Прыгающая бомба
Виккерс Тип 464 кодовое название : Содержание | |
---|---|
Тип | Обычная ( глубинная бомба ) |
Место происхождения | Великобритания |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 16–17 мая 1943 г. ( Операция «Наказание ») |
Используется | № 617-й эскадрильи RAF |
Войны | Вторая мировая война |
История производства | |
Дизайнер | Барнс Уоллис |
Разработанный | апрель 1942 г. |
Производитель | Виккерс-Армстронгс |
Произведено | февраль 1943 г. |
№ построено | 120 (62 инертных и 58 наполненных ВВ ) 19 используются в эксплуатации |
Варианты | Сферическая прыгающая бомба Highball , инертные тренировочные бомбы |
Технические характеристики | |
Масса | 9250 фунтов (4200 кг) |
Длина | 60 дюймов (1,52 м) |
Ширина | 50 дюймов (1,27 м) |
Начальная скорость | 240–250 миль в час (390–400 км/ч) 500 об/мин обратное вращение |
Эффективная дальность стрельбы | 400–500 ярдов (370–460 м) |
Наполнение | Торпекс |
Вес наполнения | 6600 фунтов (2990 кг) |
Детонация механизм | гидростатический взрыватель (глубина 30 футов (9,1 м)) с резервным химическим взрывателем замедленного действия. |
Прыгающая бомба — это бомба , предназначенная для расчетного отскока к цели по воде, чтобы избежать препятствий, таких как торпедные сети , и позволяет заранее определить как скорость бомбы по прибытии к цели, так и время ее взрыва. Похожа на обычную военно-морскую глубинную бомбу . Изобретателем первой такой бомбы был британский инженер Барнс Уоллис , чья прыгающая бомба «Содержание» использовалась в ходе ВВС Великобритании операции «Наказание » в мае 1943 года, чтобы отскакивать от немецких плотин и взрываться под водой, с эффектом, аналогичным подземному взрыву бомбы. более поздние Большого шлема и землетрясения Толлбоя бомбы , обе из которых он также изобрел.
Британские прыгающие бомбы
[ редактировать ]После начала Второй мировой войны в 1939 году Уоллис рассматривал стратегическую бомбардировку как средство лишить противника возможности вести войну и написал статью, озаглавленную «Заметка о методе нападения на державы оси ». Ссылаясь на источники энергии противника, он написал (как аксиома 3): «Если их разрушение или паралич могут быть достигнуты, они предлагают средства, чтобы сделать врага совершенно неспособным продолжать вести войну».
В статье Барнса Уоллиса «Сферическая бомба – надводная торпеда», опубликованной в апреле 1942 года, описывался метод атаки, при котором оружие отскакивало от воды до тех пор, пока оно не поразило цель, а затем погружалось и взрывалось под водой, очень похоже на глубинную бомбу . Отскок его по поверхности позволит нацелить его прямо на цель, избегая при этом подводной защиты, а также некоторых надводных объектов, и такое оружие будет использовать эффект «пузырькового импульса», типичный для подводных взрывов , что значительно увеличивает его эффективность: в документе Уоллиса подходящие цели указаны в качестве плотин гидроэлектростанций «и плавучих судов, пришвартованных в спокойных водах, таких как норвежские фьорды ». [1]
Оба типа целей уже представляли большой интерес для британских военных, когда Уоллис писал свою статью (которая сама по себе была не первой для него по этой теме); Плотины немецких гидроэлектростанций считались важными объектами бомбардировок еще до начала Второй мировой войны , но существующие бомбы и методы бомбардировки мало на них влияли, поскольку торпедные сети защищали их от атак обычными торпедами , а практические средства их уничтожения имели мало общего. еще предстоит придумать. В 1942 году британцы искали средства уничтожения немецкого линкора «Тирпиц» , который представлял угрозу судоходству союзников в Северной Атлантике и уже пережил ряд попыток британцев уничтожить его. В это время «Тирпиц» защищался от нападения, пришвартовавшись в норвежских фьордах, где он производил эффект « существующего флота ». [2] Следовательно, предложенное Уоллисом оружие привлекло внимание и подверглось активным испытаниям и разработкам. [а]
24 июля 1942 года «впечатляюще успешная» демонстрация потенциала такого оружия произошла, когда резервная дамба в Нант-и-Гро , недалеко от Райадера , в Уэльсе, была разрушена миной, содержащей 279 фунтов (127 кг) взрывчатки: это был взорван у края плотины под водой в ходе испытания, проведенного А. Р. Коллинзом, научным сотрудником Лаборатории дорожных исследований , которая тогда базировалась в Хармондсворте , Миддлсекс. [4]
А. Р. Коллинз был среди большого числа других людей, помимо Барнса Уоллиса, которые внесли широкий вклад в разработку прыгающей бомбы и метода ее доставки к цели, вплоть до того, что в статье, опубликованной в 1982 году, сам Коллинз сделал очевидно, что Уоллис «не сыграл исключительно важной роли в разработке этого проекта и, в частности, что очень значительный вклад внесли, например, сэр Уильям Глэнвилл , доктор Дж. Чарльзворт, доктор А. Р. Коллинз и другие. Лаборатории дорожных исследований». [5] Однако модификация бомбардировщика Vickers Wellington , в разработке которого участвовал сам Уоллис, [ нужна ссылка ] за работу по ранним испытаниям предложенного им оружия был приведен в качестве примера того, как Уоллис «был первым, кто признал» вклад других. [6] Кроме того, по словам Эрика Олрайта, который в то время работал в чертежном бюро компании « Виккерс-Армстронгс» , «Уоллис пытался выполнять свою обычную работу [для компании «Виккерс-Армстронгс]», а также все это – он был в министерстве . и вплоть до Форта Холстед и повсюду»; Предоставление Уоллисом своих документов, идей и текущих событий соответствующим органам власти помогло обеспечить продолжение развития; Уоллис был главным разработчиком моделей, прототипов и «живых» версий оружия; и, что, возможно, наиболее важно, именно Уоллис объяснил это оружие на заключительном брифинге для экипажей британских ВВС перед тем, как они отправились в операцию «Наказание» , чтобы использовать одну из своих разработок в действии. [7] [ нужна страница ]
Отличительной особенностью оружия, добавленной в ходе разработки, было обратное вращение, что улучшало высоту и устойчивость его полета, способность отскакивать, а также помогало оружию оставаться в контакте или, по крайней мере, в непосредственной близости от него. , его цель по прибытии. [б] [с] Обратное вращение является нормальной особенностью полета мячей для гольфа из-за способа удара по ним клюшкой, и, возможно, именно по этой причине все разработанные формы оружия были известны под общим названием «мины для гольфа». ", а на некоторых сферических прототипах были ямочки. [д]
В ноябре 1942 года было решено разработать более крупную версию оружия Уоллиса для использования против плотин и меньшую версию для использования против кораблей: они имели кодовые названия «Обслуживание» и «Хайболл» соответственно. [11] Третья версия под кодовым названием «Бейсбол» также планировалась для использования MTB или MGB , Береговых сил Королевского флота но «так и не увидела свет». [12] Хотя каждая версия была основана на том, что изначально задумывалось как сферическая бомба, ранние прототипы как для Upkeep, так и для Highball состояли из цилиндрической бомбы в сферическом корпусе. [Фн 1] Разработка, тестирование и использование Upkeep и Highball должны были проводиться одновременно, поскольку было важно сохранить элемент внезапности: если бы один из них использовался против цели независимо, существовали опасения, что немецкая защита от аналогичных целей будет усилена. делая другого бесполезным. [13] Однако «Техническое обслуживание» было разработано в сжатые сроки, поскольку его максимальная эффективность зависела от максимального заполнения целевых плотин за счет сезонных дождей, а последняя дата для этого была установлена на 26 мая 1943 года. [14] В любом случае, по мере приближения этой даты Highball оставался в разработке, тогда как разработка Upkeep была завершена, и было принято решение развернуть Upkeep самостоятельно. [15]
В январе 1974 года, в соответствии с британским « тридцатилетним правлением », были обнародованы секретные правительственные файлы как по содержанию, так и по «Хайболлу», хотя технические подробности оружия были обнародованы в 1963 году. [ нужна ссылка ]
Содержание
[ редактировать ]Испытания прототипов Upkeep с инертным наполнением проводились в Чесил-Бич , Дорсет, летавшие из Королевских ВВС Уормвелл в декабре 1942 года, и в Рекалвере , Кент, летавшие из Королевских ВВС Манстон в апреле и мае 1943 года, сначала с использованием бомбардировщика Vickers Wellington . [16] Однако размеры и вес полноразмерного Upkeep были таковы, что его мог нести только самый большой британский бомбардировщик, доступный в то время, Avro Lancaster , и даже он должен был претерпеть значительную модификацию, чтобы нести его. [17] В результате появился Avro Lancaster «B III (Special)» . В ходе испытаний было обнаружено, что сферический корпус Upkeep разобьется при ударе о воду, но внутренний цилиндр, содержащий бомбу, будет продолжать двигаться по поверхности воды, как и предполагалось. [18] [и] В результате из конструкции был исключен сферический корпус Upkeep. Разработка и испытания завершились 13 мая 1943 года сбросом боевой цилиндрической бомбы для обслуживания в 5 милях (8 км) в море от Бродстерса , Кент, и к этому времени Уоллис уточнил, что бомба должна быть сброшена «точно» на высоте 60 футов. (18 м) над водой и путевой скоростью 232 миль в час (373 км/ч) с обратным вращением при 500 об/мин : бомба «отскочила семь раз на расстояние около 800 ярдов, затонула и взорвалась». [19] [ф]
В оперативной версии Upkeep, известной производителем как «Виккерс Тип 464», заряд взрывчатого вещества был Torpex , первоначально разработанный для использования в торпедах, чтобы обеспечить более длинный взрывной импульс для большего эффекта против подводных целей; Основным средством детонации были три гидростатических пистолета, используемые в глубинных бомбах , поджигавшихся на глубине 30 футов (9 м); а его общий вес составлял 9250 фунтов (4200 кг), из которых 6600 фунтов (3000 кг) приходился на Torpex. Была также предусмотрена возможность «самоуничтожения» взрывателя , который срабатывал автоматически при сбрасывании бомбы с самолета и срабатывал через 90 секунд. [20] Бомба удерживалась на месте в самолете с помощью пары больших суппортов или треугольных рычагов, которые поворачивались с обоих концов бомбы, чтобы сбросить ее. [21] Обратное вращение должно было начаться за 10 минут до прибытия к цели и приводиться в движение с помощью ремня, приводимого в движение гидравлическим двигателем Vickers Jassey, установленным перед правым бортом бомбы. Этот двигатель приводился в действие гидравлической системой, обычно используемой верхней орудийной башней , которая была снята. [ нужна ссылка ] Тесный контакт с плотиной был необходим для получения максимальной эффективности от взрывчатки. [ нужна ссылка ]
Высота проверялась парой пересекающихся лучей прожекторов, которые, сходясь на поверхности воды, указывали правильную высоту самолета – метод, разработанный для рейда Бенджамином Локспейзером министром авиационного производства , и расстояние от самолета. цель с помощью простого ручного треугольного устройства: если один угол подносить к глазу, выступы на двух других углах совпадут с заранее определенными точками на цели, когда она будет находиться на правильном расстоянии для сброса бомбы. На практике с этим могло оказаться неудобно обращаться, и некоторые летные экипажи заменяли его своими собственными устройствами, закрепленными внутри самого самолета и использующими китаграф и веревку. [22]
В ночь с 16 на 17 мая 1943 года операция «Кастиз» Германии атаковала плотины в Рурской долине , используя «Поддержание». Две плотины были прорваны, что привело к масштабным наводнениям, разрушениям и человеческим жертвам. Значение этого нападения на ход войны обсуждается. Потери британцев во время операции были тяжелыми; восемь из 19 штурмовиков не вернулись, а также 53 из 113 экипажей Королевских ВВС. [23] В результате нарушения погибли около 1600 мирных жителей, в том числе около 1000 заключенных и рабов. Содержание больше в эксплуатации не использовалось. К моменту окончания войны оставшиеся в рабочем состоянии бомбы Службы содержания начали приходить в негодность и были сброшены в Северное море без детонационных устройств. [24]
Хайболл
[ редактировать ]В апреле 1942 года сам Уоллис описал предложенную им бомбу как «по сути оружие для авиации флота ». [ нужна ссылка ] Этот военно-морской аспект позже был усилен протоколом, изданным британским премьер-министром Уинстоном Черчиллем в феврале 1943 года, с вопросом: «Вы отказались от всех планов сделать что-нибудь с Тирпицем, пока он находится в Тронхейме ? ... Это ужасная вещь». что этот приз должен ждать, и никто не сможет придумать, как его выиграть». [25] Однако в конечном итоге Highball был разработан как оружие британских ВВС для использования против различных целей, включая Тирпиц . [ нужна ссылка ]
С ноября 1942 года разработка и испытания Highball продолжались параллельно с разработкой Upkeep, включая размещение прототипов как в Чесил-Бич, так и в Рекалвере. Первые прототипы, сброшенные на Чесил-Бич в декабре 1942 года, были предшественниками обеих версий бомбы, но прототипы, сброшенные на Чесил-Бич в январе и феврале 1943 года и на Рекалвер в апреле 1943 года, включали прототипы Хайболла. [26] Они были сброшены модифицированным бомбардировщиком «Веллингтон», а в Рекалвере — модифицированным бомбардировщиком « De Havilland Mosquito B Mk IV» , одним из двух, назначенных для этой цели компании «Виккерс Армстронг». [27] К началу февраля 1943 года Уоллис рассматривал Хайболл как «содержащий заряд массой 500 фунтов (230 кг) в цилиндре, находящийся в сфере размером 35 дюймов (89 см) с (общим весом) 950 фунтов (430 кг)»; модифицированный «Москит» мог нести два таких оружия. [28]
В ходе испытаний в Рекалвере в середине апреля 1943 года было обнаружено, что сферический корпус «Хайболла» получил такие же повреждения, как и корпус «Обслуживания». Прототип с измененной конструкцией корпуса, усиленного стальной пластиной, но без инертного наполнения или взрывчатого вещества, был сброшен 30 апреля и вышел «совершенно неповрежденным». [29] В ходе дальнейших испытаний 2 мая два экземпляра этого прототипа с инертным наполнением отскочили от поверхности воды, как и предполагалось, хотя на обоих были обнаружены вмятины. [30]
Дальнейшие испытания проводились тремя модифицированными «Москитами», летевшими с авиабазы Королевских ВВС Тернберри , к северу от Гирвана , на западном побережье Шотландии, против корабля-мишени, бывшего французского линкора «Курбе» , который для этой цели был пришвартован в Лох-Стривене . [31] Эта серия испытаний 9 и 10 мая была затруднена рядом ошибок: буи, предназначенные для обозначения точки в 1200 ярдов (1097 м) от Курбе , где должны были быть сброшены прототипы, оказались слишком близко к корабль на 400 ярдов (366 м), и, по словам Уоллиса, другие ошибки были вызваны «изменениями в размерах [прототипов] после заполнения и [неправильными размерами] приспособлениями для установки рычагов [калипера]». [32] Из-за этих ошибок прототипы слишком быстро и слишком сильно поражали цель. Два самолета не смогли выпустить свои прототипы, один из которых затем упал, когда самолет разворачивался для второй попытки. [ нужна ссылка ]
Именно при таких обстоятельствах Upkeep пришлось развернуть независимо от Highball. Помимо продолжающихся проблем при испытаниях «Хайболла», в конце марта 1943 года было замечено, что «в лучшем случае [экипажам] потребуется двухмесячная специальная подготовка». [33] Имея это в виду, 618-я эскадрилья , на северо-востоке Шотландии, была сформирована 1 апреля 1943 года в британских ВВС Скиттен , недалеко от Уика для проведения операции «Слуга», в ходе которой Тирпиц должен был быть атакован прыгающими бомбами «Хайболл». [34] 18 апреля было рекомендовано провести операцию «Слуга» до конца июня, поскольку 618-ю эскадрилью нельзя было сдерживать для этой цели бесконечно. Лишь в начале сентября 1943 года, ввиду продолжающихся проблем как с Highball, так и с механизмом его выпуска, большая часть 618-й эскадрильи была «освобождена для других обязанностей». На практике это означало отказ от операции «Слуга». [35] Основной состав 618-й эскадрильи был сохранен, и они продолжили работу над развитием Хайболла. [36]
Испытания с 15 по 17 мая 1944 года показали прогресс с Highball. К этому времени Курбе был предназначен для использования в качестве волнореза «Крыжовник» для вторжения в Нормандию старый линкор HMS Malaya , поэтому вместо него использовался , находившийся тогда в резерве (также пришвартованный в Лох-Стривене). С экипажем на борту «Малайи» бомбардировщики сбросили инертные прототипы «Хайболла», оснащенные гидростатическими пистолетами, целясь в корабль. Они ударили по кораблю, и по меньшей мере двое пробили дыру в борту корабля. 17 мая впервые прототипы Highball были выпущены парами с разницей всего в одну секунду. [37]
К концу мая 1944 года проблемы с выпуском «Хайболла» были решены, как и проблемы с прицеливанием. Для прицеливания Highball требовался метод, отличный от Upkeep; Проблема была решена с помощью конструкции Уоллиса прицела с кольцевой апертурой, прикрепленного к летному шлему. [38] Хайболл теперь представлял собой сферу со сплющенными полюсами , а заряд взрывчатого вещества представлял собой Торпекс, заключенный в цилиндр, как в Upkeep; Детонация была произведена одним гидростатическим пистолетом, подожженным на глубине 27 футов (8 м), а его вес составлял 1280 фунтов (581 кг), из которых 600 фунтов (272 кг) составлял торпекс. [ нужна ссылка ]
«Хайболл» никогда не использовался в боевых действиях: 12 ноября 1944 года в ходе операции «Катехизис» «Ланкастеры» с помощью бомб «Толлбой» потопили свою главную цель — Тирпиц . Другие потенциальные цели рассматривались во время разработки Хайболла и позже. В их число входили корабли итальянского военно-морского флота , каналы, сухие доки, загоны для подводных лодок и железнодорожные туннели (испытания по которым проходили в 1943 году). Но Италия капитулировала в сентябре 1943 года, а другие целевые идеи были отвергнуты как неосуществимые. [39]
В январе 1945 года на экспериментальном полигоне «Виккерс» в Фоксваррене , недалеко от Кобэма, графство Суррей , Douglas A-26 Invader средний бомбардировщик ВВС США был адаптирован для перевозки двух «Хайболлов», почти полностью закрытых в бомбоотсеке, с использованием деталей от модификации «Москито». После непродолжительных летных испытаний в Великобритании комплект был отправлен в Райт-Филд , штат Огайо, и установлен на самолете A-26C Invader. Двадцать пять инертных бомб Highballs, переименованных в бомбы Speedee, также были отправлены для использования в испытаниях USAAF. Испытания на падение проводились над заливом Чоктаватчи недалеко от Эглин-Филд , Флорида, но программа была прекращена после того, как бомба отскочила назад при падении на Уотер-Рейндж 60, что привело к потере задней части фюзеляжа и фатальной катастрофе 28 апреля 1945 года . [40]
Бейсбол
[ редактировать ]Помимо двух перечисленных выше типов, оружие меньшего размера для использования моторными торпедными катерами в декабре 1942 года Адмиралтейством было предложено . Это оружие, известное как «Бейсбол», должно было представлять собой оружие трубчатого запуска весом 300 фунтов (140 фунтов). кг), из которых половина будет взрывоопасной, с предполагаемой дальностью от 1000 до 1200 ярдов (от 910 до 1100 м). [41]
Сохранившиеся примеры
[ редактировать ]Инертные прототипы Upkeep и Highball, брошенные в Reculver, были обнаружены и вместе с рядом других примеров выставлены на различных сайтах:
- Abbotsbury Swannery , недалеко от испытательного полигона на пляже Чесил (прототип)
- Музей авиации Бренцетта, Бренцетт , на Ромни Марш (содержание пистолетов)
- Бруклендский музей , Вейбридж (прототип, содержание и полный Хайболл)
- Дуврский замок (часть содержания)
- Аэродром Хаверфордвест (часть корпуса Хайболла)
- Музей и галерея Херн-Бэй , к западу от испытательного полигона в Рекалвере (ядро Хайболла)
- Имперский военный музей Даксфорд (содержание)
- Центр авиационного наследия Линкольншира , Ист-Киркби (содержание)
- Ньюаркский музей авиации (содержание)
- Petwood Hotel, Woodhall Spa , Линкольншир (содержание)
- RAF Lossiemouth , Морей – доступен для публики только с предварительного разрешения (содержание)
- Мемориальный музей «Спитфайр и ураган» в ВВС Великобритании в Манстоне , Кент (ядро Хайболла)
- Целевой музей авиационных наук Фарнборо, Фарнборо, Хантс (ядро Хайболла)
- Музей самолетов де Хэвилленд , Хартфордшир (полный Хайболл)
- Центр наследия RAF Scampton (прототип содержания)
- Йоркширский музей авиации , Элвингтон , Йорк (полноразмерный прототип содержания)
- Музей немецкой оборонной техники Бундесвера , Кобленц, Германия (полноразмерное содержание)
- Музей Эдерзее , Эдерзее, Германия (полноразмерное содержание)
В 2010 году в рамках проекта по дайвингу в Лох-Стривене удалось обнаружить несколько прототипов Highball на глубине около 114 футов (35 м). [42] В июле 2017 года два Хайболла были успешно обнаружены. [43] из Лох-Стривена в результате совместной операции команд подводного клуба Восточного Чешира. [44] и Королевский флот. [45] Один из них сейчас выставлен в Музее самолетов Де Хэвилленда. [46] а другой прибыл в Бруклендский музей в конце 2019 года после консервации в Фонде Мэри Роуз .
Немецкая прыгающая бомба
[ редактировать ]После операции «Наказание» немецкие войска обнаружили среди обломков корабля «Ланкастер» неповрежденной бомбу, которой командовал флайт-лейтенант Барлоу, которая задела высоковольтные кабели в Хальдерне, недалеко от Риса, Германия , и разбилась. Бомба не была сброшена, а самолет разбился на земле, поэтому ни одно из детонационных устройств не сработало. [48] Впоследствии 385-килограммовая (849 фунтов) версия Upkeep под кодовым названием «Курт» или «Эмиль» была построена на , Люфтваффе Erprobungsstelle побережье Германии или «испытательном полигоне», на балтийском в Травемюнде , один в один сеть из четырех таких заведений в нацистской Германии. Важность обратного вращения не была понята, и испытания Focke -Wulf Fw 190 оказались опасными для самолета, поскольку бомба соответствовала скорости, с которой она была сброшена. Попытки исправить ситуацию с помощью ракет-носителей провалились, и проект был отменен в 1944 году. [49]
Воссоздание прыгающей бомбы
[ редактировать ]В 2011 году проект, возглавляемый доктором Хью Хантом с инженерного факультета Кембриджского университета, воссоздал прыгающую бомбу и испытал ее в ходе рейда, похожего на «Дамбастерс». Buffalo Airways была выбрана в качестве компании для выполнения миссии на своем Douglas DC-4 . Проект был задокументирован в документальном телешоу Dambusters Fly Again в Канаде и Австралии, Dambusters: Создание прыгающей бомбы в Великобритании и Nova эпизоде «Бомбежка гитлеровских плотин» в США. Он включал в себя сброс макета бомбы, который сработал, как и предполагалось, и удар по копии плотины, которая была специально построена; Впоследствии он был уничтожен зарядом, заложенным в месте падения бомбы. [50] [51] [52] [53] [54] [ чрезмерное цитирование ] Съемки документального фильма сами по себе были задокументированы как часть шоу Ice Pilots NWT реалити- , которое следует за Buffalo Airways во втором эпизоде 3 сезона «Dambusters». [55]
Галерея
[ редактировать ]- Содержание прыгающей бомбы на позиции в бомбоотсеке Ланкастера Гая Гибсона - серийный номер ED932/G , код «AJ-G».
- Прототипы Highball в модифицированном бомбоотсеке de Havilland Mosquito DK290/G. Суффикс «G» был применен к серийному номеру некоторых экспериментальных (не действующих эскадрилий) самолетов, чтобы показать, что их необходимо постоянно охранять, пока они находятся на земле, из-за их совершенно секретного характера. [56]
- Модель прыгающей бомбы "Содержание". Музей Сперрмауэра в Эдерзее.
- Модель прыгающей бомбы "Содержание". Studiensammlung Кобленца.
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Аналоговый компьютер механического дифференциального анализатора, предположительно использованный при проектировании прыгающих бомб Барнса Уоллиса, хранится в Новой Зеландии в Музее транспорта и технологий (MOTAT). [3]
- ^ Источники различаются в зависимости от введения обратного вращения при разработке оружия: например, хотя Свитман говорит, что «есть свидетельства того, что [Уоллис] всегда намеревался [включить обратное вращение]», [8] согласно Джонсону сэру Джорджу Эдвардсу в лекции Кристофера Хинтона 1982 года, с. 9, написал: «На основании того, что я знал о мяче для крикета, я во многом убедил [Уоллиса] против его воли придать этим бомбам обратное вращение». [9] См. также статью «Lives Remembered» (сэр Джордж Эдвардс) в The Times от 21 марта 2003 г., [10]
- ^ Это вытянутое вращение, в отличие от плоского, сплюснутого вращения пропущенного камня.
- ^ Собственные ссылки Уоллиса на эксперименты с «мячом для гольфа», происхождение и использование общего названия «Мина для гольфа» и прототипы с ямочками см. Sweetman (2002), (Часть 1), стр. 107, 114–115, 117, 118 и Флауэр (2002), с. 19.
- ^ фильм Upkeep Casing Break 2 (широкополосный доступ) The Dambusters (617-я эскадрилья). Архивировано 26 октября 2015 года в Wayback Machine . Проверено 12 августа 2010 г. на половинной скорости; следовательно, обратное вращение легко увидеть.
- ^ Также видео «Детонация при техническом обслуживании» (широкополосное соединение) The Dambusters (617-я эскадрилья). Архивировано 26 октября 2015 года в Wayback Machine . Проверено 12 августа 2010 г.
- ^ См., например, диаграммы из документа, подготовленного доктором Уоллисом, чтобы объяснить, как работает обслуживание прыгающей бомбы . Национальный архив . Проверено 10 августа 2010 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Sweetman (2002), (Часть 1), стр. 107, 113.
- ^ Flower (2002), стр. 10–19, Sweetman (2002), (Часть 1), стр. 105–07 и 2002 (Часть 2), стр. 51. См. также немецкий линкор Тирпиц#История эксплуатации .
- ^ Ирвин, Уильям (июль 2009 г.). «Объяснение дифференциального анализатора» . Оклендская гильдия конструкторов. Архивировано из оригинала 24 ноября 2018 года . Проверено 21 июля 2010 г.
- ^ Цветок (2002), с. 20. См. также «Решения», архивированные 18 мая 2015 года в Wayback Machine и Nant-y-Gro Dam, архивированные 17 июля 2012 года в Wayback Machine , и видео «Nant-y-Gro Test (широкополосный доступ)» , архивированные 17 июля 2012 года в Wayback Machine . The Dambusters (617-я эскадрилья). Архивировано 26 октября 2015 года в Wayback Machine . Проверено 12 августа 2010 г.
- ^ Джонсон (1998), стр. 29–31, цитирует Коллинза, А.Р., «Происхождение и план нападения на немецкие плотины», в Трудах Института инженеров-строителей. Часть 2. Исследования и теория , 73, 1982.
- ^ Цветок (2002), с. 19.
- ^ Flower (2002), например, стр. 30, 42, и Sweetman (2002), (части 1 и 2).
- ^ Sweetman (2002), (Часть 1), с. 108
- ^ Джонсон (1998), с. 28,
- ^ Флауэр (2002), стр. 17–18, Джонсон (1998), стр. 28–19, и Свитман (2002), (Часть 1), стр. 108, 116.
- ^ Sweetman (2002), (Часть 1), с. 110.
- ^ Цветок (2002), с. 22.
- ^ Цветок (2002), с. 22; Свитман (2002), (Часть 1), с. 114.
- ^ Цветок (2002), с. 25.
- ^ Sweetman (2002), (Часть 2), с. 48.
- ^ Цветок (2002), с. 21.
- ^ Цветок (2002), с. 27.
- ^ Флауэр (2002), стр. 29–30.
- ^ Флауэр (2002), стр. 30–31.
- ^ Цветок (2002), с. 31. Проектирование шахты UPKEEP. Архивировано 28 декабря 2009 г. в Wayback Machine . Музей Королевских ВВС . Проверено 13 августа 2010 г.
- ^ Цветок (2002), с. 31. Диаграммы из документа, подготовленного доктором Уоллисом, чтобы объяснить, как работает «Поддержка прыгающей бомбы» . Национальный архив . Проверено 10 августа 2010 г.
- ^ Флауэр (2002), стр. 35–36.
- ^ Джонсон (1998), с. 31, описывает это как «о средних потерях при бомбардировках того времени», но ср. Проблемы. Архивировано 23 марта 2019 года в Wayback Machine , The Dambusters (617 Squadron). Архивировано 26 октября 2015 года в Wayback Machine . Проверено 10 августа 2010 г.
- ^ Цветок (2002), с. 62, и Роберт Оуэн, «Операция Guzzle», в книге «Прорыв немецких плотин, уходящих в историю» , Музей Королевских ВВС, 2008.
- ^ Свитман (2002), Часть 1, с. 106.
- ^ Sweetman (2002), Часть 1, стр. 112, 118.
- ^ Sweetman (2002), Часть 1, стр. 114, 118.
- ^ Свитман (2002), Часть 1, с. 113.
- ^ Свитман (2002), Часть 1, с. 118.
- ^ Свитман (2002), Часть 1, с. 119.
- ^ Свитман (2002), Часть 2, с. 52. Королевские ВВС Тернберри оккупировали территорию гольф-курорта Тернберри .
- ^ Sweetman (2002), Часть 2, стр. 52–53.
- ^ Свитман (2002), Часть 1, с. 115.
- ^ Sweetman (2002), Часть 2, стр. 48–49.
- ^ Sweetman (2002), Часть 2, стр. 54, 57.
- ^ Цветок (2002), с. 78.
- ^ Флауэр (2002), стр. 78–79.
- ^ Флауэр (2002), стр. 78–80.
- ^ Flower (2002), например, стр. 66–67, 72–76. 3 сентября 1943 года было подписано перемирие между Италией и союзниками.
- ^ Флауэр (2002), стр. 87–88. Также Гарднер (2006), Джонсен (1999) и Дуглас A-26C разваливается в воздухе при тестировании прыгающей бомбы на YouTube. Проверено 11 декабря 2010 г.
- ^ Мюррей (2009), с. 119
- ^ Project Highball , Ассоциация археологических дайверов, 11 августа 2010 г., архивировано из оригинала 8 ноября 2011 г. , получено 12 августа 2010 г.
- ^ BBC News – Дайверы обнаруживают бомбу-хайболл времен Второй мировой войны . Проверено 22 июля 2017 г.
- ^ Водолазы BSAC готовятся к извлечению исторических бомб военного времени «Хайболл» из шотландского озера BSAC , извлеченных 22 июля 2017 года. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Военно-морские водолазы поднимают прыгающие бомбы с шотландского озера» . www.royalnavy.mod.uk . 21 июля 2017 года . Проверено 22 июля 2017 г. .
- ^ Дэвис, Алан (3 августа 2017 г.). «Прыгающая бомба военного времени добавлена в коллекцию Музея авиации де Хэвилленд» . Уэлвин Хэтфилд Таймс . Архивировано из оригинала 17 августа 2017 года . Проверено 17 августа 2017 г.
- ^ Соединенные Штаты; Военно-морское ведомство; Управление артиллерийского вооружения (1947). Немецкий взрывной снаряд, 11 июня 1946 года . Вашингтон, округ Колумбия: Правительство. Распечатать. Офис. п. 15. OCLC 505967055 .
- ^ Флауэр (2002), стр. 50, 61–62.
- ^ Цветок (2002), с. 62, Свитман (1999). Считается, что советские войска применили две прыгающие бомбы во время атаки, в результате которой потопил немецкий зенитный крейсер времен Второй мировой войны «Ниобе» в Котке , Финляндия, 16 июля 1944 года. [ нужна ссылка ] но подробности разработки этого устройства неизвестны, и, возможно, это был инцидент со взрывом .
- ↑ History Television, Dambusters Fly Again. Архивировано 19 марта 2012 г. в Wayback Machine (по состоянию на август 2011 г.).
- ^ Чиверс, Том (2 мая 2011 г.). «День, когда разрушители плотин вернулись... в Канаду» . Телеграф . Лондон.
- ^ Брайан, Хэл (5 мая 2011 г.), «Ледяные пилоты» помогают воссоздать «Дамбастеры» , EAA, заархивировано из оригинала 30 марта 2012 г.
- ↑ Канал 4, «Dambusters: Создание прыгающей бомбы». Архивировано 29 апреля 2016 г. в Wayback Machine (по состоянию на август 2011 г.).
- ^ PBS, WGBH, Nova, «Бомбежка гитлеровских плотин» . Проверено 12 января 2012 г.
- ↑ History Television, Ice Pilots NWT: Сезон 3, Эпизод 2: Dambusters. Архивировано 5 мая 2017 г. в Wayback Machine (дата обращения: 11.11.11).
- ^ Цветок (2002), с. 28.
Библиография
[ редактировать ]- Ботт, Ян (2023). «Революционный подход: технический взгляд на содержание «прыгающей бомбы» ». Историк авиации (43): 30–39. ISSN 2051-1930 .
- Флауэр, Стивен (2002). Адская бомба . Темпус. ISBN 0-7524-2386-X
- Флауэр, Стивен (2004). Бомбы Барнса Уоллиса: Tallboy, Dambuster и Grand Slam . Темпус. ISBN 0-7524-2987-6 (издание «Адская бомба» в твердом переплете )
- Гарднер, Роберт (2006). От прыгающих бомб до Конкорда . Издательство Саттон. ISBN 0-7509-4389-0
- Джонсен, Фредерик А. (1999). Дуглас А-26 Invader (Warbird Tech Series, том 22). Миннесота: Издательства специализированной прессы. стр. 85–90. ISBN 1-58007-016-7
- Морпурго, Джек Эрик (1981). Барнс Уоллис: Биография . Ян Аллан ISBN 0-7110-1119-2
- Моррис, Р. (ред.) (2008). Прорыв немецких плотин, уходящий в историю , Музей Королевских ВВС
- Мюррей, Иэн (2009). Человек-прыгающая бомба: наука сэра Барнса Уоллиса. Хейнс. ISBN 978-1-84425-588-7
- Саймонс, Грэм М. (1990). Москит: оригинальный многоцелевой самолет . Оружие и доспехи. ISBN 0-85368-995-4
- Свитман, Джон (1999). Рейд Дамбстерс . Касселл. ISBN 0-304-35173-3
- Свитман, Джон (лето 2002 г.). «Другая прыгающая бомба Барнса Уоллиса. Часть 1: Операция Тирпиц и немецкие плотины» (PDF) . Обзор воздушной мощи Королевских ВВС . Том. 5, нет. 2. С. 104–21. Архивировано из оригинала (PDF) 6 декабря 2008 г. - на archive.org.
- Свитман, Джон (осень 2002 г.). «Другая прыгающая бомба Барнса Уоллиса, часть 2: Мишень Тирпиц» (PDF) . Обзор воздушной мощи Королевских ВВС . Том. 5, нет. 3. С. 47–57. Архивировано из оригинала (PDF) 10 декабря 2009 г. - на archive.org.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 617-я эскадрилья и рейд на плотины – архивная перспектива – онлайн-выставка в Музее Королевских ВВС
- Мемориальный фонд Барнса Уоллиса
- Дамбстеры (617-я эскадрилья)
- Тестовые дропы Upkeep и Highball. Архивировано 17 марта 2016 г. в Wayback Machine - включает дропы Lancaster и Mosquito в Рекулвере и Лох-Стривене, а также фатальный падений американского A-26 Invader (YouTube).
- Прыгающие бомбы – история, фото и видео