Йован Владимир
Йован Владимир Йован Владимир | |
---|---|
Принц Дукля | |
![]() Сербская православная икона князя Йована Владимира, причисленного к лику святых вскоре после его смерти. | |
Царствование | в. 10:00 – 22 мая 1016 г. |
Предшественник | Петрислав |
Преемник | Драгимир (дядя) |
Рожденный | в. 990 |
Умер | 22 мая 1016 г. Преспа , Первое Болгарское царство. |
Похороны | Преспа |
Супруг | Теодора Косара |
Отец | Петрислав |
Jovan Vladimir or John Vladimir ( Serbian Cyrillic : Јован Владимир ; [ а ] в. 990 — 22 мая 1016) — правитель Дукли , самого могущественного сербского княжества того времени. [ 1 ] примерно с 1000 по 1016 год. Правил во время затяжной войны между Византийской империей и Болгарской империей . Владимира признавали благочестивым, справедливым и миролюбивым правителем. Он признан мучеником и святым , день его памяти отмечается 22 мая . [ б ]
Йован Владимир имел тесные связи с Византией, но это не спасло Дуклю от экспансионистского царя Болгарии Самуила , который завоевал княжество около 1010 года и взял Владимира в плен. Средневековая хроника утверждает, что дочь Самуила, Феодора Косара , влюбилась во Владимира и выпросила у отца его руки. Царь разрешил брак и вернул Дуклю Владимиру, который правил как его вассал . Владимир не принимал участия в военных действиях тестя. Кульминацией войны стало поражение царя Самуила от византийцев в 1014 году и его смерть вскоре после этого. В 1016 году Владимир пал жертвой заговора Ивана Владислава , последнего правителя Первого Болгарского царства . Он был обезглавлен перед церковью в Преспе , столице империи, и похоронен там. Вскоре его признали мучеником и святым . Его вдова Косара перезахоронила его в Пречистской Краинской церкви, недалеко от его двора на юго-востоке Дукли. В 1381 году его останки сохранились в церкви святого Иоанна Владимира близ Эльбасана , а с 1995 года хранятся в православном соборе Тираны , Албания. Останки святого считаются христианскими реликвиями и привлекают многих верующих, особенно в день его праздника, когда мощи переносят в церковь близ Эльбасана на торжество.
Крест, который держал Владимир, когда его обезглавили, также считается реликвией. Традиционно крест находится под опекой семьи Андрович из деревни Вели Микуличи на юго-востоке Черногории . Крест показывается верующим только в праздник Пятидесятницы , когда его в процессии несут на вершину горы Румия . Йован Владимир считается первым сербским святым и покровителем города Бар в Черногории. Его самая ранняя, утерянная агиография , вероятно, была написана где-то между 1075 и 1089 годами; сокращенный вариант, написанный на латыни, сохранился в « Хронике священника Дукля» . Его жития на греческом и церковнославянском языках были впервые святитель изображается в классическом виде опубликованы соответственно в 1690 и 1802 годах. На иконах в виде монарха в короне и царственной одежде, с крестом в правой руке и собственной головой в левой руке. . Легенда гласит, что он принес отрубленную голову к месту захоронения.
Жизнь
[ редактировать ]
Дукля была раннесредневековым сербским княжеством, границы которого по большей части совпадали с границами современной Черногории . [ 2 ] Государство значительно усилилось после распада раннесредневекового Княжества Сербия , последовавшего за смертью его правителя, князя Часлава , около 943 года. Хотя размеры Сербии Часлава неясны, предполагается, что оно включало по крайней мере часть Боснии . Впоследствии Сербия попала под политическое господство Дукли вместе с соседними сербскими княжествами Травуния и Захлумия (на территории современной Герцеговины и Южной Далмации ). [ 3 ] [ 4 ] Византийцы часто называли Дуклю Сербией. [ 5 ]
Около 1000 года Владимир, еще мальчиком, сменил своего отца Петрислава на посту правителя Дукли. [ 6 ] Петрислав считается самым ранним правителем Дукли, существование которого может быть подтверждено первоисточниками , которые также указывают на то, что он находился в тесных отношениях с Византией. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
Княжество состояло из двух провинций: Зенты на юге и Подгории на севере. Местная традиция гласит, что двор Владимира располагался на холме Кралич, в деревне Коштаница недалеко от Скадарского озера , в Краине на юго-востоке Черногории. [ 10 ] [ 11 ] Рядом с Краличем находятся руины Пречистой Краинской церкви (посвященной Богородице ), существовавшей уже во времена Владимира. [ 12 ] По словам Даниэле Фарлати , церковного историка XVIII века, в Краине когда-то располагался двор и резиденция сербских правителей. [ 13 ]
О правлении Владимира рассказывается в главе 36 Летописи попа Дукля , завершенной между 1299 и 1301 годами; [ 14 ] Главы 34 и 35 посвящены его отцу и дядям. Эти три главы летописи, скорее всего, основаны на утраченном жизнеописании Владимира, написанном в Дукле где-то между 1075 и 1089 годами. [ 7 ] [ 15 ] И летопись, и византийский историк XI века Иоанн Скилиц описывали Владимира как мудрого, благочестивого, справедливого и миролюбивого правителя. [ 16 ] [ 17 ]
Царствование Владимира совпало с затяжной войной между византийским императором Василием II (годы правления 976–1025) и правителем Первого Болгарского царства царем Самуилом (годы правления 980–1014). Василий II мог искать поддержки у других балканских правителей в своей борьбе против Самуила, и с этой целью он активизировал дипломатические контакты с Дуклей. Сербская дипломатическая миссия, скорее всего, отправленная из Дукли, прибыла в византийскую столицу Константинополь в 992 году и была зафиксирована в уставе Великой Лавры , написанном в 993 году. [ 18 ]
В 1004 или 1005 году Василий отвоевал у Самуила город Диррахий , [ 19 ] крупный оплот на Адриатическом побережье, [ 20 ] к югу от Дукли. С 1005 года Василий также контролировал прибрежные земли к северу и югу от этого города. [ 21 ] части византийской темы Диррахия . [ 22 ] Таким образом, Византия установила территориальный контакт с Дуклей князя Владимира, которая, в свою очередь, была связана с византийской фемой Далмации , состоящей из адриатических городов к северо-западу от Дукли. , Венецианская республика союзница Византии, в 1000 году вторглась в Далмацию военным путем, чтобы защитить города от нападений хорватов и нарентийцев . Венецианское правление над Далмацией от имени Василия было подтверждено императором в 1004 или 1005 году. Хорватским королем был коронован Святослав Суроня , венецианский союзник. Таким образом, Венеция, далматинские города, Хорватия и владимирская Дукля объединились в компактный провизантийский блок, связанный с Византией через Диррахий. [ 19 ]
Однако тесные связи с Византией не помогли князю Владимиру. Самуил напал на Дуклю в 1009 или 1010 году в рамках своей кампании, направленной на распад того провизантийского блока, который мог ему угрожать. [ 19 ] Владимир отступил со своим войском и многими из своих людей в свою крепость на холме Облик, недалеко от юго-восточной оконечности Скадарского озера. [ 6 ] Согласно летописи священника Дукля, он совершил там чудо: холм кишел ядовитыми змеями, но когда он вознес молитву Господу, их укусы стали безвредными. [ 16 ]
Часть армии Самуила осадила холм, а остальная часть атаковала близлежащий прибрежный город Улцинь , входивший в систему укреплений Темы Диррахий. В конце концов Владимир сдался, и летопись объяснила это его желанием избавить свой народ от голода и меча. Его отправили в тюрьму в столице Самуила Преспе , расположенной в западной Македонии . [ 6 ] Не сумев завоевать Улцинь, который получал по морю людей и припасы из далматинских городов, царь направил свои войска в сторону Далмации. Там он сжег города Котор и Дубровник и опустошил регион на северо-западе до Задара . Затем он вернулся в Болгарию через Боснию и Рашку (т.е. Сербию). [ 19 ] Следствием этой кампании стала болгарская оккупация Дукли, Травунии, Захлумии, Боснии и Рашки (т.е. Сербии). [ 6 ] Венецианская, а косвенно и византийская власть в Далмации была ослаблена. Самуилу удалось развалить провизантийский блок. [ 19 ]
Летопись сообщает, что, пока Владимир томился в Преспской темнице, молясь день и ночь, ему явился Ангел Господень и предсказал, что он вскоре будет освобожден, но умрет мученической смертью. Его судьба в плену описана в романтической истории с участием его и Феодоры Косары , дочери царя Самуила. Вот описание того, как они встретились, в летописи: [ 23 ]
Случилось так, что дочь Самуила, Коссара, была одушевлена и вдохновлена блаженной душой. Она подошла к отцу и попросила, чтобы она спустилась со своими служанками и вымыла голову и ноги закованным в цепи пленникам. Ее отец исполнил ее желание, и она спустилась и совершила свое доброе дело. Заметив Владимира среди пленников, она поразила его красивый вид, его смирение, кротость и скромность, а также то, что он был полон мудрости и познания Господа. Она остановилась поговорить с ним, и его речь показалась ей слаще меда и сот.
Затем Косара попросила у отца руки Владимира, и царь удовлетворил ее просьбу. Он восстановил своего нового зятя на троне Дукли. [ 23 ] [ 24 ] На самом деле брак, вероятно, был результатом политической оценки Самуила: возможно, он решил, что Владимир будет более лояльным вассалом, если он будет женат на его дочери. [ 3 ] Решив таким образом вопрос о Дукле, Самуил мог сосредоточить больше войск в Македонии и Фессалии , главном месте его конфликта с Византией. Летопись утверждает, что царь подарил Владимиру и всю территорию Диррахия. Князю фактически могла быть отдана северная часть этой территории, частично находившаяся под властью Самуила. Краткая заметка Иоанна Скилица о Владимире может указывать на то, что князь также получил некоторую территорию в Рашке (т. е. Сербии). [ 6 ] [ 17 ] Его дядя по отцовской линии Драгимир , правитель Травунии и Захлумии, отступивший перед армией Самуила, получил обратно свои земли в управление, также как вассал царя. [ 3 ] [ 23 ]
После этого, как записано в летописи, «Владимир жил с женой своей Коссарой во всей святости и целомудрии, поклоняясь Богу и служа Ему день и ночь, и управлял вверенными ему людьми богобоязненно и справедливо». [ 25 ] Нет никаких указаний на то, что Владимир принимал какое-либо участие в военных действиях своего тестя. [ 3 ] Война завершилась катастрофическим поражением Самуила от византийцев в 1014 году, а 6 октября того же года царь умер от сердечного приступа. [ 18 ] [ 26 ] Ему наследовал его сын Гаврила Радомир , правление которого было недолгим: его двоюродный брат Иван Владислав убил его в 1015 году и правил вместо него. [ 18 ] Владислав отправил к Владимиру гонцов с требованием явиться ко двору в Преспе, но Косара посоветовала ему не ехать и вместо этого отправилась туда сама. Владислав принял ее с почетом и призвал Владимира приехать, послав ему золотой крест в знак охранной грамоты. Летопись передает ответ князя: [ 25 ]
Мы верим, что умерший за нас Господь наш Иисус Христос был подвешен не на золотом кресте, а на деревянном. Посему, если и вера твоя, и слова твои истинны, пошли мне крест деревянный в руки верующих людей, то по вере и убеждению Господа Иисуса Христа я буду иметь веру в животворящий крест и святую древесина. Я приеду.
Два епископа и отшельник пришли к Владимиру, дали ему деревянный крест и подтвердили, что царь дал на нем залог веры. Владимир поцеловал крест и прижал его к груди, собрал несколько последователей и отправился в Преспу. По прибытии 22 мая 1016 года он зашел в церковь помолиться. Когда он выходил из церкви, его сбили солдаты Владислава и обезглавили. [ 6 ] [ 27 ] По словам Скилица, Владимир поверил обещанию Владислава, данному ему болгарским архиепископом Давидом. Затем он позволил себе попасть в руки Владислава и был казнен. [ 6 ] [ 17 ] Мотивация убийства неясна. После поражения Самуила в 1014 году болгары проигрывали битву за битвой, и Владислав, вероятно, подозревал или был проинформирован, что Владимир планировал восстановить союз Дукли с Византией. [ 6 ] [ 26 ] Этот союз будет особенно тревожным для царя Владислава из-за близости Дукли к Диррахию, который был целью военных усилий царя. [ 6 ]
В начале 1018 года Владислав возглавил безуспешную атаку на Диррахий, за стенами которого и нашел свою смерть. [ 26 ] Летопись утверждает, что Владимир предстал перед Владиславом, когда тот обедал в своем лагере под Диррахием, и убил его, пока он звал на помощь. [ 28 ] В том же году византийская армия под предводительством победоносного Василия положила конец Первой Болгарской империи. [ 18 ] Поскольку у Владимира и Косары не было детей, его преемником стал его дядя Драгимир, правитель Травунии и Захлумии. В сопровождении солдат он отправился в Дуклю, чтобы утвердиться в качестве ее правителя, вероятно, в первой половине 1018 года. Когда он пришел в Котор, жители города устроили засаду и убили его после приглашения на банкет, и его солдаты вернулись в Травунию. . [ 29 ] [ 30 ] Дукля больше не упоминалась в источниках до 1030-х годов. Некоторые ученые полагают, что он находился под прямым византийским правлением около 1018 года, в то время как другие полагают, что он оставался византийским вассальным государством под властью неизвестного местного правителя. [ 2 ]
Святость
[ редактировать ]Йован Владимир | |
---|---|
![]() Греческая икона святого Иоанна Владимира (Иоаннис ὁ Владимирос по-гречески) | |
Чудотворец, великомученик, мироточительница | |
Почитается в | Восточная Православная Церковь |
Главный храм | |
Праздник | 22 мая [ б ] |
Атрибуты | Крест, его собственная отрубленная голова, корона и царственная одежда. |
Покровительство | Бар, Черногория |
Йован Владимир был похоронен в Преспе, в той же церкви, перед которой он был замучен. [ 24 ] его Мощи вскоре прославились как чудесно исцеляющие, привлекая к его гробнице множество людей. Вскоре после смерти он был признан мучеником и святым, память которого была отмечена 22 мая, в день его памяти . [ 27 ] [ 31 ] [ 32 ] В то время святых признавали без какого-либо формального обряда канонизации . [ 33 ] Владимир был первым правителем сербского государства, возведенным в сан святых. [ 6 ] Правители династии Неманичей , правившие сербским государством, столица которого позднее находилась в Старом Расе , почти все были канонизированы, начиная с Немани , святого основателя династии. [ 15 ]
Через несколько лет после его захоронения Косара перевез останки в Дуклю. Она похоронила его в Пречистской Краинской церкви, недалеко от его двора, в районе Скадарской Краины . Мощи привлекли в церковь множество верующих, которая стала центром паломничества . Косара больше не женился; по ее просьбе ее похоронили в Пречисте Краинской , у ног мужа. [ 24 ] [ 34 ] Примерно в 1215 году, когда Краина находилась под властью великого сербского князя Стефана Неманича перевезены в Диррахий войсками Михаила I , деспота Эпира , мощи предположительно были вывезены из этой церкви и . В то время деспот Михаил ненадолго захватил у Сербии город Скадар , который находился всего в 20 км (12 милях) к востоку от церкви. Йован Владимир упоминается как покровитель Диррахия в греческом литургическом тексте. [ 24 ] [ 35 ]
В 1368 году Диррахий был отнят у анжуйцев Карлом Топией , албанским сеньором. [ 36 ] В 1381 г. он перестроил в византийском стиле разрушенную во время землетрясения церковь в узкой долине ручья Куша, притока реки Шкумбин , — близ места города Эльбасана в Центральной Албании (построенного в 15 в.). Церковь была посвящена святому Иоанну Владимиру, как гласит надпись на греческом, латыни и сербском языках, которую Топия разместила над южным входом. Мощи святого хранились в реликварии — деревянном гробу, который был заключен в раке высотой 3 м (9,8 фута) на территории церкви. [ 37 ]
Сербский ученый Стоян Новакович предположил, что Владимир был похоронен недалеко от Эльбасана сразу после его смерти. Новакович предположил, что землетрясение, разрушившее старую церковь, произошло во время правления Топии, и что Топия восстановил реликвии в перестроенной церкви. Если бы Владимир был ранее похоронен в Дукле, рассуждал Новакович, он не отсутствовал бы, как это было в сербских источниках, написанных во время правления династии Неманичей, которая правила Дуклей (позже названной Зетой) с 1186 по 1371 год. Новакович этого не сделал. Рассмотрим идею о том, что мощи могли быть перенесены из Дукли в Диррахий примерно в 1215 году. [ 37 ] Он прокомментировал летописное сообщение о том, что Косара перевез тело Владимира «в место, известное как Краина, где находился его двор»: [ 27 ] Если до пленения его двор, возможно, находился в районе Краины, то после женитьбы на Косаре он мог находиться недалеко от Эльбасана, на территории Диррахия, полученной им от царя Самуила. Похоронен он был возле последнего двора, замененного в летописи первым. [ 37 ]
Вокруг церкви близ Эльбасана вырос православный монастырь, ставший центром почитания святого Иоанна Владимира, который ограничивался территорией вокруг монастыря. Во второй половине 15 века территория современной Албании была включена в состав Османской империи , в которой ислам был привилегированной религией. После поражения в Венской битве в 1683 году османы перешли к обороне в Европе. житие святого и служба ему на греческом языке. В обстановке возрождения христианства в Османской империи в 1690 году в монастыре были написаны [ 38 ] Он находился под юрисдикцией Охридского архиепископства , которое стало заметной духовной и художественной силой во время правления архиепископа Иоасафа с 1719 по 1745 год. В этот период почитание святого Иоанна Владимира пропагандировалось в южной Албании и западной Македонии, как а также за пределами архиепископства, в Болгарии и среди сербов в Венгерском королевстве . [ 39 ]
Во второй половине XVIII века монастырь стал кафедрой недавно основанного архиепископства Диррахия. [ 35 ] В последнее время монастырь пришел в упадок, а в 1960-х годах он был закрыт коммунистическими властями Албании; [ 40 ] в 1967 году ракушка с мощами святого была перенесена в церковь Святой Марии в Эльбасане. [ 41 ] Полуразрушенный монастырь был возвращен Церкви в 1990-е годы. Реставрация церкви и других построек завершилась в 2005 году. [ 40 ] [ 42 ] Примерно с 1995 года мощи хранятся в православном соборе Тираны , столицы Албании, и возвращаются в монастырь только на праздник святителя. [ 40 ] [ 43 ]
Ежегодно в праздник святителя Иоанна Владимира в монастырь приезжает множество верующих. [ 44 ] широко известный среди албанцев как Шингджон . Утром реликварий ставят в центре церкви под навес, а затем открывают. После совершения утренней литургии священники-певцы трижды обносят ковчег вокруг церкви, за ними следуют молящиеся с зажженными свечами. Затем реликварий ставят перед церковью, чтобы верующие его целовали. Священники дают им кусочки ваты, хранившиеся в реликварии со времени предыдущего праздника. Существует множество историй о людях, как христианах, так и мусульманах, которые исцелялись после молитвы перед мощами святого. [ 45 ]
Накануне праздника святителя Иоанна Владимира в храмах, посвященных святителю, совершается всенощное бдение , как и в других православных храмах накануне праздников своих святых покровителей. [ 46 ] Литургическое празднование Владимирского праздника начинается вечером 21 мая. [ б ] потому что в Православной Церкви богослужебный день отсчитывается от одного вечера к другому. Несмотря на название службы, всенощное бдение обычно не совершается в течение всей ночи и может продолжаться всего два часа. [ 47 ] В церкви Святого Йована Владимира недалеко от Эльбасана он длится с 21:00 до 3:00 ночи. [ 48 ] Гимны либо Йовану Владимиру, либо другому святому, память которого приходится на 22 мая , поются в этот литургический день в определенные моменты во время служб во всех православных храмах. [ 49 ]
Святой Йован Владимир — покровитель современного города Бар на юге Черногории. [ 50 ] [ 51 ] построен на своем нынешнем месте в 1976 году примерно в 4 км (2,5 мили) от места старого города Бар, который был разрушен во время войны и заброшен в 1878 году. [ 52 ] Крестный ход в честь святого проходит в день его памяти по улицам города с церковными хоругвями и иконами. Шествие обычно возглавляет сербский православный митрополит Черногорский и Приморский . [ 51 ] Бронзовая скульптура короля Йована Владимира высотой 4 м (13 футов) была установлена на центральной площади Бара в 2001 году; это работа скульптора Ненада Шошкича. [ 53 ] Хотя Владимир был всего лишь князем, в «Летописи священника Дукли» он упоминается как «царь». [ 16 ] На юго-востоке Черногории его называют Святым королем, и поэтому холм, который считается местом его двора, называется Кралич ( «краль » означает «король»). [ 10 ]
Крест Владимира
[ редактировать ]
Крест, который по традиции считается тем, который Йован Владимир получил от Ивана Владислава и держал в руках, когда он был замучен, является очень ценной реликвией. Он находится под опекой семьи Андровичей из деревни Вели Микуличи недалеко от Бара и, по словам Андровичей, существует уже много столетий. Крест изготовлен из тиса, покрытого серебром, к его нижнему плечу прикреплен латунный шарик, в который при переноске креста вставляется палка. Крест имеет высоту 45 см (18 дюймов), ширину 38 см (15 дюймов) и толщину 2,5 см (1,0 дюйма). [ 54 ] [ 55 ]
По мнению российских учёных Ивана Ястребова и Павла Ровинского , крест изначально хранился в Пречистой Краинской церкви, в которой Косара похоронил Владимира. [ 56 ] [ 57 ] Пик исламизации Краины пришелся на конец XVIII века. [ 56 ] Церковь снесли, правда, когда и кем, неизвестно, но крест сохранили жители региона. [ 57 ] Они верили, что оно способно защитить от зла и обеспечить богатый урожай, и считали его священным, хотя и приняли ислам. [ 54 ] у них забрал соседний клан Мркоевичи . Позже крест Когда они тоже приняли ислам, они доверили крест семье Андровичей — своим православным соседям. [ 56 ] [ 57 ] Мркоевичи считали более целесообразным хранить крест в христианском доме, а не в мусульманском. [ 57 ]
Крест, за которым следует религиозная процессия, ежегодно в праздник Пятидесятницы несут от Велии Микуличи до вершины горы Румия . Крестному ходу предшествует полуночная литургия в деревенской церкви Святого Николая. После литургии начинается восхождение по крутой тропе на вершину Румия высотой 1593 м (5226 футов). Крест, который несет член семьи Андрович, возглавляет процессию, за ним следуют православный священник и другие участники. В шествии традиционно приняли участие католики и мусульмане региона. Тщательно наблюдают, чтобы никто не предшествовал кресту; сделать это считается плохим предзнаменованием. Восходящие преданные поют: [ 54 ]
Я несу кресты, |
Я несу крест, |

В прошлом знаменосец клана Мркоевичи, мусульманин, шел рядом с крестом с флагом в левой руке и ножом в правой руке, готовый использовать его, если кто-нибудь попытается взять крест. Клан особенно опасался, что участники из Краины могут попытаться вернуть священный предмет. В конце XIX века количество мусульман в процессии сократилось, поскольку их религиозные и политические лидеры не одобряли их участие в нем. [ 58 ] После Второй мировой войны социалистическое правительство Югославии не поощряло публичные религиозные праздники, и шествие не проводилось в период с 1959 по 1984 год. [ 54 ]
Традиция гласит, что церковь, посвященная Святой Троице, стояла на вершине, пока ее не сравняли с землей османы; по другой версии, церковь рухнула после того, как внутри согрешили мальчик и девочка. До 2005 года существовал обычай поднимать камень на определенном расстоянии от вершины и нести его к предполагаемому месту церкви, полагая, что, когда будет собрано достаточное количество камней, церковь отстроится заново. [ 54 ] Новая церковь, посвященная Святой Троице, была освящена на этом месте Сербской Православной Церковью 31 июля 2005 года. [ 59 ]
Процессия достигает вершины перед рассветом, а с восходом солнца начинается утренняя литургия. После вознесения молитв процессия возвращается в Велии Микуличи, снова следуя за крестом. Раньше участники собирались на равнине в 300 м (980 футов) от вершины. [ 54 ] где они проводили часов пять-шесть в веселом празднике и спорте, вместе обедали. [ 58 ] На обратном пути некоторые люди собирают так называемую траву Румии ( Onosma visianii ), корень которой известен своими лечебными свойствами. Шествие заканчивается у церкви Святого Николая, а народные гуляния в Велии Микуличи продолжаются до поздней ночи. До следующего праздника Пятидесятницы крест хранится в секретном месте. Раньше о нем знали только два старейших члена мужского пола семьи Андровичей, [ 54 ] и примерно с 2000 года Андровичи назначили комитет по хранению креста. [ 55 ]
Агиография и иконография
[ редактировать ]Древнейшее сохранившееся житие святителя Иоанна Владимира содержится в 36-й главе Летописи священника Дукли. Эта летопись, написанная на латыни, была завершена между 1299 и 1301 годами в городе Баре, входившем тогда в состав Сербского королевства . Ее автором был Руджер, католический архиепископ Бара , вероятно, чешского происхождения. [ 14 ] Он написал главу 36 как краткое изложение древней агиографии Владимира, написанной в Дукле, скорее всего, где-то между 1075 и 1089 годами. Это период, когда правители Дукли из династии Воиславлевичей пытались получить королевские знаки отличия от Папы и возвысить Епископство Бар в архиепископство. Они представляли князя Владимира святым основателем своей династии; [ 15 ] они были, согласно летописи, потомками его дяди Драгимира. [ 30 ] Воиславлевичи преуспели в этих начинаниях, хотя католическая церковь не признала Владимира святым. [ 15 ] Несмотря на свой агиографический характер, глава 36 содержит много достоверных исторических данных. [ 6 ] Главы 34 и 35, посвященные отцу и дядям Владимира, вероятно, основаны на прологе жития XI века. [ 7 ] Главы 1–33 летописи основаны на устных преданиях и ее авторских построениях и в большинстве своем отвергаются историками. [ 6 ] [ 7 ]
Агиография в летописи является источником «Поэмы о царе Владимире», составленной в XVIII веке монахом - францисканцем из Далмации Андрия Качич Миошич . Стихотворение является частью истории южных славян Миошича в прозе и стихах, написанной на сербско-хорватском языке Далмации. Эта книга была впервые напечатана в Венеции в 1756 году и вскоре была прочитана за пределами Далмации, включая Сербию и Болгарию (тогда находившуюся под властью Османской империи, как и большая часть Балкан ). «Поэма о царе Владимире» составлена в манере, восходящей к стилю южнославянского устного эпоса. В нем описывается пленение Владимира в Болгарии, любовь между ним и Косарой, благословение их брака царем Самуилом и их свадьба. Завершается он тем, что молодожены отправляются во двор Владимира, который Миошич помещает в герцеговинский город Требинье . [ 60 ] [ 61 ]

Греческая аколоутия святого Иоанна Владимира, содержащая его житие, молитвы к нему и гимны, которые должны были петься на церковных службах в его праздник, была напечатана в Венеции в 1690 году. Книга переиздавалась с небольшими изменениями в 1774 и 1858 годах. написано по устному преданию наместником православного архиепископа Охридского Космы , проживавшего в монастыре святого Йована Владимира, близ Эльбасана. Экземпляры книги были розданы другим православным церквям и частным лицам. Аколоутия была также издана в 1741 году в Москополе , арумынском центре на юго-востоке Албании, как часть сборника, посвящённого популярным в этом регионе святым. [ 38 ] Более краткое житие святого, основанное на его житии, содержащемся в этой аколоутии, вошло в состав Синаксария, составленного Никодимом Агиоритом , напечатанного в Венеции (1819 г.) и Афинах (1868 г.). [ 37 ] [ 62 ] Текст Космы лег в основу церковнославянских аколоуфий о святом, вышедших в Венеции (1802 г.) и Белграде (1861 г.). Последний был напечатан как часть третьего издания « Србляка» — сборника аколоуфий о сербских святых, изданного Сербской Православной Церковью. [ 38 ] Житие святителя на английском языке, в переводе с церковнославянского, появилось в книге « Жития сербских святых» , изданной в Лондоне в 1921 году Англиканским обществом распространения христианских знаний . [ 63 ]
В сочинении Космы святой был назван «Иован из Владимира»; его отцом был Неманья (исторически великий князь Сербии с 1166 по 1196 год), а дедом — Симеон (болгарский царь с 893 по 927 год). Он женился на дочери Самуила, царя Болгарии и Охрида . Он сменил своего отца на посту императора Албании, Иллирии и Далмации. После того, как византийский император Василий победил царя Самуила, император Йован победил Василия. Он также боролся с богомилами и еретиками- мессалианами . С ранней юности Йован Владимир жаждал Царствия Божия. Женившись, он молился день и ночь и воздерживался от полового акта со своей женой. Она была еретичкой, как и ее брат, которого она подстрекала убить Йована. Когда два зятья ехали вместе в сопровождении воинов, еретик внезапно ударил Йована мечом у горного перевала под названием Дервен, но не смог его разрезать. Только когда Йован дал ему свой меч, убийца смог отрубить ему голову. Йован поймал его в воздухе и поехал к церкви, которую он построил недалеко от Эльбасана. Там он опустил голову, сказав: «Господь Иисус Христос, в Твои руки я отдаю свой дух», и умер; это был 899 год нашей эры. Он был похоронен в церкви, которая затем стала ареной многих чудес. [ 38 ] Благотворная сила святого описана в житии: [ 64 ]
в одном месте он существует, и во всем мире он призван. там, на Небесах, он является Христу и Богу, и он вовсе не отсутствует среди тех, кто находится внутри. там он послы, а здесь он торжествует. там это работает, и там творит чудеса. Реликвии спят, а он проповедует. язык молчит, и чудеса вопиют. Он видел так много? Или что ты слышал? в могиле кости смыкались, и во всем мире те считались огромными. |
|
Согласно житию Владимира на церковнославянском языке, он сменил отца своего Петрислава на посту правителя сербских земель; он правил из города Альбы. Он был схвачен и заключен в тюрьму болгарским правителем Самуилом. Женившись на дочери Самуила Косаре, он вернулся в свою страну. Император Василий, одолев Болгарию, напал на сербские земли, но Владимир отбил его. Василий посоветовал новому болгарскому правителю Владиславу хитростью убить Владимира. Владислав пригласил Владимира к себе в гости, как бы для обсуждения нужд своего народа. Когда вместо него к нему пришла Косара, Владислав принял ее с видимой добротой; поэтому пришел и Владимир. Владислав смог отрубить ему голову только после того, как Владимир подарил ему собственный меч. Святой тогда отнес свою отрубленную голову в церковь, которую он построил близ Альбы, и умер там; это был 1015 год нашей эры. Он был похоронен в церкви. Во время осады Владиславом Диррахия Владимир предстал перед своим убийцей, когда тот обедал, и убил его, пока он звал на помощь. Мощи святого тогда хлынули мирра , исцеляющая различные болезни. [ 63 ] [ 65 ] Кондак , содержащийся среди других песнопений в церковнославянской аколоутии, изданной в составе «Србляка» , восхваляет святителя: [ 66 ]
Ꙗ́кѡ сокровище многоцветное и источник земных токов и очищения и дай нам святое тело Твое, дарующее нам исцеление и благодать Божества, приходящего в зиму, ѥмѹ́։ Любимая книга Владимира. |
|
В болгарской богослужебной книге, написанной в 1211 году, Владимир был включен в список царей Первого Болгарского царства: « Борису ... Самуилу, Гавриле Радомиру, Владимиру и Владиславу, древним болгарским царям, унаследовавшим и земное, и небесные империи, Вечная Память ». [ 67 ] Согласно самому раннему труду болгарской историографии, составленному в 1762 году Паисием Хилендарским , [ 68 ] Владимир, также известный как Владислав, был болгарским царем и святым. Его отцом был Арон , брат царя Самуила. Жена и ее брат убили его за чистую жизнь и православную веру. Паисий объединил Ивана Владислава и Йована Владимира в одного персонажа, которому приписывают происхождение Владислава и святость Владимира. [ 69 ]
Важным образцом для иконографии святого Иоанна Владимира является гравюра из греческой аколоутии издания 1690 года. Это работа венецианского гравера Изабеллы Пиччини. [ 39 ] Она изобразила святого с усами и короткой бородой, в плаще и короне, украшенной лилиями , держащим в правой руке крест, а в левой — отрубленную голову. [ 38 ] Переносная икона в монастыре Святой Екатерины на Синайском полуострове , датированная около 1700 года, изображает святого верхом на коне. [ 39 ]
Икона святых Марины и Иоанна Владимира, датированная 1711 годом, является частью иконостаса монастыря Святого Наума близ Охрида в западной Македонии. Расположение иконы в иконостасе указывает на то, что Владимир был важной фигурой местного почитания. [ 39 ] Его часто изображали в компании святых Климента и Наума в македонских храмах. [ 34 ] Ряд художников XVIII века из центральной и южной Албании рисовали святого в церквях региона, особенно в районе Москополе. [ 70 ] Переносная икона святителя была создана в 1739 году в монастыре Арденица на юго-западе Албании. Он изображен сидящим на троне в окружении двенадцати панелей со сценами его жизни и чудес. [ 39 ] Святой Иован Владимир изображен на фресках трех монастырей Афона : Хиландара , Зографа и Филофея ; и три болгарских монастыря: Рила , Троян и Лозен. [ 34 ]
Христофор Жефарович , художник из Македонии, расписал фрески в перестроенной церкви сербского монастыря Боджани , в районе Бачка (тогда часть Венгерского королевства) в 1737 году. Там он изобразил Йована Владимира в ряд из шести сербских святые, носящие корону и скипетр , одетые в длинные туники , лорос (разновидность палантина ) и хламида . В том же ряду стоит еще один сербский святой из современной Черногории, Стефан Штильянович . [ 71 ] Фрески Жефаровича в Боджани считаются самой ранней работой, демонстрирующей барокко черты в сербском искусстве . [ 72 ] Жефарович создал в 1742 году в Вене медную доску со сценами жизни и чудес святого. Его печатные издания были распространены во многих православных домах на Балканах. Тот же автор включил его в число правителей и святых, которых он иллюстрировал в своей «Стемматографии» .
греческой На литографии аколутии издания 1858 года изображен святой в короне с двойным венком из лилий, поставивший правую ногу на меч. В правой руке он держит крест, скипетр и оливковую ветвь, а в левой — его коронованную отрубленную голову. Он носит горностаевый плащ и мантию с цветочным орнаментом, украшенную большими драгоценными камнями в окружении жемчуга. Греческий текст под иллюстрацией называет святого Иованом Владимиром, благочестивым императором всея Албании и Болгарии, благодатным чудотворцем и великомучеником , истинным мироточителем. [ 38 ] [ 73 ] В своем житии, включенном в Синаксарий Никодима Святителя, святой упоминается как император сербов. [ 34 ]
Легенды
[ редактировать ]Несколько легенд об Йоване Владимире записано в Западной Македонии. Говорят, что после обезглавливания он принес свою голову в монастырь святого Иоанна Бигорского . На холме над деревней Песочани в муниципалитете Дебарка находится местность под названием Владимирово, где можно увидеть руины. Местные жители утверждают, что именно здесь Владимир родился и позже привез свою отрубленную голову. [ 37 ] Считается, что церковь Святого Афанасия возле Песочани, ныне разрушенная, была построена Владимиром. Ежегодно накануне его праздника сюда собирались жители региона. Они зажгли свечи на остатках стен церкви и помолились святителю. [ 74 ] Предание гласит, что в монастыре святого Наума была колокольня, названная в честь святого, в фундаменте которой была помещена часть его мощей. [ 75 ]
На западной окраине Македонии, которая сейчас является частью Албании, Йован Владимир помнился как святой правитель, зарезанный своим тестем, императором, который поверил клеветническим обвинениям в том, что он был бабником. Разгневанный император в сопровождении солдат нашел Владимира на горном перевале Кафе Танэ (также известном как Дервен), на дороге между македонским городом Струга и Эльбасаном. Он ударил зятя мечом, но не смог его разрезать. Только когда Владимир дал ему свой меч, император смог отсечь ему голову. Владимир взял отрубленную голову и пошел к месту своей будущей церкви. Там стоял дуб, под который он упал после того, как дерево склонилось перед ним. Святитель был похоронен в построенной впоследствии на этом месте и посвященной ему церкви. [ 75 ]
По преданию, зафиксированному в греческой агиографии, церковь возле Эльбасана построил Йован Владимир. Местоположение его, в глубине густого леса, было выбрано Богом, и орел со сияющим крестом на голове показал его Владимиру. После того как святитель был обезглавлен, его голову принесли в церковь и похоронили внутри. Однажды группа франков украла ларец с его чудотворными мощами. Гроб оказался чрезвычайно тяжелым, сломав спины лошакам, на которых его везли франки. В конце концов его поместили в реку Шкумбин, чтобы отвезти в море, но река разлилась, и гроб, излучая свет, полетел обратно вверх по течению, к церкви. Местные жители достали его из воды и праздничным крестным ходом вернули в церковь. [ 38 ]
В летний день группа воров украла лошадей, принадлежавших монастырю Святого Иоанна Владимира. Когда они подошли к реке Куше, чтобы переправить лошадей, она показалась им огромной рекой. Они в страхе отошли от него, но когда оглянулись издалека, ручей показался маленьким. Когда они вновь приблизились к нему, Куша снова стала огромной и непроходимой. После нескольких таких попыток переправиться через ручей воры поняли, что это чудо святителя, поэтому отпустили монастырских лошадей и в ужасе убежали. [ 45 ]
В XIX веке возможную легенду о князе Владимире записал Бранислав Нушич в городе Корча на юго-востоке Албании. Говорят, что руины на вершине холма над Корчей являются остатками двора латинского (католического) короля, чье королевство соседствовало с государством православного императора. Король попросил руки дочери императора, которая согласилась стать женой короля только в том случае, если он построит православную церковь. Король так и сделал, и она вышла за него замуж, но в первую брачную ночь убила его. Затем она стала монахиней, а тело короля куда-то увезли — его похоронили не рядом со своим двором. [ 37 ] Македонские славяне, населявшие остров Святого Ахиллия на Малом озере Преспа в Греции, рассказывали об императоре по имени Мирче. Он жил на их острове, где из ревности был убит своим двоюродным братом, а его тело было перевезено через Охрид в Албанию. [ 37 ]
Примечания
[ редактировать ]Сноски
- ^ Имя на греческом языке: Ἰωάννης ὁ Βλαδίμηρος (Иоаннис или Владимирос); по-болгарски: Иоанн Владимир (Yoan Владимир) или Иван Владимир (Иван Владимир); по-албански: Гьон Владимир или Джоан Владимир.
- ^ Jump up to: а б с Некоторые православные церкви используют юлианский календарь, а не григорианский, используемый на Западе. С 1900 года юлианский календарь отстает от григорианского календаря на 13 дней, и эта разница сохранится до 2100 года. В этот период 22 мая по юлианскому календарю - праздник святого Иоанна Владимира для этих Церквей - соответствует 4 июня по григорианскому календарю. календарь.
Цитаты
- ↑ Fine 1991 , стр. 193, 202.
- ^ Jump up to: а б Файн 1991 , стр. 202–3.
- ^ Jump up to: а б с д Файн 1991 , стр. 193–95.
- ^ Живкович 2006 , стр. 50–57
- ^ Острогорский 1998 , стр. 293, 298.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Живкович 2006 , стр. 66–72
- ^ Jump up to: а б с д Живкович 2009 , стр. 260–62
- ^ Живкович 2006, «Стефан Воислав».
- ^ Из Antwerp Fine 1991, стр.203.
- ^ Jump up to: а б Йовичевич 1922 , с. 14
- ^ Милович и Мустафич 2001 , с. 54
- ^ Иречек 1911 , с. 205
- ^ Фарлати 1817 , с. 13 (столбец 2)
- ^ Jump up to: а б Живкович 2009 , с. 379
- ^ Jump up to: а б с д Живкович 2009 , стр. 267–69
- ^ Jump up to: а б с Руджер 2010 , параграф. 1
- ^ Jump up to: а б с Скилицы и Цедрен 1839 , с. 463
- ^ Jump up to: а б с д Острогорский 1956 , стр. 273–75.
- ^ Jump up to: а б с д и Живкович 2002 , стр. 9–24
- ^ Стивенсон 2005 , с. 67
- ^ Стивенсон 2005 , с. 70
- ^ Стивенсон 2005 , стр. 160–62.
- ^ Jump up to: а б с Руджер 2010 , параграф. 2
- ^ Jump up to: а б с д Иречек 1911 , стр. 206–7
- ^ Jump up to: а б Руджер 2010 , параграф. 3
- ^ Jump up to: а б с Файн 1991 , стр. 198–99.
- ^ Jump up to: а б с Руджер 2010 , параграф. 4
- ^ Руджер 2010 , параграф. 5
- ^ Живкович 2006 , с. 76
- ^ Jump up to: а б Живкович 2009 , с. 272
- ^ « Святой Иоанн Владимирский чудотворец » (на греческом языке). Отличный праздник . Synaxarion.gr. Проверено 7 октября 2011 г.
- ^ " Мученик Иоанн-Владимир, князь Сербский " (in Russian). Православный Календарь . Pravoslavie.Ru. Retrieved 2011-10-07
- ^ « Канонизация ». Праздники и святые . Православная Церковь в Америке . Архивировано из оригинала 7 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д Милович и Мустафич 2001 , стр. 56–57
- ^ Jump up to: а б Элси 1995 , стр. 108–13.
- ^ Файн 1994 , с. 372
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Новакович 1893 , стр. 218–37
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Новакович 1893 , стр. 238–84
- ^ Jump up to: а б с д и Дракопулу 2006 , стр. 136–41.
- ^ Jump up to: а б с Maksimov 2009 , ch. "Монастырь во имя святого мученика Иоанна-Владимира"
- ^ Велимирович и Стефанович 2000 , гл. «Предисловие»
- ^ «Киша э Манастирит (э ресторан)» . Архивировано из оригинала 29 ноября 2011 г. ; «Особняки монастыря (реконструированные)» (на албанском языке). Православная автокефальная церковь Албании . Архивировано из оригинала 29 ноября 2011 г.
- ^ Милосавлевич 2009 , параграф. 14
- ^ Коти 2006 , параграф. 1
- ^ Jump up to: а б Велимирович и Стефанович 2000 , гл. «Патерик Иоанно-Владимирского монастыря близ Эльбасана»
- ^ Аверкий 2000 , гл. «Храмовые праздники»
- ^ Аверкий 2000 , гл. «Ежедневный цикл услуг»
- ^ Коти 2006 , параграф. 2
- ^ Аверкий 2000 , гл. «Ежедневная вечерня», «Малое повечерие», «Ежедневная утреня», «Часы и типика».
- ^ Милосавлевич 2009 , параграф. 1
- ^ Jump up to: а б «Крестный ход по улицам Бара во славу и честь святителя Иоанна Владимира» . Информационная служба Сербской Православной Церкви. 7 июня 2010 г. Архивировано из оригинала 5 октября 2011 г. Проверено 7 октября 2011 г.
- ^ Мустафич 2001 , стр. 30–31
- ^ Милович 2001 , параграф. 1
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Милович и Мустафич 2001 , стр. 57–59
- ^ Jump up to: а б Мустафич 2001 , пар. 7–9
- ^ Jump up to: а б с Yastrebov 1879 , pp. 163–64
- ^ Jump up to: а б с д Ровинский 1888 , с. 360–61
- ^ Jump up to: а б Йовичевич 1922 , стр. 149–50
- ^ «Сербская православная церковь» Митрополит Амфилохий освятил храм Святой Троицы в Руме (на сербском языке). Информационная служба Сербской Православной Церкви. 1 августа 2005 г. Архивировано из оригинала 05 октября 2011 г. Проверено 7 октября 2011 г.
- ^ Дукич 2005 , параграф. 1
- ^ Качич Миошич 1839 , стр. 38–39
- ^ Никодим 1868 , стр. 165–66.
- ^ Jump up to: а б Янич и Хэнки 1921 , гл. « Житие святителя Иоанна Владимира, сербского князя »
- ^ Косма 1858 , стр. 12–13
- ^ Милосавлевич 2009 , сек. "Жизнь"
- ^ Стойчевич 1986 , с. 395
- ↑ Попруженко 1928 , стр. XII , XXXVIII , 77.
- ^ Паисий 1914 , с. XI.
- ^ Паисий 1914 , стр. 59, 64, 75.
- ^ Русева 2005–2006 , стр. 167, 174, 178, 188.
- ^ Миркович и Здравкович 1952 , стр. 16, 37
- ^ Миркович и Здравкович 1952 , стр. 65–68
- ^ Косма 1858 , н. стр.
- ^ Велимирович и Стефанович 2000 , гл. «Народные истории о царе Владимире»
- ^ Jump up to: а б Китевский 2011 , параграф. 4–6
Ссылки
[ редактировать ]Печатные источники
- Косма (1858) [1690]. Написано в Эльбасане, современная Албания. Орден святого славного царя и великомученика Иоанна Владимирского и чудотворца. (на греческом языке). Венеция: Греческая пресса Святого Георгия.
- Дракопулу, Евгения (2006). Турта, Анастасия (ред.). Иконы из православных общин Албании: Коллекция Национального музея средневекового искусства, Корча . Салоники: Европейский центр византийских и поствизантийских памятников. ISBN 960-89061-1-3 .
- Элси, Роберт (1995). «Рукопись Эльбасанского Евангелия («Anonimi i Elbasanit»), 1761 г., и борьба за оригинальный албанский алфавит» (PDF) . Юго-восточные исследования . 54 . Регенсбург, Германия: Südost-Institut. ISSN 0081-9077 .
- Фарлати, Даниэле (1817). Священный Иллирик (на латыни). Том. 7. Венеция: Себастьянум Колети.
- Хорошо, Джон Ван Антверпен (1991). Раннесредневековые Балканы: критический обзор с шестого по конец двенадцатого века . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета . ISBN 0-472-08149-7 .
- Хорошо, Джон Ван Антверпен (1994). Позднесредневековые Балканы: критический обзор с конца двенадцатого века до османского завоевания . Анн-Арбор, Мичиган: Издательство Мичиганского университета. ISBN 0-472-08260-4 .
- Йиречек, Константин Йозеф (1911). История сербов (на немецком языке). Том 1. Гота, Германия: Фридрих Андреас Пертес А.-Г.
- Йовичевич, Андрия (1922). Черногорское Приморье и Краина . Сербский этнографический сборник (на сербском языке). 23 . Белград: Сербская королевская академия .
- Качич Миошич, Андрия (1839) [1756]. Приятная беседа жителей Словении (на хорватском языке). Дубровник: Петар Фран Мартечкини.
- Милович, Желько; Мустафич, Сульо (2001). Книга о Баре (на сербском языке). Бар, Черногория: Информационный центр Бар.
- Миркович, Лазар; Здравкович, Иван (1952). Боданский монастырь (на сербском языке). Белград: Научная книга.
- Никодим Святитель (1868) [1819]. Написано на Афоне . Синаксарис двенадцати месяцев одиннадцатого (на греческом языке). Том. 2. Афины: Пресса Филадельфея Николаидеса.
- Новакович, Стоян (1893). Первые основы славянской литературы у балканских славян: Сказание о Владимире и Косаре (на сербском языке). Белград: Сербская королевская академия.
- Острогорский, Георгий (1956). История Византийского государства . Оксфорд: Бэзил Блэквелл . ISBN 0-8135-0599-2 .
- Острогорский, Георгий (1998). История Византии (и сербский). Белград: Народная книга.
- Стойчевич , изд. (1986). Србљак (на церковнославянском языке). Белград: Священный Синод Епископов Сербской Православной Церкви.
- Popruzhenko, Mikhail Georgievich, ed. (1928) [1211]. Синодикъ царя Борила (in Church Slavic and Russian). Sofia: Bulgarian Academy of Sciences.
- Руссева, Ралица (2005–2006). «Иконографические характеристики церквей в Мосхополисе и Виткуки (Албания)» (PDF) . Македоника . 35 . Салоники: Общество македонских исследований. ISSN 0076-289X .
- Rovinsky, Pavel Apollonovich (1888). Черногорія въ ея прошломъ и настоящемъ (на русском языке). Том. 1. Санкт-Петербург: Издательство Императорской Академии наук .
- Скилицес, Джон ; Кедр, Георгий (1839) [11 век]. Беккер, Эммануэль (ред.). Георгий Цедрен Иоаннис Скилиц Опе (на греческом и латыни). Том. 2. Бонн, Германия: Изд. Impensis. Вебер.
- Стивенсон, Пол (2005) [2000]. Балканская граница Византии: политическое исследование Северных Балкан, 900–1204 гг . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-511-03402-2 .
- Янич, Вояслав; Хэнки, Сирил Патрик , ред. (1921). Жития сербских святых . Переводы христианской литературы, серия VII. Лондон: Общество распространения христианских знаний ; Нью-Йорк: Компания Macmillan .
- Yastrebov, Ivan Stepanovich (1879). Данные для истории Сербской Церкви: из пассажирского журнала (на сербском языке). Белград: Государственная пресса.
- Живкович, Тибор (2002). Визит болгарского императора Самуила в Далмацию. . Исторический часопись (на сербском языке). 49 . Белград: Институт истории Сербской академии наук и искусств . ISSN 0350-0802 .
- Живкович, Тибор (2006). Портреты сербских правителей (IX-XII века) (на сербском языке). Белград: Институт учебников. ISBN 86-17-13754-1 .
- Живкович, Тибор (2008). Ковка единства: Южные славяне между Востоком и Западом 550-1150 гг . Белград: Институт истории, Чигоя штампа. ISBN 9788675585732 .
- Кунчер, Драгана (2009). Геста Регум Склаворум . Том. 1. Белград-Никшич: Институт истории, монастырь Острог.
- Живкович, Тибор (2009). Геста Регум Склаворум . Том. 2. Белград-Никшич: Институт истории, монастырь Острог.
Интернет-источники
- Аверкий (2000) [1951]. Лавр (ред.). Литургика . Джорданвилл, Нью-Йорк: Православная школа Святой Троицы. Архивировано из оригинала 26 июля 2011 г.
- Дукич, Давор (2005). «Качич Миошич, Андрия» . Хорватский биографический лексикон (на хорватском языке). Институт лексикографии Мирослава Крлежа . Архивировано из оригинала 29 ноября 2011 г.
- Филипович, Стефан Трайкович, « О, Владимир, король Диоклеи, твердоголовый, сердце полное гордости!» Исайя Берлин и интерпретации девятнадцатого века жития святого Владимира Диоклеи» , Вопросы этнологии и антропологии , 9 (3) , Филозофский факультет, заархивировано из оригинала 18 июля 2019 г. , получено. 2016-07-02
- Китевский, Марко (2011). «Святой великомученик князь Иоанн Владимир» . Культура и туризм (на македонском языке). мн. мк. Архивировано из оригинала 24 февраля 2015 г.
- Коти, Исидор (2006). Праздник святителя Иоанна Владимира в Эльбасане . Православная автокефальная церковь Албании . Архивировано из оригинала 16 июля 2011 г.
- Maksimov, Yuri (2009). Монастыри Албанской Православной Церкви . Поместные Церкви (in Russian). Pravoslavie.Ru. Archived from the original on 2011-11-29.
- Милосавлевич, Чедомир (2009). Св. Йован Владимир (на сербском языке). Православная церковь Муниципалитета Барска. Архивировано из оригинала 29 ноября 2011 г.
- Милович, Желько (2001). Скульптура, близкая каждому (на сербском языке). БАРинфо. Архивировано из оригинала 22 июля 2011 г.
- Мустафич, Сульо (2001). Крест хранится в Микуличе и больше нигде (на сербском языке). БАРинфо. Архивировано из оригинала 24 мая 2010 г.
- Paisius (1914) [1762], Yordan Ivanov (ed.), Istoriya Slavyanobolgarskaya (PDF) (in Bulgarian)
- Радджер (2010) [ок. 1300]. Стивенсон, Пол (ред.). «Хроника священника Дукля (Ljetopis Popa Dukljanina), глава 36» . Переводные отрывки из византийских источников . Пол Стивенсон. Архивировано из оригинала 14 мая 2011 г.
- Велимирович, епископ Николай ; Стефанович, Зоран, ред. (2000) [1925]. Чтение о Святом царе Иоанне Владимире (на сербском языке). Проект Растко . Архивировано из оригинала 10 августа 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Видео:
- Крестный ход в Баре, Черногория, в праздник святого Иоанна Владимира во главе с Сербским православным митрополитом Черногорским и Приморским (2011 г.)
- Современная албанская песня о святом Иоанне Владимире , исполненная в монастыре близ Эльбасана в день памяти святого (2010 г.).
- Открытие реликвария с мощами святителя во время празднования его памяти в монастыре близ Эльбасана (2011 г.)
- Подъем к церкви Святой Троицы на вершине горы Румия , для ежемесячной службы, проводимой в церкви.
- 1016 смертей
- Сербские монархи X века
- Христианские святые XI века
- Сербские монархи XI века
- Ангельские провидцы
- Цефалофоры
- Христианские королевские святые
- Казненные сербские люди
- Чудотворцы
- Монархи Дукли
- Люди, казненные Болгарией путем обезглавливания
- Люди болгаро-сербских войн
- Королевские перезахоронения
- Сербские святые Восточной Православной Церкви