Дикая красотка-флейта
Дикая красотка-флейта | |
---|---|
![]() Артефакт, выставленный в музее | |
Материал | Кость |
Размер | Длина: 11,4 см. |
Созданный | в. 55 000 лет назад |
Обнаруженный | 1995 Река , Церкно , Словения |
Текущее местоположение | Любляна , Муниципалитет Любляны , Словения |
Флейта Дивье Бабе , также называемая тиддибаб , представляет собой пещерного медведя бедренную кость с расположенными между ними отверстиями, которая была обнаружена в 1995 году во время систематических археологических раскопок , проводимых Институтом археологии Исследовательского центра Словенской академии наук и искусств в Дивье Бабе. Я недалеко от Церкно на северо-западе Словении . [1] [2] Было высказано предположение, что она была сделана неандертальцами как форма музыкального инструмента и стала известна как неандертальская флейта . Артефакт выставлен на видном месте в Национальном музее Словении в Любляне как неандертальская флейта. [3] Таким образом, это будет старейший известный музыкальный инструмент в мире . [4]
Это утверждение было встречено резкой критикой и спорами в научном сообществе. [5] [6] [7] [8] [9] Других известных экземпляров неандертальского музыкального инструмента нет, и такая находка из среднего палеолита ( мустьерского периода ) может указывать на ранее неизвестное символическое поведение среди неандертальцев.
Сайт
[ редактировать ]Участок представляет собой горизонтальную пещеру длиной 45 метров (148 футов) и шириной до 15 метров (49 футов); он находится на высоте 230 м (750 футов) над рекой Идрийца , недалеко от Церкно , и доступен для посетителей. Исследователи, работающие на этом месте, обнаружили более 600 археологических предметов как минимум на десяти уровнях, включая двадцать очагов. [10] и скелетные останки пещерных медведей. [11] Согласно заявлениям музея, флейта была связана с «концом среднего плейстоцена» и с неандертальцами около 55 000 лет назад. [12]
Раскопками пещеры руководил Митя Бродар с 1978 по 1986 год, а с 1989 по 1995 год - Иван Турк и Янез Дирец. [13]
Неандертальская флейта
[ редактировать ]Кость была обнаружена в 1995 году экспедицией под руководством Ивана Тюрка. Когда его нашли, он предположил, что это либо музыкальный артефакт, либо обглоданная кость, пронзенная зубами. [1] отдавая предпочтение первому.
По описанию Тёрка и его коллег, неандертальский музыкальный инструмент из Дивье-бабе I был бы старейшим известным музыкальным инструментом. Он считает, что на данный момент это самое убедительное материальное свидетельство музыкального поведения неандертальцев. Он как минимум на 10 000 лет старше самых ранних духовых инструментов Ориньяка, обнаруженных в немецких пещерах Холе Фельс , Гайсенклёстерле и Фогельхерд . [14] [15] Неандертальский музыкальный инструмент выставлен в Национальном музее Словении в Любляне.
Является ли этот артефакт на самом деле флейтой, созданной неандертальцами, было предметом долгих споров, и многие полагают, что отверстия в кости не имеют искусственного происхождения. Археолог Митя Бродар , работавший на этом месте до Тюрка, очень скептически относился к тому, что кость имела неандертальское происхождение. [16] Многие другие предположили, что это могло быть результатом того, что животные кусали или пережевывали кость, и считали более вероятным ее происхождение от плотоядных животных. [6] [17] [8] [18] [19] [20]
Национальный музей Словении утверждает, что доказательства, представленные Тюрком в 2005 году, «окончательно опровергли гипотезу о том, что кость была продырявлена из-за укуса медведя». Производство неандертальцами «достоверно доказано» и установлено его значение в понимании их возможностей и развитии музыки и речи. [12] Экспериментальная реконструкция Любена Димкароски продемонстрировала, что правдоподобную первоначальную форму кости можно использовать в качестве практического музыкального инструмента (см. реконструкцию ниже).
Датировка кости, присутствие на этом месте неандертальцев, а также присутствие хищных животных в целом согласованы. Основной спор заключается в том, является ли это, скорее, флейтой, сделанной неандертальцем, или просто продуктом жевания хищника. Дебаты сосредоточены на следующих трех вопросах:
- Были ли отверстия оставлены зубами хищника?
- Были ли отверстия сделаны инструментами?
- Могла ли форма артефакта возникнуть в результате случайного жевания, или он настолько хорошо демонстрирует музыкальную функцию, что, должно быть, был спроектирован специально?
Описание
[ редактировать ]


Артефакт представляет собой диафиз левой бедренной кости длиной 11,4 см , принадлежавший пещерному медвежонку в возрасте одного-двух лет. На задней стороне в центральном диафизе имеются два полноценных отверстия (2 и 3). С обоих концов кость сломана, но есть две полукруглые выемки, по одной с каждой стороны двух полных отверстий (1 и 4). На передней стороне на сломанном конце имеется полукруглая выемка (5).
По мнению Тёрка, все отверстия и выемки расположены в одну линию и имеют схожую морфологию, за исключением более крупной выемки 4. [21] [22] [23]
часть кортикальной кости Проксимальнее и дистальнее отверстия 3 стирается . продольная волокнистая костная На этом месте обнажается структура. У проксимального края отверстия 3 на стертой поверхности кортикальной кости имеются две параллельные микронадрывы.
Внутри костномозговой полости, из которой была удалена губчатая кость, кортикальная кость отломана по краю вырезки/отверстия 1, 2, 3 и 5. [23] Воронкообразный перелом внутреннего края этих отверстий — типичное повреждение, возникающее при прокалывании кортикальной кости. Выемка 4 не имеет воронкообразного перелома внутри костномозговой полости.
На задней стороне кости на проксимальном конце имеется V-образный перелом, доходящий до ближайшей выемки 1. По обе стороны от этого перелома имеется частичный прямой острый край, который, по мнению Тёрка, является мундштуком. [24]
Похожий перелом имеется на передней стороне дистального конца, доходя до выемки 5, которая предположительно была отверстием для большого пальца для флейты. [25]
Контекст и датировка флейты
[ редактировать ]Неандертальская флейта была найдена на мустьерском уровне, содержащем каменные артефакты и очаги . Канавка была зацементирована в фосфатной брекчии в непосредственной близости от очага. [26] [27] Мустьерский уровень, содержащий флейту, был ниже ориньякского уровня, содержащего каменные артефакты и костные точки анатомически современного человека, разделенные примерно 2 м отложений. На этом месте также присутствуют останки и свидетельства существования многих видов крупных млекопитающих. [28] включая многих хищников, которые могли взаимодействовать с костяным артефактом.
На основании радиоуглеродного датирования древесного угля , найденного в очаге, возраст флейты первоначально оценивался в 43 100 ± 700 лет назад. [29] Более позднее датирование с использованием электронного спинового резонанса (ЭПР) показало, что слой, содержащий желобок, находился за пределами точного диапазона радиоуглеродного метода и что первоначальное датирование образцов из этого слоя было неверным. Согласно данным ЭПР, возраст флейты сейчас оценивается от 50 000 до 60 000 лет назад. [30] [31]
Аргументы в пользу плотоядного происхождения
[ редактировать ]Выдвигались аргументы, что отверстия, скорее всего, были созданы зубами животного, жующего или грызущего кость, и что сходство с флейтой является лишь случайным. [6] [7] [8] [9] [19]
Другие известные верхнего палеолита, флейты изготовленные из костей конечностей млекопитающих, имеют явные следы искусственного создания отверстий, вырезанных или просверленных каменными орудиями . В флейтах, изготовленных из тонких, нежных птичьих костей, отверстия делались путем шлифования костной коры. [32] Края отверстий неандертальской флейты отличаются от таковых на флейтах верхнего палеолита и не имеют обычных признаков человеческого изготовления (т. е. следов порезов). Кроме того, на обоих концах неандертальской флейты имеются повреждения, типичные для грызунов хищников. [14]
- Франческо Д'Эррико (1998) проанализировал артефакт по сравнению со скоплениями костей пещерного медведя, где не было известно о присутствии гоминидов. [6] Осмотрев артефакт лично, Д'Эррико написал, что «наличие двух или, возможно, трех перфораций на предполагаемой флейте не может поэтому рассматриваться как свидетельство человеческого изготовления, поскольку это общая черта в изученном образце». [20] В отношении одного образца Д'Эррико заявил, что «в бедренной кости молодого пещерного медведя из того же места имеются два отверстия, очень похожие по размеру и форме на те, что были на предполагаемой флейте, зафиксированные на том же лице и в том же анатомическом положении». [20] : 37
- Ноуэлл и Чейз (1998) опубликовали анализ флейты, заявив, что «образец явно был сильно изглодан хищником», сравнили его с другими хорошо известными образцами подобных костей и заявили, что насечка 5, вероятно, была создана в то же время. как отверстие 3 в противоположных зубах животного, и что сильное грызение обоих концов свидетельствовало о том, что кость не была очищена от костного мозга, который был бы необходим для игры на ней как на флейте. «Это пережеванная кость, ничто в ней не противоречит этому объяснению, и в кости нет ничего удивительного, учитывая, что она была сильно пережевана». [8]
- Герд Альбрехт и др. Аль (1998) провел эксперименты с костями и каменными орудиями и пришел к выводу, что «в настоящее время нет подтвержденных аргументов в пользу флейт, сделанных из костей медведя, включая находку из Дивье-Бабе». [7] : 17
- Ян Морли (2006) писал в обзоре многих предыдущих публикаций: «Вполне вероятно, что малыш Дивье, каким мы его видим сегодня, является продуктом ряда стадий плотоядной деятельности, и в этом нет необходимости». призвать любое человеческое участие в создании объекта». [9] : 329
- Каюс Дидрих (2015) предположил, что дыры можно объяснить тем, что они собирали мусор с пятнистой гиены . [19]
Терк опубликовал множество статей, опровергающих происхождение кости от хищников, за десятилетия, прошедшие с момента обнаружения кости. [33] [34] [15] В 2001 году группа Тёрка изготовила металлические слепки зубов пещерного медведя, волка и гиены . Гипсы использовали для прокалывания бедренных костей молоди и взрослых свежих бурых медведей. [35] Было приведено несколько аргументов:
- Подходящими были только клыки медведя, но из-за овального поперечного сечения медвежьего зуба медведю было бы неудобно правильно выровнять эту кость, чтобы образовать отверстия в такой ориентации.
- Отверстия, пробитые клыками, имеют гладкие края, тогда как края отверстий неандертальской флейты неровные и зазубренные.
- Хищнику было бы невозможно проделать две или более дырок в самой толстой и жесткой центральной части молодой бедренной кости, не сломав ее. (Морли оспаривал это: «Тёрк и др. ... говорят, что диафиз треснул в трех из восьми экспериментальных проколов. ... Подводя итог, можно сказать, что кость не обязательно должна была расколоться». [9] : 324 )
Хотя он и приводит доводы в пользу неандертальского происхождения артефакта, Терк предположил, что V-образный перелом на проксимальном конце является типичным повреждением плотоядного животного, которое произошло после того, как флейта больше не использовалась.
Аргумент в пользу неандертальского происхождения отверстий
[ редактировать ]Терк и его коллеги выдвинули аргументы в пользу того, что этот артефакт мог быть изготовлен с использованием известных неандертальских инструментов.
Острые каменные орудия, пригодные для прокалывания костей, были найдены на нескольких мустьерских горизонтах Дивье бабе I. [36] Кроме того, в мустьерских горизонтах обнаружено несколько специальных костяных штампов. [21] [37]
- Тёрк полагал, что микропотертости возле отверстия 3 указывают на следы от каменных орудий . [21] [22] [23] [14] , что указывает на искусственную модификацию кортикальной кости до того, как было сделано отверстие 3, истончение кортикальной кости там, где она наиболее толстая, для облегчения перфорации бедренной кости.
- Тёрк обнаружил сломанные кончики, трещины и макроскопические повреждения на некоторых заострённых каменных орудиях. Терк и его коллеги экспериментально обнаружили, что тот же тип повреждения возникает, если ударить по каменному орудию деревянным молотком при долблении и прокалывании кости. [35] [38] [39]
- Используя копии заостренных каменных инструментов, Джулиани Бастиани (1997) прокалывал кости ранее неописанным методом: он использовал заостренный каменный инструмент одновременно как долото и пробойник, и ему удалось проделать в свежей бедренной кости отверстия, подобные тем, что есть на флейте ( т. е. отверстия с неровными зубчатыми краями). [35] [40] Вывод из этого эксперимента заключался в том, что на краях отверстий, сделанных таким образом, не всегда были характерные следы, оставленные каменным орудием. Однако отверстия, сделанные Бастиани, не имели таких выраженных воронкообразных изломов по внутреннему краю, как обнаруженные на отверстиях каннелюры.
- Следуя эксперименту Бастиани, археолог Франсуа Золтан Хорусицкий (2003) использовал заостренный каменный инструмент, сначала проделав неглубокую ямку в свежей кости, не прокалывая ее, затем вставил в ямку костяной пробойник и ударил по ней деревянным молотком, чтобы пробить кортикальный слой кости . . Отверстия, выполненные таким способом, имеют ярко выраженный воронкообразный излом по внутреннему краю и не имеют обычных следов инструмента. [41] [42]
- Тёрк опубликовал в 2005 году анализ образца, основанный на компьютерной томографии , в котором он пришел к выводу, что «две частично сохранившиеся дыры ранее были созданы до повреждения… или до бесспорного вмешательства хищника». [21]
Иэн Морли (2006) критически отнесся к оценке Кунеджа и Тёрка, отметив, что, несмотря на большое количество костей, обнаруженных на этом месте, «только два [показали] другие возможные случаи действий человека… и субъектбедренная кость — единственная из 600 бедренных костей пещерного медведя, на которой сохранились любые возможные следы человеческой деятельности». [9] : 327 Он пришел к выводу, что «прямые доказательства существования человеческой деятельности в лучшем случае весьма убедительны».неоднозначно, и отсутствуют доказательства другой возможной человеческой работы на кости». [9] : 330
Аргумент в пользу музыкального инструмента
[ редактировать ]Дополнительным аргументом в пользу неандертальской конструкции является то, что сам артефакт должен представлять собой флейту, имеющую правильную форму и пропорции, чтобы быть музыкальным инструментом. Во многом этот аргумент зависит от того, являются ли выемки на концах свидетельством наличия 4 или 5 отверстий в предыдущей неповрежденной флейте.
- Терк (1997) написал в своей книге [2] что отверстия имеют одинаковый диаметр, подходящий для кончиков пальцев, и все они круглые, а не овальные. Все они имеют правильное соотношение размера отверстия и размера отверстия, характерное для большинства флейт, а кость (бедренная) обычно используется для костяных флейт.
- Терк считал, что существуют доказательства того, что костный мозг был очищен от кости во время использования, что было необходимо для использования ее в качестве флейты, хотя Ноуэлл оспаривал это:
- Тёрк и др. (1997) писали, что «костномозговая полость в основном очищена от губчатого вещества. Цвет костномозговой полости не отличается от цвета внешней поверхности кости. Таким образом, можно заключить, что костномозговая полость в это время уже была открыта. .. В противном случае она была бы более темного цвета, чем поверхность кости, как мы знаем по цветным костномозговым полостям целых костей конечностей». [2] : 160
- Эйприл Ноуэлл (1998) заявила в интервью, что «по приглашению Тёрка [Ноуэлл] и Чейз отправились в Словению в прошлом году… Они уехали с еще большим скептицизмом по поводу того, что медвежья кость когда-либо издавала музыку. Во-первых, оба конца имели явно был проглочен кем-то, возможно, волком, ищущим жирный костный мозг. Отверстия могли быть просто продырявлены острыми клыками или хищными зубами, а их округлость могла быть следствием естественного повреждения после того, как кость была оставлена. костный мозг предполагает, что никто не удосужился выдолбить кость, как будто для создания флейты с выдутым концом. Ноуэлл говорит: «[Тёрк] готов дать презумпцию невиновности, а мы нет » . [43]
- Боб Финк (1997) утверждал, что расстояние между отверстиями соответствует четырем нотам диатонической гаммы, однако предложенная им требуемая длина для неповрежденной кости привела к тому, что другие исследователи отвергли ее (см. Диатоническую шкалу ниже).
- Марсель Отте (2000) писал, что «инструмент состоит не из двух перфораций (как указывают Чейз и Ноуэлл), а из пяти (как пять пальцев руки): четыре с одной стороны, одно с противоположной стороны. ... Пятое отверстие появляется у основания противоположной стороны, в естественном месте большого пальца». [25]
- Любен Димкароски (2011) создал экспериментальную версию флейты с продемонстрированными музыкальными способностями, требующую лишь очень консервативной реконструкции формы существующего артефакта (см. реконструкцию ниже).
Диатоническая гамма
[ редактировать ]
Боб Финк (1997) утверждал, что отверстия в кости «соответствовали четырем нотам диатонической гаммы» (до, ре, ми, фа) в зависимости от расстояния между этими четырьмя отверстиями. [44] Он утверждал, что такое расстояние между отверстиями современной диатонической флейты уникально, а не произвольно, и что при правильной общей длине кости оно идеально соответствовало бы этому масштабу. После того, как Куней и Тюрк (2000) заявили, что из-за возраста медвежонка это не может быть так долго, как предлагалось. [39] Финк обновил аргумент на своем личном сайте. [45] с предположением, что кость могла быть расширена за счет другого участка кости. [9] : 321 .
Ноуэлл и Чейз были первыми, кто выдвинул контраргумент, что кость молодого медведя слишком коротка, чтобы играть в эти четыре отверстия в гармонии с какой-либо диатонической серией тонов и полутонов, как предложил Финк. [18] Блейк Эдгар (1998) написал в журнале California Wild:
[Ноуэлл] вместе с археологом Филипом Чейзом засомневались, как только увидели фотографии кости в Интернете. ... Кость Дивье Бабе имеет некоторое сходство с десятками более молодых, неоспоримых костных флейт из европейских памятников верхнего палеолита . Но, говорит Ноуэлл, эти очевидные флейты длиннее, имеют больше отверстий и имеют характерные следы инструментов, оставшиеся после их изготовления. На медвежьей кости таких следов не встречается. Финк предположил, что расстояние между отверстиями флейты соответствует стандартной диатонической гамме музыки. ... Ноуэлл и Чейз объединились с коллегой, более склонным к музыке, чтобы показать, что медвежья кость должна быть вдвое больше естественной общей длины, чтобы соответствовать диатонической гамме. [43]
Любен Димкароски (2011) на основе своих собственных исследований создал реконструкцию инструмента, который мог играть диатоническую гамму, но совсем иначе, чем предлагал Финк. Смотрите реконструкцию ниже.
Реконструкция
[ редактировать ]

Любен Димкароски создал точную копию инструмента на основе предложенной неповрежденной формы флейты. Эта копия продемонстрировала, что ее действительно можно использовать в качестве флейты и воспроизводить известные музыкальные гаммы. Хотя этот артефакт ранее изучался несколькими исследователями музыки, [39] [46] [47] [48] [49] [50] [51] Любен Димкароски, профессиональный музыкант, в 2011 году провел собственное независимое исследование. [24] [52] В сотрудничестве с Матией Тюрк Димкаровский создал более 100 экспериментальных деревянных и костяных копий флейты. [53]
Реплика Димкароски ориентировала инструмент, используя проксимальный конец бедренной кости в качестве мундштука. На передней проксимальной части сохранился прямой заостренный край, который Димкароски считал остатком выдувного края его мундштука . При такой ориентации инструмента отверстие 5 на передней стороне становится отверстием для ладони , а не отверстием для большого пальца, как считалось ранее. При обратной ориентации Димкароски обнаружил, что это отверстие расположено слишком близко к мундштуку и, следовательно, нефункционально.
Реконструированный инструмент имеет три отверстия для пальцев (отверстия 1–3) на задней стороне и ладонной отверстие (отверстие 5) на передней стороне бедренной кости. Вырез 4 остается в виде выемки, а не реконструируется как отверстие. Это образует отверстие в дистальной части с функцией колокола или закрытия. Пальцем правой руки из вырезки на задне-дистальной стороне можно оформить дополнительное отверстие. Открытие обеспечивает возможность игры на открытом или закрытом колоколе, что дополнительно обогащает тембральный диапазон.
Реконструированная флейта имеет емкость 3½ октавы . Практикующие исполнители продемонстрировали его полезность как музыкального инструмента. [54]
По мнению Димкароски, название «флейта» не подходит такому инструменту, который можно считать предшественником современных духовых инструментов. Поскольку инструмент и способ игры на нем не сравнимы с современными духовыми инструментами, он назвал его ТИДЛДИБАБ. Название представляет собой составное слово, состоящее из инициалов археолога, которому приписывают открытие инструмента (Тюрк Иван), музыканта и мастера его копий (Димкароски Любен) и названия места археологической находки (Дивье Бабе). ). [24]
См. также
[ редактировать ]- Potočka zijalka — еще одна раскопка пещеры в Словении, содержащая остатки человеческого жилища, датированные более поздним ориньякским периодом (от 40 000 до 30 000 лет назад ).
- Список стоянок неандертальцев
- неандерталец
- Музыкальный язык
- Доисторическая музыка
- Музыкальная гамма
- Диатонический
- Холе Феллс
- Гуди - Китайская костяная флейта 6000 г. до н.э.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Тюрк И., Дирец Дж., Кавур Б. 1995, Самый старый музыкальный инструмент в Европе обнаружен в Словении? Обсуждения 4. Класс Сазу 36, 287–293.
- ^ Перейти обратно: а б с Тюрк, И. (редактор) 1997, Мустьерская «костяная флейта» и другие находки из пещеры Дивье Бабе I, Словения . Opera Instituti Archaeologici Словени 2, Любляна.
- ^ «Неандертальская флейта – флейта из Дивье Бабе» . Музей естественной истории Словении. Архивировано из оригинала 3 января 2017 года . Проверено 2 января 2017 г.
- ^ Омерзель-Терлеп, Мира. «Костяные флейты: Начало истории инструментальной музыки в Словении, Европе и мире» [Костяные флейты: Начало истории инструментальной музыки в Словении, Европе и мире] (PDF) . Этнолог (на словенском языке): 292. ISSN 0354-0316 . Архивировано (PDF) из оригинала 4 апреля 2013 г.
- ^ Бауэр, Б. (1998). «Сомнения возникли по поводу неандертальской костяной «флейты» ». Новости науки . 153 (14): 215. дои : 10.2307/4010441 . JSTOR 4010441 .
- ^ Перейти обратно: а б с д д'Эррико, Франческо; Вилла, Паола; Ллона, Ана К. Пинто; Идаррага, Роза Руис (1998). «Происхождение музыки в среднем палеолите? Использование скоплений костей пещерного медведя для оценки костяной «флейты» Дивье Бабе I ». Античность . 72 (275): 65–79. дои : 10.1017/S0003598X00086282 . S2CID 55161909 .
- ^ Перейти обратно: а б с Альбрехт, Г.; Холдерман, CS; Кериг, Т.; Лехтербек, Дж.; Серанджели, Дж. (1998). « Флейты из медвежьей кости — самые ранние музыкальные инструменты?» . Лист археологической переписки . 28 :1–19.
В настоящее время нет доказанных аргументов в пользу флейт, сделанных из медвежьих труб (включая находку из Дивье Бабе).
- ^ Перейти обратно: а б с д Чейз, Филип Г.; Ноуэлл, апрель (1998). «Тафономия предполагаемой костяной флейты среднего палеолита из Словении». Современная антропология . 39 (4): 549–553. дои : 10.1086/204771 . S2CID 144800210 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Морли, Иэн (2006). «Мустьерское музыкальство? Случай с Divje Babe I Bone» . Оксфордский журнал археологии . 25 (4): 317–333. дои : 10.1111/j.1468-0092.2006.00264.x . Проверено 30 мая 2024 г.
- ^ Турок, Иван (2003). «Неандертальская флейта» . Архивировано из оригинала 27 мая 2015 г. Проверено 27 мая 2015 г.
- ^ Ю, Эдвин СК; Бонни А.Б. Блэквелл; Иван Турк; Джоэл И. Б. Бликштейн; Энн Р. Скиннер; Мими Н. Дивьяк (2001). «ESR Датирование человеческой культурной эволюции и климатических изменений во время позднего плейстоцена в Дивье Бабе I, Словения» . Аннотация к докладу постерной сессии . Боулдер, Колорадо: Геологическое общество Америки. Архивировано из оригинала 18 октября 2006 г. Проверено 29 декабря 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б Флейта из Дивье Бабе , Национальный музей Словении, 2005 г.
- ^ Валлин, Нильс Леннарт; Меркер, Бьорн; Браун, Стивен (2001). Истоки музыки . МТИ Пресс. стр. 237 -9. ISBN 0262731436 .
- ^ Перейти обратно: а б с Турок, Матия; Турок, Иван; Димкароски, Лювен; Блэквелл, Бонни AB; Хорусицкий, Фрэнсис Золтан; Отте, Марсель; Бастиани, Джулиано; Корат, Лидия (2018). «Мустьерский музыкальный инструмент из пещеры Дивье Бабе I (Словения): аргументы в пользу материальных доказательств музыкального поведения неандертальцев». Антропология . 122 (4): 679–706. дои : 10.1016/j.anthro.2018.10.001 . S2CID 133682741 .
- ^ Перейти обратно: а б Турок, Матия; Турок, Иван; Отте, Марсель (2020). «Неандертальский музыкальный инструмент из пещеры Дивье Бабе I (Словения): критический обзор дискуссии» . Прикладные науки . 10 (4): 1226. дои : 10.3390/app10041226 .
- ^ Бродар, Митя (26 сентября 2008 г.). « Дивье Бабе «Флейта» не неандерталец» (на словенском языке). Архивировано из оригинала 28 июля 2011 года.
- ^ Холдерманн, Клаус-Стефан; Серанджели, Хорди (1999). «Неандертальская флейта» Дивье-Бабе: революция в истории музыки?». Musica Instrumentalis: Журнал органологии . 2 :147–57.
- ^ Перейти обратно: а б Чейз, Филип Г.; Ноуэлл, апрель (2002 г.). «Является ли кость пещерного медведя из Дивье-Бебе, Словения, неандертальской флейтой?». [Является ли кость пещерного медведя из Дивье Бабе, Словения, неандертальской флейтой?]. В Хикмане, Эллен; Килмер, Энн Драфкорн; Эйхман, Рикардо (ред.). Исследования по музыкальной археологии III, Часть I. Археология звука: происхождение и организация. Материалы 2-го симпозиума Международной исследовательской группы по музыкальной археологии в монастыре Михельштейн, 17-23 сентября 2000 г. Раден: Лейдорф. стр. 69–81. ISBN 978-3-89646-640-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с Дидрих, Каюс Г. (2015). «Неандертальские костяные флейты: просто продукты ледникового периода, когда пятнистые гиены добывали мусор на пещерных медвежатах в европейских пещерных медвежьих берлогах» . Королевское общество открытой науки . 2 (4): 140022. Цифровой код : 2015RSOS....240022D . дои : 10.1098/rsos.140022 . ПМЦ 4448875 . ПМИД 26064624 . Проверено 12 июля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Д'Эррико, Франческо (2003). «Археологические свидетельства возникновения языка, символизма и музыки — альтернативная междисциплинарная точка зрения» (PDF) . Журнал мировой предыстории . 17 :1–70. дои : 10.1023/A:1023980201043 . S2CID 14442075 . Архивировано из оригинала (PDF) 24 сентября 2015 г. Проверено 27 мая 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Турк, Иван, Миран Пфлаум и Дин Пекарович. 2005. «Результаты компьютерной томографии самой старой предполагаемой флейты из Дивье Бабе I (Словения): вклад в теорию образования отверстий в костях» (английский и словенский). Археологический журнал: Actaarchaeologica — Любляна: Словенская академия наук и искусств, раздел археологии 56:9-36. (Версия 2005 года содержит фотографии и анализ томографических срезов)
- ^ Перейти обратно: а б Турок, Иван; Блэквелл, Бонни AB; Терк, Янез; Пфлаум, Миран (2006). «Результаты компьютерного томографического анализа древнейшей флейты, обнаруженной в Дивье-бабе I (Словения), и ее хронологическое положение в контексте палеоклиматических и палеоэкологических изменений во время последнего ледникового периода». Антропология . 110 (3): 293–317. дои : 10.1016/j.anthro.2006.06.002 .
- ^ Перейти обратно: а б с Туниз, К.; Бернардини, Ф.; Терк, И.; Димкароски, Л.; Манчини, Л.; Дреосси, Д. (2012). «Играли ли неандертальцы музыкой? Рентгеновская компьютерная микротомография «флейты» Дивье Бабе ». Археометрия . 54 (3): 581–590. дои : 10.1111/j.1475-4754.2011.00630.x .
- ^ Перейти обратно: а б с Димкароски, Л. 2014, Музыкальное исследование флейты. От подозреваемого до современного музыкального инструмента. В: Тюрк И. (ред.), Дивье бабе И. Стоянка палеолита верхнего плейстоцена в Словении. Часть 2: Археология. Opera Instituti Archaeologici Словени 29, Любляна, 215–222.
- ^ Перейти обратно: а б Отте, Марсель (2000). «О предлагаемой костяной флейте из Словении». Современная антропология . 41 (2): 271–272. дои : 10.1086/300129 .
- ^ Тюрк И., Кавур Б. 1997, Обзор и описание палеолитических инструментов и очагов . В: Тюрк И. (ред.), Мустьерская «костяная флейта» и другие находки из пещеры Дивье Бабе I, Словения. Opera Instituti Archaeologici Словени 2, Любляна, 119–149.
- ^ Терк И., Диржек Дж., Терк М. 2014, Презентация каминов и очагов с упором на деятельность у очага в центральной части пещеры. В: Тюрк И. (ред.), Дивье бабе И. Стоянка палеолита верхнего плейстоцена в Словении. Часть 2: Археология. Opera Instituti Archaeologici Словени 29, Любляна, 269–319.
- ^ Тошкан, Б. 2007, Остатки крупных млекопитающих из Дивье-бабе I: Стратиграфия, таксономия и биометрия . В: Тюрк И. (ред.), Дивье бабе И. Стоянка палеолита верхнего плейстоцена в Словении. Часть 1: Геология и палеонтология . Opera Instituti Archaeologici Словени 13, Любляна,221–278.
- ^ Нельсон, DE 1997, Радиоуглеродное датирование костей и древесного угля из пещеры Дивье-бабей-I . В: Тюрк И. (редактор), мустьерская «костяная флейта» и другие находки из пещеры Дивье Бабе I, Словения . Opera Instituti Archaeologici Словени 2, Любляна, 51–64.
- ^ Блэквелл, БАБ, Ю, ESK, Скиннер, А.Р., Терк, И., Бликштейн, JIB, Терк, Дж., Инь, VSW, Лау, Б. 2007, ESR-Dating в Divje baby I, Словения . В: Тёрк И. (ред.), Дивье бабе I: Палеолитическая стоянка верхнего плейстоцена в Словении, Часть 1: Геология и палеонтология. Opera Instituti Archaeologici Словени 13, Любляна, 123–157.
- ^ Блэквелл, БАБ, Ю, ЭСК, Скиннер, А.Р., Терк, И., Бликштейн, ДЖИБ, Скаберн, Д., Терк, Дж., Лау, Б. 2009, Датирование и палеоэкологическая интерпретация археологических отложений позднего плейстоцена в Дивье. Детка I, Словения. В: Кальбет М. и Шмидт К. (ред.), Средиземноморье от 50 000 до 25 000 лет назад: поворотные моменты и новые направления . Оксфорд, 179–210.
- ^ Морли, И., 2013, Предыстория музыки. Оксфорд.
- ^ Турк И., Диржек Дж., Терк М. 2014, Флейта (музыкальный инструмент) через 19 лет после ее открытия. Критика тафономической интерпретации находки. В: Тюрк И. (ред.), Дивье бабе И. Стоянка палеолита верхнего плейстоцена в Словении. Часть 2: Археология. Opera Instituti Archaeologici Словени 29, Любляна, 235–268.
- ^ Турк И., Турк М., Тошкан Б. 2016, Могла ли пещерная гиена сделать музыкальный инструмент? Ответ Каюсу Г. Дидриху. Журнал археологии 67, 401–407.
- ^ Перейти обратно: а б с Терк И., Диржек Дж., Бастиани Г., Пфлаум М., Лауко Т., Цимерман Ф., Косел Ф., Грум Дж., Чевк П. 2001, Новый анализ «флейта» из Дивье бабе I (Словения). Археологический журнал 52, 25–79.
- ^ Тюрк, М. 2014. Типология каменных артефактов. В: Тюрк И. (ред.), Дивье бабе И. Палеолитическая стоянка верхнего плейстоцена в Словении. Часть 2: Археология. Opera Instituti Archaeologici Словени 29, Любляна, 153–170.
- ^ Тюрк М., Кошир А. 2017, Мустьерские костные артефакты? Дело Дивье Бабе I, Словения. Четвертичный Интернационал 450, 103–115.
- ^ Бастиани, Г., Дирец, Дж., Турк, И. 2000, Попытка определить назначение каменных артефактов с стоянки Дивье бабе I (Словения): Предположения об использовании и ношении некоторых инструментов Мустерье. / Попытка установить назначение каменных изделий со стоянки Дивье бабе I (Словения). Гипотезы об использовании и износе некоторых мустьерских орудий (Резюме) . Археологический журнал 51, 13–69.
- ^ Перейти обратно: а б с Куней Д., Тюрк И. 2000, «Новые взгляды на зарождение музыки: археологический и музыковедческий анализ среднепалеолитической кости «Флейта»». В: Валлин, Н.Л., Меркер, Б., Браун, С. (ред.), Происхождение музыки . Кембридж, Массачусетс, Лондон, 235–268.
- ^ Бастиани, Г., Терк, И. 1997, Результаты экспериментального изготовления костяной флейты с помощью каменных орудий. В: Тюрк И. (ред.), Мустьерская «костяная флейта» и другие находки из пещеры Дивье Бабе I в Словении. Opera Instituti Archaeologici Словени 2, Любляна, 176–178.
- ^ Хорусицкий, FZ 2003, Палеолитические флейты: Divje Babe I, Istállóskő , Lokve и т. д. Точка зрения экспертов и протестующих (Критика археологической оценки экземпляра № 652 из Дивье Бабе I и аргументы в защиту образцов Pb 51/20 и Pb 606 из МНМ Будапешта). Археолошский вестник 54, 45–66.
- ^ Турк И., Бастиани Г., Блэквелл, БАБ, Хорусицкий, ФЗ 2003, Предполагаемая мустьерская флейта из Дивье бабе I (Словения): Псевдоартефакт или настоящая флейта, или кто сделал отверстия? Археолошский вестник 54, 67–72.
- ^ Перейти обратно: а б Эдгар, Блейк (1998). «Могли ли неандертальцы исполнять мелодию?» . Калифорнийская дикая природа . 51 (3 [Лето]). Калифорнийская академия наук. Архивировано из оригинала (требуется подписка) 12 марта 2007 г. Проверено 2 января 2007 г.
- ^ «Ранняя музыка» . Наука . 276 (5310): 203–205. 1997. doi : 10.1126/science.276.5310.203g . S2CID 220083771 . Архивировано из оригинала 1 октября 2007 года . Проверено 7 марта 2007 г.
- ^ Финк, Боб (2003). «Кто сделал неандертальскую флейту? Люди или хищники? Краткое изложение свидетельств Турка» . Архивировано из оригинала 15 марта 2019 года . Проверено 1 марта 2003 г.
- ^ Куней, Д. 1997, Акустические данные на основе реконструкции предполагаемой костяной флейты. В: Тюрк И. (ред.), Мустьерская «костяная флейта» и другие находки из пещеры Дивье Бабе I, Словения. Opera Instituti Archaeologici Словени 2, Любляна, 185–197.
- ^ Омерзель-Терлеп, М. 1996, Костяные флейты. Начало истории инструментальной музыки в Словении, Европе и мире. Этнолог 6 (LVII), 292–294.
- ^ Омерзель-Терлеп, М. 1997, Типология костяных свистков, трубок и флейт, а также предполагаемых палеолитических духовых инструментов в Словении. В: Тюрк И. (ред.), Мустьерская «костяная флейта» и другие находки из пещеры Дивье Бабе I, Словения. Opera Instituti археологических словенских 2, Любляна, 199–218.
- ^ «Доступ 9. 1. 2017 Финк, Б. 1997, Неандертальская флейта. 4 ноты древнейшего музыкального инструмента соответствуют 4 нотам гаммы до, ре, ми. Музыковедческий анализ» . Архивировано из оригинала 27 января 2007 г. Проверено 23 января 2006 г.
- ^ Атема, Дж. 2004, Старые костяные флейты. Пан, Журнал Британского флейтового общества 23, 18–23.
- ^ Хорусицкий, FZ 2014, Анализ акустики флейты с проксимальным суфле. В: Тюрк И. (ред.), Дивье бабе И. Стоянка палеолита верхнего плейстоцена в Словении. Часть 2: Археология. Opera Instituti Archaeologici Словени 29, Любляна, 223–233.
- ^ Димкароски, Л. 2011, Неандертальский музыкальный инструмент. К дискуссии о мустьерской костяной флейте из Дивье бабе I, Словения, с технической и музыковедческой точки зрения. Сообщения Берлинского общества антропологии, этнологии и предыстории 32, 45–54.
- ^ Турок, Матия; Димкароски, Любен (2011). «Неандертальская флейта из Дивье-бабе I: старые и новые находки» [Неандертальская флейта из Дивье-бабе I: старые и новые находки] (PDF) . И Тошкан, Борут (ред.). Фрагменты среды ледникового периода. Труды к юбилею жизни Ивана Тюрка [ Фрагменты обстановки ледникового периода. Слушания в честь юбилея Ивана Тюрка . Любляна: Издательство ZRC, ZRC SAZU. стр. 251–65. ISBN 978-961-254-257-3 . Архивировано (PDF) из оригинала 28 мая 2015 г.
- ^ Симфонический оркестр RTV Словении с Боштяном Гомбачем на Тидлдибабе, исполняющий концерт "Баба" современного композитора Жиги Станича.
