Конституционный суд Албании
Конституционный суд Албании Конституционный суд Албании | |
---|---|
![]() | |
![]() | |
41 ° 19'19 "N 19 ° 49'11" E / 41,321915 ° N 19,819790 ° E | |
Учредил | 29 апреля 1992 г. [ 1 ] |
Юрисдикция | Албания ![]() |
Расположение | Тирана |
Координаты | 41 ° 19'19 "N 19 ° 49'11" E / 41,321915 ° N 19,819790 ° E |
Метод композиции | Исполнительный, законодательный и судебный отбор |
Авторизовано | Конституция Албании |
Срок полномочий судьи | 9 лет Невозобновляемый |
Количество позиций | 9 |
Веб-сайт | www |
Президент | |
В настоящее время | Холта Зачай |
С | 2023 |
Ведущая позиция заканчивается | 2025 |
Конституционный суд Республики высшим Албания Конституции является органом правовой системы Албании, который защищает и обеспечивает соблюдение Албании . [ 2 ]
Судьи Конституционного суда , также известные как члены, рассматривают следующие распространенные дела: совместимость международного соглашения , которое еще не ратифицировано, с мандатами Конституции; [ 3 ] соответствие закона, принятого местным, региональным или центральным уровнем власти в Албании, Конституции; [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] спор, касающийся нарушения или нарушений конституционного права или конституционных прав албанского гражданина или граждан. [ 3 ] [ 5 ] [ 6 ]
За первые два десятилетия своей работы Конституционный суд столкнулся с рядом критических замечаний. [ 7 ] Часть критики, направленной в адрес Конституционного суда, касалась процесса назначения и избрания судей указанного суда, а также решений, принятых вышеупомянутым судом по поводу парламентом Албании . пересмотра положений [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Роль
[ редактировать ]В соответствии с частью 1 статьи 131 Конституции обязанностью Конституционного Суда является вынесение решений по следующим вопросам: [ 12 ]
- Совместимость законов с Конституцией или международными соглашениями, как это предусмотрено статьей 122 Конституции. [ 12 ]
- Совместимость нератифицированных международных договоров с Конституцией. [ 12 ]
- Соответствие нормативных актов, вырабатываемых центральными и местными органами власти Албании, Конституции и международным договорам. [ 12 ]
- Любая несовместимость между компетенцией ветвей власти в Албании, а также между компетенцией центрального и местного уровней власти в Албании. [ 12 ]
- Конституционность албанских партий и альтернативных политических организаций , включая их деятельность, согласно статье 9 Конституции. [ 12 ]
- Необходимость отстранения президента Албании от должности путем проверки неспособности президента выполнять свои обязанности. [ 12 ]
- Любые проблемы, касающиеся избираемости Президента, членов Парламента и должностных лиц других органов, упомянутых в Конституции; любые вопросы, касающиеся проверки выборов Президента, членов Парламента и должностных лиц альтернативных органов, упомянутых в Конституции; любые проблемы, связанные с несовместимостью обязанностей Президента, членов Парламента и должностных лиц других органов, указанных в Конституции. [ 12 ]
- Конституционность референдумов, проводимых в Албании, и проверка результатов референдумов. [ 12 ]
- Жалобы на свои конституционные права лиц, исчерпавших все другие практические правовые возможности в своем противодействии любым актам государственной власти или судебным актам, ущемляющим их конституционные права, за исключением случаев, когда защита вышеупомянутых прав предусмотрена Конституцией. [ 12 ]
Интерпретация Конституции
[ редактировать ]Толкование Конституции является одной из основных функций Конституционного Суда. [ 13 ] Конституционный суд выполняет интерпретирующую роль, когда на рассмотрении указанного суда находится соответствующее дело, касающееся международного соглашения, закона или нарушения конституционного права или прав. [ 13 ]
Есть несколько причин, по которым Конституционный суд выполняет интерпретационную функцию, одна из которых заключается в том, что Конституционный суд может подтвердить статьи, содержащиеся в Конституции. [ 4 ] [ 2 ] Другая причина интерпретирующей роли Конституционного суда заключается в том, что Конституционный суд может разъяснять статьи, содержащиеся в Конституции. [ 14 ] Такое разъяснение помогает албанским государственным органам использовать свои полномочия, предоставляя им рамки для работы, соответствующие Конституции. [ 14 ]
Примером вышеупомянутой структуры является разработка Конституционным судом конституционных стандартов для конституционных органов Албании. [ 4 ] Конституционные нормы, сформулированные Конституционным судом, в конечном итоге составляют основу действий этих институтов. [ 4 ]
История
[ редактировать ]Историческая история Конституционного суда аналогична истории различных других конституционных судов в Центральной и Восточной Европе . [ 15 ] Как и в случае с Центральной и Восточной Европой, в начале 1990-х годов в Албании произошли исторические и демократические перемены. [ 15 ] Одним из таких преобразований стало создание конституционных судов. [ 15 ]
Хронология Конституционного суда
[ редактировать ]- 29 апреля 1992 года в Албании был основан Конституционный суд в соответствии с Законом № 7561 «О дополнении к Закону № 7491 от 29 апреля 1991 года «Об основных конституционных положениях». [ 3 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] , состав и функционирование Конституционного суда 29 апреля 1992 года также были установлены полномочия, статус, юрисдикция в соответствии со статьями 17–28 Закона № 7561. [ 18 ] [ 19 ] Кроме того, статьи 17–28 Закона № 7561 ввели принципы, которых Конституционный суд должен придерживаться при рассмотрении конституционных вопросов. [ 18 ] [ 19 ] Необходимость защиты верховенства закона, а также прав и свобод личности в стране, находящейся на этапе перехода к демократии, послужила основанием для создания Конституционного суда. [ 16 ]
- 1 июня 1992 года, после того как каждый из первых судей Конституционного суда принес присягу перед Президентом, этот суд начал свою работу. [ 18 ] [ 19 ]
- 15 июля 1998 года Парламентом был одобрен Закон № 8373 «Об организации и функционировании Конституционного суда Республики Албания», который создал прочную правовую основу для структуры и деятельности Конституционного суда. [ 20 ] Закон № 8373 внес изменения в компетенцию Конституционного суда, субъектов, которым разрешено возбуждать дела в вышеупомянутом суде, и в процесс назначения судей указанного суда. [ 20 ]
- 28 ноября 1998 года компетенция Конституционного суда была изменена с принятием Конституции 1998 года. [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ]
- 10 февраля 2000 года парламент принял Закон № 8577 «Об организации и функционировании Конституционного суда Республики Албания», который закрепил органический закон Конституционного суда . [ 16 ] [ 3 ] [ 20 ] Закон от 10 февраля охватывал следующие вопросы: назначение и увольнение действующих судей Конституционного суда, срок полномочий и статус судей вышеупомянутого суда, подача жалоб в указанный суд, сроки рассмотрения вышеупомянутых жалоб, порядок рассмотрения указанных жалоб, уведомления сторон в ходе разбирательства в указанном суде, проведения предварительного рассмотрения и пленарных заседаний, связанных с указанным судом, а также вынесения приговоров указанного суда . [ 16 ] [ 20 ] Закон № 8577 был разработан при помощи Венецианской комиссии и отменил Закон № 8373 после его вступления в силу. [ 16 ] [ 3 ] [ 20 ] [ 24 ]
- 22 июля 2016 года Парламент единогласно проголосовал за внесение поправок в Конституцию, что привело к изменениям в порядке заполнения должности судьи Конституционного суда. [ 25 ] [ 26 ] После внесения изменений в Конституцию от 22 июля судьи Конституционного суда либо назначаются президентом, избираются парламентом, либо избираются Верховным судом Албании . [ 26 ] [ 25 ]
Состав
[ редактировать ]Конституционный суд должен состоять из девяти судей, как это предусмотрено законодательством Албании. [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] В законе Албании также указано, как люди получают должность судьи Конституционного суда. [ 27 ]
Например, в статье 125 Конституции подробно описаны части процесса обновления судей, который, в соответствии с указанной статьей, должен происходить каждые три года, когда у трех судей Конституционного суда истекает срок их девятилетнего срока. [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] На ранних этапах вышеупомянутого процесса Совет по назначениям судей выбирает трех подходящих кандидатов на каждую вакансию судьи Конституционного суда, выбирая трех лиц с самым высоким рейтингом. [ 28 ] Согласно статье 125 Конституции, чтобы человек мог претендовать на должность судьи Конституционного Суда, он должен иметь высшее юридическое образование и иметь не менее пятнадцати лет профессионального опыта работы по юридической профессии в качестве либо судья, прокурор , профессор или преподаватель права, старший государственный служащий в сфере государственного управления или адвокат . [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] На последних этапах указанного процесса Президент назначает человека на первую вакансию судьи Конституционного суда, Парламент выбирает человека на вторую вакансию, а Верховный суд выбирает человека на третью вакансию. [ 31 ] На заключительном этапе вышеупомянутого процесса человек приносит присягу перед Президентом, обозначая начало своего пребывания в должности судьи Конституционного суда. [ 12 ]
Из девяти судей, находящихся в должности, трое судей должны были быть назначены Президентом, трое судей должны были быть избраны Парламентом, а трое судей должны были быть избраны Верховным судом в течение нескольких этапов обновления судей, как согласно статье 125 Конституции. [ 27 ] [ 28 ]
Президенты
[ редактировать ]Действующий Председатель Конституционного суда также является действующим судьей указанного суда. [ 32 ] Судья Конституционного суда исполняет обязанности председателя указанного суда сроком на три года с правом только одного переизбрания. [ 32 ] Чтобы судья Конституционного суда стал председателем указанного суда, он должен быть избран тайным голосованием, получив большинство голосов от всех судей вышеупомянутого суда. [ 32 ]
Нет. | Имя | Срок пребывания в должности | |
---|---|---|---|
1 | Рустем Гята | 19 мая 1992 г. | 14 марта 1998 г. |
2 | Фехми Абдиу | 23 апреля 1998 г. | 3 мая 2004 г. |
3 | Джордж Саули | 3 мая 2004 г. | 16 мая 2007 г. |
4 | Vladimir Kristo | 23 мая 2007 г. | 27 сентября 2010 г. |
5 | Союз Деджа | 27 сентября 2010 г. | 17 декабря 2018 г. |
6 | Однолетняя Туша | 03 октября 2008 г. | 20 февраля 2023 г. |
7 | Холта Зачай | 20 февраля 2023 г. | 20 февраля 2025 г. |
Критика
[ редактировать ]Конституционный суд подвергался критике по ряду вопросов. Среди них:
Организация
[ редактировать ]
Критика была направлена в адрес Конституционного суда за проблемы, которые сохраняются в процессе назначения и выборов судей Конституционного суда. [ 7 ] В 2019 году один из таких случаев касался президента Албании, который был вынужден нарушить закон Конституционного суда Албании из-за действий Совета по назначениям судей и парламента. [ 8 ] Указанное нарушение произошло из-за ряда событий. [ 8 ]
Хронология событий
[ редактировать ]- 8 октября 2019 года Совет по назначениям судей предоставил президенту Илиру Мете два списка кандидатов на две вакансии в Конституционном суде, в которых у него было тридцать дней на назначение обоих в соответствии с разделом 4 статьи 7/b Закона № 8577. [ 8 ] [ 33 ]
- 13 октября 2019 года Совет по назначениям судей направил в парламент два списка кандидатов на две вакансии в Конституционном суде, в рамках которых у него было тридцать дней на избрание обоих в соответствии с Конституцией. [ 8 ] [ 28 ]
- 15 октября 2019 года Илир Мета назначил Бесника Мучи судьей на первую вакансию в Конституционном суде. [ 8 ] Согласно части 2 статьи 179 Конституции, Парламент должен был избрать судью для заполнения второй вакансии в Конституционном суде до 7 ноября 2019 года, чтобы Илир Мета мог назначить судью на третью вакансию до своего тридцатидневного срока. Срок истек, но парламент не смог этого сделать. [ 31 ] [ 33 ] [ 8 ] Поскольку президент не назначил второго судью Конституционного суда до 7 ноября 2019 года, парламент ошибочно предположил, что Арта Ворпси, как кандидат с самым высоким рейтингом во втором списке кандидатов, переданном Илиру Мете, заполнит вторую вакансию в Конституционном суде. Суд. [ 8 ]
- 11 ноября 2019 года парламент избрал Эльзу Тоску для заполнения второй вакансии и Фиону Папайорджи для заполнения третьей вакансии в нарушение ротации, предусмотренной разделом 2 статьи 127 Конституции. [ 8 ] [ 31 ]
Функционирование
[ редактировать ]
Критика была высказана в адрес Конституционного суда в связи с рядом спорных решений, принятых в ноябре и декабре 1997 года и касающихся внесения поправок в положения Парламента. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Первым спорным решением, принятым Конституционным судом за последние два месяца 1997 года, стал приговор № 53, которым вышеупомянутый суд отменил одно из положений закона 13 ноября. [ 9 ] [ 10 ] [ 34 ] Законодательное положение касалось разрешения назначенных правительством администраторов управлять активами, связанными с финансовыми пирамидами , в которых обманулось более двух третей граждан Албании. [ 9 ] [ 10 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ]
После пятьдесят третьего вердикта Конституционного суда в 1997 году новое правительство Албании выразило обеспокоенность по поводу своей способности завершить прекращение финансовых пирамид путем их ликвидации . [ 9 ] [ 10 ] [ 34 ] Парламент отреагировал повторным принятием положения закона, которое было отменено Конституционным судом, и пересмотром конституционного положения. [ 9 ] [ 10 ]
В ответ Конституционный суд sua sponte отменил конституционное положение Парламента в Вердикте № 57, заявив, что он имеет верховенство над конституционными вопросами. [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] Приговор номер 57 был вынесен 5 декабря и стал вторым спорным решением Конституционного суда за последние два месяца 1997 года. [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] Такой вердикт Конституционного суда нарушил основные конституционные положения, поскольку указанные законы указывают на то, что парламент действовал в соответствии со своими коллективными полномочиями по внесению поправок в конституционные положения. [ 9 ] [ 10 ] [ 41 ] Пятьдесят седьмой приговор 1997 года также фактически наложил вето на полномочия Парламента отвечать на решения Конституционного суда путем пересмотра конституционных положений. [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ]
После вердикта № 57 Конституционного суда Венецианская комиссия раскритиковала решение вышеупомянутого суда от 5 декабря. [ 38 ] [ 39 ] [ 11 ] [ 40 ] Венецианская комиссия заявила, что приговор Конституционного суда от 5 декабря нанес ущерб функционированию указанного суда, поскольку он превысил свои полномочия и вступил в политический спор с парламентом. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 40 ]
Отношения между Конституционным судом и парламентом еще больше политизировались, когда вышеупомянутый парламент принял постановление, требующее ротации судей указанного суда в соответствии с Конституцией. [ 9 ] [ 42 ] Демократическая партия Албании осудила принятую резолюцию, поскольку вышеупомянутая партия заявила, что Конституционный суд действовал в рамках своего конституционного права функционировать независимо. [ 9 ] [ 42 ] До принятия парламентом постановления о ротации судей Конституционный суд состоял из судей, номинированных предыдущим парламентом, контролируемым демократами. [ 9 ] [ 42 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «История» . Конституционный суд Республики Албания . Проверено 5 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Добжани, Эльза (2016). «Продолжительность разбирательства как стандарт надлежащей правовой процедуры в практике Конституционного суда Албании» . Международный научный журнал «Академик» . 13 : 164. doi : 10.7336/academicus.2016.13.13 . ISSN 2079-3715 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Танцор, Энджеллюше; Джентри, Вес. «Обновление: исследование правовой системы Албании» . ГлобаЛекс . Получено 17 мая.
- ^ Jump up to: а б с д Бара, Брунильда; Бара, Джонад (1 июня 2013 г.). «Конституционный суд и конституционный обзор в Албании: исторический и институциональный обзор» . Венский журнал международного конституционного права . 7 (2): 220. doi : 10.1515/icl-2013-0208 . ISSN 2306-3734 . S2CID 158033204 .
- ^ Jump up to: а б Алимехмети, Эвис (2011). «Эволюция конституционной системы в Албании» (PDF) . Академик (3): 171.
- ^ Добжани, Эльза (2016). «Продолжительность разбирательства как стандарт надлежащей правовой процедуры в практике Конституционного суда Албании» . Международный научный журнал «Академик» . 13 : 164, 169. doi : 10.7336/academicus.2016.13.13 . ISSN 2079-3715 .
- ^ Jump up to: а б с «Проект поправок к Конституции Албании и пояснительная записка» . Венецианская комиссия . Страсбург. 7 октября 2015. С. 29, 30 . Проверено 17 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Оэй, Винсент (14 ноября 2019 г.). «Хаос охватил «реформированный» Конституционный суд» . Выход .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Карлсон, Скотт (2010). «Процесс разработки Конституции Албании 1998 года» (PDF) . Миллер, Лорел (ред.). Формирование государства в переходный период: тематические исследования по разработке конституции . Институт мира США. п. 319.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Карлсон, Скотт. «Процесс разработки Конституции Албании 1998 года» (PDF) . КонституцияНет . п. 18 . Проверено 4 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Заключение о последних поправках к Закону об основных конституционных положениях Республики Албания» . Венецианская комиссия . Страсбург. 17 апреля 1998 г. с. 11.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «Конституция Албании 1998 года с поправками до 2016 года» (PDF) . Составить . 4 февраля 2020 г. с. 33 . Проверено 17 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Бара, Брунильда; Бара, Джонад (1 июня 2013 г.). «Конституционный суд и конституционный обзор в Албании: исторический и институциональный обзор» . Венский журнал международного конституционного права . 7 (2): 219. doi : 10.1515/icl-2013-0208 . ISSN 2306-3734 . S2CID 158033204 .
- ^ Jump up to: а б Бара, Брунильда; Бара, Джонад (1 июня 2013 г.). «Конституционный суд и конституционный обзор в Албании: исторический и институциональный обзор» . Венский журнал международного конституционного права . 7 (2): 221. doi : 10.1515/icl-2013-0208 . ISSN 2306-3734 . S2CID 158033204 .
- ^ Jump up to: а б с Бара, Брунильда; Бара, Джонад (1 июня 2013 г.). «Конституционный суд и конституционный обзор в Албании: исторический и институциональный обзор» . Венский журнал международного конституционного права . 7 (2): 214. doi : 10.1515/icl-2013-0208 . ISSN 2306-3734 . S2CID 158033204 .
- ^ Jump up to: а б с д и Бара, Брунильда; Бара, Джонад (1 июня 2013 г.). «Конституционный суд и конституционный обзор в Албании: исторический и институциональный обзор» . Венский журнал международного конституционного права . 7 (2): 215. doi : 10.1515/icl-2013-0208 . ISSN 2306-3734 . S2CID 158033204 .
- ^ Алимехмети, Эвис (2011). «Эволюция конституционной системы в Албании» (PDF) . Академик (3): 164, 171.
- ^ Jump up to: а б с д «Описание Конституционного суда Албании, а также краткая информация, опубликованная в Бюллетене конституционной судебной практики» . Венецианская комиссия . Страсбург. 2 октября 2000 г. с. 2 . Проверено 5 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Описания» . КОДЕКСЫ . Проверено 17 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Водо, Теута (27 августа 2011 г.). «Юридизация политики в Албании; роль Конституционного суда в процессе демократизации» (PDF) . Европейский консорциум политических исследований . п. 10 . Проверено 5 июня 2020 г.
- ^ «Отчет о правовом секторе Албании» (PDF) . Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе . 2004. с. 16 . Проверено 4 июня 2020 г.
- ^ «Албания 1998» . Написание Конституции и разрешение конфликтов . 4 апреля 2012 года. Архивировано из оригинала 4 апреля 2012 года . Проверено 4 июня 2020 г.
- ^ Прифти, Питер; Биберай, Элез (4 октября 2019 г.). «Конституционные рамки» . Британская энциклопедия . Проверено 4 июня 2020 г.
- ^ «Об организации и функционировании Конституционного суда Республики Албания» (PDF) . Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе . п. 23 . Проверено 5 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Ибрагими, Гент (30 сентября 2016 г.). «Укрепление судебной власти в Албании – история успеха конституционных реформ 2016 года» . КонституцияНет . Проверено 5 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Анастази, Аурела (9 мая 2018 г.). «Проблемы Конституционного суда и демократии в Албании» . Я·СОЕДИНЯЮСЬ . Проверено 5 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Композиция» . Конституционный суд Республики Албания . Проверено 17 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Конституция Албании 1998 года с поправками до 2016 года» (PDF) . Составить . 4 февраля 2020 г. с. 31 . Проверено 17 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Бара, Брунильда; Бара, Джонад (1 июня 2013 г.). «Конституционный суд и конституционный обзор в Албании: исторический и институциональный обзор» . Венский журнал международного конституционного права . 7 (2): 216. doi : 10.1515/icl-2013-0208 . ISSN 2306-3734 . S2CID 158033204 .
- ^ Оэй, Винсент (7 ноября 2019 г.). «Президент отказался избирать второго судью Конституционного суда» . Выход .
- ^ Jump up to: а б с «Конституция Албании 1998 года с поправками до 2016 года» (PDF) . Составить . 4 февраля 2020 г. с. 54 . Проверено 17 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с «Композиция» . Конституционный суд Республики Албания . Проверено 5 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б «Закон № 8577 от 10 февраля 2000 г. «Об организации и функционировании Конституционного суда Республики Албания» » (PDF) . Конституционный суд Республики Албания . п. 5 . Проверено 17 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б "Запрос" . Конституционный суд Республики Албания . Проверено 4 июня 2020 г.
- ^ Скарда, Эрин (7 марта 2012 г.). «Топ-10 мошенников» . Время . ISSN 0040-781X .
- ^ Джарвис, Кристофер (2000). «Взлет и падение финансовых пирамид Албании» . Финансы и развитие . 37 (1). Международный валютный фонд.
- ^ Уилкинсон, Трейси (3 февраля 1997 г.). «Лихорадка пирамидальной схемы опаляет албанское общество» . Лос-Анджелес Таймс .
- ^ Jump up to: а б с д Карлсон, Скотт (2010). «Процесс разработки Конституции Албании 1998 года» (PDF) . Миллер, Лорел (ред.). Формирование государства в переходный период: тематические исследования по разработке конституции . Институт мира США. стр. 319, 329.
- ^ Jump up to: а б с д Карлсон, Скотт. «Процесс разработки Конституции Албании 1998 года» (PDF) . КонституцияНет . стр. 18, 38 . Проверено 4 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и "Запрос" . Конституционный суд Республики Албания . Проверено 4 июня 2020 г.
- ^ «Конституционная история Албании» . КонституцияНет . Проверено 4 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Карлсон, Скотт. «Процесс разработки Конституции Албании 1998 года» (PDF) . КонституцияНет . п. 19 . Проверено 4 июня 2020 г.