Джентльмен
Часть серии о |
Доколониальная история Филиппин |
---|
Смотрите также: История Филиппин |
Тагальские были социальным классом знати среди магиноо , капампанганские гину и висайские тумао различных культур доколониальных Филиппин . Среди висайцев тумао еще больше отличались от ближайших королевских семей, кадатуанов .
Тагальский
[ редактировать ]У филиппинцев была трехклассовая социальная структура, состоящая из магину (королевская власть), махарлика ( буквально свободные люди; воинская знать) и алипинов ( крепостные и рабы). включались только те, кто мог претендовать на королевское происхождение В класс магиноо . Их известность зависела от славы их предков ( бансаг ) или от их богатства и храбрости в бою ( лингам ). Как правило, чем ближе линия магинуо была к королевскому основателю ( пуно ) линии ( лалад ), тем выше их статус. [1]
Членов класса магиноо называли гину . Собственным именам знати магину предшествовало Гат (сокращение от « памагат это означает « титул » » или «памегат», первоначально означающее «господин» или «господин», хотя на современном тагальском языке ) для мужчин и Даян (леди) для женщин. , обозначающий Лорда и Леди соответственно. Титул Пангинун был зарезервирован для особо могущественных магиноо, которые правили большим количеством иждивенцев и рабов, владели обширной собственностью и чье происхождение было безупречным. с более низким статусом, Магину получившие известность благодаря недавно приобретенному богатству, презрительно называли майгинтаво (буквально «человек с большим количеством золота»; нувориш ). В «Vocabulario de la lengua tagala» (1613 г.) испанский францисканский миссионер Педро де Сан Буэнавентура сравнил майгинтаво с «темными рыцарями», которые получают свой статус по золоту, а не по происхождению. [1]
Тагальскими дату были магиноо, которые правили сообществом ( дулохан или барангай , буквально «угол» и « лодка балангай » соответственно) или имели достаточно большое количество последователей. Эти дату либо управляли одной общиной ( пук ), либо были частью более крупного поселения ( баян , «город-государство»). Они составляли совет ( липон , лупон или пулонг ) и подчинялись верховному правителю, которого называли лаканом (или санскритским титулом раджа , «король»). После испанского завоевания эти данные получили испанский титул Дон и считались местными вождями. [1]
Висайские острова
[ редактировать ]В Висайских островах висайцы использовали трехклассовую социальную структуру, состоящую из орипунов (простолюдинов, крепостных и рабов), тимава (воинственной знати) и наверху тумао (дворянства). Тумао ( состояло из кровных родственников дату лидера общины), незапятнанных рабством, подневольностью или колдовством. [2] Обычно они были потомками детей дату и второстепенных жен, известных как сандил . Различные тумао сторонники данных вместе именуются сандиг са дату («рядом с данными»). Тумао различных должностях ( также обычно использовались при дворе дату на могут быть заполнены тимавой хотя иногда они также ). Главный министр или тайный советник дату был известен как атубанг са дату (буквально «лицом к дату »). Управитель, который собирал и записывал дани и налоги и распределял их между домочадцами и иждивенцами дату, был известен как парагахин . Парагаин . также отвечал за организацию общественных праздников и общественных работ Билангго ) отвечал за поддержание правопорядка и чей собственный дом служил общественной тюрьмой ( биланггован . И тумао , и тимава были обязаны служить военными силами дату во время войны за свой счет. [1]
Ближайшие королевские семьи дату Висаян отличались от остальных тумао как кадатоан , который был одновременно политической должностью и социальным классом. Чистота рода кадатоан была чрезвычайно важна для утверждения права на власть, поэтому кадатоан обычно женился только на членах других королевских семей. Сыновья и дочери дату от первой жены ревностно охранялись от остальной общины. [1] Принцессы были известны как бинокот или бинукот (буквально «закутанные» или «закутанные») из-за того, что их обычно перевозили рабыни в крытых паланкинах . Женщины класса кадатоан были могущественны и почитаемы. Первая жена дату и бинокот могли командовать одинаковым количеством рабов и иждивенцев. [3]
Дату , получивший свой статус, женившись на принцессе, известен как сабали . Дату , имеющий чистое королевское происхождение, известен как potli или lubus nga datu , а дату, все четыре дедушки и бабушки которого имеют чистое королевское происхождение, известны как калибутан («все вокруг»). [1]
Дату . служили лидерами и судьями Их прокламации ( мантала ) доносились до широких слоев населения орипуном, служившим городским глашатаем ( паратавагом ). Они получали дань, налоги и подарки от своих подданных, среди них были химука (подарки от тимава за разрешение вступить в брак), бабау (подарки от победивших сторон в споре, урегулированном постановлением даты подарки от победивших сторон в споре, разрешенном решением дату ) и хикун ( ). большая часть перераспределяемой собственности). Они контролировали торговлю через «хонос» (плата за стоянку корабля в общественной гавани), «бихит» (тарифы) и «лопиг» (скидки на местные покупки). Они также имели право ограничивать доступ к коммунальной собственности посредством указов ( балванг ), а их урожай и животные распределялись между подданными для ухода за ними в рамках практики, известной как такай . Дату , однако , были далеки от праздной аристократии. Они часто были опытными ремесленниками, охотниками, кузнецами, рыбаками и воинами, а их домашние хозяйства производили лучшие товары для торговли. [1]
Висайские данные были слабо связаны друг с другом в федерации ( вождестве ). У членов вождества были ведущие данные , которые имели власть над другими данными , обычно называемые просто пангуло («глава» или «правитель»), капоноан («самый суверенный», от висайского слова, означающего «корень» или «происхождение»). ", пуно ), или макапорос нга дату (объединяющий вождь). Пангуло морских портов с частым иностранным сообщением может иногда принимать малайские или санскритские титулы, такие как Раджа («правитель»), Батара («благородный господин»), Саррипада (от санскрита Шри Падука , «Его Высочество»; варианты включают Салип , Сипад , Падука и Салипада ). Однако они не были королями в европейском понимании. Их власть обычно проистекает из благоприятного торгового положения, военной доблести, происхождения и богатства ( баханди ), а не из королевского правления. Хотя они имели ограниченную власть над другими членами вождества в зависимости от их известности, они не имели прямого контроля над подданными или землями других данных . [1]
Историк Уильям Генри Скотт предполагает, что это могло быть Фернана Магеллана фатальной ошибкой . Магеллан предположил, что Раджа Хумабон был королем страны, а значит, Мактана и . Но остров Мактан, владения Лапу-Лапу и еще одного дату по имени Зула, находился в месте, которое позволяло им перехватывать торговые суда, заходящие в гавань Себу , владения Хумабона. Таким образом, более вероятно, что Лапу-Лапу на самом деле был более могущественным, чем Хумабон. Сам Хумабон был женат на племяннице Лапу-Лапу. Когда Магеллан потребовал, чтобы Лапу-Лапу подчинился, как это сделал его «король» Хумабон, Лапу-Лапу якобы ответил, что «он не желает приходить и оказывать почтение тому, кем он командовал так долго». [1]
Султанаты Моро
[ редактировать ]В мусульманских султанатах Сулу и султанате Магинданао верховным правителем был султан. Власти султана противопоставляется совет данных . К женской знати этих рангов обращались как даян («принцесса»), а дочерей султана называли даян-даян («принцесса первой степени»). Все эти титулы строго наследственные. [4]
Ниже королевской знати располагаются губернаторы провинций ( панглима ), а также богатые люди ( оранг кайя ). [4] Простолюдинов иногда можно повысить до дворянства, известного как datu sadja . Обычно за выдающиеся подвиги или заслуги при исполнении служебных обязанностей, проявленные храбрость, героизм и т. д. В отличие от true datu , звание сохраняется только на протяжении всей жизни получателя и не передается по наследству. [5]
Маранао
[ редактировать ]Народ маранао региона Ланао отличается от других султанатов моро тем, что он не централизован. Вместо этого это конфедерация нескольких независимых штатов Маранао, каждый из которых состоит из нескольких кланов. Наследственный королевский класс общества Маранао, известный под общим названием пидтайлан , ведет свое происхождение от первого султана. Эти султаны управляют независимыми государствами ( пенгампонг ), которые в свою очередь делятся на более мелкие общины ( пулок ), управляемые наследственными данными класса кадатуан . Органами местного самоуправления управляют панглима (губернаторы) и махараджи . [6]
Высшая должность в женской знати – бай-а-лаби (самая возвышенная царица). Далее следуют потри маамор (принцесса), солотан бай (добрая королева) и бай даломангкоб (королева). Благородных женщин называют байи («госпожа»), а неблагородных богатых женщин называют байи гаос (богатая женщина). [6]
Путаница с дворянством
[ редактировать ]Во времена бывшего президента Филиппин Фердинанда Маркоса термин «махарлика» ошибочно считался означающим «королевскую власть». В рамках своего стремления к продвижению Багонг Липунан (Новое общество) Маркос спонсировал исследование доиспанской культуры Филиппин. Помимо рекомендации изменить название Филиппин на «Махарлика», Маркос сыграл важную роль в том, чтобы сделать «Махарлика» модным названием для улиц, зданий, банкетных залов, деревень и культурных организаций. Сам Маркос использовал это слово для обозначения шоссе, радиовещательной корпорации и приемной дворца Малаканьян . Пропагандистское использование этого слова Маркосом началось во время Второй мировой войны . Прежде чем в 1985 году его ложь была доказана, Маркос утверждал, что он командовал группой партизан, известной как «Отряд Махарлика». [7] Маркос также использовал Махарлику в качестве своего личного псевдонима , изображая себя самым удостоенным медалей антияпонским филиппинским партизаном во время Второй мировой войны. В период военного положения на Филиппинах Маркос попытался снять фильм под названием «Махарлика», чтобы представить свои «военные подвиги». [8]
Одним из результатов этой тенденции стало искажение первоначального значения махарлики . Махарлика на самом деле не относится к классу «царских особ», как утверждается, а относится к классу вассальных воинов. Махарлики также были более или менее уникальными представителями кастовой системы тагалогов и соседних племен. [7]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Уильям Генри Скотт (1994). Барангай: филиппинская культура и общество шестнадцатого века . Издательство Университета Атенео де Манилы. ISBN 9789715501354 .
- ^ Джозеф С. Клей (1998). Введение в историю Филиппин . Издательство Афинского университета. п. 14–16. ISBN 9789715502610 .
- ^ Кристина Блан-Сантон (1990). «Столкновение культур: исторические реформы гендера в низменных Висайских островах, Филиппины». В Джейн Монниг Аткинсон и Шелли Эррингтон (ред.). Сила и различие: гендер в островной Юго-Восточной Азии . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 9780804717816 .
- ^ Jump up to: а б Кастро, Алекс Р. (27 апреля 2018 г.). «Королевская семья Минданао: в царстве мусульманских величеств» . Город и Страна . Проверено 29 ноября 2019 г.
- ^ Бруно, Джонни А. (1973). Социальный мир Таусуга п. 146.
- ^ Jump up to: а б Ибаньес-Ноласко, Свобода (2004). «Традиционная система управления Маранау: описание, проблемы и императивы для государственного управления Филиппин» (PDF) . Филиппинский журнал государственного управления . 48 (1 и 2): 155–203.
- ^ Jump up to: а б Пол Морроу (16 января 2009 г.). «Махарлика и древняя классовая система» . Пилипинский экспресс . Проверено 18 июля 2012 г.
- ^ Кимпо, Натан Гилберт. Филиппинский национализм представляет собой противоречие в терминах «Колониальное название, колониальный менталитет и этноцентризм, часть первая из четырех», «Касама», том. 17 № 3 / июль – август – сентябрь 2003 г. / Сеть солидарности Филиппин и Австралии, cpcabrisbance.org