Театр Польши
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( февраль 2023 г. ) |
Часть серии о |
Культура Польши |
---|
Традиции |
Мифология |
Кухня |
Фестивали |
Религия |
Как и в других европейских странах, наиболее частым и популярным видом театра в Польше является драматический театр , основанный на существовании стабильных артистических трупп . Это прежде всего театр режиссеров , которые решают форму своих постановок и внешний вид отдельных сцен. В Польше нет строгого разделения на режиссеров и актеров театра и кино , поэтому многие артисты театра известны театралам по фильмам Анджея Вайды , например: Войцех Пшоняк , Даниэль Ольбрыхский , Кристина Янда , Ежи Радзивилович , а также по фильмам Кшиштофа. Кеслёвский , такие актеры, как Ежи Штур , Януш Гайос и другие.
Наряду со многими видами драматического театра, основой которых является литература , в Польше существуют исторические формы театра, в которых устное слово не является важнейшим средством выражения, например, визуальный театр, популярный в условиях государственной цензуры , музыкальный театр, театр движения и т. д. Такую же популярность приобретают театры, использующие куклы, фигуры и тени; есть даже театр рисования и театр огня.
Традиция
[ редактировать ]Сила польского драматического театра – в профессионализме его актеров. Традиция великих игроков XIX века, во главе которой стояла Хелена Моджеевская – «звезда двух континентов», была продолжена последующими поколениями артистов, получивших университетское образование. Это разнообразие и искренняя приверженность стольких людей являются лучшим доказательством того, что театр был и остается вдохновляющим опытом в Польше. Еще одним подтверждением может служить степень зрительского интереса к новому, экспериментальному театру, создающему вокруг себя уникальную атмосферу . Это можно увидеть и в расширении фестивальной жизни и авторитетных театральных журналов, например «Диалог», который на протяжении десятилетий представляет новейшие достижения мировой драматургии. Наряду со сложившимися заведениями с опытными профессионалами и многовековыми традициями здесь действуют любительские театры и передвижные коллективы.
Среди профессиональных трупп наиболее представительным является Национальный театр в Варшаве . Ядро его репертуара составляют самые любимые польские и зарубежные драмы, с которыми режиссеры ведут свои индивидуальные диалоги, задавая этим классическим произведениям вопросы, мучающие современных поляков. В рамках этого исследования Национальный театр часто предпринимает весьма смелые эксперименты, а это значит, что его сцена хоть и витринная, но совсем не академическая. Наиболее характерны постановки Ежи Гжегожевского (директор театра с 1997 по 2002 год), который, используя сложное сценическое оборудование (метафорические сценографические элементы, такие как пантографы, огромные музыкальные инструменты или символический реквизит) и создавая собственный монтаж классических текстов, проверяя их ценность, поиск их актуальности здесь и сейчас.
Несколько более консервативен второй польский театр, имеющий национальный статус — Национальный Старый театр в Кракове , единственный в Польше, входящий в Союз европейских театров. Этот театр, засиявший в семидесятые годы благодаря признанным и всемирно известным постановкам Конрада Свинарского , Ежи Яроцкого и Анджея Вайды, пытается продолжить эти традиции, ищет достойных преемников этих мастеров. Самым важным нынешним сотрудником Старого театра является Кристиан Лупа . В течение многих лет он последовательно ставил драмы и прозу немецкоязычных писателей (Т. Бернхардта, Р. М. Рильке, Р. Мюзиля), даже не колеблясь перед переносом на сцену романа Броха "Лунатики". В сферу его интересов входит и русская литература (постановки «Братьев Карамазовых» Достоевского и, с недавних пор, «Мастера и Маргариты» М. Булгакова). Лупа разрушает традиционное действие спектаклей, растягивая их темпы и концентрируясь на поэтических ценностях конкретных ситуаций, а не на сюжете или конфликте. Это театр философско-экзистенциальной рефлексии, в центре которого находится современный человек, пытающийся найти место во все более дегуманизированном мире. Спектакли Лупы уже несколько сезонов регулярно демонстрируются в Париже, где они были встречены с большим восхищением критиками и зрителями. Лупа также является одним из важнейших учителей режиссуры в театре. Академия драматического искусства Людвика Сольского в Кракове, где среди его учеников было новое поколение польских режиссеров: Кшиштоф Варликовский , Гжегож Яржина, Майя Клечевска, Анна Аугустинович, Михал Задара и Ян Клата.
Актеры и режиссеры
[ редактировать ]В настоящее время, пожалуй, наиболее известным за пределами страны актером польского театра является Анджей Северин , который в 1984–1988 годах был членом международной группы, созданной Питером Бруком для работы над постановкой « Махабхараты» , а с 1993 года был связан с с Комеди Франсез . Самым почитаемым актером второй половины ХХ века в Польше принято считать Тадеуша Ломницкого , который умер в 1992 году от сердечного приступа во время репетиции «Короля Лира» .
Во второй половине девяностых годов в польском драматическом театре появилось новое поколение молодых режиссеров, которые попытались создать спектакли, соответствующие опыту и проблемам поколения тридцати с небольшим, воспитанного в среде массовой культуры, привыкшего к быстрому темпу жизни. -подвижный образ жизни, но в то же время все более теряющийся в мире потребительского капитализма . Ведущим театром этого движения является варшавский ТР, известный как «самый быстрый театр города». Среди директоров, сотрудничающих с ним, Кшиштоф Варликовский и Гжегож Яжина выделяются . Международное признание Варликовский получил благодаря серии новаторских постановок Шекспира, поставленных как в польских театрах ( «Укрощение строптивой» , «Гамлет» ), так и за рубежом ( «Перикл в театре Пикколо в Милане», «Двенадцатая ночь» и «Буря» в Городском театре в Милане). Штутгарт). В поисках способа представить сложную экзистенциальную ситуацию современного человечества Яжина обращается одновременно к современной драматургии ( Виткевич « Тропическое безумие » Гомбровича , , Гомбровича «Принцесса Ивона» Фрэзера или «Неопознанные человеческие останки» Достоевского …) и классические европейские романы ( «Идиот» Манна , «Доктор Фауст» , поставленный в театре «Хеббель» в Берлине). В последнее время оба режиссера заинтересовались творчеством Сары Кейн, поставив потрясающие постановки: «Очищенные » (Варликовски) и «4.48 Психоз» (Яжина).
Настоящее возрождение после распада советской империи пережил Людовый театр в краковском районе Новая Гута , которым руководил актер, режиссер и политик Ежи Федорович (1989–2005). [ 1 ] Под его руководством театр завоевал значительное признание и многочисленные награды. Его дважды приглашали на Эдинбургский международный фестиваль : в 1996 году с «Макбетом» в постановке Ежи Штура и в 1997 году с «Антигоной» в постановке Влодзимежа Нурковского. Нынешний директор — Яцек Страма, отмеченный наградами театральный и кинопродюсер. [ 2 ]
Площадки
[ редактировать ]Театральная карта Польши, на которой на протяжении многих лет важнейшими точками были Варшава и Краков, за последнее десятилетие претерпела многочисленные изменения. Самые признанные режиссеры Польши, такие как Кшиштоф Варликовский, Гжегож Яржина, Ян Клата, Михал Задара или Майя Клечевска, работают в Варшаве, но также путешествуют и в другие города. Хотя можно сказать, что положение столицы безопасно, между Краковом и Вроцлавом существует острая конкуренция за второе место . С театрами Вроцлава сотрудничают признанные мастера (Ежи Яроцкий, Кристиан Лупа) и группа молодых режиссеров с Петром Цеплаком и Павлом Мишкевичем во главе . Познань , Гданьск и Лодзь имеют схожие амбиции. Одним из наиболее неожиданных сюрпризов последних сезонов стал расцвет театра в Легнице , городе, который до недавнего времени был главной советской военной базой в Польше, где художественный руководитель Яцек Гломб активно искал новые пути. добраться до жителей города. Поэтому он начал ставить спектакли, рассказывающие о событиях из жизни местных жителей, а также ставить классические драмы на удивительных аренах (например, в театре Шекспира). Кориолан в старой прусской казарме). С тех пор как Павел Лысак стал художественным руководителем театра в Быдгоще, этот город в центральной Польше также смог насладиться театром высшего уровня.
Не подлежит сомнению, что величайшие достижения польского театра ХХ века стали заслугой тех художников, которые искали новые формы и функции театрального искусства. С самого начала великого европейского реформаторского движения польские театральные деятели предпринимали смелые эксперименты в этой области. Польское течение реформ характеризовалось соединением театра с метафизикой. Источником этого типа поиска было творчество и мышление польских романтиков , во которых стоял Адам Мицкевич главе . В его «Канун предков» , важнейшем произведении польской литературы , представлено видение театра как явления на границе между спектаклем и церемонией, проводимой актером. В последующие годы крупнейшие артисты польской сцены ссылались на это видение, а иногда и полемизировали с ним, развивая или видоизменяя его.
Именно из этого корня Станислава Выспяньского зародилось искусство . Поэт, художник, провидец, работавший в начале ХХ века, оказал влияние на развитие театра на протяжении следующего столетия. Его произведения, рожденные романтическим и символическим вдохновением, соединяющие католические, языческие и классические традиции с экзистенциальными и политическими проблемами нового века, до сих пор не полностью открыты и поняты, образуя яркое и увлекательное наследие. зачинатели польского монументального театра Леон Шиллер (соратник Эдварда Гордона Крейга), Юлиуш Остерва и Вилам Горжица Именно к этой традиции вернулись . Тадеуш Кантор , художник-авангардист, который заинтересовался театром, пытаясь найти новые формы выражения, также намекал на него в своих театральных поисках. После многолетних исследований (попыток адаптировать правила ташизма и перформанса к нуждам театра) Кантор создал свою модель, получившую название «Театр смерти». В самых известных своих постановках – «Мертвый класс» , «Велополе», «Велополе или Я никогда не вернусь » — художник представил своеобразный спиритуалистический сеанс, назвав деформированные временем картины, слова и звуки. Обращаясь к своим воспоминаниям и переживаниям, он изобразил коллективную память о конце трагического двадцатого века — веке Холокоста .
Ежи Гротовский
[ редактировать ]Совершенно иную попытку обновления театра, хотя и имеющую те же корни, предпринял Ежи Гротовский . Стремясь создать спектакль как самоотверженный акт самопожертвования, он осуществил вторую после Константина Станиславского великую реформу актерского искусства, а его книга « К бедному театру» до сих пор остается одним из важнейших учебников в драматических школах. во всем мире. Постановки, поставленные Театральной лабораторией Гротовского, такие как «Акрополь» (драма Выспянского, действие которой происходит в концентрационном лагере), «Вечный принц» (по Кальдерону-Словацкому) или «Апокалипсис с фигурами» , относятся к числу наиболее важных достижений мирового театра двадцатого века. до сих пор являются ориентиром для многих художников. Среди прочих Питер Брук , Эухенио Барба , Маркета Кимбрелл , Ричард Шехнер и Андре Грегори черпали вдохновение из работ Гротовского. Последнее десятилетие своей жизни Гротовский исследовал возможность создания драматической структуры, эффект которой был бы подобен эффекту религиозной церемонии. После его смерти (1999 г.) работу продолжили его ученики. Томас Ричардс и Марио Бьяджини возглавляют Рабочий центр, основанный Гротовским в Понтедере в Италии.
Творчество Гротовского также оказало влияние на многих артистов польского театра. Влодзимеж Станьевский Центр театральной практики «Гардзенице» , который после нескольких лет тесного сотрудничества с Гротовским наконец восстал, основал в 1977 году в небольшой деревне недалеко от Люблина . Сегодня, 25 лет спустя, этот центр известен во всем мире, а метод игры Станевского, известный как «театральная экология», считается одним из самых важных в двадцатом веке. Наиболее характерным аспектом «Гардзенице» является отношение к театру как к одному из многих различных культурных мероприятий, включая экспедиции в места, населенные людьми, придерживающимися народных традиций (например, восточные части Польши, лемковские деревни или украинский Гуцульский регион), и прочная связь между искусством и средой, из которой оно возникает. Сами постановки, необычайно интенсивные и наполненные музыкой, движением и драматическим пением, напоминают фундаментальные мифы Востока и Запада. В течение нескольких лет Станевский особенно интересовался Древняя Греция как источник европейской культуры и духовности. » Апулея После « Метаморфоз (поставленных в Германии , США, Великобритании, Испании и других странах) он вместе с «Гардзенице» создал постановку « Электры » Еврипида , проложив новые пути в его театральных поисках. Из рядов группы Влодзимежа Станевского вышли основатели многих активных и необычайно интересных центров, связанных не только с театром.
В Сейнах находится Фонд Borderland , созданный Кшиштофом Чижевским , бывшим сотрудником Гардзенице. [ 3 ] Одной из форм работы «Пограничья» является театр (например, постановка « Диббука» Шимона Анского ), целью которого является повышение осведомленности жителей пограничья об уникальном богатстве их культурной традиции, которая на протяжении столетий связывала польское , еврейское , белорусское , литовское , украинское и даже татарское влияние. Как и Чижевский, основатель фонда «Музыка восточных земель» Ян Бернад также был выходцем из Гардзенице и на протяжении многих лет посвятил себя сбору и реконструкции богатых многонациональных традиций древней музыки восточных границ.
В шестидесятые и семидесятые годы, одновременно с творчеством Гротовского, в Польше также развивалось движение социального и политического театра. Сначала это был, прежде всего, мятежный студенческий театр, позже, в период военного положения, в движение приняли и профессионалов, которые организовывали постановки для подпольного Домашнего театра. Одну конкретную форму политического бунта через театр продвигала вроцлавская «Оранжевая альтернатива» , неформальная группа, которая организовывала массовые мероприятия, высмеивающие символы и церемонии чиновничества. После восстановления суверенитета в 1989 году это движение ослабло, но в последнее время оно возродилось как антикапиталистическое и антивоенное движение. Важнейшим центром такого рода деятельности является Познань, где наряду с некогда знаменитым и до сих пор действующим Театром Восьмого Дня (антиглобалистский постановочный Саммит ) Театр Туристического Агентства действует . Одним из важнейших его достижений является постановка под открытым небом «Кармен Фюнебре». , созданный под влиянием событий в бывшей Югославии и показанный по всему миру.
Еще одним развивающимся направлением театра в Польше является так называемый визуальный театр, использующий прежде всего изображения и почти полностью избегающий устной речи. Его создателем считается Юзеф Шайна (1922), художник, сотрудничество которого с театром началось с оформления сцены, перешло к режиссуре, а с семидесятых годов — к созданию театральных постановок с использованием ярких картин, отсылающих к экспрессионистской и сюрреалистической эстетике. Уникальная форма театра Шайны возникла как из его творческого, так и из личного опыта (во время Второй мировой войны он был узником концлагеря). Они основывались на видении деформированного мира, в котором идут битвы за основные человеческие ценности, которые постоянно находятся под угрозой. Самые известные постановки Шайны, также исполнявшиеся за рубежом, — «Данте» , «Сервантес » и «Реплика» , которые напрямую связаны с его травматическим опытом военного времени.
В настоящее время ведущим представителем визуального театра является Лешек Мондзик , основатель Визуальной сцены Люблинского католического университета . На протяжении многих лет он ставит постановки, которые являются своего рода театральной медитацией, затрагивая экзистенциальные и религиозные темы.
Рядом с этим потоком находятся сильно театральные хеппенинги Ежи Калины , а также театральная деятельность Варшавской Академии движения. Говоря о границе между искусством и театром, стоит также напомнить, что в Польше еще есть действующие артисты-перформансы. Польский экспериментальный театр считается одним из самых интересных в Европе, о чем свидетельствуют регулярные престижные награды Fringe First на Эдинбургском фестивале. В последние годы такого признания получили, например, театры «Туристическое агентство», «Вершалин», «Кана», «Песня козла», «Провизориум».
В последние годы в Польше наблюдается бум музыкального театра. Наряду со всемирно известными композиторами и певцами, все более высоко оцениваются польские оперные режиссеры. Наиболее важным среди этой группы на протяжении многих лет был Рышард Перит, сотрудничающий с Варшавской Камерной оперой (организующей, среди прочего, ежегодный фестиваль Моцарта) и Национальной оперой. Его специальность — постановка ораторий, среди которых выделяется театральная версия Реквиема Верди , исполненная на Красной площади в Москве. Последние сезоны стали периодом большого оперного успеха кинорежиссера Мариуша Трелинского , вызвавшего интерес нью-йоркской Метрополитен-опера. Признание критиков получили также оперные декорации Анджея Маевского . Растущей популярностью пользуется и театр танца. Помимо классического балета, лучшие коллективы которого уже много лет связаны с оперными залами, с 60-х и 70-х годов появляются коллективы современного танца. Среди наиболее важных — Познаньский Польский театр танца, основанный Конрадом Джевецким и ныне возглавляемый Евой Выциховской, и вроцлавский «Пантомима», основанный Генрих Томашевский (1919–2001). С девяностых годов Бытом (Силезский театр танца) и Краков стали важными центрами, где проводятся фестивали, привлекающие танцоров со всего мира.
Фестивали
[ редактировать ]Международные фестивали – это особый элемент польской театральной жизни, возможность сопоставить художественные достижения Востока и Запада. С этой целью проводятся такие фестивали, как «Контакт», ежегодно проходящие в Торуни , и «Диалог», организуемый раз в два года осенью во Вроцлаве, поочередно с краковскими «Посвящениями» (октябрь) и варшавскими «Встречами» (ноябрь). Помимо этого, наиболее интересными событиями являются «Театральные противостояния» в Люблине (октябрь), фестиваль «Мальта» под открытым небом в Познани (июнь), краковский «Балет весной» и Биеннале театра кукол в Бельско-Бялой .
Одним из всемирно известных людей, имевших связи с польским театром 20-го века, был Папа Иоанн Павел II . Его интерес к театру возник еще в школьные годы в Вадовице , где подросток Кароль Войтыла работал в школьном театре. Во время Второй мировой войны он вместе со своим старым учителем Мечиславом Котларчиком основал подпольный «Театр рапсодов», группу, культивирующую романтическую традицию живой поэзии. После войны как священник он поддерживал группу, а также был ее критиком, публикуя рецензии на ее выступления. В рамках своей литературной деятельности Иоанн Павел II также написал ряд драм, самые известные из которых — « Брат наш Божий» и «Ювелирный магазин» .
Премия Виткаци
[ редактировать ]Премия Станислава Игнация Виткевича (Виткация) ( польск. Nagroda im. Stanisława Ignacego Witkiewicza ) — ежегодная премия Польского центра Международного театрального института для иностранных (присуждается Правлением Польского центра ITI) и польских (присуждается) Кругом критиков) деятели искусства, ученые и критики за выдающиеся достижения в продвижении польского театра во всем мире. Премия вручается с 1983 года по случаю Всемирного дня театра . [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Кандидатов ежегодно выдвигают видные деятели польской культуры, а лауреатов выбирает жюри, в состав которого входят представитель Министерства культуры и национального наследия , представитель Театрального института Збигнева Рашевского , представители Совета Польского центра и Круг критиков. Иностранный получатель получает оригинальное произведение искусства польского художника и приглашение в Польшу, пребывание в которой финансируется Министерством. В ходе визита лауреат принимает участие в серии встреч с польским театральным сообществом, организованных Польским центром ITI. Обычно визит совмещают с международным театральным фестивалем в Польше.
Некоторые из иностранных лауреатов: Дэниел К. Герульд (1983), Роберто Баччи (1989), Бонни Марранка (1990), Мишель Кокосовски (1991), Ришар Демарко (1992), Хендрик Линдепуу (1997), Жак Рознер (2002), Нина. Кирали (2005 г.), Аллен Кухарски (2006 г.), Эллен Стюарт (2008 г.), [ 5 ] Моник Сталенс (2010), Манфред Бейльгарц (2013), Филип Арну (2014), Дарья Доминкуша (2015), Ричард Гоф (2016).
Некоторые из польских лауреатов: Ежи Яроцкий (1984), Казимеж Деймек (1984), Ежи Штур (1988), Тадеуш Кантор (1989), Юзеф Шайна (1992), Эрвин Аксер (1993), Анджей Вайда (1995), Анджей Северин ( 1996), Кристина Мейснер (1997), Кристиан Лупа (2000), Ежи Радзивилович (2000), Тадеуш Брадецкий (2001), Януш Опрынский (2002), Кшиштоф Варликовский (2003), Театр туристического агентства (2004), Гжегож Яржина (2005) ), Мариуш Трелинский (2006), Ева Выциховска (2008), Театр «Песня козла» (2010), Стефан Сутковский (2013), Анджей Вирт (2014), Янина Шарек (2015), Анджей Щитко (2016).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ежи Федорович, биография в Magiczny Krakow
- ↑ Яцек Страма, краткая биография на официальном сайте Teatr Ludowy, 2009.
- ^ «О Пограничье» .
- ^ «ПРЕМИЯ ВИТКАЦИ «Фестиваль Диалог» . .dialogfestival.pl . Проверено 20 июня 2016 г.
- ^ Jump up to: а б "Polskie Radio Esperanto - основатель театра Ла МаМа получил польскую награду" . www2.polskieradio.pl . Проверено 20 июня 2016 г.
- ^ Герберт, Ян; Леклерк, Николь (27 января 2014 г.). Мир театра: Издание 2000 г. Рутледж. ISBN 978-1-136-36684-0 .
- ^ Институт Международного театра (2000). Мир театра: отчет о театральных сезонах 1996–97, 1997–98 и 1998–99 годов . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-415-23866-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Браун, К. (1993). Подпольный театр в Польше в условиях военного положения в последние годы коммунизма (1981–1989) . Польское обозрение , 38(2), 159–186.