Список консолидированных операторов PBY Catalina
![]() |
Список консолидированных операторов PBY Catalina перечисляет страны и их военно -морские авиационные и подразделения ВВС, которые управляли самолетом:
Военные операторы
[ редактировать ]Аргентина
[ редактировать ]- Аргентинская военно-морская авиация 17 "Кансо" получил 1946-48 гг. [ 1 ]
Австралия
[ редактировать ]
Королевские австралийские ВВС широко работали в PBY Catalina . Королевские ВВС Австралии заказали свои первые 18 PBY-5s (названный Catalina) в 1940 году, [ 2 ] Примерно в то же время, что и французский. Некоторые из них будут использованы для восстановления британской австралийской Airlink через Азию в качестве двойного восхода солнца . К концу войны RAAF взял на себя 168 каталинов. RAAF использовал каталины в широком диапазоне ролей, включая разведывательные и анти-подключенные патрули, атакующие шахты и спасение воздуха , развертывание народных каотов (совокупные каноэ), в частности, военный тип HOEHN MKIII для коммандос. [ 3 ] Спасение персонала и более близкое визуальное наблюдение, а также психологическая война. Кроме того, PBY RAAF использовались для транспортировки дома в австралийском персонале в конце войны. [ 2 ] RAAF вышел на пенсию свою последнюю каталину в 1952 году. [ 4 ]
- Эскадрилья № 11 RAAF
- № 20 наблюдение эскадрильи RAAF
- Эскадрилья № 40 RAAF имела самолеты на учреждении, но на самом деле не выпущен.
- Эскадрилья № 42 RAAF
- Эскадрилья № 43 RAAF
- № 6 Блок связи RAAF
- № 8 Блок связи RAAF
- № 111 Air-Sea Rescue Flight RAAF RAAF
- № 112 Air-Sea Rescue Flight RAAF RAAF
- № 113 Air-Sea Rescue Flight RAAF RAAF
- Полет о гидросамолете RAAF RAAF
- № 3 Оперативное обучение подразделения RAAF
- Поиск и спасение крыла RAAF
Бразилия
[ редактировать ]
Канада
[ редактировать ]Канада имела свои тесные ассоциации с PBY, как в качестве производителя, так и клиента. В соответствии с соглашением, достигнутым между канадскими и правительствами США, производственные линии были установлены в Канаде, самолетом Boeing Canada (как PB2B-1 ) в Ванкувере и канадскими Виккерсами ( PBV-1 ) на заводе Canadair в Картьевилле . Канадские промышленные самолеты, обслуживающие RCAF, были известны как Canso A и были эквивалентны PBY-5A (с выдвижным шасси). Одиннадцать канадских эскадрильи по домашним военным заведению летали Кансос и предоставляют каталины аренды и по обе стороны Северной Атлантики и на западном побережье Тихого океана Канады. Две «зарубежные» эскадрильи вылетели с Британских островов, а также через Индийский океан.
- Статья XV Эскадрильи, служащие под прямым командованием и контролем ВВС, с самолетами RAF.
- № 413 Эскадрилья RCAF Catalina I/IB/IV (41 июля - 44 декабря) (Великобритания и Цейлон).
- № 422 Эскадрилья RCAF Catalina IB/III/IV (42 июля - 42 ноября) (при работе до операционного статуса).
- Операционные эскадрильи внутреннего военного заведения (HWE) (базирующийся в Канаде)
- Восточное воздушное командование
- № 5 эскадрилья RCAF Catalina I (41 июня - 41 июля); Canso A (41 октября - 45 июня) [ 5 ]
- № 116 эскадрилья RCAF Catalina I/IB (41 июля - 43 августа); Canse A (43 сентября - 45 июня) [ 6 ]
- № 117 эскадрилья RCAF Catalina I/IB/IVA (42 мая - 43 декабря); Canso a (42 мая - 43 августа) [ 7 ]
- № 160 эскадрилья RCAF CANSO A (43 мая - 45 июня) [ 8 ]
- № 161 Эскадрилья RCAF CANSO A (43 ноября - 45 мая) [ 8 ]
- № 162 Эскадрилья RCAF CANSO A (42 мая - 45 августа) [ 9 ]
- Западное воздушное командование
- Узел. 4 эскадрилья RCAF CANSO A (42 декабря - 45 августа); Каталина IB/НДС (44 апреля - 44 августа) [ 10 ]
- № 6 эскадрилья RCAF CANSO A (43 апреля - 43 ноября); Каталина IB/НДС (43 сентября - 45 августа) [ 11 ]
- Нет. 7 RCAF Екатерина НДС (44 января - 45 июля); Canso A (44 апреля - 45 июля) [ 12 ]
- Узел. 9 эскадрильи RCAF CANSO A (43 - 43 - 44 августа); Catalina I/IB/IVA (44 февраля - 44 августа) [ 13 ]
- Нет. 120 RCAF -эскадрилья CANSO A (43 апреля - 43 сентября); Кэтрин НДС (43 сентября - 44 апреля) [ 14 ]
- Восточное воздушное командование
- 103 Поиск и спасатель
Чили
[ редактировать ]Колумбия
[ редактировать ]Куба
[ редактировать ]- Кубинский флот 1952-1961 [ 15 ]
Дания
[ редактировать ]
- № 721 Эскадрилья RDAF получил самолеты от № 722 Squadron RDAF в 1965 году.
- № 722 Эскадрилья RDAF переведена самолета в эскадрилью № 721 RDAF в 1965 году. [ 16 ]
Доминиканская Республика
[ редактировать ]Эквадор
[ редактировать ]Франция
[ редактировать ]Вскоре после получения первого ордена Британии на производственные самолеты французская закупочная миссия заказала 30 самолетов в начале 1940 года. Выделили консолидированную идентификационную модель 28-5MF, ни один из них не был доставлен до битвы во Франции .
Греция
[ редактировать ]Небольшое количество каталинов RAF было одолжено RHAF после освобождения Греции в 1944 году. В конечном итоге они были приобретены Грецией и использовались в качестве самолета морского патруля для оставшейся части войны, а также в послевоенные годы, где он видел услуги. в Греческой гражданской войне против коммунистических повстанцев. [ 17 ]
Исландия
[ редактировать ]Индонезия
[ редактировать ]Израиль
[ редактировать ]
Япония
[ редактировать ]Мексика
[ редактировать ]Мексиканский флот 6 единиц
Нидерланды
[ редактировать ]Нидерланды заказали 48 самолетов для использования в Голландской Ост -Индии .
- Эскадрилья № 321 RAF (1942-1945) Эскадрилья перенесена в ВВС Королевских Нидерландов
Новая Зеландия
[ редактировать ]С 1942 года в Новой Зеландии использовалось 56 неамбиогиозных каталинов PBY-5 и PB2B-1 в южной части Тихого океана, чтобы заменить короткий Сингапур на Королевской Новой Зеландии ВВС 5-й эскадрильи и 6 эскадрильи , первоначально работая из Хобсонвилля и Фиджи на Морской патруль и спасательные роли. Дополнительные самолеты, принадлежащие RAF, использовались эскадрой 490 (Новая Зеландия) в роли против подводной лодки во время битвы за Атлантику. 490 эскадрильи управляла каталинами из Джуи , Западная Африка, с 1943 года, пока они не были заменены короткими Сандерлендами в 1944 году. Последние каталины RNZAF были ушли в отставку в 1953 году, и все они были проданы или сброшены к концу 1956 года. [ 19 ] [ 20 ] Атмодовая Airwory Catalina Amphibian в 6 маркировке эскадрильи находится в частной собственности. [ 21 ] Королевский музей ВВС Новой Зеландии восстанавливает бывшую каталину.
Никарагуа
[ редактировать ]Норвегия
[ редактировать ]- № 330 (норвежская) эскадрилья RAF (1942-1943)
- № 333 (норвежская) эскадрилья RAF (1943-1945), переведенная в Королевские Норвежские ВВС в ноябре 1945 года
Парагвай
[ редактировать ]Первоначально ВВС Парагвайя заказали три PBY-5AS в 1955 году. Один был уничтожен в США перед доставкой. Двое других достигли Парагва и получили сериалы T-29 и T-31. Т-29 спас бывшего президента Перона в октябре 1955 года в Аргентине. Оба самолета были переведены в Líneas Aéreas de Transporte Nacional (LATN) в 1956 году.
Перу
[ редактировать ]Филиппины
[ редактировать ]Филиппинские ВВС использовали лодки во время ранней независимости правительства Содружества. Каталина PBY-5A, которая выполняла роль спасения воздуха. Все сбиты с выхода на пенсию.

ЮАР
[ редактировать ]Консолидированные Catalina PBY были пролечены на 6 , 10 и 43 эскадрильи ВВС Южной Африки во время Второй мировой войны. Эскадрильи и самолеты были размещены под командованием прибрежного командования SAAF и работали на южноафриканских индийских и атлантических береговых линиях. После Второй мировой войны каталины использовались 35 эскадрилья с 1945 по 1957 год. [ 22 ]
Испания
[ редактировать ]
Испанские ВВС использовали одно подразделение, под названием Dr.1 и указание 74-21, в качестве патрульного бомбардировщика и самолета пожарной части между 1949 и 1954 годами. Этот самолет был подразделением ВВС США , которое случайно приземлилось в испанской Сахаре. В 1943 году, и, наконец, он был продан испанским ВВС примерно за 100 000 долларов США. В настоящее время он выставлен в Museo Del Aire (Мадрид) . [ 23 ]
Швеция
[ редактировать ]
Три амфибия Canso, построенные канадскими викерами, были куплены шведскими ВВС в 1947 году. Шведское обозначение было TP 47. После модификаций для своих новых послевоенных миссий они были базируются в Wing F2 в Хгерне, недалеко в основном для службы спасения воздуха и моря. Также были выполнены разведывательные миссии.
TP 47 был оснащен PS-19/A радаром. У самолета была команда из пяти человек, а также было место для шести носителей. Он был оснащен двумя Pratt & Whitney R-1830-92 Twin Wasp 14-цилиндровыми радиальными двигателями по 1,200 л.с. каждая. Это было безоружно.
Советский Союз
[ редактировать ]Советский Союз проявил интерес, что привело к приказу трех самолетов и переговорам о лицензии на строительство типа в СССР. Когда эти три машины были доставлены, они сопровождались командой консолидированных инженеров, которые помогали в создании советских производственных объектов. Эта модель самолета, обозначенная GST, была оснащена двумя Wright R-1820 , девятьюцилиндровыми Shvetsov M-62 или Ash-62IR [ 24 ] с одним рядом Радиальные двигатели от 900 до 1000 л.с. (от 671 до 746 кВт). Первый GST вступил в службу к концу 1939 года. По оценкам, еще сотни обслуживаются с Советским флотом. Советский Союз также получил 138 вариантов кочевника PBN-1 Каталины, построенной Военно-морским самолетом в Филадельфии, вместе с 48 PBY-6AS в соответствии с Законом о лизировании .
Тайвань
[ редактировать ]Китайские ВВС управляли PBY-5A в качестве самолета поиска и спасения (SAR) с 1952 по 1954 год. [ 25 ] По крайней мере, один из этих PBY-5A был позже переведен в China Airlines в 1959 году. [ 26 ]
Великобритания
[ редактировать ]Британское министерство воздуха приобрело один самолет для целей оценки, модель 28-5. Это было доставлено через Атлантический океан в экспериментальное учреждение морского самолета , Феликстоу , в июле 1939 года. При ожидаемой вспышке войны испытания были прекращены преждевременно, а первоначальные 50 самолетов были заказаны как «Каталина I». Эти самолеты были похожи на PBY-5, за исключением установки британского вооружения. Название Catalina использовалось консолидированным для их коммерческих продаж до британского приказа, и в конечном итоге было принято ВМС США 1 октября 1941 года.
Первоначальные поставки каталина Королевских ВВС начались в начале 1941 года, и они поступили в службу с № 209 и № 240 эскадрильами прибрежного командования . В целом, девять эскадронов прибрежного командования были оснащены Каталиной, как и дополнительные 12 эскадрильи за рубежом. Общее приобретение составляло приблизительно 700 разбросов по следующим обозначениям: Catalina Mk I, Mk IA (Pby-5a-амфибия только в службе RCAF), MK IB, MK II, MK III, MK IVB (канадский построенный PBY-5, PB2B- 1), MK IV и MK VI (версия высокого хвоста в стиле PBN-1, построенная в Канаде). Catalina MK VS, которая была бы PBN-1, была отменена.
RAF также приобрел бывшего GST советского флота, который приземлился на Кипре в ноябре 1941 года, хотя, вероятно, не использовался до того, как он был на пьесе в шторме в Абукире в феврале 1943 года.
На британской службе Каталина была оснащена .303 машины, обычно виккерс K в модели лука и Браунинга 1919 года в талии. Некоторые получили Leigh Light , чтобы помочь анти-субмаренной войне ночью.
- № 119 эскадрилья RAF (1941 и 1941)
- № 190 эскадрилья RAF (1943)
- № 191 эскадрилья RAF (1943-1945)
- № 202 эскадрилья RAF (1941-1945)
- № 205 эскадрилья RAF (1941-1945)
- № 209 (Гонконг) эскадрилья RAF (1941-1945)
- № 210 эскадрилья RAF (1941-1945)
- № 212 эскадрилья RAF (1942-1945)
- № 240 эскадрилья RAF (1941-1945)
- Эскадрилья № 259 RAF (1943-1945)
- Эскадрилья № 262 RAF (1942-1943) Эскадрилья переведена в ВВС Южной Африки в качестве эскадрильи № 35.
- № 265 эскадрилья RAF (1943-1945)
- № 270 эскадрилья RAF (1942-1944)
- № 357 эскадрилья RAF (1944)
- № 628 Эскадрилья RAF (1944)
- № 4 (прибрежный) Оперативная подготовка RAF (1941-1943)
- № 131 (прибрежный) Отдел оперативного обучения RAF (1942-1945)
- № 302 ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОВАЯ ПРИНЯТА RAF (1942-1945)
Соединенные Штаты
[ редактировать ]
- VP-1
- VP-2
- VP-3
- VP-4
- VP-5
- VP-6
- VP-7
- VP-8
- VP-9
- VP-10
- VP-11
- VP-12
- VP-15
- VP-16
- VP-17
- VP-18
- VP-19
- VP-20
- VP-21
- VP-31
- VP-33
- VP-34
- VP-43
- VP-44
- VP-45
- VP-52
- VP-53
- VP-54
- VP-61
- VP-62
- VP-62 (1943-4)
- VP-63
- VP-83
- VP-84
- VP-91
- VP-92
- VP-93
- VP-94
- VP-100
- VP-900
- VP-905
- VP-906
- VP-907
- VP-911
- VP-916
- VP-917
- VP-AM-5
- VB-102
- Fltairphotoronlant
- 1-я эскадрилья экстренной спасения (OA-10A)
- 2D Экстренная спасательная эскадрилья (OA-10A)
- 3D экстренная спасательная эскадрилья (OA-10A)
- 4-я экстренная спасательная эскадрилья (OA-10A)
Уругвай
[ редактировать ]Гражданские операторы
[ редактировать ]Австралия
[ редактировать ]- Ansett Flying Boat Services
- Trans Australia Airlines
1 бывший Cathay Pacific / Macau Air Transport Company CBY-5A (приобретенный у ВВС армии США через RCAF ), используемый с 1962-1966 гг.
использовали пять бывших самолетов RAAF В период с 1940 по 1945 год Qantas для обслуживания Цейлона в Перт.
Бразилия
[ редактировать ]- Аэро генерал
- Южный круиз
- Panair Do Brasil
- Параза Воздушный транспорт
- TABA - Air Transport Bandeirantes
- VASD - Santos Dumont Airway Vioção
Канада
[ редактировать ]Следующие PBY-5A перечислены с Transport Canada [ 27 ]
- Канадское военное наследие
- Дэвид Дорош
- Эксплуаты Valley Air Services
- Фонд Aerovision Quebec
- Тихоокеанские летающие лодки
- Savethecanso
Колумбия
[ редактировать ]Китай
[ редактировать ]China Airlines финансировалась двумя PBY-5A. По крайней мере, один из PBY был переведен из ВВС Китая. Он управляет PBY-5A с 1959 по 1966 год. Один из самолетов был заброшен в 1962 году, а другой работал до 1966 года. [ 28 ]
Китайская национальная авиационная корпорация управляла по крайней мере одной Каталиной или Амфибия Кансо [ 29 ]
Transasia Airways работает не менее двух PBY-5A с 1951 по 1958 год. Один из PBY был поврежден ударом Тайфуна в Тайбэе . Другой PBY отсутствовал во время полета с островов Мацу в Тайбэй.
Гонконг
[ редактировать ]- Cathay Pacific Airways / Macau Air Transport Company 1946-1961
2 бывшие военно-воздушные силы Армии США / Королевские канадские ВВС CBY-5A с одним проигранным для аварии в 1948 году
Исландия
[ редактировать ]В общей сложности три Catalina, названные Gamli-Peter , Sæfaxi и Clouds , с 1944 по 1961 год. [ 30 ] [ 31 ]
Управлял двумя Каталинами, названными Westfjords и Dynjandi . [ 30 ]
Индонезия
[ редактировать ]Индонезийское правительство зафрахтовала несколько каталинов во время национальной революции в Индонезии [ 18 ]
От KLM Interinsular Company , управляемой 1950-1953 гг.
Новая Зеландия
[ редактировать ]Когда Tasman Empire Airways Teal расширил послевоенный, бывший RNZAF Boeing PB2B-1 Catalina NZ4035 был приобретен в качестве самолета подготовки экипажа в конце 1947 года в качестве ZK-Ami. Это было возвращено в армию в ноябре 1948 года. Вторая каталина PB2B-1, NZ4038, была цивилизована в качестве ZK-AMP в декабре 1948 года и использовалась в качестве самолета для создания Окленд-Сува, Сува-Сатупуала (W Самоа), Самоа -Aitutaki (повар), сектор поваров-Таити, позже известный как «коралловый маршрут». Этот самолет был возвращен в RNZAF в 1951 году.
Парагвай
[ редактировать ]Pby -5as в конце 1950 -х и 1960 -х годов. ZP-CBB и ZP-CBB. Авария в Адссунке - 1957 год. Лео дурак. P-CBA 1980 -е годы - резервирование.
Филиппины
[ редактировать ]Amphibian Airways , зарегистрированные на Филиппинах авиакомпании, управляли PBY OA-10A в конце 1940-х годов на Филиппинах и Бирме.
Венесуэла
[ редактировать ]Великобритания
[ редактировать ]В период с 1940 по 1945 год BOAC использовали два бывших самолета RAF для службы Poole для Lagos .
Caribbean International Airways Ltd. управляла пассажирским обслуживанием Catalina между Гранд Кайманом , нынешней зарубежной территорией Великобритании , и в Тампе, Флориде и Кингстоне, Ямайка в 1952 году. [ 34 ]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]В конце 1960 -х годов Alaska Airlines использовали Super Catalina самолеты для обслуживания направлений на Аляске, в которых не было аэропортов. [ 35 ]
Эта авиакомпания и ее самолеты Catalina были приобретены Alaska Airlines в 1968 году.
Антильские воздушные лодки
В 1970 -х годах управлял самолеты Super Catalina в Карибском бассейне, где обслуживали Сан -Хуан, Пуэрто -Рико, Сент -Томас и Сент -Круа, Виргинские острова США и другие пункты назначения. [ 36 ]
Смотрите также
[ редактировать ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Сайт Histarmar, Consolidated Catalina Page (Получено 2015-01-24)
- ^ Jump up to: а беременный Уилсон, Стюарт (1994). Военные самолеты Австралии . Уэстон -Крик, Австралия: аэрокосмические публикации. п. 216. ISBN 1875671080 .
- ^ Развертывание и извлечение австралийских народных лодок во время Тихоокеанской войны, Hoehn 2011, с.2, 66, 69, 70.
- ^ A24 Консолидированная Pby Catalina , музей RAAF
- ^ Costu and Grip, 1977, с. 25-26
- ^ Costu and Grip, 1977, p. 49
- ^ Costu and Grip, 1977, p. 50
- ^ Jump up to: а беременный Костук и Гриффин, 1977, с. 67
- ^ Costu and Grip, 1977, p. 68
- ^ Costuk and Griffin, 1977, с. 24-25
- ^ Costu and Grip, 1977, p. 27
- ^ Costu and Grip, 1977, p. 28
- ^ Costu and Grip, 1977, p. 31
- ^ Costu and Grip, 1977, p. 55
- ^ Хагедорн (1993)
- ^ Schrøder, Hans (1991). «Королевская датская воздушная сила». Клятва. Кей С. Нильсен. Tøjhusmuseet, 1991, с. 1–64. ISBN 87-89022-24-6 .
- ^ Карр, Джон (2012). На спартанских крыльях: Королевские эллинские ВВС во Второй мировой войне . Печка и меча авиация. С. 70–72. ISBN 978-1848847989 .
- ^ Jump up to: а беременный «Индонезийская авиация 1945-1950». Архивировано 14 декабря 2005 года на Wayback Machine adf-serials.com. Получено: 20 марта 2021 года.
- ^ http://www.catalina.org.nz/rnzaf%20pbys.htm
- ^ "Cat3" .
- ^ PBY5A Catalina Консолидированная статья Kiwi Aircraft Images на веб -сайте
- ^ Беккер (1991) с.117
- ^ https://www.defensa.com/espana/muse-aire-finalizo-restaracion-avion-anfibio-pby-catalina , 12 августа 2016
- ^ Тейлор, Майкл Дж. Х., изд. «GST Catalina». Энциклопедия Джейн авиации . Нью -Йорк: Полумесяц, 1993. с. 453. ISBN 0 517 10316 8 .
- ^ История самолета авиации архивировала 2013-12-16 на машине Wayback Rocaf
- ^ Первые самолеты China Airlines Arackied 2011-04-29 на The Wayback Machine , News of China Airlines
- ^ Канадский реестр гражданских самолетов: быстрый результат поиска
- ^ Китайские авиалинии PBY-5A Модель самолета , China Airlines
- ^ Лучший воздушный архив Весна 2010, с. 35
- ^ Jump up to: а беременный «Каталина воздушные лодки в Исландии» . Morgunbladid (на исландском языке). 24 мая 1995 г. Получено 4 июля 2022 года .
- ^ Снорри Сноррасон (22 июня 2005 г.). «Catalina Tf -Isp Boat прошла первый международный рейс» . Morgunbladid (на исландском языке). п. 12 Получено 4 июля 2022 года .
- ^ «Консолидированный реестр Catalina/Canso - сайт ресурсов Warbirds» .
- ^ «Консолидированный реестр Catalina/Canso - сайт ресурсов Warbirds» .
- ^ http://www.timetableImage.com , май 1952 г. Карибские международные авиакомпании расписание
- ^ http://www.timetableImage.com , 1 июня 1969 года
- ^ http://www.airliners.net , Фотографии самолета Super Catalina, управляемых Antilles Air Lods
Ссылки
[ редактировать ]- Беккер, Дэйв (1991). О крыльях Орлов: История военной авиации Южной Африки . Дурбан: Уокер-Рамус. ISBN 0-947478-47-7 .
- Лучший, Мартин С. "Развитие коммерческой авиации в Китае: Часть 10а: Китайская национальная авиационная корпорация 1945–1949". Архив воздуха , весна 2010. С. 19–36. ISSN 0262-4923 .
- Крид, Роско. Pby: Каталина летающая лодка . Аннаполис, доктор медицинских наук: издательство военно -морского института США, 1986. ISBN 0-87021-526-4
- Крокер, Мел. Черные кошки и тупы: WW II's Fighting Pbys . Crocker Media Expressions, 2002. ISBN 0-9712901-0-5
- Дорни, Луи Б. В флоте США в флоте Pby Catalina подразделения Тихоокеанской войны . Botley, Oxford, UK: Osprey Publishing, 2007. ISBN 1-84176-911-8
- Хагедорн, Дэн. 1993. Центральноамериканская и карибская воздушные силы. Воздушная бритаж. ISBN 0-85130-210-6
- Хендри, Эндрю. Летающие кошки: самолет Каталина во Второй мировой войне . Аннаполис, доктор медицинских наук: издательство военно -морского института США, 1988. ISBN 0-87021-213-3
- Хон, Джон. (2011). Commando Kayak: Австралийская народная лодка, Тихоокеанская кампания . hirschbooks.net & ozatwar.com/hoehn. ISBN 978-3-033-031717-7
- Кинзи, Берт. Pby Catalina в деталях и масштабе . Carrollton, Texas: Squadron/Signal Publications, Inc., 2000. ISBN 1-888974-19-2
- Нотт, Ричард С. Черные кошки Рейдеры Второй мировой войны . Аннаполис, доктор медицинских наук: военно -морской институт США, 2000. ISBN 1-55750-471-7
- Костенук С. и Дж. Гриффин. История и самолеты эскадрилью RCAF: 1924–1968. Торонто: Сэмюэль Стивенс, Hakkert & Company, 1977. ISBN 0-88866-577-6 .
- Легг, Дэвид. Консолидированная Pby Catalina: рекорд мирного времени . Аннаполис, доктор медицинских наук: издательство военно -морского института США, 2002. ISBN 1-55750-245-5
- Рагнарссон, Рагнар. ВМС США КАТАЛИНА КАТАЛИНА АТЛАНТИЧЕСКОЙ войны . Botley, Oxford, UK: Osprey Publishing, 2006. ISBN 1-84176-910-X
- Скарборо, Уильям Э. Пиби Каталина в действии (Самолет № 62) . Carrollton, Texas: Squadron/Signal Publications, Inc., 1983. ISBN 0-89747-149-0
- Скарборо, Уильям Э. Пби Каталина - прогулка . Carrollton, Texas: Squadron/Signal Publications, Inc., 1996. ISBN 0-89747-357-4
- Вагнер, Рэй. История Pby Catalina (Aero Biographies Volume 1) . Сан -Диего, Калифорния: Flight Classics, 1972.
- Маленький, Жан-Жак. Консолидированная PBY-5A Catalina во Франции . 2013 - 56 P ISBN 978-2-9528167-5-5
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Нуньес Падин, Хорхе Феликс (2009). Нуньес Падин, Хорхе Феликс (ред.). JRF GOOSE, PBY CATALINA, PBM MARINER & HU-16 Albatros . Серия Aeronaval (на испанском). Vol. ISBN 9789872055745 Полем Архивировано с оригинала 2016-03-03 . Получено 2015-01-26 .