Элиа дель Медиго

Элия дель Медиго , также известный как Илия Дельмедиго или Элиас бен Моисе дель Медиго и иногда известный своим современникам как Гелиас Гебреус Кретенсис или на иврите Илия Ми-Кандия (ок. 1458 – ок. 1493). По словам Джейкоба Джошуа Росса, «хотя нееврейские ученики Дельмедиго, возможно, классифицировали его как « аверроиста », он явно видел себя последователем Маймонида ». Но, по мнению других учёных, Дельмедиго явно был ярым последователем доктрин Аверроэса, даже самых радикальных: единство интеллекта, вечность мира, автономия разума от границ богооткровенной религии.
Родившийся в Кандии , на острове Крит (который в то время находился под контролем Венецианской республики ), куда его семья эмигрировала из Германии , он провел десять лет в Риме и в Падуе на севере Италии , вернувшись в Кандию в конец его жизни.
Его помнят за ряд переводов, комментарии к Аверроэсу ( Ибн Рушд на арабском языке) (особенно комментарий к Аверроэса » « Substantia Orbis в 1485 году), за его влияние на многих итальянских платоников раннего Возрождения (особенно Джованни Пико делла Мирандола ), и за трактат по еврейской философии « Сефер Бехинат ха-Дат» ( «Исследование религии» ), опубликованный спустя много лет после его смерть в 1629 году.
Биография
[ редактировать ]Часть серии о |
Еврейская философия |
---|
![]() |
Дель Медиго получил традиционное религиозное воспитание в Кандии, демонстрируя значительную широту взглядов. Помимо раввинского образования, он изучал философию и хорошо знал итальянский, греческий , а также латынь и иврит . Вполне вероятно, что он также изучал медицину, и, возможно, именно с этим намерением он первоначально отправился в Падую , где университет был самым важным центром традиционной аристотелевской философии в Италии. К 1480 году он был в Венеции , где написал Quaestio utrum mundus sit effectus и зарабатывал себе на жизнь, давая уроки аристотелевской философии, которые посещали сыновья богатых и влиятельных семей.
Он переехал в Перуджу и преподавал уроки «радикального аристотелизма», то есть в значительной степени интерпретированного с идеями Аверроэса и других исламских комментаторов. Дель Медиго стал широко известен как крупный аверроист в Италии. Находясь в Перудже, он встретил Пико делла Мирандола и написал для него две брошюры.
Другим важным учеником дель Медиго в то время был Доменико Гримани , венецианец, который со временем стал кардиналом Сан -Марко . Гримани оказался постоянным покровителем, и при его поддержке дель Медиго написал несколько рукописей, которые получили широкое распространение среди итальянских философов.
Он поддерживал тесный контакт с Пико делла Мирандолой . [ 1 ] поездка во Флоренцию , где находится Платоническая академия Марсилио Фичино , чтобы проводить занятия и переводить рукописи с иврита на латынь для Пико.
В конце концов, однако, Дель Медиго не стал каббалистом , и он разочаровался в синкретическом направлении, в котором двигались Пико и его коллеги, в тенденции сочетать концепции магии, герметизма и каббалы с Платоном и неоплатонизмом .
Помимо растущего разочарования в Пико, он сам был несколько дискредитирован негативной реакцией на тюремное заключение Пико и запретом Ватиканом его 900 тезисов. Более того, между дель Медиго и итальянской еврейской общиной возникла напряженность из-за его светских интеллектуальных интересов и его связей с учеными-неевреями. Из-за финансовых трудностей, которые он испытал из-за немилости Пико, дель Медиго решил навсегда покинуть Италию. Он вернулся на Крит, где провел последние годы своей жизни. В этот период дель Медиго вернулся к еврейской мысли, написав для своих учеников « Сефер Бечинат Ха-дат» , в которой он разъяснил свое несогласие с магическими и каббалистическими теориями, вдохновившими Пико « Речь о достоинстве человека» , и изложил свою веру в то, что человек не может стремиться стать богом, и что иудаизм требует, чтобы человек «боролся за разумность, трезвость и осознание [своих] человеческих ограничений». [1]
Дельмедиго выступал против древности Каббалы, отмечая, что она не была известна мудрецам Талмуда, ни геонимам, ни Раши . Он также отрицает, что рабби Шимон бар Йохай был автором « Зоара» , поскольку в этом произведении упоминаются люди, жившие после смерти рабби Шимона бар Йохая. Кроме того, он нападает на эзотерических аллегористов среди еврейских философов. В другом разделе своей работы Дельмедиго обсуждает интеллектуальные рассуждения, лежащие в основе заповедей Торы (таамей ха-мицвот).
Его потомок Джозеф Дельмедиго был известным раввином, философом и убежденным защитником Каббалы.
Популярная культура
[ редактировать ]Элия дель Медиго, вероятно, послужила источником вдохновения для создания вымышленного персонажа Иуды дель Медиго из «Тайной книги Грации деи Росси» Жаклин Парк.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Статья о дель Медиго в Стэнфордской энциклопедии философии — http://plato.stanford.edu/entries/delmedigo/ , загружено 17 января 2006 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «De Nervis et Sensu Tactus», Неопубликованные письма Элайджи дель Медиго Джованни Пико делла Мирандола - Энциклопедия Италии, 2018 г. Джованни Ликата | https://www.academia.edu/23801447/An_Unpublished_Letter_of_Elijah_del_Medigo_to_Giovanni_Pico_della_Mirandola_De_Nervis_et_Sensu_Tactus
- Еврейская энциклопедия , статья об аверроизме – [2]
- Сайт итальянских ашкенази – [3]
- Статья в Стэнфордской энциклопедии философии о дель Медиго - [4]
- Пауль Оскар Кристеллер , Восемь философов итальянского Возрождения . Издательство Стэнфордского университета (Стэнфорд, Калифорния, 1964 г.)
- Джованни Ликата, «Дельмедиго, Илия», в Энциклопедии философии Возрождения, изд. М. Сгарби, 2019 [5]
- Сефер Бехинат Хадат Илии Дель-Медиго, критическое издание с введением, примечаниями и комментариями Джейкоба Джошуа Росса, Тель-Авив: Школа иудаики Хаима Розенберга, 1984 г.
- Джованни Ликата, Путь разума. Элия дель Медиго и аверроизм Спинозы , Eum, Macerata, 2013, стр. 1–422, ISBN 978-88-6056-352-1 . Книга содержит текст на иврите и итальянский перевод книги Элиа дель Медиго «Сефер Бехинат ха-Дат».
- Средневековый мир – Европа 1100–1350 гг. , Фридрих Хеер.
- Майкл Энгель, «Илия Дель Медиго и падуанский аристотелизм», Bloomsbury, 2016 г.
- Философы XV века
- 1450-е годы рождения
- Смерти 1490-х годов
- Писатели из Ираклиона
- Выпускники Падуанского университета
- Академический состав Университета Перуджи
- Греческие раввины
- Средневековые еврейские философы
- Итальянские гуманисты эпохи Возрождения
- Гуманисты греческого Возрождения
- Итальянские раввины XV века
- Византийцы XV века
- Еврейские гуманисты
- Итальянские философы XV века.
- евреи-романиоты
- Духовенство из Ираклиона
- Греческие писатели XV века.
- Греческие педагоги XV века
- Греческие философы XV века.