Маргарита Лути

Маргарита Лути (также Маргарита Люти или Ла Форнарина «дочь булочника») была любовницей и моделью Рафаэля , . История их любви стала « архетипом отношений художника и модели западной традиции ». [4] однако о ее жизни мало что известно. О ней Флобер писал в своем «Словаре полученных идей» : «Форнарина. Она была красивой женщиной. Это все, что вам нужно знать». [4] [примечание 1]
Жизнь
[ редактировать ]По словам Вазари , Рафаэль был «очень влюбчивым человеком и нежным по отношению к дамам». [5] [примечание 2] Говорят, что он написал портреты своей любовницы и поручил граверу Бавьере служить ее пажом . [5] поручил Когда Агостино Киджи украсить виллу Фарнезина , он не смог должным образом посвятить себя своей работе из-за своего увлечения - пока ей не разрешили жить рядом с ним. [5] Опять же, по мнению Вазари, именно неумеренное пристрастие Рафаэля к «любовным удовольствиям», однажды доведенное до крайности, вызвало лихорадку, которая привела к смерти молодого художника в 1520 году. [5] Хотя в Пантеоне он лежит рядом со своей невестой Марией, дочерью своего покровителя Бернардо Довизи , Рафаэль долго откладывал женитьбу; на смертном одре он отослал свою любовницу «со средствами прожить честную жизнь». [5] [6]
Маргарита не упоминается Вазари, но упоминается дважды на полях шестнадцатого века во втором издании его « Жизнеописаний наиболее выдающихся художников, скульпторов и архитекторов» , рядом с отрывком, описывающим La donna velata : «Портрет Маргариты, любовницы Рафаэля… . Маргарита». [7] [примечание 3] К середине восемнадцатого века ее называли Ла Форнарина . [7] [8] В письме 1806 года Мельхиор Миссирини рассказал историю их первой встречи, о том, как Рафаэль влюбился после того, как увидел, как она омывает ноги в Тибре в саду рядом с его домом в Трастевере , только чтобы обнаружить, что «ее мысли были так же прекрасна, как и ее тело». [7] [9] Хотя эта история пересказана в « Пассавана 1839 года Жизни Рафаэля» и других источниках, Миссирини был известен своими «псевдотрадициями»; se non è vero, è ben trovato . [9] В 1897 году был обнаружен документ, свидетельствующий о том, что Маргарита, овдовевшая дочь Франческо Лути Сиенского , удалилась в монастырь Санта-Аполлония через четыре месяца после смерти Рафаэля. [10] Небольшая резиденция на Виа ди Санта Доротеа теперь идентифицируется как ее бывший дом — одно из трех возможных мест, исследованных Ланчиани . [7] [10]
В недавней статье [11] Джулиано Пизани показал, что название «Форнарина» (впервые использованное гравером Доменико Кунего в 1772 году) уходит корнями в лингвистическую традицию, задокументированную, среди прочего, греческим поэтом Анакреоном в VI веке до нашей эры и встречающуюся в многочисленных литературных текстах от античности до современный период. В этой традиции итальянские слова «forno» («печь») и родственное ему слово «fornaia» («женщина-пекарь») и т. д. метафорически обозначают женский половой орган и женщину-проститутку. Мы должны понять, «что» представляет собой Форнарина, а не «кто она есть», и Пизани выдвинул гипотезу, что Рафаэль, черпая вдохновение у Марсилио Фичино и Пьетро Бембо, изображает в «Форнарине» небесную Венеру, а именно тип любовь, возвышающая душу к поиску истины посредством «небесной» красоты. Эта Венера отличается от другой Венеры, «земной» Венеры, а именно от порождающей силы природы, которая связана с земной красотой и имеет своей целью деторождение (такая же интерпретация у Тициана, L’amor Sacro e l’amor profane , Рим, Галерея Боргезе). С этой точки зрения «Форнарина» взаимосвязана с «Велатой», которую Пизани отождествляет с земной Венерой, невестой, матерью.
Искусство
[ редактировать ]
Два портрета Рафаэля идентифицированы как портреты Маргариты, «Форнарина» , где она обнажена до пояса, и, более скромный, «Донна Велата» . [2] [12] Первый уже был предметом нескольких ранних свидетельств, прежде чем был включен в опись коллекции Барберини 1642 года . [13] Рентгеновский анализ во время реставрационных работ в начале XXI века, спонсируемый Estée Lauder , [14] показала кольцо с рубином на третьем пальце левой руки. [15] Она носит ленту с именем художницы; кольцо может намекать на помолвку и глубину их связи. [15] Последняя работа определяется Вазари как портрет любовницы Рафаэля, «которую он любил до самой смерти и из которой он сделал прекраснейший портрет, который кажется энергичным и живым». [5] [примечание 4] Она также послужила ему моделью Богородицы и в других религиозных произведениях: [16] ее черты прослежены в « Мадонне на стуле» , « Мадонне Фолиньо» , коленопреклоненной фигуре в «Преображении» , « Станце Рафаэля» , «Экстазе св. Цецилии» , в «Галатее» . [17] [18] [19] В пяти или шести сонетах, приписываемых художнику, заметно выделяется петраршанова тема идеальной любви; в одном, возможно, апокрифическом, есть сопроводительный рисунок, который иногда идентифицируют как изображение Ла Форнарины . [7] [20]
Кроме того, в последние годы своего пребывания в Риме Рафаэль был одним из первых итальянских художников, которые последовательно рисовали женские фигуры с женских моделей, а не с обычных гарцони или молодых помощников-мужчин, и Лути, вероятно, моделировал многие из сотен своих рисунков, которые сохранились.
утверждает, что Вазари Энтони Блант придумал легенду о Рафаэле. [21] С тех пор «миф о Рафаэле-Форнарине» был переосмыслен, «чтобы соответствовать ожиданиям современных поколений». [4] Комолли 1790 года В «Жизни Рафаэля» она обвиняется в его смерти. [4] В Бальзака « Великолепии и страданиях куртизанок» она — роковая женщина или прекрасная еврейка . [4] В романе Жозефа Мери 1854 года «Рафаэль и Форнарина» Рафаэль вместо этого жалуется Папе на нехватку блондинок-моделей в Риме. [4] Для Бодлера это были «привязанности куртизанки». [16] Байрон , пораженный La donna velata во Флоренции, назвал свою венецианскую любовницу Маргариту Коньи Ла Форнариной . [22] Кэролайн Нортон написала сонет, в котором Рафаэль говорит Папе Льву X , что она — его глаза. [23] Набоков произошла вражда предполагает, что между Рафаэлем и Себастьяно дель Пьомбо из-за соперничества за ее привязанность, возможно, вдохновленная «Форнариной» первого и «Портретом женщины» , также известным как «Форнарина» . [24]
В 1820 году, к трехсотлетию со дня смерти Рафаэля, Тернер выставил картину ( она же: Roma vista dal Vaticano ) Рафаэля с Форнариной . [25] [26] Ахилла На пастели Девериа Рафаэль нарисовал ее, лежащую без халата в их постели. [4] На рисунке Фулкрана-Жана Харриета изображена художница, умирающая у нее на руках. [27] Энгр нарисовал пять версий их любви, в том числе 1814 и 1840 годов , и отождествлял себя с художником эпохи Возрождения . [4] [28] [29] Каллкотта «Рафаэль » и «Форнарина» вдохновили меццо-тинта на создание одноименного Джона Сартена . [30] Среди рисунков Данте Габриэля Россетти , основателя Братства прерафаэлитов , — Латинский квартал , Современный Рафаэль и его Форнарина . [31] [32] Пикассо включил серию откровенно сексуальных изображений Рафаэля и Форнарины в свою «Сюиту 347» как дань уважения Энгру. [28] [33] [34] В фильме Энрико Гуаццони 1944 года «Форнарина » Маргариту играет Лида Баарова , Геббельса . любовница [35] Маргарита также находится в центре внимания первого эпизода фильма Валериана Боровчика 1979 года «Герои зла» , в котором она играет Марина Пьерро в роли роковой женщины, смертельно отравляющей Рафаэля. [36] Карла Целлера « Премьера комической оперы Форнарина» состоялась в 1879 году. [37] В опере Аренского « 1894 года Рафаэль» их страсть сублимируется в любовном дуэте. [38] Как и у Форнарины, у Маргариты есть сорт розы 1862 года, названный в ее честь. [39]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Н.Кат. 00160382» . Поло Музеале Фьорентино . Проверено 27 июля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Локер, Джесси (2009). Рафаэль: Женщина под покрывалом . Портлендский художественный музей . ISBN 978-1-883-12430-4 .
- ^ МакМахон, Барбара (18 июня 2005 г.). «Арт-сыщик раскрывает разгадку тайного брака Рафаэля» . Хранитель . Проверено 27 июля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Латерс, Мари (2001). Тела искусства: французский литературный реализм и модель художника . Издательство Университета Небраски . стр. 60 и далее. ISBN 978-0-8032-2941-9 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Вазари, Джорджо (1568). «Жизнь самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов II» (на итальянском языке). Суставы. стр. 82, 87, 78.
- ^ Райдинг, Алан (29 декабря 2001 г.). «На выставке Рафаэля женщины говорят» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 27 июля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Кук, Джордж Уиллис (1891). Путеводитель по поэтическим и драматическим произведениям Роберта Браунинга . Хоутон, Миффлин и компания . стр. 227 и далее. ISBN 9781417919741 .
- ^ Мюнц, Эжен (1882). Рафаэль; его жизнь, творчество и времена . Чепмен и Холл . п. 490 . ISBN 9780766193963 .
- ^ Jump up to: а б «Жизнь Рафаэля Пассавана (Рецензия)» . Ежеквартальный обзор . 66 (131). Джон Мюррей : 25 лет, 1840 г.
- ^ Jump up to: а б «Идентификация характера девятнадцатого века» (на итальянском языке). Министерство культурного наследия и деятельности . Проверено 27 июля 2012 г.
- ^ Джулиано Пизани, Венеры Рафаэля (между Анакреоном и Великолепным, Содомом и Тицианом, Ediart. Studi di Storia dell'Arte 26, 2015, стр. 97-122).
- ^ Шумахер, Мэри Луиза (25 марта 2010 г.). «Шедевр Рафаэля на выставке МАМ» . Журнал Сентинел . Проверено 27 июля 2012 г.
- ^ «Ла Форнарина» (на итальянском языке). Галерея Боргезе . Архивировано из оригинала 19 мая 2012 года . Проверено 28 июля 2012 г.
- ^ «Косметическая компания спонсирует украшение картин старых мастеров» . АртВотч Интернэшнл . 30 мая 2002 года . Проверено 3 августа 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Берк, Джейсон (29 апреля 2001 г.). «Рентгеновское зрение показывает, как Старый Мастер скрывал свою любовь к дочери булочника» . Наблюдатель . Проверено 27 июля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Мирзоев, Николай (1995). Bodyscape: искусство, современность и идеальная фигура . Рутледж . стр. 95 и далее. ISBN 978-0-415-09801-4 .
- ^ «Любитель моделей» (на итальянском языке). Министерство культурного наследия и деятельности . Проверено 27 июля 2012 г.
- ^ «Вдохновение Форнарины» (на итальянском языке). Министерство культурного наследия и деятельности . Проверено 27 июля 2012 г.
- ^ Рендина, Клаудио (28 мая 2007 г.). «Тайна возлюбленной Рафаэля» . la Repubblica (на итальянском языке) . Проверено 27 июля 2012 г.
- ^ Чирильяно, Марк А. (2007). Melancolia Poetica: Двуязычная антология итальянской поэзии, 1160–1560 гг . Издательство Трубадор. стр. 305 и далее. ISBN 978-1905886-821 .
- ^ Блант, Энтони (1951). «Легенда о Рафаэле в Италии и Франции». Итальянские исследования . 13 . Издательство Мани : 2–20. дои : 10.1179/its.1958.13.1.2 .
- ^ Фишер, Дусе Девон, изд. (1986). Шелли и его окружение, 1773–1822 гг. VII . Издательство Гарвардского университета . п. 198. ИСБН 978-0-674-80613-9 .
- ^ Нортон, Кэролайн (1840). Мечта: и другие стихи . Генри Колберн . п. 285 .
- ^ Шапиро, Гавриэль (2009). Мастерская возвышенного художника: Набоков и живопись . Издательство Северо-Западного университета . стр. 56ф. ISBN 978-0-8101-2559-9 .
- ^ «Рим, из Ватикана. Рафаэль в сопровождении Ла Форнарины готовит свои картины для украшения лоджии» . Тейт . Проверено 27 июля 2012 г.
- ^ МакВо, Роберт Э (1987). «Тернер и Рим, Рафаэль и Форнарина». Исследования романтизма . 26 (3). Бостонский университет : 365–398. дои : 10.2307/25600666 . JSTOR 25600666 .
- ^ Сми, Себастьян (12 июня 2012 г.). «Поклонение герою, с дерзостью в «Рафаэле и Форнарине» » . Бостон Глобус . Архивировано из оригинала 18 января 2013 года . Проверено 31 июля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Холлоуэй, Memory Jockish (2006). Делаем время: Сюита Пикассо 347 . Питер Лэнг . стр. 140–3. ISBN 978-0820450469 .
- ^ Уоллер, Сьюзен (2006). Изобретение модели: Художники и модели в Париже, 1830-1870 гг . Издательство Эшгейт . п. 146. ИСБН 978-0-7546-3484-3 .
- ^ «Рафаэль и Форнарина» . Пенсильванская академия изящных искусств . Архивировано из оригинала 19 августа 2014 года . Проверено 1 августа 2012 г.
- ^ «Латинский квартал. Современный Рафаэль и Форнарина» . Архив Россетти . Проверено 1 августа 2012 г.
- ^ Россетти, Уильям Майкл (1895). Данте Габриэль Россетти: Его семейные письма, мемуары I. Эллис. п. 98. ИСБН 9781417970254 .
- ^ Кляйнфельдер, Карен Л. (1993). Художник, его модель, ее образ, его взгляд: поиски модели Пикассо . Издательство Чикагского университета . п. 244. ИСБН 978-0-226-43983-9 .
- ^ «Метрополитен-музей (поисковый запрос: Форнарина)» . Метрополитен-музей . Проверено 31 июля 2012 г.
- ^ «Форнарина (1944)» . База данных фильмов в Интернете . Проверено 1 августа 2012 г.
- ^ Мюррей, Скотт. «Героини желания Валериана Боровчика» . Чувства кино . Проверено 1 августа 2012 г.
- ^ «Форнарина» . Сайт Карла Зеллера . Проверено 1 августа 2012 г.
- ^ Крюков А. «Рафаэль: Музыкальные сцены эпохи Возрождения» . Стэнфордский университет . Проверено 31 июля 2012 г.
- ^ Дебенер, Томас, изд. (2003). Энциклопедия розоводства . Академическая пресса . ISBN 978-0-122-27620-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Ла Велатой, на Викискладе?
СМИ, связанные с портретом Форнарины, на Викискладе?