Jump to content

Свобода, равенство, братство

Официальный логотип Французской Республики , используемый в правительственных документах, с лозунгом « Свобода, равенство, братство ».
Пропагандистский Первую плакат 1793 года, изображающий французскую республику с лозунгом « Единство и неделимость республики. Свобода, равенство, братство или смерть », вместе с такими символами, как трехцветные флаги , фригийский колпак и галльский петух.

Свобода, равенство, братство ( Французское произношение: [libɛʁte eɡalite fʁatɛʁnite] ), -французски по « свобода , равенство , братство » , [1] является девизом Франции национальным и Республики Гаити и является примером трехстороннего девиза . Хотя он берет свое начало во Французской революции , тогда это был всего лишь один девиз среди других и не был официально закреплен до Третьей республики в конце 19 века. [2] Дебаты относительно совместимости и порядка трех терминов начались одновременно с революцией. Это также девиз Великого Востока и Великой ложи Франции .

Истоки во время Французской революции

[ редактировать ]
Текст на плакате 1793 года, объявляющем о продаже экспроприированной собственности . Вскоре после революции девиз часто писали как «Свобода, равенство, братство или смерть». Позже от «Смерти» отказались, поскольку она слишком сильно ассоциировалась с крайностями революции .
Французский триколор считался олицетворением всех принципов революции — свободы, равенства, братства . [3]

Некоторые утверждают, что Камиль Демулен эту фразу изобрел в № 35 книги «Революции Франции и Брабанта» , опубликованной 26 июля 1790 года. [4] Однако это не подтверждено, поскольку это лишь первое официальное упоминание фразы. Говоря о фестивале Fête de la Fédération в июле 1790 года , он описал «граждан-солдат, бросающихся в объятия друг друга, обещая друг другу свободу, равенство, братство . » l'autre, en se promettant liberté, egalité, братство ) . [5]

Несколько месяцев спустя Максимилиан Робеспьер популяризировал фразу в своей речи «Об организации Национальной гвардии» ( фр . Discours sur l'organisation des gardes nationales ) 5 декабря 1790 года, статье XVI, которая была широко распространена по всей Франции благодаря популярные общества.

Речь об организации национальной гвардии
Статья XVI.
На их униформе выгравированы слова: ФРАНЦУЗСКИЙ НАРОД, а внизу: СВОБОДА, РАВЕНСТВО, БРАТСТВО. Те же слова написаны на флагах трех цветов нации.
( Французский : XVI. На груди у них будут выгравированы слова: ФРАНЦУЗСКИЙ НАРОД, а ниже: СВОБОДА, РАВЕНСТВО, БРАТСТВО. Те же слова будут начертаны на их флагах, на которых будут изображены три цвета нации. )

- Максимилиан Робеспьер, 1790 г. [1] [6] [7]

Авторство этого девиза принадлежит также Антуану-Франсуа Моморо (1756–1794), парижскому печатнику и организатору эбертистов . [8] [9] [10] В контексте иностранного вторжения и восстаний федералистов в 1793 году оно было изменено на «Единство, неделимость республики; свобода, равенство, братство или смерть» ( французский : Unité, Indivisibilité de la République; Liberté, Egalité, Fraternité ou la mort). ). 29 июня 1793 года Парижская Коммуна предложила нанести его на фасады парижских домов и подражать жителям других городов.

В 1839 году философ Пьер Леру заявил, что это было анонимное и популярное творение. [2] [ нужна страница ] Историк Мона Озуф подчеркивает, что, хотя «Свобода» и «Эгалите» ассоциировались в качестве девиза в XVIII веке, «Братство» другие термины, такие как Amitié (Дружба), Charité (Милосердие) или Союз не всегда включалось в него, и часто добавлялись . на своем месте. [2]

В 1791 году акцент на Братстве во время Французской революции побудил Олимпию де Гуж , журналистку, написать Декларацию прав женщины и гражданки . в ответ [11] [ нужна страница ] Трехсторонний девиз не был ни творческим сборником, ни официально закрепленным Революцией. [2] Уже в 1789 году стали использоваться другие термины, такие как « la Nation, la Loi, le Roi » (Нация, Закон, Король) или « Союз, Сила, Vertu » (Союз, Сила, Добродетель ), лозунг, заранее использовавшийся масонскими ложами , или « Сила, Равенство, Справедливость » (Сила, Равенство, Справедливость), « Liberté, Sûreté, Propriété » (Свобода, Безопасность, Собственность) и т. д. [2]

Другими словами, свобода, равенство, братство были одним из лозунгов среди многих других. [2] В период якобинской революции использовались различные девизы, такие как свобода, единство , равенство; свобода, равенство, справедливость (свобода, равенство, справедливость); свобода, разум, равенство и т. д. [2] Единственной прочной ассоциацией была свобода и равенство , причем братство игнорировалось Cahiers de doléances , а также Декларацией прав человека и гражданина 1789 года . [2]

Братство упоминалось только в Конституции 1791 года , а также в проекте Декларации Робеспьера 1793 года, в котором упоминались (в этом порядке) égalité, liberté, sûreté и proprieté (равенство, свобода, безопасность, собственность), хотя оно использовалось не как девиз, а как статья декларации, как возможность всеобщего распространения Декларации прав: «Люди всех стран — братья, тот, кто угнетает одну нацию, объявляет себя врагом всех». [2] [а] Братство не фигурировало в Декларации августа 1793 года. [2]

Декларация прав человека и гражданина 1789 года определила свободу в статье 4 следующим образом:

Свобода состоит в возможности делать все, что не причиняет вреда другим: таким образом, осуществление естественных прав каждого мужчины или женщины не имеет иных границ, кроме тех, которые гарантируют другим членам общества пользование этими же правами.

Равенство было определено в Декларации как судебное равенство и вход в правительство на основе заслуг (статья 6):

[Закон] должен быть одинаковым для всех, независимо от того, защищает он или наказывает. Все граждане, будучи равными в его глазах, имеют одинаковое право на все высокие должности, государственные должности и должности в соответствии со своими способностями и без каких-либо иных различий, кроме различий в их добродетелях и талантах.

Свобода, равенство, братство на самом деле берут свое начало в предложении Клуба кордельеров , выдвинутом в мае 1791 года после речи маркиза де Гишардена об армии. [2] Британский морской пехотинец, находившийся в плену на французском корабле «Ле Марат» в 1794 году, писал домой в письмах, опубликованных в 1796 году: [12]

Республиканский дух прививается не только в песнях: в каждой части корабля я нахожу эмблемы, специально выставленные для его пробуждения. Все приказы, касающиеся дисциплины экипажа, вывешены и предваряются словами Liberté, Egalité, Fraternité, ou la Mort , написанными заглавными буквами.

Совместимость свобод и равенства не вызывала сомнений в первые дни Революции, и проблема предшествования одного термина другому не решалась. [2] Аббат Сийес считал, что только свобода обеспечивает равенство, если только равенство не должно быть равенством всех под властью деспота , в то время как свобода следует за равенством, обеспечиваемым верховенством закона. [2] Абстрактная всеобщность права, теоретизированная Жан-Жаком Руссо в его книге «Общественный договор» 1762 года , таким образом, обеспечивала отождествление свободы с равенством, причем свобода определялась негативно как независимость от произвола, а равенство рассматривалось абстрактно в его юридической форме. [2]

Такое отождествление свободы и равенства стало проблематичным в якобинский период, когда равенство было переопределено, например, Франсуа-Ноэлем Бабефом , как равенство результатов , а не только юридическое равенство прав. [2] Таким образом, Марк Антуан Бодо считал, что французский темперамент склонен к равенству, а не к свободе, и эту тему повторно использовали Пьер Луи Рёдерер и Алексис де Токвилль . Жак Неккер считал, что равноправное общество можно построить только путем принуждения. [2]

Эльзасский : знак, 1792 год
Братство Свободы Равенства. или Смерть (Братство Свободы, Равенства или Смерть)
Тод ден Тиранен (Смерть тиранам)
Приветствую народы (Да здравствуют народы)

Третий термин, fraternité , было труднее всего включить в триаду, поскольку он принадлежал к другой сфере, а именно к сфере моральных обязательств, а не прав, связей, а не уставов, гармонии, а не договора , и сообщества, а не индивидуальности. [2] Существовали различные интерпретации братства . Первым, по словам Моны Озуф, был член « fraternité de rebellion » (Братство Восстания). [2] это объединение депутатов в клятве Же де Пом от июня 1789 года, отказывающейся от роспуска, приказанного королем Людовиком XVI : «Мы клянемся никогда не отделяться от Национального собрания и не собираться вновь, где того потребуют обстоятельства, до тех пор, пока не будет конституции Царство построено и закреплено на прочном фундаменте». Таким образом, Братство возникло из Свободы и было ориентировано на общее дело. [2]

Другой формой братства была форма патриотической церкви, которая отождествляла социальные связи с религиозными связями и основывала братство на христианском братстве. [2] В этом втором смысле братство предшествовало как свободе , так и равенству , а не следовало за ними, как в первом смысле. [2] [ нужна страница ] Таким образом, существуют два смысла Братства: «один, который следовал за свободой и равенством, был объектом свободного договора; другой предшествовал свободе и равенству как знак его работы божественного мастера». [2]

Еще одно колебание относительно совместимости трех терминов возникло из-за противостояния между свободой и равенством как индивидуалистическими ценностями и братством как реализацией счастливого сообщества, лишенного каких-либо конфликтов и противостоящего любой форме эгоизма . [2] Эта слитная интерпретация Братства противопоставляла его проекту индивидуальной автономии и демонстрировала приоритет Братства над индивидуальной волей. [2]

В этом смысле иногда оно ассоциировалось со смертью, как в Fraternité, ou la Mort! (Братство или Смерть!), исключая свободу и даже равенство, устанавливая сильную дихотомию между теми, кто был братьями, и теми, кто не был, в смысле « ты со мной или против меня », брат или враг. [2] [ нужна страница ] Таким образом, Луи де Сен-Жюст заклеймил анархических Клоотов , космополитизм заявив, что «Клотам нравилась вся вселенная, кроме Франции». [2]

С Термидором и казнью Робеспьера братство исчезло из лозунга, свелось к двум понятиям: свобода и равенство, и было заново определено как простое юридическое равенство, а не как равенство, поддерживаемое чувством братства. [2] В 1799 году Первый консул ( Наполеон Бонапарт ) установил девиз liberté, ordre public (свобода, общественный порядок).

После правления Наполеона триптих распался, поскольку никто не считал возможным примирить свободу личности и равенство прав с равенством результатов и братством. [2] Идея индивидуального суверенитета и естественных прав, которыми обладал человек до того, как он объединился в коллектив, противоречила возможности создания прозрачного и братского сообщества. [2] Либералы признавали свободу и равенство, определяя последнее как равенство прав и игнорируя братство. [2]

Ранние социалисты отвергали независимую концепцию свободы, противостоящую социальной, а также презирали равенство, поскольку они считали, как Фурье , что нужно только организовать индивидуальные разногласия, чтобы гармонизировать их, или они верили, как Сен-Симон , что равенство противоречило равенству , жестоко уравнивая индивидуальности. [2] Таким образом, утопический социализм ценил только братство, которое в Кабе » «Икарии было единственной заповедью. [2]

Это противостояние между либералами и социалистами нашло отражение в конкурирующих исторических интерпретациях революции: либералы восхищались 1789 годом, а социалисты восхищались 1793 годом. [2] Июльская революция 1830 года, установившая конституционную монархию во главе с Луи-Филиппом , заменила ordre et liberté (порядок и свобода) наполеоновским девизом Liberté, Ordre public . [2]

Несмотря на это очевидное исчезновение триптиха, о последнем все еще думали в некоторых подпольных кругах, в республиканских тайных обществах , масонских ложах, таких как «Неделимая Троица», крайне левых буклетах или во время восстания Канутов в Лионе. [2] В 1834 году юрист Общества прав человека (Société des droits de l'homme) Дюпон , либерал, занимавший крайнюю левую позицию во время Июльской монархии , связал эти три термина вместе в «Revue Républicaine» , который он отредактировано:

Любой человек стремится к свободе, к равенству, но он не может достичь этого без помощи других людей, без братства. [2] [б]

В 1847 году триптих вновь появился во время Банкетной кампании , поддержанной, например, в Лилле Ледрю -Ролленом . [2]

Две интерпретации попытались примирить три термина, выйдя за рамки антагонизма между либералами и социалистами. Одного придерживались католические традиционалисты, такие как Шатобриан или Балланш , другого — социалисты и республиканцы, такие как Пьер Леру . [2] Шатобриан дал христианскую интерпретацию революционного девиза, заявив в заключении 1841 года к своим «Mémoires d'outre-tombe» :

Религия Освободителя не только не достигла своего срока, но сейчас только вступает в свою третью фазу, политический период, свободу, равенство, братство. [2] [с]

Ни Шатобриан, ни Балланш не считали эти три термина антагонистическими. Скорее, они считали их достижением христианства. С другой стороны, Пьер Леру не скрывал трудностей, связанных с объединением этих трех терминов, а преувеличивал их, рассматривая свободу как цель, равенство как принцип и братство как средство. [2] Леру выбрал девиз «Свобода, Братство, Равенство». [2] порядок, поддерживаемый христианскими социалистами , такими как Бючес . [2]

Против этого нового порядка триптиха Мишле поддерживал традиционный порядок, сохраняя первостепенную важность первоначального индивидуалистического права. [2] Мишле пытался примирить рациональное общение с братским общением, «прямо за пределами права». [2] [ нужна страница ] и, таким образом, конкурирующие традиции социализма и либерализма. [2] Республиканская традиция во многом вдохновлялась синхретизмом Мишле. [2]

Революция 1848 года

[ редактировать ]
Свобода, равенство, братство на французских монетах
5-франковая монета, 1849 г.
20-франковая монета, 1851 г.

После Февральской революции 1848 года девиз был официально принят: [13] главным образом под давлением людей, которые пытались навязать красный флаг вместо трехцветного флага . Красный флаг 1791 года был символом военного положения и порядка, а не восстания. [2] Ламартин выступил против народных устремлений и в обмен на сохранение трехцветного флага признал республиканский девиз « Свобода, равенство, братство» , написанный на флаге, к которому была добавлена ​​​​красная розетка. [2]

Тогда считалось, что братство возобновится и будет содержать как Свободу, так и Равенство, будучи формой гражданской религии, которая, отнюдь не противопоставляя себя христианству, была связана с ним в 1848 году. [2] [ нужна страница ] установление социальных связей, к чему призывал Руссо при заключении Общественного договора . [2]

Братство не было лишено своего прежнего чувства противостояния между братьями и врагами, с изображениями крови, преследующими революционные христианские публикации, включающие Ламенне . темы [2] Так, газета Le Christ Républicain («Республиканский Христос») развивала идею Христа, несущего мир бедным и войну богатым. [2] [14]

6 января 1852 года будущий Наполеон III , первый президент республики, приказал всем префектам стереть триптих из всех официальных документов и зданий, связав эти слова с восстанием и беспорядками. [2] Огюст Конт аплодировал Наполеону, утверждая, что равенство является «символом метафизического анархизма», и предпочитая ему свой диптих « ordre et progrès », «порядок и прогресс», который стал девизом Бразилии, Ordem e Progresso . [15] Прудон критиковал братство как пустое слово, которое ассоциировалось у него с идеалистическими мечтами романтизма . [2] Он предпочел этому единственный срок свободы.

Парижская Коммуна и Третья республика

[ редактировать ]

Паш, мэр Парижской коммуны , нарисовал на стенах коммуны формулу «Свобода, равенство, братство или смерть». Именно во время Третьей республики этот девиз стал официальным. Тогда оно не отделялось от восстания и революционного энтузиазма, а республиканцы-оппортунисты, такие как Жюль Ферри или Гамбетта, адаптировали его к новым политическим условиям. [16] Ларусса « Всемирный словарь» лишил братство его «евангелизационного ореола» (Мона Озуф), отождествив его с солидарностью и ролью государства в обеспечении благосостояния. [2]

Некоторые все еще выступали против девиза республиканцев, например, националист Шарль Моррас в своем «Политическом и критическом словаре» , который утверждал, что свобода — это пустая мечта, равенство — безумие и что он сохраняет только братство. [2] Шарль Пеги , обновляясь с мыслью Ламенне, сохранял братство и свободу, исключая равенство, рассматриваемое как абстрактное перераспределение между людьми, сведенными к однородности, выступая против «братства» как чувства, приводимого в движение «страданием», в то время как равенство интересовало только само себя, согласно ему — к математическому решению проблемы «бедности». [2]

Пеги отождествлял христианскую благотворительность и социалистическую солидарность с этой концепцией братства. [2] С другой стороны, Жорж Ваше де Лапуж , самый крупный французский автор псевдонаучного расизма и сторонник евгенизма , полностью отверг республиканский триптих, приняв другой девиз — « déterminisme, inégalité, sélection » (детерминизм, неравенство, отбор). По мнению Озуфа, единственное использование триптиха было признаком влияния республиканского девиза, несмотря на то, что он был искажен в своей противоположности. [2]

На гербе Франции (с 1905 г. по настоящее время) изображена лента с девизом «Свобода, равенство, братство».

Во время немецкой оккупации Франции во Второй мировой войне этот девиз был заменен реакционной фразой « travail, famille, patrie » (работа, семья, отечество). [17] маршала Петена , который стал лидером нового французского правительства Виши в 1940 году. Петен взял этот девиз у PSF) полковника де ла Рока ( Французской социальной партии , хотя последний считал его более подходящим для движения, чем для режим. [2]

После Освобождения Временное правительство Французской Республики (GPRF) восстановило республиканский девиз «Свобода, равенство, братство» , который был включен в конституции Франции 1946 и 1958 годов. [1]

В 1956 году алжирская активистка Зохра Дриф , которая во время алжирской войны заложила бомбу в кафе «Молочный бар» , в результате которой были убиты три француженки, оправдала эти и другие насильственные действия со стороны ФНО , утверждая, что французские власти не видели их приверженность принципам равенства и свободы, актуальным в Алжире.

Другие страны

[ редактировать ]

Многие другие страны приняли французский лозунг «свободы, равенства и братства» как идеал. Индийский эрудит и социальный реформатор Б. Р. Амбедкар должен был сказать: «Мне нравится религия, которая учит« свободе, равенству и братству »». Он, будучи председателем Редакционного комитета Конституции Индии, включил эти слова в преамбулу Конституции Индии в 1950 году.

С момента своего основания лозунг «Свобода, равенство и братство» был леммой Социал-демократической партии Дании. В Соединенном Королевстве политическая партия Либерал-демократы ссылается на «фундаментальные ценности свободы, равенства и общности» в преамбуле Федеральной конституции партии, и это напечатано на партийных членских билетах. [18]

Чешский лозунг «Ровность, волнность, братство» был девизом чешской национальной гимнастической организации «Сокол» в конце XIX века. Либеральные ценности братской организации проявились в движении за независимость Чехии во время Первой мировой войны , когда многие члены «Сокола» присоединились к армиям союзников и сформировали Чехословацкий легион , чтобы сформировать независимую Чехословакию в 1918 году. [19]

Государственный флаг Филиппин имеет прямоугольную форму.состоит из белого равностороннего треугольника, символизирующего свободу,равенство и братство; горизонтальная синяя полоса для мира,истина и справедливость; и горизонтальная красная полоса - патриотизми доблесть. В центре белого треугольника находится восьмерка.лучистое золотое солнце, символизирующее единство, свободу, народдемократия и суверенитет.

Некоторые бывшие колонии Французской Республики, такие как Гаити , Чад , Нигер и Габон , приняли аналогичные национальные девизы из трех слов .

Идея лозунга «Свобода, Равенство, Братство» как естественный закон повлияла на Первую статью Всеобщей декларации прав человека :

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать по отношению друг к другу в духе братства. [20]

Культура

[ редактировать ]

Этот термин упоминается в кинотрилогии 1993–94 годов « Три цвета» Кшиштофа Кесьлёвского .

«Либертад! Игуальдад! Братство!» — это название англоязычного стихотворения Уильяма Карлоса Уильямса . [21]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Английский: « Люди всех стран — братья, тот, кто угнетает одну нацию, объявляет себя врагом всех » .
  2. ^ Английский: « Каждый человек стремится к свободе, к равенству, но мы не можем достичь этого без помощи других людей, без братства » .
  3. Английский: « Религия Освободителя не только не подошла к концу, но едва вступает в свой третий период, политический период свободы, равенства, братства » .
  1. ^ Jump up to: а б с «Свобода, равенство, братство» . Посольство Франции в США. Архивировано из оригинала 18 октября 2014 года . Проверено 18 сентября 2014 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо топор является тот нет бб до нашей эры др. быть парень бг чб Озуф, Мона (1997), «Свобода, равенство, братство означают мир в стране и войну», в Нора, Пьер (редактор), Lieux de Mémoire [ Места памяти ] (на французском языке), том. том III, Кварто Галлимар, стр. 4353–89 (сокращенный перевод, Realms of Memory , Columbia University Press, 1996–98).
  3. ^ «Флаг Франции | История и значение» .
  4. ^ Эрве Льюверс, Камилла и Люсиль Демулен, Мечта о республике, с. 162
  5. ^ Камиль Демулен, Революции во Франции и Брабанте , номер 35, с. 515
  6. ^ Робеспьер, Максимилиан (1950). ПРОИЗВЕДЕНИЯ МАКСИМИЛИАНА РОБЕСПЬЕРА . Полет. Том VI. УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ПРЕСС ФРАНЦИИ. п. 643 . Проверено 19 сентября 2014 г.
  7. Из речи Робеспьера перед Национальным собранием 5 декабря 1790 года. Цитируется в книге «Триумф и смерть естественного права в революции, 1789–1795–1802», Флоранс Готье, изд. ППУ/Теоретические практики, 1992, с. 129
  8. ^ Лэтэм, Эдвард (1906). Известные высказывания и их авторы . Лондон: Лебедь Зонненшайн. стр. 147 . ОСЛК   4697187 .
  9. ^ де Барант, Амабль Гийом П. Брюжьер (1851). Histoire de la Convention nationale [ История Национального собрания ] (на французском языке). Ланглуа и Леклерк. п. 322 . Проверено 31 августа 2011 г.
  10. ^ Тэчер, Джон Бойд (1905). Очертания Французской революции рассказаны в автографах . Компания Weed-Parsons Printing Co. 8 . Проверено 31 августа 2011 г.
  11. ^ Эллис; Эслер, «Новая эпоха», Всемирная история (учебник) .
  12. ^ Тенч, Уоткин (1796 г.), Письма, написанные во Франции: другу в Лондон, между ноябрем 1794 г. и маем 1795 г. , Лондон: Дж. Джонсон, с. 15 .
  13. ^ «Символы Республики и Дня взятия Бастилии» . Министерство иностранных дел Франции . Проверено 20 апреля 2006 г.
  14. Республиканский Христос № 7, цитата Моны Озуф: « Мы, бедные пролетарии, мы красные, потому что Христос пролил Свою кровь, чтобы искупить нас, Свою кровь, которой мы хотим возродиться. Мы красные, потому что ангел-истребитель пометил верх врат наших кровью агнца, чтобы в день отмщения отличить избранных от отверженных.
  15. ^ «Флаги и значения» , História net (на португальском языке) , получено 9 октября 2010 г.
  16. ^ Озуф стр. 584.
  17. ^ «Правительство Виши» . Всемирная история . ДЭ : КМЛА . Проверено 1 мая 2007 г.
  18. ^ «Федеральная конституция» . Великобритания : Либерал-демократы . Проверено 22 августа 2011 г.
  19. ^ Стро, Карел. "Из истории Сокола - часть 1.: Свобода, равенство, братство" . www.sokol-zastavka.cz (на чешском языке) . Проверено 28 августа 2023 г.
  20. ^ «Статья 1» Всеобщей декларации прав человека .
  21. ^ «Свобода! Равенство! Братство! Уильям Карлос Уильямс» . 24 апреля 2021 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Матийсен, Марита. «Освобождение прошлого благодаря революционной французской идеологии Свободы, Равенства, Братства». Свободный доступ к прошлому под ред. Лотте Дженсен (Брилл, 2010). 20–40.
  • Рот, Гюнтер. «Дюркгейм и принципы 1789 года: проблема гендерного равенства». Телос 1989.82 (1989): 71–88.
  • Сенак, Режан . «Современный разговор о французской связи «Свобода, равенство, братство»: неолиберальное равенство и «небратья». Revue Française de Civilization Bretagne. Французский журнал британских исследований 21.XXI-1 (2016). онлайн
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a0847d73f23d20601a5efcadd1d8d194__1722707400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a0/94/a0847d73f23d20601a5efcadd1d8d194.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Liberté, égalité, fraternité - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)