Хакам обратно

Хакхэм Баши - умный баши [ Примечание 1 ] ( Османский турецкий : حاخامباشی , турецкий : хахамбаш , IPA: [haˈham baˈʃɯ] ; Ладино : Xaxam (חכם) Баши ; Перевод на французский как: Хахам-Бачи ) является турецким названием для главного раввина нации еврейской общины . Во времена Османской империи она также использовалась для главного раввина конкретного региона империи, такой как Сирия или Ирак , хотя Хэкхэм Баши Константинополя считался общим главой евреев империи.
была основана должность Хэкхэма Баши В 1840 году в Иерусалиме . [ 4 ]
Этимология
[ редактировать ]Хэкхэм - иврит для «мудреца» (или «ученый»), а Баши - турецкий для «головы».
Караиты , использовали слово «Хэкхэм» для раввина, что -то не было сделано на иврите [ сомнительно - обсудить ] и османские турки приняли это использование для этого имени. [ 5 ]
История
[ редактировать ]
Институт Хэкхэма Баши был создан Османским султаном Мехметом II в рамках его политики управления его чрезвычайно разнообразными предметами в соответствии с их собственными законами и властями, где это возможно. Религия считалась изначальным аспектом общин «национальной» идентичности, поэтому термин Этнарх применялся к таким религиозным лидерам, особенно ( греческим православным ) экуменическим патриархам Константинополя (т.е. в имперской столице султана, переименованного в Стамбуле в 1930 Анкарой в качестве республиканской столицы в 1923 году ) . Поскольку ислам был официальной религией как суда, так и государства, у главного муфтия в Стамбуле был гораздо более высокий статус, даже ранга кабинета.
Из -за размера и природы османского государства, содержащего гораздо большую часть диаспоры, чем любая другая, позиция Хахахэма Баши сравнивалась с положением еврейского экзилара .
В Османской империи, и поэтому Хэкхэм Баши был самой близкой вещью к общей экзилярной власти среди евреев повсюду на Ближнем Востоке в начале современности. полномочия для законодательства, судить и применять законы среди евреев в Османской империи и часто сидели на султана Они держали широкие диване .
Офис также оказывал значительное влияние за пределами Османской империи, особенно после принудительной миграции многочисленных еврейских общин и отдельных лиц из Испании (после падения Гранады в 1492 году) и Италии .
Главный раввин современной светской Республики Турция до сих пор известен как Хахамбаши .
Термин Хакхэм Баши также использовался для официального назначенного правительством главного раввина других важных городов в Османской империи, таких как Дамаск и Багдад .
Позиция Хэкхэма Баши из Палестины прекратилась с назначением отдельных ашкенази и главных раввинов Сефарди в 1921 году. [ 6 ]
Список должностных лиц
[ редактировать ]Главные раввины Османской империи (Хахамбаши)
[ редактировать ]Канесали Моисей | 1454–1495 |
Элайджа Мизрачи | 1497–1526 |
Мордехайский комитет | 1526–1542 |
Полный ибн Яхья | 1542–1543 |
Элия Бенджамин Ха-Леви | 1543 |
Удалить Бен Бен | 1543–1602 |
Иеил Бассан | 1602–1625 |
Джозеф Михарани | 1625–1639 |
Yomṭov Ben Yaʿesh | 1639–1642 |
Myoyavins не певец Ceou | 1642–1677 |
Шайм Камхи | 1677–1715 |
Иуда Бен Рей | 1715–1717 |
Сэмюэль Леви | 1717–1720 |
Авраам Бен Шайим Розаны | 1720–1745 |
Соломон Шайим Альфандари | 1745–1762 |
Мейр Ишаки | 1762–1780 |
Они паломбо | 1780–1800 |
★ ☞ Критя | 1800–1835 |
Авраам Ха-Лви | 1835–1836 |
Сложные склоны склонов моха Cer. | 1836–1837 |
Моисей Фреско | 1839–1841 |
Джейкоб Бехар Дэвид | 1841–1854 |
Ḥayyim ha-kohen | 1854–1860 |
Джейкоб (или Якуп) Авигдор | 1860–1863 |
Якир Джерон | 1863–1872 |
Моисей Леви | 1872–1908 |
Наим Наум Эффект | 1908–1920 |
Shabbetai Levi | 1918–1919 |
Ишак Ариэль | 1919–1920 |
Главные раввины Турецкой Республики (Хахамбаш)
[ редактировать ]Хаим Муше Бекирано | 1920–1931 |
Хаим Ишак Саки | 1931–1940 |
Рафаэль Дэвид Сабан | 1940–1960 |
Дэвид Ассео | 1961–2002 |
Ишак Халева | 2002– |
Главные раввины Османской Галилеи
[ редактировать ]Махлуф Эльдауди | 1889–1909 |
Главные раввины Османской Палестины
[ редактировать ]Хаим Абрахам Гагин | 1842–1848 |
Исаак марш | 1848–1854 |
Хаим Нисим Абулафия | 1854–1861 |
Хаим Дэвид Хазан | 1861–1869 |
Авраам Ашкенази | 1869–1880 |
Рафаэль Мейр Панигель | 1880–1892 |
Джейкоб Саул Элишар | 1893–1906 |
Элайджа Моисей Панигель | 1907 |
Шефарди главные раввины британской обязательной палестины
[ редактировать ]Джейкоб больше | 1921–1939 |
Бен-Сион Мейр Хай Узиль | 1939–1948 |
Бен-Сион Мейр Хай Узиль | 1948–1953 |
Ицхак Ниссим | 1955–1972 |
Овадия Йосеф | 1972–1982 |
Мордехай Элияху | 1982–1993 |
Элияху Бакши-Дорон | 1993–2003 |
Шломо Амар | 2003–2013 |
Ицхак Йосеф | 2013 - Present |
Смотрите также
[ редактировать ]- История евреев в Турции
- Османские евреи
- Судебный еврей
- Коронный раввин
- Государственный раввин
- Защитный еврей
- Шотлан
Примечания
[ редактировать ]- ^ В языках других этнических меньшинств :
- Арабский: ruʾasaʾ al-khakhamat [ 1 ]
- Армянский: термин xaxamglxut'iwn используется в документах, хотя у армян был слово для раввина, «Раббуни». Xaxam от турецкого, для раввина, а «Glux» означает «голова». [ 2 ]
- Болгарский: Supreme » [ 3 ]
- Греческий : Chachampasēs , который объясняется как «Большой раввин» или «Великий раввин». [ 2 ]
- Персидский: Хахамбашигарри используется в персидской версии Османской конституции 1876 года . Штраус заявил, что была вероятность того, что персидский язык взял слово от Османской Турции, так как он не видел его в более ранних словари. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- Haim Ze'ew Hirschberg , «Hakham Bashi», Encyclopaedia Judaica (CD-Rom Edition версия 1.0), под редакцией Сесила Рота ( Keter Publishing House , 1997). ISBN 965-0765-8
- Бернард Льюис , евреи ислама (Princeton: Princeton University Press, 1984). ISBN 0-691-00807-8
- Стэнфорд Дж. Шоу , «Приложение 1: Великие раввины Стамбула и Османская империя и главные раввины республиканской индейки», в евреях Османской империи и Турции (Нью -Йорк: издательство Нью -Йоркского университета, 1991), 272 -273.
Справочные примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный Штраус, Иоганн (2010). «Конституция для многоязычной империи: переводы Канун -Исаси и другие официальные тексты на языки меньшинства». В Герцоге, Кристоф; Малек Шариф (ред.). Первый османский эксперимент по демократии . Вурцбург . п. 21-51.
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) ( информационная страница на книге в Университете Мартина Лютера ) - цитируется: с. 49-50 (PDF стр. 51-52) - ^ Jump up to: а беременный Штраус, Иоганн (2010). «Конституция для многоязычной империи: переводы Канун -Исаси и другие официальные тексты на языки меньшинства». В Герцоге, Кристоф; Малек Шариф (ред.). Первый османский эксперимент по демократии . Вурцбург . п. 21-51.
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) ( информационная страница на книге в Университете Мартина Лютера ) - цитируется: с. 47-48 (pdf p. 49-50) - ^ Штраус, Иоганн (2010). «Конституция для многоязычной империи: переводы Канун -Исаси и другие официальные тексты на языки меньшинства». В Герцоге, Кристоф; Малек Шариф (ред.). Первый османский эксперимент по демократии . Вурцбург . п. 21-51.
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) ( информационная страница на книге в Университете Мартина Лютера ) - цитируется: с. 45-46 (pdf p. 47-48) - ^ Бартель, Израиль. «Хаарец и еврейский». В веселом, Ярон; Led Dihlahza, Michal (Eds.). Испанский старый лахат в Палестине (на иврите). Институт изучения общин Израиля на востоке Яд Бен-Зви и Еврейского университета. п. 16. ISSN 1565-0774 .
- ^ Штраус, Иоганн (2010). «Конституция для многоязычной империи: переводы Канун -Исаси и другие официальные тексты на языки меньшинства». В Герцоге, Кристоф; Малек Шариф (ред.). Первый османский эксперимент по демократии . Вурцбург . п. 21-51.
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) ( информационная страница на книге в Университете Мартина Лютера ) - цитируется: с. 46 (pdf p. 48) - ^ Официальный газетт правительства Палестины, номер 40, 1 апреля 1921 г., стр. 10.