Jump to content

Шульба Сутры

(Перенаправлено с Сулбасутры )

Шулва -сутры или Шулбасутры ( санскрит : शुल्बसूत्र; śulba : «нитка, шнур, веревка») — это тексты сутр, принадлежащие ритуалу Шраута и содержащие геометрию, связанную со строительством огненного алтаря .

Цель и происхождение

[ редактировать ]
в форме сокола, Веди раскопанные в Пуроле, Уттаркаши; вероятно, принадлежащий периоду Кунинда (150 г. до н.э. – 250 г. н.э.).

Шульба-сутры являются частью более крупного корпуса текстов, называемых Шраута-сутры , которые считаются приложениями к Ведам . Они являются единственными источниками знаний индийской математики ведического периода . Уникальные формы Вед (огненного алтаря) ассоциировались с уникальными дарами Богов. Например, «кто желает неба, тот должен построить огненный жертвенник в виде сокола»; «огненный алтарь в форме черепахи должен быть построен тем, кто желает завоевать мир Брахмана» и «те, кто желает уничтожить существующих и будущих врагов, должны построить огненный алтарь в форме ромба». [1]

Четыре основные Шулба-сутры, которые являются наиболее значимыми с математической точки зрения, принадлежат Баудхаяне , Манаве , Апастамбе и Катьяяне . [2] Их язык – поздний ведический санскрит , что указывает на то, что они возникли примерно в первом тысячелетии до нашей эры . [2] Самая старая из них — сутра, приписываемая Баудхаяне, возможно, составленная примерно с 800 по 500 год до нашей эры. [2] Пингри говорит, что Апастамба, вероятно, следующий по возрасту; он помещает Катьяяну и Манаву на третье и четвертое места в хронологическом порядке на основании очевидных заимствований. [3] По словам Плофкера, Катьяяна была составлена ​​после «великой грамматической кодификации санскрита Панини , вероятно, в середине четвертого века до нашей эры», но она относит Манаву к тому же периоду, что и Баудхаяну. [4]

Что касается состава ведических текстов, Плофкер пишет:

Ведическое почитание санскрита как священной речи, чьи божественно открытые тексты предназначались для чтения, прослушивания и запоминания, а не для передачи в письменной форме, помогло сформировать санскритскую литературу в целом. ... Таким образом, тексты составлялись в форматах, которые можно было легко запомнить: либо сжатые прозаические афоризмы ( сутры , слово, позже примененное для обозначения правила или алгоритма в целом), либо стихи, особенно в классический период. Естественно, простота запоминания иногда мешала легкости понимания. В результате большинство трактатов были дополнены одним или несколькими комментариями в прозе...» [5]

К каждой из «Шульба-сутр» имеется множество комментариев, но они были написаны намного позже оригинальных произведений. Например, комментарий Сундарараджи к Апастамбе датируется концом 15 века нашей эры. [6] а комментарий Дваракнатхи к Баудхайане, по-видимому, заимствован у Сундараджи. [7] По мнению Стаала, некоторые аспекты традиции, описанной в «Шульба-сутрах», могли «передаваться устно», и он указывает на места на юге Индии, где до сих пор практикуется ритуал огненного алтаря и сохранилась устная традиция. [8] Однако традиция огненного алтаря в Индии практически вымерла, и Плофкер предупреждает, что те районы, где эта практика сохранилась, могут отражать более позднее ведическое возрождение, а не непрерывную традицию. [4] Археологические свидетельства алтарных конструкций, описанных в «Шулба-сутрах», немногочисленны. Большой огненный алтарь в форме сокола ( śyenaciti ), датируемый вторым веком до нашей эры, был найден в 1957-59 годах при раскопках Г. Р. Шармы в Каусамби , [9] но этот алтарь не соответствует размерам, предписанным Шульба-сутрами. [3] [10]

Обложка договора Шулбасутры индийского математика Катьяяны, датированного примерно II веком до нашей эры.

Содержание Шульба-сутр, вероятно, старше самих произведений. « Сатапатха -брахмане» « Тайттирия-самхите» датируется концом второго тысячелетия или началом первого тысячелетия до н. которых и , содержание В Баудхаяна Шульба Сутра. [11] [12]

Происхождение математики в «Шулба-сутрах» неизвестно. Возможно, как предположил Гупта, геометрия была разработана для удовлетворения потребностей ритуала. [13] Некоторые ученые идут еще дальше: Стаал выдвигает гипотезу об общем ритуальном происхождении индийской и греческой геометрии, ссылаясь на схожий интерес и подход к удвоению и другим проблемам геометрического преобразования. [14] Зайденберг, а затем ван дер Варден, рассматривают ритуальное происхождение математики в более широком смысле, постулируя, что основные достижения, такие как открытие теоремы Пифагора, произошли только в одном месте и распространились оттуда по остальному миру. [15] [16] Ван дер Варден упоминает, что автор сутр Сульбха существовал до 600 г. до н.э. и не мог находиться под влиянием греческой геометрии. [17] [18] Хотя Бойер упоминает древневавилонскую математику (ок. 2000 г. до н.э. – 1600 г. до н.э.) как возможное происхождение, ок. 1800 г. до н.э., Табличка Plimpton 322, содержащая таблицу троек, однако также утверждает, что сутры Шульбы содержат формулу, которой нет в вавилонских источниках. [19] [1] К. С. Кришнан утверждает, что сутры Шульбы предшествуют месопотамским тройкам Пифагора. [20] Зайденберг утверждает, что либо «Старая Вавилония получила теорему Пифагора из Индии, либо Старая Вавилония и Индия получили ее из третьего источника». Зайденберг предполагает, что этот источник может быть шумерским и датироваться более 1700 годом до нашей эры. [21] Напротив, Пингри предупреждает, что «было бы ошибкой видеть в работах [строителей алтарей] уникальное происхождение геометрии; другие в Индии и других местах, будь то в ответ на практические или теоретические проблемы, вполне могли продвинуться так далеко без их решения были запомнены или в конечном итоге записаны в рукописях». [22] Плофкер также предполагает, что «существующие геометрические знания [были] сознательно включены в ритуальную практику». [23]

Список Шульба-сутр

[ редактировать ]
  1. Апастамба
  2. Баудхаяна
  3. Дыхание
  4. Катяна
  5. Майтраяния (чем-то похож на текст Манавы)
  6. Вараха (в рукописи)
  7. Вадхула (в рукописи)
  8. Хираньякешин (похож на Апастамба Шулба Сутры)

Математика

[ редактировать ]

Теорема Пифагора и тройки Пифагора

[ редактировать ]

Сутры содержат утверждения теоремы Пифагора , как в случае равнобедренного прямоугольного треугольника , так и в общем случае, а также списки пифагорейских троек . [24] В Баудхаяне, например, правила сформулированы следующим образом:

1.9. Диагональ квадрата дает двойную площадь [квадрата].
[...]
1.12. Площади [квадратов], полученные по отдельности из длин ширины прямоугольника, вместе равны площади [квадрата], полученной из диагонали.
1.13. Это наблюдается у прямоугольников, имеющих стороны 3 и 4, 12 и 5, 15 и 8, 7 и 24, 12 и 35, 15 и 36. [25]

Точно так же в правилах Апастамбы для построения прямых углов в огненных алтарях используются следующие пифагорейские тройки: [26] [27]

Кроме того, в сутрах описаны процедуры построения квадрата, площадь которого равна сумме или разности двух данных квадратов. Обе конструкции основаны на том, что самый большой из квадратов является квадратом на диагонали прямоугольника, а два меньших квадрата — квадратами на сторонах этого прямоугольника. Утверждение о том, что каждая процедура дает квадрат нужной площади, эквивалентно утверждению теоремы Пифагора. Другая конструкция дает квадрат с площадью, равной площади данного прямоугольника. Процедура заключается в том, чтобы отрезать прямоугольный кусок от конца прямоугольника и приклеить его в сторону, чтобы сформировать гномон с площадью, равной исходному прямоугольнику. Поскольку гномон — это разность двух квадратов, задачу можно решить, используя одну из предыдущих конструкций. [28]

Геометрия

[ редактировать ]

Сутра Баудхаяны Шульбы дает построение геометрических фигур, таких как квадраты и прямоугольники. [29] Он также дает, иногда приблизительные, сохраняющие геометрическую площадь преобразования одной геометрической формы в другую. К ним относятся преобразование квадрата в прямоугольник , равнобедренная трапеция , равнобедренный треугольник , ромб и круг , а также преобразование круга в квадрат. [29] В этих текстах приближения, такие как преобразование круга в квадрат, встречаются рядом с более точными утверждениями. Например, утверждение об обходе квадрата дано в Баудхаяне следующим образом:

2.9. Если желательно превратить квадрат в круг, [шнур длиной в половину диагонали [квадрата] протягивается от центра к востоку [часть его, лежащая за пределами восточной стороны квадрата]; прибавив одну треть [части, лежащей снаружи] к остатку [половины диагонали], рисуется [нужный] круг. [30]

а утверждение квадратуры круга задается как:

2.10. Чтобы превратить круг в квадрат, диаметр делят на восемь частей; одна [такая] часть после разделения на двадцать девять частей уменьшается на двадцать восемь из них и далее на шестую [из оставшейся части] за вычетом восьмой [из шестой части].
2.11. Альтернативно разделите [диаметр] на пятнадцать частей и уменьшите его на две из них; это дает приблизительную сторону квадрата [желаемая]. [30]

Конструкции в 2.9 и 2.10 дают значение π как 3,088, а конструкция в 2.11 дает π как 3,004. [31]

Квадратные корни

[ редактировать ]

Строительство алтаря также привело к оценке квадратного корня из 2 , как это показано в трех сутрах. В сутре Баудаяны это звучит так:

2.12. Меру следует увеличить на треть, а эту [третью] снова на свою четверть за вычетом тридцать четвертой части [этой четверти]; это [значение] диагонали квадрата, [сторона которого является мерой]. [30]

что приводит к тому, что значение квадратного корня из двух равно:

[32] [33]

Действительно, ранний метод вычисления квадратных корней можно найти в некоторых сутрах. [ нужна ссылка ] , метод использует рекурсивную формулу: для больших значений x, что основано на нерекурсивном тождестве для значений r чрезвычайно малых по отношению к a .

Это также было предложено, например, Бюрком. [34] что это приближение √2 подразумевает знание того, что √2 иррационально . » Евклида В своем переводе «Начал Хит выделяет ряд вех, необходимых для того, чтобы иррациональность считалась открытой, и указывает на отсутствие доказательств того, что индийская математика достигла этих вех в эпоху Шульба-сутр. [35]

См. также

[ редактировать ]

Цитаты и сноски

[ редактировать ]
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Плофкер (2007) , с. 387: «Определенные формы и размеры огненных жертвенников были связаны с особыми дарами, которые жертвующий желал от богов: «тот, кто желает неба, должен построить огненный жертвенник в форме сокола»; «огненный жертвенник в форме сокола»; форму черепахи должен построить тот, кто желает завоевать мир Брахмана»; «те, кто желает уничтожить существующих и будущих врагов, должны построить огненный алтарь в форме ромба» [Сен и Баг 1983, 86]. , 98, 111].»
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Плофкер (2007) , с. 387
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пингри (1981) , с. 4
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Плофкер (2009) , стр.18.
  5. ^ Плофкер (2009) , с. 11
  6. ^ Пингри (1981) , с. 6
  7. ^ Делир (2009) , с. 50
  8. ^ Сталь (1999) , с. 111
  9. ^ Шарма, Г. Р. (1960). Раскопки в Каусамби (1957-59) .
  10. ^ Плофкер (2009) , стр. 19.
  11. ^ Бюрк (1901) , с. 554
  12. ^ Хит (1925) , с. 362
  13. ^ Гупта (1997) , с. 154
  14. ^ Сталь (1999) , стр. 106, 109–110
  15. ^ Зайденберг (1978)
  16. ^ ван дер Варден (1983)
  17. ^ Ван дер Варден, Бартен Л. (1983). Геометрия и алгебра в древних цивилизациях . Спрингер Верлаг. п. 12. ISBN  0387121595 .
  18. ^ Джозеф, Джордж Гевергезе (1997). «Что такое квадратный корень? Исследование геометрического представления в различных математических традициях». Математика в школе . 26 (3): 4–9. ISSN   0305-7259 . JSTOR   30215281 .
  19. ^ Бойер (1991) , с. 207: «Мы находим правила построения прямых углов с помощью троек веревок, длины которых образуют пифагорейские триаги, например 3, 4 и 5, или 5, 12 и 13, или 8, 15 и 17. или 12, 35 и 37. Однако все эти триады легко выводятся из старого вавилонского правила, следовательно, влияние Месопотамии в Сульвасутрах вполне вероятно, что Аспастамба знал, что квадрат на диагонали прямоугольника равен сумме; квадратов на двух соседних сторонах, но эта форма теоремы Пифагора также могла быть заимствована из Месопотамии ... Происхождение и период Сульбасутр настолько предположительно , что мы не можем сказать, связаны ли эти правила с ранними. Египетские геодезические исследования или более поздняя греческая проблема удвоения алтаря. Они по-разному датируются интервалом почти в тысячу лет, простирающимся от восьмого века до нашей эры до второго века нашей эры».
  20. ^ Кришнан, Канзас (2019). Происхождение Вед, Глава 5 . Идея Пресс. ISBN  978-1645879800 .
  21. ^ Зайденберг (1983) , с. 121
  22. ^ Пингри (1981) , с. 5
  23. ^ Плофкер (2009) , с. 17
  24. ^ Тибо (1875) , стр. 232–238.
  25. ^ Плофкер (2007) , стр. 388–389.
  26. ^ Бойер (1991) , с. 207
  27. ^ Джозеф, Г.Г. (2000). Герб павлина: неевропейские корни математики . Издательство Принстонского университета. п. 229 . ISBN  0-691-00659-8 .
  28. ^ Тибо (1875) , стр. 243–246.
  29. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Плофкер (2007) , стр. 388-391.
  30. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Плофкер (2007) , с. 391
  31. ^ Плофкер (2007) , с. 392, «Техники «циркулятуры» и квадратуры в 2.9 и 2.10, первый из которых показан на рисунке 4.4, подразумевают то, что мы бы назвали значением π, равным 3,088, [...] Квадратура в 2.11, с другой стороны, стороны, предполагает, что π = 3,004 (где ), что уже считается лишь «приблизительным». В 2.12 отношение диагонали квадрата к его стороне (наше считается 1 + 1/3 + 1/(3·4) - 1/(3·4·34) = 1,4142.
  32. ^ Плофкер (2007) , с. 392
  33. ^ Кук (2005) , с. 200
  34. ^ Бюрк (1901) , с. 575
  35. ^ Хит (1925) , с. 364: «Как говорит [Генрих] Фогт, нужно было пройти три стадии, прежде чем иррациональность диагонали квадрата была открыта в каком-либо реальном смысле. (1) Все значения, найденные путем прямого измерения вычислений, основанных на них, должны быть признаны Далее (2) должно прийти убеждение, что невозможно прийти к точному арифметическому выражению значения. И, наконец, (3) невозможность должна быть доказана. рассматриваемая дата достигла даже первой стадии, а тем более второй или третьей».

Переводы

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b827c9f6cbc7e5824db52d8169a774f2__1720033380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b8/f2/b827c9f6cbc7e5824db52d8169a774f2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shulba Sutras - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)