Jump to content

Прыгающая бомба

(Перенаправлено с Прыгающей бомбы )

Виккерс Тип 464
кодовое название : Содержание
Прыгающая бомба "Содержание" в Имперском военном музее в Даксфорде
Тип Обычная ( глубинная бомба )
Место происхождения Великобритания
История обслуживания
В эксплуатации 16–17 мая 1943 г.
( Операция «Наказание »)
Используется № 617-й эскадрильи RAF
Войны Вторая мировая война
История производства
Дизайнер Барнс Уоллис
Разработанный апрель 1942 г.
Производитель Виккерс-Армстронгс
Произведено февраль 1943 г.
построено 120 (62 инертных и 58 наполненных ВВ )
19 используются в эксплуатации
Варианты Сферическая прыгающая бомба Highball , инертные тренировочные бомбы
Технические характеристики
Масса 9250 фунтов (4200 кг)
Длина 60 дюймов (1,52 м)
Ширина 50 дюймов (1,27 м)

Начальная скорость 240–250 миль в час (390–400 км/ч)
500 об/мин обратное вращение
Эффективная дальность стрельбы 400–500 ярдов (370–460 м)
Наполнение Торпекс
Вес наполнения 6600 фунтов (2990 кг)
Детонация
механизм
гидростатический взрыватель (глубина 30 футов (9,1 м)) с резервным химическим взрывателем замедленного действия.

Прыгающая бомба — это бомба , предназначенная для расчетного отскока к цели по воде, чтобы избежать препятствий, таких как торпедные сети , и позволяет заранее определить как скорость бомбы по прибытии к цели, так и время ее взрыва. Похожа на обычную военно-морскую глубинную бомбу . Изобретателем первой такой бомбы был британский инженер Барнс Уоллис , чья прыгающая бомба «Содержание» использовалась в ходе ВВС Великобритании операции «Наказание » в мае 1943 года, чтобы отскакивать от немецких плотин и взрываться под водой, с эффектом, аналогичным подземному взрыву бомбы. более поздние Большого шлема и землетрясения Толлбоя бомбы , обе из которых он также изобрел.

Британские прыгающие бомбы

[ редактировать ]
Остатки испытательного прототипа Highball, обнаруженные в Рекалвере в 1997 году, сейчас находятся в музее Херн-Бей.

После начала Второй мировой войны в 1939 году Уоллис рассматривал стратегическую бомбардировку как средство лишить противника возможности вести войну и написал статью, озаглавленную «Заметка о методе нападения на державы оси ». Ссылаясь на источники энергии противника, он написал (как аксиома 3): «Если их разрушение или паралич могут быть достигнуты, они предлагают средства, чтобы сделать врага совершенно неспособным продолжать вести войну».

В статье Барнса Уоллиса «Сферическая бомба – надводная торпеда», опубликованной в апреле 1942 года, описывался метод атаки, при котором оружие отскакивало от воды до тех пор, пока оно не поразило цель, а затем погружалось и взрывалось под водой, очень похоже на глубинную бомбу . Отскок его по поверхности позволит нацелить его прямо на цель, избегая при этом подводной защиты, а также некоторых надводных объектов, и такое оружие будет использовать эффект «пузырькового импульса», типичный для подводных взрывов , что значительно увеличивает его эффективность: в документе Уоллиса подходящие цели указаны в качестве плотин гидроэлектростанций «и плавучих судов, пришвартованных в спокойных водах, таких как норвежские фьорды ». [1]

Оба типа целей уже представляли большой интерес для британских военных, когда Уоллис писал свою статью (которая сама по себе была не первой для него по этой теме); Плотины немецких гидроэлектростанций считались важными объектами бомбардировок еще до начала Второй мировой войны , но существующие бомбы и методы бомбардировки мало на них влияли, поскольку торпедные сети защищали их от атак обычными торпедами , а практические средства их уничтожения имели мало общего. еще предстоит придумать. В 1942 году британцы искали средства уничтожения немецкого линкора «Тирпиц» , который представлял угрозу судоходству союзников в Северной Атлантике и уже пережил ряд попыток британцев уничтожить его. В это время «Тирпиц» защищался от нападения, пришвартовавшись в норвежских фьордах, где он производил эффект « существующего флота ». [2] Следовательно, предложенное Уоллисом оружие привлекло внимание и подверглось активным испытаниям и разработкам. [а]

24 июля 1942 года «впечатляюще успешная» демонстрация потенциала такого оружия произошла, когда резервная дамба в Нант-и-Гро , недалеко от Райадера , в Уэльсе, была разрушена миной, содержащей 279 фунтов (127 кг) взрывчатки: это был взорван у края плотины под водой в ходе испытания, проведенного А. Р. Коллинзом, научным сотрудником Лаборатории дорожных исследований , которая тогда базировалась в Хармондсворте , Миддлсекс. [4]

А. Р. Коллинз был среди большого числа других людей, помимо Барнса Уоллиса, которые внесли широкий вклад в разработку прыгающей бомбы и метода ее доставки к цели, вплоть до того, что в статье, опубликованной в 1982 году, сам Коллинз сделал очевидно, что Уоллис «не сыграл исключительно важной роли в разработке этого проекта и, в частности, что очень значительный вклад внесли, например, сэр Уильям Глэнвилл , доктор Дж. Чарльзворт, доктор А. Р. Коллинз и другие. Лаборатории дорожных исследований». [5] Однако модификация бомбардировщика Vickers Wellington , в разработке которого участвовал сам Уоллис, [ нужна ссылка ] за работу по ранним испытаниям предложенного им оружия был приведен в качестве примера того, как Уоллис «был первым, кто признал» вклад других. [6] Кроме того, по словам Эрика Олрайта, который в то время работал в чертежном бюро компании « Виккерс-Армстронгс» , «Уоллис пытался выполнять свою обычную работу [для компании «Виккерс-Армстронгс]», а также все это – он был в министерстве . и вплоть до Форта Холстед и повсюду»; Предоставление Уоллисом своих документов, идей и текущих событий соответствующим органам власти помогло обеспечить продолжение развития; Уоллис был главным разработчиком моделей, прототипов и «живых» версий оружия; и, что, возможно, наиболее важно, именно Уоллис объяснил это оружие на заключительном брифинге для экипажей британских ВВС перед тем, как они отправились в операцию «Наказание» , чтобы использовать одну из своих разработок в действии. [7] [ нужна страница ]

Отличительной особенностью оружия, добавленной в ходе разработки, было обратное вращение, что улучшало высоту и устойчивость его полета, способность отскакивать, а также помогало оружию оставаться в контакте или, по крайней мере, в непосредственной близости от него. , его цель по прибытии. [б] [с] Обратное вращение является нормальной особенностью полета мячей для гольфа из-за способа удара по ним клюшкой, и, возможно, именно по этой причине все разработанные формы оружия были известны под общим названием «мины для гольфа». ", а на некоторых сферических прототипах были ямочки. [д]

В ноябре 1942 года было решено разработать более крупную версию оружия Уоллиса для использования против плотин и меньшую версию для использования против кораблей: они имели кодовые названия «Обслуживание» и «Хайболл» соответственно. [11] Третья версия под кодовым названием «Бейсбол» также планировалась для использования MTB или MGB , Береговых сил Королевского флота но «так и не увидела свет». [12] Хотя каждая версия была основана на том, что изначально задумывалось как сферическая бомба, ранние прототипы как для Upkeep, так и для Highball состояли из цилиндрической бомбы в сферическом корпусе. [Фн 1] Разработка, тестирование и использование Upkeep и Highball должны были проводиться одновременно, поскольку было важно сохранить элемент внезапности: если бы один из них использовался против цели независимо, существовали опасения, что немецкая защита от аналогичных целей будет усилена. делая другого бесполезным. [13] Однако «Техническое обслуживание» было разработано в сжатые сроки, поскольку его максимальная эффективность зависела от максимального заполнения целевых плотин за счет сезонных дождей, а последняя дата для этого была установлена ​​на 26 мая 1943 года. [14] В любом случае, по мере приближения этой даты Highball оставался в разработке, тогда как разработка Upkeep была завершена, и было принято решение развернуть Upkeep самостоятельно. [15]

В январе 1974 года, в соответствии с британским « тридцатилетним правлением », были обнародованы секретные правительственные файлы как по содержанию, так и по «Хайболлу», хотя технические подробности оружия были обнародованы в 1963 году. [ нужна ссылка ]

Содержание

[ редактировать ]
Анимация принципа прыгающей бомбы. Бомба сброшена недалеко от поверхности озера. Поскольку он движется почти горизонтально, с высокой скоростью и с обратным вращением , он несколько раз подпрыгивает, а не тонет. Каждый отскок меньше предыдущего. «Запуск бомбы» рассчитывается так, что при последнем отскоке бомба достигнет цели, где она тонет. Гидростатический пистолет заставляет его взрываться на нужной глубине, создавая разрушительные ударные волны.
Плотину Мёне прорвало служебная бомба

Испытания прототипов Upkeep с инертным наполнением проводились в Чесил-Бич , Дорсет, летавшие из Королевских ВВС Уормвелл в декабре 1942 года, и в Рекалвере , Кент, летавшие из Королевских ВВС Манстон в апреле и мае 1943 года, сначала с использованием бомбардировщика Vickers Wellington . [16] Однако размеры и вес полноразмерного Upkeep были таковы, что его мог нести только самый большой британский бомбардировщик, доступный в то время, Avro Lancaster , и даже он должен был претерпеть значительную модификацию, чтобы нести его. [17] В результате появился Avro Lancaster «B III (Special)» . В ходе испытаний было обнаружено, что сферический корпус Upkeep разобьется при ударе о воду, но внутренний цилиндр, содержащий бомбу, будет продолжать двигаться по поверхности воды, как и предполагалось. [18] [и] В результате из конструкции был исключен сферический корпус Upkeep. Разработка и испытания завершились 13 мая 1943 года сбросом боевой цилиндрической бомбы для обслуживания в 5 милях (8 км) в море от Бродстерса , Кент, и к этому времени Уоллис уточнил, что бомба должна быть сброшена «точно» на высоте 60 футов. (18 м) над водой и путевой скоростью 232 миль в час (373 км/ч) с обратным вращением при 500 об/мин : бомба «отскочила семь раз на расстояние около 800 ярдов, затонула и взорвалась». [19] [ф]

В оперативной версии Upkeep, известной производителем как «Виккерс Тип 464», заряд взрывчатого вещества был Torpex , первоначально разработанный для использования в торпедах, чтобы обеспечить более длинный взрывной импульс для большего эффекта против подводных целей; Основным средством детонации были три гидростатических пистолета, используемые в глубинных бомбах , поджигавшихся на глубине 30 футов (9 м); а его общий вес составлял 9250 фунтов (4200 кг), из которых 6600 фунтов (3000 кг) приходился на Torpex. Была также предусмотрена возможность «самоуничтожения» взрывателя , который срабатывал автоматически при сбрасывании бомбы с самолета и срабатывал через 90 секунд. [20] Бомба удерживалась на месте в самолете с помощью пары больших суппортов или треугольных рычагов, которые поворачивались с обоих концов бомбы, чтобы сбросить ее. [21] Обратное вращение должно было начаться за 10 минут до прибытия к цели и приводиться в движение с помощью ремня, приводимого в движение гидравлическим двигателем Vickers Jassey, установленным перед правым бортом бомбы. Этот двигатель приводился в действие гидравлической системой, обычно используемой верхней орудийной башней , которая была снята. [ нужна ссылка ] Тесный контакт с плотиной был необходим для получения максимальной эффективности от взрывчатки. [ нужна ссылка ]

Высота проверялась парой пересекающихся лучей прожекторов, которые, сходясь на поверхности воды, указывали правильную высоту самолета – метод, разработанный для рейда Бенджамином Локспейзером министром авиационного производства , и расстояние от самолета. цель с помощью простого ручного треугольного устройства: если один угол подносить к глазу, выступы на двух других углах совпадут с заранее определенными точками на цели, когда она будет находиться на правильном расстоянии для сброса бомбы. На практике с этим могло оказаться неудобно обращаться, и некоторые летные экипажи заменяли его своими собственными устройствами, закрепленными внутри самого самолета и использующими китаграф и веревку. [22]

В ночь с 16 на 17 мая 1943 года операция «Кастиз» Германии атаковала плотины в Рурской долине , используя «Поддержание». Две плотины были прорваны, что привело к масштабным наводнениям, разрушениям и человеческим жертвам. Значение этого нападения на ход войны обсуждается. Потери британцев во время операции были тяжелыми; восемь из 19 штурмовиков не вернулись, а также 53 из 113 экипажей Королевских ВВС. [23] В результате нарушения погибли около 1600 мирных жителей, в том числе около 1000 заключенных и рабов. Содержание больше в эксплуатации не использовалось. К моменту окончания войны оставшиеся в рабочем состоянии бомбы Службы содержания начали приходить в негодность и были сброшены в Северное море без детонационных устройств. [24]

В апреле 1942 года сам Уоллис описал предложенную им бомбу как «по сути оружие для авиации флота ». [ нужна ссылка ] Этот военно-морской аспект позже был усилен протоколом, изданным британским премьер-министром Уинстоном Черчиллем в феврале 1943 года, с вопросом: «Вы отказались от всех планов сделать что-нибудь с Тирпицем, пока он находится в Тронхейме ? ... Это ужасная вещь». что этот приз должен ждать, и никто не сможет придумать, как его выиграть». [25] Однако в конечном итоге Highball был разработан как оружие британских ВВС для использования против различных целей, включая Тирпиц . [ нужна ссылка ]

С ноября 1942 года разработка и испытания Highball продолжались параллельно с разработкой Upkeep, включая размещение прототипов как в Чесил-Бич, так и в Рекалвере. Первые прототипы, сброшенные на Чесил-Бич в декабре 1942 года, были предшественниками обеих версий бомбы, но прототипы, сброшенные на Чесил-Бич в январе и феврале 1943 года и на Рекалвер в апреле 1943 года, включали прототипы Хайболла. [26] Они были сброшены модифицированным бомбардировщиком «Веллингтон», а в Рекалвере — модифицированным бомбардировщиком « De Havilland Mosquito B Mk IV» , одним из двух, назначенных для этой цели компании «Виккерс Армстронг». [27] К началу февраля 1943 года Уоллис рассматривал Хайболл как «содержащий заряд массой 500 фунтов (230 кг) в цилиндре, находящийся в сфере размером 35 дюймов (89 см) с (общим весом) 950 фунтов (430 кг)»; модифицированный «Москит» мог нести два таких оружия. [28]

Прототип прыгающей бомбы Highball теперь выставлен в Abbotsbury Swannery в Дорсете.

В ходе испытаний в Рекалвере в середине апреля 1943 года было обнаружено, что сферический корпус «Хайболла» получил такие же повреждения, как и корпус «Обслуживания». Прототип с измененной конструкцией корпуса, усиленного стальной пластиной, но без инертного наполнения или взрывчатого вещества, был сброшен 30 апреля и вышел «совершенно неповрежденным». [29] В ходе дальнейших испытаний 2 мая два экземпляра этого прототипа с инертным наполнением отскочили от поверхности воды, как и предполагалось, хотя на обоих были обнаружены вмятины. [30]

Дальнейшие испытания проводились тремя модифицированными «Москитами», летевшими с авиабазы ​​Королевских ВВС Тернберри , к северу от Гирвана , на западном побережье Шотландии, против корабля-мишени, бывшего французского линкора «Курбе» , который для этой цели был пришвартован в Лох-Стривене . [31] Эта серия испытаний 9 и 10 мая была затруднена рядом ошибок: буи, предназначенные для обозначения точки в 1200 ярдов (1097 м) от Курбе , где должны были быть сброшены прототипы, оказались слишком близко к корабль на 400 ярдов (366 м), и, по словам Уоллиса, другие ошибки были вызваны «изменениями в размерах [прототипов] после заполнения и [неправильными размерами] приспособлениями для установки рычагов [калипера]». [32] Из-за этих ошибок прототипы слишком быстро и слишком сильно поражали цель. Два самолета не смогли выпустить свои прототипы, один из которых затем упал, когда самолет разворачивался для второй попытки. [ нужна ссылка ]

Именно при таких обстоятельствах Upkeep пришлось развернуть независимо от Highball. Помимо продолжающихся проблем при испытаниях «Хайболла», в конце марта 1943 года было замечено, что «в лучшем случае [экипажам] потребуется двухмесячная специальная подготовка». [33] Имея это в виду, 618-я эскадрилья , на северо-востоке Шотландии, была сформирована 1 апреля 1943 года в британских ВВС Скиттен , недалеко от Уика для проведения операции «Слуга», в ходе которой Тирпиц должен был быть атакован прыгающими бомбами «Хайболл». [34] 18 апреля было рекомендовано провести операцию «Слуга» до конца июня, поскольку 618-ю эскадрилью нельзя было сдерживать для этой цели бесконечно. Лишь в начале сентября 1943 года, ввиду продолжающихся проблем как с Highball, так и с механизмом его выпуска, большая часть 618-й эскадрильи была «освобождена для других обязанностей». На практике это означало отказ от операции «Слуга». [35] Основной состав 618-й эскадрильи был сохранен, и они продолжили работу над развитием Хайболла. [36]

Испытания с 15 по 17 мая 1944 года показали прогресс с Highball. К этому времени Курбе был предназначен для использования в качестве волнореза «Крыжовник» для вторжения в Нормандию старый линкор HMS Malaya , поэтому вместо него использовался , находившийся тогда в резерве (также пришвартованный в Лох-Стривене). С экипажем на борту «Малайи» бомбардировщики сбросили инертные прототипы «Хайболла», оснащенные гидростатическими пистолетами, целясь в корабль. Они ударили по кораблю, и по меньшей мере двое пробили дыру в борту корабля. 17 мая впервые прототипы Highball были выпущены парами с разницей всего в одну секунду. [37]

К концу мая 1944 года проблемы с выпуском «Хайболла» были решены, как и проблемы с прицеливанием. Для прицеливания Highball требовался метод, отличный от Upkeep; Проблема была решена с помощью конструкции Уоллиса прицела с кольцевой апертурой, прикрепленного к летному шлему. [38] Хайболл теперь представлял собой сферу со сплющенными полюсами , а заряд взрывчатого вещества представлял собой Торпекс, заключенный в цилиндр, как в Upkeep; Детонация была произведена одним гидростатическим пистолетом, подожженным на глубине 27 футов (8 м), а его вес составлял 1280 фунтов (581 кг), из которых 600 фунтов (272 кг) составлял торпекс. [ нужна ссылка ]

«Хайболл» никогда не использовался в боевых действиях: 12 ноября 1944 года в ходе операции «Катехизис» «Ланкастеры» с помощью бомб «Толлбой» потопили свою главную цель — Тирпиц . Другие потенциальные цели рассматривались во время разработки Хайболла и позже. В их число входили корабли итальянского военно-морского флота , каналы, сухие доки, загоны для подводных лодок и железнодорожные туннели (испытания по которым проходили в 1943 году). Но Италия капитулировала в сентябре 1943 года, а другие целевые идеи были отвергнуты как неосуществимые. [39]

В январе 1945 года на экспериментальном полигоне «Виккерс» в Фоксваррене , недалеко от Кобэма, графство Суррей , Douglas A-26 Invader средний бомбардировщик ВВС США был адаптирован для перевозки двух «Хайболлов», почти полностью закрытых в бомбоотсеке, с использованием деталей от модификации «Москито». После непродолжительных летных испытаний в Великобритании комплект был отправлен в Райт-Филд , штат Огайо, и установлен на самолете A-26C Invader. Двадцать пять инертных бомб Highballs, переименованных в бомбы Speedee, также были отправлены для использования в испытаниях USAAF. Испытания на падение проводились над заливом Чоктаватчи недалеко от Эглин-Филд , Флорида, но программа была прекращена после того, как бомба отскочила назад при падении на Уотер-Рейндж 60, что привело к потере задней части фюзеляжа и фатальной катастрофе 28 апреля 1945 года . [40]

Помимо двух перечисленных выше типов, оружие меньшего размера для использования моторными торпедными катерами в декабре 1942 года Адмиралтейством было предложено . Это оружие, известное как «Бейсбол», должно было представлять собой оружие трубчатого запуска весом 300 фунтов (140 фунтов). кг), из которых половина будет взрывоопасной, с предполагаемой дальностью от 1000 до 1200 ярдов (от 910 до 1100 м). [41]

Сохранившиеся примеры

[ редактировать ]

Инертные прототипы Upkeep и Highball, брошенные в Reculver, были обнаружены и вместе с рядом других примеров выставлены на различных сайтах:

В 2010 году в рамках проекта по дайвингу в Лох-Стривене удалось обнаружить несколько прототипов Highball на глубине около 114 футов (35 м). [42] В июле 2017 года два Хайболла были успешно обнаружены. [43] из Лох-Стривена в результате совместной операции команд подводного клуба Восточного Чешира. [44] и Королевский флот. [45] Один из них сейчас выставлен в Музее самолетов Де Хэвилленда. [46] а другой прибыл в Бруклендский музей в конце 2019 года после консервации в Фонде Мэри Роуз .

Немецкая прыгающая бомба

[ редактировать ]
Послевоенная схема немецкой прыгающей бомбы «Курт» с ракетным двигателем. [47]

После операции «Наказание» немецкие войска обнаружили среди обломков корабля «Ланкастер» неповрежденной бомбу, которой командовал флайт-лейтенант Барлоу, которая задела высоковольтные кабели в Хальдерне, недалеко от Риса, Германия , и разбилась. Бомба не была сброшена, а самолет разбился на земле, поэтому ни одно из детонационных устройств не сработало. [48] Впоследствии 385-килограммовая (849 фунтов) версия Upkeep под кодовым названием «Курт» или «Эмиль» была построена на , Люфтваффе Erprobungsstelle побережье Германии или «испытательном полигоне», на балтийском в Травемюнде , один в один сеть из четырех таких заведений в нацистской Германии. Важность обратного вращения не была понята, и испытания Focke -Wulf Fw 190 оказались опасными для самолета, поскольку бомба соответствовала скорости, с которой она была сброшена. Попытки исправить ситуацию с помощью ракет-носителей провалились, и проект был отменен в 1944 году. [49]

Воссоздание прыгающей бомбы

[ редактировать ]

В 2011 году проект, возглавляемый доктором Хью Хантом с инженерного факультета Кембриджского университета, воссоздал прыгающую бомбу и испытал ее в ходе рейда, похожего на «Дамбастерс». Buffalo Airways была выбрана в качестве компании для выполнения миссии на своем Douglas DC-4 . Проект был задокументирован в документальном телешоу Dambusters Fly Again в Канаде и Австралии, Dambusters: Создание прыгающей бомбы в Великобритании и ​​Nova эпизоде «Бомбежка гитлеровских плотин» в США. Он включал в себя сброс макета бомбы, который сработал, как и предполагалось, и удар по копии плотины, которая была специально построена; Впоследствии он был уничтожен зарядом, заложенным в месте падения бомбы. [50] [51] [52] [53] [54] [ чрезмерное цитирование ] Съемки документального фильма сами по себе были задокументированы как часть шоу Ice Pilots NWT реалити- , которое следует за Buffalo Airways во втором эпизоде ​​​​3 сезона «Dambusters». [55]

  1. ^ Аналоговый компьютер механического дифференциального анализатора, предположительно использованный при проектировании прыгающих бомб Барнса Уоллиса, хранится в Новой Зеландии в Музее транспорта и технологий (MOTAT). [3]
  2. ^ Источники различаются в зависимости от введения обратного вращения при разработке оружия: например, хотя Свитман говорит, что «есть свидетельства того, что [Уоллис] всегда намеревался [включить обратное вращение]», [8] согласно Джонсону сэру Джорджу Эдвардсу в лекции Кристофера Хинтона 1982 года, с. 9, написал: «На основании того, что я знал о мяче для крикета, я во многом убедил [Уоллиса] против его воли придать этим бомбам обратное вращение». [9] См. также статью «Lives Remembered» (сэр Джордж Эдвардс) в The Times от 21 марта 2003 г., [10]
  3. ^ Это вытянутое вращение, в отличие от плоского, сплюснутого вращения пропущенного камня.
  4. ^ Собственные ссылки Уоллиса на эксперименты с «мячом для гольфа», происхождение и использование общего названия «Мина для гольфа» и прототипы с ямочками см. Sweetman (2002), (Часть 1), стр. 107, 114–115, 117, 118 и Флауэр (2002), с. 19.
  5. ^ фильм Upkeep Casing Break 2 (широкополосный доступ) The Dambusters (617-я эскадрилья). Архивировано 26 октября 2015 года в Wayback Machine . Проверено 12 августа 2010 г. на половинной скорости; следовательно, обратное вращение легко увидеть.
  6. ^ Также видео «Детонация при техническом обслуживании» (широкополосное соединение) The Dambusters (617-я эскадрилья). Архивировано 26 октября 2015 года в Wayback Machine . Проверено 12 августа 2010 г.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Sweetman (2002), (Часть 1), стр. 107, 113.
  2. ^ Flower (2002), стр. 10–19, Sweetman (2002), (Часть 1), стр. 105–07 и 2002 (Часть 2), стр. 51. См. также немецкий линкор Тирпиц#История эксплуатации .
  3. ^ Ирвин, Уильям (июль 2009 г.). «Объяснение дифференциального анализатора» . Оклендская гильдия конструкторов. Архивировано из оригинала 24 ноября 2018 года . Проверено 21 июля 2010 г.
  4. ^ Цветок (2002), с. 20. См. также «Решения», архивированные 18 мая 2015 года в Wayback Machine и Nant-y-Gro Dam, архивированные 17 июля 2012 года в Wayback Machine , и видео «Nant-y-Gro Test (широкополосный доступ)» , архивированные 17 июля 2012 года в Wayback Machine . The Dambusters (617-я эскадрилья). Архивировано 26 октября 2015 года в Wayback Machine . Проверено 12 августа 2010 г.
  5. ^ Джонсон (1998), стр. 29–31, цитирует Коллинза, А.Р., «Происхождение и план нападения на немецкие плотины», в Трудах Института инженеров-строителей. Часть 2. Исследования и теория , 73, 1982.
  6. ^ Цветок (2002), с. 19.
  7. ^ Flower (2002), например, стр. 30, 42, и Sweetman (2002), (части 1 и 2).
  8. ^ Sweetman (2002), (Часть 1), с. 108
  9. ^ Джонсон (1998), с. 28,
  10. ^ Флауэр (2002), стр. 17–18, Джонсон (1998), стр. 28–19, и Свитман (2002), (Часть 1), стр. 108, 116.
  11. ^ Sweetman (2002), (Часть 1), с. 110.
  12. ^ Цветок (2002), с. 22.
  13. ^ Цветок (2002), с. 22; Свитман (2002), (Часть 1), с. 114.
  14. ^ Цветок (2002), с. 25.
  15. ^ Sweetman (2002), (Часть 2), с. 48.
  16. ^ Цветок (2002), с. 21.
  17. ^ Цветок (2002), с. 27.
  18. ^ Флауэр (2002), стр. 29–30.
  19. ^ Флауэр (2002), стр. 30–31.
  20. ^ Цветок (2002), с. 31. Проектирование шахты UPKEEP. Архивировано 28 декабря 2009 г. в Wayback Machine . Музей Королевских ВВС . Проверено 13 августа 2010 г.
  21. ^ Цветок (2002), с. 31. Диаграммы из документа, подготовленного доктором Уоллисом, чтобы объяснить, как работает «Поддержка прыгающей бомбы» . Национальный архив . Проверено 10 августа 2010 г.
  22. ^ Флауэр (2002), стр. 35–36.
  23. ^ Джонсон (1998), с. 31, описывает это как «о средних потерях при бомбардировках того времени», но ср. Проблемы. Архивировано 23 марта 2019 года в Wayback Machine , The Dambusters (617 Squadron). Архивировано 26 октября 2015 года в Wayback Machine . Проверено 10 августа 2010 г.
  24. ^ Цветок (2002), с. 62, и Роберт Оуэн, «Операция Guzzle», в книге «Прорыв немецких плотин, уходящих в историю» , Музей Королевских ВВС, 2008.
  25. ^ Свитман (2002), Часть 1, с. 106.
  26. ^ Sweetman (2002), Часть 1, стр. 112, 118.
  27. ^ Sweetman (2002), Часть 1, стр. 114, 118.
  28. ^ Свитман (2002), Часть 1, с. 113.
  29. ^ Свитман (2002), Часть 1, с. 118.
  30. ^ Свитман (2002), Часть 1, с. 119.
  31. ^ Свитман (2002), Часть 2, с. 52. Королевские ВВС Тернберри оккупировали территорию гольф-курорта Тернберри .
  32. ^ Sweetman (2002), Часть 2, стр. 52–53.
  33. ^ Свитман (2002), Часть 1, с. 115.
  34. ^ Sweetman (2002), Часть 2, стр. 48–49.
  35. ^ Sweetman (2002), Часть 2, стр. 54, 57.
  36. ^ Цветок (2002), с. 78.
  37. ^ Флауэр (2002), стр. 78–79.
  38. ^ Флауэр (2002), стр. 78–80.
  39. ^ Flower (2002), например, стр. 66–67, 72–76. 3 сентября 1943 года было подписано перемирие между Италией и союзниками.
  40. ^ Флауэр (2002), стр. 87–88. Также Гарднер (2006), Джонсен (1999) и Дуглас A-26C разваливается в воздухе при тестировании прыгающей бомбы на YouTube. Проверено 11 декабря 2010 г.
  41. ^ Мюррей (2009), с. 119
  42. ^ Project Highball , Ассоциация археологических дайверов, 11 августа 2010 г., архивировано из оригинала 8 ноября 2011 г. , получено 12 августа 2010 г.
  43. ^ BBC News – Дайверы обнаруживают бомбу-хайболл времен Второй мировой войны . Проверено 22 июля 2017 г.
  44. ^ Водолазы BSAC готовятся к извлечению исторических бомб военного времени «Хайболл» из шотландского озера BSAC , извлеченных 22 июля 2017 года. [ постоянная мертвая ссылка ]
  45. ^ «Военно-морские водолазы поднимают прыгающие бомбы с шотландского озера» . www.royalnavy.mod.uk . 21 июля 2017 года . Проверено 22 июля 2017 г. .
  46. ^ Дэвис, Алан (3 августа 2017 г.). «Прыгающая бомба военного времени добавлена ​​в коллекцию Музея авиации де Хэвилленд» . Уэлвин Хэтфилд Таймс . Архивировано из оригинала 17 августа 2017 года . Проверено 17 августа 2017 г.
  47. ^ Соединенные Штаты; Военно-морское ведомство; Управление артиллерийского вооружения (1947). Немецкий взрывной снаряд, 11 июня 1946 года . Вашингтон, округ Колумбия: Правительство. Распечатать. Офис. п. 15. OCLC   505967055 .
  48. ^ Флауэр (2002), стр. 50, 61–62.
  49. ^ Цветок (2002), с. 62, Свитман (1999). Считается, что советские войска применили две прыгающие бомбы во время атаки, в результате которой потопил немецкий зенитный крейсер времен Второй мировой войны «Ниобе» в Котке , Финляндия, 16 июля 1944 года. [ нужна ссылка ] но подробности разработки этого устройства неизвестны, и, возможно, это был инцидент со взрывом .
  50. History Television, Dambusters Fly Again. Архивировано 19 марта 2012 г. в Wayback Machine (по состоянию на август 2011 г.).
  51. ^ Чиверс, Том (2 мая 2011 г.). «День, когда разрушители плотин вернулись... в Канаду» . Телеграф . Лондон.
  52. ^ Брайан, Хэл (5 мая 2011 г.), «Ледяные пилоты» помогают воссоздать «Дамбастеры» , EAA, заархивировано из оригинала 30 марта 2012 г.
  53. Канал 4, «Dambusters: Создание прыгающей бомбы». Архивировано 29 апреля 2016 г. в Wayback Machine (по состоянию на август 2011 г.).
  54. ^ PBS, WGBH, Nova, «Бомбежка гитлеровских плотин» . Проверено 12 января 2012 г.
  55. History Television, Ice Pilots NWT: Сезон 3, Эпизод 2: Dambusters. Архивировано 5 мая 2017 г. в Wayback Machine (дата обращения: 11.11.11).
  56. ^ Цветок (2002), с. 28.

Библиография

[ редактировать ]
  • Ботт, Ян (2023). «Революционный подход: технический взгляд на содержание «прыгающей бомбы» ». Историк авиации (43): 30–39. ISSN   2051-1930 .
  • Флауэр, Стивен (2002). Адская бомба . Темпус. ISBN   0-7524-2386-X
  • Флауэр, Стивен (2004). Бомбы Барнса Уоллиса: Tallboy, Dambuster и Grand Slam . Темпус. ISBN   0-7524-2987-6 (издание «Адская бомба» в твердом переплете )
  • Гарднер, Роберт (2006). От прыгающих бомб до Конкорда . Издательство Саттон. ISBN   0-7509-4389-0
  • Джонсен, Фредерик А. (1999). Дуглас А-26 Invader (Warbird Tech Series, том 22). Миннесота: Издательства специализированной прессы. стр. 85–90. ISBN   1-58007-016-7
  • Морпурго, Джек Эрик (1981). Барнс Уоллис: Биография . Ян Аллан ISBN   0-7110-1119-2
  • Моррис, Р. (ред.) (2008). Прорыв немецких плотин, уходящий в историю , Музей Королевских ВВС
  • Мюррей, Иэн (2009). Человек-прыгающая бомба: наука сэра Барнса Уоллиса. Хейнс. ISBN   978-1-84425-588-7
  • Саймонс, Грэм М. (1990). Москит: оригинальный многоцелевой самолет . Оружие и доспехи. ISBN   0-85368-995-4
  • Свитман, Джон (1999). Рейд Дамбстерс . Касселл. ISBN   0-304-35173-3
  • Свитман, Джон (лето 2002 г.). «Другая прыгающая бомба Барнса Уоллиса. Часть 1: Операция Тирпиц и немецкие плотины» (PDF) . Обзор воздушной мощи Королевских ВВС . Том. 5, нет. 2. С. 104–21. Архивировано из оригинала (PDF) 6 декабря 2008 г. - на archive.org.
  • Свитман, Джон (осень 2002 г.). «Другая прыгающая бомба Барнса Уоллиса, часть 2: Мишень Тирпиц» (PDF) . Обзор воздушной мощи Королевских ВВС . Том. 5, нет. 3. С. 47–57. Архивировано из оригинала (PDF) 10 декабря 2009 г. - на archive.org.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a6cf57f59b263d8bf60c50744a0f391d__1717927020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a6/1d/a6cf57f59b263d8bf60c50744a0f391d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bouncing bomb - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)