Дордже Шугден
Эта статья содержит слишком много или слишком длинные цитаты . ( ноябрь 2023 г. ) |
Часть серии о |
Тибетский буддизм |
---|
Дордже Шугден ( стандартный тибетский : rdo rje shugs ldan , Уайли : rdo rje shugs ldan , Тибетское произношение: [toːtɕe ɕuktɛ̃] ), также известный как Долгьял и Гьялчен Шугден , — сущность, связанная со школой Гелуг , новейшей из школ тибетского буддизма . [ 1 ] Дордже Шугдена по-разному рассматривают как разрушенного гьялпо , младшего мирского защитника, главного мирского защитника, просветленного главного защитника, чей внешний вид похож на гьялпо, или как просветленного главного защитника, чей внешний вид просветлен.
Сторонники Дордже Шугдена считают его защитником Дже Цонкапы , чистой дхармы традиционно считающегося основателем школы Гелуг. [ 2 ] Споры о Дордже Шугдене возникли в 1930-х годах во всех школах тибетского буддизма, включая саму школу Гелуг, относительно природы Дордже Шугдена, статуса просветления, отличий от традиционных учений гелуг , замены традиционных защитников гелуг, сектантских функций и действий западных приверженцев. Новой традиции Кадампа . [ 3 ]
Происхождение
[ редактировать ]Незначительный защитник
[ редактировать ]Дордже Шугден, также известный как Долгьял, был « гьялпо », «гневным и мстительным духом» Южного Тибета , который впоследствии был принят в качестве «второстепенного защитника» школы Гелуг , новейшей из школ тибетского буддизма . [ 4 ] возглавляют Далай-ламы (хотя номинально Ганден Трипас ). [ 5 ] [ 6 ] Жорж Дрейфус говорит: «Шук-ден был всего лишь второстепенным защитником геллугов до 1930-х годов, когда Пабонка начал агрессивно продвигать его как главного защитника гелугейцев». [ 6 ] Дрейфус заявляет, что «умиротворение Шугдена как защитника Гелук - это не наследственная традиция, а относительно недавнее изобретение традиции, связанное с движением возрождения внутри Гелук, возглавляемым Пабонгкхой». [ 7 ]
Трансформация Пабонки
[ редактировать ]Пабонгка превратил «маргинальную практику Дордже Шугдена в центральный элемент традиции Гелуг», тем самым «заменив защитников, назначенных самим Дзонгкаба » и «заменив традиционных сверхмирских защитников традиции Гелуг». [ 5 ] Это изменение отражено в произведениях искусства, поскольку «до конца XIX века в школе Гелуг не хватало искусства Дордже Шугдена». [ 8 ]
Пабонгка создал Шугдена жестоким защитником школы Гелуг, которого используют против других традиций. [ 9 ] [ 10 ] Шугден был ключевым элементом в преследовании Фабонгкой движения Риме . [ 11 ] Внутри самой школы гелуг Пабонгка построил Шугдена в качестве замены традиционных защитников гелуг Пехара , Нечунга , Палдена Лхамо , Махакалы , Вайшраваны и Каларупы, назначенных Цонкапой . [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]
Ограничения на практику Шугдена были введены Далай-ламой XIII . [ 6 ] Пабонка извинился и пообещал больше не практиковать Шугден. [ 5 ] [ 15 ]
Приходите Гьяцо
[ редактировать ]Дэвид Кей отмечает, что Келсанг Гьяцо уходит от Пабонгки и Триджанга Ринпоче, заявляя, что внешность Дордже Шугдена просветленная, а не мирская. [ 16 ] Кей заявляет:
Геше Келсанг делает еще один шаг вперед в повышении онтологического статуса Дордже Шугдена, подчеркивая, что божество просветлено как по сути, так и по внешнему виду. [ 16 ]
Кей цитирует интерпретацию внешности Шугдена Келсангом Гьяцо:
Некоторые люди полагают, что Дордже Шугдан — это эманация Манджушри , проявляющая аспект мирского существа, но это неверно. Даже форма Дордже Шугдана раскрывает полные стадии пути Сутры и Тантры , а такими качествами не обладают формы мирских существ. [ 16 ]
Дрейфус описывает точку зрения, согласно которой Шугден является просветленным, как точку зрения «самых крайних последователей Шугдена» и добавляет:
Западная традиция Новой Кадампы Келсанга Гьяцо кажется уникальной среди последователей Шугдена, поскольку она заходит так далеко, что утверждает, что это божество полностью просветлено и, следовательно, должно считаться подходящим объектом прибежища и поклоняться ему как таковому. [ 17 ]
Кей заявляет, что «Шугден как просветленное существо является одновременно маргинальной точкой зрения и точкой зрения недавнего происхождения». [ 18 ]
Характеристики
[ редактировать ]Имя
[ редактировать ]Пабонгка называл Шугдена «Дол-Гьелом»:
Когда деревянные орудия (то есть ящик) были брошены в воду, пруд Дола стал белесым. Побывав там, он на некоторое время стал известен как (Дол-Гьел). [ 5 ]
Иконография и символика
[ редактировать ]Запись о Дордже Шугдене в энциклопедии буддийских сущностей Фредерика Бунса описывает внешность Дордже Шугдена следующим образом:
Лицо: одно, грозное, оскаленные клыки, три налитых кровью глаза, оранжевое пламя вырастает из бровей и волос на лице, желто-каштановые волосы стоят дыбом, из ноздрей исходят дождевые тучи с яростными молниями; руки/кисти: две, правая рука держит пылающий меч ( кхадга, рал-гри ), левая рука держит чашу из черепа ( капала, тод-па ), наполненную органами пяти чувств, сердца, мозга и крови, в на сгибе его левой руки покоится мангуст ( ихневмон или накула , неху-ли ) и золотой рожок/крючок ( анкуша , lcags-kyu ); тело: украшенное драгоценностями верхняя одежда из кожи слона, набедренная повязка из шкуры тигра; ноги: две; украшения: пятичерепная корона, браслеты, ножные браслеты, ожерелье, гирлянда из пятидесяти свежеотрубленных голов, шкура тигра или слона в качестве покрытия тела и фартук из резных человеческих костей; цвет: темно-красный; вахана: ковер из человеческих шкур на ста тысячах молний ( ваджра , рдо-рдже ) на спине птицы, похожей на гаруду ( кхьюнг ); компаньон: включить Чжи-баи-ргьял-чен , rGyas-pa'i-rgyal-chen , dBang-'dus-rgyal-chen , Drag-po'i-rgyal-chen . [ 19 ]
Между тем фон Брюк так описывает внешний вид Дордже Шугдена:
Его характер свирепый и жестокий, и он уничтожает всех врагов. Животные приносятся ему в жертву символически. Его обитель полна скелетов и человеческих черепов, его окружает оружие, а кровь людей и лошадей образует озеро. Его тело имеет тёмно-красный цвет, а мимика лица подобна известным описаниям ракшасов . Однако все эти атрибуты не уникальны, они являются более или менее стереотипами для защитников дхармы в целом. [ 20 ]
Характерной чертой иконографии Дордже Шугдена является центральная фигура, окруженная четырьмя кардинальными эманациями. По словам Небрески-Войковица:
- «На Востоке обитает «эманация тела» (sku'i sprul pa) Zhi ba'i rgyal chen, белая с мягким выражением лица» ( Вайрочана Шугден)
- «На Юге обитает «эманация совершенства» (yon tan gyi sprul pa) rGyas pa'i chen». (Ратна Шугден)
- «На Западе обитает «эманация речи» (gsung gi sprul pa) dBang 'dus rgyal chen, белого цвета, со слегка диким выражением лица». (Пема Шугден)
- «На Севере обитает «эманация кармы» ('phrin gyi sprul pa) Drag po'i rgyal chen. Его тело зеленого цвета, и он в свирепом настроении». (Карма Шугден) [ 21 ]
Дрейфус описывает иконографию Дордже Шугдена:
Шукден… изображается в виде грозного божества, держащего в правой руке меч, истекающий кровью, а в левой — сердце, вырванное из груди врагов. [ 22 ]
Контроль при Ваджрабхайраве
[ редактировать ]В тексте Пабонгкапы Шугденом должен управлять Ваджрабхайрава . Как объясняет фон Брюк:
Йидама и Шугдена следует держать отдельно, а дхармапалу следует контролировать. Мастер передает власть управлять Шугденом ученику, и это обычная практика. [ 23 ]
фон Брюк приводит перевод текста Фабонгкапы, в котором говорится:
....ученики визуализируют себя как йидама Ваджрабхайравы и как таковые призывают Шугдена и контролируют его. Дхармапала . Шугден представляется ученикам как тот, кто подчиняется их приказам [ 23 ]
Разрушение Пятым Далай-ламой
[ редактировать ]Согласно ранним источникам, Далай-лама V уничтожил Шугдена с помощью черной магии и тантрических ритуалов. Как объясняет Бултрини (с цитатами из Далай-ламы V):
большое количество признаков, в том числе сильный запах горящей плоти, свидетельствовали о том, что изгнание нечистой силы было полностью успешным и что «многие жизни были спасены», в то время как эти «адские существа» направлялись «к мирному состоянию существования» и спасались от опасности «испытать невыносимые страдания плохих состояний перерождения из-за их все более негативных действий». [ 24 ]
Тердак Лингпа подтвердил:
Я увидел, что в этот момент ритуала неукротимый элементарный дух, блуждающий в ночи, был схвачен, привязан к поясу, убит и съеден. Все участники услышали крики и почувствовали запах горелого. После этих и других положительных признаков Далай-лама полностью выздоровел. [ 24 ]
Позже приверженцы Шугдена пересмотрели историю и заявили, что Пятый Далай-лама потерпел неудачу. [ 24 ]
Оракул
[ редактировать ]Как и у других духов в Тибете, здесь есть оракул Дордже Шугдена. [ 25 ]
Кей отмечает, что присутствие оракула Шугдена противоречит изображению Шугдена как Будды Келсангом Гьяцо , поскольку у будд нет оракулов. Кей заявляет:
Геше Кельсанг, возможно, отодвинул оракула на второй план, потому что его присутствие вызвало доктринальную двусмысленность для НКТ. Согласно традиционным тибетским учениям, ни одно из высокопоставленных надмирских божеств-защитников «не снизойдет до вмешательства в более или менее мирские дела, говоря устами медиума» (Небески-Войковиц 1956: 409). Таким образом, идея прорицания могла быть проблематизирована для геше Келсанга в свете его изображения Дордже Шугдена как полностью просветленного существа. [ 26 ]
По словам Небески-Войковица , «Самый известный из пророческих провидцев, выступающих в качестве рупора Дордже Шугдена, живет в святилище в Лхасе, называемом сПро бде кханг гсар Троде Кхангсар (ргьял кханг) или сПро кханг бде чен лког. Это один из из немногих тибетских жрецов-оракулов, которым не разрешается жениться. В доме недалеко от этого святилища живет также один из самых известных медиумов Кхаче Дмарпо». [ 27 ]
По мнению Джозефа Рока , существовало два главных оракула Дордже Шугдена: Панглунг Чодже и Троде Кхангсар Чодже. Рок был свидетелем и задокументировал публичное обращение к оракулу Панглунга в Кхаме (Восточный Тибет) в 1928 году. В это время оракул взял меч из монгольской стали и скрутил его во множество петель. [ 28 ] Чоян Дулдзин Кутен-лама долгие годы был оракулом Дордже Шугдена. [ 29 ]
См. также
[ редактировать ]Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Вторичные источники
[ редактировать ]- Белл, Кристофер Пол. «Культы тибетских божеств как политические барометры» . UVaCollab . Университет Вирджинии.
- Белл, Кристофер Пол (2009). Дордже Шукден: противоречивые рассказы и вымышленные истории тибетского божества-защитника . Американская академия религии.
- Бултрини, Раймондо (2013). Далай-лама и король демонов: загадка тройного убийства сквозь туман времени . Нью-Йорк: Тибетский дом / Hay House Incorporated. ISBN 978-0-9670115-23 .
- Дрейфус, Жорж (1998). «Дело Шук-Дена: истоки спора» . Журнал Международной ассоциации буддийских исследований . 21 (2 (1998)). МАБС: 227–270.
- Дрейфус, Жорж (октябрь 2005 г.). «Мы узники Шангрилы?» . Журнал Международной ассоциации буддийских исследований (1): 6–10.
{{cite journal}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка )
- Дрейфус, Жорж (2011). «Затруднительное положение зла: случай Дордже Шукдена». В Эккеле, М. Дэвид; Херлинг, Брэдли Л. (ред.). Избавь нас от лукавого . Исследования Бостонского университета в области философии и религии. стр. 57–74. ISBN 9780826499677 .
- Ришар, Фредерик (2020). «Шугс Идан и Далай-лама: конфликт процессов политической легитимации?» (PDF) . Revue d'Etudes Tibétaines (55 (июль 2020 г.)): 440–461. ISSN 1768-2959 . Проверено 08 февраля 2021 г.
- Гарднер, Александр (октябрь 2010 г.). «Дракпа Гьелцен» . Сокровищница жизней: Биографическая энциклопедия тибетской религии . Фонд Шелли и Дональда Рубина . Проверено 22 ноября 2013 г.
- Гарднер, Александр (4 июня 2013 г.). «Сокровищница жизней: Дордже Шугден» . Трехколесный велосипед . Фонд трехколесных велосипедов . Проверено 27 апреля 2014 г.
- Хиллман, Бен (1998). «Монашеская политика и местное государство в Китае: власть и автономия в этнически тибетской префектуре». Китайский журнал (54 (июль 2005 г.)). Издательство Чикагского университета: 29–51. дои : 10.2307/20066065 . JSTOR 20066065 . S2CID 143677601 .
- Кей, Дэвид Н. (2004). Тибетский и дзен-буддизм в Великобритании: трансплантация, развитие и адаптация (PDF) . Лондон: Рутледж Керзон. стр. 44–52. ISBN 0-415-29765-6 . Архивировано из оригинала (PDF) 1 июля 2017 г. Проверено 1 сентября 2015 г.
- Кей, Дэвид Н. (1997). «Новая традиция Кадампа и преемственность тибетского буддизма в переходный период» (PDF) . Журнал современной религии . 12 (3). Рутледж: 277–293. дои : 10.1080/13537909708580806 . Архивировано из оригинала (PDF) 2 июля 2015 г.
- Кинг, Мэтью (2020). «Привязка будд и демонов к тексту: монгольское изобретение литературного корпуса Дордже Шукдена и Трулку Дракпы Гьелцена (1913–1919)» (PDF) . Asiatische Studien — Азиатские исследования . 73 (4): 713–750. дои : 10.1515/Азия-2019-0036 . S2CID 215818596 .
- Лопес, Дональд (1998). Узники Шангри-Ла: тибетский буддизм и Запад . Чикаго и Лондон: Издательство Чикагского университета. стр. 188–196 . ISBN 978-0-226-49310-7 .
- МакКьюн, Линдси Г. (2007). Сказки об интригах из священного города Тибета: исторические основы современного буддийского кризиса (PDF) (Массачусетс). Университет штата Флорида, Колледж искусств и наук. Архивировано из оригинала (PDF) 14 февраля 2012 года . Проверено 27 апреля 2014 г.
- Лёрер, Клаус (декабрь 2009 г.). «Плюрализм трудный путь: последствия противоречия Дордже Шугдена для управления и относящаяся к нему риторика о демократии и правах» . Тибетский буддизм на Западе . Майкл Джекель . Проверено 28 апреля 2014 г.
- де Небески-Войковиц, Рене (1956). Оракулы и демоны Тибета: культ и иконография тибетских божеств-защитников . Лондон: Издательство Оксфордского университета. стр. 134–144. ОЛ 16587314М .
- Турман, Роберт (23 мая 2013 г.). «Далай-лама и культ Долгьяла Шугдена» . Хаффингтон Пост . Проверено 28 апреля 2014 г.
- фон Брюк, Майкл (2001). «Каноничность и божественное вмешательство: Тулку и Шугден-спор» . В Далмии Васудха; Малинар, Анжелика; Кристоф, Мартин (ред.). Харизма и канон: формирование религиозной идентичности в Южной Азии . Нью-Дели: Издательство Оксфордского университета. стр. 328–349. ISBN 0195654536 .
- Ватт, Джефф (29 декабря 2010 г.). «Спорное тибетское буддийское божество» . Ресурсы гималайского искусства . Фонд Рубин . Проверено 27 апреля 2014 г.
- Ватт, Джефф (декабрь 2010 г.). «Буддийское Божество: Главная страница Дордже Шугдена» . Ресурсы гималайского искусства . Фонд Рубин . Проверено 27 апреля 2014 г.
- Ватт, Джефф (23 мая 2013 г.). «Гималайское буддийское искусство 101: Противоречивое искусство, Часть 1 - Дордже Шугден» . Трехколесный велосипед . Фонд трехколесных велосипедов . Проверено 27 апреля 2014 г.
- Зотц, Биргит (2010). О европейском восприятии феноменов одержимости и оракулов в Тибете [ Европейское восприятие феноменов одержимости и оракулов в Тибете ] (Диссертация) (на немецком языке). Венский университет. ISBN 978-3-89574-734-2 . [ 30 ]
Первичные источники
[ редактировать ]- Ринпоче, Чогьял Намкай Норбу (2005). «Провокации Гьялпо» . Меригарская Дзогчен-община, Италия . Проверено 21 ноября 2012 г.
- Далай-лама (октябрь 1997 г.). «О Долгьяле со ссылкой на взгляды прошлых Учителей и другие связанные с этим вопросы» . Архивировано из оригинала 22 июня 2015 г. Проверено 31 декабря 2013 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мэтьюз, Кэрол С. (2005). «Новая традиция Кадампа» . Новые религии . Религии мира. Филадельфия : Издательство Chelsea House . стр. 128–143. ISBN 9780791080962 . LCCN 2004024514 .
- ^ Спархэм, Гарет (13 июля 2020 г.) [28 октября 2011 г.]. «Цонкапа» . www.oxfordbibliographies.com . Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/обо/9780195393521-0169 . ISBN 978-0-19-539352-1 . Архивировано из оригинала 17 января 2021 года . Проверено 28 сентября 2021 г.
- ^ Кей, Дэвид Н. (2004). «Новая традиция Кадампа: идентичность НКТ» . Тибетский и дзен-буддизм в Великобритании: трансплантация, развитие и адаптация . Рутледж Критические исследования в буддизме. Лондон и Нью-Йорк : Рутледж . стр. 100–113. ISBN 9780415753975 . OCLC 51315294 .
- ^ Шайк, Сэм ван. Тибет: История . Издательство Йельского университета, 2011, стр. 129.
- ^ Jump up to: а б с д Жорж Дрейфус . « Дело Шугдена: Истоки противоречия (Часть I) » . Архивировано из оригинала 3 ноября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Жорж Дрейфус . « Дело Шугдена: Истоки противоречия (Часть II) » . Архивировано из оригинала 11 декабря 2016 г.
- ^ Мы узники Шангрилы? Ориентализм, национализм и изучение Тибета Жоржа Дрейфуса, JIATS, вып. 1 (октябрь 2005 г.), THL # T1218, 21, раздел 3: Дело Шугдена и буддийский модернизм , получено 9 мая 2014 г.
- ^ Гималайское буддийское искусство 101: Спорное искусство, Часть 1 - Дордже Шугден Джеффа Ватта, получено 16 февраля 2014 г.
- ^ Кей, Дэвид (2004). Тибетский и дзен-буддизм в Великобритании: трансплантация, развитие и адаптация . Лондон: RoutledgeCurzon. п. 43. «Ключевым элементом мировоззрения Пабонгки Ринпоче был культ божества-покровителя Дордже Шугдена, который он сочетал с идеей исключительности гелуг и использовал против других традиций, а также против тех внутри гелуг, которые имели эклектичные тенденции».
- ^ Жорж Дрейфус . « Дело Шугдена: Истоки противоречия (Часть I) » . Архивировано из оригинала 3 ноября 2013 г.
Для Пабонки, особенно в конце его жизни, одной из основных функций Гьел-чена Дор-дже Шугдена как защитника Гелуг является использование насильственных средств (несокрушимой силы) для защиты Ге. -лукская традиция... Этот отрывок ясно представляет цель умилостивления Шугдена как защиту традиции Гелуг с помощью насильственных средств, включая даже убийство ее врагов... Па-бонг-ка принимает ссылки к устранению врагов традиции Гелуг как к чему-то большему, чем просто стилистические условности или обычные ритуальные заклинания. Речь может идти об уничтожении защитником реальных людей.
- ^ Кей, DN (2004). Тибетский и дзен-буддизм в Великобритании: трансплантация, развитие и адаптация . Критические исследования Рутледжа Керзона в буддизме. Лондон: RoutledgeCurzon. с.43."Являясь агентом гелуг тибетского правительства в Кхаме (Кхамсе) (Восточный Тибет) и в ответ на зародившееся и процветавшее в этом регионе движение Римед, Пабонгка Ринпоче и его ученики применяли репрессивные меры против не - Секты гелуг. Религиозные артефакты, связанные с Падмасамбхавой, которого практикующие ньингма почитают как «второго Будду», были уничтожены, а монастыри, не принадлежащие к гелуг, и особенно ньингма, были насильственно преобразованы в позицию гелуг. Ключевой элемент политики Пабонгки Ринпоче. мировоззрением был культ божества-защитника Дордже Шугдена, который он соединил с идеей исключительности гелуг и использовал против других традиций, а также против тех внутри гелуг, которые имели эклектические тенденции». стр.47. «Его преподавательская поездка в Кхам в 1938 году стала плодотворным этапом, приведшим к ужесточению его исключительности и принятию воинственно-сектантской позиции. Ученики возглавили движение возрождения, продвигая превосходство гелуг как единственной чистой традиции. Теперь он рассматривал инклюзивизм монахов гелуг, которые практиковали в соответствии с учениями других школ, как угрозу целостности традиции гелуг, и он агрессивно выступал против нее. влияние других традиций, особенно Ньингмы, учение которой считалось ошибочным и вводящим в заблуждение. Ключевым элементом движения возрождения Пабонкхи была практика опоры на Дордже Шугдэна, основная функция божества, которая теперь представляется как «защита Ге». -лук традиции насильственными методами, включая даже убийство врагов».
- ^ Кей, Дэвид (2004). Тибетский и дзен-буддизм в Великобритании: трансплантация, развитие и адаптация . Лондон: RoutledgeCurzon. п. 48. «Похоже, что в 1940-х годах сторонники Пабонкхи начали провозглашать соблюдение этой традиции и утверждать, что тибетское правительство должно отречься от Пехара, государственного защитника, в пользу Дордже Шугдена».
- ^ Кей, Дэвид (2004). Тибетский и дзен-буддизм в Великобритании: трансплантация, развитие и адаптация . Лондон: RoutledgeCurzon. п. 48. «Утверждение Пабонкхи о том, что Дордже Шугден теперь заменил традиционных надмирских защитников традиции Гелуг, таких как Махакала, Вайшравана и, в частности, Каларупа («Царь Дхармы»), главный защитник традиции Гелуг, который, как полагают, , был связан клятвой самим Цонкапой».
- ^ Жорж Дрейфус . « Дело Шугдена: Истоки противоречия (Часть I) » . Архивировано из оригинала 3 ноября 2013 г.
Эти описания вызвали споры. Традиционно традицию Гелуг защищал царь Дхармы (dam can chos rgyal), сверхмирское божество, связанное клятвой, данной Дзонг-ка-бе, основателю традиции. Традиция также говорит о трех главных защитниках, адаптированных к трем сферам практики, описанным в Этапах Пути (skyes bu gsum gyi srung ma): Махакала для человека больших возможностей, Вайбравала для человека среднего уровня и Дхарма. -король для человека небольшого размаха. Описывая Шугдена как «защитника традиции победоносного господина Манджушри», Пабонка предполагает, что он является защитником традиции Гелуг, заменив защитников, назначенных самим Дзонгкаба. Это впечатление подтверждается одной из историй, которыми сторонники Шугдена обосновывают свои претензии. Согласно этой истории, царь Дхармы покинул этот мир, чтобы удалиться в чистую землю Тушита, доверив защиту традиции Гелуг Шугдену. Таким образом, Шугден стал главным защитником школы Гелуг, заменив традиционных надмирских защитников традиции Гелуг, что действительно является впечатляющим продвижением в пантеоне традиции.
- ^ Бултрини, Раймондо. Далай-лама и король демонов . Тибетский дом 2013. Пхабонка сказал: «Я проведу очищение и обещаю от всего сердца, что в будущем я буду избегать умилостивления, молитв и ежедневных подношений Шугдену. Я признаю все ошибки, которые я совершил, беспокоя Нечунга и противореча ему. принцип прибежища, и я прошу вас в вашем великом сердечном сострадании простить меня и очистить мои действия».
- ^ Jump up to: а б с Кей, Дэвид (2004). Тибетский и дзен-буддизм в Великобритании: трансплантация, развитие и адаптация . Лондон: RoutledgeCurzon. п. 101-2.
- ^ Дрейфус, Жорж (2011). «Затруднительное положение зла: случай Дордже Шукдена» Жоржа Дрейфуса в книге « Избавь нас от зла», стр. 74, редактор(ы): М. Дэвид Экель, Брэдли Л. Херлинг, Исследования Бостонского университета в области философии и религии.
- ^ Кей, Дэвид (2004). Тибетский и дзен-буддизм в Великобритании: трансплантация, развитие и адаптация . Лондон: RoutledgeCurzon. п. 230.
- ^ Банс, Фредерик. Энциклодпедия буддийских божеств, полубогов, божков, святых и демонов . п. 441
- ^ фон Брюк, Майкл (2001). «Каноничность и божественное вмешательство» в Далмиа В., Малинар А. и Кристоф М. (2001). Харизма и канон: очерки религиозной истории Индийского субконтинента. Нью-Дели: Издательство Оксфордского университета. п. 337.
- ^ Небески-Войковиц (1998: 138–139)
- ^ Дрейфус, Жорж (2011). «Затруднительное положение зла: случай Дордже Шукдена» в книге «Избавь нас от зла», стр. 60, редактор(ы): М. Дэвид Экель, Брэдли Л. Херлинг, Исследования Бостонского университета в области философии и религии.
- ^ Jump up to: а б фон Брюк, Майкл (2001). «Каноничность и божественное вмешательство» в Далмиа В., Малинар А. и Кристоф М. (2001). Харизма и канон: очерки религиозной истории Индийского субконтинента. Нью-Дели: Издательство Оксфордского университета. п. 340-341.
- ^ Jump up to: а б с Бултрини, Раймондо. Далай-лама и король демонов . Тибетский дом 2013.
- ^ фон Брюк, Майкл (2001). «Каноничность и божественное вмешательство» в Далмиа В., Малинар А. и Кристоф М. (2001). Харизма и канон: Очерки религиозной истории Индийского субконтинента. Нью-Дели: Издательство Оксфордского университета. п. 337
- ^ Кей, Дэвид (2004). Тибетский и дзен-буддизм в Великобритании: трансплантация, развитие и адаптация . Лондон: RoutledgeCurzon. стр. 102.
- ^ Небески-Войковиц (1998:144)
- ^ Рок, Джозеф Ф. Сунгмас, Живые оракулы Тибетской церкви, National Geographic, (1935) 68:475-486.
- ^ Автобиография Его Высокопреосвященства Чоян Дулдзин Кутен-ламы (1989) . п. 1. получено 7 декабря 2008 г.
- ^ Биргит, Зоц (18 апреля 2018 г.). «О европейском восприятии явлений одержимости и существ-оракулов в Тибете» . другие.uivie.ac.at . Проверено 18 апреля 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ришар, Фредерик (2020). «Шугс Идан и Далай-лама: конфликт процессов политической легитимации?» (PDF) . Revue d'Etudes Tibétaines (55): 440–461 . Проверено 08 февраля 2021 г.
- Дрейфус, Жорж (осень 1998 г.). «Дело Шук-Дена: истоки спора» . Журнал Международной ассоциации буддийских исследований . 21 (2): 227–270. Архивировано из оригинала 16 января 2013 года . Проверено 4 декабря 2013 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) - фон Брюк, Майкл (2001). «Каноничность и божественное вмешательство: Тулку и Шугден-спор» . Информация Буддизм . Издательство Оксфордского университета . Проверено 4 декабря 2013 г.
- Ватт, Джефф (декабрь 2010 г.). «Буддийское Божество: Главная страница Дордже Шугдена» . Гималайское искусство . Ресурсы гималайского искусства . Проверено 22 ноября 2013 г.
- «Дордже Шугден: Страница плана» . Гималайское искусство . Гималайские художественные ресурсы. нд . Проверено 22 ноября 2013 г.