Революционная опера
Традиционный китайский | модель оперы | ||
---|---|---|---|
Упрощенный китайский | модель оперы | ||
|
В Китайской Народной Республике (1949–1949) революционные оперы или модельные оперы (упрощенный китайский: янбан си , 样板戏 ) представляли собой серию представлений, запланированных и организованных во время Культурной революции (1966–1976) Цзян Цин , женой председателя. Мао Цзэдун . [ 1 ] Их считали революционными и современными по тематическим и музыкальным особенностям по сравнению с традиционными китайскими операми . Многие из них были экранизированы.
Первоначально было поставлено восемь революционных опер (китайский: Ба Гэ Янбан Си , 八个样板戏), восемнадцать к концу периода. Вместо « императоров , королей , генералов, канцлеров , девушек и красавиц» традиционной пекинской оперы Китая , которая была запрещена как «феодальная и буржуазная», они рассказывали истории из недавней революционной борьбы против иностранных и классовых врагов . Они прославляли Народно-освободительную армию и храбрость простых людей и показывали, что Мао Цзэдун и его идеи сыграли центральную роль в победе коммунизма в Китае. Хотя они возникли как оперы, вскоре они появились на пластинках , в комиксах ( ляньхуаньхуа ), на плакатах, открытках и марках; на тарелках, чайниках, умывальниках, сигаретных пачках, вазах и календарях. Их исполняли или играли из громкоговорителей в школах, на фабриках, на полях специальные исполнительские труппы. [ 2 ] В эти годы «Восемь образцовых опер» доминировали на сценах во всех частях страны, что привело к шутке: «Восемь спектаклей посмотрели восемьсот миллионов человек». [ 3 ]
Источник
[ редактировать ]Цзян Цин была главным сторонником и инженером перехода от традиционных опер к революционным и выбрала Пекинскую оперу в качестве своего «лабораторного эксперимента» для осуществления этого радикального изменения в театральном искусстве. [ 1 ] Традиционная пекинская опера претерпела революцию как по форме, так и по содержанию. За первые три года Культурной революции было поставлено восемь модельных пьес. В их состав вошли пять современных опер ( «Легенда о красном фонаре» , «Шацзябан» , «Взятие тигровой горы стратегическим путем» , «Набег на полк Белого тигра» и «В доках »), два балета ( «Красный женский отряд » и «Седовласая девушка» ) и одна симфония (также Шаджиабанг , точнее кантата ).
Официальными версиями опер были все пекинские оперы, поставленные либо Китайским Пекинским оперным театром , либо Шанхайским Пекинским оперным театром , хотя многие из них впоследствии были адаптированы к местным провинциальным типам опер. Балеты были поставлены либо Национальным балетом Китая , либо Шанхайской балетной труппой . [ 4 ] Shajiabang был музыкально расширен до симфонии с полным западным оркестром, формата, аналогичного девятой симфонии Бетховена , с увертюрой и 8 частями. «Легенда о Красном Фонаре» также была адаптирована к кантате в сопровождении фортепиано пианиста Инь Чэнцзуна , которая по сути представляла собой цикл арий, взятых из оперы. [ 5 ]
После 1969 года было поставлено несколько других образцовых опер, в том числе « Гора Азалии» , «Битва на равнинах » и «Залив Панши» , следуя оригинальной модели по содержанию и форме. Однако чаще всего ставились оригинальные восемь пьес. [ 1 ] К концу Культурной революции балет «Красный женский отряд» был адаптирован к пекинской опере, а пекинская опера «Гора азалии» — к балету. У них не было шанса стать такими популярными, как их более ранние версии, а балетная версия «Горы Азалии» так и не была официально выпущена.
Национальное внедрение
[ редактировать ]Образцовые оперы исполнялись на сценах, транслировались по радио, снимались в фильмах и пелись миллионами. В то время это была единственная форма массового театрального развлечения в Китае. [ 6 ] В отличие от европейской оперы, которая по сути была развлечением для элиты, революционная опера стала популярным политическим искусством. Многие простые граждане Китая были знакомы с ариями из этих образцовых опер и пели их дома или на улице. [ 7 ] Мобильные киноустановки доставили в деревню кинематографические записи опер и сыграли важную роль в популяризации и стандартизации этого вида искусства. [ 8 ] Революционные оперы рассматривались как некоторые из зарождений социализма ( шехуэйчжуйи синьшэн шиу), возникших во время Культурной революции. [ 9 ]
Во время Культурной революции одним из способов продвижения политики государственного феминизма в Китае была революционная опера. [ 6 ] В большинстве восьми модельных драм того периода главными героями были женщины. [ 6 ] Повествования этих женщин-героев начинаются с того, что они угнетены женоненавистничеством , классовой позицией и империализмом, а затем освобождаются через открытие своей внутренней силы и Коммунистической партии. [ 6 ] Злодеями в революционных операх всегда были мужчины. [ 10 ]
Новые революционные театральные формы восхвалялись как «блестящие победы» Культурной революции и идеи Мао Цзэдуна . В статье, опубликованной в журнале «Красный флаг» под псевдонимом, говорилось: «Славное достижение революционных опер ознаменовало революцию в искусстве, совершенную пролетариатом. Это важнейшая составляющая пролетарской культурной революции в нашей стране... Образцы пролетарских героев, взлелеянные любимым товарищем Цзян Цин, утвердились на сцене, которая контролировалась помещиками и представителями буржуазии на протяжении последней тысячи лет. Настоящее исчезло. магистр истории вошел в область искусства и положил начало новой эпохе в истории искусства». [ 1 ]
Главные персонажи янбаньси демонстрировали поведение, которое должны были демонстрировать правительственные чиновники: сначала принимать трудности, а потом получать удовольствие, сосредотачиваться на средствах к существованию масс, осуждать репрессивное поведение и использовать убеждение, чтобы иметь дело с трудными людьми. [ 11 ] Таким образом, они одновременно обеспечивали стандарты поведения для чиновников и выражали стандарты, которых должны придерживаться простые люди. [ 11 ]
Критики часто воспринимают оперы как образец пролетарского искусства Культурной революции, а некоторые осуждают их как эстетическое и культурное отклонение. [ 12 ] Писатель Хо Ван, в то время гражданин Китая, писал в 1998 году об эпохе Культурной революции: «Образцовые оперы — единственная форма искусства, оставшаяся во всем Китае. Вы не можете убежать от их прослушивания. Вы слышите их каждый раз. когда вы включаете радио, вы слышите их из громкоговорителей каждый раз, когда выходите на улицу». [ 1 ]
В своей книге «Красная азалия » Анчи Мин описывает свой опыт работы с революционными операми. Изначально она стала фанаткой, потому что других форм развлечения было не так много. «Развлечение было «грязным буржуазным словом», но революционные оперы должны были быть чем-то другим, «пролетарским высказыванием». Любить или не любить оперы было серьезным политическим вопросом, пишет Мин, и «означало быть или не быть революционером». В течение десятилетия одни и те же восемь опер преподавали по радио и в школе, и их продвигали местные организации. Мин вспоминает:
Я слушал оперы, когда ел, гулял и спал. Я вырос на опере. Они стали моими клетками. Я украсила крыльцо плакатами с любимыми оперными героинями. Я пел оперы, куда бы я ни пошел. Моя мать слышала, как я пою во сне; она сказала, что меня сохранил опер. Это была правда. Я не мог прожить и дня, не слушая оперы. Я приложил ухо вплотную к радио, выясняя дыхание певца. Я подражала ей. Ария называлась «Не выйду из боя, пока все звери не будут перебиты». Ее спел Железная Слива, персонаж-подросток из оперы « Красный фонарь» . Я не переставал петь арию, пока у меня не заболели голосовые связки. Я продолжал повышать свой голос до самого высокого уровня. Я смог прочитать все либретто...
Официальная кампания по популяризации Янбаньси началась в 1970 году. [ 13 ] Выпуск экранизированных версий Янбаньси побудил к реорганизации и расширению сети киновыставок Китая . [ 14 ] : 73
Продвижение Янбаньси по официальным каналам также резко возросло в 1974 году в связи с кампанией «Критикуйте Линь, критикуйте Конфуция» . [ 15 ]
Иностранные обмены
[ редактировать ]Янбаньси были основным продуктом культурного обмена в годы, предшествовавшие сближению Китая и США. [ 16 ] : 160 Американские туристические группы в Китае в начале 1970-х годов обычно включали как минимум одну из «Девушек с белыми волосами» или « Красного отряда женщин» . в свои маршруты [ 16 ] : 160 Ричард Никсон и Генри Киссинджер рассматривали Красный отряд женщин . [ 16 ] : 161
Список революционных модельных пьес
[ редактировать ]Восемь модельных пьес
[ редактировать ]- Легенда о Красном Фонаре Пекинская , опера.
- Шацзябан (沙家浜, ранее латинизированное как Шачиапанг ), Пекинская опера
- Взятие Тигровой горы стратегией Пекинская , опера [ 17 ]
- Набег на полк Белого Тигра Пекинская , опера
- В доках (海港, также известный как Гавань ), Пекинская опера
- Красный женский отряд ( Красный женский отряд ), балет
- «Седовласая девушка » , балет
- Шаджиабанг, симфония
Более поздние модели играют
[ редактировать ]- Гора Азалии Пекинская , опера
- Песня реки Дракона Пекинская , опера.
- «Война на равнине» Пекинская , опера
- Паньшивань ( Пан Шиван ), Пекинская опера
- Красный женский отряд Пекинская опера
- председателя» , «Допрос Пекинская опера
- Ода горам Имэн ( Имэн Сун ), балет
- Брат и сестра в , прерии балет
Революционные оперы после Культурной революции
[ редактировать ]Хотя эти работы несут безошибочный политический подтекст того времени, когда они были созданы, они, тем не менее, имели значительную художественную ценность, и по этой причине некоторые из работ остаются популярными спустя десятилетия после Культурной революции. Как отмечает академик Кадзуси Минами, многие люди, особенно сельские жители, ценили янбаси и ценят их до сих пор. [ 16 ] : 160 Некоторые из восьми образцовых революционных опер были отправлены в турне по всему миру, не сохранив при этом особого политического содержания. По словам Лю Канга из Университета Дьюка :
Во время турне по Северной Америке 1996 года Центральный балет Китая неоднократно исполнял «Красный отряд женщин» в качестве своего грандиозного финала, что заставило постмодернистскую публику в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке восхищаться новаторской многопозиционностью и гибридностью оперы, в которой революционные идеологии, экзотические нативистские музыка и танцы этнического меньшинства ли на острове Хайнань , а также высокие европейские стили и модальности сливаются в нео-вагнеровском Gesamtkunstwerk. [ 18 ]
Три самые популярные пекинские оперы — «Легенда о красном фонаре» , «Шацзябан» и «Стратегический захват горы Тигра» . И балет, который до сих пор демонстрирует значительную жизнеспособность, - это «Красный отряд женщин» , тот, который был представлен Ричарду Никсону , президенту Соединенных Штатов , посетившему Китай в 1972 году , за семь лет до нормализации китайско-американских отношений . Это представление было воспроизведено в несколько сюрреалистической форме в Джона Адамса опере «Никсон в Китае » (1985–87).
Восемь модельных пьес стали темой документального фильма 2005 года «Янбаньси, Восемь модельных работ» . Фильм «Прощай, моя наложница» (1993), действие которого происходит в труппе пекинской оперы, показывает напряжение и споры внутри группы, когда революционная опера заменила старую.
См. также
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Лу, Син (2004). Риторика китайской культурной революции: влияние на китайскую мысль, культуру и общение . Издательство Университета Южной Каролины. стр. 143–150. ISBN 1570035431 .
- ^ Барбара Миттлер, «Восемь сценических постановок для 800 миллионов человек»: Великая пролетарская культурная революция в музыке - взгляд из революционной оперы». Opera Quarterly 26, вып. 2 (2010): 377. [1] (по состоянию на 30 апреля 2013 г.).
- ^ Пол Кларк. Китайская культурная революция: история. (Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2008). ISBN 9780521875158 с. 2.
- ^ Кларка, Культурная революция стр. 26-43.
- ^ Кларк, Культурная революция , с. 66, 84-85 и т. д.
- ^ Jump up to: а б с д Карл, Ребекка Э. (2010). Мао Цзэдун и Китай в мире двадцатого века: краткая история . Дарем [Северная Каролина]: Издательство Университета Дьюка . п. 148. ИСБН 978-0-8223-4780-4 . OCLC 503828045 .
- ^ Лоис Уиллер Сноу , Китай на сцене: американская актриса в Народной Республике (Нью-Йорк: Random House , 1972).
- ^ Кодер, Лоуренс (2021). Новорожденные социалистические вещи: материальность в маоистском Китае . Дарем: Издательство Университета Дьюка . п. 30. ISBN 1-4780-2161-6 . OCLC 1250021710 .
- ^ Кодер, Лоуренс (2021). Новорожденные социалистические вещи: материальность в маоистском Китае . Дарем: Издательство Университета Дьюка . п. 16. ISBN 1-4780-2161-6 . OCLC 1250021710 .
- ^ Кодер, Лоуренс (2021). Новорожденные социалистические вещи: материальность в маоистском Китае . Дарем: Издательство Университета Дьюка . п. 155. ИСБН 1-4780-2161-6 . OCLC 1250021710 .
- ^ Jump up to: а б Хан, Дунпин (2008). Неизвестная культурная революция: жизнь и перемены в китайской деревне . Нью-Йорк. п. 65. ИСБН 978-1-58367-180-1 . ОСЛК 227930948 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Миттлер, Барбара. «Популярная пропаганда? Искусство и культура в революционном Китае», Труды Американского философского общества. Филадельфия: декабрь 2008 г. Том. 152, вып. 4; стр. 466
- ^ Кодер, Лоуренс (2021). Новорожденные социалистические вещи: материальность в маоистском Китае . Дарем: Издательство Университета Дьюка . п. 141. ИСБН 1-4780-2161-6 . OCLC 1250021710 .
- ^ Ли, Цзе (2023). Кинематографические партизаны: пропаганда, киномеханики и зрители в социалистическом Китае . Издательство Колумбийского университета . ISBN 9780231206273 .
- ^ Кодер, Лоуренс (2021). Новорожденные социалистические вещи: материальность в маоистском Китае . Дарем: Издательство Университета Дьюка . п. 138. ИСБН 1-4780-2161-6 . OCLC 1250021710 .
- ^ Jump up to: а б с д Минами, Казуши (2024). Народная дипломатия: как американцы и китайцы изменили американо-китайские отношения во время холодной войны . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета . ISBN 9781501774157 .
- ^ Взятие горы Тигра от Strategy Chinese Posters.net
- ^ Лю, Канг. «Народная культура и культура масс в современном Китае», 2, Том. 24, № 3, Постмодернизм и Китай (осень 1997 г.), стр. 99–122. Издательство Университета Дьюка
Ссылки
[ редактировать ]- Кларк, Пол (2008). Китайская культурная революция: история . Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-87515-8 . Исследует созданную культуру, включая восемь «образцовых опер».
- Лоис Уиллер Сноу , Китай на сцене: американская актриса в Народной Республике (Нью-Йорк: Random House, 1972) ISBN 0394468740 . Сочувственное свидетельство очевидца. Включает тексты нескольких пьес, а также глоссарий терминов китайского театра и танца.
- Барбара Миттлер. Непрерывная революция: осмысление культуры культурной революции. (Кембридж, Массачусетс: Азиатский центр Гарвардского университета, Гарвардские восточноазиатские монографии, 2012). ISBN 9780674065819 .
- Робертс, Розмари А. (2010). Маоистский модельный театр: семиотика гендера и сексуальности в китайской культурной революции (1966-1976) . Лейден; Бостон: Брилл. ISBN 9789004177444 . , Рецензия, Колин Маккеррас , Журнал азиатских исследований , 69. 4 (ноябрь 2010 г.): 1208–1210.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Рецензия на фильм журнала Slant Magazine о Янбаньси: восемь образцовых работ Кейта Улиха
- Страницы китайского пропагандистского плаката Стефана Ландсбергера, «Модельные оперы» [2]
- Отрывок из революционной оперы из The Guardian