И Гештинана
И Гештинана | |
---|---|
Писец подземного мира | |
![]() Фрагмент мраморной чаши из Урука с именем Гештинанны, в настоящее время хранящейся в Британском музее. | |
Главный культовый центр | Сагуб |
Генеалогия | |
Родители | Доктор |
Братья и сестры | Думузи , Белили |
Супруга |
|
Эквиваленты | |
аккадский эквивалент | Белет-Серия |
Гештинанна была месопотамской богиней , наиболее известной благодаря своей роли в мифах о смерти Думузи , ее брата. Неизвестно, какие функции она выполняла в месопотамском пантеоне, хотя ее связь с искусством писцов и толкованием сновидений хорошо засвидетельствована. Она могла служить писцом в подземном мире , где согласно мифу « ей Сошествие Инанны» приходилось проживать половину каждого года вместо своего брата.
Свидетельства поклонения Гештинанне в основном доступны из раннединастического государства Лагаш , где у нее был собственный культовый центр Сагуб. Она также присутствовала в пантеонах других городов, например в Уруке и Телль-ар-Риме . Ее перестали почитать после древневавилонского периода , хотя и позже она все еще упоминалась в списках богов и в литературных текстах, некоторые из которых еще копировались в период правления Селевкидов над Месопотамией .
Имя
[ редактировать ]Самым старым написанием имени Гештинанны было Амагештин или Амагештинанна, о чем свидетельствуют документы из Лагаша раннединастического периода . [ 1 ] Нет единого мнения относительно того, был ли Амагештин сокращенной формой Амагештинанны или же суффикс - анна был добавлен к ранее существовавшему имени, но Манфред Креберник утверждает, что последнее более вероятно, поскольку Амагештин засвидетельствован как обычное личное имя в раннем Династический период. [ 2 ] В более поздних источниках наиболее часто использовалась форма «Гештинанна». [ 1 ] Возможно, оно возникло из-за того, что префикс ама ( шумерский : «мать») считался эпитетом . [ 2 ] На Эмесале , диалекте шумерского языка, имя было переведено как Мутинанна. [ 1 ] Традиционный перевод стандартной формы имени — « небесная виноградная лоза », хотя возможно, что слово гештин также имело метафорическое значение «сладкий» или «прекрасный». [ 2 ]
Дальнейший вариант имени — Нингештинанна. [ 3 ] Клинописный можно перевести как «госпожа», «царица» или «госпожа», когда он используется в знак НИН именах женских божеств, и иногда его можно добавлять в качестве префикса к именам известных богинь, в дополнение к Гештинанне, например Аруру. или Айя . [ 3 ] Эта форма Гештинанны засвидетельствована, например, в Каноническом списке храмов. [ 4 ] и во имя кожной болезни — рука Нингештинанны. [ 5 ] Более короткая форма, включающая также знак НИН, Нингештин («госпожа виноградной лозы») известна по надписям на печатях касситского периода . [ 6 ]
Кроме того, было отмечено, что Нинедина, прямой шумерский эквивалент аккадского имени Белет -Сери , которое обозначало богиню, соответствующую Гештинанне, уже можно найти в раннем списке богов Фара , но неизвестно, была ли эта богиня одной из них. и то же, что Гештинанна. [ 1 ]
Эндрю Р. Джордж утверждает, что в Бад-Тибире , культовом центре Думузи , Гештинанна была известна под именем Ниншешегарра. [ 7 ] Он указывает на существование упоминания о том, что такой богине поклонялись в храме Эшешегарра («дом, основанный братом») в этом городе. [ 7 ]
Характер
[ редактировать ]Функции Гештинанны остаются неясными. [ 8 ] Известно, что она была дубсар-мах араликэ , «главным писцом подземного мира ». [ 9 ] Эта роль подробно описана в одном из заклинаний Удуг-хула . [ 9 ] Считалось, что она отвечала за отслеживание мертвых и за разрешение им попасть в подземный мир. [ 9 ] Однако возможно, что ее связь с преступным миром была лишь второстепенным событием. [ 8 ] Ее связь с искусством письма и геодезией также подтверждается и в других контекстах, где она является божеством небесного, а не подземного мира. [ 6 ] Миф « Сон Думузи» описывает ее как «писца, владеющего табличками» и «певца, знатока песен», и подчеркивает ее мудрость. [ 10 ] Подобные ассоциации присутствуют в различных стихотворениях времен правления Шульги . [ 8 ]
Она также была связана с толкованием снов, [ 11 ] хотя эту функцию обычно можно было возложить на женские божества. [ 8 ] Тоня Шарлах также утверждает, что она была связана с растительностью. [ 12 ] но неизвестно, имеет ли ее имя какое-либо отношение к ее роли. [ 8 ]
Ее иконография неизвестна. [ 8 ] но не исключено, что известные из Лагаша изображения богини в сопровождении мушуссу изображением Нингишзиды , ее мужа. могут быть отождествлены с ней, а мифический зверь служит в местной традиции [ 13 ] В таких произведениях искусства мушуссу изображали смотрящим на богиню. [ 14 ]
Поклонение
[ редактировать ]Поклонение Гештинанне впервые засвидетельствовано в раннединастический период . [ 15 ] [ 8 ] Однако в целом она была богиней второстепенного значения. [ 12 ] Ранним центром ее культа был Сагуб, поселение, расположенное недалеко от Лагаша . [ 16 ] Известны как минимум два упоминания о жрецах- гуду , связанных с ее культом в штате Лагаш. [ 17 ] Под именем Амагештин она фигурирует в надписи Урукагина . [ 18 ] У нее был храм в Гирсу , построенный Ур-Бабой . [ 19 ] Возможно, в Сагубе находился еще один посвященный ей храм – Эсагуг. [ 16 ] Он был перестроен Энаннатумом I , а впоследствии осквернен во время набега Лугальзаггеси . [ 16 ] Сообщается, что он украл драгоценные металлы и лазурит, которыми была украшена статуя Гештинанны, а затем бросил их в колодец. [ 17 ] Более поздний правитель Лагаша Гудеа посвятил Гештинанне несколько статуй. [ 13 ] Хотя в своих надписях он ссылался на многих членов месопотамского пантеона, трое из них — Гештинанна, Нанше и Нингирсу — были выделены как те, кто «обратил на него свой взгляд зи ». Этот термин, очевидно, обычно относится к тому, как они смотрели на других людей. божества. [ 13 ]
Гештинанне также поклонялись в окрестностях Урука как одному из божеств, связанных с Инанной и Думузи . [ 20 ] Однако ее связь с этим городом была не столь выражена, как между ней и территорией Лагаша. [ 21 ] Возможно, храм Эшешегарра в Бад-Тибире . ей был посвящен [ 7 ] Его построил Ур-гигир из Урука, сын Ур-нигина . [ 7 ] Также засвидетельствован храм Эниглулу, «дом большого стада», посвященный совместно ей и Думузи, но его местонахождение неизвестно. [ 4 ] Шумерский термин ниглулу часто появляется в сочинениях о Думузи и относится к его стадам. [ 22 ]
Более поздние источники показывают, что Гештинанне продолжали поклоняться в период Ура III , о чем свидетельствуют документы из Гирсу, Пузриш-Дагана и Уммы . [ 23 ] Жители последнего из этих городов идентифицируют центр ее местного культа как КИ.АН ки , близлежащий город, который был связан с Шарой . [ 24 ] Тексты Пузриш-Дагана указывают, что ей поклонялись в одном из царских дворцов, хотя и не обязательно в фиксированном месте, в Уре , Уруке и Ниппуре . возможно, [ 25 ] Одно из посвященных ей царских торжеств, возможно, было связано с погребальным культом и предполагало посещение богиней дворца. [ 25 ] В единственном документе упоминаются подношения, сделанные ей наряду с подношениями Нинисине , Дагану и Ишхаре . [ 26 ] Есть также упоминания о праздновании Гештинанны в храме Нинсун в Куаре . [ 27 ] Необычным явлением, засвидетельствованным в этот период, было явное идентификация матери Шульги Си.А-тум (читая неуверенно). [ 28 ] ) как проявление Гештинанны. [ 12 ] Ни одна другая царица Третьей династии Ура не была обожествлена ни в каком виде, равно как и Ур-Намму . [ 12 ] его основатель и отец Шульги. [ 29 ]
В древневавилонский период Гештинанне поклонялись в Исине , Ниппуре, Уруке. [ 8 ] и Телль аль-Рима (Каттара). [ 30 ] Упоминания о ней известны из личных писем этого периода, хотя и редки. [ 31 ] Частота ее появления в них ниже, чем у популярных божеств, таких как Иштар, Аннунитум , Айя , Нинсианна или Гула , и сравнима с Нинмуг , Нинкаррак или Нинегал . [ 31 ]
лишь несколько теофорных имен, вызывающих Гештинанна. Известны [ 32 ] Примеры включают Гу-Гештинаннака, Геме-Гештинанна, Лу-Гештинанна и Ур-Гештинанна. [ 32 ] Лишь одно свидетельство об одном из них, а именно об Ур-Гештинанне, встречается в документах Раннединастического Лагаша. [ 17 ]
Активное поклонение Гештинанне прекратилось после древневавилонского периода, но она продолжала появляться в списках богов и особенно в литературных текстах о Думузи. [ 11 ] еще в эпоху Селевкидов . [ 8 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Братом Гештинанны был Думузи . [ 1 ] Утверждалось, что ее считали старше его, поскольку ее можно было называть такими эпитетами, как ама («мать») и умма («старуха» или «мудрая женщина»). [ 11 ] [ 8 ] Их матерью была Дуттур . [ 32 ] [ 33 ] Альтернативная традиция, засвидетельствованная в гимне Шульги , называет Ану и его жену Ураша родителями Гештинанны. [ 34 ] Белили считалась сестрой Гештинанны. [ 8 ] и Думузи. [ 35 ] Было высказано предположение, что ее можно рассматривать как эквивалент Гештинанны. [ 11 ] Однако Манфред Креберник рассматривает Белили и Гестинанну как двух независимых богинь, каждую из которых можно назвать сестрой Думузи. [ 36 ] Они также оба появляются в мифе « Сон Думузи» , каждый в отдельной роли. [ 37 ]
Из-за брака Думузи с Инанной Гештинанна стала невесткой этой богини. [ 8 ] Она прямо упоминается как ее «любимая невестка» в композиции, обозначенной как Инанна Д в современной литературе, хотя она указана только после членов ее ближайших родственников ( Нингаль , Суен , Уту , Думузи) и Ниншубур , обращался как к «любимому визирю ». [ 38 ]
Сеть синкретических отношений существовала между Гештинанной, Азимуа , Белет-Сери и, как следствие, с Ашратумом (также известным под шумерским названием Губарра). [ 39 ] Со времен правления Гудеа из Лагаша до периода Ура III Гештинанну часто отождествляли с Азимуа , женой Нингишзиды . [ 1 ] Согласно традиции, зародившейся в Лагаше, Гештинанна сама стала считаться супругой Нингишзиды. [ 13 ] Однако в списке древневавилонских богов она стоит отдельно от Нингишзиды. [ 40 ] Начиная с этого же периода, [ 11 ] Белет-Сери стали признавать аккадским аналогом Гештинанны. [ 6 ] Однако Белет-Сери также функционировало как эпитет Ашратума. [ 39 ] Поэтому в некоторых случаях женой Амурру упоминается Гештинанна , а не она. [ 41 ] Джулия М. Ашер-Грив приводит два примера цилиндрических печатей из древневавилонского Сиппара, где Гештинанна сочетается с д МАР.ТУ (Амурру). [ 42 ]
В мифе « Сон Думузи » Гештинанне помогает богиня Гештиндуду, которую называют ее «советницей и подругой». [ 43 ] Отношения между Гештинанной и Гештиндуду считаются уникальными, поскольку основаны на дружбе. [ 44 ] Было высказано предположение, что некоторые произведения искусства, изображающие пару богинь, стоящих рядом, могут представлять Гештинанну и Гештиндуду. [ 44 ]
В списке богов Вейднера Гештинанна помещен рядом с кругом божеств, связанных с Ишкуром , после его жены Шалы , их сына Мишару , Ишхары и божества. д МАШ -да-ад . [ 45 ] Даниэль Швемер на основе более позднего текста предполагает д МАШ -да-ад был формой самого бога погоды, которому поклонялись в городе Пада. [ 46 ] но Манфред Креберник утверждает, что его следует читать как Пардат, «ужасная», имя малоизвестной богини, также известной из списка богов Ан = Анум . [ 47 ] Он предполагает, что она, Ишхара и Гештинанна были помещены друг за другом из-за их общей связи с подземным миром. [ 48 ] Связь между Гештинанной и Ишкуром не засвидетельствована ни в каких более поздних списках богов, но они вместе упоминаются в некоторых формулах благословения в письмах из Телль-ар-Римы . [ 46 ] Однако нет никаких указаний на то, что их считали парой, и вполне вероятно, что Гештинанна появляется в этих текстах как личное божество одного из авторов. [ 49 ]
Мифология
[ редактировать ]
Гештинанна обычно появляется в сочинениях о смерти Думузи , где она входит в тройку наиболее часто повторяющихся скорбящих богинь, рядом с Инанной и Дуттуром . [ 50 ] Иногда она также появляется в текстах о смерти других подобных богов, например Даму , которого вместо этого обычно оплакивают его мать Нинисина и сестра Гунура . [ 51 ]
Мечта Думузи
[ редактировать ]В «Сне Думузи » Гештинанна интерпретирует одноименный сон и сообщает Думузи, что он предвещает его смерть. [ 52 ] Она называет нападавших бандитами, указывая, что в этой композиции содержится традиция, согласно которой смерть Думузи была вызвана нападением злых людей. [ 53 ] а не какие-либо события, относящиеся к Инанне. [ 54 ] Однако Гештинанна также идентифицирует нападавших как галла . [ 55 ] Возможно, она использует этот термин в его историческом, а не мифическом смысле, что подтверждается описанием нападавших как жителей определенных месопотамских городов, хотя также возможно, что вторичный источник, использованный составителем, принадлежал традиции. с участием демонов подземного мира. [ 56 ] Исторические галлы , скорее всего, были чиновниками судебной власти, возможно, аналогами полицейских или депутатов , но в литературных текстах их можно охарактеризовать не только как представителей закона, как бандитов и, наконец, как демонов. [ 57 ] Пока Думузи скрывается, Гештинанна и ее советник Гештиндуду ждут галлы , чтобы предупредить его. прибытия [ 43 ] Позже галла пытаются подкупить ее, чтобы она предоставила им информацию о местонахождении Думузи, но она отказывается. [ 58 ] Они оставляют ее в покое и вместо этого подходят к неназванному другу Думузи. [ 58 ] Хотя с помощью Уту и Белили Думузи удается на время сбежать от них, они в конце концов ловят его, когда он возвращается в овчарню Гештинанны. [ 59 ]
Думузи и Гештинанна
[ редактировать ]Другой миф, связанный с Гештинанной, - это Думузи и Гештинанна , хотя Дина Кац отмечает, что, несмотря на условное название, этот текст фокусируется в основном на галле , а роли Гештинанны, Думузи и Инанны пассивны. [ 60 ] Думузи прячется в жилище Гештинанны после того, как Инанна предложила ему замену галле , к которой в этом случае, по-видимому, подошли демоны в Уруке и из страха передали ее мужа. [ 60 ] Галла пытает Гештинанну, но она отказывается раскрыть местонахождение брата. [ 60 ] Кац указывает, что некоторые элементы этого мифа совпадают с «Нисхождением Инанны» , но сходство ограничено, потому что «путешествие в преисподнюю искажено и представлено как заговор галлы с целью отправить [Инанну] туда против ее воли». [ 60 ] Более того, рассказ о пытках Гештинанны не находит аналогов ни в одном другом тексте. [ 61 ]
Другие мифы
[ редактировать ]В «Сошествии Инанны в подземный мир» к Гештинанне не обращаются по имени. [ 8 ] но предполагается, что она в конечном итоге заменяет Думузи половину каждого года в подземном мире, куда он сам был помещен вместо Инанны. [ 62 ]
Гештинанна также появляется во фрагментарном мифе о Думузи и его сестрах . [ 63 ] который сравнивали с различными композициями, посвященными Нингишзиде . [ 64 ] В нем участвуют две сестры, младшая и старшая, оплакивающие Думузи, схваченного демонами. [ 64 ] Гештинанна, младшая сестра, [ 63 ] упоминает о своих попытках противостоять одному из похитителей и совершает погребальное возлияние за своего брата, хотя в конце концов приходит к выводу, что это напрасно, потому что он не сможет его получить. [ 64 ]
По мнению Уилфреда Г. Ламберта богиня по имени Нингестинна, известная из позднего мифа « Теогония Дунну» . , вполне возможно, что Гештинанне соответствует [ 65 ] Имя божества, с которым она связана в паре, не сохранилось, и из-за необычности этого текста возможно, что он не был одним из богов, обычно связанных с ней. [ 66 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Креберник 2003 , с. 158.
- ^ Jump up to: а б с Креберник 2003 , с. 159.
- ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 8.
- ^ Jump up to: а б Джордж 1993 , с. 133.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 120.
- ^ Jump up to: а б с Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 95.
- ^ Jump up to: а б с д Джордж 1993 , с. 146.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Бриш 2016 .
- ^ Jump up to: а б с Кац 2003 , с. 174.
- ^ Блэк 2006 , с. 78.
- ^ Jump up to: а б с д и Эдзард 1971 , с. 301.
- ^ Jump up to: а б с д Шарлах 2017 , с. 15.
- ^ Jump up to: а б с д Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 206.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 207.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 165.
- ^ Jump up to: а б с Джордж 1993 , с. 140.
- ^ Jump up to: а б с Зельц 1995 , с. 20.
- ^ Эдзард 1971 , с. 299.
- ^ Джордж 1993 , с. 164.
- ^ Weiershäuser 2012 , стр. 354–355.
- ^ Вайерсхойзер 2012 , стр. 355.
- ^ Джордж 1993 , с. 34.
- ^ Weiershäuser 2012 , с. 349.
- ^ Weiershäuser 2012 , стр. 349–350.
- ^ Jump up to: а б Вайерсхойзер 2012 , с. 350.
- ^ Фелиу 2003 , стр. 49–50.
- ^ Weiershäuser 2012 , с. 351.
- ^ Апрель 2017 г. , с. 14.
- ^ Weiershäuser 2012 , с. 347.
- ^ Швемер 2001 , с. 200.
- ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 251.
- ^ Jump up to: а б с Эдзард 1971 , с. 300.
- ^ Блэк 2006 , с. 361.
- ^ Креберник 2014 , с. 402.
- ^ Креберник 2003 , с. 160.
- ^ Креберник 2003 , с. 151.
- ^ Блэк 2006 , стр. 77–82.
- ^ Виггерманн 1988 , стр. 226–227.
- ^ Jump up to: а б Джордж 1993 , стр. 37–38.
- ^ Кац 2003 , с. 400.
- ^ Джордж 1993 , с. 38.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 257.
- ^ Jump up to: а б Черный 2006 , с. 80.
- ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 168.
- ^ Швемер 2001 , стр. 13–14.
- ^ Jump up to: а б Швемер 2001 , с. 16.
- ^ Креберник 2005 , стр. 334–335.
- ^ Креберник 2005 , с. 335.
- ^ Швемер 2001 , с. 269.
- ^ Кац 2003 , с. 151.
- ^ Дельнеро 2020 , с. 69.
- ^ Кац 2003 , с. 140.
- ^ Кац 2003 , стр. 140–141.
- ^ Кац 2003 , с. 139.
- ^ Кац 2003 , с. 141.
- ^ Кац 2003 , стр. 141=142.
- ^ Кац 2003 , с. 150.
- ^ Jump up to: а б Черный 2006 , с. 81.
- ^ Блэк 2006 , стр. 82–83.
- ^ Jump up to: а б с д Кац 2003 , с. 148.
- ^ Кац 2003 , с. 149.
- ^ Блэк 2006 , с. 63.
- ^ Jump up to: а б Черный 2004 , с. 233.
- ^ Jump up to: а б с Черный 2004 , с. 228.
- ^ Ламберт 2013 , стр. 387–388.
- ^ Ламберт 2013 , с. 388.
Библиография
[ редактировать ]- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Блэк, Джереми А. (2004). «Думузид и его сестры» . Ориенталия . 73 (2). GBPress - Григорианская библейская пресса: 228–234. ISSN 0030-5367 . JSTOR 43076899 . Проверено 26 июня 2022 г.
- Блэк, Джереми А. (2006). Литература Древнего Шумера . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-929633-0 . Проверено 25 июня 2022 г.
- Бриш, Николь (2016), «Гештинанна / Белет-Цери (богиня)» , Древние месопотамские боги и богини , Открытый богато аннотированный клинописный корпус, Академия высшего образования Великобритании
- Дельнеро, Пол (2020). Как делать что-то со слезами . Де Грютер. дои : 10.1515/9781501512650 . ISBN 978-1-5015-1265-0 .
- Эдзард, Дитц-Отто (1971), «Geštinanna» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 24 июня 2022 г.
- Фелиу, Луис (2003). Бог Даган в Сирии бронзового века . Лейден Бостон, Массачусетс: Брилл. ISBN 90-04-13158-2 . OCLC 52107444 .
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Кац, Дина (2003). Образ загробного мира в шумерских источниках . Бетесда, Мэриленд: CDL Press. ISBN 1-883053-77-3 . OCLC 51770219 .
- Креберник, Манфред (2003). «Мать-Дракон и Небесная лоза? О ранней истории Думузи и его семьи» (PDF) . В Саллабергере, Вальтер; Волк, Конрад; Зголль, Аннет (ред.). Литература, политика и право в Месопотамии: Festschrift Клауса Вильке (на немецком языке). Висбаден: Харрасовиц. ISBN 3-447-04659-7 . OCLC 51728225 .
- Креберник, Манфред (2005), «Пардат» , Reallexikon der Assyriologie , получено 23 июня 2022 г.
- Креберник, Манфред (2014), «Ураш А» , Reallexikon der Assyriologie , получено 23 июня 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (2013). Вавилонские мифы о сотворении мира . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-861-9 . OCLC 861537250 .
- Швемер, Дэниел (2001). Фигуры богов погоды Месопотамии и Северной Сирии в эпоху клинописных культур: материалы и исследования на основе письменных источников (на немецком языке). Висбаден: Харрасовиц. ISBN 978-3-447-04456-1 . OCLC 48145544 .
- Зельц, Гебхард (1995). Исследования пантеона древнего шумерского города-государства Лагаш (на немецком языке). Филадельфия: Музей Пенсильванского университета. ISBN 978-0-924171-00-0 . OCLC 33334960 .
- Шарлах, Тоня (2017). Собственный Бык. Царские жены и религия при дворе Третьей династии Ура . Де Грютер. дои : 10.1515/9781501505263 . ISBN 978-1-5015-0526-3 .
- Вайерсхойзер, Фрауке (2012). «Ĝeštinanna und die Mutter des Sulgi». Организация, представительство и символы власти на Древнем Ближнем Востоке (на немецком языке). Издательство Пенсильванского государственного университета. дои : 10.1515/9781575066752 . ISBN 978-1-57506-675-2 .
- Виггерманн, Франс AM (1988). «Непризнанный синоним шумерского суккала, «Визирь» » . Журнал ассириологии и ближневосточной археологии . 78 (2). Вальтер де Грюйтер ГмбХ. дои : 10.1515/zava.1988.78.2.225 . ISSN 0084-5299 . S2CID 161099846 .