Пратт и Уитни JT9D
JT9D | |
---|---|
![]() | |
Внутреннее устройство JT9D | |
Тип | ТРДД |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Пратт и Уитни |
Первый запуск | декабрь 1966 г. |
Основные приложения | Аэробус А300 / А310 Боинг 747 Боинг 767 Макдоннелл Дуглас DC-10 |
Количество построенных | 3,200+ [ 1 ] |
Развитый в | Пратт и Уитни PW4000 |
Двигатель Pratt & Whitney JT9D был первым с высокой степенью двухконтурности реактивным двигателем , установленным на широкофюзеляжном авиалайнере . [ 2 ] Его первоначальным применением был Боинг 747-100 , оригинальный «Джамбо Джет». Это был первый турбовентиляторный двигатель Pratt & Whitney с высокой степенью двухконтурности. [ 3 ]
Разработка
[ редактировать ]
Программа JT9D была запущена в сентябре 1965 года, а первый двигатель был испытан в декабре 1966 года. Он получил сертификат FAA в мае 1969 года и поступил на вооружение в январе 1970 года на Боинге 747 . Впоследствии он использовался на Boeing 767 , Airbus A300 и Airbus A310 , а также на McDonnell Douglas DC-10 . Усовершенствованный JT9D-7R4 был представлен в сентябре 1982 года и был одобрен для 180-минутного ETOPS для двухдвигательных самолетов в июне 1985 года. К 2020 году налет JT9D составил более 169 миллионов часов. Производство прекращено в 1990 году. [ 2 ] будет заменен новым PW4000 .
JT9D был разработан на основе демонстрационных двигателей STF200/JTF14. [ 4 ] Двигатель JTF14 был предложен для программы C-5 Galaxy , но контракт на производство был заключен с General Electric TF39 . Первый испытательный запуск двигателя состоялся на испытательном стенде в Ист-Хартфорде, штат Коннектикут, причем первый полет двигателя состоялся в июне 1968 года, установленного на самолете Boeing B-52 E, который служил летающим испытательным стендом JT9D . [ 5 ] В 1968 году стоимость единицы продукции составляла 800 000 долларов. [ 6 ] Сегодня 7 миллионов долларов.
Дизайн
[ редактировать ]В JT9D были использованы передовые технологии в конструкции, аэродинамике и материалах, включая титановые и никелевые сплавы , для повышения топливной эффективности и надежности по сравнению с более ранним турбовентиляторным двигателем Pratt & Whitney JT3D . [ 2 ] Двигатель имел одноступенчатый вентилятор, трехступенчатый компрессор низкого давления и одиннадцатиступенчатый компрессор высокого давления, соединенный с двухступенчатой турбиной высокого давления и четырехступенчатой турбиной низкого давления. JT9D-3, самая ранняя сертифицированная версия двигателя, весила 8470 фунтов (3840 кг) и развивала тягу 43500 фунтов силы (193 кН). [ 7 ]
Pratt & Whitney столкнулась с трудностями при разработке JT9D во время программы испытаний Boeing 747. Из-за отказа двигателей во время программы летных испытаний тридцать самолетов были припаркованы возле завода с свисающими с пилонов бетонными блоками в ожидании модернизированных двигателей. В 1969 году Boeing и Pratt & Whitney вместе работали над решением этой проблемы. Проблема была связана с овальностью, при которой напряжения во время взлета привели к деформации корпуса двигателя до овальной формы, что привело к трению концов лопаток турбины высокого давления. Проблему решили усилением корпуса двигателя и добавлением коромыслообразных тяг. [ 8 ]
Двигатели JT9D, установленные на бортовых командных пунктах Boeing E-4 A ВВС США, получили обозначение F105 .
Варианты
[ редактировать ]Все варианты имеют одинаковое количество ступеней компрессора и турбины. [ 9 ] [ 10 ]
Комп. | Модель | Сертификация | Взлет, сухой | Длина | Ширина | Масса | об/мин НД | об/мин л.с. | Т/З | Вентилятор [ а ] | Приложение |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
15-этапный [ 9 ] | JT9D-3A | 9 января 1970 г. | 43 500 фунтов силы (193 кН) | 154,89 дюйма 3,934 м |
95,60 дюйма 2,428 м |
8713 фунтов (3,952 т) | 3650 | 7850 | 4.99 | 92,3 дюйма 2,34 м |
Боинг 747 [ 11 ] |
JT9D-7 | 14 июня 1971 г. | 45 500 фунтов силы (202 кН) | 8880 фунтов (4,03 т) | 3750 | 8000 | 5.12 | |||||
JT9D-7A | 22 сентября 1972 г. | 46 150 фунтов силы (205,3 кН) | 5.2 | ||||||||
JT9D-20 | 16 октября 1972 г. | 44 500 фунтов силы (198 кН) | 8470 фунтов (3,84 т) | 3650 | 5.25 | Макдоннелл Дуглас DC-10 [ 12 ] | |||||
JT9D-7H | 19 июня 1974 г. | 45 500 фунтов силы (202 кН) | 8880 фунтов (4,03 т) | 5.12 | Боинг 747 [ 11 ] | ||||||
JT9D-7AH | 46 150 фунтов силы (205,3 кН) | 5.2 | |||||||||
JT9D-7F | 30 сентября 1974 г. | 46750 фунтов силы (208,0 кН) | 3750 | 5.26 | |||||||
JT9D-7J | 31 августа 1976 г. | 48 650 фунтов силы (216,4 кН) | 5.48 | ||||||||
JT9D-20J | 29 декабря 1986 г. | 48050 фунтов силы (213,7 кН) | 8580 фунтов (3,89 т) | 5.6 | Макдоннелл Дуглас DC-10 [ 12 ] | ||||||
16-этапный [ 10 ] | JT9D-59A | 12 декабря 1974 г. | 51720 фунтов силы (230,1 кН) | 154,256 дюйма 3,9181 м |
97,03 дюйма 2,465 м |
9140 фунтов (4,15 т) | 3780 | 8011 | 5.66 | 93,6 дюйма 2,38 м |
Макдоннелл Дуглас DC-10 [ 12 ] Аэробус А300 [ 13 ] |
JT9D-70A | 51 140 фунтов силы (227,5 кН) | 9155 фунтов (4,153 т) | 5.59 | Боинг 747 [ 11 ] | |||||||
JT9D-7Q | 31 октября 1978 г. | 51900 фунтов силы (231 кН) | 9295 фунтов (4,216 т) | 3888 | 8000 | 5.58 | |||||
JT9D-7Q3 | 22 октября 1979 г. | 3960 | 5.58 | ||||||||
ДЖТ9Д-7Р4Д | 25 ноября 1980 г. | 48000 фунтов силы (210 кН) | 96.00 в 2,438 м |
8935 фунтов (4,053 т) | 3770 | 5.37 | 93,4 дюйма 2,37 м |
Боинг 767 [ 14 ] | |||
JT9D-7R4D1 | 1 апреля 1981 г. | 8915 фунтов (4,044 т) | 3810 | 5.38 | Аэробус А310 [ 13 ] | ||||||
JT9D-7R4E | 50 000 фунтов силы (220 кН) | 3770 | 5.61 | Боинг 767 [ 14 ] | |||||||
JT9D-7R4E1 | 154,295 дюйма 3,9191 м |
8935 фунтов (4,053 т) | 3810 | 5.6 | Аэробус А310 [ 13 ] | ||||||
JT9D-7R4G2 | 23 июля 1982 г. | 54750 фунтов силы (243,5 кН) | 9170 фунтов (4,16 т) | 3825 | 8080 | 5.97 | Боинг 747 [ 11 ] | ||||
JT9D-7R4H1 | 56000 фунтов силы (250 кН) | 8915 фунтов (4,044 т) | 3810 | 6.28 | Аэробус А300-600 [ 13 ] | ||||||
JT9D-7R4E4 | 29 марта 1985 г. | 50 000 фунтов силы (220 кН) | 8935 фунтов (4,053 т) | 5.6 | Боинг 767 [ 14 ] |
- ^ [ нужна ссылка ]
Приложения
[ редактировать ]- Аэробус А300
- Аэробус А310
- Боинг 747-100/200/300/ СП
- Боинг 767 (ранние модели)
- Боинг RC-1
- Макдоннелл Дуглас DC-10-40
Технические характеристики (JT9D-7R4)
[ редактировать ]Данные Pratt & Whitney [ 2 ]
Общие характеристики
- Тип: ТРДД с высокой степенью двухконтурности
- Длина: 132,7 дюйма (3,37 м) (от фланца к фланцу)
- Диаметр: 93,4 дюйма (2,37 м) (наконечник вентилятора)
- Сухой вес: 8608 фунтов (3905 кг)
Компоненты
- Компрессор: 3-ступенчатый низкого давления, 11-ступенчатый осевой высокого давления
- Турбина : 2-ступенчатая высокого давления, 4-ступенчатая низкого давления.
Производительность
- Максимальная тяга : 48 000–56 000 фунтов-силы (214–249 кН) взлетная ( плоская номинальная температура 86 °F (30 °C)) Примечание. Диапазон тяги применим к различным вариантам -7R4 для разных самолетов.
- Общий коэффициент давления : общий 26,7 (вентилятор 1,67:1)
- Коэффициент байпаса : 4,8:1
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Сопоставимые двигатели
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Коммерческие двигатели / JT9D» . Пратт и Уитни.
- ^ Jump up to: а б с д «JT9D» (PDF) . Пратт и Уитни.
- ^ Ганстон, Билл . Всемирная энциклопедия авиационных двигателей . Кембридж, Англия. Патрик Стивенс Лимитед, 1989 год. ISBN 1-85260-163-9 , стр.126.
- ^ Двигатели Пратта и Уитни: техническая история, Джек Коннорс, ISBN 978 1 60086 711 8 , стр. 409
- ^ Двигатели Пратта и Уитни: техническая история, Джек Коннорс, ISBN 978 1 60086 711 8 , стр. 412
- ↑ Aero Engines, 1968 Flight International , 4 января 1968 г.
- ^ Двигатели Пратта и Уитни. Техническая история, Джек Коннорс, ISBN 978 1 60086 711 8 , Таблица 3
- ↑ Flight International, 13 ноября 1969 г., стр.749.
- ^ Jump up to: а б «Паспорт типа сертификата номер E20EA» (PDF) . ФАУ. 10 февраля 2000 г.
- ^ Jump up to: а б «Паспорт типа сертификата номер E3NE» (PDF) . ФАУ. 25 июля 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Паспорт типа сертификата № A20WE» (PDF) . ФАУ. 27 февраля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с «Паспорт типа сертификата A22WE» (PDF) . ФАУ. 30 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Паспорт типа сертификата A.172 для Airbus A300, A310 и A300-600» (PDF) . EASA. 11 марта 2019 г. Архивировано из оригинала (PDF) 16 марта 2019 г. . Проверено 26 марта 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б с «Паспорт типа сертификата № A1NM» (PDF) . 20 июня 2016 г. Архивировано из оригинала (PDF) 29 сентября 2018 г. . Проверено 26 марта 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]