Jump to content

Трансперсональная психология

Трансперсональная психология , или духовная психология , — это область психологии, которая стремится интегрировать духовные и трансцендентные аспекты человеческого опыта в рамках современной психологии . [ 1 ]

Происхождение

[ редактировать ]

В 1968 году Абрахам Маслоу был среди людей, которые описали трансперсональную психологию как «четвертую силу» в психологии. Раннее использование термина «трансперсональный» также можно приписать Станиславу Грофу и Энтони Сутичу . В это время, в 1967–68 годах, Маслоу вел тесный диалог с Грофом и Сутичем относительно названия и направления нового месторождения. Первоначально названная «Гуманистической психологией», Гроф и Сутич исследовали свои основы, а позже включили в них духовность, поскольку их первоначальные концепции не были удовлетворены. [ 2 ] По словам Пауэрса, термин «трансперсональный» начинает появляться в академических журналах с 1970 года. Гуманистическую и трансперсональную психологию часто связывают с Движением за человеческий потенциал , движением 1960-х годов, которое исследовало различные методы лечения и философии в таких учреждениях, как Эсален в Биг-Суре , Калифорния. Трансперсональная психология находилась под сильным влиянием западного мира и не рассматривалась как « точная наука ». [ 2 ]

Период становления

[ редактировать ]

Постепенно, в течение 1960-х годов, термин «трансперсональный» стал ассоциироваться с отдельной школой психологии в рамках движения гуманистической психологии. [ 3 ] Эта отрасль психологии возникла в то время, когда в большинстве школ преподавали фрейдистскую психологию . [ 2 ] В 1969 году Маслоу, Гроф и Сутич были среди инициаторов публикации первого номера журнала трансперсональной психологии . [ 4 ] [ 3 ] [ 5 ] Ассоциация трансперсональной психологии была основана в 1972 году. [ 6 ] Международная ассоциация трансперсональной психологии в 1973 году, [ 5 ] и Институт трансперсональной психологии в 1975 году. [ 6 ] Институт был основан Робертом Фрэгером и Джеймсом Фадиманом. [ нужна ссылка ] в ответ на академический климат, который, по их мнению, был враждебен таким идеям. [ нужна ссылка ] Вскоре другие учреждения начали предлагать учебные программы по трансперсональной психологии, в том числе аспирантура Сэйбрука , Калифорнийский институт азиатских исследований (ныне Калифорнийский институт интегральных исследований ), Университет Джона Кеннеди и Наропа . [ 7 ] Среди других сторонников трансперсональной психологии были Рам Дасс ; Элмер и Элис Грин, которые были связаны с Фондом Меннингера ; [ 5 ] и Кен Уилбер . [ 5 ] [ 8 ] [ 9 ]

Ранним занятием тех, кто интересовался трансперсональной психологией, была медитация и измененные состояния сознания, в том числе вызванные психоделическими наркотиками . [ 10 ] [ 11 ] Критикуемым действиям, подобным этим, потворствуют, чтобы достичь баланса и открытости в уме. [ 12 ]

В начале 1980-х годов группа членов 32-го отдела АПА (гуманистическая психология) выступила за создание трансперсональной психологии как отдельного подразделения в рамках Американской психологической ассоциации. В 1984 году в Совет АПА была подана петиция, но она была отклонена. Новая инициатива была выдвинута в 1985 году, но ей не удалось получить большинство голосов в совете. В 1986 году петиция была подана в третий и последний раз, но была отозвана исполнительным советом 32-го дивизиона. [ 13 ] [ 6 ] Позже группа интересов была преобразована в Группу интересов трансперсональной психологии (TPIG), которая продолжала продвигать трансперсональные проблемы в сотрудничестве с Отделом 32. [ 6 ] Кен Уилбер и Майкл Уошберн представили основные трансперсональные модели развития этого периода: Уилбер в 1977 году и Уошберн в 1988 году. [ 14 ] Кен Уилбер с тех пор дистанцировался от ярлыка «трансперсональный», отдавая предпочтение ярлыку «интегральный» с середины 1990-х годов. В 1998 году основал Интегральный институт . [ 15 ]

Более поздние события

[ редактировать ]

Сторонники трансперсональной психологии стояли за предложением включить в руководство DSM Американской психиатрической ассоциации новую диагностическую категорию под названием «Психорелигиозные или психодуховные проблемы», которая была одобрена Рабочей группой по DSM-IV в 1993 году после внесения изменений. это название религиозной или духовной проблемы . [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 3 ] [ 10 ] [ чрезмерное цитирование ] Одновременно с этим наблюдался рост членства в Ассоциации трансперсональной психологии , которая в начале девяностых годов стабилизировалась на уровне примерно 3000 членов. [ 3 ] В 1996 году Британское психологическое общество учредило секцию трансперсональной психологии. [ 20 ] [ 21 ]

В 2007 году Журнал трансперсональной психологии и Международный журнал трансперсональных исследований были приняты для индексации в PsycINFO , базе данных журналов Американской психологической ассоциации. В том же году Рузек отметил, что «Американская психологическая ассоциация (APA) и большинство академических институтов еще не признали трансперсональную психологию одобренной областью исследований; трансперсональная психология редко упоминается в основных академических журналах или учебниках; и относительно мало американских академиков идентифицируют себя как практикующие трансперсональную психологию. Более того, трансперсональная психология почти не упоминается, если вообще упоминается, в исторических или вводных учебниках по психологии». [ 22 ] Из этого рассуждения можно сделать вывод, что трансперсональная психология считается ненаучной из-за ее философской природы. В научной сфере отсутствует достоверность, поскольку нет конкретных доказательств, нет материальных данных, которые могли бы позволить провести повторные тесты. [ 23 ]

В 2012 году Институт трансперсональной психологии объявил, что меняет свое название на Софийский университет с расширенной программой обучения, посвященной информатике и бизнесу. [ нужна ссылка ]

[ редактировать ]

Другие трансперсональные дисциплины, такие как трансперсональная антропология и трансперсональные бизнес-исследования , отнесены к трансперсональным дисциплинам . Другие области исследований, связанные с трансперсональной психологией, включают исследования клинической смерти и парапсихологию .

Несколько комментаторов [ 3 ] [ 24 ] [ 25 ] предположили, что существует разница между трансперсональной психологией и более широкой категорией трансперсональных теорий, иногда называемых трансперсональными исследованиями. По мнению Фридмана [ 25 ] в эту категорию можно было бы включить несколько подходов к трансперсональному, лежащих вне рамок науки. Однако, по мнению Феррера [ 26 ] область трансперсональной психологии «находится в более широком контексте трансперсональных исследований».

Трансперсональная психология также может быть связана с верованиями Нью Эйдж и поп-психологией. [ 24 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 5 ] Однако ведущие авторы в этой области, в том числе Совацкий, [ 29 ] Роуэн, [ 30 ] и Хартелиус [ 31 ] подвергли критике природу философии и дискурса «Нью Эйдж». Роуэн [ 30 ] даже утверждает, что «Трансперсональное — это не Нью-Эйдж». [ 32 ] Другие комментаторы, такие как Уэйд, [ 33 ] отмечает, что эта область остается частью Нью Эйдж, несмотря на то, что трансперсональные психологи, возможно, не хотят такой ассоциации. Сходства проистекают из общих убеждений в самореализации, в то время как психология Нью-Эйдж отличается в целях практик. Психология Нью-Эйдж фокусируется на обретении сознания, выходящего за рамки естественного осознания, тогда как трансперсональная психология фокусируется на понимании индивидуального опыта и того, чему можно научиться из него. [ 34 ]

Хотя некоторые считают, что различие между трансперсональной психологией и психологией религии стирается (например, «Оксфордский справочник по психологии и духовности»), в целом между ними все еще считается четкое различие. [ 35 ] Большая часть внимания психологии религии связана с вопросами, которые не могут считаться «трансцендентными» в рамках трансперсональной психологии, поэтому эти две дисциплины имеют совершенно разные фокусы. [ 36 ] Трансперсональная психология в большей степени ориентирована на духовность, поскольку в ней отсутствует иерархия и она стремится к альтруистическому подходу. [ 37 ] [ 38 ]

Организации, публикации и места

[ редактировать ]

Хотя взгляды на трансперсональную психологию распространились на ряд заинтересованных групп в США и Европе, ее истоки находились в Калифорнии, и эта область всегда была тесно связана с учреждениями на западном побережье США. [ 13 ] И Ассоциация трансперсональной психологии , и предшественник Софийского университета были основаны в штате Калифорния, и ряд ведущих теоретиков в этой области родом из этого региона США. [ 13 ] Европейский аналог американского учреждения, Европейская ассоциация трансперсональной психологии (ETPA), был основан намного позже. [ 39 ]

Ведущие публикации включают « Журнал трансперсональной психологии» и « Международный журнал трансперсональных исследований» . Меньшие публикации включают Transpersonal Psychology Review , журнал секции трансперсональной психологии Британского психологического общества .

Некоторые учреждения теперь предлагают степени, относящиеся к трансперсональной психологии, большинство из которых являются магистерскими программами; Софийский университет, Университет Меридиан и CIIS — вот несколько примеров.

Прием, признание и критика

[ редактировать ]

Рецепция трансперсональной психологии в окружающей культуре отражает широкий спектр взглядов и мнений, включая острый скептицизм. Эрнест Хилгард , [ 40 ] представлявшие современную психологию начала 1980-х годов, рассматривали трансперсональную психологию как маргинальное движение , привлекавшее наиболее крайних последователей гуманистической психологии. Однако он заметил, что такие движения могут обогатить темы, которые изучают психологи, хотя большинство психологов предпочитают не присоединяться к движению. Адамс [ 8 ] также считал трансперсональную психологию маргинальной дисциплиной. Он также отметил ее статус спорной области исследований.

Юджин Тейлор , [ 5 ] представляющий область гуманистической психологии, представил сбалансированный обзор трансперсональной психологии в начале девяностых годов. С отрицательной стороны он упомянул тенденцию трансперсональной психологии к тому, чтобы быть «философски наивной, плохо финансируемой, временами почти антиинтеллектуальной и часто переоцененной в плане ее влияния». Положительным моментом он отметил «комплексный подход к пониманию феноменологии научного метода»; «центральное значение качественных исследований»; и «важность междисциплинарного общения». В заключение он предположил, что достоинства трансперсональной психологии могут, в конце концов, «перевесить ее недостатки». В более поздней статье Тейлор [ 41 ] рассматривал трансперсональную психологию как дальновидную американскую народную психологию, имеющую мало исторического отношения к американской академической психологии, за исключением ее связи с гуманистической психологией и категориями трансцендентности и сознания.

Хотя трансперсональная психология получила некоторое незначительное признание со стороны окружающей культуры, [ 3 ] он сталкивается с изрядной долей скептицизма и критики со стороны того же окружения. Фримен [ 11 ] упоминает, что ранняя область трансперсональной психологии осознавала возможность того, что она будет отвергнута научным сообществом. Ее метод внутреннего эмпиризма, «основанный на дисциплинированном самоанализе», в последующие годы стал объектом скептицизма со стороны посторонних. Некоторые комментаторы упомянули спорные аспекты трансперсональной психологии. Зденек [ 42 ] отметил, что эта область считалась «спорной с момента ее создания». Другие комментаторы, такие как Фридман, [ 24 ] и Адамс, [ 8 ] также отметим спорный статус этой области. Адамс [ 43 ] также отметил, что эта область боролась за «признание законной области исследований» в академических кругах. Этот аспект был также отмечен Парсонсом. [ 44 ] который заметил, что «наивный многопонимание, неправильное прочтение религиозных текстов, недостаток методологической сложности, слабая эпистемология и, как утверждают некоторые, пропаганда нарциссического эгоцентризма» трансперсональной психологии не были хорошо приняты большинством ученых. Комментируя состояние поля в середине девяностых, Чинен [ 3 ] отметил, что до этого профессиональные издания не решались публиковать статьи, посвященные трансперсональным темам.

В 1998 году газета San Francisco Chronicle сообщила о программе холистических исследований в Университете Джона Ф. Кеннеди в Оринде, которая включала отделение трансперсональной психологии. В то время программа считалась уникальной, но и противоречивой. Комментаторы выразили скептицизм в отношении программы. [ 45 ] Еще один спорный аспект касается темы психоделических веществ. Комментируя противоречивый статус психоделических и энтеогенных веществ в современной культуре, авторы Элмер, Макдональд и Фридман [ 39 ] Отметим, что эти препараты использовались для терапевтического эффекта в трансперсональном движении, но, добавляют авторы, это не самая «распространенная форма трансперсонального вмешательства» в современной терапии. Однако Браво и Гроб [ 46 ] отметим, что «место психоделиков в духовной практике остается спорным».

Руз, [ 47 ] которые брали интервью у основоположников трансперсональной психологии, а также у историков американской психологии, обнаружили, что область трансперсональной психологии оказала мало влияния на более широкую область психологии в Америке. Среди факторов, которые способствовали этой ситуации, было «сопротивление основной психологии духовным и философским идеям» и тенденция трансперсональных психологов изолировать себя от более широкого контекста.

Одна из первых критических замечаний в адрес трансперсональной психологии была высказана психологом-гуманистом Ролло Мэем , который «оспаривал концептуальные основы трансперсональной психологии». [ 6 ] Мэй также раскритиковал эту область за пренебрежение личным измерением психики, возвысив стремление к трансцендентальному. [ 13 ] и за пренебрежение «темной стороной человеческой натуры». [ 7 ] [ 48 ]

По мнению Лукоффа и Лу [ 7 ] Американская психологическая ассоциация выразила некоторую обеспокоенность по поводу «ненаучного» характера трансперсональной психологии во время подачи петиции в АПА (см. выше). Роуэн [ 49 ] отмечает, что Ассоциация имела серьезные сомнения по поводу открытия отдела трансперсональной психологии. Ходатайства о предоставлении статуса дивизиона не смогли набрать большинства голосов в совете АПА, и дивизия так и не была создана. [ 6 ] Комментаторы также отмечают, что связь трансперсональной психологии с идеями религии была одной из причин, помешавших ей стать отдельным подразделением АПА на момент подачи петиции в 1984 году. [ 6 ]

Трансперсональную психологию критиковали за отсутствие концептуальной, доказательной и научной строгости. В обзоре критики в этой области Каннингем пишет: «Философы критиковали трансперсональную психологию, потому что ее метафизика наивна, а эпистемология неразвита. Множественность определений и отсутствие операционализации многих ее концепций привели к концептуальной путанице в отношении природы сама трансперсональная психология (т.е. эта концепция по-разному используется разными теоретиками и означает разные вещи для разных людей). Биологи критиковали трансперсональную психологию за недостаточное внимание к биологическим основам поведения и опыта. Физики критиковали трансперсональную психологию за ненадлежащее использование физики. концепции как объяснение сознания». [ 50 ]

Альберт Эллис , когнитивный психолог и гуманист, поставил под сомнение результаты трансперсональной психотерапии. В 1989 году он сотрудничал с Рэймондом Йегером для выпуска книги « Почему некоторые методы лечения не работают: Опасности трансперсональной психологии» , где авторы сравнивали результаты трансперсональной психологии с эффектами рационально-эмоциональной терапии , отмечая опасность трансперсонального подхода. . [ 51 ] Эллис также поставил под сомнение научный статус трансперсональной психологии и ее связь с религией, мистицизмом и авторитарными системами убеждений. [ 52 ] [ 53 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Уолш, Р.; Воган, Ф. (1993). «О трансперсональных определениях». Журнал трансперсональной психологии . 25 (2): 125–182.
  2. ^ Jump up to: а б с Гроф, Станислав (1 января 2008 г.). «Краткая история трансперсональной психологии» . Международный журнал трансперсональной психологии . 27 (1): 10 – через Digital Commons.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г Чинен, Аллан Б. (1996). «Появление трансперсональной психиатрии». В Скоттоне Брюс В.; Чинен, Аллан Б.; Баттиста, Джон Р. (ред.). Учебник трансперсональной психиатрии и психологии . Нью-Йорк: Основные книги.
  4. ^ Джуди, Дуайт. «Трансперсональная психология: взросление». РеВижн . Зима 94, Том. 16 Выпуск 3, стр.99. 2п.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Тейлор, Юджин. Трансперсональная психология: ее несколько достоинств. Гуманистический психолог , Vol. 20, № 2 и 3, стр. 285–300, 1992.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г Анстоос, К.; Серлин, И.; Грининг, Т. (2000). «История 32-го отдела (гуманистической психологии) Американской психологической ассоциации». В Дьюсбери, Д. (ред.). Объединение через разделение: истории подразделений Американской психологической ассоциации . Том. В. Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
  7. ^ Jump up to: а б с Лукофф, Дэвид; Лу, Фрэнсис. Трансперсонально-интегративный подход к духовно-ориентированной психотерапии . В Сперри, Лен (Эд); Шафранске, Эдвард П. (Ред), (2005). Духовно-ориентированная психотерапия., (с. 177-205). Вашингтон, округ Колумбия, США: Американская психологическая ассоциация, ix, 368 стр.
  8. ^ Jump up to: а б с Адамс, Джордж (2002) Теистический взгляд на трансперсональную психологию Кена Уилбера, Журнал современной религии , 17:2, 165-179, DOI:10.1080/13537900220125163
  9. ^ Миллер, Джон Дж. «Рецензия на книгу: Учебник трансперсональной психиатрии и психологии». Психиатрическая служба 1 апреля 1998 г.
  10. ^ Jump up to: а б Фадиман, Джеймс; Джуди, Дуайт; Лукофф, Дэвид и Соватский, Стюарт. Размышления к 50-летию (некоторых) бывших президентов Ассоциации трансперсональной психологии. Журнал трансперсональной психологии , 2018, Том. 50, № 1
  11. ^ Jump up to: а б Фриман, Энтони. Даниил пришёл на суд? Деннетт и пересмотр трансперсональной теории. Журнал исследований сознания , 13, № 3, 2006 г., стр. 95–109.
  12. ^ Каннингем, Пол Ф. (2007). «Вызовы, перспективы и перспективы трансперсональной психологии» . Международный журнал трансперсональных исследований . 26 (1): 16 – через Digital Commons.
  13. ^ Jump up to: а б с д Хартелиус, Гленн; Каплан, Мариана; Рардин, Мэри Энн. «Трансперсональная психология: определение прошлого, предсказание будущего». Гуманистический психолог , 35 (2), 1–26, 2007 г.
  14. ^ Смит, Элизабет Д. Решение проблемы психодуховной смерти как реальности: трансперсональный подход. Социальная работа . Май95, Том. 40 Выпуск 3, стр. 402-413.
  15. ^ «История» . Интегральный институт . Проверено 16 июня 2022 г.
  16. ^ Лукофф Д., Лу Ф., Тернер Р. На пути к более культурно чувствительному DSM-IV. Психорелигиозные и психодуховные проблемы. Журнал нервных и психических заболеваний , 1992;180(11):673–682.
  17. ^ Стейнфелс, П. «Руководство психиатров меняет позицию по религиозным и духовным проблемам». Нью-Йорк Таймс, 10 февраля 1994 г.
  18. ^ Тернер, Роберт П.; Лукофф, Дэвид; Барнхаус, Рут Тиффани и Лу Фрэнсис Г. «Религиозная или духовная проблема. Культурно-чувствительная диагностическая категория в DSM-IV». Журнал нервных и психических заболеваний , июль;183(7):435-44, 1995 г.
  19. ^ Лукофф Д., Лу Ф.Г., Тернер Р. Культурные соображения при оценке и лечении религиозных и духовных проблем. Психиатрические клиники Северной Америки , сентябрь 1995 г.; 18 (3): 467-85.
  20. ^ Фонтана, Дэвид; Слэк, Ингрид и Трейси, Мартин, ред. (2005) Трансперсональная психология: значение и развитие . Обзор трансперсональной психологии (специальный выпуск). Лестер: Британское психологическое общество
  21. ^ Дэниелс, Майкл и МакНатт, Брендан. «Под вопросом роль трансперсональной психологии». Обзор трансперсональной психологии , Vol. 1, № 4, 4-9. (1997) [Препринтная версия]
  22. ^ Рузек, Николь. Трансперсональная психология в контексте: взгляды ее основателей и историков американской психологии. Журнал трансперсональной психологии , 2007, Vol. 39, № 2
  23. ^ Каннингем, Пол Ф. (1 января 2007 г.). «Вызовы, перспективы и перспективы трансперсональной психологии» . Международный журнал трансперсональных исследований . 26 (1): 16 – через Digital Commons.
  24. ^ Jump up to: а б с Фридман, Харрис (2000) На пути к развитию трансперсональной психологии как научной области. Доклад, представленный на конференции Old Saybrook 2, 11–14 мая 2000 г., Государственный университет Западной Джорджии.
  25. ^ Jump up to: а б Фридман, Харрис. Трансперсональная психология как научная область. Международный журнал трансперсональных исследований , 2002, Vol. 21, 175–187.
  26. ^ Каплан, Хартелиус и Рардин. Современные взгляды на трансперсональную психологию. Журнал трансперсональной психологии , 2003, Vol. 35, № 2.
  27. ^ Сатклифф, Стивен (2003). Формирование категории и история «Нью Эйдж». Культура и религия: междисциплинарный журнал , 4:1, 5-29.
  28. ^ Кейси уходит из Берлингтонского колледжа. Журнал Vermont Business Magazine 29.14 (1 декабря 2001 г.): 27.
  29. ^ Совацкий, Стюарт (1998) Слова души: время, духовность Востока/Запада и психотерапевтическое повествование . Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка (серия SUNY по трансперсональной и гуманистической психологии)
  30. ^ Jump up to: а б Роуэн, Джон (2005). Трансперсональное: духовность в психотерапии и консультировании . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  978-1-58391-987-3 .
  31. ^ Хартелиус, Гленн (2017). «Круговое рассуждение — это не уроборос: отказ от перенниализма как психологической теории» . Международный журнал трансперсональных исследований . 36 (2): 121–135. дои : 10.24972/ijts.2017.36.2.121 .
  32. ^ Эванс, Джоан. "Трансперсональное - Психотерапия и консультирование" (Рецензия на книгу). Международный журнал психотерапии 2.2 (ноябрь 1997 г.): 237–240.
  33. ^ Уэйд, Дженни. Преодоление «трансперсонального»: время присоединиться к миру. Журнал трансперсональной психологии , 2019, Том. 51, № 1
  34. ^ Мелтон, Дж. Гордон (10 ноября 2000 г.). «Осознание Нового времени» . Британника . Проверено 26 июля 2024 г.
  35. ^ Хартелиус Г., Фридман Х.Л. и Паппас Дж. (2013). Призвание к духовной психологии: должна ли трансперсональная психология преобразоваться? Справочник Уайли-Блэквелла по трансперсональной психологии . Молден, Массачусетс: John Wiley & Sons. два : 10.1002/9781118591277.ch3
  36. ^ Миллер, ЖЖ, изд. (2012) [2012]. «Модели духовного развития». Оксфордский справочник по психологии и духовности (1-е изд.). Издательство Оксфордского университета. п. 216. ИСБН  978-0-19-972992-0 .
  37. ^ Каспроу, Марк К.; Скоттон, Брюс В. (1 января 1999 г.). «Обзор трансперсональной теории и ее применения в практике психотерапии» . Журнал психотерапевтической практики и исследований . 8 (1): 11 – через Национальную медицинскую библиотеку.
  38. ^ Каспроу, Марк К.; Скоттон, Брюс В. (1 января 1999 г.). «Обзор трансперсональной теории и ее применения в практике психотерапии» (PDF) . Журнал психотерапевтической практики и исследований . 8 (1): 11 – через Национальную медицинскую библиотеку.
  39. ^ Jump up to: а б Элмер, Лори Д., Макдональд, Дуглас А. и Фридман, Харрис Л. «Трансперсональная психология, физическое и психическое здоровье: теория, исследования и практика». Гуманистический психолог , 31:2-3, 159-181, 2003 г.
  40. ^ Хилгард, Эрнест Р. Сознание в современной психологии. Ежегодный обзор психологии 1980, 31:1-26.
  41. ^ Тейлор, Юджин (весна 1999 г.). «Интеллектуальный ренессанс гуманистической психологии». Журнал гуманистической психологии . 39 (2): 7–25. дои : 10.1177/0022167899392002 .
  42. ^ Зденек, Мэрили. «Трансформации сознания» (Рецензия на книгу). Лос-Анджелес Таймс, 14 сентября 1986 г.
  43. ^ Адамс, Джордж. «Рецензии на книгу: пересмотр трансперсональной теории: совместное видение человеческой духовности». Журнал современной религии , Vol. 18, № 3, 2003 г., стр. 403–435.
  44. ^ Парсонс, Уильям Б. Рецензии на книги: Пересмотр трансперсональной теории. Совместное видение человеческой духовности (книга). Журнал религии , 00224189, октябрь 2003 г., том 83, выпуск 4.
  45. ^ МакМанис, Сэм. Университет с видением. Программа целостного обучения Джона Кеннеди привлекает преданных студентов и резких критиков. San Francisco Chronicle , пятница, 9 октября 1998 г.
  46. ^ Браво, Гэри и Гроб, Чарльз. Психоделики и трансперсональная психиатрия. В Скоттоне, Брюс В., Чинен, Аллан Б. и Баттиста, Джон Р., ред. (1996) Учебник трансперсональной психиатрии и психологии. Нью-Йорк: основные книги
  47. ^ Рузек, Николь Эмити. Историческая связь трансперсональной психологии с основной американской психологией. Цитируется в Дисс. Абстр. Межд. Б 65/04 (2004): 2081. Изд-во УМИ. нет. 3129589.2
  48. ^ Абзуг, Роберт Х (2021) Психика и душа в Америке: Духовная одиссея Ролло Мэя. Издательство Оксфордского университета. Опубликовано в Oxford Scholarship Online: декабрь 2020 г.
  49. ^ Роуэн, Джон. «Справочник Уайли-Блэквелла по трансперсональной психологии» (рецензия на книгу). Журнал ACPNL , выпуск 75, март 2014 г. Ассоциация консультантов и психотерапевтов Северного Лондона.
  50. ^ Каннингем, Пол Ф. (2011). Букварь по трансперсональной психологии . Нашуа, Нью-Хэмпшир 03060-5086: Колледж Ривьер. п. 53. {{cite book}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
  51. ^ Эллис, Альберт; Йегер, Раймонд Дж. (1989) Почему некоторые методы лечения не работают: опасности трансперсональной психологии. Амхерст, Нью-Йорк, США: Книги Прометея.
  52. ^ Эллис, Альберт. «Фанатизм, который может привести к ядерной катастрофе : вклад научного консультирования и психотерапии». Журнал консультирования и развития , ноябрь 1986 г., Vol. 65, стр. 146-151.
  53. ^ Эллис, Альберт. «Опасности трансперсональной психологии: ответ Кену Уилберу». Журнал консультирования и развития , февраль 89 г., Vol. 67 Выпуск 6, с336, 2с;

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 27ae47e2d77d39fb69edbadcae6f5781__1722850920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/27/81/27ae47e2d77d39fb69edbadcae6f5781.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Transpersonal psychology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)