Хэндли Пейдж HP42
ХП.42/ХП.45 | |
---|---|
Хэндли Пейдж HP42 G-AAUD Ханно | |
Роль | Гражданский авиалайнер |
Производитель | Хэндли Пейдж |
Дизайнер | Джордж Волкерт и Гарольд Болтби |
Первый полет | 14 ноября 1930 г. |
Введение | июнь 1931 г. |
Ушедший на пенсию | 1940 г. (все потеряно) |
Основные пользователи | Империал Эйрвэйз Королевские ВВС |
Количество построенных | 4 л.с.42, 4 л.с.45 |
Handley Page HP42 и HP45 — четырехмоторные бипланы авиалайнеры- , разработанные и изготовленные британской авиационной компанией Handley Page , базирующейся в Рэдлетте , Хартфордшир . На момент появления этого типа в 1931 году они отличились тем, что были крупнейшими регулярно используемыми авиалайнерами в мире. [ 1 ]
HP42/45 были разработаны в соответствии со спецификациями, выпущенными в 1928 году британской авиакомпанией Imperial Airways . Обе модели очень похожи: HP42 оптимизирован по дальности полета за счет полезной нагрузки, а HP45 перевозит больше пассажиров на более короткие расстояния. Imperial Airways одобрила предложения Хэндли Пейджа и заказала четыре самолета двух вариантов, которые станут новыми флагманами наземного дальнего следования в ее парке.
14 ноября 1930 года прототип под названием «Ганнибал» совершил свой первый полет. После их ввода в эксплуатацию Imperial Airways они составляли основу наземного флота авиалайнеров на протяжении большей части 1930-х годов, а также многочисленные летающие лодки компании . Было построено восемь самолетов, по четыре каждого типа, и все они имели названия, начинающиеся с буквы «Н». Трое выживших были призваны на службу в Королевские ВВС (RAF) в начале Второй мировой войны . К концу 1940 года все самолеты были уничтожены.
Разработка
[ редактировать ]В 1928 году компания Imperial Airways запросила от британской авиационной промышленности заявки на замену ее наземных авиалайнеров de Havilland Hercules и Armstrong Whitworth Argosy для использования на ее основных дальних маршрутах через Империю. [ 2 ]
Тендер был разделен на четыре требования: трех- и четырехмоторные самолеты для европейских маршрутов и трех- и четырехмоторные самолеты для восточных маршрутов. Ожидались котировки на партии из трех, четырех, пяти и шести самолетов. Imperial Airways отдала предпочтение двигателям с воздушным охлаждением, в то время как выбранные двигатели будут предоставлены Imperial Airways, а также электрическое и беспроводное оборудование. Платежи будут производиться постепенно на протяжении всего производства, при этом последняя треть цены будет сохраняться до момента поставки и приемки. [ 3 ]
Imperial уточнила, что скорость сваливания самолета не будет превышать 52 миль в час (84 км/ч), и он должен был иметь возможность летать без помощи рук и поддерживать высоту с одним выключенным двигателем на заданном расстоянии. Они также уточнили, что средний пассажир будет весить 165 фунтов (75 кг).
Imperial Airways предлагала бонусы за превышение спецификаций и штрафы за невыполнение обязательств и несвоевременную доставку. [ 3 ] Самолеты должны были быть поставлены с сентября 1930 г. до конца года (восточный тип) и с декабря 1930 г. по конец марта 1931 г. (западный тип).
Британский производитель самолетов Handley Page , уже завоевавший репутацию производителя крупных авиалайнеров, начал работу над проектами, отвечающими этому требованию. [ 4 ] и подали тендерные заявки, отвечающие всем четырем требованиям. [ 5 ]
Хэндли Пейдж построил два очень похожих самолета, получивших обозначения HP42 и HP45 соответственно, чтобы удовлетворить разные требования. HP42 предназначался для дальних восточных маршрутов Imperial Airways, а HP45 был настроен для более коротких маршрутов по Европе . Imperial Airways заказала по четыре штуки каждого. Imperial Airways обычно называла HP42 HP42E ( E для «восточных» маршрутов - Индия и Южная Африка ), а HP45 - HP42W (W для «западных», то есть европейских маршрутов). [ 6 ] [ 7 ]
Дизайн разработали Джордж Волкерт и Гарольд Боултби.
Дизайн
[ редактировать ]Handley Page HP42 представлял собой большой полутораплан с неравным размахом крыла . В его дизайне было реализовано множество оригинальных особенностей. [ 8 ] Он имел цельнометаллический каркас с полотняной обшивкой крыльев, хвостового оперения и хвостовой части фюзеляжа. Фюзеляж состоит из двух секций: необычно длинная передняя часть построена вокруг массивных клепаных балок и частично покрыта гофрированным металлом, а задняя часть построена из сварных стальных труб и обшита тканью. Их строительство было отмечено как относительно дорогостоящее. [ 9 ]
Крылья были скреплены фермой Уоррена для упрощения такелажа, которая уже была испытана на Handley Page Hare компании Boultbee . Двигатели располагались настолько близко друг к другу, насколько диаметр винта позволял уменьшить рыскание при выключенном двигателе. На верхнем крыле были установлены автоматические прорези, в конструкции которых использовался новый подход к конструкции, включающий одиночные z-образные лонжероны и обшивку из дюралюминия . [ 10 ] щелевого типа Также используются элероны , каждый из которых имеет четыре шарнира и поддерживается четырьмя кронштейнами коробчатого сечения и статически и аэродинамически сбалансированы, что обеспечивает относительно небольшие усилия управления. Внутри нижних двигателей нижние крылья были наклонены вверх, поэтому лонжерон проходил над кабиной, а не сквозь нее. [ 9 ] Управление рулями высоты и элеронами осуществлялось через Y-образную трубку большого диаметра, при этом основные органы управления дублировались. [ 11 ] биплана Хвостовое оперение имело три отдельных киля .
HP42 был оснащен четырьмя двигателями Bristol Jupiter XIF мощностью 490 л.с. (370 кВт), а вариант HP45 использовал четыре двигателя Jupiter XFBM с наддувом мощностью 555 л.с. (414 кВт) . [ 12 ] Обе модели имели двигатели в одинаковом положении: два двигателя на верхнем крыле и по одному с каждой стороны фюзеляжа на нижнем крыле. Хотя это и не было обычным явлением, это не было оригинальным нововведением, поскольку ранее оно использовалось на некоторых . самолетах Блерио [ 13 ] Верхние двигатели располагались настолько близко друг к другу, насколько это допускало диаметр их винтов, и крепились на жестких дюралевых пластинах, прикрепленных к заднему лонжерону крыла приваренными стальными трубками. Топливные баки находились в верхнем крыле и имели гравитационное питание. [ 14 ] Дроссельные заслонки двигателя включали механизм, который использовал первое движение с холостого хода для включения топливного насоса. [ 15 ]
Полностью закрытое боевое отделение располагалось в носовой части самолета. [ 16 ] [ 13 ] Было две пассажирские каюты: одна в носовой части крыла, другая в кормовой. HP42E нес шесть (позже их число увеличилось до 12) в носовом отсеке и двенадцать в кормовом. [ 17 ] Для багажа также было выделено достаточно места. Вариант HP42W вмещал 18 пассажиров спереди и 20 сзади за счет вместимости багажа. [ 17 ] Каюты отличались высокой степенью роскоши и были намеренно стилизованы под железнодорожные вагоны Pullman . Другие функции, направленные на повышение комфорта пассажиров, включают просторные каюты, широкие окна и полный набор бортовых услуг. [ 18 ] не было, Первоначально, как это было типично для того периода, ремней безопасности пока несвязанная с этим авиакатастрофа не побудила Imperial Airways установить их. [ 19 ]
Операционная история
[ редактировать ]14 ноября 1930 года прототип, получивший теперь название «Ганнибал» и зарегистрированный как G-AAGX, совершил первый полет под руководством командира эскадрильи Томаса Гарольда Инглэнда. [ 20 ] В мае 1931 года самолет получил сертификат летной годности , разрешающий его использование для коммерческих полетов. 11 июня того же года первые платные пассажиры были доставлены в Париж . Чрезвычайно высокая стоимость авиаперелетов в то время обычно ограничивала полеты для представителей высшего общества, таких как члены королевской семьи , знаменитости и высокопоставленные бизнесмены, а парк самолетов HP42/45 считался флагманами Imperial Airways и, соответственно, обеспечивался роскошным бортовым оборудованием. сервис и изысканно оформленный интерьер. [ 19 ] [ 18 ] Они приобрели благоприятную репутацию среди летной публики, особенно благодаря своей надежности. [ 21 ] Они планируют накопить общий пробег более 10 миллионов миль (16 миллионов км) за девять лет с Imperial Airways. [ 1 ]
Ключевым требованием Imperial Airways было то, чтобы ее авиалайнеры безопасно приземлялись на низкой скорости на траве или на грунтовых аэродромах, обычных в то время. Без использования закрылков для этого требовалась большая площадь крыла (почти такая же, как у Боинга 767, который весит более чем в 10 раз больше). В 1951 году Питер Мейсфилд писал: «Проблема медленного самолета с очень низкой нагрузкой на крыло заключается в том, что он постоянно барахтается в турбулентном воздухе... Одна из причин, почему сегодня в Париж летает в семь раз больше людей. По сравнению с 1931 годом, заболеваемость воздушной болезнью на современных самолетах составляет лишь одну сотую от заболеваемости на довоенных типах». [ 22 ] Другой писатель вспоминал: «Меня довольно часто приземляли в «42» в Лимпне , чтобы заправиться достаточным количеством топлива для завершения полета (из Парижа) в Лондон против встречного ветра - его нормальная крейсерская скорость была 90 миль в час (140 км/ч). " [ 23 ] Однако, хотя это было в три раза быстрее, чем комбинация пароходов и поездов, использовавшаяся до появления самолетов, несколько типов французских самолетов на том же маршруте были значительно быстрее, включая Wibault 280 , который впервые поднялся в воздух в том же году и двигался со скоростью 140 миль в час. (230 км/ч). Когда 1 сентября 1939 года HP42 были поражены, они зафиксировали почти десятилетие без каких-либо смертельных случаев на гражданской службе. [ 24 ] [ 1 ]
В 1933 году, после того как несколько из них были потеряны или повреждены в результате несчастных случаев, Imperial попыталась приобрести еще два HP42 с двигателями Armstrong Siddeley Tiger , но не приняла заявленную Хэндли Пейджем цену в 42 000 фунтов стерлингов за каждый, что было намного выше первоначальной цены. Цена в 1931 году составляла 21 000 фунтов стерлингов, поэтому вместо этого они заказали две Short Scyllas , сухопутную версию летающей лодки Short Kent . [ 25 ] [ 26 ]
Индивидуальные истории
[ редактировать ]Было поставлено четыре самолета HP42 и четыре самолета HP45, а два самолета HP45 позже были переоборудованы в HP42.
HP42
[ редактировать ]G-AAGX Ганнибал
[ редактировать ]Первый полет прототипа « Ганнибала » состоялся 14 ноября 1930 года. Самолет был назван в честь Ганнибала , карфагенского военачальника.
8 августа 1931 года во время регулярного пассажирского рейса из Кройдона в Париж отказал левый нижний двигатель. Обломки вышедшего из строя двигателя ударились о левый верхний винт, заставив его вибрировать настолько сильно, что его пришлось заглушить. Вынужденная посадка была произведена в Файв-Оук-Грин , Кент , где самолет получил дополнительные повреждения крыла и еще одного винта, а хвост был оторван пнем. Среди 20 пассажиров и членов экипажа серьезных травм не было. Самолет был разобран и по дороге доставлен в Кройдон для ремонта. [ 27 ] «Ганнибал» снова был поврежден сильным ветром на временной посадочной площадке британских ВВС в Семахе на Галилейском море 17 ноября 1932 года. Фюзеляж и сильно поврежденные крылья были отправлены по Хиджазской железной дороге с шириной колеи 3 фута 5 дюймов (1,05 м) в Хайфу, где они были переданы на Палестинские железные дороги со стандартной колеей 1,435 м (4 фута 8,5 дюйма) и отправлены в Гелиополис для ремонта. [ 28 ] Он исчез над Оманским заливом 1 марта 1940 года, на борту находились восемь человек, в том числе ас Первой мировой войны капитан группы Гарольд Уистлер и индийский политик сэр А.Т. Паннирсельвам . [ 29 ] Предварительное сообщение о том, что обломки самолета были обнаружены, оказалось неверным. [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] Никаких следов так и не было обнаружено, и причина его утраты остается неизвестной. [ 33 ] [ 28 ]
G-AAUC Хорса
[ редактировать ]G-AAUC первоначально был назван в честь Гекаты , греческой богини , но вскоре был переименован в Хорсу , завоевателя Британии и брата Хенгиста. Самолет впервые поднялся в воздух 11 сентября 1931 года, а затем был принят в состав 271-й эскадрильи RAF под номером AS981 . Он сгорел после вынужденной посадки на неровной площадке в парке Морсби , недалеко от Уайтхейвена , Камберленд , 7 августа 1940 года.
G-AAUD У них есть
[ редактировать ]G-AAUD, заводской номер 42/3, был назван в честь карфагенянина Ганнона Мореплавателя , исследовавшего атлантическое побережье Африки около 570 г. до н.э. «Ханно» впервые поднялся в воздух 19 июля 1931 года, а затем был переоборудован в HP42(W) ( класс «Ганнибал» ). Он потерпел жесткую посадку в Энтеббе, но был восстановлен, отремонтирован и возвращен в строй. Он появился в пятнадцатиминутном документальном фильме компании Strand Film Company 1937 года « Воздушная застава», приземлившаяся в Аль-Махатте в Шардже , ныне в Объединенных Арабских Эмиратах . Самолет попал в состав 271-й эскадрильи Королевских ВВС и был поврежден и не подлежал ремонту во время шторма в Уитчерч аэропорту в Бристоле вместе с Гераклом 19 марта 1940 года.
G-AAUE Адриан
[ редактировать ]Г-ААУЭ, заводской номер 42/2, был назван в честь римского императора Адриана . Первый полет Адриана состоялся 24 июня 1931 года. [ 34 ] Самолет ненадолго появился в фильме 1936 года « Песнь свободы» в главной роли с Полем Робсоном . С началом Второй мировой войны Адриан был переведен в 261-ю эскадрилью Королевских ВВС под позывным AS982 на авиабазе Королевских ВВС в Одихаме . 6 декабря 1940 года «Адриан» был оторван от причала в аэропорту Донкастер во время шторма, перевернулся и перевернулся на железнодорожных путях рядом с аэропортом. Самолет был слишком сильно поврежден, чтобы его можно было ремонтировать.
HP45
[ редактировать ]HP45 перевозил больше пассажиров за счет дальности полета и вместимости багажа и предназначался для европейских маршрутов Imperial Airways.
G-AAXC Геракл
[ редактировать ]G-AAXC был назван в честь Геракла , также известного как Геракл, из греческой мифологии , который был известен своей силой. 8 августа 1931 года «Геракл» совершил свой первый полет, который чаще всего выполнялся между Парижем , Кельном и Цюрихом . Геракл ненадолго появляется в спортивной комедии 1932 года «Счастливое число» с участием Гордона Харкера. 23 июля 1937 года он преодолел один миллион миль. [ 35 ] «Геракл» был принят на вооружение британских ВВС 3 марта 1940 года, но был поврежден и не подлежал ремонту во время шторма 19 марта 1940 года в аэропорту Уитчерч в Бристоле, когда его взорвало вместе с Ханно .
G-AAXD Гораций
[ редактировать ]G-AAXD был назван в честь Горация , римского героя. Гораций совершил первый полет 6 ноября 1931 года. [ нужна ссылка ] Горация можно ненадолго увидеть в действии в фильме « Воздушная застава» и фильме 1937 года « Украденный праздник» . 9 декабря 1937 года Горация ударила молния , когда он пересекал Ла-Манш из Парижа в Кройдон. Предупредительная посадка была произведена в Лимпне , где на крыле были обнаружены незначительные повреждения. [ 36 ] В сентябре 1938 года «Гораций» получил повреждения левого шасси и нижнего левого крыла при вынужденной посадке также в Лимпне. Самолет был отремонтирован и возвращен в строй. [ 37 ] до того, как на него произвели впечатление ВВС Великобритании во Второй мировой войне. Возвращаясь из Франции 7 ноября 1939 года, самолет не смог найти пункт назначения в Эксетере из-за плохой погоды и был вынужден совершить вынужденную посадку на поле для гольфа Тивертона , во время которой он врезался в два дерева и был разрушен. Четырехлопастной деревянный пропеллер самолета был утилизирован и выставлен в Центре для посетителей аэропорта Кройдон, расположенном в бывшем здании терминала аэропорта Кройдон. [ нужна ссылка ]
G-AAXE Хенгист
[ редактировать ]G-AAXE первоначально был назван в честь Гесперид , но вскоре был переименован в честь Хенгиста , брата Хорсы и легендарного завоевателя Британии. Хенгист впервые поднялся в воздух 8 декабря 1931 года. Позже его переоборудовали из европейского в восточный самолет. Хенгист попал в результате пожара в ангаре дирижабля и сгорел в Карачи , Индия , 31 мая 1937 года, что сделало его единственным HP42/45, не дожившим до Второй мировой войны.
G-AAXF Хелена
[ редактировать ]G-AAXF был назван в честь Елены ( Елены Троянской ). Первый полет он совершил 30 декабря 1931 года. Как и Хенгист , он был переоборудован в самолет Eastern. Части этого самолета можно увидеть в фильме 1933 года « Человек-пасьянс» . Хелена была принята на вооружение 271-й эскадрильи RAF в мае 1940 года. Позже в том же году после жесткой посадки самолет был остановлен; Послеаварийная проверка признала планер из-за коррозии, и в 1941 году он был списан, за исключением передней части фюзеляжа, которая использовалась Королевским флотом в течение нескольких лет в качестве офиса.
Реплика
[ редактировать ]Было предпринято несколько попыток создать HP42 для целей сохранения/сохранения наследия. [ 38 ] В 2015 году была запущена кампания по сбору средств с целью производства точной копии HP42. [ 16 ] [ 19 ] оригинальные чертежи и другие исходные материалы той эпохи, и, хотя можно построить точную копию, годную к полетам, современные правила безопасности не позволяют перевозить платных пассажиров. Доступны [ 16 ] [ 19 ]
Операторы
[ редактировать ]Технические характеристики (HP42E)
[ редактировать ]Данные Handley Page Aircraft с 1907 года. [ 39 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 4
- Вместимость: 24 пассажира и 14,2 куб. м почты/багажа.
- Длина: 92 фута 2 дюйма (28,09 м)
- Размах крыльев: 130 футов 0 дюймов (39,62 м)
- Высота: 27 футов 0 дюймов (8,23 м) [ 40 ]
- Площадь крыла: 2989 кв. футов (277,7 м ). 2 ) [ а ]
- Профиль : РАФ 28 [ 42 ]
- Пустой вес: 17 740 фунтов (8 047 кг)
- Максимальный взлетный вес: 28 000 фунтов (12 701 кг)
- Силовая установка: 4 Bristol Jupiter XIF мощностью 490 л.с. (370 кВт) каждый. 9-цилиндровых радиально-поршневых двигателя воздушного охлаждения
- Гребные винты: 4-лопастные деревянные гребные винты фиксированного шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 120 миль в час (190 км/ч, 100 узлов)
- Крейсерская скорость: 100 миль в час (160 км/ч, 87 узлов) [ 40 ]
- Дальность: 500 миль (800 км, 430 миль)
- Скорость набора высоты: 790 футов/мин (4,0 м/с) [ 40 ]
Заметные выступления в СМИ
[ редактировать ]- HP45 показан в короткометражном документальном фильме Shell Film Unit Роя Локвуда 1934 года «Аэропорт » («день из жизни» лондонского аэропорта Кройдон ). [ 43 ] HP45 G-AAXC Heracles появляется в сценах погрузки, руления и взлета, а HP45 G-AAXD Horatius приземляется и разгружается.
- G-AAXE Хенгист — место убийства в детективном романе 12.30 из Кройдона» « Фримена Уиллса Крофтса 1934 года .
- HP42 «Прометей» фигурирует в качестве места преступления в романе Пуаро Агаты Кристи 1935 года « Смерть в облаках» .
- HP42 ненадолго появляется в начале анимационного фильма « Служба доставки Кики» студии Ghibli.
- Вымышленный пятый HP42 G-AAXJ Horus широко представлен в серии комиксов Роджера Лелупа «Йоко Цуно» , в альбомах «Message pour l'éternité» и «Anges et faucons» .
- HP45 G-AAXD Гораций появляется в фильме 1937 года « Украденный отпуск ».
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Армстронг Уитворт Аргози
- Бреге 393Т
- Кертисс Модель 53 Кондор
- Фарман Ф.224
- Лиоре и Оливье ЛеО 21
- Короткая Сцилла
- Сикорский С-37
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «Хэндли Пейдж HP42 «Геракл». Музей науки , дата обращения: 9 июня 2019 г.
- ^ Барнс 1987, с. 306
- ^ Перейти обратно: а б Барнс 1987 стр.307
- ^ Тейлор и Тейлор 1978, с. 118.
- ^ Барнс 1987 стр. 307
- ^ Свитман 1979, с. 26.
- ^ Вудли 2006, с. 10.
- ^ NACA 1935, стр. 2, 6.
- ^ Перейти обратно: а б NACA 1935, стр. 3-4.
- ^ NACA 1935, стр. 3.
- ^ NACA 1935, стр. 6.
- ^ NACA 1935, стр. 5.
- ^ Перейти обратно: а б НАКА 1935, стр. 2.
- ^ NACA 1935, стр. 4-5.
- ^ Рейс 1930, стр. 1385.
- ^ Перейти обратно: а б с Краучер, Мартин. «Британская команда планирует построить копию самолета 1930-х годов, который соединил Шарджу с миром». thenational.ae , 12 июня 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джексон 1973, с. 238.
- ^ Перейти обратно: а б Вотолато 2007, с. 13.
- ^ Перейти обратно: а б с д Марш, Элтон К. «Огромный авиалайнер-биплан может снова полететь». АОПА , 31 марта 2014 г.
- ^ Суонборо 1992, с. 143.
- ^ Кук 1959, с. 30.
- ^ Самолет , 14 декабря 1951 г., с. 767.
- ^ Бэнкс 1978, [ нужна страница ] .
- ^ Эланор, Хамфрис и Хамфрис 2005, с. 7.
- ^ Барнс 1976, с. 322.
- ^ Барнс 1967, с. 272.
- ^ «Авария с авиалайнером. Повреждён при вынужденной посадке». The Times, выпуск 45897, 10 августа 1931 г., с. 10, столбец Г.
- ^ Перейти обратно: а б Хобби, RW «Рейс CW197 Imperial Airways HP42 'Ганнибал'». Рробби.Ка, 2010.
- ^ «Потеря «Ганнибала». Журнал Flight Magazine, том XXXVII, выпуск 1628, 7 марта 1940 г., стр. 217. Проверено: 4 августа 2011 г.
- ^ "Обнаружено крушение самолета" . Irish Times, Reuter (Дублин), 5 марта 1940 г., стр. 6.
- ^ «Катастрофа Ганнибала: обломки не найдены». Townsville Daily Bulletin (Таунсвилл, Квинсленд), 7 марта 1940 г., стр. 4.
- ^ «Поиски Ганнибала прекращены». Журнал Flight Magazine, том XXXVII, выпуск 1630, 21 апреля 1940 г., стр. 271. Дата обращения: 4 августа 2011 г.
- ^ Хеллиер, Питер и Лоуренс Гэри. «Авиакатастрофы времен Второй мировой войны в ОАЭ» (PDF) . Tribulus (Дубай: ENHG – Абу-Даби), 14 (1) 2004 г., стр. 9–11. Проверено 4 августа 2011 г.
- ^ Барнс 1976, с. 316.
- ^ Джексон 1988, с. 239.
- ^ «Авиалайнер во время шторма. Крыло повреждено молнией. Тревожный опыт над Ла-Маншем». «Таймс», выпуск 47864, 10 декабря 1937 г., с. 16, столбец Е.
- ^ Коллайер, Дэвид Г. «Третья секция, Посетители 1919–1939». Аэропорт Лимпна в старых фотографиях. Страуд, Великобритания: Alan Sutton Publishing Ltd, 1992. ISBN 0-7509-0169-1 .
- ^ "Путешествие во времени?" Flight International , 22 апреля 2003 г.
- ^ Барнс 1976, с. 327.
- ^ Перейти обратно: а б с Джексон 1973, с. 240.
- ^ Рейс 1930 г., стр. 1383.
- ^ Барнс 1976, с. 307.
- ^ Экран BFI онлайн
Библиография
[ редактировать ]- Бэнкс, Фрэнсис Родуэлл. Я не вел дневника: 60 лет с морскими дизелями, автомобильными и авиационными двигателями. Лондон: Публикации Airlife, 1978. ISBN 978-0-95045-439-9 .
- Барнс, CH Handley Page Самолеты с 1907 года . Лондон: Патнэм, 1976. ISBN 0-370-00030-7 .
- Барнс, Ч. Хэндли Пейдж Самолеты с 1907 года . Лондон: Putnam & Company, Ltd., 1987 (2-е издание). ISBN 0-85177-803-8 .
- Барнс, CH Shorts Aircraft с 1902 года . Лондон: Патнэм, 1967.
- Элеонора, Мэри, Беггс Хамфрис и Д.В. Хамфрис. Научно-промышленная революция нашего времени. Тейлор и Фрэнсис, 2005. ISBN 0-41538-238-6 .
- Клейтон, Дональд К. Хэндли Пейдж, Альбом самолетов . Шеппертон, Суррей, Великобритания: Ian Allan Ltd., 1969. ISBN 0-7110-0094-8 .
- Кук, Дэвид Кокс. Транспортные самолеты, вошедшие в историю. Лондон: Патнэм, 1959.
- Джексон, Обри Джозеф. Британские гражданские самолеты с 1919 года . Лондон: Патнэм, второе издание, 1973. ISBN 0-370-10010-7 .
- Джексон, Обри Джозеф. Британские гражданские самолеты, 1919–1972, Том 2. Лондон: Патнэм, 1988. ISBN 0-851-77813-5 .
- Суонборо, Гордон. «HP 42: Первый из миллиона миль». Эйр Интернэшнл , Vol. 42, № 3, март 1992 г., стр. 139–144. ISSN 0306-5634.
- Свитмен, Уильям. История пассажирских самолетов. Хэмлин, 1979. ISBN 0-600-37205-7 .
- Тейлор, Майкл Джон Хэддрик и Джон Уильям Рэнсом Тейлор. Энциклопедия самолетов . Патнэм, 1978 год.
- Коммерческий самолет Handley Page type 42 (британский): металлический полутораплан (PDF) . Циркуляр по самолетам № 131. Национальный консультативный комитет по аэронавтике. 1 декабря 1930 г. NACA-AC-131, 93R19549.
Из полета, 28 ноября 1930 года.
- Вотолато, Грегори. Транспортный дизайн: история путешествий. Книги реакции, 2007. ISBN 1-861-89329-9 .
- Вудли, Чарльз. История British European Airways. Издательство Каземат, 2006. ISBN 1-844-15186-7 .
- «Пейдж Хэндли «42» ». Полет . Том. 22, нет. 1144. 28 ноября 1930. стр. 1381–1385.