Чарака Самхита
Чарака Самхита | |
---|---|
![]() Часть Чарака Самхиты. | |
Информация | |
Религия | индуизм |
Автор | Чарака |
Язык | санскрит |
Период | 1-е тысячелетие до нашей эры |
Главы | 120 (в 8 книгах) |
Сутры | Аюрведа |
Часть серии о |
Индуистские писания и тексты |
---|
![]() |
Связанные индуистские тексты |
Чарака Самхита ( IAST : Caraka-Saṃhitā , «Сборник Чараки ») — санскритский текст по Аюрведе (традиционной индийской медицине). [ 1 ] [ 2 ] Наряду с Сушрута Самхитой , это один из двух основополагающих текстов этой области, сохранившихся со времен древней Индии. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Это одна из трех работ, составляющих « Брихат Трайи» .
Текст основан на «Агнивеша-самхите», старом энциклопедическом медицинском сборнике Агнивеши . Он был пересмотрен Чаракой между 100 г. до н. э. и 200 г. н. э. и переименован в Чарака Самхита . Текст до II века нашей эры состоит из восьми книг и ста двадцати глав. [ 6 ] [ 7 ] В нем описаны древние теории человеческого организма, этиологии , симптомологии и терапии широкого спектра заболеваний. [ 8 ] Чарака -самхита также включает разделы, посвященные важности диеты, гигиены, профилактики, медицинского образования и совместной работы врача, медсестры и пациента, необходимой для выздоровления. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Авторство
[ редактировать ]Идеальный студент-медик
Он должен быть мягкого характера, благородный по натуре, никогда не подлый в своих действиях, свободный от гордости, сильная память, щедрый ум, преданный истине, любящий одиночество, вдумчивый нрав, свободный от гнева, с прекрасным характером, сострадательный, одинокий. любящий учебу, посвященный как теории, так и практике, стремящийся к благу всем существам.
В «Чарака-самхите» говорится, что содержание книги сначала преподавал Атрейя , а затем систематизировал Агнивеша и отредактировал Чарака, а рукописи, сохранившиеся до наших дней, основаны на рукописи, завершенной Дридхабалой. [ 14 ] Дридхабала заявил в « Чарака-самхите» , что ему пришлось написать одну треть книги самому, поскольку эта часть была утеряна, и что он также переписал последнюю часть книги. [ 15 ]
Основываясь на текстовом анализе и буквальном значении санскритского слова чарака , Чаттопадхья предположил, что чарака относится не к одному человеку, а к линии передачи или секте людей. [ 16 ] Вишвакарма и Госвами заявляют, что текст существует во многих версиях, а в некоторых версиях отсутствуют целые главы. [ 17 ]
Дата
[ редактировать ]Даты составления Чарака Самхиты неизвестны. Меуленбельда В «Истории индийской медицинской литературы» датируется периодом между четвертым веком до нашей эры и вторым веком нашей эры. [ 7 ] с компиляцией Чараки, вероятно, между 100 г. до н.э. и 200 г. н.э. [ 18 ] Пересмотр и завершение Дридхабалы, источник нынешних текстов, датируется VI веком нашей эры. [ 19 ]
Корни
[ редактировать ]На санскрите чарака — это термин, обозначающий странника, саньяси (аскета), который иногда используется в контексте древней традиции странствующих врачей, которые приносили свои медицинские знания и магико-религиозные обряды из деревни в деревню. [ 20 ] [ 21 ]
Сурендранатх Дасгупта утверждает, что медицинская традиция странствующих врачей восходит к Атхарваведе , особенно к Чаранавайдья-шахе – одному из девяти известных шакх ведических школ, основанных на Атхарваведе. [ 20 ] Название этой школы буквально означает «странствующие врачи». [ 20 ] Их тексты не дожили до наших дней, но сохранились рукописи двух конкурирующих школ – Пайппалады и Саунакии. [ 20 ]
Атхарваведа содержит главы, посвященные медицине, хирургии и магико-религиозным обрядам. [ 22 ] Этот слой текста Атхарваведы, вероятно, был составлен одновременно с Самаведой и Яджурведой , примерно в 1200–1000 гг. до н.э. [ 23 ] [ 24 ] Дасгупта и другие ученые утверждают, что школа Атрея-Чарака и ее тексты, возможно, возникли из этой древней традиции, и он цитирует серию гимнов Атхарваведы, чтобы показать, что почти все органы и номенклатура, найденные в Чарака-самхите, также встречаются в ведических гимнах. [ 25 ] [ 26 ]
Содержание
[ редактировать ]Цель науки о жизни
Жизнь бывает четырех видов: Сукха (счастливая), Духкха (несчастная), Хита (хорошая) и Ахита (плохая).
Сукхам-Аюх – это жизнь, не подверженная телесным или психическим заболеваниям, наделенная силой, способностями, энергией, жизненной силой, активностью, знаниями, успехами и наслаждением. Противоположностью этому является Асукхам-Аюх .
Хитам-Аюх – жизнь человека, всегда готового делать добро всем живым существам, правдивого, неворовского, спокойного, сдержанного, предпринимающего шаги после изучения ситуации, добродетельного, достигающего Дхармы - Артхи - Камы , без конфликт с другими, поклонение всему достойному, посвящение знанию-пониманию-спокойствию ума, а также милосердию и миру. Противоположностью этому является Ахитам-Аюх .
Цель Аюрведы — научить тому, что способствует этим четырем видам жизни.
- Чарака Самхита, главы 1.1, 1.30 (в сокращении) [ 27 ] [ 28 ]
Дошедший до нас текст состоит из восьми стхан (книг), всего 120 глав. Текст включает в себя содержание, включенное в его стихи, с указанием названий и описанием характера восьми книг, за которым следует список 120 глав. [ 29 ] Эти восемь книг [ 6 ]
- Сутра Стхана (Общие принципы) - 30 глав посвящены общим принципам, философии, определениям, профилактике посредством здорового образа жизни и целям текста. [ 30 ] Он разделен на четверки по 7, то есть 28 с 2 заключительными главами.
- Нидана Стхана ( Патология ) — 8 глав о причинах болезней. [ 31 ]
- Вимана Стхана (Особое определение) 8 глав содержат обучение врача, этику медицинской практики, патологию, диету и питание, вкус лекарств. [ 32 ]
- Шарира Стхана ( Анатомия ) - 8 глав описывают эмбриологию и анатомию человеческого тела (с разделом, посвященным другим живым существам). [ 33 ]
- Индрия Стхана (Прогноз на основе органов чувств) - в 12 главах подробно описаны диагноз и прогноз, в основном основанные на сенсорной реакции пациента. [ 31 ]
- Чикитса Стхана (Терапия) - 30 глав посвящены лекарствам и лечению болезней. [ 34 ]
- Кальпа Стхана ( Фармацевтика и токсикология ) - 12 глав описывают фармацевтику, приготовление и дозировку лекарств, признаки злоупотребления ими и обращение с ядами. [ 31 ]
- Сиддхи Стхана (Успех в лечении) - 12 глав описывают признаки излечения, гигиены и более здорового образа жизни. [ 31 ]
Семнадцать глав Чикитса-стханы , а также полные Кальпа-стхана и Сиддхи-стхана были добавлены позже Дридхабалой. [ 35 ] Текст начинается со Стханы Сутры , в которой рассматриваются основы и основные принципы практики Аюрведы. Уникальные научные вклады, приписываемые Чарака Самхите, включают:
- рациональный подход к причинам возникновения и лечению заболеваний
- внедрение объективных методов клинического обследования
Врач, медсестра, пациент и лекарства
[ редактировать ]В тексте утверждается, что медицинская практика состоит из четырех важных частей: пациента, врача, медсестры и лекарств. [ 10 ] Все четыре необходимы для выздоровления и возвращения к здоровью, говорится в тексте. Врач дает знания и координирует лечение. Согласно тексту и переводу Валиафана, он тот, кто может «исследовать темную внутреннюю часть тела лампой познания». [ 10 ] [ 36 ] Врач должен выражать радость и одобрение тем, кто может откликнуться на лечение, мастерски избегать и экономить время в случаях, когда больной страдает неизлечимой болезнью, сострадать всем. [ 10 ] Медсестра должна быть знающей, уметь готовить составы и дозировки, участливой ко всем и чистоплотной. [ 9 ] Пациент обязан сохранять позитивный настрой, уметь описывать, что он чувствует, помнить и уважительно следовать указаниям врача. [ 9 ] [ 10 ]
Чарака-самхита, как утверждает Куртин, была одним из первых текстов, устанавливавших этический кодекс для врачей и медсестер, приписывая целителю «моральный, а также научный авторитет». [ 37 ] [ 38 ] Текст в главах 8 и 9 «Вимана Стхана» посвящен обсуждению кодекса в многочисленных стихах. Он требует, чтобы врач должен получить согласие перед входом в помещение пациента, должен сопровождаться членом семьи мужского пола, если он посещает женщину или несовершеннолетнего, должен информировать и получать согласие от пациента или опекунов, если пациент является несовершеннолетним. , никогда не должен прибегать к вымогательству за свои услуги, никогда не участвовать в каких-либо других действиях с пациентом или семьей пациента (например, переговоры о кредите, организация брака, покупка или продажа имущества), говорить мягкими словами и никогда не использовать жестокие слова, только "что рассчитано на то, чтобы принести пользу пациенту» и сохранить конфиденциальность пациента. [ 39 ]
Познанию медицинской науки нет конца, утверждается в стихе 3.8.12 Чарака-самхиты, и врач должен постоянно учиться и посвящать себя этому. [ 40 ] В тексте утверждается, что врач должен обсуждать свои выводы и вопросы с другими врачами, потому что «когда один обсуждает с другим, обладающим знаниями в той же науке, такое обсуждение ведет к увеличению знаний и счастья». [ 41 ] Стихи, в которых говорится, что дискуссии могут быть враждебными или мирными, первые непродуктивны, вторые полезны; даже если кто-то сталкивается с враждебной критикой, он должен убеждать мягкими словами и манерами, утверждается в тексте. [ 42 ]
Религиозные идеи
[ редактировать ]Чарака-самхита, как и многие другие древние индуистские произведения, почитает индуистских богов и называет их высшим источником своих знаний. [ 8 ] В Чарака-самхите упоминается, что Бхарадваджа учился у бога Индры , после того, как он заявил, что «плохое здоровье мешает людям продолжать свое духовное путешествие», а затем Индра предоставляет как метод, так и особенности медицинских знаний. [ 8 ] [ 43 ] Этот метод, утверждается в тексте, вращается вокруг трех принципов: этиологии, симптомологии и терапии. [ 8 ] Таким образом, утверждает Глюклих, текст предполагает надлежащие цели, включающие как духовное, так и физическое здоровье. [ 8 ]
Чарака-самхита, помимо первоначального повторения, использует основополагающие предположения и ценности, заложенные в различных слоях Вед . Эти предположения включают ведическую доктрину о том, что человек является микрокосмической копией Вселенной. [ 8 ] и древняя индуистская теория шести элементов (пяти Пракрити и одного Брахмана ), [ 8 ] три юмора (Вата, Питта, Капха), [ 44 ] три Гуны (Саттва, Раджас и Тамас) как составляющие силы, врожденные в человеческом теле, [ 45 ] и другие. [ 46 ] Чарака-самхита основана на индуистском предположении, что Атман (душа) существует, он неизменен, и после этого в тексте определяются физические и психические заболевания как вызванные отсутствием корреляции и дисбаланса в теле, или уме, или и том и другом, из-за внешних факторов. факторы (Пракрити, объекты чувств), возраст или недостаток корреляции (соответствующей гармонии, равновесия) между тремя дошами или тремя Гунами . [ 47 ]
«Сушрута-самхита» и «Чарака-самхита» повсюду содержат религиозные идеи, утверждает Стивен Энглер, который затем заключает: «Ведические элементы слишком важны, чтобы их можно было сбрасывать со счетов как второстепенные». [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] Эти идеи появляются, например, в теоретических основах и ведических метафорах, используемых в этих текстах. [ 48 ] [ 49 ] Кроме того, утверждает Энглер, текст включает в себя еще один слой идей, где эмпирические рациональные идеи процветают в конкуренции или сотрудничестве с религиозными идеями, а также свидетельства более поздних дополнений некоторых брахманических идей. [ 48 ]
В Чарака Самхите существует тесная связь между философскими предпосылками и подходом к медицине. [ 51 ] [ 52 ]
Питание и диета
[ редактировать ]Диета и здоровье
Бесчисленные болезни, телесные и психические, имеют своим корнем тамас (одурение, темноту). По вине разума человек потворствует пяти вредным объектам, подавляет побуждения природы и совершает весьма опрометчивые поступки. Тогда человек Невежества объединяется с условиями для болезни. Однако человек Знания, очищенный знанием, избегает этих условий. Никогда не следует принимать какую-либо пищу, действуя только из желания ее или руководствуясь невежеством. После надлежащего обследования следует есть только полезную пищу. Воистину, тело является результатом пищи.
Чарака Самхита посвящает главы 5, 6, 25, 26 и 27 «Ахарататтве» (диететике), утверждая, что здоровая диета необходима для хорошего здоровья и предотвращения болезней, в то время как нездоровая пища является важной причиной болезней. [ 56 ]
Вкусов шесть. Они бывают сладкими, кислыми, солеными, острыми, горькими и вяжущими.
При правильном использовании они питают организм.
Неправильное использование (избыток или недостаток) они поистине приводят к провокации Доши .
Дош Вата три Капха , Питта и . :
Когда они находятся в нормальном состоянии, они полезны для организма.
Когда же они приходят в беспорядок, то поистине поражают тело различными болезнями.
В тексте предполагается, что продукты питания являются источником тепла, питательной ценности, а также физиологическими веществами, которые действуют как лекарства в организме человека. Более того, наряду с медициной, Чарака Самхита в главах 26 и 27 утверждает, что правильное питание необходимо для быстрого выздоровления после болезни или операции. [ 56 ]
Мясо для диетологии и медицины
[ редактировать ]Чарака-самхита предлагает режим мамса-расы (мясного супа) во время беременности, начиная с 6-го месяца. [ 59 ]
Свежесрезанное мясо также рекомендуется в тексте для лечения яда: разрезанное мясо прижимают к пораженной части или месту укуса насекомого или рептилии, чтобы впитать яд. [ 60 ]
Рэй и др. перечислить лекарственные вещества более чем ста пятидесяти видов животного происхождения, описанные в Чарака Самхите, и главы, в которых они найдены. [ 61 ] Они варьируются от мяса диких животных, таких как лиса и крокодил, до мяса свежевырезанной рыбы, рыбьего жира, яиц птиц, пчелиного воска. [ 61 ] Кроме того, в тексте описаны сотни составов (кашиц), которые, как утверждается, имеют медицинскую ценность и представляют собой смесь продуктов животного происхождения и трав или растительных продуктов. [ 62 ] [ 63 ] а также инертные минералы, такие как различные соли, сажа и щелочи. [ 64 ] [ 65 ]
Древняя аптека
[ редактировать ]Многочисленные главы Чарака Самхиты посвящены выявлению и классификации семян, корней, цветов, фруктов, стеблей, ароматных листьев, коры различных деревьев, соков растений, горных трав, продуктов животного происхождения, начиная от молока и заканчивая выделениями после еды животных. определенная диета или травы, разные виды меда, камни, соли и другие. [ 66 ] В тексте также описаны многочисленные рецепты с подробным описанием того, как следует готовить тот или иной рецепт. Типичный рецепт приведен в книге «Чикитса Стхана» Чарака Самхиты следующим образом: [ 66 ]
Рецепт Ану Тайла
Возьмите мерку семян кунжута.
Размочите их в козьем молоке.
Затем растолките их в козьем молоке.
Положите растертый продукт на кусок чистой ткани.
Поместите изделие и ткань на сосуд, наполненный козьим молоком.
Приложите к сосуду легкий нагрев. Дайте парам подогретого молока слегка прокипеть кунжутную пасту.
Смешайте вареную пасту с измельченной лакрицей, добавив равное количество козьего молока.
Выдавите масло из смешанного продукта.
Добавьте это масло в (стандартный) отвар десяти корней в соотношении один к четырем.
К этой масляной смеси добавьте пасту из соли Расна , Мадхуки и Сайндхавы в соотношении четыре к одному.
Все это отварить вместе. Фильтр. Извлеките и соберите масло.
Повторите процесс смешивания корня, пасты, соли и масла и кипячения десять раз.
Полученное масло называется Ану-тайла .
Далее в тексте утверждается, что Ану-тайлу следует использовать в качестве масла для растираний и капель в нос при определенном классе недугов. [ 69 ] Глюклих упоминает и другие медицинские тексты из древней Индии, в которых упоминается использование Ану-тайлы в терапии кожи. [ 70 ]
Сексуальное здоровье
[ редактировать ]В Чарака Самхите обсуждаются сексуальные заболевания, а также теория лечения сексуальных дисфункций и мужественности ( Ваджикарана ). В тексте особое внимание уделяется методам очищения тела, поведению, способствующему сексуальному здоровью, поведению и диете. Определенные комбинации трав и минералов являются частью его режима. [ 71 ] В тексте утверждается, что ожирение и образ жизни с недостатком физических упражнений связаны с сексуальными дисфункциями (Крччра Вьявайя), и этому посвящено множество стихов. [ 71 ] [ 72 ]
Текст, как утверждает Арнольд, содержит множество стихов, касающихся сексуального здоровья женщин, предполагающих «большую древность некоторых методов и терапевтических средств, используемых при лечении гинекологических случаев», например, прижигания, пессарии и вяжущие средства для промывания. [ 73 ]
Медицинское образование
[ редактировать ]Глава VIII книги «Вимана Стхана» Чарака Самхиты включает раздел для студентов, желающих стать врачом. [ 74 ] [ 13 ] В тексте утверждается, что любой разумный человек, знающий трудности и терпение, необходимые для того, чтобы стать врачом, должен сначала определиться со своим гуру (учителем) и книгами, которые он должен изучать. [ 75 ] Согласно переводу Кавиратны и Шармы, «Чарака-самхита» утверждает, что «в обращении находятся разнообразные трактаты по медицине», и ученик должен выбрать один, написанный известным ученым, известным своей мудростью, свободный от тавтологии, приписываемый риши , хорошо составленный. и имеет бхасью (комментарии), которые не рассматривают ничего, кроме заявленной темы, лишены сленга и незнакомых слов, объясняют свои выводы, непротиворечивы и хорошо иллюстрированы. [ 75 ] [ 13 ]
Учителем для ученичества должен быть тот, кто знает эту область, имеет опыт, полученный в результате успешного лечения болезней, сострадателен к тем, кто к нему обращается, живет жизнью внутреннего и внешнего Шауча , хорошо подготовлен, кто знает характеристики здоровья и болезни. , тот, кто не питает ни к кому злобы, свободен от гнева, уважает частную жизнь и боль своих пациентов, готов учить и является хорошим собеседником. [ 40 ] [ 13 ] Когда человек находит такого учителя, утверждает Чарака Самхита, ученик должен почитать его как божество или своего отца, потому что именно по его милости человек получает образование. [ 40 ] [ 13 ]
Когда учитель принимает ученика в качестве своего ученика, утверждает Чарака Самхита, он должен в присутствии огня инициировать ученика со следующими наставлениями в течение периода ученичества: «Ты должен быть брахмачарином , носить бороду и усы, ты должен быть всегда правдив, воздерживайся от мяса и нечистой пищи, никогда не завидуй, никогда не носи оружия, ты должен делать все, что я говорю, за исключением случаев, когда это может привести к смерти другого человека или к великого вреда или греха, ты должен вести себя, как мой сын, никогда не быть нетерпеливым, всегда быть внимательным, вести себя со смирением, действовать после размышления и всегда искать, сидя или стоя, добра всем живым существам». [ 76 ] [ 13 ]
Комментарии
[ редактировать ]Самым знаменитым комментарием к этому тексту является Чакракатпарьятика «Комментарий к значению Чараки» или Аюрведическая Дипика , «Светильник Аюрведы», написанный Чакрапани Даттой (1066 г.). Бхаттараки Харичандры Другими известными комментариями являются «Чараканьяса» ( ок. 4-6 веков), Джеджатас Нирантарападавьякхья Шивадаса Сена (ок. 875), «Чаракататтвапрадипика» (ок. 1460). Нарасимхи Кавираджа Среди более поздних комментариев - « Чаракататтвапракаша» » Гангадхары Кавиратны , « Джалпакалпатару (1879 г.) и « Чаракопаскара» Йогиндры Натха Сена (1920 г.). [ 77 ]
Самая ранняя научная бхасья Бхаттара Харичандры (обзор, комментарий) на санскрите, возможно, относится к « Чараканьясе» в редакции Дридхабалы. [ 78 ] Две рукописи этой бхасьи дошли до наших дней и в настоящее время хранятся под номером 9290 в Азиатском обществе Калькутты и под номером 13092 в Восточной правительственной библиотеке в Ченнаи. [ 78 ]
Сравнение с Сушрута Самхитой
[ редактировать ]Чарака Самхита – один из важнейших древних медицинских трактатов. Это один из основополагающих текстов медицинской традиции в Индии, наряду с Сушрута Самхитой , Бхека -Самхитой и медицинскими частями Рукописи Бауэра . [ 79 ] [ 80 ] [ 81 ]
Чарака Самхита — старейший известный индуистский текст по Аюрведе (наукам о жизни), за которым следуют Сушрута Самхита и Аштанга Хридайя. За исключением некоторых тем и их акцентов, они обсуждают множество схожих предметов, таких как общие принципы, патология, диагностика, анатомия, сенсорный прогноз, терапия, фармацевтика и токсикология. [ 82 ] [ 83 ] [ 79 ] Тексты Сушрута и Чарака различаются в одном важном аспекте: Сушрута Самхита обеспечивает основу хирургии, а Чарака Самхита является прежде всего основой медицины. [ 82 ]
Источник по социокультурной и экологической истории древней Индии.
[ редактировать ]Этот текст является не только интересным источником древней медицинской практики, но также может быть источником ценной информации об экологических, социальных и экономических условиях в древней Индии. [ 14 ] В тексте описывается физическая география такими словами, как Джангала , Ааноопа и Садхарана , а затем перечисляются деревья, овощи, озера и реки, птицы и животные, обитающие в каждом из этих регионов. [ 14 ] Они утверждают, что многие из упомянутых наркотиков связаны с регионом их происхождения (например, Магхади из Магада и Кашмария из Кашмира). [ 14 ] Рэй и др. перечислите многочисленных млекопитающих, рептилий, насекомых, рыб, земноводных, членистоногих и птиц, а также соответствующие главы Чарака Самхиты, в которых они упоминаются. [ 84 ]
В тексте также говорится, что пищевые привычки древних индейцев различались в зависимости от региона. [ 14 ] Мамса (мясо) была популярна среди людей, живших в Бахлике, Пахлаве, Чине, Шулике, Яване и Шаке. Согласно переводу Бхаваны и Шриватсы, жители Прачьи предпочитали матсью (рыбу). [ 14 ] Согласно Чарака Самхите, жители Синдху Деша (ныне Гуджарат и южный Пакистан) были приучены к молоку, в то время как жители Ашмаки и Авантики потребляли больше жирной и кислой пищи. [ 14 ] Жители Дакшина Деши (Южная Индия) предпочитали Пейю (жидкую кашу), тогда как жители Уттары (Север) и Пашчимы (Запад) любили Манту. Согласно тексту, жители Мадхья-Деши (Центральная Индия) отдавали предпочтение ячменю, пшенице и молочным продуктам. [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]- Аюрведа
- Чарака Шапат
- Дебаты в древней Индии
- Будь осторожен
- Натуропатия
- Сиддха медицина
- Сушрута Самхита
- Ригпа сова
- Унани
- Йога
- Гомеопатия
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мейленбельд 1999 , том. ИА, с. 7-180.
- ^ Валиатан, MS (2003) Наследие Карака Ориент Лонгман ISBN 81-250-2505-7 рассмотрен в журнале Current Science, Vol.85 № 7, октябрь 2003 г., Индийская академия наук, см. [1] 1 июня 2006 г.
- ^ Э. Шультайс (1981), История физиологии, Pergamon Press, ISBN 978-0080273426 , страницы 60-61, Цитата: «(...) Чарака-самхита и Сушрута-самхита, обе являются редакциями двух древних традиций индуистской медицины».
- ^ Венди Донигер (2014), Об индуизме, Oxford University Press, ISBN 978-0199360079 , стр. 79, Цитата: Основное предположение индуистских медицинских текстов, таких как Чарака Самхита (составленное где-то между 100 г. до н.э. и 100 г. н.э.), является доктриной трех (...);
Сара Босло (2007), Энциклопедия эпидемиологии, Том 1, Публикации SAGE, ISBN 978-1412928168 , стр. 547, Цитата : «Индуистский текст, известный как Сушрута Самхита (600 г. н.э.), возможно, является самой ранней попыткой классифицировать болезни и травмы». - ^ Томас Банчофф (2009), Религиозный плюрализм, глобализация и мировая политика, Oxford University Press, ISBN 978-0195323412 , стр. 284, Цитата: Ранний индуистский текст, Чарака Самхита, ярко описывает начало жизни (...)
- ^ Перейти обратно: а б Балодхи Дж. П. (1987). «Очерки философии аюрведы: главным образом, вопросы психического здоровья» . Индийская психиатрия . 29 (2): 127–31. ПМК 3172459 . ПМИД 21927226 .
- ^ Перейти обратно: а б Меуленбельд 1999 , ИА, часть 1, глава 10 Карака, его личность и дата
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Ариэль Глюклих (2008). Шаги Вишну: индуистская культура в исторической перспективе . Издательство Оксфордского университета, США. стр. 141–142 . ISBN 978-0-19-531405-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с Роберт Свобода (1992). Аюрведа: жизнь, здоровье и долголетие . Книги о пингвинах. стр. 189–190. ISBN 978-0140193220 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и М. С. Валиатан (2009), Аюрведический взгляд на жизнь, Современная наука, том 96, выпуск 9, страницы 1186-1192.
- ^ Ф.А. Хасслер, Чарака Самхита , Science, Vol. 22, № 545, стр. 17-18.
- ^ Кавиратна и Шарма 1913 , стр. 101–111. 549–550 (Том 2 из 5).
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Санскрит: Вимана Стхана, глава 8. Архивировано 29 октября 2013 г. в Wayback Machine , страницы 323–326 (Обратите внимание, что в этом архиве рукописей стихи нумеруются иначе, чем нумерация в других рукописях).
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Бхавана КР и Шриватса (2014). «Медицинская география в Чарака Самхите» . АЮ . 35 (4): 371–377. дои : 10.4103/0974-8520.158984 . ПМК 4492020 . ПМИД 26195898 .
- ^ Дебипрасад Чатопадхьяя (1978). Наука и общество в Древней Индии . стр. 29–32.
- ^ Дебипрасад Чатопадхьяя (1978). Наука и общество в Древней Индии . стр. 29–30.
- ^ Вишвакарма Р., Госвами ПК (2013). «Обзор через Чарака Уттара-Тантру» . АЮ . 34 (1): 17–20. дои : 10.4103/0974-8520.115438 . ПМЦ 3764873 . ПМИД 24049400 .
- ^ Мейленбельд 1999 , с. 114.
- ^ Филипп Маас (2010), «О том, что стало с Каракасамхитой после редакции Дридхабалы», eJournal of Indian Medicine, Vol. 3, № 1, страницы 1–22.
- ^ Перейти обратно: а б с д Сурендранатх Дасгупта (1922). История индийской философии, Том 1 . Издательство Кембриджского университета. стр. 283–284.
- ^ Монье-Вильямс, Монье (1899). «Санскритско-английский словарь» . Кельнские словари . ОУП . Проверено 29 января 2016 г.
- ^ Кеннет Зиск (2012), Понимание мантр (редактор: Харви Альпер), Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-8120807464 , страницы 123-129.
- ^ Майкл Витцель (2003), «Веды и Упанишады», в «Блэквеллском спутнике индуизма» (редактор: Гэвин Флуд), Блэквелл, ISBN 0-631215352 , стр. 68
- ^ МС Валиатан. Наследие Караки . Ориент Блэксван. п. 22.
- ^ Сурендранатх Дасгупта (1922). История индийской философии, Том 1 . Издательство Кембриджского университета. стр. 284–289 со сносками.
- ^ Такар В.Дж. (2010). «Историческое развитие основных концепций Аюрведы от Вед до Самхиты» . АЮ . 31 (4): 400–402. дои : 10.4103/0974-8520.82024 . ПМК 3202268 . ПМИД 22048529 .
- ^ Сурендранатх Дасгупта (1922). История индийской философии, Том 1 . Издательство Кембриджского университета. стр. 277–278.
- ^ С. Кромвель Кроуфорд (2003), Индуистская биоэтика XXI века, State University of New York Press, ISBN 978-0791457795 , страницы 41–42.
- ^ Рэй, Гупта и Рой 1980 , стр. 424–438.
- ^ Рэй, Гупта и Рой 1980 , стр. 4–5, 16–20, 23.
- ^ Перейти обратно: а б с д Рэй, Гупта и Рой 1980 , стр. 4–5.
- ^ Рэй, Гупта и Рой 1980 , стр. 4–5, 20–22.
- ^ Рэй, Гупта и Рой 1980 , стр. 4–5, 26.
- ^ Рэй, Гупта и Рой 1980 , стр. 4–5, 23–25.
- ^ Энтони Черулли (2011). Соматические уроки: описание пациентов и болезней в индийской медицинской литературе . СУНИ Пресс. п. 37.
- ^ Рэй, Гупта и Рой 1980 , стр. 21–22.
- ^ Кертин, Лия (2001). «Гостевая редакция» . Международный обзор медсестер . 48 (1): 1–2. дои : 10.1046/j.1466-7657.2001.00067.x . ПМИД 11316272 .
- ^ Рао, М.С. (2012). «История медицины Индии и Бирмы» . Медицинская история . 12 (1): 52–61. дои : 10.1017/S002572730001276X . ПМЦ 1033772 . ПМИД 4230364 .
- ^ Кавиратна и Шарма 1913 , стр. 101–111. 553-558 (Том 2 из 5).
- ^ Перейти обратно: а б с Кавиратна и Шарма 1913 , стр. 101-1. 547-548 (Том 2 из 5).
- ^ Кавиратна и Шарма 1913 , с. 557 (Том 2 из 5).
- ^ Кавиратна и Шарма 1913 , с. 558-559 (Том 2 из 5).
- ^ Кавиратна и Шарма 1913 , стр. 101–111. 1-4 (Том 1 из 5).
- ^ Сурендранатх Дасгупта (1922). История индийской философии, Том 1 . Издательство Кембриджского университета. стр. 325–339 со сносками.
- ^ Венди Донигер (2014), Об индуизме, Oxford University Press, ISBN 978-0199360079 , стр. 79.
- ^ Ариэль Глюклих (1993). Чувство Адхармы . Издательство Оксфордского университета. стр. 97–98. ISBN 978-0198024484 .
- ^ Кавиратна и Шарма 1913 , стр. 101–111. 4-8 (Том 1 из 5).
- ^ Перейти обратно: а б с Энглер 2003 , стр. 416–463.
- ^ Перейти обратно: а б Рэй, Гупта и Рой 1980 , стр. 5–7.
- ^ Кавиратна и Шарма 1913 , стр. 400–402 со сносками (том 1 из 5), Сашира Стханам, глава 1, стихи 1–92, страницы 651–676 (из Кавиратны, том 2 из 5) и т. д.
- ^ Саманта К. Гастингс (2014). Ежегодный обзор информатики культурного наследия: 2012-2013 гг . Издательство Rowman & Littlefield. стр. 48–49. ISBN 978-0759123342 .
- ^ Прамод Тхакар (1995), Философские основы древней индийской медицины: наука, философия и этика в Чарака-самхите, докторская диссертация, присужденная Бостонским колледжем, ОСЛК 42271152
- ^ Кавиратна и Шарма 1913 , стр. 101–111. 400-401 (Том 1 из 5).
- ^ Таккар Дж., Чаудхари С., Саркар П.К. (2011). «Ритучарья: Ответ на расстройства образа жизни» . АЮ . 32 (4): 466–471. дои : 10.4103/0974-8520.96117 . ПМК 3361919 . ПМИД 22661838 .
- ^ Санскрит: Сутра Стхана, Глава 28. Архивировано 29 октября 2013 г. в Wayback Machine , страницы 225-226.
- ^ Перейти обратно: а б Рэй, Гупта и Рой 1980 , стр. 18–19.
- ^ Кавиратна и Шарма 1913 , стр. 101–111. 446 (Том 2 из 5).
- ↑ Санскрит: Вимана Стхана, глава 28. Архивировано 29 октября 2013 г. в Wayback Machine , страницы 225–226, стихи 4–5 (Обратите внимание, что в этом архиве стихи нумеруются иначе, чем нумерация в других рукописях).
- ^ Двиведи М (1995). «Аюрведическая концепция питания при беременности» . Научная жизнь . 14 (4): 245–7. ПМЦ 3331247 . ПМИД 22556705 .
- ^ Рэй, Гупта и Рой 1980 , стр. 24–25.
- ^ Перейти обратно: а б Рэй, Гупта и Рой 1980 , стр. 38–51.
- ^ Рэй, Гупта и Рой 1980 , стр. 52–77.
- ^ Кавиратна и Шарма 1913 , стр. 101–111. 13–18 (Том 1 из 5).
- ^ Рэй, Гупта и Рой 1980 , стр. 78–85.
- ^ Кавиратна и Шарма 1913 , с. 17 (Том 1 из 5), см. обсуждение явакшары в сноске «j».
- ^ Перейти обратно: а б Кавиратна и Шарма 1913 , стр. 101-1. Тома 2, 3 и
- ^ Кавиратна и Шарма 1913 , стр. 1746-1747 (Том 4).
- ↑ Санскрит: Чикитса Стхана, глава 26. Архивировано 29 октября 2013 г. в Wayback Machine , страницы 902–903 (Обратите внимание, что в этом архиве стихи нумеруются иначе, чем нумерация, найденная в других рукописях).
- ^ Кавиратна и Шарма 1913 , стр. 1746-1749 (Том 4).
- ^ Ариэль Глюклих (1993). Чувство Адхармы . Издательство Оксфордского университета. стр. 96–97. ISBN 978-0198024484 .
- ^ Перейти обратно: а б Далал П.К., Трипати А., Гупта С.К. (2013). «Ваджикарана: Лечение сексуальных дисфункций на основе индийских концепций» . Индийская психиатрия . 55 (Приложение 2): S273–6. дои : 10.4103/0019-5545.105550 . ПМЦ 3705695 . ПМИД 23858267 .
- ^ Гита П., Аравинд Б.С., Паллави Г., Раджендра В., Рао Р., Ахтар Н. (2012). «Сексуальная дисфункция (Kṛcchra Vyavāya) при ожирении (Sthaulya): подтверждение наблюдательным исследованием» . Научная жизнь . 32 (2): 76–81. дои : 10.4103/0257-7941.118535 . ПМК 3807961 . ПМИД 24167331 .
- ^ Арнольд Ч. (1936). «Историческая гинекология» . Кал Вест Мед . 44 (1): 40–3. ПМК 1760219 . ПМИД 18743509 .
- ^ Кавиратна и Шарма 1913 , стр. 101–111. 546 (Том 2 из 5).
- ^ Перейти обратно: а б Кавиратна и Шарма 1913 , стр. 101-1. 546-547 (Том 2 из 5).
- ^ Кавиратна и Шарма 1913 , стр. 101–111. 552-553 (Том 2 из 5).
- ^ http://210.212.169.38/xmlui/bitstream/handle/123456789/4802/Thesis%20%28P-775%29.pdf?sequence=1&isAllowed=y [ только URL-адрес PDF ]
- ^ Перейти обратно: а б Гаур Б.Л. (2012). «Бхаттар Харичандра: первый комментатор Чарака Самхиты» . АЮ . 33 (3): 328–31. дои : 10.4103/0974-8520.108815 . ПМК 3665101 . ПМИД 23723636 .
- ^ Перейти обратно: а б Мейленбельд 1999 , стр. 203–389 (Том IA).
- ^ Рэй, Гупта и Рой 1980 , стр. 203–389.
- ^ Вуястик, Доминик (2003). Корни Аюрведы . Лондон и др.: Пингвин. стр. 149–160. ISBN 978-0140448245 .
- ^ Перейти обратно: а б Менон И.А., Хаберман Х.Ф. (1969). «Дерматологические сочинения древней Индии» . Мед Хист . 13 (4): 387–392. дои : 10.1017/s0025727300014824 . ПМЦ 1033984 . ПМИД 4899819 .
- ^ Рэй, Гупта и Рой 1980 .
- ^ Рэй, Гупта и Рой 1980 , стр. 30–37.
Библиография
[ редактировать ]- Ачарья, Ядава Тривикрама (ред.) Махаршина Пунарвасунопадишта, такчишьенАгнивешена пранита, ЧаракаДридхабалабхйам пратисамскрита Чаракасахита, Шри Чакрапанид аттавирачитайа Аюрведадипикавьякхьяйа самвалита Нирная Сагара Пресс, 1941. Лучшее современное издание санскритского текста. Часто переиздается. Машиночитаемая транскрипция онлайн доступна на SARIT.info
- Энглер, Стивен (2003). « Наука» против. Религия» в классической Аюрведе». Нумен . 50 (4): 416–463. дои : 10.1163/156852703322446679 . HDL : 11205/105 .
- Кавиратна, Авинаш С.; Шарма, П. (1913). Чарака Самхита, 5 томов . Публикации Шри Сатгуру. ISBN 978-81-7030-471-5 .
- Менон, И.А. и Х.Ф. Хаберман, Дерматологические сочинения по истории медицины древней Индии. 1969 октябрь; 13 (4): 387–392. видел в Трастовом центре истории медицины Wellcome при Университетском колледже Лондона [2] 1 июня 2006 г.
- Муниял Аюрведа, Манипал, Сачитра Чарака Самхита - Том 1 , опубликовано Институтом медицинских наук Аюрведы Муниял, Манипал. 2005 [3]
- Меуленбельд, Г.Дж. История индийской медицинской литературы (Гронинген, 1999–2002), том. IA, стр. 7–180, дает подробный обзор содержания Каракасамхиты и всестороннее обсуждение всех исторических вопросов, связанных с текстом, его комментаторами и его более поздней историей в исламском мире и в Тибете.
- Меуленбельд, Геррит Ян (1999). История индийской медицинской литературы: текст . Лесное хозяйство. ISBN 978-90-6980-124-7 .
- Шарма, П. В. Чарака-Самхита: Трактат Агнивеши, уточненный и аннотированный Чаракой и отредактированный Дридхабалой (текст с английским переводом) Чаухамбха Пракашан, 1981–1994. Лучший современный английский перевод всего текста. В четвертом томе дано краткое изложение комментария Чакрапани Датты .
- Рэй, Приядарранджан; Гупта, Хирендра Натх; Рой, Мира (1980). Сушрута Самхита (Научный синопсис) . Нью-Дели: ИНСА.
- Шарма, Р.К. и Бхагван Даш, Чарака Самхита В. Агнивеши (Текст с английским переводом и критическим изложением на основе Аюрведы Дипики Чакрапани Датты) , Офис санскритской серии Чоукхамба, 1976–2002. Еще один хороший английский перевод всего текста с перефразированием комментария Чакрапани Датты .
- Вуястик, Доминик, «Корни Аюрведы» (Penguin Classics, 3-е издание, 2003 г.), стр. 1–50, представляет собой введение в « Чаракасамхита» и современный перевод избранных отрывков.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Чарака Самхита , полный английский перевод Гулабкунвербы, 1949 г. (включая глоссарий)
- Чарак Самхита, новое издание Центр исследований, обучения и развития навыков Чарак Самхита, Индия
- Новое издание Чарак Самхита. Архивировано 2 марта 2020 г. в Wayback Machine .
- Английский перевод Чарака Самхиты , Архивы Hathi Trust, 5 томов
- Чарака Самхита - архивная версия научного синопсиса Рэя и Гупты, Национальный институт наук, Индия
- Чарак Самхита Оригинальный санскритский текст с комментариями
- Каракасамхита (санскрит, IAST-Транслит) , Инициатива САРИТ, Британская ассоциация исследований Южной Азии и Британская академия
- Философия и медицина в ранней классической Индии III , Департамент исследований Южной Азии, Тибета и буддизма, Венский университет
- Девендранатх Сен Гупта; Упендранатх Сен Гупта, ред. (1897). Чарака-Самхита Махамуни Агнибеши, отредактированная Махарши Чаракой (на санскрите). Машинный пресс Дханвантари, Калькутта.
- Кеннет Г. Зиск; Цутому Ямасита (2018). «Нирантарападавьякхья Джаджаты и другие комментарии к Чаракасахите » Электронный журнал индийской медицины . 10 :1–113. дои : 10.21827/5c3f01174756c . Критическое издание и английский перевод старейшего комментария к Чарака Самхите.