перемирие
Помера ( Шугни ) | |
---|---|
Общая численность населения | |
в. 300 000–350 000 [ 1 ] (2006) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Таджикистан ( Горный Бадахшан ) | ок. 200 000 (2013) [ 2 ] |
Афганистан ( Бадахшан ) | 65,000 [ 3 ] |
Китай ( Синьцзян ) | 50,265 [ 4 ] |
Россия ( Москва ) | 32,000 (2018) [ 5 ] |
Пакистан ( Гилгит-Балтистан ) | Неизвестный |
Языки | |
Памири Среднее: персидский ( дари и таджикский ), русский , урду , уйгурский. | |
Религия | |
В основном ислам (преимущественно низариты-исмаилиты- шииты , исламское меньшинство суннитов ) | |
Родственные этнические группы | |
Другие иранские народы |
Памирцы [ а ] — восточно-иранская этническая группа , родом из Центральной Азии , проживающая преимущественно в Таджикистане ( Горный Бадахшан ), Афганистане ( Бадахшан ), Пакистане ( Гилгит-Балтистан ) и Китае ( Такскорганский Таджикский автономный округ ). Они говорят на множестве разных языков, среди которых языки восточноиранской Памирской языковой выделяются группы. Языки шугни - рушанской группы, наряду с вахи , являются наиболее распространёнными памирскими языками. [ 6 ]
История
[ редактировать ]Античность
[ редактировать ]восточноиранские (главным образом сакские ( скифские )), тохарские и, вероятно, дардские племена, а также доиндоевропейские В формировании Памира приняли участие субстратные популяции: в VII и II веках до н.э. горы Памира были заселены племенами известные в письменных источниках как саки. [ 7 ] [ 1 ] [ 8 ] Они были разделены на разные группы и записаны под разными именами, например, Сака Тиграхауда («Саки, носящие остроконечные шапки »), Сака Хаумаварга (« Саки, почитающие хаума »), Сака Твайи Парадрайя («Саки, живущие за пределами (Черного) Море »), Сака Твайы Пара Сугдам («Саки, находящиеся за Согде »). [ 9 ] [ 10 ]
Версию о эфталитском происхождении памирцев выдвинул известный советский и российский антрополог Лев Гумилев ( ум. 1992 ). [ 11 ]
Западный Памир, оборонявшийся от нашествия восточных кочевников, стал восточным форпостом Греко-Бактрийского царства с середины III века до нашей эры, а Кушанской империи с середины I века нашей эры. [ 7 ] [ 12 ] На Восточном Памире развивалось кочевое скотоводство, а на Западном Памире — земледелие и скотоводство. [ 7 ] На Памире до сих пор сохранились остатки древних крепостей и пограничных укреплений бактрийского и кушанского периодов. [ 12 ] Древнейшие сакские захоронения обнаружены также на Восточном Памире. [ 13 ]
Средний возраст
[ редактировать ]Массовая миграция особенно усилилась после V-VI веков из-за тюркского движения в Среднюю Азию (а впоследствии и монголов ), от которого оседлое иранское население бежало в ущелья, непривлекательные для дикого скотоводства. [ 14 ] Василий Бартольд ( ум. 1930 ) в своем труде «Туркестан» упоминает, что в X веке три памирских государства: Вахан , Шикинан ( Шугнан ) и Керран (вероятно, Рушан и Дарваз ) уже были заселены язычниками, однако в политической сфере , вероятно, были порабощены мусульманами . В XII веке Бадахшан был присоединен к государству Гуридов . [ 15 ] В X-XVI вв. Вахан, Шугнан и Рушан вместе с Дарвазом (последние два были объединены в XVI в.) управлялись местными феодальными династиями и фактически были независимы. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
Современная история
[ редактировать ]В 1895 году Бадахшан был разделен между Афганистаном , находившимся под британским влиянием, и Бухарским эмиратом , находившимся под протекторатом Царской Российской империи . [ 7 ] [ 19 ] [ 17 ] Однако центральные земли Бадахшана остались на афганской стороне демаркационной линии. [ 19 ] [ 20 ] 2 января 1925 года советское правительство решило создать новое географическое и политическое образование, известное в наше время как Горно-Бадахшанская автономная область (ГБАО). В советский период памирцы, как правило, были отстранены от властных должностей внутри республики, за некоторыми исключениями, в частности, Шириншо Шотемуром , шугни , который занимал должность председателя Центрального исполнительного комитета Таджикской Советской Социалистической Республики в 1930-е годы; и Назаршо Додхудоев , рушани который занимал пост председателя Президиума Верховного Совета Таджикистана в 1950-х годах. [ 21 ] Грамотность в ГБАО выросла с 2% в 1913 году до почти 100% в 1984 году. [ 22 ]
В переписи 1926 года памирцы были отнесены к «горным таджикам», в переписях 1937 и 1939 годов они выступали как отдельные этнические группы в составе таджиков , в переписях 1959, 1970 и 1979 годов они были отнесены к таджикам. [ 7 ] В конце 1980-х годов памирская идентичность еще больше укрепилась благодаря усилиям по повышению статуса памирских языков и продвижению литературы на памирских языках, а также «заявлениям о суверенитете и республиканском статусе Бадахшана», выдвинутым памирскими интеллектуалами. [ 21 ] В 1991 году, после распада Союза Советских Социалистических Республик (СССР), ГБАО осталась в составе новой независимой страны Таджикистан . [ 19 ]
была образована памирская политическая группа «Ла'ли Бадахшан» (таджикский: Ла'ли Бадахшан , букв. «Рубин Бадахшана») 4 марта 1991 года в Душанбе . [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] Основателем этой организации стал Атобек Амирбеков, памирец, уроженец Хорога , работавший в Душанбинском педагогическом институте преподавателем и заместителем декана. [ 23 ] [ 25 ] Костяк организации составили студенты столичных вузов и памирская молодежь, проживающая в таджикской столице. [ 24 ] [ 26 ] Основной целью Ла'ли Бадахшана было представлять культурные интересы памирского народа и выступать за большую автономию ГБАО. Группа также участвовала и организовывала многочисленные демонстрации в Душанбе и Хороге в первый год независимости Таджикистана. [ 23 ]
С конца 1992 года национальное движение памирцев пришло в упадок, что было связано, прежде всего, с резким ухудшением социально-экономических условий и гражданской войной (1992–1997 годы), развернувшейся в Таджикистане. [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] Вместе с Гармисом памирцы входили в Объединенную таджикскую оппозицию (ОТО) — коалицию различных националистических, либерально-демократических и исламистских партий. Расследование Организации Объединенных Наций показало, что в декабре 1992 года в Душанбе «автобусы регулярно обыскивались, а людей с удостоверениями личности, удостоверяющих их памирское или гармское происхождение, выгоняли из них и либо убивали на месте, либо увозили, а затем находили мертвыми или о них никогда не слышали». снова." [ 30 ]
Самопровозглашенная Автономная Республика Бадахшан формально существовала до ноября 1994 года. [ 31 ] По словам Сухробшо Давлатшоева, «гражданская война в Таджикистане в некотором смысле кристаллизовала и укрепила этническое самосознание памирцев». [ 29 ]
Начиная с 2020-х годов правительство Таджикистана преследовало памирскую активность, культурные традиции и институты, а также использование памирского языка . [ 32 ] Впоследствии произошел исход этнических памирцев из Таджикистана и России. [ 33 ]
Личность
[ редактировать ]Как свидетельствуют записи Алексея Бобринского , во время бесед с памирцами в начале XX века памирцы подчеркивали свое иранское происхождение. [ 34 ] Хотя советские этнографы называли памирцев «горными таджиками», большинство памирской интеллигенции считают себя принадлежащими к отдельному и своеобразному этносу. [ 35 ] [ 36 ] В Китае те же люди официально считаются таджиками. Не так давно то же самое наблюдалось в Афганистане, где они были идентифицированы как таджики, но совсем недавно афганское правительство переквалифицировало их в памирцев. [ 37 ]
Религия
[ редактировать ]Доисламские верования
[ редактировать ]До распространения ислама на Памире памирцы исповедовали веру в различные системы верований. Легенды и некоторые современные истории о поклонении огню и почитании Солнца и Луны указывают на возможность некоторого продолжения доисламских религиозных практик, таких как мехпарасти (доисламская практика поклонения солнцу и луне), а также манихейских и Зороастрийские обычаи и обряды на Памире. [ 38 ] [ 39 ] Зороастризм был доминирующей религией и традицией на протяжении тысячелетий, поэтому многие из его традиций сохранились, включая особенности празднования Новруза (иранского Нового года), памирских домов, кладбищ, погребальных обрядов и обычаев, а также авестийских топонимов. [ 40 ] В Шугнане и Вахане зороастрийские храмы действовали до позднего средневековья. [ 7 ]
Город Сикашим [современный Ишкашим как с таджикской, так и с афганской стороны] является столицей региона Вахан (гасаби-йи нахийят-и Вахан). Его жители — огнепоклонники (габракан) и мусульмане, и там живет правитель (малик) Вахана. Кхамдуд [Хандут в современном афганском Вахане] — это место, где расположены идолопоклонства вахи (бутхана-йи Вахан). [ 41 ]
Насир Хосров и фатимидский исмаилизм
[ редактировать ]Распространение исмаилитско-шиитского ислама связано с пребыванием на Памире Насира Хосрова ( ум. 1088 ), персоязычного поэта, богослова, философа и миссионера ( даи ) исмаилитов Фатимидов . Халифат , скрывавшийся от суннитского фанатизма в Шугнане. [ 7 ] [ 42 ] [ 43 ] Многие религиозные обряды памирской исмаилитской общины по сей день связаны с миссией Насира, и люди в общине почитают его как хазрата [величия], хакима [мудреца], шаха [царя], сайида [потомка Пророка] , пир-и куддус [святой святой] и худжат [доказательство]. [ 44 ] [ 45 ] Община также считает его членом семьи Пророка Мухаммеда, Ахль аль-Байт . [ 45 ] [ 46 ]
Как утверждает Лидия Моногарова, одной из основных причин принятия памирцами исмаилизма можно считать их крайнюю толерантность к различным верованиям по сравнению с другими сектами ислама . [ 47 ] В результате такие термины, как Дават-и Насир или Дават-и Пир Шах Насир, являются распространенными обозначениями среди исмаилитов в таджикском и афганском Бадахшане, северных районах Пакистана и некоторых частях провинции Синьцзян в Китае . [ 42 ] [ 48 ] Исмаилиты Бадахшана и их ответвленные общины в регионе Гиндукуш, ныне расположенном в Хунзе и других северных районах Пакистана, считают Насира основателем своих общин. [ 43 ]
Марко Поло ( ум. 1324 ), проходя через Вахан в 1274 году, называл население здесь мусульманами . [ 49 ]
Пять иранских даи
[ редактировать ]На Памире существует история о пяти иранских братьях-исмаилитах-даи, посланных низаритскими имамами : Шах Хамуше, Шах Маланге и Шах Кашане, поселившихся в Шугнане; и Шах Камбар Афтаб и Шах Исам ад-Дин, поселившиеся в Вахане. [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ] Вероятно, они представились каландарами , потому что даже сегодня памирцы помнят их как «Пять каландаров». [ 53 ] Наиболее подробное биографическое повествование о Шахе Хамуше можно найти в приложении Фадла Али-Бега Сурх-Афсара к «Тарих-и Бадахшан» Мирзы Сангмухаммада Бадахши. Например, Сурх-Афсар утверждает, что вышеупомянутый Шах Хамуш («молчаливый король»), называемый Сайид Мир Хасан Шах , который проследил свое происхождение от Мусы аль-Казима ( ум. 799 ), седьмого имама шиитов -двунадесятников. 'ис , был святым увайси (вали) по линии своей матери, переселился из Исфахана в Шугнан в 11 в. века, и что он был предком шугнанских пиров и миров. [ 54 ] [ 55 ] [ 56 ] Эту историю рассказал Бобринскому, одному из русских пионеров памироведения, шугнипир Сайид Юсуф Али Шах в 1902 году. [ 53 ]
В Дин-и Пандж-тане
[ редактировать ]В течение периода сокрытия ( даур ас-сатр ), который продолжался в истории исмаилитов на протяжении нескольких столетий (от распада Аламута до возрождения Анджудана ), некоторые элементы двунадесятнических шиитских и суфийских идей смешались с исмаилитскими идеями. вера памирцев. [ 57 ] [ 58 ] Многие персоязычные поэты и философы, такие как Ансари , Санаи , Аттар и Руми , считаются памирскими исмаилитами своими единоверцами и считаются пиран-и ма'рифат ( букв. « мастера гнозиса » ). [ 59 ] [ 57 ] Признавая своими лидерами Мухаммеда , его дочь Фатиму , зятя Али и внуков Хасана и Хусейна , памирцы называют свою религию « Дин-и Пандж-тани » ( букв. « религия [святых] пяти » ) и считают себя последователями этой религии, которую они называют «Пандж-тан». [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ] . Шугнийский поэт XV века Шах Зияи восхваляет имама Али, имама Хусейна, имама Хасана и Фатиму, которую он называет Пандж-тан, в стихотворении «Мухаммад-асту Али Хусейн, знающий в Хусайну», что Бекон. [ 63 ]
Ярлык Чар-Яри ( букв. « последователи четырех друзей » ) используется памирскими исмаилитами для обозначения мусульман-суннитов, признающих первых четырех халифов ( Абу Бакра , Умара , Усмана и Али). [ 64 ] [ 65 ] Шах Зияи считает тех, кто верит в Пандж-тан, истинно верующими, в отличие от тех, кто говорит только «четыре четыре» (чар чар), то есть суннитов. [ 63 ]
Использование термина Дин-и Пандж-тани, местного эквивалента термина «шиит» в контексте Бадахшана, выражает преданность шиитам в целом и исмаилизму в частности. [ 66 ] [ 67 ]
Чираг-Равшан
[ редактировать ]Среди памирских исмаилитов существует особая практика, называемая Чираг-Равшан ( букв. « светящаяся лампа » ), которая, вероятно, была введена Насиром Хусравом как средство привлечения людей для посещения его лекций. [ 46 ] [ 68 ] [ 69 ] Эта практика также известна как циров/цирав-питид/патид на памирских языках; Текст декламации, называемый Кандил-Нама или Чираг-Нама ( букв. « Книга Свечи » ), состоит из определенных стихов Корана и нескольких религиозных текстов на персидском языке , которые приписывают Насиру Хосрову. [ 70 ] [ 71 ] Чираг-Равшан также является обычаем, распространенным среди исмаилитов северных районов Пакистана и некоторых частей Афганистана. [ 72 ]
О проницательный возлюбленный, присоединяйся к миссии Насира! О благочестивый верующий, присоединяйся к миссии Насира! Насир из семьи Пророка, он поистине потомок Али. [ 46 ]
- Кандил-Нама
Согласно устному преданию, этот ритуал был открыт Пророку Мухаммеду ангелом Гавриилом ( Джибраилом ), чтобы утешить Пророка после смерти его маленького сына Абдаллаха . [ 73 ]
Язык
[ редактировать ]Памирцы лингвистически разлагаются на шугни - рушанскую группу (Шугни, Рушани, Хуфи , Бартанги , Рошорви , Сариколи ), с которой Язгулами и ныне вымершие Ванджи тесно связаны ; Ишкашими , Санглечи и Зебаки ; Вахи ; Мунджи и Йидга . [ 74 ] [ 17 ] [ 75 ] Родные языки Памира относятся к юго-восточной ветви иранских языков. [ 76 ] [ 74 ] Однако, согласно Энциклопедии Ираника , памирские языки и пушту относятся к северо-восточной иранской ветви. [ 77 ]
По словам Бориса Литвинского :
Общий шугни-рушанский язык существовал примерно 1300–1400 лет назад, но позже он раскололся… однако в гораздо более ранние времена существовал общий памирский язык, который развился в шугни-рушанский, вахский, ишкашимский и мунджинский диалекты. А поскольку общий шугни-рушанский язык существовал до V–VI веков нашей эры, широкое памирское языковое общение могло существовать во время или около сакского периода. [ 10 ]
Китайский путешественник Сюаньцзан , посетивший Шугнань в VII веке, утверждал, что жители этого региона имели свой язык, отличный от тохарского ( бактрийского ). Однако, по его словам, сценарий у них был одинаковый. [ 78 ]
В 1930-е годы памирские интеллектуалы пытались создать алфавит для памирских языков. Они приступили к созданию алфавита шугнского языка, самого распространенного языка на Памире, на основе латинской графики . В 1931 году вышел первый учебник шугнинского языка для взрослых, одним из авторов которого был молодой шугнинский поэт Нодир Шамбезода (1908–1991). [ 79 ] [ 80 ]
Во время Великой чистки в СССР сборник стихов Нодира Шанбезода был уничтожен, а сам он подвергся репрессиям, как и другие памирские интеллигенты, начавшие к тому времени работать. Вся работа по развитию литературы и образования на памирских языках была свернута. [ 80 ] В результате памирские языки на многие десятилетия стали неписьменными. В 1972 году акция по уничтожению книг на памирских языках была проведена в Государственной публичной библиотеке имени Фирдоуси в Душанбе. [ 81 ] [ 82 ] Как отмечает Тохир Каландаров, «это остается черным пятном в истории Таджикистана». [ 82 ]
Хотя памирские языки относятся к одной группе восточноиранских языков, они исключают общее понимание между собой. [ 76 ] Таджикский язык , называемый памирцами форси (персидский), использовался для общения как между ними, так и с соседними народами. [ 76 ] [ 83 ] [ 84 ] Хотя шугнские общины привычно распространены только в Таджикистане и Афганистане, традиционно шугнийский язык распространен среди всех памирцев как лингва-франка . [ 85 ]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^
- Персидский : Памир
- Таджикский : Помири , латинизированный : Помири
- Russian : Пами́рцы , romanized : Pamírcy
- Китайцы : Памирцы ; пиньинь : Памуэррен.
- Урду : Памирский
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Лашкарбеков 2006 , с. 111–30.
- ^ Хейс, Джеффри. «Памирские таджики и ягнобцы | Факты и подробности» . Проверено 29 декабря 2023 г.
- ^ «На каких языках говорят люди в Афганистане?» . Обзор населения мира . Проверено 17 августа 2024 г.
- ^ «Статистическое бюро Синьцзян-Уйгурского автономного района» . 11 октября 2017 г. Архивировано из оригинала 11 октября 2017 г. Проверено 29 декабря 2023 г. .
- ^ Додыхудоева 2018 , p. 108.
- ^ «На каких языках говорят люди в Афганистане?» . Обзор населения мира . Проверено 17 августа 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Каландаров 2014 .
- ^ Давлатшоев 2006 , с. 36.
- ^ Мамадназаров 2015 , p. 386.
- ^ Jump up to: а б Зоольшоев 2022 .
- ^ Мамадназаров 2015 , p. 387.
- ^ Jump up to: а б Назархудоева 2015 , стр. 102.
- ^ Лашкарбеков 2006 , с. 59.
- ^ Давлатшоев 2006 , стр. 37–8.
- ^ Нурмамадчоев 2014 , с. 40.
- ^ Давлатшоев 2006 , с. 38.
- ^ Jump up to: а б с Илолиев 2022 , с. 47.
- ^ Штрауб 2014 , с. 175.
- ^ Jump up to: а б с Нурмамадчоев 2014 , с. 36.
- ^ Daudov, Shorokhov & Andreev 2018 , p. 804.
- ^ Jump up to: а б Штрауб 2014 , с. 177.
- ^ Daudov, Shorokhov & Andreev 2018 , p. 805.
- ^ Jump up to: а б с Штрауб 2014 , с. 179.
- ^ Jump up to: а б Худоёров 2011 , с. 79.
- ^ Jump up to: а б Путеводитель 2014 , с. 88.
- ^ Daudov, Shorokhov & Andreev 2018 , p. 817.
- ^ Худоёров 2011 , с. 80.
- ^ Давлатшоев 2006 , стр. 91, 94.
- ^ Jump up to: а б Давлатшоев 2006 , с. 33.
- ^ Штрауб 2014 , стр. 181–2.
- ^ Худоёров 2011 , с. 81.
- ^ «Таджикистан: Страновой отчет о свободе в мире, 2024 год» . Дом Свободы . Проверено 26 июля 2024 г.
- ^ «Пара памирских активистов исчезла из России и вновь появилась в Таджикистане» . Дипломат . Проверено 16 августа 2024 г.
- ^ Давлатшоев 2006 , с. 97.
- ^ Давлатшоев 2006 , с. 102.
- ^ Додыхудоева 2018 , p. 121.
- ^ Дагиев 2018 , с. 23.
- ^ Гоибназаров 2017 , с. 25.
- ^ Мамадназаров 2015 , p. 402.
- ^ Дагиев 2022 , с. 88.
- ^ Илолиев 2008 , с. 29.
- ^ Jump up to: а б Нурмамадчоев 2014 , с. 147.
- ^ Jump up to: а б Листы 2007 , с. 207.
- ^ Дагиев 2022 , стр. 18–9.
- ^ Jump up to: а б Гоибназаров 2017 , с. 28.
- ^ Jump up to: а б с Илолиев 2008 , с. 42.
- ^ Давлатшоев 2006 , стр. 50.
- ^ Давлатшоев 2006 , стр. 44, 48.
- ^ Давлатшоев 2006 , с. 44.
- ^ Илолиев 2008 , с. 36.
- ^ Гоибназаров 2017 , с. 34.
- ^ Нурмамадчоев 2014 , с. 155.
- ^ Jump up to: а б Гоибназаров 2017 , с. 35.
- ^ Илолиев 2008 , с. 37.
- ^ Дагиев 2022 , стр. 27–8.
- ^ Elnazarov & Aksakolov 2011 , p. 48.
- ^ Jump up to: а б Илолиев 2008 , с. 41.
- ^ Гоибназаров 2017 , стр. 35–6.
- ^ Гоибназаров 2017 , стр. 37.
- ^ Давлатшоев 2006 , с. 47.
- ^ Нурмамадчоев 2014 , с. 124.
- ^ Илолиев 2008 , стр. 36, 41–2.
- ^ Jump up to: а б Гуламадов 2018 , с. 82.
- ^ Elnazarov & Aksakolov 2011 , p. 66.
- ^ Гоибназаров 2017 , с. 38.
- ^ Нурмамадчоев 2014 , стр. 24, 124.
- ^ Гуламадов 2018 , стр. 81, 82.
- ^ Нурмамадчоев 2014 , с. 221.
- ^ Elnazarov & Aksakolov 2011 , p. 67.
- ^ Илолиев 2022 , с. 54.
- ^ Гоибназаров 2017 , с. 36.
- ^ Нурмамадчоев 2014 , с. 216.
- ^ Elnazarov & Aksakolov 2011 , p. 68.
- ^ Jump up to: а б Стеблин-Каменский 1990 .
- ^ Додыхудоева 2004 , стр. 149, 150.
- ^ Jump up to: а б с Давлатшоев 2006 , с.51.
- ^ Симс-Уильямс 1996 .
- ^ Лашкарбеков 2006 , с. 64.
- ^ Каландаров 2018 , с. 166, 167.
- ^ Jump up to: а б Эдельман 2016 , p. 95.
- ^ Эдельман 2016 , p. 96.
- ^ Jump up to: а б Каландаров 2018 , с. 170.
- ^ Моногарова 1965 , p. 27.
- ^ Нурмамадчоев 2014 , с. 37, 38.
- ^ Dodykhudoeva 2004 , p. 149.
Библиография
[ редактировать ]Английские источники
[ редактировать ]- Стеблин-Каменский, И.М. (1990). «Центральная Азия xiii. Иранские языки» . Энциклопедия Ираника Том. 2–3. стр. 100-1 223–226.
- Симс-Уильямс, Николас (1996). «Восточноиранские языки» . Энциклопедия Ираника . Том. VII. стр. 649–652.
- Додыхудоева, Л.Р. (2004). «Этнокультурное наследие народов Западного Памира». Коллегиуим Антропологикум . 1 : 147–159.
- Давлатшоев, Сухробшо (2006). Формирование и закрепление памирской этнической идентичности в Таджикистане . Ближневосточный технический университет .
- Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (второе изд.). Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780511355615 .
- Илолиев, Абдулмамад (2008). Исмаилито-суфийский мудрец Памира: Мубарак-и Вахани и эзотерическая традиция памирских мусульман . Камбрия Пресс . ISBN 978-1-934043-97-4 .
- Эльназаров, Хаким; Аксаколов, Султонбек (2011). «Низариты-исмаилиты Центральной Азии в наше время». В Дафтари, Фархад (ред.). Современная история исмаилитов: преемственность и изменения в мусульманской общине . ИБ Таурис . ISBN 978-1-84511-717-7 .
- Нурмамадчоев, Нурмамадчо (2014). Исмаилиты Бадахшана: история, политика и религия с 1500 по 1750 год . Лондон: Школа восточных и африканских исследований .
- Кылавуз, IT (2014). Власть, сети и насильственные конфликты в Центральной Азии: сравнение Таджикистана и Узбекистана (1-е изд.). Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9780815377931 .
- Штрауб, Д.П. (2014). Акылдиз, Шевкет; Карлсон, Ричард (ред.). Социальные и культурные изменения в Центральной Азии . Центральноазиатский исследовательский форум (1-е изд.). Рутледж . ISBN 9781138575615 .
- Назархудоева, Д.С. (2015). «Современный этап развития этнической идентичности и этнических отношений народов Памира». Московский Государственный Университет Искусств и Культуры . 1 : 63. ISSN 1997-0803 .
- Гоибназаров, Чоршанбе (2017). Касида-хони: музыкальное выражение идентичности в Бадахшане, традиции, преемственность и перемены Таджикистана . Гумбольдт-Университет Берлина .
- Гуламадов, Шафтолу (2018). Житие Нашир-и Хосрова и исмаилитов Бадахшана Университет Торонто . ISBN 9780438188624 .
- Дагиев, Дагихудо (2018). Идентичность, история и транснациональность в Центральной Азии . Центральноазиатские исследования. Рутледж .
- Даудов А.К.; Шорохов В.А.; Андреев, А.А. (2018). «Анатомия политических преобразований периода распада СССР на материале Кухистонского Бадахшона» (PDF) . Санкт-Петербургский университет . 63 (3): 799–822. дои : 10.21638/11701/spbu02.2018.309 . ISSN 1812-9323 .
- Зоольшоев, МЗ (2022). Древние и раннесредневековые царства Памира Центральной Азии (1-е изд.). Рутледж . ISBN 978-1032246765 .
- Дагиев, Селф (2022). Центральноазиатские исмаилиты: Аннотированная библиография русских, таджикских и других источников . Исмаилитское наследие. Лондон: IB Tauris . ISBN 978-0-7556-4498-8 .
- Илолиев, Абдулмамад (2022). «Исмаилитское возрождение в Таджикистане: от перестройки до современности» . Журнал турецкой культуры и исследований Хаджи Бекташа Вели (102): 43–60. дои : 10.34189/hbv.102.002 . ISSN 1306-8253 .
Российские источники
[ редактировать ]- Моногарова, Л. Ф. (1965). Современные этнические процессы на Западном Памире (in Russian). Советская этнография.
- Лашкарбеков, Б. Б. (2006). Памирская экспедиция (статьи и материалы полевых исследований) (in Russian). Москва: Институт востоковедения РАН . ISBN 5892822915 .
- Худоёров, М. М. (2011). "Проблема Памирской автономии в Таджикистане на рубеже 1980—1990-х годов". Magistra Vitae: электронный журнал по историческим наукам и археологии (in Russian). 22 (237): 78–81.
- Каландаров, Тохир (2014). «Памирские народы» . Большая Российская Энциклопедия (на русском языке). Москва. стр. 178–179.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Мамадназаров, Мунавар (2015). Памятники зодчества Таджикистана (in Russian). Москва: Прогресс-Традиция. ISBN 978-5-89826-459-8 .
- Эдельман, Д. И. (2016). "Некоторые проблемы миноритарных языков Памира" . Родной язык (in Russian): 88–112.
- Каландаров, Т. С. (2018). «Памирские народы, их языки и перепись: этнический дискурс». Этнографическое обозрение (на русском языке): 162–178. дои : 10.31857/S086954150001482-0 .
- Додыхудоева, Л. Р. (2018). "Влияние городской среды на носителей памирских языков". Acta Linguistica Petropolitana. Труды института лингвистических исследований (in Russian). XIV (3): 108–136. ISSN 2306-5737 .