Дельта III
Функция | Орбитальная ракета-носитель |
---|---|
Производитель |
|
Страна происхождения | Соединенные Штаты |
Размер | |
Высота | 35 м (115 футов) |
Диаметр | 4 м (13 футов) |
Масса | 301 450 кг (664 580 фунтов) |
Этапы | 2 или 3 |
Емкость | |
Полезная нагрузка на LEO | |
Масса | 8290 кг (18280 фунтов) [ 1 ] |
Полезная нагрузка для GTO | |
Масса | 3810 кг (8400 фунтов) [ 1 ] |
Связанные ракеты | |
Семья | Дельта |
История запуска | |
Статус | Ушедший на пенсию |
Запуск сайтов | Мыс Канаверал , SLC-17B |
Всего запусков | 3 |
Успех(а) | 0 |
Неудачи | 2 |
Частичный отказ(ы) | 1 |
Первый полет | 26 августа 1998 г. |
Последний рейс | 23 августа 2000 г. |
Бустеры – GEM 46 | |
Нет бустеров | 9 |
Максимальная тяга | 628,3 кН (141 200 фунтов силы ) |
Удельный импульс | 273 секунды (2,68 км/с) |
Время горения | 75 секунд |
Порох | АП / HTPB / Ал |
Первый этап | |
Питаться от | 1 × РС-27А |
Максимальная тяга | 1085,79 кН (244100 фунтов силы ) |
Удельный импульс | 254 секунды (2,49 км/с) |
Время горения | 260 секунд [ 2 ] |
Порох | ЛОКС / РП-1 |
Второй этап – DCSS | |
Питаться от | 1 × РЛ10 Б |
Максимальная тяга | 110,03 кН (24740 фунтов силы ) |
Удельный импульс | 462 секунды (4,53 км/с) [ 3 ] |
Время горения | 700 секунд [ 2 ] |
Порох | ЛОКС / ЛХ2 |
Третий этап (дополнительно) — Звезда 48Б. | |
Максимальная тяга | 66,723 кН (15 000 фунтов силы ) |
Удельный импульс | 286 секунд (2,80 км/с) |
Время горения | 87 секунд |
Порох | ПВТПБ |
Delta III — одноразовая ракета-носитель производства McDonnell Douglas (позже приобретенная Boeing ). Разработка была прекращена до того, как машина была введена в эксплуатацию. Ракета представляет собой третье поколение семейства ракет Delta , разработанное на основе весьма успешной Delta II и предназначенное для удовлетворения потребностей в запуске более крупных спутников. Хотя запуск Delta III так и не состоялся, некоторые из разработанных технологий были использованы в его преемнике Delta IV .
Delta III была первой, которая использовала криогенную вторую ступень Delta , которая была разработана Национальным агентством космического развития Японии на основе второй ступени, разработанной им для ракеты H-IIA и построенной Mitsubishi Heavy Industries . Contraves построила обтекатель и адаптеры полезной нагрузки на основе конструкций, которые она использовала на Ariane 4 .
Первый запуск Delta III состоялся 26 августа 1998 года. [ 4 ] Из трех его полетов первые два закончились неудачей, а третий, хотя и был объявлен успешным, достиг нижнего предела заданного диапазона орбиты и нес только фиктивную (инертную) полезную нагрузку. до 3810 кг (8400 фунтов) Delta III может доставлять на геостационарную переходную орбиту , что вдвое больше полезной нагрузки, чем у ее предшественницы Delta II. [ 1 ] В соответствии с четырехзначной системой обозначения более ранних ракет Delta III классифицируется как Delta 8930.
История
[ редактировать ]Из-за постоянного роста размеров и массы коммерческих спутников в конце 1980-х годов компания McDonnell Douglas осознала необходимость в ракете с более высокими характеристиками, чем даже их новая Delta II . Новые предложения спутниковых автобусов от Hughes требовали ракеты-носителя с обтекателем полезной нагрузки диаметром 4 метра, а также способностью отправлять 3,5 тонны полезной нагрузки на геостационарную переходную орбиту – ни того, ни другого не предлагала Delta II. [ 5 ]
В конце 1980-х - начале 1990-х годов рассматривались многочисленные варианты развития Delta II для поддержки более крупной полезной нагрузки, а именно использование более эффективных верхних ступеней на жидком водороде / жидком кислороде. В конце концов, в 1995 году была анонсирована Delta III, которая могла похвастаться усовершенствованной первой ступенью Delta II и второй ступенью, основанной на японской ракете H-II . Это привело к тому, что Delta III по размеру была аналогична Delta II, а это означает, что существующая инфраструктура Delta II на SLC-17B могла использоваться после некоторых модификаций. Вскоре после объявления Хьюз разместил заказ на 13 запусков Delta III. [ 5 ]
Delta III полетела всего три раза. Первые два запуска, оба с живыми спутниками, закончились неудачей. Третий и последний запуск с макетом полезной нагрузки оказался успешным лишь частично после преждевременного выключения двигателя второй ступени РЛ-10Б. После того, как коммерческий интерес снизился, программа Delta III была официально прекращена в 2003 году. Затем компания Boeing переключила свое внимание на новую ракету Delta IV , которая была гораздо более функциональной, чем Delta III. [ 5 ]
Несколько ракет Delta III уже были построены и не использовались бы, но их разобрали на части как для Delta II, так и для Delta IV. [ 5 ]
Описание
[ редактировать ]Delta III была разработана на основе ракеты Delta II. Новая машина имела модифицированную первую ступень и новую, более эффективную верхнюю ступень. Это привело к тому, что полезная нагрузка Delta III увеличилась примерно вдвое по сравнению с Delta II. Однако последовательные неудачи первых Delta III в сочетании с более продвинутой программой Delta IV и продолжающимся успехом Delta II оставили Delta III в качестве временного автомобиля. [ 3 ]
Первый этап
[ редактировать ]Как и Delta II, первая ступень Delta III работала на керосине и жидком кислороде и была оснащена одним Rocketdyne RS-27A главным двигателем и двумя нониусными двигателями LR-101 -NA-11 для управления по крену. [ 6 ] Нониусные двигатели также использовались для ориентации после остановки основного двигателя, незадолго до отделения второй ступени. [ 2 ] Хотя топливная загрузка и полная масса ступени были практически идентичны Delta II, диаметр керосинового бака был увеличен с 2,4 метра до 4 метров, а его высота уменьшена. Бак с жидким кислородом и двигательная часть остались практически без изменений. Модернизированный керосиновый бак уменьшил общую длину ступени и в сочетании с увеличенной высотой второй ступени позволил Delta III использовать те же стартовые средства, что и Delta II, лишь с небольшими модификациями. [ 1 ]
Тяга первой ступени была усилена девятью твердотопливными ускорителями GEM -46, иногда называемыми GEM LDXL (Large Diameter Extended Long). Они имели длину 14,7 м (48 футов), диаметр 1,2 м (46 дюймов) и массу 19 метрических тонн каждый, что примерно на шесть метрических тонн больше, чем у стандартных двигателей GEM-40 Delta II. Шесть из них загорелись на стартовой площадке, а остальные три загорелись непосредственно перед выгоранием и отделением ракет-носителей с наземным освещением. Для сохранения управляемости три ускорителя с наземным освещением имели направляющие сопла . [ 1 ] Ускорители GEM-46 позже нашли применение на Delta II, создав вариант Delta II Heavy.
Дельта криогенная вторая ступень
[ редактировать ]Второй ступенью Delta III была недавно разработанная криогенная вторая ступень Delta (DCSS), которая сжигала жидкий водород и жидкий кислород. Он был разработан и частично изготовлен компанией Mitsubishi Heavy Industries и основан на второй ступени ракеты JAXA H-IIA. Boeing отвечал за предварительное проектирование и разработку новых технологий, а Mitsubishi Heavy Industries отвечала за производство. Резервуар с жидким водородом имел диаметр 4 м (13 футов), а отдельный резервуар с жидким кислородом (прикрепленный фермой к нижней части резервуара с водородом) имел диаметр около 3 м (9,8 футов). Эта ступень имела значительно лучшие характеристики, чем вторая ступень Дельты II, Дельта-К , которая сжигала гиперголическое топливо. [ 1 ] DCSS был оснащен двигателем Pratt & Whitney RL10 B-2, созданным на основе двигателя RL10, приводящего в действие верхнюю ступень Centaur , но оснащенного электромеханическими приводами для управления подвесом и выдвижным соплом для повышения производительности. [ 6 ] После вывода из эксплуатации Delta III конструкция DCSS была изменена для использования в качестве второй ступени Delta IV как в исходном форм-факторе диаметром 4 метра, так и в ступени большего диаметра 5 метров. [ 7 ] Дальнейшая усовершенствованная версия DCSS диаметром 5 метров, известная как промежуточная криогенная двигательная ступень, используется на системы космического запуска ракете Block I.
Управление второй ступенью обеспечивалось четырьмя комплектами гидразиновых двигателей, установленных вокруг днища бака с жидким кислородом. Во время работы двигателя эти подруливающие устройства обеспечивали только контроль по крену (поскольку сам двигатель мог стабилизироваться по тангажу и рысканию). В периоды выбега они будут обеспечивать трехосное управление.
Звезда 48Б третья ступень
[ редактировать ]Delta III предлагалась с дополнительной твердотопливной третьей ступенью Star 48B. Он должен был быть прикреплен к DCSS и находиться внутри обтекателя полезной нагрузки. Star 48B могла бы использоваться для высокоэнергетических орбит, таких как геостационарные или межпланетные миссии. [ 2 ] Он никогда не использовался на Delta III, но широко использовался в миссиях Delta II. Star 48B также использовался на Delta IV и Atlas V.
Обтекатель полезной нагрузки
[ редактировать ]Обтекатель полезной нагрузки Delta III представлял собой новую композитную конструкцию, соответствующую диаметру водородного бака верхней ступени 4 м (13 футов) и допускающую большую полезную нагрузку, чем обтекатель Delta II диаметром 9,5 или 10 футов. 4-метровый обтекатель Delta III был создан на основе 10-футового композитного обтекателя Delta II. [ 2 ] Эта конструкция обтекателя позже будет перепрофилирована на Delta IV Medium.
Запускает
[ редактировать ]Номер рейса | Дата/время ( UTC ) | Ракета Конфигурация |
Запуск сайта | Полезная нагрузка | Масса полезной нагрузки | Орбита | Клиент | Запуск исход |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 27 августа 1998 г. 01:17 |
Дельта III 8930 | ККАФС SLC-17B | Галактика 10 | 700 кг (1500 фунтов) | ГТО | ПанАмСат / Интелсат | Отказ |
Первый полет Дельты III. Разрушено из-за безопасности дальности после проблем с управлением и истощения гидравлической жидкости. Спутник связи . | ||||||||
2 | 5 мая 1999 г. 01:00 |
Дельта III 8930 | ККАФС SLC-17B | Орион 3 | 4300 кг (9500 фунтов) | ГТО | Лорал | Отказ [ 8 ] |
Отказ двигателя второй ступени. Полезная нагрузка, размещенная на низкой околоземной орбите , была объявлена слишком низкой, а Лорал объявил спутник потерянным. Спутник связи. | ||||||||
3 | 23 августа 2000 г. 11:05 |
Дельта III 8930 | ККАФС SLC-17B | ДМ-Ф3 | 4383 кг (9663 фунта) | ГТО | ВВС США | Частичный отказ [ 9 ] |
Вышел на орбиту ниже запланированной. Последний полет Дельты III. Полезной нагрузкой был DemoSat . |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж «Ракета-носитель Дельта III» . 2001. Архивировано из оригинала 14 ноября 2001 года.
- ^ Jump up to: а б с д и «Руководство по планированию полезной нагрузки Delta III» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 19 ноября 2001 года.
- ^ Jump up to: а б «Технический паспорт Дельты III» . Отчет о космическом запуске . Проверено 26 июля 2014 г.
- ^ «Дельта III падает» . Проводной . Проверено 24 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д Кайл, Эд. «Потерянный гром – История Дельты 3» . spacelaunchreport.com . Архивировано из оригинала 21 марта 2022 года.
- ^ Jump up to: а б «Дельта 3» . Астронавтикс . Архивировано из оригинала 12 ноября 2013 года . Проверено 5 января 2015 г.
- ^ «Ракета «Дельта-3» терпит неудачу, но, как утверждает Боинг, она все же успешна» . Космический полет сейчас. 24 августа 2000 г.
- ^ «Орион-3 на 139° восточной долготы (неудачный запуск)» . Проверено 7 сентября 2022 г.
- ^ «Ракета «Дельта-3» терпит неудачу, но все же имеет успех, - говорит Боинг» . Космический полет сейчас. 24 августа 2000 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]