Jump to content

Экономические, социальные и культурные права

(Перенаправлено с Экономические права )

Экономические, социальные и культурные права ( ЭСКП ) — это социально-экономические права человека , такие как право на образование , право на жилье , право на достаточный уровень жизни , право на здоровье , права жертв и право на науку и культуру . Экономические, социальные и культурные права признаются и защищаются в международных и региональных документах по правам человека. Государства-члены имеют юридическое обязательство уважать, защищать и осуществлять экономические, социальные и культурные права, и ожидается, что они будут предпринимать « постепенные действия » для их реализации.

Всеобщая декларация прав человека признает ряд экономических, социальных и культурных прав, а Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП) является основным международным юридическим источником экономических, социальных и культурных прав. [ 1 ] Конвенция о правах ребенка и Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин признают и защищают многие экономические, социальные и культурные права, признанные в МПЭСКП в отношении детей и женщин. Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации запрещает дискриминацию по признаку расового или этнического происхождения в отношении ряда экономических, социальных и культурных прав. Конвенция о правах инвалидов также запрещает любую дискриминацию по признаку инвалидности, включая отказ в разумном приспособлении, связанном с полным осуществлением экономических, социальных и культурных прав.

Международные и региональные инструменты по правам человека

[ редактировать ]
Экономические права женщин в 2011 году [ 2 ]

Экономические, социальные и культурные права признаются и защищаются в ряде международных и региональных документов по правам человека. [ 3 ]

Международные инструменты по правам человека

[ редактировать ]

Всеобщая декларация прав человека (ВДПЧ), принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, является одним из важнейших источников экономических, социальных и культурных прав. Он признает право на социальное обеспечение в статье 22, право на труд в статье 23, право на отдых и досуг в статье 24, право на достаточный уровень жизни в статье 25, право на образование в статье 26 и право на блага науки и культуры в статье 27. [ 3 ]

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП) является основным международным правовым источником экономических, социальных и культурных прав. Пакт признает и защищает право на труд и на справедливые и благоприятные условия труда в статьях 6 и 7, право вступать в профсоюзы и предпринимать коллективные трудовые действия в статье 8, право на социальное обеспечение в статье 9, право на защиту семьи, включая защиту матери и ребенка, в статье 10, право на достаточный уровень жизни , включая право на питание и право на жилище , в статье 11, право на здоровье в статье 12, право на образование в статье 13, а также право на участие в культурной жизни и право на блага науки и культуры в статье 15. Международный пакт о гражданских и политических правах , принятый одновременно с МПЭСКП, признает и защищает ряд основных экономических, социальных и культурных прав, включая право присоединиться профсоюзы в статье 22 и право этнических , религиозных или языковых меньшинств заниматься своей культурой, исповедовать свою религию и использовать свой язык в статье 27. [ 3 ]

Ряд других крупных международных документов по правам человека содержат положения, касающиеся экономических, социальных и культурных прав. Конвенция о правах ребенка признает и защищает многие экономические, социальные и культурные права, признанные в МПЭСКП в отношении детей. Включая право на здоровье в статье 24, право на социальное обеспечение в статье 25, право на достаточный уровень жизни в статье 27, право на образование в статье 28 и право на защиту от экономической эксплуатации (см. детский труд). ) в статье 32. [ 3 ] Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации запрещает дискриминацию по признаку расового или этнического происхождения в отношении ряда экономических, социальных и культурных прав. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин подтверждает ряд экономических, социальных и культурных прав женщин. Конвенции МОТ Международной организации труда (МОТ) защищают ряд экономических, социальных и культурных прав, связанных с трудом. [ 4 ] Общие глобальные стандарты были согласованы примерно 195 государствами в Рекомендации по науке и научной деятельности, защищающей и подтверждающей научные свободы, права ученых и права субъектов исследований , а также право каждого человека на науку. [ 5 ]

Региональные инструменты по правам человека

[ редактировать ]

Африканская хартия прав человека и народов защищает право на труд в статье 15, право на здоровье в статье 16 и право на образование в статье 17. Европейская социальная хартия защищает широкий спектр экономических, социальных и культурных прав. , включая право на труд , на благоприятные условия труда, право вступать в профсоюзы и предпринимать коллективные трудовые действия в статьях 1–10, право на здоровье в статье 11, право на социальное обеспечение , включая право на медицинскую помощь. и право на услуги социального обеспечения в статьях 12–14, защита особо уязвимых групп закреплены в статьях 15–17 и 19, а право на жилище – в статье 31. Сан-Сальвадорский протокол защищает ряд экономических, социальных и культурные права в рамках Межамериканской системы прав человека. [ 4 ]

[ редактировать ]

Существует ряд вторичных правовых источников по экономическим, социальным и культурным правам, которые дают рекомендации по их нормативному определению. Важным вторичным правовым источником является Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам , который контролирует выполнение Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП). Комитет сыграл центральную роль в разработке нормативного определения ключевых экономических, социальных и культурных прав, интерпретации роли государств-участников МПЭСКП, а также в мониторинге защиты и нарушений прав МПЭСКП. Комитет выпускает руководящие заявления в форме замечаний общего порядка , а другие договорные органы по правам человека также могут публиковать комментарии, касающиеся экономических, социальных и культурных прав. [ 4 ]

Другими важными вторичными правовыми источниками по экономическим, социальным и культурным правам являются Лимбургские принципы осуществления Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1987 года и Маастрихтские руководящие принципы о нарушениях экономических, социальных и культурных прав 1997 года. Лимбургские принципы широко использовался в национальных правовых системах в качестве инструмента интерпретации для установления нарушений экономических, социальных и культурных прав. Маастрихтские . руководящие принципы основаны на Лимбургских принципах и определяют правовые последствия действий и бездействия, которые являются нарушением экономических, социальных и культурных прав [ 6 ] Различные специальные докладчики Организации Объединенных Наций повлияли на нормативное развитие экономических, социальных и культурных прав. В число ключевых докладчиков, назначаемых Комиссией по правам человека и ее подкомиссиями, входят Специальный докладчик по вопросам реализации экономических, социальных и культурных прав, Специальный докладчик по вопросу о праве на достаточное жилище, Специальный докладчик по вопросу о праве на образование и Специальный докладчик по вопросу о насилии в отношении женщин. [ 7 ]

Национальные конституции

[ редактировать ]

Ряд национальных конституций признают экономические, социальные и культурные права. Например, Конституция Южной Африки 1996 года включает экономические, социальные и культурные права, и Конституционный суд Южной Африки рассматривал иски в соответствии с этими обязательствами (см. дела «Грутбум» и «Кампания действий по лечению» ). Верховный суд Индии истолковал статью 21 Конституции как содержащую позитивные социальные права.

Конституционное признание экономических, социальных и культурных прав долгое время считалось контрпродуктивным, учитывая, что судам может быть поручено выносить решения по ним и, следовательно, разрушать демократические цепочки подотчетности так называемых выборных ветвей власти. [ 8 ] Тем не менее, в растущей литературе стран Глобального Юга отслеживаются очень разные судебные реакции. [ 9 ]

Сочувствующие критики утверждают, что социально-экономические права кажутся «совершенно незначительным» фактором с точки зрения обеспечения общего человеческого развития. [ 10 ] Современные государства всеобщего благосостояния склонны делать упор на декоммодификацию , всеобщее благосостояние и общее благо , а не на права. Швеция, Финляндия и Дания, например, придерживаются сравнительно энергичных усилий по обеспечению благосостояния, основанных в первую очередь на социал-демократических партиях и мобилизации профсоюзов, не полагаясь на судебный надзор за социально-экономическими правами. [ 10 ] Тем не менее, мажоритарные политические арены, такие как парламенты и профсоюзные структуры, могут оставаться безразличными к меньшинствам. Выигрыши, полученные в результате судебных разбирательств, какими бы скромными они ни были, тем не менее, могут иметь ценность для тех, кто от них выигрывает. [ 11 ]

Движения гражданского общества выдвинули альтернативные институты, нормы и практики для разработки конституций и обеспечения эффективности социально-экономических прав. Участники недавних экспериментов по разработке конституций в Исландии , Боливии и Эквадоре связали экономические и социальные права с новыми институциональными механизмами, такими как совместное бюджетирование или технологически усовершенствованная прямая демократия , а также с новыми нормами и дискурсами, особенно касающимися экологического управления и общее достояние, а также забота и социальное воспроизводство . В Ирландии социальные движения, такие как кампании « Право2Вода » и « Отменить 8-е », продемонстрировали, как отдельные люди и сообщества с широкими связями могут мобилизоваться как наряду с традиционными институтами, так и за их пределами, действовать коллективно и продвигать экономические, социальные и культурные права. [ 12 ]

Ответственность государства

[ редактировать ]

Экономические, социальные и культурные права, закрепленные в международных и региональных документах по правам человека, имеют обязательную юридическую силу. Государства-члены имеют юридическое обязательство уважать, защищать и реализовывать эти права. Точный характер обязательств государств в этом отношении был установлен главным образом в связи с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП). [ 7 ] и в дальнейшем Факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах был принят в соответствии с Венской декларацией и Программой действий . [ 13 ]

Государства-участники МПЭСКП обязаны предпринимать «прогрессивные действия» по реализации прав МПЭСКП. Хотя немедленное выполнение может оказаться невозможным из-за экономической ситуации в стране, отсрочка активных действий не допускается. Государства-участники должны продемонстрировать искренние усилия по обеспечению экономических, социальных и культурных прав, закрепленных в МПЭСКП. Бремя доказывания прогрессивных действий возлагается на государство-участник. Запрет на дискриминацию в отношении экономических, социальных и культурных прав считается имеющим немедленный эффект. Государства-участники должны отменить законы, политику и практику, которые затрагивают равное пользование экономическими, социальными и культурными правами, и принять меры по предотвращению дискриминации в общественной жизни. Все государства-участники, независимо от экономической ситуации в стране или нехватки ресурсов, обязаны обеспечить уважение прав на прожиточный минимум для всех. Государства-участники также должны обеспечить доступ к имеющимся ресурсам и их справедливое использование. Поэтому решения правительства о том, как распределять ресурсы, должны подвергаться тщательному анализу. Одних законодательных мер недостаточно для обеспечения соблюдения МПЭСКП, и ожидается, что государства-участники предоставят судебные средства правовой защиты в дополнение к принятию административных, финансовых, образовательных и социальных мер. [ 14 ]

Механизм мониторинга, обеспечения соблюдения и реализации

[ редактировать ]

Межправительственные организации и неправительственные организации (НПО) на протяжении последних 50 лет постоянно игнорировали экономические, социальные и культурные права. [ 15 ] Хотя все права человека считаются «равными, неделимыми, взаимосвязанными и взаимозависимыми», система мониторинга, обеспечения соблюдения и реализации экономических, социальных и культурных прав менее развита, чем система мониторинга гражданских и политических прав . Международные механизмы обеспечения соблюдения гражданских и политических прав являются наиболее сильными, и их нарушение считается более серьезным, чем нарушение экономических, социальных и культурных прав. Существует лишь несколько международных НПО, занимающихся экономическими, социальными и культурными правами, и мало юристов, обладающих знаниями или опытом для защиты экономических, социальных и культурных прав на национальном или международном уровне. Экономические, социальные и культурные права с меньшей вероятностью будут защищены национальными конституциями, чем гражданские и политические права. [ 16 ]

В 2008 году Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Факультативный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах , который наделяет Комитет по экономическим, социальным и культурным правам компетенцией получать и рассматривать сообщения от отдельных лиц, утверждающих, что их права, предусмотренные Пактом, были нарушены государством-участником. Протокол вступил в силу 5 мая 2013 года.

В 2017 году в отношении общих глобальных стандартов, содержащихся в Рекомендации о науке и научных исследователях, касающихся права на науку, государства договорились на Генеральной конференции ЮНЕСКО принять четырехлетний отчет о реализации, а также согласились, что Исполнительный совет ЮНЕСКО компетентен управлять мониторингом. с привлечением сетей национальных комиссий ЮНЕСКО и академических партнеров в странах для обеспечения реализации и мониторинга на страновом уровне. [ 17 ] Что касается других основных международных конвенций по правам человека, упомянутых выше, существуют различные другие договорные органы, обеспечивающие определенный мониторинг их реализации. И каждый может передавать в Совет по правам человека отчеты об отдельных случаях, когда государство является предметом универсального периодического обзора.

Образование как право человека

[ редактировать ]

Образование гарантируется как право человека во многих договорах по правам человека , в том числе: [ 18 ]

Право на образование ставит человека в центр системы образования.

Образование как право человека имеет следующие характеристики: [ 18 ]

  • Это право; Образование не является привилегией и не является предметом политических или благотворительных прихотей. Это право человека. Он предъявляет обязательные требования к носителям обязанностей (в частности, к государству, а также к родителям, детям и другим субъектам).
  • Он универсален; Каждый имеет право на образование без дискриминации . Сюда входят дети , подростки , молодежь , взрослые и пожилые люди .
  • Это высокий приоритет; Образование является ключевым приоритетом государства. Обязательства по обеспечению права на образование нельзя игнорировать.
  • Это ключевое право; Образование играет важную роль в обеспечении всех других прав человека. Оно имеет экономическое , социальное , культурное , гражданское и политическое измерения. [ 18 ]

Право на образование налагает юридические обязательства на государства при принятии ими решений относительно образования и системы образования. Он предлагает согласованную на международном уровне нормативную базу для стандартов, ниже которых государства не должны отступать в отношении образования своих граждан и неграждан. [ 18 ]

Образование как право мультипликатора

Эти стандарты определяют, что государства должны делать и чего избегать, чтобы гарантировать достоинство личности. Право на образование является широким и охватывает многие аспекты образования. Это означает, что в конкретных областях, связанных с образованием, государства должны действовать в пределах, разрешенных международным правом прав человека (МППЧ). [ 18 ]

Основными аспектами образования являются: [ 18 ]

  • Цели образования.
  • Недискриминация и равенство в системе образования.
  • Бесплатное и обязательное всеобщее начальное образование .
  • Доступное и доступное бесплатное образование на уровне средней школы, включая профессиональное образование .
  • Доступное (в зависимости от способностей) бесплатное высшее образование .
  • Фундаментальное образование для тех, кто не получил все или часть начального образования.
  • Поддержание системы образования на всех уровнях.
  • Предоставление системы стипендий.
  • Подготовка учителей , их статус и условия труда.
  • Свобода образования, то есть свобода родителей давать своим детям образование в соответствии со своими религиозными и моральными убеждениями.
  • Свобода отдельных лиц и организаций создавать частные школы.
  • качественное образование, включая установление минимальных стандартов в отношении инфраструктуры и образования в области прав человека
  • безопасная и ненасильственная среда обучения
  • выделение адекватных ресурсов
  • академическая свобода на всех уровнях образования
  • параметры и содержание учебной программы .
  • Прозрачные и подотчетные системы образования. [ 18 ]

Пропаганда

[ редактировать ]

Сетевые группы, такие как ESCR-Net, работают над созданием онлайн-ресурсов и распространением информации об эффективных делах, инициативах и рабочих группах, продвигающих идеалы и празднующих победы правозащитных инициатив и Факультативного протокола к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах . В настоящее время группы по защите прав человека усердно работают над доработкой правил, положений и схем реализации; мало новостей об успехах или неудачах в рассмотрении жалоб. [ 23 ] Центр по жилищным правам и выселениям ( COHRE ) помог создать Управление жилищного строительства и собственности (HPD/HPCC) в Косово. [ 24 ]

Теория прав

[ редактировать ]

Согласно Карела Васака теории о трех поколениях прав человека , экономические, социальные и культурные права считаются правами второго поколения, а гражданские и политические права , такие как свобода слова , право на справедливое судебное разбирательство и право голоса. , считаются правами первого поколения. [ 25 ] Теория негативных и позитивных прав рассматривает экономические, социальные и культурные права как позитивные права . [ нужна ссылка ] Социальные права — это «права на удовлетворение основных потребностей, которые необходимы для благосостояния человека». [ 26 ] Примеры социальных прав включают право на здравоохранение и право на достойные условия труда. [ 26 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Всеобщая декларация прав человека» . www.un.org . 06.10.2015 . Проверено 26 сентября 2020 г.
  2. ^ «Экономические права женщин» . Наш мир в данных . Проверено 5 марта 2020 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д Леки, Скотт; Галлангер, Энн (2006). Экономические, социальные и культурные права: юридический справочник . Издательство Пенсильванского университета. стр. XIV. ISBN  978-0-8122-3916-4 .
  4. ^ Jump up to: а б с Леки, Скотт; Галлангер, Энн (2006). Экономические, социальные и культурные права: юридический справочник . Издательство Пенсильванского университета. стр. xv. ISBN  978-0-8122-3916-4 .
  5. ^ «Рекомендации по науке и научным исследователям» . портал.unesco.org . Проверено 25 июня 2019 г.
  6. ^ Леки, Скотт; Галлангер, Энн (2006). Экономические, социальные и культурные права: юридический справочник . Издательство Пенсильванского университета. стр. xv – xvi. ISBN  978-0-8122-3916-4 .
  7. ^ Jump up to: а б Леки, Скотт; Галлангер, Энн (2006). Экономические, социальные и культурные права: юридический справочник . Издательство Пенсильванского университета. стр. xvi. ISBN  978-0-8122-3916-4 .
  8. ^ Янг, Кэтрин Г., изд. (2019). Будущее экономических и социальных прав (Глобализация и права человека) . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1108418133 .
  9. ^ Лэнгфорд, Малькольм, изд. (2009). Юриспруденция в области социальных прав, новые тенденции в международном и сравнительном правоведении . Издательство Кембриджского университета. ISBN  9780511815485 .
  10. ^ Jump up to: а б Хиршл, Ран и Эван Роузвир, «Конституционное право встречается со сравнительной политикой: социально-экономические права и политические реалии» в Томе Кэмпбелле, К.Д. Юинге и Адаме Томкинсе (ред.), 2011, «Правовая защита прав человека: скептические эссе». Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, стр. 207–28, стр. 213, 223.
  11. ^ Уайт, 2014, «Эффективность судебных разбирательств, связанных с общественными интересами в Ирландии» в Малуве, Тиянджана (редактор), «Право, политика и права человека: очерки памяти Кадера Асмаля». Лейден: Брилл, стр. 252–86.
  12. ^ Мюррей, Томас (2016). Оспаривание экономических и социальных прав в Ирландии: Конституция, государство и общество, 1848–2016 гг . Кембриджские исследования в области права и общества. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/cbo9781316652862 . ISBN  978-1-107-15535-0 .
  13. ^ Венская декларация и Программа действий , Часть II, пункт 75.
  14. ^ Леки, Скотт; Галлангер, Энн (2006). Экономические, социальные и культурные права: юридический справочник . Издательство Пенсильванского университета. стр. xvi – xvii. ISBN  978-0-8122-3916-4 .
  15. ^ «Текст Конвенции о правах ребенка» . www.unicef.org . Проверено 28 февраля 2022 г.
  16. ^ Леки, Скотт; Галлангер, Энн (2006). Экономические, социальные и культурные права: юридический справочник . Издательство Пенсильванского университета. стр. XIII. ISBN  978-0-8122-3916-4 .
  17. ^ «Акты 39-й Генеральной конференции ЮНЕСКО, Резолюция 39 С/резолюция 85» . ЮНЕСКО . ЮНЕСКО . Проверено 6 июня 2019 г.
  18. ^ Jump up to: а б с д и ж г Справочник «Право на образование» . ЮНЕСКО. 2019. ISBN  978-92-3-100305-9 . Материал был скопирован из этого источника, который доступен по лицензии Attribution-ShareAlike 3.0 IGO (CC BY-SA 3.0 IGO) .
  19. ^ «Конвенция ЮНЕСКО против дискриминации в образовании» . Фонд равных прав . 27 марта 2009 г. Проверено 01 марта 2022 г.
  20. ^ Беженцы, Верховный комиссар ООН. «Refworld | Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах» . Рефмир . Проверено 01 марта 2022 г.
  21. ^ «Сборник договоров Организации Объединенных Наций» . Treats.un.org . Проверено 01 марта 2022 г.
  22. ^ «УВКПЧ | Конвенция о правах ребенка» . www.ohchr.org . Проверено 01 марта 2022 г.
  23. ^ «Кампания за ратификацию и выполнение Факультативного протокола к МПЭСКП-Правосудие СЕЙЧАС!» Ратифицируйте, чтобы защитить все права человека». Информационный бюллетень ESCR-Net, декабрь (2009 г.)
  24. ^ К. Хассин, Регуляризация прав собственности в Косово и других местах, 2010 г., ISBN   978-3-86553-340-1
  25. ^ Карел Васак, «Права человека: тридцатилетняя борьба: постоянные усилия по приданию силы закона Всеобщей декларации прав человека», Курьер ЮНЕСКО 30:11, Париж: Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры , ноябрь 1977.
  26. ^ Jump up to: а б Мантувалу, Вирджиния (12 апреля 2010 г.). «Дело о социальных правах» . Рочестер, штат Нью-Йорк. ССНН   1588220 . {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5b5e099bd0d943437da1f085a9168b23__1723120860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5b/23/5b5e099bd0d943437da1f085a9168b23.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Economic, social and cultural rights - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)