Хамза Фансури
Хамза Фансури ( джави : حمزه فنسوري; также пишется Хамза Пансури , округ ок. 1590?) был суматранским суфийским писателем 16-го века и первым писателем, который, как известно, писал мистические панентеистические идеи на малайском языке . Он писал стихи, а также прозу. Его называли «первым малайским поэтом» и первым известным поэтом, писавшим в малайской поэтической форме «сяир» . [1]
Жизнь
[ редактировать ]Сведения о жизни Хамзы поступают в основном из тахаллуса байта (строфа под псевдонимом), которой завершается его поэзия ( сяир ), а также из работ его ученика Хасана Фансури и комментариев к стихам Хамзы. Однако многие из его биографических подробностей неясны. [2] Его имя указывает на то, что он, возможно, родом из Баруса (также известного у арабов как Фансур) или провел там большую часть своей жизни. [3] [4] Также была предложена связь с сиамской Аюттайей ( Шахр-и-Нау ), хотя возможно, что он отправился в Аюттхая, а не туда, где он родился. [5] Он был принят в суфийский орден. [6] и считается, что он, возможно, работал при дворе султаната Ачех .
Хамза много путешествовал и, как известно, посетил Малайский полуостров , Индию Великих Моголов , Мекку и Медину , а также Багдад . [4] Он был одним из первых жителей Юго-Восточной Азии, совершивших хадж в начале 16 века. [7] [6] Датой его смерти обычно считается около 1590 года или раньше. [5] более поздняя дата, во время правления султана Искандара Муды . хотя предлагалась и [2] Однако надпись на надгробии, найденном в Мекке шейха Хамзы б. Абдаллах аль-Фансури записал дату 11 апреля 1527 года, хотя эта идентификация была оспорена. [8] Столь ранняя дата, если она подтвердится, может свидетельствовать о том, что Хамза не жил и не работал в Ачехе, а скорее находился в Барусе, прежде чем отправиться в Мекку, где и умер. [3]
Панентеизм
[ редактировать ]Панентеизм Хамзы Фансури был заимствован из сочинений средневековых исламских ученых . На него повлияло Ибн Араби учение о Вахдат аль-Вуджуд, популярное в Персии и Индии Великих Моголов в 16 веке. [4] Он воспринимал Бога как имманентного во всех вещах, включая человека, и стремился объединить себя с обитающим в нем духом Бога. Он использовал учение о семи стадиях эманации ( мартабат ), на которых Бог проявляет Себя в этом мире, заканчивающееся Совершенным Человеком, — учение, широко распространенное в то время в Индонезии. Его учение пропагандировал богослов из Ачеха Шамсуддин аль-Суматрани.
счел его взгляды еретическими Однако позже Нуруддин ар-Ранири за несоответствие исламской вере в то, что Бог остался неизменным после Своего творения. [9] Нуруддин отправился в Ачех, и под его влиянием султанша Тадж уль-Алам попыталась искоренить произведения и имя Хамзы, а его сочинения были сожжены. [4]
Работает
[ редактировать ]Поэзия, сьяир или рубаи , Хамзы Фансури обычно состоит из не более 13-15 строф, но некоторые могут достигать 21. [10] Сохранилось 32 его стихотворения, и Хамза включил в каждое стихотворение свое имя и информацию о себе в последней строфе ( тахаллус баит ). Ученые отмечают его технические навыки и мастерство в рифмах, а также эффективное сочетание арабских слов с малайской поэтической структурой. Они также отметили любовь к каламбуру в его произведениях, что отражает его юмор и поэтическое чутье. [5] [11] Он также писал прозу, и три его сохранившихся произведения в прозе:
- Шараб аль-ашикин («Напиток влюбленных»)
- Асрар аль-Арифин («Тайны гностиков»)
- Китаб аль-Мунтахи («Адепт») – сборник арабских и персидских цитат с обсуждениями на малайском языке.
Он был первым писателем, поэтически написавшим о суфийских доктринах на малайском языке, да и вообще на любом другом языке Малайского архипелага. [12] [1]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Сайед Мухад. Хайрудин Альджуниед (2019). Ислам в Малайзии: переплетенная история . Издательство Оксфордского университета. п. 44. ИСБН 9780190925192 .
- ^ Jump up to: а б Владимир Иванович Брагинский (1999). «К биографии Хамзы Фансури. Когда жил Хамза? Данные из его стихов и ранних европейских отчетов» . Архипел . 57 (2): 135–175. дои : 10.3406/arch.1999.3521 .
- ^ Jump up to: а б Р. Майкл Финер; Патрик Дейли; Энтони Рид, ред. (1 января 2011 г.). Картирование прошлого Ачеха . Брилл. п. 33. ISBN 978-9067183659 .
- ^ Jump up to: а б с д Кит Джин Оой, изд. (13 октября 2004 г.). Юго-Восточная Азия: Историческая энциклопедия, от Ангкор-Вата до Восточного Тимора, Группа 1 . АВС-КЛИО. п. 561. ИСБН 978-1576077702 .
- ^ Jump up to: а б с GWJ Drewes и LF Brakel (ред. и тр.). Стихи Хамзы Фансури . Дордрехт и Циннаминсон: Foris Publications, 1986. ISBN 90-6765-080-3 , стр. 3–18.
- ^ Jump up to: а б Тальикоццо, Эрик (25 апреля 2013 г.). Самое длинное путешествие: жители Юго-Восточной Азии и паломничество в Мекку . Издательство Оксфордского университета. п. 21. ISBN 978-0-19-530827-3 .
- ^ Мэри Сомерс Хейдхьюс. Юго-Восточная Азия: краткая история . Лондон: Темза и Гудзон, 2000. с. 81
- ^ Владимир Иванович Брагинский (2001). «О копии эпитафии Хамзы Фансури, опубликованной К. Гийо и Л. Калусом» . Архипел . 62 (1): 21–33. дои : 10.3406/arch.2001.3656 .
- ^ MC Риклефс. История современной Индонезии. 1300 , 2-е изд. Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета, 1994. с. 51
- ^ Стефан Шперл; Кристофер Шекл, ред. (1996). Классические традиции и современные смыслы . Академическое издательство Брилл. п. 383. ИСБН 978-9004102958 .
- ^ Л. Ф. Бракель (1979). «ХАМЗА ПАНСУРИ: Заметки о: практиках йоги, Лахире дан Захире, «Таксаллосе», игре слов, трудном отрывке в Китаб аль-Мунтахи, вероятном месте рождения Хамзы и образах Хамзы». Журнал малазийского отделения Королевского азиатского общества . 52 (1:235): 73–98. JSTOR 41492842 .
- ^ Сайед Мухаммад Нагиб Аль-Аттас (1970). Мистика Хамзы Фансури . Университет Малайи Пресс.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мухаммад Нагиб аль-Аттас. Мистика Хамзы Фансури . Куала-Лумпур: Малайский университет Press, 1970.
- GWJ Drewes и LF Brakel (ред. и тр.). Стихи Хамзы Фансури . Дордрехт и Циннаминсон: Foris Publications, 1986. ISBN 90-6765-080-3