Никогда больше не говори никогда
Никогда больше не говори никогда | |
---|---|
![]() Плакат британского кино Ренато Касаро | |
Режиссер | Ирвин Кершнер |
Автор сценария | Лоренцо Семпл мл. |
Рассказ | |
На основе | Громовой шар Ян Флеминг |
Продюсер: | Джек Шварцман |
В главных ролях | |
Кинематография | Дуглас Слокомб |
Под редакцией | Ян Краффорд |
Музыка | Мишель Легран |
Производство компания | Талия фильм |
Распространено |
|
Даты выхода |
|
Время работы | 134 минуты |
Страны |
|
Язык | Английский |
Бюджет | 36 миллионов долларов |
Театральная касса | 160 миллионов долларов [3] |
«Никогда не говори никогда» — шпионский фильм 1983 года режиссёра Ирвина Кершнера . Фильм основан на Джеймсе Бонде романе 1961 года «Шаровая молния» о Яна Флеминга , который, в свою очередь, был основан на оригинальном рассказе Кевина МакКлори , Джека Уиттингема и Флеминга. Ранее роман был адаптирован как одноименный фильм 1965 года . «Никогда не говори никогда» - второй и самый последний фильм о Джеймсе Бонде , который был произведен не Eon Productions (обычный продюсер сериала о Бонде), а Taliafilm Джека Шварцмана , и распространялся компанией Warner Bros. Исполнительным продюсером фильма был Кевин МакКлори, один из авторов сюжетной линии «Шаровой молнии» . МакКлори сохранил за собой права на экранизацию романа после длительной судебной тяжбы, начавшейся в 1960-х годах.
Шон Коннери сыграл роль Бонда в седьмой и последний раз, ознаменовав свое возвращение к персонажу через двенадцать лет после «Бриллианты навсегда» (1971). Название фильма является отсылкой к заявлению Коннери, сделанному в 1971 году, о том, что он «никогда больше» не будет играть эту роль. Поскольку на момент съемок Коннери было 52 года, в сценарии часто упоминается, что Бонд стареет и уже прошел расцвет своих сил – хотя по иронии судьбы Коннери был на три года моложе своего преемника, Роджера Мура . Сюжетная линия рассказывает о том, как Бонда неохотно возвращают в бой для расследования кражи двух ядерных боеголовок СПЕКТРОМ . Места съемок включали Францию, Испанию, Багамские острова и студию Elstree в Великобритании.
«Никогда не говори никогда» был выпущен Warner Bros. 7 октября 1983 года и получил положительные отзывы, а выступления Коннери и Клауса Марии Брандауэр были отмечены похвалой как более эмоционально резонансные, чем типичные фильмы о Бонде того времени. Фильм собрал в прокате 160 миллионов долларов, что принесло ему коммерческий успех, хотя в целом он заработал меньше, чем фильм « Осьминожка» , выпущенный компанией Eon ранее в том же году.
Сюжет
[ редактировать ]После того, как агент МИ-6 Джеймс Бонд провалил обычные тренировки, его начальник М приказывает ему отправиться в клинику за пределами Лондона, чтобы вернуться в форму. Находясь там, Бонд становится свидетелем того, как медсестра Фатима Блаш садомазохистски избивает пациента в соседней палате. Лицо мужчины забинтовано, и после того, как Блаш заканчивает избиение, он использует машину, которая сканирует его глаз . Бонда замечает Блаш, который посылает убийцу Липпе убить его в спортзале клиники. Бонд убивает Липпе в драке, в результате которой уничтожается большая часть мебели и оборудования клиники; М. вынужден оплатить причиненный ущерб и, следовательно, отстраняет Бонда от действительной военной службы.
Блаш работает на СПЕКТР , преступную организацию, которой управляет Эрнст Ставро Блофельд ; ее подопечный - героину Джек Петачи , пристрастившийся к пилот ВВС США . Петачи перенес операцию на правом глазу, чтобы привести его в соответствие с сетчатки рисунком президента США , который он использует, чтобы обойти безопасность на базе британских ВВС Свадли, американской военной базе в Англии. При этом он заменяет макеты боеголовок двух AGM-86B крылатых ракет на боевые ядерные боеголовки W80 ; Затем SPECTER крадет боеголовки, намереваясь вымогать миллиарды долларов у правительств стран НАТО . Блаш убивает Петачи, заставляя его машину разбиться и взорваться, заметая следы СПЕКТРА.
Министр иностранных дел лорд Эмброуз приказывает сопротивляющемуся М повторно активировать секцию двойного нуля , а Бонду поручают разыскать пропавшее оружие. Бонд следует по следам Багамских островов и находит Домино Петачи , сестру Джека, и ее богатого любовника Максимилиана Ларго, главного агента СПЕКТРА.
Когда яхта Ларго направляется в Ниццу , Франция, Бонд отправляется туда и объединяет усилия со своим французским контактом Николь и своим из ЦРУ коллегой Феликсом Лейтером . Бонд идет в центр здоровья и красоты, изображая из себя сотрудника. Он делает массаж Домино, который сообщает, что Ларго этим вечером проводит мероприятие в казино. На благотворительном мероприятии Ларго и Бонд играют в видеоигру под названием Domination ; проигравший игрок каждого хода получает удары током возрастающей интенсивности пропорционально поставленной сумме. Проиграв несколько игр, Бонд побеждает и, танцуя с Домино, сообщает ей, что Джека убили по приказу Ларго. Вернувшись на свою виллу, Бонд находит Николь убитой Блашем. После погони на своем мотоцикле Q-branch Бонд попадает в засаду и попадает в плен к Блашу. Она признается, что впечатлена им, и заставляет Бонда письменно заявить, что она его сексуальный партнер «номер один». Бонд отвлекает ее обещаниями, а затем использует свою перьевую ручку Q-образной формы, чтобы убить Блаша взрывным дротиком.
Бонд и Лейтер пытаются подняться на борт яхты Ларго « Летающая тарелка » в поисках пропавших ядерных боеголовок. Бонд находит Домино и пытается заставить Ларго ревновать, целуя ее перед односторонним зеркалом . В ярости Ларго ловит Бонда и увозит его и Домино в Пальмиру, оперативную базу Ларго в Северной Африке . Ларго наказывает Домино за предательство, продав ее прохожим арабам. Бонд сбегает из тюрьмы и спасает ее.
Домино и Бонд воссоединяются с Лейтером на подводной лодке ВМС США . После того, как первая боеголовка была найдена и обезврежена в Вашингтоне, округ Колумбия, они выслеживают Ларго до Слёз Аллаха, места под пустынным оазисом на побережье Эфиопии . Бонд и Лейтер проникают в подземное сооружение, и в храме между командой Лейтера и людьми Ларго вспыхивает перестрелка. В суматохе Ларго сбегает со второй боеголовкой. Бонд ловит его и сражается с ним под водой. Когда Ларго пытается выстрелить в Бонда из ружья, Домино стреляет в него из ружья, мстя за смерть Джека. Затем Бонд обезвреживает ядерную бомбу под водой, спасая мир. Бонд уходит со службы и возвращается на Багамы с Домино, поклявшись никогда больше не быть секретным агентом, хотя Домино сомневается в его искренности.
Бросать
[ редактировать ]- Шон Коннери в роли Джеймса Бонда , МИ-6 . агента 007
- Клаус Мария Брандауэр в роли Максимилиана Ларго, бизнесмена-миллиардера и СПЕКТРА номер 1, самого старшего агента СПЕКТРА. Он основан на персонаже Эмилио Ларго из «Шаровой молнии».
- Макс фон Сюдов в роли Эрнста Ставро Блофельда , главы SPECTER.
- Барбара Каррера в роли Фатимы Блаш; СПЕКТР Номер 12, которому поручено выследить и убить Бонда. Она основана на Фионе Вольпе из «Шаровой молнии» .
- Ким Бейсингер в роли Домино Петачи , сестры Джека Петачи и подруги/любовницы Максимилиана Ларго. Для выхода фильма в Италии фамилия была изменена на Петреску.
- Берни Кейси в роли Феликса Лейтера , контакта и друга Бонда в ЦРУ.
- Алек МакКоуэн в роли «Q» (он же Алджи или Алджернон), квартирмейстер секции Double-0 , который выдает Бонду специализированное оборудование.
- Эдвард Фокс в роли «М» , начальника Бонда в МИ-6.
- Памела Салем в роли мисс Манипенни , секретаря М.
- Роуэн Аткинсон в роли Найджела Смолл-Фосетта, представителя министерства иностранных дел на Багамах.
- Саския Коэн-Тануги в роли Николь, французского контакта Бонда
- Валери Леон в роли леди с Багамских островов, которую соблазняет Бонд.
- Милоу Кирек в роли доктора Ковача, физика-ядерщика, работающего в СПЕКТРЕ.
- Пэт Роуч в роли Липпе, убийцы СПЕКТРА, который пытается убить Бонда в клинике.
- Энтони Шарп в роли лорда Эмброуза, министра иностранных дел , который приказывает М повторно активировать секцию Double-0.
- Прунелла Джи в роли медсестры Патрисии Фиринг, физиотерапевта в клинике.
- Гаван О'Херлихи в роли капитана Джека Петачи, пилота ВВС США, которого СПЕКТР использовал для кражи ядерных ракет, и брата Домино Петачи.
Производство
[ редактировать ]Книга «Никогда не говори никогда» возникла в начале 1960-х годов после 1961 года «Шаровая молния» разногласий по поводу романа . [4] Флеминг работал с независимым продюсером Кевином МакКлори и сценаристом Джеком Уиттингемом над сценарием потенциального фильма о Бонде, который будет называться «Долгота 78 запад» . [5] от которого впоследствии отказались из-за связанных с этим затрат. [6] Флеминг, «всегда не желающий оставлять хорошую идею без дела», [6] превратил это в роман «Шаровая молния» , в создании которого он не упомянул ни МакКлори, ни Уиттингема; [7] Затем МакКлори подал на Флеминга в Высокий суд Лондона за нарушение авторских прав. [8] и вопрос был решен в 1963 году. [5] После того, как Eon Productions начала производство фильмов о Бонде, она впоследствии заключила сделку с МакКлори, который будет продюсировать «Шаровую молнию» , а затем не будет делать никаких дальнейших версий романа в течение десяти лет после выпуска версии, произведенной Eon, в 1965 году. . [9]
В середине 1970-х МакКлори снова приступил к работе над второй адаптацией «Шаровой молнии» и под рабочим названием «Боголовка » пригласил писателя Лена Дейтона вместе с Шоном Коннери для работы над сценарием. [10] Судебный процесс с Eon Productions закончился постановлением о том, что МакКлори владеет исключительными правами на SPECTER и Блофельд, что вынудило Eon удалить их из «Шпиона, который меня любил» (1977). [11] Первоначально сценарий был сосредоточен на том, как СПЕКТР сбивает самолет над Бермудским треугольником , а затем захватывает остров Свободы и остров Эллис в качестве плацдарма для вторжения в Нью-Йорк через канализацию под Уолл-стрит . Сценарий был куплен Paramount Pictures в 1978 году. [11] Сценарий столкнулся с трудностями после обвинений со стороны Danjaq и United Artists в том, что проект вышел за рамки ограничений авторских прав, в результате чего МакКлори ограничился фильмом, основанным только на романе «Шаровая молния» ; в очередной раз проект был отложен. [9]
К концу 1970-х годов сообщалось о развитии проекта под названием « Джеймс Бонд Секретной службы» . [9] но когда в 1980 году вмешался продюсер Джек Шварцман и прояснил ряд юридических вопросов, которые все еще окружали проект, [11] [4] он решил не использовать сценарий Дейтона. Проект вернулся к первоначальному заговору о ядерном терроризме оригинального «Громового шара» , чтобы избежать нового иска со стороны Даньяка, и после того, как МакКлори увидел, как Джимми Картер упомянул эту проблему в президентских дебатах 1980 года с Рональдом Рейганом . [12] Шварцман привлек к работе сценариста Лоренцо Семпла-младшего. [13] работать над сценарием. Шварцман хотел, чтобы он написал сценарий «где-то посередине» между его более яркими проектами, такими как «Бэтмен» , и более серьезными проектами, такими как «Три дня Кондора» . [11] Коннери был недоволен некоторыми аспектами сценария и попросил Тома Манкевича , переписавшего «Бриллианты навсегда» , поработать над ним; однако Манкевич отказался, так как чувствовал, что несет моральные обязательства перед Альбертом Р. Брокколи . [14] Семпл-младший в конечном итоге покинул проект после того, как Ирвин Кершнер был нанят в качестве режиссера, а Шварцман начал вырезать из своего сценария «большие цифры», чтобы сэкономить на бюджете. [11] Затем Коннери нанял британских телесценаристов Дика Клемента и Яна Ла Френе. [12] провести переписывание, хотя их усилия не были отмечены в титрах, несмотря на то, что большая часть окончательного сценария съемок принадлежала им. Это произошло из-за ограничения Гильдии писателей Америки . [15] Клеман и Ла Френе продолжали переписывать текст во время постановки, часто меняя его изо дня в день. [11]
Название фильма претерпело последнее изменение: после того, как Коннери закончил снимать «Бриллианты навсегда », он пообещал, что «никогда больше» не будет играть Бонда. [10] Жена Коннери, Мишлин, предложила название « Никогда не говори никогда» , имея в виду клятву своего мужа: [16] и продюсеры признали ее вклад, указав в финальных титрах «Название « Никогда не говори никогда » Мишлин Коннери». Последняя попытка попечителей Флеминга заблокировать фильм была предпринята в Высоком суде Лондона весной 1983 года, но она была отклонена судом, и « Никогда не говори никогда снова» было разрешено продолжить работу. [17]
Актерский состав и съемочная группа
[ редактировать ]Когда продюсер Кевин МакКлори впервые планировал фильм в 1964 году, он провел первые переговоры с Ричардом Бертоном на роль Бонда. [18] хотя проект провалился из-за связанных с этим юридических вопросов. Когда в конце 1970-х годов был запущен проект «Боголовка» , в отраслевой прессе упоминался ряд актеров, в том числе Орсон Уэллс в роли Блофельда, Тревор Ховард в роли М и Ричард Аттенборо в качестве режиссера. [10]
В 1978 году использовалось рабочее название «Джеймс Бонд из Секретной службы» , и Коннери снова оказался в кадре, потенциально соперничая со следующим фильмом «Вечный Бонд», «Лунный гонщик» . [19] К 1980 году, когда юридические проблемы снова привели к провалу проекта, [20] Коннери считал, что вряд ли сыграет эту роль, как он заявил в интервью Sunday Express : «Когда я впервые работал над сценарием с Леном, я даже не думал о том, чтобы на самом деле сыграть в фильме». [21] Когда в дело вмешался продюсер Джек Шварцман, он попросил Коннери сыграть Бонда; Коннери согласился, договорившись о гонораре в размере 3 миллионов долларов (9 миллионов долларов в долларах 2023 года). [22] ), утверждение кастинга и сценария, а также процент от прибыли. [23] После того, как Коннери повторил эту роль, Семпл изменил сценарий, включив в него несколько отсылок к преклонным годам Бонда - сыграв Коннери, которому на момент съемок было 52 года. [23] - а академик Джереми Блэк отметил, что в фильме есть и другие аспекты возраста и разочарования, например, носильщик из Кустарника ссылается на машину Бонда («Таких больше не делают»), новый М бесполезен для раздела 00 и Q с его уменьшенными бюджетами. [24] Первоначально Семпл хотел еще больше подчеркнуть возраст Бонда, написав сценарий, в котором он будет работать на пенсии на борту шотландского рыболовного траулера, охотящегося на советского военно-морского флота подводные лодки в Северном море . [11] Кастинг Коннери был официально объявлен в марте 1983 года. [ сомнительно – обсудить ] . Он тренировался со Стивеном Сигалом, чтобы подготовиться к съемкам. [11]
На роль главного злодея фильма, Максимилиана Ларго, Коннери предложил Клауса Марию Брандауэра, главную роль в получившем премию «Оскар» венгерском фильме «Мефисто», 1981 года . [25] Тем же путем пришел Макс фон Сюдов в роли Эрнста Ставро Блофельда. [26] хотя в фильме он все еще сохранил своего белого кота, произошедшего от Эона. [27] Для роли роковой женщины режиссер Ирвин Кершнер выбрал бывшую модель и Playboy девушку с обложки Барбару Карреру на роль Фатимы Блаш – имя, взятое из одного из ранних сценариев « Шаровой молнии» . [15] Каррера сказала, что она смоделировала свое выступление по образцу индуистской богини Кали и «смешала его с небольшим количеством черной вдовы и немного богомола ». [11] Игра Карреры в роли Фатимы Блаш принесла ей номинацию на премию «Золотой глобус» за лучшую женскую роль второго плана . [28] которую она проиграла Шер за роль в «Силквуде» . [29] Мишлин Коннери, жена Шона, встретила многообещающую актрису Ким Бейсингер в отеле Grosvenor House в Лондоне и предложила ее Коннери; он согласился после того, как Далила Ди Лаззаро отказалась от роли Домино. По поводу роли Феликса Лейтера Коннери поговорил с Берни Кейси, сказав, что, поскольку роль Лейтера никогда не запомнилась зрителям, использование черного Лейтера могло бы сделать его более запоминающимся. [25] Среди других актеров был комик Роуэн Аткинсон , который позже пародировал Бонда в роли Джонни Инглиша в 2003 году. [30] Персонаж Аткинсона был добавлен Клементом и Ла Френе после того, как производство уже началось, чтобы придать фильму комический эффект. [11] Эдвард Фокс был выбран на роль М, чтобы изобразить персонажа молодым технократом в отличие от более старого образа Бернарда Ли и пародировать сокращение бюджета министерства Тэтчер на государственные службы. [11]
Коннери хотел убедить Ричарда Доннера снять фильм, но после их встречи Доннер решил, что сценарий ему не нравится. [11] Бывшему редактору Eon Productions и директору фильма «На секретной службе Ее Величества» Питеру Р. Ханту предложили стать режиссером фильма, но он отказался из-за его предыдущей работы с Eon. [31] Ирвин Кершнер, который ранее работал с Коннери над «Прекрасным безумием» (1966) и добился успеха в 1980 году с «Империей наносит ответный удар» Затем был нанят ряд членов съемочной группы фильма 1981 года « В поисках утраченного ковчега» . Также был назначен , в том числе первый помощник режиссера Дэвид Томблин , оператор-постановщик Дуглас Слокомб , режиссер второго подразделения Микки Мур и художники-постановщики Филип Харрисон и Стивен Граймс . [25] [32]
Съемки
[ редактировать ]
Съемки фильма « Никогда не говори никогда» начались 27 сентября 1982 года на Французской Ривьере и продолжались два месяца. [15] перед переездом в Нассау , Багамы, в середине ноября, [13] где съемки проходили на пирсе Клифтон, который также был одним из мест, использованных в «Шаровой молнии» . [33] Пальмирская крепость Ларго на самом деле была историческим фортом Карре на Антибе . [34] Корабль Ларго, « Летающая тарелка» , изображал яхту Kingdom 5KR , принадлежавшую тогда саудовскому миллиардеру Аднану Хашогги и называвшуюся Nabila . [35] Подводные сцены были сняты Рику Браунингом , который координировал подводные сцены в оригинальном фильме «Шаровая молния» . [11] Основные фотосъемки завершились в студии Elstree Studios , где снимались интерьеры. [33] В Элстри также располагалась подводная пещера «Слезы Аллаха», на строительство которой ушло три месяца, а оздоровительный спа-центр «Кустарники» снимался в Лутон-Ху . [33] [11] Большая часть съемок была завершена весной 1983 года, хотя летом 1983 года были дополнительные съемки. [13]
Производство фильма было затруднено, [36] Коннери взял на себя многие продюсерские обязанности вместе с помощником режиссера Дэвидом Томблином. [33] Режиссер Ирвин Кершнер критиковал продюсера Джека Шварцмана, заявив, что, хотя он и был хорошим бизнесменом, «у него не было опыта кинопродюсера». [33] После того, как у производства закончились деньги, Шварцману пришлось финансировать дальнейшее производство из собственного кармана, и позже он признал, что недооценил сумму, которую обойдется в производство фильма. [36] На съемочной площадке между Шварцманом и Коннери возникла напряженность, которые временами почти не разговаривали друг с другом. Коннери не был впечатлен очевидным непрофессионализмом за кулисами, и он официально заявил, что вся постановка была «кровавой операцией Микки Мауса !» [37]
Стивен Сигал , который был инструктором по боевым искусствам в этом фильме, сломал Коннери запястье во время тренировки. В эпизоде « Вечернего шоу с Джеем Лено » Коннери рассказал, что узнал о том, что его запястье сломано, только более десяти лет спустя. [38]
Музыка
[ редактировать ]Джеймс Хорнер был первым кандидатом на написание музыки как для Кершнера, так и для Шварцмана после того, как он был впечатлен его работой над « Звездным путем 2: Гнев Хана» . По словам Кершнера, Хорнер, который большую часть времени работал в Лондоне, был недоступен, хотя Шварцман позже утверждал, что Шон Коннери наложил на него вето. Был приглашен частый композитор Бонда Джон Барри , но он отказался из-за лояльности к Eon. [39] Музыка для Never Say Never Again была в конечном итоге написана Мишелем Леграном , который написал партитуру, похожую на его работы в качестве джазового пианиста . [40] Оценка была раскритикована как «анахроничная и неверно оцененная». [33] «причудливо прерывистый» [32] и «самая разочаровывающая особенность фильма». [25] Легран также написал главную тему «Never Say Never Again», в которую вошли слова Алана и Мэрилин Бергман , которые также работали с Леграном над песней « The Windmills of Your Mind », получившей премию Оскар. [41] - и была исполнена Лани Холл [25] после того, как Бонни Тайлер , которой песня не понравилась, неохотно отказалась. [42]
Филлис Хайман также записала потенциальную музыкальную тему с музыкой, написанной Стивеном Форсайтом, и словами Джима Райана, но песня - незапрошенная заявка - была проигнорирована, учитывая договорные обязательства Леграна в отношении музыки. [43]
Юридические замены
[ редактировать ]
Многие элементы фильмов о Бонде, снятых Eon, не присутствовали в « Никогда не говори никогда» по юридическим причинам. В их число входила сцена со стволом пистолета , где вместо этого появлялся экран, полный символов 007, и аналогично не было « темы Джеймса Бонда », хотя не было предпринято никаких усилий, чтобы добавить другую мелодию. [13] Эпизод перед титрами был снят, но не использован; [44] вместо этого фильм начинается с титров, идущих поверх эпизода, в котором Бонд выполняет тренировочную миссию. [33]
Выпуск и прием
[ редактировать ]«Никогда не говори никогда» открылся 7 октября 1983 года в 1550 кинотеатрах, собрав рекордные за октябрь 10 958 157 долларов за четырехдневные выходные, посвященные Дню Колумба . [3] который на тот момент был признан «лучшей вступительной пластинкой из всех фильмов о Джеймсе Бонде», [45] превзойдя показатель Octopussy в 8,9 миллиона долларов по сравнению с июнем того же года. Премьера фильма состоялась в Великобритании в кинотеатре Warner West End на Лестер-сквер 14 декабря 1983 года. [33] Во всем мире фильм «Никогда не говори никогда» собрал 160 миллионов долларов. [46] что было солидной отдачей от бюджета в 36 миллионов долларов. [46] В конечном итоге фильм заработал меньше, чем «Осьминожка» , собравшая в прокате 187,5 миллиона долларов. [47] [48] Это был первый фильм о Джеймсе Бонде, официально выпущенный в Советском Союзе . Премьера состоялась летом 1990 года на гала-концерте в Москве . [49]
Warner Bros. выпустила Never Say Never Again на VHS и Betamax в 1984 году. [50] и на лазерном диске в 1995 году. [51] После того, как Metro-Goldwyn-Mayer приобрела права на распространение в 1997 году (см. «Наследие » ниже), в 2001 году компания выпустила фильм на VHS и DVD . [52] и на Blu-ray в 2009 году. [53]
Современные обзоры
[ редактировать ]«Никогда не говори «никогда»» был широко встречен и высоко оценен критиками: Ян Кристи в статье для Daily Express сказал, что «Никогда не говори никогда» был «одним из лучших Бондов». [54] находя фильм «невероятно остроумным и интересным, ... диалоги четкие, а сцены борьбы творческие». [54] Кристи также подумала, что «Коннери не утратил своего обаяния и, во всяком случае, стал более привлекательным, чем когда-либо, как стильный и решительный герой». [54] Дэвид Робинсон , писавший в «Таймс» , также сконцентрировался на Коннери, заявив, что: «Коннери... вернулся, выглядя ни на день старше или толще, и все еще превосходя всех остальных представителей этой роли, в добродушном размахе, с которым он парирует все секс и насилие на пути». [55] Для Робинсона присутствие Коннери и Клауса Марии Брандауэра в роли Максимилиана Ларго «почти оправдывает все это». [55] Рецензент Time Out подвел итог « Никогда не говори никогда» , сказав: «Действие хорошее, фотографии отличные, декорации достойные; но настоящим решающим фактором является тот факт, что Бонда снова играет человек с правильными вещами». [56]
Дерек Малкольм в The Guardian показал себя поклонником Бонда Коннери, заявив, что в фильме «лучший Бонд в бизнесе». [57] но, тем не менее, не нашел Never Say Never Again более приятным, чем недавно вышедший Octopussy (с Роджером Муром в главной роли), или «что любой из них был очень близок к тому, чтобы соответствовать Dr No или From Russia with Love ». [57] Основная проблема Малкольма в фильме заключалась в том, что у него было «ощущение, что происходит постоянная борьба между желанием добиться огромного кассового успеха и попыткой сделать характер таким же важным, как и трюки». [57] Малкольм резюмировал, что «сочетание остается неизменным - на должном уровне, но не превосходя его». [57] В статье для The Observer Филип Френч отметил, что «этот на удивление приглушенный фильм в конечном итоге не вносит никакого собственного вклада и вызывает разрушительные сравнения с оригинальным, сверхсамоуверенным Громовым шаром ». [58] Френч пришел к выводу, что «как песочные часы, наполненные влажным песком, картина движется все медленнее по мере приближения к запутанной кульминации в Персидском заливе». [58]
В статье для Newsweek критик Джек Кролл считал, что первая часть фильма была снята «остроумно и стильно». [59] хотя далее он сказал, что режиссеру «подрезал подколы сценарий Лоренцо Семпла». [59] Ричард Шикель в статье для Time высоко оценил фильм и его актерский состав. Он писал, что персонаж Клауса Марии Брандауэра «сыгран с шелковистым, невротическим шармом». [60] в то время как Барбара Каррера, играющая Фатиму Блаш, «ловко пародирует всех роковых женщин, прошедших через карьеру Бонда». [60] Высшую похвалу Шикель получил за возвращение Коннери, отметив, что «приятно снова увидеть серьезную стильность Коннери в этой роли. Из-за этого цинизм и оппортунизм Бонда кажутся продуктом подлинной мирской жизни (и усталости от мира), а не простой шутливости Роджера Мура». ." [60]
Джанет Маслин в статье для The New York Times широко похвалила фильм, заявив, что, по ее мнению, в фильме « Никогда не говори никогда » «заметно больше юмора и характера, чем обычно дают фильмы о Бонде. В нем есть чудесный злодей в лице Ларго». [61] Маслин также высоко оценил эту роль Коннери, отметив, что «в « Никогда не говори никогда » формула расширена, чтобы вместить более старшего, опытного человека гораздо большего роста, и мистер Коннери умело отвечает всем требованиям». [61] В статье для The Washington Post Гэри Арнольд не скупился на похвалы, заявив, что « Никогда не говори никогда» — «один из лучших когда-либо созданных приключенческих триллеров о Джеймсе Бонде». [62] Далее он говорит, что «эта картина, вероятно, останется ценным и ярким примером коммерческого кинопроизводства в его самом проницательном и совершенном виде». [62] Арнольд пошел еще дальше, заявив, что « Никогда не говори никогда» - лучший фильм о Бонде, когда-либо созданный, потому что он явно превосходит всех своих предшественников в области изобретательного и умного описания персонажей». [62]
Критик The Globe and Mail Джей Скотт также похвалил фильм, заявив, что « Никогда не говори никогда » «возможно, единственная часть многолетнего сериала, снятая первоклассным режиссером». [63] По словам Скотта, режиссер с высококачественным актерским составом получился «самым классным из всех Бондов». [63] Роджер Эберт дал фильм 3 + 1 ⁄ 2 из четырех звезд и написал, что « Никогда не говори никогда » , хотя и состоит из основного «сюжета о Бонде», отличается от других фильмов о Бонде: «Во-первых, в фильме больше человеческого элемента, и это исходит от Клауса Марии Брандауэра в роли Ларго». [64] Далее Эберт добавил: « Воссоединения Битлз никогда не было … но здесь, ей-богу, Шон Коннери в роли сэра Джеймса Бонда. Хорошая работа, агент 007». [64] Джин Сискел из «Чикаго Трибьюн» также дал фильму 3½ звезды из четырех, написав, что этот фильм был «одним из лучших приключений агента 007, когда-либо созданных». [65]
Колин Гринланд сделал обзор «Никогда не говори никогда» для Imagine и заявил, что « Никогда не говори никогда» — это самодовольная мужская сексистская фантазия, в которой женщины могут быть только роковыми женщинами или пассивными жертвами». [66]
Ретроспективные обзоры
[ редактировать ]Поскольку «Никогда не говори никогда» не является фильмом производства Eon, он не был включен в ряд последующих обзоров. Норман Уилнер из MSN » 1967 года сказал, что «Казино Рояль» и «Никогда не говори никогда снова «существуют вне «официальной» преемственности, [и] исключены из этого списка, так же как они отсутствуют в мегабоксе MGM . Но поверьте мне на слово; они оба довольно ужасны». [67] Ретроспективные рецензии на фильм остаются положительными. Компания Rotten Tomatoes выбрала 55 критиков и оценила 71% рецензий как положительные, при этом рейтинг лучших критиков составил 70%. Критический консенсус сайта гласит: «Хотя перефразированная история кажется довольно скучной и ненужной, возвращение Шона Коннери и более сдержанного Бонда делает « Никогда не говори никогда» интересным для просмотра переизданием». [68] Оценка по-прежнему более положительная, чем у некоторых фильмов «Эон»: «Гнилые помидоры» заняли «Никогда не говори никогда» 16-е место среди всех фильмов о Бонде в 2008 году. [69] На Metacritic фильм имеет средневзвешенную оценку 68 из 100 на основе 15 критиков, что указывает на в целом положительные отзывы. [70] Empire поставила фильму три звезды из пяти возможных, отметив, что «Коннери, возможно, поступил мудро, объявив о прекращении работы с первого раза». [71] IGN дал Never Say Never Again оценку пять из десяти, заявив, что фильм «скорее промах, чем хит». [72] Рецензент также посчитал, что фильм «испорчен слишком большим количеством неуклюжих экспозиционных сцен и недостаточным количеством моментов, в которых Бонд является Бондом». [72]
В 1995 году Майкл Заутер из Entertainment Weekly назвал «Никогда не говори никогда» девятым лучшим фильмом о Бонде на тот момент после того, как было выпущено 17 фильмов. Заутер считал, что фильм «имеет успех только как портрет супергероя, сбежавшего с холма». Он признал, что «даже после своего расцвета Коннери доказывает, что никто не делает это лучше». [73] Джеймс Берардинелли в своей рецензии на фильм « Никогда не говори никогда » считает, что переписывание истории «Шаровой молнии» привело к созданию фильма, в котором «чувствуется шутка, [это], возможно, худший сценарий о Бонде из всех». [74] Берардинелли заключает, что «большим разочарованием является то, что, переманив оригинального агента 007, создатели фильма не смогли предложить ему что-то лучшее, чем эта затянутая, избитая история». [74] Критик Дэнни Пири писал, что «было здорово увидеть, как Шон Коннери вернулся в роли Джеймса Бонда через дюжину лет». [75] Он также посчитал актерский состав второго плана хорошим, сказав, что Ларго Клауса Марии Брандауэра был «невротичным, уязвимым… одним из самых сложных врагов Бонда». [75] и что Барбара Каррера и Ким Бейсингер «производят неизгладимое впечатление». [75] Пири также написал, что «фильм экзотичен, хорошо сыгран и стильно снят… Это был бы один из лучших фильмов о Бонде, если бы финал не разочаровал. Когда создатели фильма поймут, что сцены подводных боев не работают, потому что зрители обычно не могут отличить героя от злодея и знают, что используются двойники?» [75]
Джим Смит и Стивен Лавингтон в своей ретроспективе Bond Films 2002 года сетуют: «На экране виден производственный хаос, часто посредственный монтаж, режиссура, каскадерская работа и фотография возникают из-за ограниченного бюджета. [...] В то время « Никогда не говори никогда» это сошло с рук благодаря удовольствию публики и критиков от повторного просмотра Коннери. Теперь он устарел, медленный и (что хуже всего) выглядит дешевым, и его дела идут плохо по сравнению даже с самыми плохими фильмами Eon». [76]
Наследие
[ редактировать ]Первоначально « Никогда не говори никогда» был задуман как начало серии фильмов о Бонде, снятых Шварцманом, с Коннери в главной роли в роли Джеймса Бонда, а МакКлори анонсировал следующий запланированный фильм, «СПЕКТР» , в февральском выпуске Screen International за 1984 год . [77] Когда Коннери объявил, что не будет повторять роль Бонда в другом фильме, снятом Шварцманом, за три недели до крайнего срока покупки прав на другой фильм за 5 миллионов долларов, Шварцман заявил, что он вряд ли снимет еще один фильм без сделки с MGM. ЮА и Даняк. [49] [78]
В 1990-х годах МакКлори объявил о планах сделать еще одну адаптацию истории «Шаровая молния» с Тимоти Далтоном в главной роли под названием «Боголовка 2000 нашей эры» , но в конечном итоге фильм был отменен. [79] В 1997 году Sony Pictures приобрела права МакКлори за нераскрытую сумму. [5] и впоследствии объявила, что намерена снять серию фильмов о Бонде, поскольку компания также владела правами на «Казино Рояль» . [80] Этот шаг вызвал серию судебных разбирательств со стороны MGM, которые были урегулированы во внесудебном порядке, что вынудило Sony отказаться от всех претензий к Бонду; МакКлори по-прежнему утверждал, что продолжит работу над еще одним фильмом о Бонде. [81] и продолжил свое дело против MGM и Danjaq ; [82] 27 августа 2001 г. суд отклонил иск МакКлори. [83] МакКлори умер в 2006 году; [79] Приобретение MGM прав на «Казино Рояль» наконец позволило Eon Productions в том же году сделать серьезную, несатирическую экранизацию этого романа с Дэниелом Крейгом в роли Джеймса Бонда. В конечном итоге в 2013 году наследники МакКлори продали права на «Тандерболл» компании Eon, что позволило компании вновь представить Блофельда в сериале «Эон» в фильме « Призрак» .
4 декабря 1997 года MGM объявила, что компания приобрела права на « Никогда не говори никогда снова» у компании Шварцмана Taliafilm. [84] [85] С тех пор компания занялась выпуском фильма на DVD и Blu-ray. [86] [53]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Никогда больше не говори никогда (1983)» . ББФК . Архивировано из оригинала 13 июня 2021 года . Проверено 13 июня 2021 г.
- ^ «Никогда больше не говори никогда (1983)» . Каталог художественных фильмов AFI . Архивировано из оригинала 22 июня 2023 года . Проверено 22 июня 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Никогда больше не говори никогда» . Касса Моджо . Архивировано из оригинала 8 июня 2019 года . Проверено 20 сентября 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Пфайффер и Уорролл 1998 , с. 213.
- ^ Перейти обратно: а б с Полякофф, Кейт (2000). «Лицензия на авторские права – продолжающийся спор о праве собственности на Джеймса Бонда» (PDF) . Юридический журнал Cardozo Arts & Entertainment . 18 . Юридическая школа Бенджамина Н. Кардосо : 387–436. Архивировано из оригинала (PDF) 31 марта 2012 года . Проверено 3 сентября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Канцлер 2005 , с. 226.
- ^ Макинтайр 2008 , с. 198.
- ^ Макинтайр 2008 , с. 199.
- ^ Перейти обратно: а б с Чепмен 2009 , с. 184.
- ^ Перейти обратно: а б с Барнс и Хирн 2001 , с. 152.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Филд, Мэтью (2015). Какой-то герой: 007: замечательная история фильмов о Джеймсе Бонде . Аджай Чоудхури. Страуд, Глостершир. ISBN 978-0-7509-6421-0 . OCLC 930556527 . Архивировано из оригинала 28 ноября 2021 года . Проверено 7 сентября 2021 г.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б «Ла Френе, Ян (1936–) и Клемент, Дик (1937–)» . Экранонлайн . Британский институт кино . Архивировано из оригинала 4 августа 2011 года . Проверено 3 сентября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бенсон 1988 , с. 240.
- ^ Манкевич и Крейн 2012 , стр. 150.
- ^ Перейти обратно: а б с Барнс и Хирн 2001 , с. 155.
- ^ Дик, Сандра (25 августа 2010 г.). «Восемьдесят важных фактов, которые вы должны знать о Большом Тэме». Эдинбургские вечерние новости . п. 20.
- ^ Чепмен 2009 , с. 185.
- ^ «Соперник 007 - Он похож на Бертона». Ежедневный экспресс . 21 февраля 1964 г. с. 13.
- ^ Дэвис, Виктор (29 июля 1978 г.). «Бонд против Бонда». Ежедневный экспресс . п. 4.
- ^ Barnes & Hearn 2001 , с. 153.
- ^ Манн, Родерик (23 марта 1980 г.). «Почему Шон теперь не вернется в роли агента 007…». Воскресный экспресс . п. 23.
- ^ 1634–1699: Маккаскер, Джей-Джей (1997). Сколько это в реальных деньгах? Исторический индекс цен для использования в качестве дефлятора денежных ценностей в экономике Соединенных Штатов: Addenda et Corrigenda (PDF) . Американское антикварное общество . 1700–1799: Маккаскер, Джей-Джей (1992). Сколько это в реальных деньгах? Исторический индекс цен для использования в качестве дефлятора денежных ценностей в экономике Соединенных Штатов (PDF) . Американское антикварное общество . 1800 – настоящее время: Федеральный резервный банк Миннеаполиса. «Индекс потребительских цен (оценка) 1800–» . Проверено 29 февраля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Барнс и Хирн 2001 , с. 154.
- ^ Блэк 2004 , с. 58.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бенсон 1988 , с. 243.
- ^ Смит 2002 , с. 195.
- ^ Чепмен 2009 , с. 135.
- ^ «Барбара Каррера» . Официальный премии «Золотой глобус» сайт . Голливудская ассоциация иностранной прессы . Архивировано из оригинала 1 февраля 2014 года . Проверено 2 сентября 2011 г.
- ^ «Лучшая актриса второго плана в кинофильме» . Официальный премии «Золотой глобус» сайт . Голливудская ассоциация иностранной прессы . Архивировано из оригинала 9 октября 2014 года . Проверено 3 сентября 2011 г.
- ^ «Джонни Инглиш» (PDF) . Информационные бюллетени для читателей Penguin . 2003. Архивировано из оригинала (PDF) 30 октября 2006 года . Проверено 5 сентября 2011 г.
- ^ «Режиссер Питер Хант – «На секретной службе Ее Величества» » . Ретровидение. Архивировано из оригинала 6 декабря 1998 года . Проверено 5 сентября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Смит 2002 , с. 197.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Барнс и Хирн 2001 , с. 156.
- ^ Ривз 2001 , с. 134.
- ^ Салманс, Сандра (22 февраля 1985 г.). «Расточительный образ жизни торговца колесами» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 6 марта 2016 года . Проверено 6 сентября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Смит 2002 , с. 199.
- ^ «ЖУРНАЛ «ДЖЕЙМС БОНД 007» | БИТВА ЗА БОНД» . 007magazine.co.uk . Архивировано из оригинала 13 февраля 2018 года . Проверено 9 июля 2019 г.
- ^ Курчак, Сара (12 октября 2015 г.). «Сломал ли Стивен Сигал запястье Шона Коннери, занимаясь айкидо?» . Вайс.com . Архивировано из оригинала 25 ноября 2015 года . Проверено 24 ноября 2015 г.
- ^ Джон Берлингейм, Музыка Джеймса Бонда , с. 162, 172, 174. ISBN 978-0-19-935885-4
- ^ Бетанкур, Скотт (1998). «Бонд снова в действии» . Рейтинг фильмов ежемесячно . Архивировано из оригинала 30 марта 2012 года . Проверено 20 сентября 2011 г.
- ^ «Настоящий Джеймс Бонд вернулся, и агент 007 снова стал победителем «Базы данных премии Оскар» » . Чикаго Трибьюн . Академия кинематографических искусств и наук . 7 октября 1983 г. с. 63. Архивировано из оригинала 12 апреля 2022 года . Проверено 23 февраля 2021 г.
- ^ «Шоу Летучей мыши Второе: Бонни Тайлер» . 12 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 11 июля 2018 г. . Проверено 15 февраля 2013 г. Тайлер также обсуждает это в документальном фильме « Лучшие хиты Джеймса Бонда» .
- ^ Берлингейм 2012 , с. 112.
- ^ Смит 2002 , с. 193.
- ^ Ханауэр, Джоан (18 октября 1983 г.). «Коннери Чемп». Юнайтед Пресс Интернэшнл .
- ^ Перейти обратно: а б «Никогда больше не говори никогда» . Нэш Информационные Сервисы, ООО. Архивировано из оригинала 11 августа 2011 года . Проверено 1 сентября 2011 г.
- ^ «Осьминожка» . Числа . Нэш Информационные Сервисы, ООО. Архивировано из оригинала 7 марта 2014 года . Проверено 8 августа 2011 г.
- ^ «Фильмы о Джеймсе Бонде в прокате» . Касса Моджо . Архивировано из оригинала 12 мая 2016 года . Проверено 8 августа 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Никогда больше не говори никогда» . каталог.afi.com . Архивировано из оригинала 9 июня 2021 года . Проверено 9 июня 2021 г.
- ^ «Billboard Videocassette Top 40» . Рекламный щит . Nielsen Business Media, Inc., 21 июля 1984 г., с. 35.
- ^ Макгоуэн, Крис (19 ноября 1996 г.). «Домашнее видео: лазерное сканирование» . Рекламный щит . п. 96.
- ^ «Казино Рояль и никогда больше не говори никогда». Кинообзор (127). Апрель 2001 года.
- ^ Перейти обратно: а б «Никогда больше не говори никогда» . ИГН . 21 января 2009 года. Архивировано из оригинала 8 марта 2012 года . Проверено 31 августа 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Кристи, Ян (18 декабря 1988 г.). «Возвращение героя». Ежедневный экспресс . п. 20.
- ^ Перейти обратно: а б Робинсон, Дэвид (16 декабря 1983 г.). «Никогда больше не говори никогда (PG)». Таймс . п. 10.
- ^ «Никогда больше не говори никогда (1983)» . Тайм-аут . Архивировано из оригинала 10 сентября 2011 года . Проверено 30 августа 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Малькольм, Дерек (15 декабря 1983 г.). «Верный своему Бонду». Хранитель . п. 16.
- ^ Перейти обратно: а б Френч, Филип (18 декабря 1983 г.). «Шаровая молния переработана». Наблюдатель . п. 31.
- ^ Перейти обратно: а б Кролл, Джек (10 октября 1983 г.). «Снова в бизнесе облигаций». Newsweek . п. 93.
- ^ Перейти обратно: а б с Шикель, Ричард (17 октября 1983 г.). «Кино: Собираем осенние листья» . Время . Архивировано из оригинала 22 декабря 2008 года . Проверено 31 августа 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Маслин, Джанет (7 октября 1983 г.). «Шон Коннери — бывалый Джеймс Бонд». Нью-Йорк Таймс . п. 13.
- ^ Перейти обратно: а б с Арнольд, Гэри (6 октября 1983 г.). « Никогда»: лучше, чем когда-либо; Шон Коннери снова едет в лучших облигациях». Вашингтон Пост . п. Е1.
- ^ Перейти обратно: а б Скотт, Джей (7 октября 1983 г.). «Первоклассный режиссер творит чудеса: самый классный Бонд на свете». Глобус и почта .
- ^ Перейти обратно: а б Эберт, Роджер (7 октября 1983 г.). «Никогда больше не говори никогда» . rogerebert.com. Архивировано из оригинала 24 апреля 2013 года . Проверено 18 октября 2008 г.
- ↑ Сискель, Джин (7 октября 1983 г.). «Настоящий Джеймс Бонд вернулся, и агент 007 снова стал победителем». Архивировано 12 апреля 2022 года в Wayback Machine . Чикаго Трибьюн . п. 63. Проверено 23 февраля 2021 г. - через Newspapers.com.
- ^ Гренландия, Колин (март 1984 г.). «Кинообзор». Представьте себе (обзор) (12). TSR Hobbies (Великобритания), Ltd.: 45.
- ^ Норман Уилнер. «Рейтинг шпионской игры» . МСН . Архивировано из оригинала 19 января 2008 года . Проверено 4 марта 2008 г.
- ^ «Никогда больше не говори никогда (1983)» . Гнилые помидоры . Фанданго . Архивировано из оригинала 2 февраля 2022 года . Проверено 25 сентября 2021 г.
- ^ Райан, Тим (18 ноября 2008 г.). «Вспомнить все: обратный отсчет Джеймса Бонда - узнайте, где здесь находится квант милосердия!» . Гнилые помидоры . Фликстер . Архивировано из оригинала 4 февраля 2012 года . Проверено 5 сентября 2011 г.
- ^ Обзоры «Никогда не говори никогда» . Метакритик . CBS Интерактив . Архивировано из оригинала 20 декабря 2021 года . Проверено 30 июня 2018 г.
- ^ «Никогда больше не говори никогда» . Империя . Архивировано из оригинала 24 октября 2011 года . Проверено 31 августа 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Пиррелло, Фил (26 марта 2009 г.). Обзор Blu-ray «Никогда не говори никогда» . ИГН . Архивировано из оригинала 8 октября 2011 года . Проверено 31 августа 2011 г.
- ^ Заутер, Майкл (1 июля 2008 г.). «Игра на рынке облигаций» . Развлекательный еженедельник . Архивировано из оригинала 29 сентября 2008 года . Проверено 31 августа 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б Берардинелли, Джеймс (1996). «Никогда больше не говори никогда» . Просмотры роликов . Архивировано из оригинала 16 ноября 2018 года . Проверено 31 августа 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Пири 1986 , с. 296.
- ^ Смит, Джим; Лавингтон, Стивен (2002). Фильмы о Бонде . Лондон: Virgin Books. п. 200. ИСБН 0-7535-0709-9 .
- ^ Асевед, Вайолет (29 октября 2015 г.). «Заброшенная миссия Джеймса Бонда «СПЕКТР» 1984 года» . Экран . Архивировано из оригинала 9 июня 2021 года . Проверено 9 июня 2021 г.
- ^ Лондон, Майкл (18 января 1984 г.). «Клипы из фильма: «Белая собака» проведет свой день на NBC» . Лос-Анджелес Таймс .
- ^ Перейти обратно: а б Рай, Грэм (7 декабря 2006 г.). «Кевин МакКлори» . Независимый . Архивировано из оригинала 18 июня 2022 года . Проверено 5 сентября 2011 г.
- ^ Эллиотт, Кристофер (23 октября 1997 г.). «Никогда больше не говори никогда, когда дело касается Джеймса Бонда». Хранитель . п. 10.
- ^ Шпринц, Джанет (29 марта 1999 г.). «Большой облигационер» . Разнообразие . Архивировано из оригинала 5 августа 2020 года . Проверено 10 марта 2021 г.
- ^ Корк, Джон ; Скивалально, Брюс (11 ноября 2002 г.). «Пробираясь сквозь годы». Разнообразие . п. А15.
- ^ Джеймс, Мэг (28 августа 2001 г.). «Суд США отклонил иск к Джеймсу Бонду» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 5 октября 2021 года . Проверено 4 октября 2021 г.
- ^ «Metro-Goldwyn-Mayer Inc. объявляет о приобретении активов Never Say Never Again James Bond» (пресс-релиз). Метро-Голдвин-Майер . 4 декабря 1997 года. Архивировано из оригинала 5 мая 2008 года . Проверено 16 марта 2008 г.
- ^ ДиОрио, Карл (4 декабря 1997 г.). «Мгм, 007 Скажи снова «никогда»» . Голливудский репортер . Архивировано из оригинала 2 февраля 2014 года . Проверено 5 сентября 2011 г.
- ^ Пратт 2005 , стр. 851.
Библиография
[ редактировать ]- Барнс, Алан; Хирн, Маркус (2001). Поцелуй, поцелуй, взрыв! Bang!: неофициальный компаньон по фильму о Джеймсе Бонде . Книги Бэтсфорда . ISBN 978-0-7134-8182-2 .
- Бенсон, Раймонд (1988). Прикроватный компаньон Джеймса Бонда . Лондон: Boxtree Ltd. ISBN 1-85283-234-7 .
- Блэк, Джереми (2004). Британия с семидесятых годов: политика и общество в эпоху потребления . Гилфорд: ISBN Biddles Ltd. 978-1-86189-201-0 .
- Блэк, Джереми (2005). Политика Джеймса Бонда: от романа Флеминга к большому экрану . Издательство Университета Небраски . ISBN 978-0-8032-6240-9 .
- Берлингейм, Джон (2012). Музыка Джеймса Бонда . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-986330-3 .
- Канцлер Генри (2005). Джеймс Бонд: Человек и его мир . Лондон: Джон Мюррей . ISBN 978-0-7195-6815-2 .
- Чепмен, Джеймс (2009). Лицензия на острые ощущения: культурная история фильмов о Джеймсе Бонде . Нью-Йорк: ИБ Таурис . ISBN 978-1-84511-515-9 .
- Линднер, Кристоф (2003). Феномен Джеймса Бонда: критический читатель . Издательство Манчестерского университета . ISBN 978-0-7190-6541-5 . Архивировано из оригинала 10 апреля 2023 года . Проверено 1 ноября 2020 г.
- Макинтайр, Бен (2008). Только для твоих глаз . Лондон: Издательство Блумсбери . ISBN 978-0-7475-9527-4 .
- Манкевич, Том ; Крейн, Роберт (2012). Моя жизнь как Манкевича . Лексингтон, Кентукки: Университетское издательство Кентукки . ISBN 978-0-8131-3605-9 .
- Пири, Дэнни (1986). Руководство для кинофанатика . Саймон и Шустер . ISBN 978-0-671-61081-4 .
- Пфайффер, Ли; Уорролл, Дэйв (1998). Незаменимая связь . Лондон: Boxtree Ltd. ISBN 978-0-7522-2477-0 .
- Пратт, Дуглас (2005). DVD Дуга Пратта: фильмы, телевидение, музыка, искусство, взрослые и многое другое! . Лондон: Корпорация UNET 2. ISBN 978-1-932916-01-0 .
- Ривз, Тони (2001). Всемирный путеводитель по местам съемок фильмов . Чикаго: А капелла. ISBN 978-1-55652-432-5 .
- Смит, Джим (2002). Фильмы о Бонде . Лондон: Virgin Books . ISBN 978-0-7535-0709-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- фильмы 1983 года
- боевики 1983 года
- Американские фильмы 1980-х годов
- Британские фильмы 1980-х годов
- Англоязычные фильмы 1980-х годов
- Шпионские фильмы 1980-х годов
- Американские шпионские боевики
- Шпионские фильмы времен холодной войны
- Фильмы о героиновой зависимости
- Фильмы о ядерной войне и оружии
- Фильмы режиссера Ирвина Кершнера
- Фильмы, написанные Мишелем Леграном
- Фильмы, действие которых происходит в Африке
- Фильмы, действие которых происходит на Багамах
- Фильмы, действие которых происходит в Англии
- Фильмы, действие которых происходит в Эритрее
- Фильмы, действие которых происходит во Франции
- Фильмы, действие которых происходит в Монако
- Фильмы, снятые на студии EMI-Elstree Studios.
- Фильмы, снятые в Альмерии
- Фильмы, снятые на Багамах
- Фильмы, снятые в Англии
- Фильмы, снятые во Флориде
- Фильмы, снятые во Франции.
- Фильмы, снятые в Хартфордшире
- Фильмы, снятые на Мальте
- Фильмы, снятые в Монако
- фильмы о Джеймсе Бонде
- Подводные боевики
- Фильмы по сценарию Дика Клемента
- Фильмы по сценариям Яна Флеминга
- Фильмы по сценарию Яна Ла Френе
- Фильмы по сценарию Джека Уиттингема
- Фильмы по сценарию Кевина МакКлори
- Фильмы по сценарию Лоренцо Семпла-младшего.
- Фильмы Warner Bros.