Jump to content

Дельта (семейство ракет)

(Перенаправлено с Дельта (ракета) )

Семья Дельта
Дельта II–Дельта IV
Роль Одноразовая пусковая система
Производитель
Первый полет 13 мая 1960 г .; 64 года назад ( 1960-05-13 )
Введение 13 мая 1960 года ( Эхо 1 )
Ушедший на пенсию 9 апреля 2024 г. ( НРОЛ-70 )
Статус Не работает

Семейство ракет «Дельта» представляло собой универсальную линейку американских ракетными с одноразовых пусковых систем двигателями , которые обеспечивали возможность космических запусков в Соединенных Штатах с 1960 по 2024 год. Япония также запускала лицензионные производные системы ( NI , N-II и HI ) с 1975 по 2024 год. 1992 год. Запущено более 300 ракет «Дельта» с вероятностью успеха 95%. Серия была прекращена в пользу Vulcan Centaur , а последний запуск ракеты Delta IV Heavy состоялся 9 апреля 2024 года. [ 1 ]

Происхождение

[ редактировать ]
Ракета Дельта на выставке в Центре космических полетов Годдарда

модифицированную версию PGM -17 Thor , первой баллистической ракеты, развернутой ВВС США (USAF) Оригинальные ракеты Delta использовали в качестве первой ступени . «Тор» был спроектирован в середине 1950-х годов для доставки в Москву с баз в Великобритании или аналогичных союзных странах, и первый полностью успешный запуск «Тора» произошел в сентябре 1957 года. Вскоре последовали последующие полеты спутников и космических зондов с использованием первой ступени «Тора» с несколько различных верхних ступеней. Четвертая верхняя ступень Тора получила название Тор «Дельта», что отражает четвертую букву греческого алфавита. Со временем всю ракету-носитель «Тор-Дельта» стали называть просто «Дельта». [ 2 ] [ 3 ]

НАСА предполагало, что Delta будет «временным транспортным средством общего назначения», которое будет «использоваться для связи , метеорологических и научных спутников , а также лунных зондов в 1960 и 1961 годах». План состоял в том, чтобы заменить «Дельту» другими конструкциями ракет, когда они появятся в эксплуатации. С этого момента семейство ракет-носителей было разделено на гражданские варианты, летавшие с мыса Канаверал , носившие название «Дельта», и военные варианты, летавшие с базы ВВС Ванденберг (VAFB), которые использовали более воинственное имя «Тор». В конструкции Delta упор делался на надежность, а не на производительность, за счет замены компонентов, которые вызывали проблемы в предыдущих полетах Thor; в частности, ненадежный инерциальный пакет наведения производства AC Spark Plug был заменен радионаземной системой наведения, которая монтировалась на второй ступени вместо первой. В апреле 1959 года НАСА заключило первоначальный контракт Delta с компанией Douglas Aircraft Company на 12 машин этой конструкции: [ нужна ссылка ]

  • Этап 1: Модифицированная БРСД Thor с группой двигателей Block I MB-3, состоящей из одного главного двигателя Rocketdyne LR-79 и двух Rocketdyne LR-101 нониусных подруливающих устройств для управления по крену, обеспечивающих общую тягу 683 кН (154 000 фунтов силы ), включая Выхлоп турбонасоса LOX/RP1.
  • Этап 2: Модифицированная способность . питанием под давлением и азотной кислотой с Двигатель Aerojet AJ-10-118 мощностью 34 кН (7600 фунтов силы ). Строительство этого надежного двигателя обошлось в 4 миллиона долларов США, и в модифицированном виде он до сих пор летает. Газоструйная система ориентации .
  • Этап 3: Альтаир . Перед разделением стабилизируется вращение (с помощью поворотной платформы на вершине Able) на скорости 100 об/мин с помощью двух твердотопливных двигателей. Один твердотопливный ракетный двигатель ABL X-248 12 кН (2700 фунтов силы обеспечивал тягу ) в течение 28 секунд. Сцена весила 230 кг (510 фунтов) и была в основном изготовлена ​​из намотанного стекловолокна.

Эти транспортные средства смогут поместить 290 кг (640 фунтов) на НОО на расстояние от 240 до 370 км (от 150 до 230 миль) или 45 кг (99 фунтов) на GTO . Одиннадцать из двенадцати первых полетов Delta были успешными, и до 1968 года в первые две минуты запуска не было никаких сбоев. Высокий уровень успеха, достигнутый «Дельтой», контрастировал с бесконечным парадом неудач, преследовавшим запуски «Тора» на западном побережье. Общая стоимость разработки и запуска проекта составила 43 миллиона долларов США, что на 3 миллиона долларов США превышает бюджет. До 1962 года был сделан заказ еще на 14 машин. [ нужна ссылка ]

Эволюция

[ редактировать ]
Запуск первого Skynet спутника Дельта-М ракетой-носителем в 1969 году с мыса Канаверал .

Дельта А

[ редактировать ]

В Delta A использовался двигатель MB-3 Block II с тягой 170 000 фунтов силы (760 кН) по сравнению с 152 000 фунтов силы (680 кН) у Block I. [ 4 ] [ 5 ]

13. 2 октября 1962 г. - Эксплорер 14 (EPE-B).
14. 27 октября 1962 г. - Эксплорер 15 (EPE-C).

Дельта Б

[ редактировать ]

Delta B имела модернизированную верхнюю ступень AJ10-118D , трехфутовый удлинитель топливного бака, окислитель более высокой энергии и твердотельную систему наведения. С появлением Delta B программа Delta перешла из «промежуточного» статуса в «оперативный». Delta B может поднять на GTO 200 фунтов (91 кг). [ 5 ]

15. 13 декабря 1962 года. Реле 1 , второй спутник связи НАСА, спутник связи НАСА. первый активный
16. 13 февраля 1963 года. Блок 17Б. Синком 1 ; корпорации Thiokol Star-13B Твердотопливная ракета как двигатель апогея .
20. 26 июля 1963. Syncom 2 ; геостационарная орбита, но наклоненная на 33,0° из-за ограниченных возможностей ракеты «Дельта».

Дельта С

[ редактировать ]

Для Delta C третья ступень Altair была заменена на Altair 2. Altair 2 был разработан как ABL X-258 для машины Scout и был на 3 дюйма (76 мм) длиннее, на 10% тяжелее и на 65% больше в общей сложности. толкать. OSO 4 является примером запуска Delta C. [ нужна ссылка ]

Дельта Д

[ редактировать ]

Delta D , также известная как Thrust Augmented Delta, представляла собой Delta C с ядром Thrust Augmented Thor и тремя ускорителями Castor 1 . [ нужна ссылка ]

25. 19 августа 1964 года. Syncom 3 , первый геостационарный спутник связи .
30. 6 апреля 1965 года. Интелсат I.

Дельта Е

[ редактировать ]

Первая Дельта E : 6 ноября 1965 г.; запустил ГЕОС 1 [ нужна ссылка ]

Дельта Ф

[ редактировать ]

Эта ракета-носитель не была построена. [ 6 ]

Дельта Г

[ редактировать ]

Delta G была Delta E без третьей ступени. Двухступенчатый корабль использовался для двух запусков: «Биоспутник-1» 14 декабря 1966 года и «Биоспутник-2» 7 сентября 1967 года. [ 4 ]

Дельта Дж

[ редактировать ]

В Delta J использовался более крупный двигатель Thiokol Star 37D в качестве третьей ступени , и он был запущен один раз, 4 июля 1968 года, с Explorer 38 . [ 4 ]

Дельта К

[ редактировать ]

Эта ракета-носитель не была построена. [ 6 ]

Дельта Л

[ редактировать ]

Delta L представила первую ступень Extended Long Tank с одинаковым диаметром 2,4 м (7 футов 10 дюймов) и использовала двигатель United Technologies FW-4D в качестве третьей ступени. [ нужна ссылка ]

Дельта М

[ редактировать ]

Первая ступень « Дельта -М» представляла собой Long Tank Thor с двигателем MB-3-3, дополненным тремя ускорителями Castor 2 . Delta E была второй ступенью с Star 37D ( Burner 2 двигателем третьей ступени/апогея ). С 1968 по 1971 год было проведено 12 успешных запусков Delta M. [ 7 ]

Дельта Н

[ редактировать ]

Delta N сочетала в себе первую ступень Long Tank Thor (двигатель MB-3-3), дополненную тремя ускорителями Castor 2 и второй ступенью Delta E. С 1968 по 1972 год было проведено шесть успешных запусков Delta N. [ 8 ]

«Супер Шесть»

[ редактировать ]

«Супершесть» представляла собой Delta M или Delta N с тремя дополнительными ускорителями Castor 2 , всего шесть, что было максимумом, который можно было разместить. Они получили обозначение соответственно Delta M6 или Delta N6 . Первым и единственным запуском конфигурации M6 стал Explorer 43 (IMP-H, исследование магнитосферы) 13 марта 1971 года. [ 9 ] Три запуска N6 в период с 1970 по 1971 год закончились одной неудачей. [ 10 ]

  • 450 кг (990 фунтов) по ГТО

Дельта 0100-серия

[ редактировать ]

Серия Delta 0100 была первой ступенью первоначально пронумерованной Delta - Long Tank Thor, версии ракеты Thor с удлиненными топливными баками. до девяти навесных твердотопливных ракетных ускорителей Можно было установить (ТРД). С тремя SRB Delta получила обозначение серии 300, а вариант с девятью SRB получил обозначение серии 900. большей тяги Также была представлена ​​новая улучшенная вторая ступень Delta F с двигателем Aerojet AJ 10-118F . Первым запуском серии 900 стал четвертый Delta 0100. [ нужна ссылка ] 23 июля 1972 года «Тор-Дельта 904» запустил Landsat 1 . [ 11 ] Лицензионная версия ступени Long Tank Thor с двигателем MB-3 также использовалась для японской ракеты-носителя NI .

Дельта 1000-серия

[ редактировать ]

Серия Delta 1000 получила прозвище Straight-Eight и включала в себя первую ступень удлиненного длинного бака с обтекателем полезной нагрузки диаметром 8 футов (2,4 м), до девяти Castor 2 SRB и новую McDonnell Douglas Delta P вторую ступень с использованием TRW. Двигатель ТР-201 . Грузоподъемность увеличена до 1835 кг (4045 фунтов) для LEO или до 635 кг (1400 фунтов) для GTO. [ нужна ссылка ] Первая успешная серия 1000 Thor-Delta запустила Explorer 47 22 сентября 1972 года. [ 11 ] Ступень Extended Long Tank Thor также использовалась в японских ракетах-носителях N-II и HI .

Дельта 2000-й серии

[ редактировать ]

На Delta 2000 был установлен новый главный двигатель Rocketdyne RS-27 на первой ступени удлиненного длинного бака с тем же постоянным диаметром 8 футов. Delta 2310 был аппаратом для первого запуска трех спутников NOAA-4 , Intasat и AMSAT-OSCAR 7 15 ноября 1974 года. [ нужна ссылка ] Ракеты-носители Delta 2910 использовались для запуска Landsat 2 в 1975 году и Landsat 3 в 1978 году. 7 апреля 1978 года ракета Delta 2914 запустила « Юрий 1 », первый японский вещательный спутник BSE . [ 12 ]

Дельта 3000-серия

[ редактировать ]

Delta 3000 сочетала в себе ту же первую ступень, что и серии 1000 и 2000, с модернизированными Castor 4 твердотопливными ускорителями и была последней серией Delta, в которой использовалась вторая ступень McDonnell Douglas Delta P с двигателем TRW TR-201 . PAM ( модуль полезной нагрузки ) / Star 48B , который позже использовался в качестве третьей ступени Delta II. Delta 3000 представила твердотопливный ударный двигатель [ нужна ссылка ] Модель Delta 3914 была одобрена для запуска полезной нагрузки правительства США в мае 1976 года. [ 11 ] и запускался 13 раз в период с 1975 по 1987 год.

Дельта 4000-серия

[ редактировать ]

Серии Delta 4000 и 5000 были разработаны после катастрофы Challenger и состояли из комбинации компонентов эпохи 3000 и Delta II. Первая ступень имела главный двигатель МБ-3 и удлиненный длинный бак 3000-й серии, а также модернизированные Castor 4A двигатели . Также была включена новая вторая ступень Delta K. Всего в 1989 и 1990 годах было запущено три ракеты с двумя боевыми нагрузками. [ нужна ссылка ]

Дельта 5000-серия

[ редактировать ]

Серия Delta 5000 имела модернизированные двигатели Castor 4A на первой ступени Extended Long Tank с новым главным двигателем RS-27 и выполняла только одну миссию. [ нужна ссылка ]

Дельта II (серия 6000 и серия 7000)

[ редактировать ]

Серия Delta II была разработана после Challenger аварии в 1986 году и состояла из серий Delta 6000 и 7000, а также двух вариантов (Lite и Heavy) последней.

Серия Delta 6000 представила первую ступень Extra Extended Long Tank, которая была на 12 футов (3,7 м) длиннее, а также ускорители Castor 4A . Шесть SRB загорелись при взлете, а три - в воздухе. [ нужна ссылка ]

Серия Delta 7000 представила главный двигатель RS-27A , который был модифицирован для повышения эффективности на большой высоте за счет снижения производительности на малой высоте, а также более легкие и мощные GEM-40 твердотопливные ускорители от Hercules . Delta II Med-Lite представляла собой модель 7000-й серии без третьей ступени и с меньшим количеством насадок (часто три, иногда четыре), которые обычно использовались для небольших миссий НАСА. Delta II Heavy представлял собой Delta II 792X с увеличенными ускорителями GEM-46 от Delta III . [ нужна ссылка ]

Дельта III (серия 8000)

[ редактировать ]

Серия Delta III 8000 представляла собой программу, разработанную McDonnell Douglas/Boeing, чтобы идти в ногу с растущей массой спутников:

  • Две верхние ступени с низкоэффективным топливом были заменены одной криогенной ступенью, что улучшило производительность и снизило текущие затраты и трудозатраты. Двигатель был одинарным Pratt & Whitney RL10 от верхней ступени Centaur . Водородный топливный бак диаметром 4 метра с оранжевой изоляцией открыт; более узкий кислородный бак и двигатель закрыты до момента зажигания. Топливный бак был заказан компанией Mitsubishi и изготовлен с использованием технологий японской пусковой установки H-II .
  • Чтобы сделать дымовую трубу короткой и устойчивой к боковому ветру, керосиновый бак первой ступени был расширен и укорочен в соответствии с диаметрами верхней ступени и обтекателя.
  • девять увеличенных твердотопливных ускорителей ГЭМ-46 Были прикреплены . Три имеют сопла с изменяемым вектором тяги .

Из трех полетов Delta III первые два оказались неудачными, а третий нес только фиктивную (инертную) полезную нагрузку .

Дельта IV (серия 9000)

[ редактировать ]

ВВС компания В рамках программы Evolved Expendable Launch Vehicle (EELV) McDonnell Douglas / Boeing предложила Delta IV . Как следует из названия программы, многие компоненты и технологии были заимствованы у существующих пусковых установок. И Boeing , и Lockheed Martin заключили контракт на производство своих конструкций EELV. Delta IV производились на новом заводе в Декейтере, штат Алабама .

  • Первая ступень перешла на жидкое водородное топливо. Технологии танков заимствованы из верхней ступени Delta III , но увеличены до 5 метров.
  • Керосиновый двигатель заменен на Rocketdyne RS-68 , первый новый большой жидкостный ракетный двигатель, разработанный в Соединенных Штатах после главного двигателя космического корабля шаттла (SSME) в 1970-х годах. Разработанный с учетом низкой стоимости, он имел более низкое давление в камере и эффективность, чем SSME, а также гораздо более простое сопло. Камера тяги и верхнее сопло имели канальную конструкцию, впервые использованную в советских двигателях. Нижнее сопло охлаждалось абляционно.
  • Вторая ступень и обтекатель были взяты от Delta III в моделях меньшего размера ( Delta IV Medium ); увеличена до 5 метров в моделях Medium+ и Heavy .
  • Модели Medium+ имели два или четыре твердотопливных ускорителя GEM 60 диаметром 60 дюймов (1,5 м).
  • Была модернизирована сантехника, а электрические схемы устранили необходимость в пусковой башне.

Первая ступень называлась Common Booster Core (CBC); К Delta IV Heavy были прикреплены два дополнительных CBC в качестве ускорителей.

Дельта IV Тяжелый

[ редактировать ]
Запуск Delta IV Heavy с базы космических сил Ванденберг

Delta IV Heavy (Delta 9250H) — одноразовая тяжелая ракета-носитель , самый крупный тип семейства Delta IV . Это была третья в мире ракета-носитель по мощности , действовавшая на момент ее вывода из эксплуатации в 2024 году, после НАСА системы космического запуска и SpaceX компании Falcon Heavy , а за ней следовал CASC компании Long March 5 . [ 13 ] [ 14 ] Он был произведен United Launch Alliance (ULA) и впервые был запущен в 2004 году. [ 15 ] ULA сняла с производства Delta IV Heavy в 2024 году. В будущих запусках ULA будет использоваться новая ракета Vulcan Centaur . [ 16 ] [ 17 ] Последний полет Delta IV состоялся 9 апреля 2024 года.

Первая ступень Delta IV Heavy состояла из центрального блока Common Booster Core (CBC) с двумя дополнительными CBC в качестве жидкостных ракетных ускорителей вместо GEM-60, твердотопливных ракетных двигателей используемых в версиях Delta IV Medium +. При старте все три ракетных двигателя будут работать на полной тяге, а через 44 секунды центральный двигатель уменьшится до 55% для экономии топлива, пока два других двигателя не отделятся. Последние двигатели сгорают через 242 секунды после запуска и отделяются, когда центральный двигатель снова дросселирует до полной тяги. Через 86 секунд сгорает центральный двигатель, и вторая ступень завершила подъем на орбиту. [ 18 ]

На ракете-носителе использовались три двигателя РС-68 : по одному в центральной зоне и по одному в каждом ускорителе. [ 19 ] В последние секунды обратного отсчета жидкое водородное топливо будет течь через двигатели вверх по корпусу ракеты-носителя, а после воспламенения водород воспламеняется, создавая характерный огненный шар и обугленный вид ракеты-носителя. [ 20 ]

Надежность запуска

[ редактировать ]

С 1969 по 1978 год (включительно) «Тор-Дельта» была самой часто используемой ракетой-носителем НАСА: было предпринято 84 попытки запуска. ( Scout был второй по популярности машиной с 32 запусками.) [ 21 ] Спутники для других правительственных учреждений и иностранных правительств также были запущены на возмездной основе, всего 63 спутника. Из 84 попыток запуска 7 оказались неудачными или частичными, что составляет 91,6%. [ 22 ]

Запуск «Дельты» был успешным, но он также внес значительный вклад в образование орбитального мусора, поскольку вариант, использовавшийся в 1970-х годах, был склонен к взрывам на орбите. Восемь вторых ступеней «Дельта», запущенных в период с 1973 по 1981 год, в период с 1973 по 1991 год подвергались фрагментациям, обычно в течение первых трех лет после запуска, но другие развалились через 10 или более лет. Исследования показали, что взрывы были вызваны топливом, оставшимся после остановки. Характер топлива и тепловая среда, в которой находились заброшенные ракеты, сделали взрывы неизбежными. Сжигание истощения было начато в 1981 году, и никаких случаев фрагментации ракет, запущенных после этого, не было выявлено. У «Дельт», запущенных до варианта 1970-х годов, были случаи фрагментации в течение 50 лет после запуска. [ 23 ]

Система нумерации

[ редактировать ]

В 1972 году Макдоннелл Дуглас представил четырехзначную систему нумерации, которая заменила буквенную систему наименования. Новая система могла лучше учитывать различные изменения и улучшения ракет «Дельта» и позволяла избежать проблемы быстро истощающегося алфавита. Цифры обозначают (1) тип бака и основного двигателя, (2) количество твердотопливных ускорителей , (3) вторую ступень (буквы в следующей таблице относятся к двигателю) и (4) третью ступень: [ 24 ]

Число Первая цифра
(первая ступень/бустеры)
Вторая цифра
(количество бустеров)
Третья цифра
(второй этап)
Четвертая цифра
(третий этап)
Письмо
(Тяжелая конфигурация)
0 Длинный Танк Тор
Двигатель МБ-3
Кастор 2 SRB
Нет SRB Delta F* с двигателями Aerojet AJ-10-118F .
* Ссылка на модернизированный Aerojet AJ-10-118. двигатель
Нет третьего этапа Н/Д
1 Удлиненный длинный танк Тор
Двигатель МБ-3
Кастор 2 SRB
Н/Д Delta P *, Douglas, построенный с TRW TR-201 . двигателями
*Исключение: двигатель АЖ-10-118Ф для Аник-А1 запуска . [ 25 ]
Н/Д
2 Удлиненный длинный танк Тор
РС-27 Двигатель
Кастор 2 SRB
2 SRB (или CBC в случае Delta IV Heavy) Дельта К*, с АЖ-10-118К . двигателями
* Ссылка на модернизированный двигатель Aerojet AJ-10-118.
FW-4D (нелетающий)
3 Удлиненный длинный танк Тор
Двигатель РС-27
Кастор 4 SRB
3 СРБ Криогенный разгонный блок Delta III, РЛ-10Б-2 двигатель Звезда 37Д
4 Удлиненный длинный танк Тор
Двигатель МБ-3
Касторовые 4А SRB
4 СРБ Криогенный разгонный блок Delta IV диаметром 4 м, РЛ-10Б-2 двигатель Звезда 37Е
5 Удлиненный длинный танк Тор
Двигатель РС-27
Касторовые 4А SRB
Н/Д Криогенный разгонный блок Delta IV диаметром 5 метров, РЛ-10Б-2 двигатель Звезда 48Б / ПАМ-Д
6 Экстра-удлиненный длинный танк Тор
Двигатель РС-27
Касторовые 4А SRB
6 СРБ Н/Д Звезда 37FM
7 Экстра-удлиненный длинный танк Тор
Двигатель РС-27А
GEM 40 SRB
Н/Д Н/Д GEM 46 SRB
8 Усиленный удлиненный длинный танк Тор
Двигатель РС-27А
GEM 46 SRB
Н/Д
9 Общее ядро-ускоритель Delta IV (CBC)
РС-68 Двигатель
9 СРБ 2 дополнительных параллельных первых этапа CBC

Эта система нумерации должна была быть заменена новой системой, которая была введена в 2005 году. [ 26 ] На практике новая система так и не использовалась, поскольку все, кроме Delta II , выведены из эксплуатации:

Число Первая цифра
(первая ступень/бустеры)
Вторая цифра
(количество бустеров)
Третья цифра
(второй этап)
Четвертая цифра
(третий этап)
Письмо
(Тяжелая конфигурация)
0 Н/Д Нет SRB Н/Д Нет третьего этапа Н/Д
1 Н/Д Н/Д
2 Экстра-удлиненный длинный танк Тор
РС-27А Двигатель
GEM 40 SRB
2 SRB (или LRB в случае Delta IV Heavy ) Дельта К, с АЖ-10-118К двигателями GEM 46 SRB
3 Усиленный удлиненный длинный танк Тор
РС-27А Двигатель
GEM 46 SRB
3 СРБ Н/Д
4 Дельта IV CBC
РС-68 Двигатель
4 СРБ Криогенный разгонный блок Delta IV диаметром 4 метра, РЛ-10Б-2 двигатель 2 дополнительных параллельных первых этапа CBC
5 Н/Д Н/Д Криогенный разгонный блок Delta IV диаметром 5 метров, РЛ-10Б-2 двигатель Звезда 48Б / ПАМ-Д Н/Д
6 Н/Д Звезда 37FM
7 Н/Д
8
9 9 СРБ

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Дельта IV Хэви – НРОЛ-70» . Следующий космический полет . 9 февраля 2024 г. Проверено 10 февраля 2024 г.
  2. ^ «Глава 1: Ракеты-носители» . Происхождение названий НАСА . НАСА. Архивировано из оригинала 4 ноября 2004 года. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  3. ^ Хелен Т. Уэллс; Сьюзан Х. Уайтли; Кэрри Э. Кареганнес. Происхождение названий НАСА . Управление науки и технической информации НАСА. стр. 14–15. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  4. ^ Jump up to: а б с Крузе, Ричард. «Обзор ракет «Тор» и «Дельта» . Исторический космический корабль . Проверено 8 марта 2020 г.
  5. ^ Jump up to: а б Кайл, Эд. «Тор-Агена А и Б: Установка для фотошпионов» . Отчет о космическом запуске. Архивировано из оригинала 7 августа 2010 года . Проверено 8 марта 2020 г. {{cite web}}: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка )
  6. ^ Jump up to: а б Джос Хейман (8 января 2008 г.). «Дельта после 1974 года (включая Дельту II)» . Справочник военных ракет и ракет США . Проверено 8 июня 2012 года .
  7. ^ «Дельта М» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 18 июня 2012 года.
  8. ^ «Дельта Н» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 5 марта 2008 года.
  9. ^ «Дельта М6» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 19 июня 2012 года.
  10. ^ «Дельта Н6» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 18 июня 2012 года.
  11. ^ Jump up to: а б с «Хронология развития и деятельности Тор-Дельта» . НАСА. Архивировано из оригинала 18 ноября 2004 года. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  12. ^ «Дельта-хронология» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 24 июля 2008 года.
  13. ^ «Центр статуса миссии» . Космический полет сейчас . Проверено 26 июля 2014 г. ULA Delta 4-Heavy в настоящее время является крупнейшей в мире ракетой, обеспечивающей нацию надежным, проверенным и тяжелым грузоподъемным оборудованием для национальной безопасности нашей страны как с восточного, так и с западного побережья.
  14. ^ Чанг, Кеннет (6 февраля 2018 г.). «Falcon Heavy, большая новая ракета SpaceX, прошла успешный первый испытательный запуск» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 6 февраля 2018 г. . Falcon Heavy способен поднять на низкую околоземную орбиту 140 000 фунтов — больше, чем любая другая ракета сегодня.
  15. ^ «Boeing Delta IV Heavy достиг основных целей испытаний в первом полете» (пресс-релиз). Боинг. 21 декабря 2004 г. Архивировано из оригинала 19 апреля 2012 г. Проверено 22 марта 2012 г.
  16. ^ Эрвин, Сандра (24 августа 2020 г.). «ULA запустит Delta 4 Heavy для своей 12-й миссии, осталось еще четыре, прежде чем ракета будет списана» . Космические новости . Проверено 29 августа 2020 г.
  17. ^ «Дельта IV Хэви — НРОЛ-70» . Следующий космический полет . 9 февраля 2024 г. Проверено 10 февраля 2024 г.
  18. ^ «Руководство по планированию полезной нагрузки Delta IV, июнь 2013 г.» (PDF) . Объединенный стартовый альянс. Архивировано из оригинала (PDF) 10 июля 2014 года . Проверено 26 июля 2014 г.
  19. ^ «Дельта-4-Хэви, вероятно, направляется на геостационарную орбиту со сверхсекретной полезной нагрузкой» . Космический полет сейчас. 26 августа 2020 г. Проверено 27 августа 2020 г.
  20. ^ Бергер, Эрик (21 января 2019 г.). «Эта массивная ракета при запуске создает огненный шар, и это так задумано» . Арс Техника . Проверено 13 апреля 2023 г.
  21. ^ «Книга исторических данных НАСА, Том III» . НАСА. Архивировано из оригинала 2 ноября 2004 года. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  22. ^ «Перечень транспортных средств Тор-Дельта» . НАСА. Архивировано из оригинала 18 ноября 2004 года. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  23. ^ «50-летняя ступень ракеты вовлечена в событие орбитального мусора» . 2 апреля 2017 года . Проверено 15 февраля 2023 г.
  24. ^ Форсайт, Кевин С. «Описание автомобиля: четырехзначный обозначение» . История ракеты-носителя «Дельта» . Проверено 7 мая 2008 г.
  25. ^ «Дельта П» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 17 июня 2012 года.
  26. ^ Уэйд, Марк. «Дельта» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 29 марта 2008 года . Проверено 7 мая 2008 г.
  • Форсайт, Кевин С. (2002) Дельта: Совершенный Тор, Роджер Лауниус и Деннис Дженкинс (ред.), Чтобы достичь высокого рубежа: история ракет-носителей США , Лексингтон: Университетское издательство Кентукки, ISBN   0-8131-2245-7
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1034a6399cccba3561fe3d81e9d32b89__1718835540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/10/89/1034a6399cccba3561fe3d81e9d32b89.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Delta (rocket family) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)