан без боя, местный сатрап был убит во время поражения персов при Граникосе . Придя к власти, Александр восстановил прежние лидийские обычаи и законы. В течение следующих двух столетий город находился между эллинистическими правителями, включая Антигона Монофтальма , Лисимаха , Селевкидов и Атталидов . Он был осажден Селевком I в 281 г. до н. э. и Антиохом III в 215–213 гг. до н. э., но ни одному из них не удалось прорвать акрополь, считавшийся самым сильным укрепленным местом в мире. Город иногда служил королевской резиденцией, но сам управлялся собранием. [ 1 ] (п1123) [ 5 ]
В эту эпоху город приобрел сильный греческий характер. Греческий язык заменяет лидийский язык в большинстве надписей, а основные здания были построены в греческих архитектурных стилях для удовлетворения потребностей греческих культурных учреждений. Эти новые здания включали в себя пританеон , гимназию , театр , ипподром , а также массивный храм Артемиды, который до сих пор виден современным посетителям. Евреи были поселены в Сардисе эллинистическим царем Антиохом III , где они построили Сардисскую синагогу и сформировали общину, которая существовала на протяжении большей части поздней античности . [ 1 ] (п1123) [ 5 ]
В 129 году до нашей эры Сарды перешли к римлянам , при которых они продолжили свое процветание и политическое значение как часть провинции Азии . Город получил три награды неокората и получил десять миллионов сестерциев, а также временное освобождение от налогов, чтобы помочь ему восстановиться после разрушительного землетрясения в 17 году нашей эры. [ 1 ] (п1123) [ 8 ] [ 5 ]
В Сардисе проживала раннехристианская община он упоминается , и в Новом Завете как одна из семи церквей Азии . В Книге Откровения Иисус говорит, что сардийцы не завершили начатое, поскольку их дело касается образа, а не сути. [ 9 ] [ нужен лучший источник ]
В дальнейшем торговля и организация коммерции продолжали оставаться источниками огромных богатств. После того как Константинополь стал столицей Востока, возникла новая система дорог, соединяющая провинции со столицей. Сарды тогда лежали в стороне от великих коммуникаций и частично потеряли свое значение. [ нужна ссылка ]
Во время катастрофической Византийско-Сасанидской войны VII века Сарды были в 615 году одним из городов, разграбленных во время вторжения в Малую Азию персидского шахина . Хотя византийцы в конечном итоге выиграли войну, ущерб, нанесенный Сардам, так и не был полностью устранен. [ нужна ссылка ]
Сарды сохранили свое титульное превосходство и продолжали оставаться резиденцией митрополита-епископа провинции Лидия, образованной в 295 году нашей эры. Он был указан третьим после Эфеса и Смирны в списке городов Фракесионской фемы, составленном Константином Багрянородным в 10 веке. Однако в течение следующих четырех столетий он находился в тени провинций Магнезия-на-Сипилуме и Филадельфии , которые сохранили свое значение в регионе. [ нужна ссылка ]
Более поздняя история
[ редактировать ]Сарды начали приходить в упадок в 600-х годах нашей эры. [ 1 ] (п1123) Он оставался частью Византийской империи до 1078 года нашей эры под властью турок-сельджуков . Он был отвоеван в 1097 году византийским генералом Иоанном Дукой и перешел под власть Византийской империи Никеи, когда Константинополь был взят венецианцами власть и крестоносцами в 1204 году. Однако, как только византийцы вернули Константинополь в 1261 году, Сарды и прилегающие территории попали под контроль эмиров Газве . Долины Кайстера и форт на цитадели Сарды были переданы им по договору в 1306 году. Город продолжал приходить в упадок до его захвата и вероятного разрушения тюрко-монгольским военачальником Тимуром в 1402 году. [ нужна ссылка ]
К 1700-м годам только две небольшие деревни на этом месте существовало . В 20 веке был построен новый город. [ 1 ] (стр. 1123–1124)
Истории фонда
[ редактировать ]Геродот рассказывает легенду о том, что город был основан сыновьями Геракла , Гераклидами . Согласно Геродоту, Гераклид правил пятьсот пять лет, начиная с Агрона , 1220 г. до н. э., и заканчивая Кандавлом , 716 г. до н. э. За ними последовали Мермнады, начавшиеся Гигом в 716 г. до н. э. и закончившиеся Крезом в 546 г. до н. э. [ 10 ]
Название «Сардис» впервые появляется в творчестве архаической эпохи поэтессы Сафо . Страбон утверждает, что первоначальное название города было «Хайд». [ 1 ] (стр. 1115–1116)
География
[ редактировать ]Сардис был расположен посреди долины реки Хермус , примерно в 4 км (2,5 мили) к югу от реки. Его цитадель была построена на горе Тмол , крутом и высоком отроге, а нижний город простирался до района ручья Пактол .
Сегодня это место расположено возле нынешней деревни Сарт , недалеко от Салихли в провинции Маниса в Турции, недалеко от шоссе Анкара - Измир (примерно в 72 километрах (45 миль) от Измира ). Это место открыто для посетителей круглый год. Среди примечательных памятников - банно-гимназический комплекс, синагога и византийские магазины, открытые для посетителей круглый год.
История раскопок
[ редактировать ]К 19 веку Сарды лежали в руинах, и в основном на них сохранились руины римского периода. Среди первых раскопок был британский исследователь Джордж Деннис , который обнаружил огромную мраморную голову Фаустины Старшей . Найденный на территории храма Артемиды , он, вероятно, являлся частью пары колоссальных статуй, посвященных императорской чете. Голова высотой 1,76 метра сейчас хранится в Британском музее . [ 11 ]
Первая крупномасштабная археологическая экспедиция на Сардах была проведена командой Принстонского университета под руководством Говарда Кросби Батлера в период с 1910 по 1914 год; она раскопала храм Артемиды и более тысячи лидийских гробниц. Кампания раскопок была остановлена Первой мировой войной , за которой последовала турецкая война за независимость , хотя она ненадолго возобновилась в 1922 году. Некоторые уцелевшие артефакты из раскопок Батлера были добавлены в коллекцию Метрополитен-музея в Нью-Йорке .
Новая экспедиция, известная как «Археологическое исследование Сарды», была основана в 1958 году ГМА Ханфманном , профессором факультета изящных искусств Гарвардского университета , и Генри Детвейлером, деканом архитектурной школы Корнелльского университета . Ханфманн провел обширные раскопки в городе и регионе, раскопав и восстановив главный римский банно-гимназический комплекс, синагогу, позднеримские дома и магазины, лидийский промышленный район по переработке электрума в чистое золото и серебро, лидийские оккупационные зоны и курганные гробницы. в Бинтепе. [ 12 ]
В 1960-е годы признание местного значения еврейской общины в Сардах получило заметное подтверждение благодаря обнаружению большого актового зала в северо-западной части города, теперь известного как Сардская синагога . Это место, украшенное надписями, менорами и различными артефактами, выполняет функцию синагоги с 4 по 6 века. Раскопки в прилегающих жилых и коммерческих районах также обнаружили дополнительные свидетельства еврейской жизни. [ 13 ]
С 1976 по 2007 год раскопки продолжались под руководством Кроуфорда Х. Гринуолта-младшего , профессора кафедры классической литературы Калифорнийского университета в Беркли . [ 14 ] С 2008 года раскопками руководил Николас Кэхилл , профессор Университета Висконсин-Мэдисон . [ 15 ]
Некоторые важные находки из Сардиса хранятся в Археологическом музее Манисы , в том числе позднеримские мозаики и скульптуры, шлем середины VI века до нашей эры и керамика разных периодов.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Гринуолт, Кроуфорд (2011). «Сарды: столица первого тысячелетия до нашей эры в Западной Анатолии». В Стедмане, Шэрон; МакМахон, Грегори (ред.). Оксфордский справочник по Древней Анатолии . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/oxfordhb/9780195376142.013.0052 .
- ^ Перейти обратно: а б с Рузвельт, Кристофер (2010). «Лидия перед лидийцами» . Лидийцы и их мир .
- ^ Брайант, Пьер (январь 2002 г.). От Кира до Александра: История Персидской империи . Айзенбрауны. п. 36. ISBN 9781575061207 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кэхилл, Николас (2010). «Персидский мешок Сард» . Лидийцы и их мир .
- ^ Перейти обратно: а б с д Гринвальт, Кроуфорд (2010). "Введение" . Лидийцы и их мир .
- ^ Перейти обратно: а б с Кэхилл, Николас (2010). «Город Сарды» . Лидийцы и их мир .
- ^ Меричбою, Йылдыз Акьяй (2010). «Лидийские украшения» . Лидийцы и их мир .
- ^ Тацит, Анналы 2.47
- ^ Откровение 3: 1–6.
- ^ Кокейн, О. (1844 г.). «О лидийской династии, предшествовавшей Мермнадам» . Известия Филологического общества . 1 (24): 274–276. дои : 10.1111/j.1467-968X.1844.tb00026.x .
- ^ «Исследовательская коллекция онлайн» . Британский музей.
- ^ Ханфманн, Джордж М.А. (1983). Сарды от доисторических до римских времен: результаты археологических исследований Сард, 1958–1975 гг . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-78925-8 . [ нужна страница ]
- ^ Раутман, Маркус (2015). «Менора из центра Сардиса» . Журнал римской археологии . 28 : 431–438. дои : 10.1017/S1047759415002573 . ISSN 1047-7594 .
- ^ Кэхилл, Николас; Рэймидж, Эндрю, ред. (2008). Любовь к Лидии: юбилейный том Сардиса, представленный Кроуфорду Х. Гринуолту-младшему . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-03195-1 . [ нужна страница ]
- ^ «Археологические исследования Сардиса, Гарвардские художественные музеи» . Архивировано из оригинала 22 января 2013 года . Проверено 9 января 2013 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Элдеркин, Джордж Уикер (1940). «Имя Сарды». Классическая филология . 35 (1): 54–56. дои : 10.1086/362320 . JSTOR 264594 . S2CID 162247979 .
- Ханфманн, Джордж М.А. (1961). «Раскопки в Сардисе». Научный американец . 204 (6): 124–138. Бибкод : 1961SciAm.204f.124H . doi : 10.1038/scientificamerican0661-124 . JSTOR 24937494 .
- Джордж М.А. Ханфманн (1964), Путеводитель по Сардам (на турецком и английском языках), Викиданные Q105988871
- Ханфманн, Джордж Массачусетс ; Детвейлер, АХ (1966). «Сарды сквозь века». Археология . 19 (2): 90–97. JSTOR 41670460 .
- Ханфманн, Джордж М.А. (ноябрь 1973 г.). «Археологические исследования Сард». Бюллетень Американской академии искусств и наук . 27 (2): 13–26. дои : 10.2307/3823622 . JSTOR 3823622 .
- Ханфманн, Джордж М.А. (1983). Сарды от доисторических до римских времен: результаты археологических исследований Сард, 1958–1975 гг . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-78925-8 .
- Ханфманн, Джордж Массачусетс (1987). «Кощунственная надпись: этническая, лингвистическая, социальная и религиозная ситуация в Сардах в конце персидской эпохи». Бюллетень Азиатского института . 1 : 1–8. JSTOR 24048256 .
- Гринуолт, Кроуфорд Х .; Раутман, Маркус Л.; Кэхилл, Николас Д. (1988). «Сардийская кампания 1985 года». Бюллетень американских школ восточных исследований. Дополнительные исследования (25): 55–92. JSTOR 20066668 .
- Рэймидж, Эндрю (1994). «Сарды раннего железного века и его соседи». В Чилингироглу, А.; Французский, DH (ред.). Анатолийский железный век 3: Материалы третьего анатолийского коллоквиума по железному веку, состоявшегося в Ване, 6-12 августа 1990 г. Том. 16. Британский институт в Анкаре. стр. 163–172. ISBN 978-1-898249-05-4 . JSTOR 10.18866/j.ctt1pc5gxc.26 .
- Рэймидж, Нэнси Х. (1994). «Утес Пактолус: памятник железного века в Сардисе и его керамика». В Чилингироглу, А.; Французский, DH (ред.). Анатолийский железный век 3: Материалы третьего анатолийского коллоквиума по железному веку, состоявшегося в Ване, 6-12 августа 1990 года . Том. 16. Британский институт в Анкаре. стр. 173–184. ISBN 978-1-898249-05-4 . JSTOR 10.18866/j.ctt1pc5gxc.27 .
- Гринвальт, Кроуфорд Х. (1995). «Сарды в эпоху Ксенофонта». Паллас . 43 (1): 125–145. дои : 10.3406/palla.1995.1367 .
- Гадбери, Лаура М. (1996). «Археологическое исследование Сард». Бюллетень художественных музеев Гарвардского университета . 4 (3): 49–53. JSTOR 4301536 .
- Варежка, Дэвид Гордон (1996). «Лидийские Сарды и Колхидский регион: три аспекта» . Коллекция Института науки и техники древности . 613 (1): 129–140. ПроКвест 305180080 .
- Гринуолт, Кроуфорд Х.; Раутман, Маркус Л. (1998). «Сардийские кампании 1994 и 1995 годов» . Американский журнал археологии . 102 (3): 469–505. дои : 10.2307/506398 . ISSN 0002-9114 . JSTOR 506398 . S2CID 191368428 .
- Кэхилл, Николас; Рэймидж, Эндрю, ред. (2008). Любовь к Лидии: юбилейный том Сардиса, представленный Кроуфорду Х. Гринуолту-младшему . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-03195-1 .
- Пейн, Анник; Винтьес, Йорит (2016). «Сарды и археология Лидии». Владыки Малой Азии: Введение в лидийцев . Харрасовиц Верлаг. стр. 47–62. ISBN 978-3-447-10568-2 . JSTOR j.ctvc5pfx2.7 .
- Берлин, Андреа М .; Космин, Пол Дж. , ред. (2019). Земля, завоеванная копьем: Сарды от Царского мира до Апамейского мира . Университет Висконсина Пресс. дои : 10.2307/j.ctvj7wnr9 . ISBN 978-0-299-32130-7 . JSTOR j.ctvj7wnr9 . S2CID 241097314 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Археологические исследования Сардиса
- В поисках Сардиса , история археологических раскопок в Сардисе, в журнале Harvard Magazine.
- Сардис , в Метрополитен-музее, Нью-Йорк.
- Сарды, Турция , комплексный фототур по месту
- Принстонская энциклопедия классических памятников - Сарды
- Livius.org: Сарды - фотографии