Экономические, социальные и культурные права
Права |
---|
![]() |
Теоретические различия |
Права человека |
Права бенефициара |
Другие группы прав |
Экономические, социальные и культурные права ( ЭСКП ) — это социально-экономические права человека , такие как право на образование , право на жилье , право на достаточный уровень жизни , право на здоровье , права жертв и право на науку и культуру . Экономические, социальные и культурные права признаются и защищаются в международных и региональных документах по правам человека. Государства-члены имеют юридическое обязательство уважать, защищать и осуществлять экономические, социальные и культурные права, и ожидается, что они будут предпринимать « постепенные действия » для их реализации.
Всеобщая декларация прав человека признает ряд экономических, социальных и культурных прав, а Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП) является основным международным юридическим источником экономических, социальных и культурных прав. [ 1 ] Конвенция о правах ребенка и Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин признают и защищают многие экономические, социальные и культурные права, признанные в МПЭСКП в отношении детей и женщин. Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации запрещает дискриминацию по признаку расового или этнического происхождения в отношении ряда экономических, социальных и культурных прав. Конвенция о правах инвалидов также запрещает любую дискриминацию по признаку инвалидности, включая отказ в разумном приспособлении, связанном с полным осуществлением экономических, социальных и культурных прав.
Международные и региональные инструменты по правам человека
[ редактировать ]
Экономические, социальные и культурные права признаются и защищаются в ряде международных и региональных документов по правам человека. [ 3 ]
Международные инструменты по правам человека
[ редактировать ]Всеобщая декларация прав человека (ВДПЧ), принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, является одним из важнейших источников экономических, социальных и культурных прав. Он признает право на социальное обеспечение в статье 22, право на труд в статье 23, право на отдых и досуг в статье 24, право на достаточный уровень жизни в статье 25, право на образование в статье 26 и право на блага науки и культуры в статье 27. [ 3 ]
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП) является основным международным правовым источником экономических, социальных и культурных прав. Пакт признает и защищает право на труд и на справедливые и благоприятные условия труда в статьях 6 и 7, право вступать в профсоюзы и предпринимать коллективные трудовые действия в статье 8, право на социальное обеспечение в статье 9, право на защиту семьи, включая защиту матери и ребенка, в статье 10, право на достаточный уровень жизни , включая право на питание и право на жилище , в статье 11, право на здоровье в статье 12, право на образование в статье 13, а также право на участие в культурной жизни и право на блага науки и культуры в статье 15. Международный пакт о гражданских и политических правах , принятый одновременно с МПЭСКП, признает и защищает ряд основных экономических, социальных и культурных прав, включая право присоединиться профсоюзы в статье 22 и право этнических , религиозных или языковых меньшинств заниматься своей культурой, исповедовать свою религию и использовать свой язык в статье 27. [ 3 ]
Ряд других крупных международных документов по правам человека содержат положения, касающиеся экономических, социальных и культурных прав. Конвенция о правах ребенка признает и защищает многие экономические, социальные и культурные права, признанные в МПЭСКП в отношении детей. Включая право на здоровье в статье 24, право на социальное обеспечение в статье 25, право на достаточный уровень жизни в статье 27, право на образование в статье 28 и право на защиту от экономической эксплуатации (см. детский труд). ) в статье 32. [ 3 ] Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации запрещает дискриминацию по признаку расового или этнического происхождения в отношении ряда экономических, социальных и культурных прав. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин подтверждает ряд экономических, социальных и культурных прав женщин. Конвенции МОТ Международной организации труда (МОТ) защищают ряд экономических, социальных и культурных прав, связанных с трудом. [ 4 ] Общие глобальные стандарты были согласованы примерно 195 государствами в Рекомендации по науке и научной деятельности, защищающей и подтверждающей научные свободы, права ученых и права субъектов исследований , а также право каждого человека на науку. [ 5 ]
Региональные инструменты по правам человека
[ редактировать ]Африканская хартия прав человека и народов защищает право на труд в статье 15, право на здоровье в статье 16 и право на образование в статье 17. Европейская социальная хартия защищает широкий спектр экономических, социальных и культурных прав. , включая право на труд , на благоприятные условия труда, право вступать в профсоюзы и предпринимать коллективные трудовые действия в статьях 1–10, право на здоровье в статье 11, право на социальное обеспечение , включая право на медицинскую помощь. и право на услуги социального обеспечения в статьях 12–14, защита особо уязвимых групп закреплены в статьях 15–17 и 19, а право на жилище – в статье 31. Сан-Сальвадорский протокол защищает ряд экономических, социальных и культурные права в рамках Межамериканской системы прав человека. [ 4 ]
Вторичные правовые источники
[ редактировать ]Существует ряд вторичных правовых источников по экономическим, социальным и культурным правам, которые дают рекомендации по их нормативному определению. Важным вторичным правовым источником является Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам , который контролирует выполнение Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП). Комитет сыграл центральную роль в разработке нормативного определения ключевых экономических, социальных и культурных прав, интерпретации роли государств-участников МПЭСКП, а также в мониторинге защиты и нарушений прав МПЭСКП. Комитет выпускает руководящие заявления в форме замечаний общего порядка , а другие договорные органы по правам человека также могут публиковать комментарии, касающиеся экономических, социальных и культурных прав. [ 4 ]
Другими важными вторичными правовыми источниками по экономическим, социальным и культурным правам являются Лимбургские принципы осуществления Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1987 года и Маастрихтские руководящие принципы о нарушениях экономических, социальных и культурных прав 1997 года. Лимбургские принципы широко использовался в национальных правовых системах в качестве инструмента интерпретации для установления нарушений экономических, социальных и культурных прав. Маастрихтские . руководящие принципы основаны на Лимбургских принципах и определяют правовые последствия действий и бездействия, которые являются нарушением экономических, социальных и культурных прав [ 6 ] Различные специальные докладчики Организации Объединенных Наций повлияли на нормативное развитие экономических, социальных и культурных прав. В число ключевых докладчиков, назначаемых Комиссией по правам человека и ее подкомиссиями, входят Специальный докладчик по вопросам реализации экономических, социальных и культурных прав, Специальный докладчик по вопросу о праве на достаточное жилище, Специальный докладчик по вопросу о праве на образование и Специальный докладчик по вопросу о насилии в отношении женщин. [ 7 ]
Национальные конституции
[ редактировать ]Ряд национальных конституций признают экономические, социальные и культурные права. Например, Конституция Южной Африки 1996 года включает экономические, социальные и культурные права, и Конституционный суд Южной Африки рассматривал иски в соответствии с этими обязательствами (см. дела «Грутбум» и «Кампания действий по лечению» ). Верховный суд Индии истолковал статью 21 Конституции как содержащую позитивные социальные права.
Конституционное признание экономических, социальных и культурных прав долгое время считалось контрпродуктивным, учитывая, что судам может быть поручено выносить решения по ним и, следовательно, разрушать демократические цепочки подотчетности так называемых выборных ветвей власти. [ 8 ] Тем не менее, в растущей литературе стран Глобального Юга отслеживаются очень разные судебные реакции. [ 9 ]
Сочувствующие критики утверждают, что социально-экономические права кажутся «совершенно незначительным» фактором с точки зрения обеспечения общего человеческого развития. [ 10 ] Современные государства всеобщего благосостояния склонны делать упор на декоммодификацию , всеобщее благосостояние и общее благо , а не на права. Швеция, Финляндия и Дания, например, придерживаются сравнительно энергичных усилий по обеспечению благосостояния, основанных в первую очередь на социал-демократических партиях и мобилизации профсоюзов, не полагаясь на судебный надзор за социально-экономическими правами. [ 10 ] Тем не менее, мажоритарные политические арены, такие как парламенты и профсоюзные структуры, могут оставаться безразличными к меньшинствам. Выигрыши, полученные в результате судебных разбирательств, какими бы скромными они ни были, тем не менее, могут иметь ценность для тех, кто от них выигрывает. [ 11 ]
Движения гражданского общества выдвинули альтернативные институты, нормы и практики для разработки конституций и обеспечения эффективности социально-экономических прав. Участники недавних экспериментов по разработке конституций в Исландии , Боливии и Эквадоре связали экономические и социальные права с новыми институциональными механизмами, такими как совместное бюджетирование или технологически усовершенствованная прямая демократия , а также с новыми нормами и дискурсами, особенно касающимися экологического управления и общее достояние, а также забота и социальное воспроизводство . В Ирландии социальные движения, такие как кампании « Право2Вода » и « Отменить 8-е », продемонстрировали, как отдельные люди и сообщества с широкими связями могут мобилизоваться как наряду с традиционными институтами, так и за их пределами, действовать коллективно и продвигать экономические, социальные и культурные права. [ 12 ]
Ответственность государства
[ редактировать ]Экономические, социальные и культурные права, закрепленные в международных и региональных документах по правам человека, имеют обязательную юридическую силу. Государства-члены имеют юридическое обязательство уважать, защищать и реализовывать эти права. Точный характер обязательств государств в этом отношении был установлен главным образом в связи с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП). [ 7 ] и в дальнейшем Факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах был принят в соответствии с Венской декларацией и Программой действий . [ 13 ]
Государства-участники МПЭСКП обязаны предпринимать «прогрессивные действия» по реализации прав МПЭСКП. Хотя немедленное выполнение может оказаться невозможным из-за экономической ситуации в стране, отсрочка активных действий не допускается. Государства-участники должны продемонстрировать искренние усилия по обеспечению экономических, социальных и культурных прав, закрепленных в МПЭСКП. Бремя доказывания прогрессивных действий возлагается на государство-участник. Запрет на дискриминацию в отношении экономических, социальных и культурных прав считается имеющим немедленный эффект. Государства-участники должны отменить законы, политику и практику, которые затрагивают равное пользование экономическими, социальными и культурными правами, и принять меры по предотвращению дискриминации в общественной жизни. Все государства-участники, независимо от экономической ситуации в стране или нехватки ресурсов, обязаны обеспечить уважение прав на прожиточный минимум для всех. Государства-участники также должны обеспечить доступ к имеющимся ресурсам и их справедливое использование. Поэтому решения правительства о том, как распределять ресурсы, должны подвергаться тщательному анализу. Одних законодательных мер недостаточно для обеспечения соблюдения МПЭСКП, и ожидается, что государства-участники предоставят судебные средства правовой защиты в дополнение к принятию административных, финансовых, образовательных и социальных мер. [ 14 ]
Механизм мониторинга, обеспечения соблюдения и реализации
[ редактировать ]Межправительственные организации и неправительственные организации (НПО) на протяжении последних 50 лет постоянно игнорировали экономические, социальные и культурные права. [ 15 ] Хотя все права человека считаются «равными, неделимыми, взаимосвязанными и взаимозависимыми», система мониторинга, обеспечения соблюдения и реализации экономических, социальных и культурных прав менее развита, чем система мониторинга гражданских и политических прав . Международные механизмы обеспечения соблюдения гражданских и политических прав являются наиболее сильными, и их нарушение считается более серьезным, чем нарушение экономических, социальных и культурных прав. Существует лишь несколько международных НПО, занимающихся экономическими, социальными и культурными правами, и мало юристов, обладающих знаниями или опытом для защиты экономических, социальных и культурных прав на национальном или международном уровне. Экономические, социальные и культурные права с меньшей вероятностью будут защищены национальными конституциями, чем гражданские и политические права. [ 16 ]
В 2008 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах , который наделяет Комитет по экономическим, социальным и культурным правам компетенцией получать и рассматривать сообщения от отдельных лиц, утверждающих, что их права, предусмотренные Пактом, были нарушены государством-участником. Протокол вступил в силу 5 мая 2013 года.
В 2017 году в отношении общих глобальных стандартов, содержащихся в Рекомендации о науке и научных исследователях, касающихся права на науку, государства договорились на Генеральной конференции ЮНЕСКО принять четырехлетний отчет о реализации, а также согласились, что Исполнительный совет ЮНЕСКО компетентен управлять мониторингом. с привлечением сетей национальных комиссий ЮНЕСКО и академических партнеров в странах для обеспечения реализации и мониторинга на страновом уровне. [ 17 ] Что касается других основных международных конвенций по правам человека, упомянутых выше, существуют различные другие договорные органы, обеспечивающие определенный мониторинг их реализации. И каждый может передавать в Совет по правам человека отчеты об отдельных случаях, когда государство является предметом универсального периодического обзора.
Образование как право человека
[ редактировать ]Образование гарантируется как право человека во многих договорах по правам человека , в том числе: [ 18 ]
- Конвенция против дискриминации в образовании [ 19 ] (1960, КАДЭ).
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах [ 20 ] (1966, МПЭСКП).
- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин [ 21 ] (1979, КЛДЖ).
- Конвенция о правах ребенка [ 22 ] (1989, КПР).
Право на образование ставит человека в центр системы образования.
Образование как право человека имеет следующие характеристики: [ 18 ]
- Это право; Образование не является привилегией и не является предметом политических или благотворительных прихотей. Это право человека. Он предъявляет обязательные требования к носителям обязанностей (в частности, к государству, а также к родителям, детям и другим субъектам).
- Он универсален; Каждый имеет право на образование без дискриминации . Сюда входят дети , подростки , молодежь , взрослые и пожилые люди .
- Это высокий приоритет; Образование является ключевым приоритетом государства. Обязательства по обеспечению права на образование нельзя игнорировать.
- Это ключевое право; Образование играет важную роль в обеспечении всех других прав человека. Оно имеет экономическое , социальное , культурное , гражданское и политическое измерения. [ 18 ]
Право на образование налагает юридические обязательства на государства при принятии ими решений относительно образования и системы образования. Он предлагает согласованную на международном уровне нормативную базу для стандартов, ниже которых государства не должны отступать в отношении образования своих граждан и неграждан. [ 18 ]

Эти стандарты определяют, что государства должны делать и чего избегать, чтобы гарантировать достоинство личности. Право на образование является широким и охватывает многие аспекты образования. Это означает, что в конкретных областях, связанных с образованием, государства должны действовать в пределах, разрешенных международным правом прав человека (МППЧ). [ 18 ]
Основными аспектами образования являются: [ 18 ]
- Цели образования.
- Недискриминация и равенство в системе образования.
- Бесплатное и обязательное всеобщее начальное образование .
- Доступное и доступное бесплатное образование на уровне средней школы, включая профессиональное образование .
- Доступное (в зависимости от способностей) бесплатное высшее образование .
- Фундаментальное образование для тех, кто не получил все или часть начального образования.
- Поддержание системы образования на всех уровнях.
- Предоставление системы стипендий.
- Подготовка учителей , их статус и условия труда.
- Свобода образования, то есть свобода родителей давать своим детям образование в соответствии со своими религиозными и моральными убеждениями.
- Свобода отдельных лиц и организаций создавать частные школы.
- качественное образование, включая установление минимальных стандартов в отношении инфраструктуры и образования в области прав человека
- безопасная и ненасильственная среда обучения
- выделение адекватных ресурсов
- академическая свобода на всех уровнях образования
- параметры и содержание учебной программы .
- Прозрачные и подотчетные системы образования. [ 18 ]
Пропаганда
[ редактировать ]Сетевые группы, такие как ESCR-Net, работают над созданием онлайн-ресурсов и распространением информации об эффективных делах, инициативах и рабочих группах, продвигающих идеалы и празднующих победы правозащитных инициатив и Факультативного протокола к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах . В настоящее время группы по защите прав человека усердно работают над доработкой правил, положений и схем реализации; мало новостей об успехах или неудачах в рассмотрении жалоб. [ 23 ] Центр по жилищным правам и выселениям ( COHRE ) помог создать Управление жилищного строительства и собственности (HPD/HPCC) в Косово. [ 24 ]
Теория прав
[ редактировать ]Согласно Карела Васака теории о трех поколениях прав человека , экономические, социальные и культурные права считаются правами второго поколения, а гражданские и политические права , такие как свобода слова , право на справедливое судебное разбирательство и право голоса. , считаются правами первого поколения. [ 25 ] Теория негативных и позитивных прав рассматривает экономические, социальные и культурные права как позитивные права . [ нужна ссылка ] Социальные права — это «права на удовлетворение основных потребностей, которые необходимы для благосостояния человека». [ 26 ] Примеры социальных прав включают право на здравоохранение и право на достойные условия труда. [ 26 ]
См. также
[ редактировать ]- Конституционная экономика
- Конституционализм
- Культурные права
- Экономическая безопасность
- Право человека на воду и санитарию
- Инфляция прав человека
- Безопасность человека
- Международный трудовой стандарт
- Цели развития тысячелетия
- Право на образование
- Право на здоровье
- Правило в соответствии с высшим законом
- Безопасность личности
- Социальная пенсия
- Уровень социальной защиты
- Социальные права
- Сеть социальной защиты
- Три поколения прав человека
- Всеобщее здравоохранение
- Права на благосостояние
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Всеобщая декларация прав человека» . www.un.org . 06.10.2015 . Проверено 26 сентября 2020 г.
- ^ «Экономические права женщин» . Наш мир в данных . Проверено 5 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д Леки, Скотт; Галлангер, Энн (2006). Экономические, социальные и культурные права: юридический справочник . Издательство Пенсильванского университета. стр. XIV. ISBN 978-0-8122-3916-4 .
- ^ Jump up to: а б с Леки, Скотт; Галлангер, Энн (2006). Экономические, социальные и культурные права: юридический справочник . Издательство Пенсильванского университета. стр. xv. ISBN 978-0-8122-3916-4 .
- ^ «Рекомендации по науке и научным исследователям» . портал.unesco.org . Проверено 25 июня 2019 г.
- ^ Леки, Скотт; Галлангер, Энн (2006). Экономические, социальные и культурные права: юридический справочник . Издательство Пенсильванского университета. стр. xv – xvi. ISBN 978-0-8122-3916-4 .
- ^ Jump up to: а б Леки, Скотт; Галлангер, Энн (2006). Экономические, социальные и культурные права: юридический справочник . Издательство Пенсильванского университета. стр. xvi. ISBN 978-0-8122-3916-4 .
- ^ Янг, Кэтрин Г., изд. (2019). Будущее экономических и социальных прав (Глобализация и права человека) . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1108418133 .
- ^ Лэнгфорд, Малькольм, изд. (2009). Юриспруденция в области социальных прав, новые тенденции в международном и сравнительном правоведении . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780511815485 .
- ^ Jump up to: а б Хиршл, Ран и Эван Роузвир, «Конституционное право встречается со сравнительной политикой: социально-экономические права и политические реалии» в Томе Кэмпбелле, К.Д. Юинге и Адаме Томкинсе (ред.), 2011, «Правовая защита прав человека: скептические эссе». Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, стр. 207–28, стр. 213, 223.
- ^ Уайт, 2014, «Эффективность судебных разбирательств, связанных с общественными интересами в Ирландии» в Малуве, Тиянджана (редактор), «Право, политика и права человека: очерки памяти Кадера Асмаля». Лейден: Брилл, стр. 252–86.
- ^ Мюррей, Томас (2016). Оспаривание экономических и социальных прав в Ирландии: Конституция, государство и общество, 1848–2016 гг . Кембриджские исследования в области права и общества. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/cbo9781316652862 . ISBN 978-1-107-15535-0 .
- ^ Венская декларация и Программа действий , Часть II, пункт 75.
- ^ Леки, Скотт; Галлангер, Энн (2006). Экономические, социальные и культурные права: юридический справочник . Издательство Пенсильванского университета. стр. xvi – xvii. ISBN 978-0-8122-3916-4 .
- ^ «Текст Конвенции о правах ребенка» . www.unicef.org . Проверено 28 февраля 2022 г.
- ^ Леки, Скотт; Галлангер, Энн (2006). Экономические, социальные и культурные права: юридический справочник . Издательство Пенсильванского университета. стр. XIII. ISBN 978-0-8122-3916-4 .
- ^ «Акты 39-й Генеральной конференции ЮНЕСКО, Резолюция 39 С/резолюция 85» . ЮНЕСКО . ЮНЕСКО . Проверено 6 июня 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Справочник «Право на образование» . ЮНЕСКО. 2019. ISBN 978-92-3-100305-9 .
Материал был скопирован из этого источника, который доступен по лицензии Attribution-ShareAlike 3.0 IGO (CC BY-SA 3.0 IGO) .
- ^ «Конвенция ЮНЕСКО против дискриминации в образовании» . Фонд равных прав . 27 марта 2009 г. Проверено 01 марта 2022 г.
- ^ Беженцы, Верховный комиссар ООН. «Refworld | Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» . Рефмир . Проверено 01 марта 2022 г.
- ^ «Сборник договоров Организации Объединенных Наций» . Treats.un.org . Проверено 01 марта 2022 г.
- ^ «УВКПЧ | Конвенция о правах ребенка» . www.ohchr.org . Проверено 01 марта 2022 г.
- ^ «Кампания за ратификацию и выполнение Факультативного протокола к МПЭСКП-Правосудие СЕЙЧАС!» Ратифицируйте, чтобы защитить все права человека». Информационный бюллетень ESCR-Net, декабрь (2009 г.)
- ^ К. Хассин, Регуляризация прав собственности в Косово и других местах, 2010 г., ISBN 978-3-86553-340-1
- ^ Карел Васак, «Права человека: тридцатилетняя борьба: постоянные усилия по приданию силы закона Всеобщей декларации прав человека», Курьер ЮНЕСКО 30:11, Париж: Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры , ноябрь 1977.
- ^ Jump up to: а б Мантувалу, Вирджиния (12 апреля 2010 г.). «Дело о социальных правах» . Рочестер, штат Нью-Йорк. ССНН 1588220 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь )
Источники
[ редактировать ]В эту статью включен текст из бесплатного контента . Лицензия CC BY-SA 3.0 IGO. Текст взят из справочника «Право на образование» , 276, ЮНЕСКО, Инициатива «Право на образование» (Великобритания), ЮНЕСКО. ЮНЕСКО.