Грумман XF10F Ягуар
XF10F Ягуар | |
---|---|
Роль | Прототип с поворотным крылом истребителя |
Производитель | Грумман |
Первый полет | 19 мая 1952 г. |
Статус | Отменено в апреле 1953 г. |
Количество построенных | 1 |
Grumman XF10F Jaguar — прототип с поворотным крылом, истребителя предложенный ВМС США в начале 1950-х годов. Хотя он так и не поступил на вооружение, его исследования проложили путь к созданию более позднего F-111 General Dynamics от Grumman и собственного F-14 Tomcat .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Интерес ВМФ к крылу изменяемой геометрии был основан на опасениях, что постоянно растущий вес реактивных истребителей затрудняет эксплуатацию авианосцев . Многие из существующих самолетов уже имели незначительные характеристики авианосца, и тенденция роста веса явно была восходящей. В то же время требования к скоростным характеристикам требовали стреловидной компоновки крыла , не обеспечивающей хорошие взлетные характеристики. Перспектива объединить их в одном самолете была заманчивой.
Первоначально задуманный как версия более раннего F9F Panther со стреловидным крылом , в феврале-марте 1948 года конструкция была изменена с использованием Т-образного хвостового оперения и, в конечном итоге, крыла с изменяемой геометрией. [ 1 ] Он имел Т-образное хвостовое оперение с горизонтальным стабилизатором, небольшой поворотный центральный корпус с треугольным сервоприводом на носу и более крупное заднее треугольное основное крыло, установленное на вертикальном киле. единственного турбореактивного Питание двигателя осуществлялось через щековые воздухозаборники. Высокое плечевое крыло могло перемещаться в два положения: стреловидность 13,5° для взлета и посадки и стреловидность 42,5° для высокоскоростного полета.
Уникальная конструкция горизонтального стабилизатора была свободно плавающей; прикрепленный небольшой носовой самолет управлялся непосредственно пилотом и поднимал или опускал стабилизатор; таким образом, он управлялся аэродинамически, а не механически, и это приводило к вялому регулированию тангажа, особенно на низких скоростях, когда поток воздуха через небольшую носовую часть был уменьшен, и если бы проект развивался дальше, его, вероятно, заменили бы обычным полностью - летающее хвостовое оперение . Непредсказуемое поведение конструкции часто вызывало колебания, вызванные пилотом , а внезапное и беспорядочное раскрытие предкрылков передней кромки приводило к тому, что самолет большую часть времени был практически неуправляемым. [ 2 ]
XF10F-1 не имел вооружения, но серийный самолет, вероятно, имел четыре 20-мм (0,79 дюйма) пушки и пилоны для бомб и ракет, как и другие современные истребители ВМФ.
Тестирование
[ редактировать ]Конфигурация Jaguar представляла собой многие из тех же проблем с управляемостью, что и более ранний экспериментальный самолет Bell X-5 , но с некоторыми ужасными характеристиками вращения.
Разработке Jaguar препятствовало использование хронически ненадежного турбореактивного двигателя Westinghouse J40 , который, как и на других самолетах того периода, делал Jaguar опасно недостаточно мощным и склонным к различным проблемам, связанным с двигателем. J40 развивал тягу всего 6800 фунтов силы (30,2 кН) вместо ожидаемых 11 000 фунтов силы (49 кН), и его проблемы в конечном итоге оказались непреодолимыми. [ 3 ]
Летчик-испытатель Корвин «Корки» Мейер , единственный пилот, летавший на «Ягуаре», [ 4 ] описал полет как увлекательное занятие, «потому что в этом было столько неправильного». [ 5 ] Примеры «неправильностей», с которыми столкнулся Мейер во время программы испытательного полета, включали:
- Заклинивание механизма стреловидности крыла, когда гидравлическая жидкость застыла в желеобразное состояние из-за плохого обслуживания, в результате чего образовалось вещество «консистенции желе ». Несмотря на эту неудачу, утверждение аэродинамиков о том, что крыло развернется в случае механической неисправности, к облегчению Мейера, оказалось совершенно верным.
- Регулярные отказы в полете столь же экспериментального турбореактивного двигателя Westinghouse XJ-40. Причина его ненадежности в «Ягуаре» в конечном итоге заключалась в исключительном случае небрежного производства; На панели доступа к блоку электроники двигателя был винт длиной почти 5 дюймов (127 мм), который повреждал хрупкие схемы внутри, что резко контрастировало с тремя другими винтами панели, длина которых едва составляла 0,4 дюйма (10 мм).
- «Аэродинамически сбалансированный» маятниковый руль высоты с уточным приводом, чья неэффективность и плохой вклад в устойчивость уже были очевидны в моделях разработки свободного полета. Нестабильность была отвергнута как «эффект модели», но это оказалось ошибочным суждением. Первоначальные исправления включали набор треугольных горизонтальных килей на задней части фюзеляжа, но в конечном итоге Grumman признала поражение и задним числом установила горизонтальные поверхности с более раннего истребителя Grumman F-9 Cougar со стреловидным крылом. К этому времени программа приближалась к завершению, и на данном этапе было маловероятно, что ВМС США примут на вооружение «Ягуар».
- Во время полета фонарь открывался и не мог ни закрыться, ни катапультироваться. В то же время ненадежный двигатель начал терять мощность с угрожающей скоростью, но из-за проблем с фонарем Корки Мейер не смог катапультироваться. Ему удалось благополучно приземлиться. Именно после этого полета был найден вышеупомянутый винт огромного размера.
Он обнаружил, что механизм поступательной стреловидности крыла, аналогичный механизму Bell X-5 (который был намного сложнее, чем тот, который позже был принят на F-111, F-14 и Panavia Tornado и др. ), является единственная функция, которая работала безупречно. Результаты не воодушевили ВМФ, а разработка более крупных авианосцев с наклонными полетными палубами и паровыми катапультами сделала конфигурацию с поворотным крылом ненужной. [ 1 ]
Прототип XF10F-1 впервые поднялся в воздух 19 мая 1952 года. В течение года он совершил около 32 испытательных полетов. [ 1 ] но в апреле 1953 года ВМФ отменил программу, а вместе с ней и заказанные 112 серийных самолетов. Единственный летающий самолет и незавершенный второй прототип были отправлены в Центр авиационных материалов ВМС в Филадельфии для испытаний на баррикадах, а самолет для статических испытаний позже использовался в качестве артиллерийской мишени. [ 1 ]
Технические характеристики (XF10F-1)
[ редактировать ]Общие характеристики
- Экипаж: один пилот
- Длина: 55 футов 9,6 дюйма (17,008 м)
- Размах крыльев: 50 футов 8 дюймов (15,44 м)
- Размах стреловидного крыла: 36 футов 8 дюймов (11,18 м) стреловидный
- Высота: 16 футов 3 дюйма (4,95 м)
- Площадь крыла: 466,9 кв. футов (43,38 м ). 2 ) площадь, 450 кв. футов (42 м 2 ) прокатился
- Пустой вес: 20 425 фунтов (9 265 кг)
- Максимальный взлетный вес: 35 450 фунтов (16 080 кг)
- Силовая установка: 1 Westinghouse XJ40-WE-8 турбореактивный двигатель , тяга 6800 фунтов силы (30 кН).
Производительность
- Максимальная скорость: 710 миль в час (1140 км/ч, 620 узлов)
- Диапазон: 1670 миль (2690 км, 1450 миль)
- Тяга/вес : 0,19
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- ДеМейс, Ричард. «Нет места, чтобы размахивать кошкой». Крылья , Том 6, № 4, август 1976 г.
- Франсильон, Рене. Самолеты Grumman с 1929 года . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1989. ISBN 0-87021-246-X .
- Джонс, Ллойд С. Истребители ВМС США с 1922 по 1980-е годы . Фоллбрук, Калифорния: Aero Publishers, 1977. ISBN 978-0-8168-9254-9 .
- Винчестер, Джим. Худший самолет в мире: от новаторских неудач до многомиллионных катастроф . Лондон: Amber Books Ltd., 2005. ISBN 1-904687-34-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Grumman XF10F Jaguar, на Викискладе?