Хушан

Хушанг ( персидский : هوشنگ ; среднеперсидский : Хошанг ), также пишется как Хошанг , — ранний царь-герой в иранской мифологии. Он известен из авестийских , среднеперсидских и сасанидских персидских и арабских источников. Судя по всему, он был одним из нескольких фигур «первого человека/короля» в различных иранских традициях, наряду с Джамшидом , Кейумаром и Тахмурасом . В Авесте он называется Хаошьянга и получает эпитет Парадата , откуда персидский пишдад . Хотя в Авесте этот титул дается только Хушану, в более поздней традиции первую иранскую династию ( пишдадцев этим титулом называют ), включая предшественников и преемников Хушана. Согласно , » Фердоуси « Шахнаме основанному на традиционной истории, сложившейся в поздний сасанидский период, Хушанг был вторым царем династии Пишдади и внуком первого человека и короля Кейумара.
Этимология
[ редактировать ]В Авесте Хушанг называется Хаошьянга ( 𐬵𐬀𐬊𐬱𐬌𐬌𐬀𐬢𐬵𐬀 Хаошьяха ). В более старых источниках вторая часть имени интерпретировалась как -šyaŋh , состоящая из ši- «жилище» и -aŋh «порождающий», что означает «тот, кто создает хорошие жилища» или «пропагандист культуры и оседлый образ жизни». По другой интерпретации, вторая часть имени -шииах- вариант чииа- 'выбирающий, решающий', дающий всему имени * ху-шиях- значение 'хороший (религиозный) выбор'. Эпитет Хушана Paraδāta / Pishdad ( Pēšdād ) интерпретировался во времена Сасанидов как означающий «тот, кто первым установил закон суверенитета», что было принято некоторыми современными учеными. Другие интерпретируют это имя как означающее «установленное в начале» в смысле «первого человека». Некоторые отмечают сходство между именем Парадата и Паралатосом , именем прародителя Паралатов или «царских скифов », который был внуком Таргитауса, первого человека согласно скифской мифологии . Хушанг называется Ушандж или Ушхандж. в арабских источниках. [ 1 ]
Источники
[ редактировать ]Хушан известен из авестийских , среднеперсидских и сасанидских персидских и арабских источников. В Авесте, главном собрании священных текстов зороастризма, он упоминается Яштах Вендидаде и . в Среднеперсидский « Денкард » X века обобщает «Чихрдад» , утерянную книгу ( наск ) Авесты, в которой упоминается Хушанг. В « Бундахишне » , среднеперсидском сборнике, также упоминается Хушанг. Источники на арабском языке, такие как ат-Табари хроника -Таалиби , «Гурар ахбар мулюк аль-Фурс ва-сиярихим» ат и ат-Бируни, «Оставшиеся признаки прошлых столетий» дают информацию о Хушане. История Хушана представлена в Фирдоуси «Шахнаме» . Хушан не имеет эквивалента в индийской традиции и поэтому считается чисто иранской фигурой. [ 1 ]
Традиции
[ редактировать ]Первоначальный статус Хушана неясен. Похоже, он был одним из нескольких фигур «первого человека/короля» в различных иранских традициях, наряду с Джамшидом , Гайомардом/Кейумаром и Тахмурасом . [ 1 ] Более распространенная традиция, засвидетельствованная в «Шахнаме» Фирдоуси , делает Хушанга преемником Гайомарда, но статус Хушанга как первого короля прямо указывается в некоторых источниках и подразумевается другими. В старых Яштах списки героев или царей, получивших божественную милость, всегда начинаются с Хушана. [ 1 ] Это говорит о том, что Хушан считался первым царем мира на момент создания Яштов . [ 2 ] Несколько более поздних источников связывают Хушан с началом иранского суверенитета. Эпитет Хушана Парашата / Пишдад , который применяется к нему только в Авесте, позже используется для первой иранской династии, Пишдадцев , которая включает предшественника и преемников Хушана. В среднеперсидском бундахишине Хушан упоминается как прародитель иранцев и первый правитель Семи стран. Кроме того, несмотря на то, что Хушанг помещен после Кейумара, Шахнаме использует фразу «со времен Хушанга» для обозначения «от первого царя» и цитирует Хосрова Парвиза, назвавшего иранскую религию «Кредо веры Хушанга». [ 1 ]

В другой (и, по мнению А. Шапура Шахбази , вероятно, более древней) традиции, записанной в « Фравардин Яшт» , список царей начинается с Йимы (Джамшида) и заканчивается Кави Хаусравой ( Кей Хосров ), затем перечисляет «Хушанга Доблестного[ Taxma- ]» как один из нескольких почитаемых героев. В обеих традициях говорится, что он победил демонов ( даэвов ). В старых Яштах , особенно в Абан Яште , Хушанг изображается как великий царь, который приносил жертвы богам и получал от них хварену ( божественную царскую славу), а затем с помощью богов побеждал даэвов ( демонов или ложные боги) и их почитатели в Мазане и Варене, расположенных соответственно на западной и восточной окраинах земли ариев. Говорят, что он победил князей и священников, выступавших против него. Яшты . не дают никакой информации о генеалогии Хушана, а в более поздних источниках по этому вопросу имеется большое разнообразие [ 1 ] » Фердоуси Помимо «Шахнаме , большинство других источников помещают три поколения ( Машья , Сиамак и Фравак) между Хушангом и Гайомардом. [ 3 ] В кратком изложении утерянной книги Авесты Чихрдад в Денкарде он назван сыном Машьи и внуком Гайомарда. Бундахишн называет его сыном Фравака, внуком Сиамака, правнуком Машьи и праправнуком Гайомарда. [ 1 ]
» Фердоуси В «Шахнаме Хушанг — сын Сиамака и внук Гайомарда, первого человека и короля мира. Он служил своему деду любимым советником. Сиамак был убит демонами, но за него отомстил Хушанг, который приобрел божественную славу, подчинил силы Аримана и стал преемником своего деда Гайомарда, царствовавшего сорок лет. Ему наследовал Тахмурас , который является сыном Хушанга в Шахнаме и сыном Вивангана и потомком Хушанга в других источниках. [ 4 ] Ему приписывают изобретение обработки железа, архитектуры, приручения животных, ирригации и земледелия. Более позднее дополнение к « Шахнаме» , считающееся популярной историей, [ 1 ] также приписывает Хушану случайное открытие огня, которое произошло после того, как он бросил кремневый камень, чтобы убить ядовитую черную змею. Не попав в змею, камень ударился о другой кремень, образовав огненные искры. Хушан научился таким образом добывать огонь и научил свой народ. В честь открытия они учредили фестиваль Саде . [ 4 ] Его иногда считают основателем Суз и Вавилона и инициатором фестивалей Тирган и Хоррам-руз . Хишам ибн аль-Кальби назвал Хушанга потомком Ноя через его сына Сэма . [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Шахбази, А. Шапур (2004). «Хошанг» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, онлайн-издание . Фонд Энциклопедии Ираника . Проверено 27 февраля 2016 г.
- ^ Яршатер, Эхсан (2000) [1983]. «Иранская национальная история». Кембриджская история Ирана . Том. 3 (1). Издательство Кембриджского университета . стр. 420–422. ISBN 978-0-521-20092-9 .
- ^ Яршатер, «Иранская национальная история», стр. 421.
- ^ Перейти обратно: а б Яршатер, «Иранская национальная история», стр. 371, 421.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Королевская книга королей: Шах-Наме Шаха Тахмаспа , каталог выставки из Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы о Хушане.