Паровой вагон


Паровой вагон , паровой моторный вагон (США) или Railmotor (Великобритания) — это железнодорожный вагон , приводимый в движение паровым двигателем . Первый паровой вагон был экспериментальной установкой, спроектированной и построенной в 1847 году Джеймсом Сэмюэлем и Уильямом Бриджесом Адамсом в Великобритании. В 1848 году они изготовили паровой вагон Fairfield , который продали компании Bristol & Exeter Railway , которая в течение двух лет использовала его на ветке.
Происхождение
[ редактировать ]Первый паровой вагон был спроектирован Джеймсом Сэмюэлем , инженером железнодорожных локомотивов восточных графств , построен Уильямом Бриджесом Адамсом в 1847 году и испытан между Шордичем и Кембриджем 23 октября 1847 года. Экспериментальный агрегат длиной 12 футов 6 дюймов (3,81 м) с небольшой вертикальный котел и помещение для пассажиров представляли собой многоместное сиденье вокруг ящика сзади. [ 1 ] В следующем году Сэмюэл и Адамс построили паровой экипаж Fairfield . Он был намного больше, длиной 31 фут 6 дюймов (9,60 м) и имел открытую секцию третьего класса и закрытую секцию второго класса. После испытаний в 1848 году он был продан Бристольско -Эксетерской железной дороге и в течение двух лет работал на ветке Тивертона . [ 2 ]
История по странам
[ редактировать ]![]() | Этот список, связанный с транспортом, является неполным ; Вы можете помочь, добавив недостающие элементы . ( октябрь 2021 г. ) |
Аргентина
[ редактировать ]В 1905 году Великая южная железная дорога Буэнос-Айреса паровой вагон приобрела у компании Kerr, Stuart and Company . [ 3 ] [ 4 ] В 1931 году компания Birmingham Railway Carriage and Wagon Company поставила двухвагонный агрегат с мазутным котлом на железную дорогу Энтре-Риос . [ 5 ]
Австралия
[ редактировать ]
В 1883 году Викторианские железные дороги приобрели паровой железнодорожный мотор «Роуэн» . [ 6 ] Два двухэтажных поезда были импортированы из Бельгии Южно -Австралийскими железными дорогами в 1895 году. [ 7 ]

В 1913 году компания «Керр, Стюарт и компания» построила котел, отправила его в Австралию, а Викторианские железные дороги собрали паровой железнодорожный мотор «Керр Стюарт» . [ 7 ]
Австро-Венгрия
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( октябрь 2012 г. ) |

В 1880 году Рингхоффер из Праги построил паровой вагон для Österreichische Lokaleisenbahngesellschaft (Австрийской местной железной дороги). Имея 32 сиденья и максимальную скорость 18 километров в час (11 миль в час), он был снят с производства к 1900 году. В начале 20 века Императорские королевские австрийские государственные железные дороги железнодорожный вагон с котлом Серполлет заказали в Эсслингене , за которым последовал ряд вагонов с котлами от Комарек из Вены и вагонов от Рингхоффера. Niederösterreichische Landesbahnen (Государственная железная дорога Нижней Австрии) также покупала автомобили компаний Komarek и Rohrbacher. Большинство вагонов было отозвано к концу Первой мировой войны, а те, что остались после Австро-Венгрии разделения в 1918 году, были разделены между Чехословацкими государственными железными дорогами и Австрийскими федеральными железными дорогами . Все подразделения выведены к концу 1950-х годов по состоянию на 2012 год. [update] один вагон хранится в рабочем состоянии в Чешском железнодорожном музее в Лужне (район Раковник) . [ 8 ]
Между 1901 и 1908 годами заводы Ганца в Будапеште и де Дион-Бутон из Парижа совместно построили ряд вагонов для Венгерских государственных железных дорог вместе с агрегатами с котлами де Дион-Бутон, паровыми двигателями и оборудованием Ганца, а также вагонами Раба, построенными Венгерский вагоно-машинный завод Raba в Дьёре. В 1908 году Borzsavölgyi Gazdasági Vasút (BGV), узкоколейная железная дорога в Карпатской Руси (нынешняя Украина), приобрела пять вагонов у Ганца и четыре вагона у Венгерского королевского государственного завода железнодорожных машин с котлами де Дион-Бутон. Компания Ganz начала экспортировать паромоторные вагоны в Великобританию, Италию, Канаду, Японию, Россию и Болгарию. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Бразилия
[ редактировать ]В 1928 году Леопольдинская железная дорога (де) паровой вагон для инспекционных услуг приобрела у Sentinel Waggon Works . [ 12 ] [ 13 ]
Британия
[ редактировать ]Паровые вагоны будут построены в Великобритании в начале 20-го века для Лондонской и Юго-Западной железной дороги (L&SWR), а перед тем, как поступить на пассажирские перевозки, один из них был передан в аренду Great Western Railway (GWR) для пробного запуска в долине Страуд между Чалфордом и Стоунхаусом. в Глостершире. [ 14 ] С 1902 по 1911 год было построено 197 паровых вагонов, из них 99 — GWR. [ 15 ]
Введенные либо из-за конкуренции со стороны новых электрических трамваев, либо для обеспечения экономичного обслуживания на малоиспользуемых проселочных ветках, существовало две основные конструкции: либо механизированная тележка, заключенная в жесткий корпус, либо шарнирно-сочлененная двигательная установка и каретка, поворачивающаяся на штифте. . Однако при небольшом запасе мощности паровые вагоны были негибкими, а качество езды было плохим из-за чрезмерной вибрации и колебаний. Большинство из них были заменены автопоездом , адаптированными вагонами и двухтактным паровозом, поскольку они могли буксировать дополнительные вагоны или товарные вагоны.
После испытаний в 1924 году Лондонская и Северо-Восточная железная дорога закупила три типа паровых вагонов у Sentinel-Cammell и Claytons.
Египет
[ редактировать ]
Эксперименты с паровым вагоном в 1926 году привели к приобретению множества экземпляров этого типа транспортных средств Египетскими государственными железными дорогами . В 1928 году компания Clayton Wagons поставила шесть двухвагонных единиц. [ 42 ] Birmingham Railway Carriage and Wagon Company 13 подобных автомобилей, 1930 год. [ 43 ] В 1934 году Sentinel и Metro-Cammell поставили десять двухвагонных единиц. [ 44 ]
В 1951 году компании Sentinel и Metro-Cammell построили десять трехвагонных паровых вагонов для Египетских национальных железных дорог . Агрегаты были шарнирно-сочлененными, с мазутным котлом, подающим пар на два 6-цилиндровых паровых двигателя . Снят с вооружения в 1962 г., по состоянию на 2012 г. [update] одна единица находится на реставрации в Бакингемширском железнодорожном центре . [ 44 ]
Франция
[ редактировать ]
В начале 20 века Общество Валентина Пуррея запатентовало паровой двигатель, который использовался в железнодорожных вагонах. К 1903 году в Бордо было построено пятьдесят автомобилей, в том числе 40 для Compagnie Générale des Omnibus-Paris . [ 45 ] Кроме того, Buffaud & Robatel построила паровой вагон для метровой колеи Chemin defer de Kayes au Niger в Мали . [ 46 ]
Германия
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( октябрь 2012 г. ) |

В 1879 году Георг Томас из Гессен-Людвигской железной дороги разработал двухэтажный паровой вагон, на который он получил патент в 1881 году. Трехосный автомобиль состоял из одноосного моторного агрегата и двухосного двухэтажного вагона. деталь, жестко соединенная между собой и разъединяемая только в мастерской. Гессенская железная дорога Людвига построила три в 1879–80 годах, за ней следовали Королевские саксонские государственные железные дороги , железная дорога Ольс-Гнезно и Королевские государственные железные дороги Вюртемберга . Королевские баварские государственные железные дороги построили аналогичный баварский MCi в 1882 году. Все они были сняты с производства в начале 20 века.
В 1895 году Королевские государственные железные дороги Вюртемберга паровой вагон с котлом Серполлет заказали у Эсслингена , а затем еще шесть. Поначалу их характеристики были неудовлетворительными, пока Ойген Киттель из Вюртембергских государственных железных дорог не разработал новую топку. Семнадцать вагонов были построены для государственных железных дорог Вюртемберга, а также были изготовлены для Королевских государственных железных дорог Саксонии , Швейцарской Северо-Восточной железной дороги и Императорских королевских австрийских государственных железных дорог , а также государственной железной дороги Великого герцогства Баден в 1914–1915 годах.

В 1918 году подразделение Австрийских государственных железных дорог перешло в состав Чехословацких государственных железных дорог после разделения Австро-Венгрии в конце Первой мировой войны . В конце Второй мировой войны подразделения были разделены между Deutsche Reichsbahn Восточной Германии, Deutsche Bundesbahn Западной Германии и SNCF Франции, и все подразделения были выведены к 1953 году.
В 1906 году прусские государственные железные дороги два паровых вагона, один работавший на угле, другой на нефти купили у Hannoversche Maschinenbau AG .
Семь единиц Bavarian MCCi были построены в период с 1906 по 1908 год для Королевских Баварских государственных железных дорог для пригородных перевозок в районе Мюнхена, кузова вагонов производились компанией MAN , а двигатели - компанией Maffei . Все они были отозваны к концу 1920-х годов.
Паровой вагон DR 59 был построен Висмаром в 1937 году, чтобы уменьшить зависимость от импортного дизельного топлива или бензина. После войны машина перешла в собственность Deutsche Reichsbahn Восточной Германии, а в 1959 году была переоборудована в прицеп и снята с производства в 1975 году.
Индия
[ редактировать ]
Железная дорога Великого Индийского полуострова купила один паровой вагон в 1906 году у компании Kerr, Stuart and Company . [ 47 ] [ 48 ] В 1906 году Северо-Западная государственная железная дорога приобрела паромоторный вагон у Vulcan Foundry. [ 49 ] а в 1907 году Ост-Индская железная дорога купила пять паровых вагонов у компании «Нэсмит, Уилсон и компания» . [ 50 ] В 1925 году компании Sentinel и Metro-Cammell построили пять двухвагонных единиц для Бенгальско-Нагпурской железной дороги . [ 51 ] [ 52 ]
Италия
[ редактировать ]
В 1904 году у Пуррея были заказаны два паровых вагона; классифицированные как FS 80, они были сняты с производства в 1913 году. [ 45 ] Шестьдесят пять вагонов, классифицированных как FS 60, были закуплены в 1905–1907 годах, но оказались недостаточно мощными, а шестнадцать были переоборудованы в локомотивы. [ 53 ] На Миланской ярмарке 1906 года был выставлен FS 85 (it) , три из которых были куплены компанией Kerr, Stuart and Company , а затем еще 12 FS 86 (it), построенных в Великобритании . [ 54 ]
В 1938 году были закуплены три вагона, использующих пар высокого давления, получившие классификацию АЛв 72 (ит) . Они были проданы компании Ferrovie Padane в 1940 году и переоборудованы в пассажирские вагоны. [ 55 ]
Япония
[ редактировать ]
Японские государственные железные дороги имели в своем распоряжении несколько паровых вагонов, прежде чем начали экспериментировать с бензиновыми и дизельными вагонами. [ 56 ]
У них было
[ редактировать ]
Французские производители Buffaud & Robatel построили паровой вагон для метровой колеи Chemin defer de Kayes au Niger в Мали . [ 46 ]
Маврикий
[ редактировать ]В 1907 году Государственные железные дороги Маврикия приобрели паровой вагон у компании Kerr, Stuart and Company . [ 57 ] [ 58 ]
Намибия
[ редактировать ]
В 1907 году горнодобывающая и железнодорожная компания Отави в немецкой Юго-Западной Африке (нынешняя Намибия ) приобрела два паровых вагона, построенных компанией MAN SE в сотрудничестве с Maffei для колеи 600 мм . [ 59 ]
Новая Зеландия
[ редактировать ]были поставлены два паровых вагона В 1925 и 1926 годах Департаменту железных дорог Новой Зеландии : один от Sentinel and Cammell, а другой от Claytons. [ 60 ] Оба они были отозваны через несколько лет. [ 61 ] [ 62 ]
Нигерия
[ редактировать ]приобрели В 1954 году Нигерийские железные дороги несколько трехвагонных паровых вагонов у Metro-Cammell . Агрегаты были шарнирно-сочлененными, с паровым котлом, работающим на жидком топливе. [ 63 ]
Северная Америка
[ редактировать ]В Северной Америке железнодорожный вагон известен как Doodlebug , а паровой вагон — как паровой моторный вагон. Железная дорога Новой Англии приобрела паровой вагон у Schenectady Locomotive Works в 1897 году. [ 64 ] В 1906 году на Канадско-Тихоокеанской железной дороге был паровой железнодорожный вагон, работающий на жидком топливе. [ 65 ] а в 1908 году компания Chicago, Rock Island and Pacific Railroad приобрела одну компанию Alco -Schenectady. [ 66 ]

В 1911 году железная дорога Атчисон, Топика и Санта-Фе построила железнодорожный вагон с паровым двигателем, сочетающий в себе котел Якобса-Шуперта и силовой грузовик Ganz Works в кузове American Car and Foundry . Получившийся каракуль получил обозначение М-104. Экспериментально он проработал своим ходом всего три месяца. После удаления паровой машины и замены тележки без двигателя машина работала как безмоторный комбайн (комбинированный багажно-вагонный вагон) до 1960-х годов. [ 67 ]
Паровые автомобили в Северной Америке достигли апогея популярности до 1880-х годов, причем большинство из них было изготовлено по индивидуальному заказу небольшими специализированными строителями до 1875 года. Почти все образцы были уникальными и создавались специально на заказ; некоторые из них были экспериментальными автомобилями, построенными и продававшимися небольшими фирмами или отдельными лицами на экспериментальной основе и часто не совсем успешными из-за своей уникальности или относительной стоимости. Развитие электрической тяги стало одной из причин окончательного упадка американских паровых автомобилей. [ 68 ]
Португалия
[ редактировать ]
В 1906 году Португальская железнодорожная компания два паровых вагона приобрела у Борсига . [ 69 ]
ЮАР
[ редактировать ]Всего в Южной Африке было три паровых вагона, все они были импортированы из Великобритании и работали по распространенной там колеи Кейп с шириной 1067 мм.
Судан
[ редактировать ]Правительственные железные дороги Судана купили два паровых вагона у Clayton Wagons в 1929 году. [ 70 ]
Швеция
[ редактировать ]
Паровые вагоны использовались в Швеции в 1880-х годах. [ нужна ссылка ]
Швейцария
[ редактировать ]
были построены паровые вагоны В 1889 году для Пилатусской железной дороги , зубчатой железной дороги в Швейцарии, с максимальным уклоном 48% .
Вагоны №№ 1-9 были построены Швейцарским локомотивным и машиностроительным заводом в Винтертуре , за ними следовали №10 в 1900 году и №10. 11 в 1909 году. Железная дорога была электрифицирована в 1937 году, вагоны списаны, за исключением двух. Номер автомобиля. 9 оставался в резерве до 1981 года и с тех пор находится в Швейцарском музее транспорта в Люцерне. Номер автомобиля. 10 находится в постоянном пользовании Немецкого музея в Мюнхене. [ 71 ] [ 72 ]
был построен паровой вагон В 1902 году на фирме Maschinenfabrik Esslingen . Не добившись успеха, он был перестроен в 1907 году и продан железной дороге Уэрикон Баума . Вагон снят с производства в 1950 году, а по состоянию на 2012 год [update] вагон восстановлен. [ 73 ]
Тринидад и Тобаго
[ редактировать ]Правительственная железная дорога Тринидада приобрела два подержанных паровых вагона у железной дороги Лондона, Брайтона и Южного побережья в 1921 году, но они так и не были введены в эксплуатацию. [ 74 ] Одну часть вагона переоборудовали в салон губернатора, а другую — в вагон второго класса. В 1931 году был приобретен двухсочлененный паровой вагон Sentinel-Cammell. [ 75 ]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Раш 1971 , с. 16.
- ^ Jump up to: а б Раш 1971 , стр. 16–18.
- ^ «Железнодорожные моторные вагоны». Железнодорожный журнал (98): 136. Август 1905 г.
- ^ «Паровозные вагоны Южной железной дороги» (на испанском языке). 13 мая 2020 г. Проверено 22 июля 2022 г.
- ^ Остендорф 1977 , стр. 153–154.
- ^ Винсент, Питер Дж. (20 октября 2007 г.). «Паровая машина Роуэн / ABDL» . Проверено 15 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Остендорф 1977 , стр. 170–176.
- ^ «Паровой вагон М 124.001» . cdmuszeum.cz . Проверено 8 октября 2012 года .
- ^ Железнодорожный вестник - Том 37 - страница 296 (напечатано в 1904 году)
- ^ Современное оборудование - Тома 19-20 - Страница 206 (Напечатано в 1906 году)
- ^ Джон Робертсон Данлэп , Артур Ван Влиссинген , Джон Майкл Кармоди : Фабричный и промышленный менеджмент – Том 33 – Страница 1003 (напечатано в 1907 году)
- ^ Бразильские железные дороги (на португальском языке). Тренируйте память. 2008. с. 34. ISBN 9788586094095 .
- ^ Остендорф 1977 , стр. 180–181.
- ^ «Первая тропа в Глостершире - История Великой Западной железной дороги» . Проверено 30 января 2013 г.
- ^ Дженкинсон 1996 , с. 257.
- ^ Раш 1971 , стр. 22–24.
- ^ Раш 1971 , с. 39.
- ^ Раш 1971 , с. 47.
- ^ Раш 1971 , стр. 81–83.
- ^ Jump up to: а б с д Раш 1971 , стр. 65–66.
- ^ Хеджес 1980 , с. 136.
- ^ Раш 1971 , стр. 93–94.
- ^ Раш 1971 , с. 30.
- ^ Раш 1971 , с. 51.
- ^ Jump up to: а б Маунтфорд, Эрик. Р. (1987). Барри железная дорога; Схемы и фотографии локомотивов, вагонов и вагонов . Оквуд Пресс. п. 21,35. ISBN 0-85361-355-9 .
- ^ Jump up to: а б Раш 1971 , стр. 72–73.
- ^ Раш 1971 , стр. 70–71.
- ^ Раш 1971 , стр. 95–97.
- ^ Раш 1971 , с. 63.
- ^ Раш 1971 , стр. 58–59.
- ^ Раш 1971 , стр. 76–77.
- ^ Jump up to: а б Раш 1971 , с. 89.
- ^ Раш 1971 , стр. 88–89.
- ^ Раш 1971 , стр. 84–85.
- ^ Jump up to: а б Раш 1971 , с. 90.
- ^ Jump up to: а б Раш 1971 , с. 32.
- ^ Jump up to: а б Раш 1971 , с. 33.
- ^ Раш 1971 , стр. 119, 123–125.
- ^ Раш 1971 , с. 123.
- ^ Jump up to: а б Раш 1971 , с. 124.
- ^ Раш 1971 , стр. 121–122.
- ^ «Сочлененный паровозный вагон для Египта» . Путеводитель Грейс по британской промышленной истории . Проверено 14 марта 2022 г.
- ^ «Сочлененный паровозный вагон для Египта» . Путеводитель Грейс по британской промышленной истории . Проверено 4 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Паровой вагон Sentinel-Cammell № 5208» . Биржевая книга BRC . 9 октября 2009 года . Проверено 4 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Кручиани, Марчелло (май 1999 г.). «Пурри в Италии». Поезда (на итальянском языке) (204): 17–21.
- ^ Jump up to: а б «Паровая самоходная машина». Moniteur Industriel : 111. 13 февраля 1909 г.
- ^ «Керр, Стюарт и компания» . Путеводитель Грейс по британской промышленной истории . Проверено 12 марта 2022 г.
- ^ «Новые локомотивы для Великого Индийского полуострова» . Журнал «Локомотив» . Том. XII, нет. 125. 14 июля 1906. с. 114.
- ^ «Паровозный вагон, СЗР, Индия» . Путеводитель Грейс по британской промышленной истории . Проверено 24 мая 2022 г.
- ^ «Вагон паровой железной дороги - Ост-Индская железная дорога» . Путеводитель Грейс по британской промышленной истории . Проверено 12 марта 2022 г.
- ^ Остендорф 1977 , стр. 159–160.
- ^ «Бенгал Нагпур, сочлененный паровой вагон Sentinel-Cammell, середина 1920-х годов» . Фликр . 27 июня 2017 года . Проверено 24 мая 2022 г.
- ^ Бриано, Итало (1977). История железных дорог Италии (на итальянском языке). Том III. стр. 65–68. OCLC 490069757 .
- ^ Бруно Бонаццелли: Альбом паровозов (вторая часть)
- ^ «Автомобильный вапор ALv 72» . Проверено 14 мая 2022 г.
- ^ Остендорф 1977 , стр. 160–164.
- ^ Остендорф 1977 , с. 139.
- ^ «Паровозные вагоны» . Обзор локомотивов, железнодорожных вагонов и вагонов . Издательство «Локомотив». 1907. с. 206.
- ^ Остендорф 1977 , с. 137.
- ^ «Железнодорожный паровой вагон для Новой Зеландии» . Путеводитель Грейс по британской промышленной истории . Проверено 14 марта 2022 г.
- ^ Бромби, Робин (2003). Рельсы, которые построили нацию: Энциклопедия железных дорог Новой Зеландии . Веллингтон: Грэнтэм Хаус. п. 123. ИСБН 1-86934-080-9 .
- ^ Лейтч, Дэвид; Скотт, Брайан (1995). Исследование железных дорог-призраков Новой Зеландии (изд. 1998 г.). Веллингтон: Грэнтэм Хаус. п. 78. ИСБН 1-86934-048-5 .
- ^ Остендорф 1977 , стр. 133–134.
- ^ «Композитный автомобиль» . Локомотивостроение : 817–818. Ноябрь 1897 года.
- ^ «Паровой моторный вагон для Канадской Тихоокеанской железной дороги». Возраст железных дорог : 254–255. Август 1906 года.
- ^ «Паровой автомобиль для Рок-Айленда». Возраст железных дорог : 961–964 гг. Сентябрь 1908 года.
- ^ Уорли, ЭД (1965). Железные кони тропы Санта-Фе . США: Историческое общество Юго-Западной железной дороги.
- ^ Олден П. Арманьяк (декабрь 1937 г.). «Пар по-прежнему правит рельсами» . Популярная механика : 32–33, 131–132.
- ^ Остендорф 1977 , с. 124.
- ^ Остендорф 1977 , с. 138.
- ^ Бакли, Р.Дж.; Вайз, WJ (1984). Трамваи и лёгкие железные дороги Швейцарии и Австрии . Ассоциация легкорельсового транспорта. ISBN 978-0-900433-96-2 .
- ^ Хроника железной дороги (на немецком языке). Хеель Верлаг ГмбХ. 20 декабря 2005 г. ISBN. 978-3-89880-413-4 .
- ^ Мозер, Альфред; Винтер, Пол (1975). Паровая работа швейцарских железных дорог, 1847–1966 гг. (на немецком языке). Биркхойзер. ISBN 3-7643-0742-0 .
- ^ «Правительственная железная дорога Тринидада — подвижной состав и локомотивы» . Коммерческие отчеты . IV (49). Вашингтон, округ Колумбия: 638, 3 декабря 1923 г. Проверено 19 сентября 2022 г.
- ^ «Локомотивы правительства Тринидада» . Журнал «Локомотив» и «Обзор железнодорожных вагонов и вагонов» . 42 (522): 53–55. 15 февраля 1936 г.
Источники и дополнительная литература
[ редактировать ]- Британия
- Хеджес, Мартин, изд. (1980). 150 лет Британским железным дорогам . Хэмлин . ISBN 0-600-37655-9 .
- Дженкинсон, Дэвид (1996). История британских железнодорожных вагонов, 1900–53 . Атлантический транспорт. ISBN 978-1899816033 .
- Раш, RW (1971). Британские паровые вагоны . Оквуд Пресс . ISBN 0-85361-144-0 .
- Тафнелл, Р.М. (1984). Британский железнодорожный вагон: от AEC до HST . Дэвид и Чарльз. ISBN 0-7153-8529-1 .
- Австро-Венгрия
Следующие книги на немецком языке.
- Адольф Гизль-Гислинген (1981). От Аэры до Гольсдорфа: последние три десятилетия австрийского паровозостроительного завода . Слезак. ISBN 978-3-900134-37-2 .
- Альфред Хорн; Вильгельм Урбанчик (1972). Паровозы и багажные локомотивы в Австрии, Венгрии, Чехословакии и Югославии . Боманн. ISBN 978-3-7002-0309-4 .
- Дитер Базольд, Рольф Леттгерс, Гюнтер Шейнграбер и другие: Отчет Пруссии, Том 9: Зубчатые и узкоколейные локомотивы, железнодорожные вагоны. Eisenbahn-Journal, Герман Меркер Верлаг, Фюрстенфельдбрук, 1996 г. Модель железнодорожника № 4: прусские паровые вагоны типа Штольц, апрель 1988 г., стр. 17–20.
- Дитер Зубек (2004). Сохранившиеся паровозы в Австрии и из Австрии, 2004 г. Зубек, Дитер. ISBN 978-3-200-00174-9 .
- Гельмут Грибель; Йозеф Отто Слезак; Ганс Штернхардт (1 декабря 1985 г.). Паровозная хроника ББЭ 1923–1938 гг . Слезак. ISBN 978-3-85416-026-7 .
- Иоганн Блибергер; Йозеф Поспичаль (2011). Энциклопедия локомотивов ккСтБ, Том 4: Серии 83-100, узкоколейных и непаровых типов . bahnmedien.at. ISBN 978-3-9502648-8-3 .
- Фридрих Слезак; Йозеф Отто Слезак (1981). От корабельного канала к железной дороге: канал Винер-Нойштедтер и канатная дорога Аспангбан . Издатель Йозеф Отто Слезак. ISBN 978-3-900134-72-3 .
- Список локомотивов, тендеров, водовагонов и вагонов kk Австрийских государственных железных дорог и частных железных дорог, находящихся в ведении государства по состоянию на 30 июня 1917 г., 14-е издание, Verlag der kk Austrian State Railways, Вена, 1918 г.
Следующие книги на чешском языке.
- Карел Бенеш (1995). Железные дороги в Подкарпатской Руси . Загрузка транспорт и туризм. ISBN 978-80-85884-32-6 .
- Карел Джаст (2001). Паровозы на узкоколейных линиях ЧСД . Издательство транспортной литературы Людек Чада. ISBN 978-80-902706-5-7 .
Следующие книги на венгерском языке.
- Эрно Ланьи (1984). Железнодорожные тяговые машины в Венгрии . Компания транспортной документации. ISBN 978-963-552-161-6 .
- Дьёрдь Вилланьи (1996). Паровозы и локомотивы . Компания Венгерских государственных железных дорог.
- Германия
Эти источники на немецком языке.
- Питер Хенкель (1985). «Паровой вагон по мотивам Томаса». Железная дорога и ее история = серия публикаций округа Дармштадт-Дибург 2 . Дармштадт: Георг Виттенбергер / Группа поддержки музеев и охраны памятников Дармштадт-Дибург).
- Немецкая рейхсбан (1935 г.). Сто лет немецких железных дорог. Юбилейное издание к столетию немецких железных дорог .
- Лутц Юбель; Вольфганг Рихтер (1994). MAN – 150 лет железнодорожному транспорту из Нюрнберга .
- Питер Зандер (1989). «Двухэтажные паровые вагоны конструкции Томаса». Модель железнодорожника. Журнал «Железнодорожные модели железных дорог» .
- Герман Лор (1988). Архив локомотива Вюртемберг . Транспресс. ISBN 978-3-344-00222-0 .
- Герман Лор (1988). Архив локомотива Баден . Транспресс. ISBN 978-3-344-00210-7 .
- Вольфганг Валтин (1992). Справочник всех локомотивов и вагонов: Паровозы и паровозы . Транспресс. ISBN 978-3-344-70740-8 .
- Вернер Виллхаус (сентябрь 2008 г.). Паровой вагон Киттель: инновации в местном транспорте более 100 лет назад . ЭК Паблишинг. ISBN 978-3-88255-106-8 .
- Райнер Чех (1993). Паровые и пламенные вагоны: Deutsche Reichsbahn-Gesellschaft, Deutsche Reichsbahn, Deutsche Bundesbahn . Транспресс. ISBN 978-3-344-70766-8 .
- Эрих Пройсс; Чистый Пройсс (1991). Саксонские государственные железные дороги . Транспресс. ISBN 978-3-344-70700-2 .
- Фриц Нэбрих, Гюнтер Мейер, Райнер Пройс: Архив локомотива Саксония 2, Transpress VEB Verlag für Verkehrswesen, Берлин, 1983 г.
- Краусс-Маффай , Немецкий музей , Мюнхен (ок. 1977): Локомотивы в Немецком музее
- Другие страны
Эти источники на немецком языке.
- Остендорф, Рольф (1977). Паровые вагоны, конструкции, типы и системы . Моторбухверлаг, Штутгарт. ISBN 3-87943-517-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]