Jump to content

Хэндли Пейдж HP42

(Перенаправлено с страницы Хэндли HP 42 )

ХП.42/ХП.45
Хэндли Пейдж HP42 G-AAUD Ханно
Роль Гражданский авиалайнер
Производитель Хэндли Пейдж
Дизайнер Джордж Волкерт и Гарольд Болтби
Первый полет 14 ноября 1930 г.
Введение июнь 1931 г.
Ушедший на пенсию 1940 г. (все потеряно)
Основные пользователи Империал Эйрвэйз
Королевские ВВС
Количество построенных 4 л.с.42, 4 л.с.45
Ханно готов к взлету

Handley Page HP42 и HP45 — четырехмоторные бипланы авиалайнеры- , разработанные и изготовленные британской авиационной компанией Handley Page , базирующейся в Рэдлетте , Хартфордшир . На момент появления этого типа в 1931 году они отличились тем, что были крупнейшими регулярно используемыми авиалайнерами в мире. [ 1 ]

HP42/45 были разработаны в соответствии со спецификациями, выпущенными в 1928 году британской авиакомпанией Imperial Airways . Обе модели очень похожи: HP42 оптимизирован по дальности полета за счет полезной нагрузки, а HP45 перевозит больше пассажиров на более короткие расстояния. Imperial Airways одобрила предложения Хэндли Пейджа и заказала четыре самолета двух вариантов, которые станут новыми флагманами наземного дальнего следования в ее парке.

14 ноября 1930 года прототип под названием «Ганнибал» совершил свой первый полет. После их ввода в эксплуатацию Imperial Airways они составляли основу наземного флота авиалайнеров на протяжении большей части 1930-х годов, а также многочисленные летающие лодки компании . Было построено восемь самолетов, по четыре каждого типа, и все они имели названия, начинающиеся с буквы «Н». Трое выживших были призваны на службу в Королевские ВВС (RAF) в начале Второй мировой войны . К концу 1940 года все самолеты были уничтожены.

Разработка

[ редактировать ]
Хэндли Пейдж HP42

В 1928 году компания Imperial Airways запросила от британской авиационной промышленности заявки на замену ее наземных авиалайнеров de Havilland Hercules и Armstrong Whitworth Argosy для использования на ее основных дальних маршрутах через Империю. [ 2 ]

Тендер был разделен на четыре требования: трех- и четырехмоторные самолеты для европейских маршрутов и трех- и четырехмоторные самолеты для восточных маршрутов. Ожидались котировки на партии из трех, четырех, пяти и шести самолетов. Imperial Airways отдала предпочтение двигателям с воздушным охлаждением, в то время как выбранные двигатели будут предоставлены Imperial Airways, а также электрическое и беспроводное оборудование. Платежи будут производиться постепенно на протяжении всего производства, при этом последняя треть цены будет сохраняться до момента поставки и приемки. [ 3 ]

Imperial уточнила, что скорость сваливания самолета не будет превышать 52 миль в час (84 км/ч), и он должен был иметь возможность летать без помощи рук и поддерживать высоту с одним выключенным двигателем на заданном расстоянии. Они также уточнили, что средний пассажир будет весить 165 фунтов (75 кг).

Imperial Airways предлагала бонусы за превышение спецификаций и штрафы за невыполнение обязательств и несвоевременную доставку. [ 3 ] Самолеты должны были быть поставлены с сентября 1930 г. до конца года (восточный тип) и с декабря 1930 г. по конец марта 1931 г. (западный тип).

Британский производитель самолетов Handley Page , уже завоевавший репутацию производителя крупных авиалайнеров, начал работу над проектами, отвечающими этому требованию. [ 4 ] и подали тендерные заявки, отвечающие всем четырем требованиям. [ 5 ]

Хэндли Пейдж построил два очень похожих самолета, получивших обозначения HP42 и HP45 соответственно, чтобы удовлетворить разные требования. HP42 предназначался для дальних восточных маршрутов Imperial Airways, а HP45 был настроен для более коротких маршрутов по Европе . Imperial Airways заказала по четыре штуки каждого. Imperial Airways обычно называла HP42 HP42E ( E для «восточных» маршрутов - Индия и Южная Африка ), а HP45 - HP42W (W для «западных», то есть европейских маршрутов). [ 6 ] [ 7 ]

Дизайн разработали Джордж Волкерт и Гарольд Боултби.

Handley Page HP42 представлял собой большой полутораплан с неравным размахом крыла . В его дизайне было реализовано множество оригинальных особенностей. [ 8 ] Он имел цельнометаллический каркас с полотняной обшивкой крыльев, хвостового оперения и хвостовой части фюзеляжа. Фюзеляж состоит из двух секций: необычно длинная передняя часть построена вокруг массивных клепаных балок и частично покрыта гофрированным металлом, а задняя часть построена из сварных стальных труб и обшита тканью. Их строительство было отмечено как относительно дорогостоящее. [ 9 ]

Крылья были скреплены фермой Уоррена для упрощения такелажа, которая уже была испытана на Handley Page Hare компании Boultbee . Двигатели располагались настолько близко друг к другу, насколько диаметр винта позволял уменьшить рыскание при выключенном двигателе. На верхнем крыле были установлены автоматические прорези, в конструкции которых использовался новый подход к конструкции, включающий одиночные z-образные лонжероны и обшивку из дюралюминия . [ 10 ] щелевого типа Также используются элероны , каждый из которых имеет четыре шарнира и поддерживается четырьмя кронштейнами коробчатого сечения и статически и аэродинамически сбалансированы, что обеспечивает относительно небольшие усилия управления. Внутри нижних двигателей нижние крылья были наклонены вверх, поэтому лонжерон проходил над кабиной, а не сквозь нее. [ 9 ] Управление рулями высоты и элеронами осуществлялось через Y-образную трубку большого диаметра, при этом основные органы управления дублировались. [ 11 ] биплана Хвостовое оперение имело три отдельных киля .

HP42 был оснащен четырьмя двигателями Bristol Jupiter XIF мощностью 490 л.с. (370 кВт), а вариант HP45 использовал четыре двигателя Jupiter XFBM с наддувом мощностью 555 л.с. (414 кВт) . [ 12 ] Обе модели имели двигатели в одинаковом положении: два двигателя на верхнем крыле и по одному с каждой стороны фюзеляжа на нижнем крыле. Хотя это и не было обычным явлением, это не было оригинальным нововведением, поскольку ранее оно использовалось на некоторых . самолетах Блерио [ 13 ] Верхние двигатели располагались настолько близко друг к другу, насколько это допускало диаметр их винтов, и крепились на жестких дюралевых пластинах, прикрепленных к заднему лонжерону крыла приваренными стальными трубками. Топливные баки находились в верхнем крыле и имели гравитационное питание. [ 14 ] Дроссельные заслонки двигателя включали механизм, который использовал первое движение с холостого хода для включения топливного насоса. [ 15 ]

Полностью закрытое боевое отделение располагалось в носовой части самолета. [ 16 ] [ 13 ] Было две пассажирские каюты: одна в носовой части крыла, другая в кормовой. HP42E нес шесть (позже их число увеличилось до 12) в носовом отсеке и двенадцать в кормовом. [ 17 ] Для багажа также было выделено достаточно места. Вариант HP42W вмещал 18 пассажиров спереди и 20 сзади за счет вместимости багажа. [ 17 ] Каюты отличались высокой степенью роскоши и были намеренно стилизованы под железнодорожные вагоны Pullman . Другие функции, направленные на повышение комфорта пассажиров, включают просторные каюты, широкие окна и полный набор бортовых услуг. [ 18 ] не было, Первоначально, как это было типично для того периода, ремней безопасности пока несвязанная с этим авиакатастрофа не побудила Imperial Airways установить их. [ 19 ]

Операционная история

[ редактировать ]

14 ноября 1930 года прототип, получивший теперь название «Ганнибал» и зарегистрированный как G-AAGX, совершил первый полет под руководством командира эскадрильи Томаса Гарольда Инглэнда. [ 20 ] В мае 1931 года самолет получил сертификат летной годности , разрешающий его использование для коммерческих полетов. 11 июня того же года первые платные пассажиры были доставлены в Париж . Чрезвычайно высокая стоимость авиаперелетов в то время обычно ограничивала полеты для представителей высшего общества, таких как члены королевской семьи , знаменитости и высокопоставленные бизнесмены, а парк самолетов HP42/45 считался флагманами Imperial Airways и, соответственно, обеспечивался роскошным бортовым оборудованием. сервис и изысканно оформленный интерьер. [ 19 ] [ 18 ] Они приобрели благоприятную репутацию среди летной публики, особенно благодаря своей надежности. [ 21 ] Они планируют накопить общий пробег более 10 миллионов миль (16 миллионов км) за девять лет с Imperial Airways. [ 1 ]

Ключевым требованием Imperial Airways было то, чтобы ее авиалайнеры безопасно приземлялись на низкой скорости на траве или на грунтовых аэродромах, обычных в то время. Без использования закрылков для этого требовалась большая площадь крыла (почти такая же, как у Боинга 767, который весит более чем в 10 раз больше). В 1951 году Питер Мейсфилд писал: «Проблема медленного самолета с очень низкой нагрузкой на крыло заключается в том, что он постоянно барахтается в турбулентном воздухе... Одна из причин, почему сегодня в Париж летает в семь раз больше людей. По сравнению с 1931 годом, заболеваемость воздушной болезнью на современных самолетах составляет лишь одну сотую от заболеваемости на довоенных типах». [ 22 ] Другой писатель вспоминал: «Меня довольно часто приземляли в «42» в Лимпне , чтобы заправиться достаточным количеством топлива для завершения полета (из Парижа) в Лондон против встречного ветра - его нормальная крейсерская скорость была 90 миль в час (140 км/ч). " [ 23 ] Однако, хотя это было в три раза быстрее, чем комбинация пароходов и поездов, использовавшаяся до появления самолетов, несколько типов французских самолетов на том же маршруте были значительно быстрее, включая Wibault 280 , который впервые поднялся в воздух в том же году и двигался со скоростью 140 миль в час. (230 км/ч). Когда 1 сентября 1939 года HP42 были поражены, они зафиксировали почти десятилетие без каких-либо смертельных случаев на гражданской службе. [ 24 ] [ 1 ]

В 1933 году, после того как несколько из них были потеряны или повреждены в результате несчастных случаев, Imperial попыталась приобрести еще два HP42 с двигателями Armstrong Siddeley Tiger , но не приняла заявленную Хэндли Пейджем цену в 42 000 фунтов стерлингов за каждый, что было намного выше первоначальной цены. Цена в 1931 году составляла 21 000 фунтов стерлингов, поэтому вместо этого они заказали две Short Scyllas , сухопутную версию летающей лодки Short Kent . [ 25 ] [ 26 ]

Индивидуальные истории

[ редактировать ]

Было поставлено четыре самолета HP42 и четыре самолета HP45, а два самолета HP45 позже были переоборудованы в HP42.

HP42 G-AAXF Helena в аэропорту Париж-Ле Бурже , май 1932 г.

G-AAGX Ганнибал

[ редактировать ]

Первый полет прототипа « Ганнибала » состоялся 14 ноября 1930 года. Самолет был назван в честь Ганнибала , карфагенского военачальника.

8 августа 1931 года во время регулярного пассажирского рейса из Кройдона в Париж отказал левый нижний двигатель. Обломки вышедшего из строя двигателя ударились о левый верхний винт, заставив его вибрировать настолько сильно, что его пришлось заглушить. Вынужденная посадка была произведена в Файв-Оук-Грин , Кент , где самолет получил дополнительные повреждения крыла и еще одного винта, а хвост был оторван пнем. Среди 20 пассажиров и членов экипажа серьезных травм не было. Самолет был разобран и по дороге доставлен в Кройдон для ремонта. [ 27 ] «Ганнибал» снова был поврежден сильным ветром на временной посадочной площадке британских ВВС в Семахе на Галилейском море 17 ноября 1932 года. Фюзеляж и сильно поврежденные крылья были отправлены по Хиджазской железной дороге с шириной колеи 3 фута 5 дюймов (1,05 м) в Хайфу, где они были переданы на Палестинские железные дороги со стандартной колеей 1,435 м (4 фута 8,5 дюйма) и отправлены в Гелиополис для ремонта. [ 28 ] Он исчез над Оманским заливом 1 марта 1940 года, на борту находились восемь человек, в том числе ас Первой мировой войны капитан группы Гарольд Уистлер и индийский политик сэр А.Т. Паннирсельвам . [ 29 ] Предварительное сообщение о том, что обломки самолета были обнаружены, оказалось неверным. [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] Никаких следов так и не было обнаружено, и причина его утраты остается неизвестной. [ 33 ] [ 28 ]

G-AAUC Хорса

[ редактировать ]

G-AAUC первоначально был назван в честь Гекаты , греческой богини , но вскоре был переименован в Хорсу , завоевателя Британии и брата Хенгиста. Самолет впервые поднялся в воздух 11 сентября 1931 года, а затем был принят в состав 271-й эскадрильи RAF под номером AS981 . Он сгорел после вынужденной посадки на неровной площадке в парке Морсби , недалеко от Уайтхейвена , Камберленд , 7 августа 1940 года.

G-AAUD У них есть

[ редактировать ]
Дозаправка Ганнона в Самахе, Тверия , Палестина, октябрь 1931 года.

G-AAUD, заводской номер 42/3, был назван в честь карфагенянина Ганнона Мореплавателя , исследовавшего атлантическое побережье Африки около 570 г. до н.э. «Ханно» впервые поднялся в воздух 19 июля 1931 года, а затем был переоборудован в HP42(W) ( класс «Ганнибал» ). Он потерпел жесткую посадку в Энтеббе, но был восстановлен, отремонтирован и возвращен в строй. Он появился в пятнадцатиминутном документальном фильме компании Strand Film Company 1937 года « Воздушная застава», приземлившаяся в Аль-Махатте в Шардже , ныне в Объединенных Арабских Эмиратах . Самолет попал в состав 271-й эскадрильи Королевских ВВС и был поврежден и не подлежал ремонту во время шторма в Уитчерч аэропорту в Бристоле вместе с Гераклом 19 марта 1940 года.

G-AAUE Адриан

[ редактировать ]

Г-ААУЭ, заводской номер 42/2, был назван в честь римского императора Адриана . Первый полет Адриана состоялся 24 июня 1931 года. [ 34 ] Самолет ненадолго появился в фильме 1936 года « Песнь свободы» в главной роли с Полем Робсоном . С началом Второй мировой войны Адриан был переведен в 261-ю эскадрилью Королевских ВВС под позывным AS982 на авиабазе Королевских ВВС в Одихаме . 6 декабря 1940 года «Адриан» был оторван от причала в аэропорту Донкастер во время шторма, перевернулся и перевернулся на железнодорожных путях рядом с аэропортом. Самолет был слишком сильно поврежден, чтобы его можно было ремонтировать.

HP45 перевозил больше пассажиров за счет дальности полета и вместимости багажа и предназначался для европейских маршрутов Imperial Airways.

G-AAXC Геракл

[ редактировать ]
G-AAXC Heracles в аэропорту Париж-Ле Бурже в апреле 1935 года.

G-AAXC был назван в честь Геракла , также известного как Геракл, из греческой мифологии , который был известен своей силой. 8 августа 1931 года «Геракл» совершил свой первый полет, который чаще всего выполнялся между Парижем , Кельном и Цюрихом . Геракл ненадолго появляется в спортивной комедии 1932 года «Счастливое число» с участием Гордона Харкера. 23 июля 1937 года он преодолел один миллион миль. [ 35 ] «Геракл» был принят на вооружение британских ВВС 3 марта 1940 года, но был поврежден и не подлежал ремонту во время шторма 19 марта 1940 года в аэропорту Уитчерч в Бристоле, когда его взорвало вместе с Ханно .

G-AAXD Гораций

[ редактировать ]

G-AAXD был назван в честь Горация , римского героя. Гораций совершил первый полет 6 ноября 1931 года. [ нужна ссылка ] Горация можно ненадолго увидеть в действии в фильме « Воздушная застава» и фильме 1937 года « Украденный праздник» . 9 декабря 1937 года Горация ударила молния , когда он пересекал Ла-Манш из Парижа в Кройдон. Предупредительная посадка была произведена в Лимпне , где на крыле были обнаружены незначительные повреждения. [ 36 ] В сентябре 1938 года «Гораций» получил повреждения левого шасси и нижнего левого крыла при вынужденной посадке также в Лимпне. Самолет был отремонтирован и возвращен в строй. [ 37 ] до того, как на него произвели впечатление ВВС Великобритании во Второй мировой войне. Возвращаясь из Франции 7 ноября 1939 года, самолет не смог найти пункт назначения в Эксетере из-за плохой погоды и был вынужден совершить вынужденную посадку на поле для гольфа Тивертона , во время которой он врезался в два дерева и был разрушен. Четырехлопастной деревянный пропеллер самолета был утилизирован и выставлен в Центре для посетителей аэропорта Кройдон, расположенном в бывшем здании терминала аэропорта Кройдон. [ нужна ссылка ]

G-AAXE Хенгист

[ редактировать ]
Хенгист в аэропорту Энтеббе в Уганде, 1936 год.

G-AAXE первоначально был назван в честь Гесперид , но вскоре был переименован в честь Хенгиста , брата Хорсы и легендарного завоевателя Британии. Хенгист впервые поднялся в воздух 8 декабря 1931 года. Позже его переоборудовали из европейского в восточный самолет. Хенгист попал в результате пожара в ангаре дирижабля и сгорел в Карачи , Индия , 31 мая 1937 года, что сделало его единственным HP42/45, не дожившим до Второй мировой войны.

G-AAXF Хелена

[ редактировать ]

G-AAXF был назван в честь Елены ( Елены Троянской ). Первый полет он совершил 30 декабря 1931 года. Как и Хенгист , он был переоборудован в самолет Eastern. Части этого самолета можно увидеть в фильме 1933 года « Человек-пасьянс» . Хелена была принята на вооружение 271-й эскадрильи RAF в мае 1940 года. Позже в том же году после жесткой посадки самолет был остановлен; Послеаварийная проверка признала планер из-за коррозии, и в 1941 году он был списан, за исключением передней части фюзеляжа, которая использовалась Королевским флотом в течение нескольких лет в качестве офиса.

Было предпринято несколько попыток создать HP42 для целей сохранения/сохранения наследия. [ 38 ] В 2015 году была запущена кампания по сбору средств с целью производства точной копии HP42. [ 16 ] [ 19 ] оригинальные чертежи и другие исходные материалы той эпохи, и, хотя можно построить точную копию, годную к полетам, современные правила безопасности не позволяют перевозить платных пассажиров. Доступны [ 16 ] [ 19 ]

Операторы

[ редактировать ]
 Великобритания

Технические характеристики (HP42E)

[ редактировать ]
Handley Page HP42, 3 вида

Данные Handley Page Aircraft с 1907 года. [ 39 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 4
  • Вместимость: 24 пассажира и 14,2 куб. м почты/багажа.
  • Длина: 92 фута 2 дюйма (28,09 м)
  • Размах крыльев: 130 футов 0 дюймов (39,62 м)
  • Высота: 27 футов 0 дюймов (8,23 м) [ 40 ]
  • Площадь крыла: 2989 кв. футов (277,7 м ). 2 ) [ а ]
  • Профиль : РАФ 28 [ 42 ]
  • Пустой вес: 17 740 фунтов (8 047 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 28 000 фунтов (12 701 кг)
  • Силовая установка: 4 Bristol Jupiter XIF мощностью 490 л.с. (370 кВт) каждый. 9-цилиндровых радиально-поршневых двигателя воздушного охлаждения
  • Гребные винты: 4-лопастные деревянные гребные винты фиксированного шага.

Производительность

  • Максимальная скорость: 120 миль в час (190 км/ч, 100 узлов)
  • Крейсерская скорость: 100 миль в час (160 км/ч, 87 узлов) [ 40 ]
  • Дальность: 500 миль (800 км, 430 миль)
  • Скорость набора высоты: 790 футов/мин (4,0 м/с) [ 40 ]

Заметные выступления в СМИ

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Верхний 1999 г., Нижний 990 г. [ 41 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с «Хэндли Пейдж HP42 «Геракл». Музей науки , дата обращения: 9 июня 2019 г.
  2. ^ Барнс 1987, с. 306
  3. ^ Перейти обратно: а б Барнс 1987 стр.307
  4. ^ Тейлор и Тейлор 1978, с. 118.
  5. ^ Барнс 1987 стр. 307
  6. ^ Свитман 1979, с. 26.
  7. ^ Вудли 2006, с. 10.
  8. ^ NACA 1935, стр. 2, 6.
  9. ^ Перейти обратно: а б NACA 1935, стр. 3-4.
  10. ^ NACA 1935, стр. 3.
  11. ^ NACA 1935, стр. 6.
  12. ^ NACA 1935, стр. 5.
  13. ^ Перейти обратно: а б НАКА 1935, стр. 2.
  14. ^ NACA 1935, стр. 4-5.
  15. ^ Рейс 1930, стр. 1385.
  16. ^ Перейти обратно: а б с Краучер, Мартин. «Британская команда планирует построить копию самолета 1930-х годов, который соединил Шарджу с миром». thenational.ae , 12 июня 2014 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б Джексон 1973, с. 238.
  18. ^ Перейти обратно: а б Вотолато 2007, с. 13.
  19. ^ Перейти обратно: а б с д Марш, Элтон К. «Огромный авиалайнер-биплан может снова полететь». АОПА , 31 марта 2014 г.
  20. ^ Суонборо 1992, с. 143.
  21. ^ Кук 1959, с. 30.
  22. ^ Самолет , 14 декабря 1951 г., с. 767.
  23. ^ Бэнкс 1978, [ нужна страница ] .
  24. ^ Эланор, Хамфрис и Хамфрис 2005, с. 7.
  25. ^ Барнс 1976, с. 322.
  26. ^ Барнс 1967, с. 272.
  27. ^ «Авария с авиалайнером. Повреждён при вынужденной посадке». The Times, выпуск 45897, 10 августа 1931 г., с. 10, столбец Г.
  28. ^ Перейти обратно: а б Хобби, RW «Рейс CW197 Imperial Airways HP42 'Ганнибал'». Рробби.Ка, 2010.
  29. ^ «Потеря «Ганнибала». Журнал Flight Magazine, том XXXVII, выпуск 1628, 7 марта 1940 г., стр. 217. Проверено: 4 августа 2011 г.
  30. ^ "Обнаружено крушение самолета" . Irish Times, Reuter (Дублин), 5 марта 1940 г., стр. 6.
  31. ^ «Катастрофа Ганнибала: обломки не найдены». Townsville Daily Bulletin (Таунсвилл, Квинсленд), 7 марта 1940 г., стр. 4.
  32. ^ «Поиски Ганнибала прекращены». Журнал Flight Magazine, том XXXVII, выпуск 1630, 21 апреля 1940 г., стр. 271. Дата обращения: 4 августа 2011 г.
  33. ^ Хеллиер, Питер и Лоуренс Гэри. «Авиакатастрофы времен Второй мировой войны в ОАЭ» (PDF) . Tribulus (Дубай: ENHG – Абу-Даби), 14 (1) 2004 г., стр. 9–11. Проверено 4 августа 2011 г.
  34. ^ Барнс 1976, с. 316.
  35. ^ Джексон 1988, с. 239.
  36. ^ «Авиалайнер во время шторма. Крыло повреждено молнией. Тревожный опыт над Ла-Маншем». «Таймс», выпуск 47864, 10 декабря 1937 г., с. 16, столбец Е.
  37. ^ Коллайер, Дэвид Г. «Третья секция, Посетители 1919–1939». Аэропорт Лимпна в старых фотографиях. Страуд, Великобритания: Alan Sutton Publishing Ltd, 1992. ISBN   0-7509-0169-1 .
  38. ^ "Путешествие во времени?" Flight International , 22 апреля 2003 г.
  39. ^ Барнс 1976, с. 327.
  40. ^ Перейти обратно: а б с Джексон 1973, с. 240.
  41. ^ Рейс 1930 г., стр. 1383.
  42. ^ Барнс 1976, с. 307.
  43. ^ Экран BFI онлайн

Библиография

[ редактировать ]
  • Бэнкс, Фрэнсис Родуэлл. Я не вел дневника: 60 ​​лет с морскими дизелями, автомобильными и авиационными двигателями. Лондон: Публикации Airlife, 1978. ISBN   978-0-95045-439-9 .
  • Барнс, CH Handley Page Самолеты с 1907 года . Лондон: Патнэм, 1976. ISBN   0-370-00030-7 .
  • Барнс, Ч. Хэндли Пейдж Самолеты с 1907 года . Лондон: Putnam & Company, Ltd., 1987 (2-е издание). ISBN   0-85177-803-8 .
  • Барнс, CH Shorts Aircraft с 1902 года . Лондон: Патнэм, 1967.
  • Элеонора, Мэри, Беггс Хамфрис и Д.В. Хамфрис. Научно-промышленная революция нашего времени. Тейлор и Фрэнсис, 2005. ISBN   0-41538-238-6 .
  • Клейтон, Дональд К. Хэндли Пейдж, Альбом самолетов . Шеппертон, Суррей, Великобритания: Ian Allan Ltd., 1969. ISBN   0-7110-0094-8 .
  • Кук, Дэвид Кокс. Транспортные самолеты, вошедшие в историю. Лондон: Патнэм, 1959.
  • Джексон, Обри Джозеф. Британские гражданские самолеты с 1919 года . Лондон: Патнэм, второе издание, 1973. ISBN   0-370-10010-7 .
  • Джексон, Обри Джозеф. Британские гражданские самолеты, 1919–1972, Том 2. Лондон: Патнэм, 1988. ISBN   0-851-77813-5 .
  • Суонборо, Гордон. «HP 42: Первый из миллиона миль». Эйр Интернэшнл , Vol. 42, № 3, март 1992 г., стр. 139–144. ISSN 0306-5634.
  • Свитмен, Уильям. История пассажирских самолетов. Хэмлин, 1979. ISBN   0-600-37205-7 .
  • Тейлор, Майкл Джон Хэддрик и Джон Уильям Рэнсом Тейлор. Энциклопедия самолетов . Патнэм, 1978 год.
  • Коммерческий самолет Handley Page type 42 (британский): металлический полутораплан (PDF) . Циркуляр по самолетам № 131. Национальный консультативный комитет по аэронавтике. 1 декабря 1930 г. NACA-AC-131, 93R19549. Из полета, 28 ноября 1930 года.
  • Вотолато, Грегори. Транспортный дизайн: история путешествий. Книги реакции, 2007. ISBN   1-861-89329-9 .
  • Вудли, Чарльз. История British European Airways. Издательство Каземат, 2006. ISBN   1-844-15186-7 .
  • «Пейдж Хэндли «42» ». Полет . Том. 22, нет. 1144. 28 ноября 1930. стр. 1381–1385.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cdf8f2072dd8baf057466a08839c729f__1722474360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cd/9f/cdf8f2072dd8baf057466a08839c729f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Handley Page H.P.42 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)