Список уцелевших Lockheed P-38 Lightnings

Lockheed P-38 Lighting — американский двухмоторный истребитель, использовавшийся ВВС США и другими союзников военно-воздушными силами во время Второй мировой войны . Из 10 037 построенных самолетов сегодня сохранились 26, из которых 22 находятся в США и 10 годны к полетам.
Фон
[ редактировать ]В конце 1945 года, когда с конвейера сошел последний P-38, ВВС США было поставлено 9923 самолета . P-38 был быстро объявлен устаревшим в 1946 году, а последний полет ВВС США состоялся в 1948 году.
Это был чрезвычайно сложный в обслуживании самолет. P-38 Lightning стабильно числится в гражданском реестре с 1946 года, с тех пор, как из армии были выпущены первые самолеты. Он остается требовательным самолетом с многочисленными авариями; некоторые из уцелевших самолетов неоднократно перестраивались.
Значительное количество поздних моделей Lightning, которые были преобразованы Lockheed в модели Photo Reconnaissance (F-5), нашли нишу у компаний, занимающихся фотокартографированием, и до середины 1960-х годов эти самолеты зарабатывали себе на жизнь, выполняя фотокартографические задания по всему миру. Кроме того, последний раз P-38 использовался в военных целях несколькими южноамериканскими военно-воздушными силами, крупнейшей из которых была Fuerza Aérea Hondureña , которая эксплуатировала Lockheed Lightning до начала 1960-х годов. Также было небольшое количество P-38, закупленных после войны для гражданских авиагонок. Именно из этих источников до начала 1980-х годов можно было почерпнуть все оставшиеся запасы P-38 Lightning.
Одним из исторических моментов стало то, что в 1948 году представители тогда еще новой страны Южной Кореи попытались приобрести новейшие P-38L Lightning, хранившиеся на Филиппинах (около 100 самолетов). Вместо этого ВВС США убедили их принять AT-6, модифицированные для использования в качестве штурмовиков, а также изношенные P-51D Mustang ; новенькие Р-38 были уничтожены.
Как и в случае со всеми оставшимися «птицами войны», коллекционеры начали обыскивать мир в поисках забытых самолетов. Джунгли Новой Гвинеи , дикая природа Аляски и подо льдом Гренландии — это лишь некоторые из мест, где ранее не подлежавшие восстановлению разбитые планеры восстанавливаются и восстанавливаются как для статической демонстрации, так и для демонстрации летной годности.
Индивидуальные истории
[ редактировать ]
- Glacier Girl (41-7630), этот P-38F-1, которым пилотировал 1-й лейтенант Гарри Л. Смит-младший из 94-й истребительной эскадрильи, был одним из шести истребителей P-38 1-й истребительной группы, сопровождавших два бомбардировщика B-17 на паромный рейс в Соединенное Королевство в рамках операции «Болеро» 15 июля 1942 года. Во время полета над Гренландией из-за плохой погоды восемь самолетов повернули назад, и весь рейс пытался приземлиться вместе, прежде чем у них закончилось топливо. Хотя один P-38 перевернулся, самолет успешно приземлился на брюхо. Экипажи были спасены в течение нескольких дней, но самолеты были брошены и с годами покрылись льдом. Было предпринято несколько попыток спасти самолеты, но они не увенчались успехом. В 1981 году Пэт Эппс из Epps Aviation в Атланте, штат Джорджия, и Ричард Тейлор, архитектор из Атланты, купили права на утилизацию у Роя Дегана, который получил их от правительства Дании для поиска самолетов. Они сформировали Общество Гренландских экспедиций. Дон Брукс, бизнесмен из Южной Джорджии, присоединился к команде в 1986 году и купил DC3, чтобы помочь в восстановлении. К этому присоединились усилия многих авантюристов, энтузиастов авиации и инвесторов. Чтобы вернуть самолет, потребовалось семь рейсов и почти два миллиона долларов. В 1992 году, через 50 лет после приземления самолетов, была предпринята операция по восстановлению P-38. Используя фотографии, сделанные первоначальными экипажами в ожидании спасения, а также современное сейсмографическое оборудование, спасатели обнаружили закопанную эскадрилью и выбрали наименее поврежденный из самолетов. Они достигли его, пробурив дыру с помощью горячей воды в слое льда толщиной 268 футов. Рой Шоффнер, бизнесмен из Мидлсборо, штат Кентукки, был основным инвестором экспедиции 1992 года. Ему также приписывают 100% восстановление Ледниковой девушки. Самолет был перевезен в Мидлсборо, где началась десятилетняя реставрация с использованием многих деталей самолетов последних моделей. По прозвищу Glacier Girl , отреставрированный P-38F Lightning, совершил свой первый полет после реставрации 26 октября 2002 года. [ 1 ]
- Maid of Harlech (41-7677) P-38F-1LO бывший 49-й эскадрильи 14-й истребительной группы 8-й воздушной армии, летом 2007 года этот самолет был обнаружен на пляже в Уэльсе и пролежал в песке 65 лет. . Законцовка крыла оторвалась от самолета во время приземления на брюхо, но пилот - второй лейтенант Роберт Ф. «Фред» Эллиот - не пострадал. Эллиот выполнял стрельбу, когда из-за ошибки с подачей топлива он совершил вынужденную посадку. Американские летчики спасли носовые пушки, но не смогли увести истребитель с пляжа, бросив его там, где он был покрыт естественным образом перемещающимся песком. Эллиот был сбит менее чем через три месяца во время боевого вылета над Тунисом. Его тело и самолет так и не были найдены. [ 2 ]
Выжившие
[ редактировать ]Австралия
[ редактировать ]- На реставрации
- П-38Ф
- 42-12647 Дотти из Бруклина – на реставрации для экспонирования Обществом реставрации исторических самолетов для Национального музея и художественной галереи Папуа-Новой Гвинеи в Порт-Морсби , Папуа-Новая Гвинея. [ 3 ]
- П-38Г
- 42-12847 Дамбо! - На реставрации для демонстрации Обществом реставрации исторических самолетов в Музее авиации и космонавтики Пима в Тусоне, штат Аризона . [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
- П-38
- Неизвестно - находится на стадии восстановления летной годности Обществом восстановления исторических самолетов в парке Альбион, Новый Южный Уэльс . [ 7 ]
Австрия
[ редактировать ]- Годен к полетам
- П-38Л
- 44-53254 – The Flying Bulls в Зальцбурге . Ранее назывался «Белая молния» и до 2008 года принадлежал Марвину Л. «Левше» Гарднеру. Гарднер вместе с Ллойдом Ноландом стал соучредителем того, что сейчас называется Мемориальными военно-воздушными силами. Зарегистрировано в качестве попечителя Aircraft Guaranty Title Corp. в Оналаске, штат Техас . [ 8 ] [ 9 ]
Сербия
[ редактировать ]- На реставрации
- П-38Л
- 44-25786 — Музей авиации в Белграде . На хранении, ожидает реставрации. [ 10 ]
Великобритания
[ редактировать ]- На реставрации
- Р-38Н
- 42-66841 - продан и перевезен в Великобританию в конце 2014 года, где, как сообщается, будет восстановлен до летного состояния. Возможно, на носу нарисован арт «Алая Плеть». [ 11 ]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]- Годен к полетам
- П-38Ф
- 41-7630 Glacier Girl – базируется в авиабазе Lewis Air Legends в Сан-Антонио, штат Техас . [ 12 ] [ 13 ]
- 42-12652 White 33 — базируется в Национальном музее авиации Второй мировой войны в Колорадо-Спрингс, штат Колорадо . [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]
- P-38J
- 44-23314 23 Skidoo – базируется в Planes of Fame в Чино, Калифорния . [ 17 ] [ 18 ]
- П-38Л
- 44-26981 Honey Bunny – базируется в Allied Fighters в Сан-Вэлли, штат Айдахо . [ 19 ] [ 20 ]
- 44-27053 Релампаго – базируется в Музее авиации War Eagles в Санта-Терезе, Нью-Мексико . [ 21 ] [ 22 ]
- 44-27083 Мандарин – находится в коллекции самолетов Эриксона в Мадрасе, штат Орегон . [ 23 ] [ 24 ]
- 44-27183 23 Skidoo – базируется в Музее авиации Янки в Чино, Калифорния . [ 25 ] [ 26 ]
- 44-27231 Scat III (ранее Ruff Stuff ) — базируется в музее Fagen Fighters Второй мировой войны в Гранит-Фолс, Миннесота . [ 27 ] [ 28 ]
- 44-53095 Мысли о Midnite – частная собственность в Хьюстоне, Техас . [ 29 ]
- 44-53186 «Паджи Ви» – базируется в Фонде Коллингса в Стоу, Массачусетс . [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ]
- На дисплее
- П-38Г
- 42-13400 (без названия) — Объединенная база Элмендорф-Ричардсон (бывшая авиабаза Элмендорф ) в Анкоридже, Аляска ; совершил аварийную посадку на острове Атту в 1945 году, восстановлен в 1999 году. [ 33 ]
- P-38J
- 42-67638 (безымянный) — Аэрокосмический музей Хилл на авиабазе Хилл , штат Юта . [ 34 ]
- 42-67762 (без имени) – Центр Стивена Ф. Удвар-Хейзи Национального музея авиации и космонавтики в Шантильи, Вирджиния . [ 35 ]
P-38J-10-LO в Центре Стивена Ф. Удвар-Хейзи.
- П-38Л

- 44-53015 Авиабаза Паджи Ви - Макгуайр , Нью-Джерси . [ 36 ]
- 44-53087 Мардж – Музей EAA AirVenture в Ошкоше, Висконсин . [ 37 ]
- 44-53097 Лиззи В. / Виандотт, штат Мичиган – Музей авиации в Сиэтле, Вашингтон . [ 38 ] [ 39 ]
- 44-53232 (без названия) — Национальный музей ВВС США на авиабазе Райт-Паттерсон в Дейтоне, штат Огайо . [ 40 ]
- 44-53236 Мардж – Ричарда И. Бонга Исторический центр ветеранов в Супериор, штат Висконсин . [ 41 ]
- На реставрации или на хранении
- Р-38Н
- 42-66534 – до летной годности у частного владельца в Уилмингтоне, штат Делавэр . [ 42 ]
- P-38J
- 42-103988 Джандина III - до летной годности в ходе реставрации WestPac для Национального музея авиации Второй мировой войны в Колорадо-Спрингс, штат Колорадо . [ 43 ]
- 42-104088 — хранится в коллекции Flying Heritage Collection в Эверетте, штат Вашингтон . [ 44 ]
- П-38Л
- 44-26761 — на хранении в Fantasy of Flight в Полк-Сити, Флорида . [ 45 ]
См. также
[ редактировать ]- Список операторов Lockheed P-38 Lightning
- Локхид ХР-49
- Lockheed XP-58 Цепная молния
- Нортроп P-61 Черная Вдова
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Девушка ледника . p38assn.org Дата доступа: 21 января 2007 г.
- ^ 41-7677 Дева Харлеха: Валлийская молния www.tighar.org Дата доступа: 16 июня 2024 г.
- ^ "P-38F Дотти из Бруклина" Warbird Digest, дата обращения: 9 февраля 2021 г.
- ^ "История P-38G Dumbo". Затонувшие корабли в Тихом океане. Получено: 9 февраля 2021 г.
- ↑ «Реставрация австралийского P-38» Warbird Digest, дата обращения: 9 февраля 2021 г.
- ^ "P-38G Дамбо - Пима" Музей авиации и космонавтики Пима Дата обращения: 9 февраля 2021 г.
- ^ "Австралийский P-38" Дайджест Warbird Получено: 9 февраля 2021 г.
- ^ "P-38L Lightning/44-53254" The Flying Bulls Дата обращения: 10 мая 2011 г.
- ^ «Реестр ФАУ: N25Y» FAA.gov Дата обращения: 15 июля 2021 г.
- ^ "P-38L Lightning/44-25786." Музей авиации Проверено 10 июля 2013 г.
- ^ "Тихоокеанские затонувшие корабли - P-38H-5-LO Lightning, серийный номер 42-66841, бортовой номер 153" Затонувшие корабли в Тихом океане, получено: 14 февраля 2020 г.
- ^ "P-38F Lightning/41-7630" Lewis Air Legends Дата обращения: 16 марта 2020 г.
- ^ «Реестр FAA: N17630» FAA.gov Дата обращения: 15 июля 2021 г.
- ^ "P-38F Lightning/42-12652" Lockheed P-38 Lightning Дата обращения: 14 июля 2021 г.
- ^ "P-38F Lightning/42-12652" White 33, первый полет получен 18 октября 2016 г.
- ^ «Реестр FAA: N12652» FAA.gov Дата обращения: 15 июля 2021 г.
- ^ "P-38J Lightning/44-23314" Самолеты славы Получено: 16 марта 2020 г.
- ^ «Реестр FAA: N138AM» FAA.gov Дата обращения: 15 июля 2021 г.
- ^ "P-38L Lightning/44-26981" Истребители союзников , дата обращения: 16 марта 2020 г.
- ^ «Реестр FAA: N7723C» FAA.gov Дата обращения: 15 июля 2021 г.
- ^ "P-38L Lightning/44-27053" Музей авиации War Eagles Дата обращения: 16 марта 2020 г.
- ^ «Реестр FAA: N577JB» FAA.gov Дата обращения: 15 июля 2021 г.
- ^ "P-38L Lightning/44-27083" Коллекция самолетов Эриксона Дата обращения: 31 июля 2014 г.
- ^ «Реестр FAA: N2114L» FAA.gov Дата обращения: 15 июля 2021 г.
- ^ "P-38 Lightning/44-27183" Музей авиации Янкса Дата обращения: 3 мая 2017 г.
- ^ «Реестр FAA: N718» FAA.gov Дата обращения: 15 июля 2021 г.
- ^ "P-38L Lightning/44-27231" Музей истребителей Fagen времен Второй мировой войны . Дата обращения: 3 мая 2017 г.
- ^ «Реестр FAA: N79123» FAA.gov Дата обращения: 15 июля 2021 г.
- ^ «Реестр ФАУ: N38TF» FAA.gov Дата обращения: 15 июля 2021 г.
- ^ "P-38L Lightning/44-53186" Фонд Коллингса Дата обращения: 1 сентября 2016 г.
- ^ «Реестр FAA: N505MH» FAA.gov Дата обращения: 15 июля 2021 г.
- ^ LOCKHEED P-38 LIGHTNING, Музей американского наследия . Дата обращения 14 января 2022 г.
- ^ "Справочник Warbird: Lockheed, страница 2" Дата обращения: 23 сентября 2022 г.
- ^ "P-38J Lightning/42-67638" Аэрокосмический музей Хилла Дата обращения: 16 марта 2020 г.
- ^ "P-38J Lightning/42-67762" Национальный музей авиации и космонавтики . Дата обращения: 15 июля 2021 г.
- ^ "Справочник Warbird: Lockheed, страница 11" Дата обращения: 23 сентября 2022 г.
- ^ "P-38L Lightning/44-53087" Музей EAA Airventure Дата обращения: 8 октября 2012 г.
- ^ "P-38L Lightning/44-53097" Музей авиации Дата обращения: 8 октября 2012 г.
- ^ «Реестр ФАУ: N3JB» FAA.gov Дата обращения: 15 июля 2021 г.
- ^ "Lockheed P-38L Lightning" Национальный музей ВВС США . Дата обращения: 5 сентября 2015 г.
- ^ "P-38L Lightning/44-53236" Исторический центр ветеранов Ричарда И. Бонга Дата обращения: 15 июля 2021 г.
- ^ «Реестр FAA: N66534» FAA.gov Дата обращения: 15 июля 2021 г.
- ^ "P-38J Lightning/42-103988" Список самолетов Получено: 15 июля 2021 г.
- ^ «Реестр FAA: N38LL» FAA.gov Дата обращения: 15 июля 2021 г.
- ^ «Реестр FAA: N2897S» FAA.gov Дата обращения: 15 июля 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- Путеводитель по музею ВВС США. Авиабаза Райт-Паттерсон, Огайо: Фонд Музея ВВС, 1975.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Регистрации P-38 ФАУ. Архивировано 29 февраля 2012 г. в Wayback Machine.
- Реестр боевых птиц
- Сайт Тихоокеанских затонувших кораблей
- Lockheed P-38 «Молния» - Уголок любителей авиации