Ольфактическая коммуникация
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Ольфактическая коммуникация — это канал невербальной коммуникации, к различным способам общения людей и животных и участия в социальном взаимодействии посредством обоняния относящийся . Наше человека обонятельное чувство является одним из наиболее филогенетически примитивных. [ 1 ] и эмоционально интимный [ 2 ] из пяти чувств ; Обоняние считается наиболее зрелым и развитым чувством человека.
Человеческие предки по существу полагались на свое обоняние, чтобы предупредить себя об опасностях, таких как ядовитая пища, и найти мощных для спаривания партнеров . Использование обоняния в качестве инструмента позволило обонянию стать платформой невербального общения . Запах также оказывает существенное влияние на социальные взаимодействия. , занимающийся исследованием обоняния, Национальный научный фонд человека зафиксировал, что более 70 процентов взрослых американцев считают, что запах тела оказывает существенное влияние на то, насколько он будет заинтересован в общении с людьми другого пола. [ 3 ] Этот процесс возможен с помощью обонятельных луковиц — части мозга, которая различает и усиливает определенные запахи. Обычно женщины предпочитают мужчин, чей естественный запах похож на их собственный, в то время как гетеросексуальных мужчин привлекают женщины с высоким уровнем эстрогена и сильными менструальными выделениями . [ 4 ] Была развита целая индустрия, чтобы обеспечить людей средствами индивидуальной маскировки запахов, такими как духи , одеколон, дезодорант и ароматизированные лосьоны. Когда человек прикрывает естественный запах своего тела приятным запахом, он выражает свое желание быть привлекательным эмоционально, сексуально или романтически. [ 3 ]
История
[ редактировать ]Обоняние является наиболее важным чувством биологии человека на протяжении веков. Первая система классификации запахов не была разработана до второй половины 1700-х годов Карлом Линнеем ; Сегодня люди больше всего зависят от зрения . Система Линнея состояла из семи различных категорий, с которыми можно было идентифицировать различные типы запахов. К этим категориям относятся шамфорно- мускусные, цветочные, мятные, эфирные, острые и гнилостные. [ 5 ] Эта система классификации неоднократно пересматривалась и все еще разрабатывается для активной интерпретации обоняния человека. человека Работа Линнея вызвала интерес у нескольких коллег и других ученых, что привело к появлению теорий о том, как обоняние связано с настроением и эмоциональным состоянием . Это привело к созданию ароматического комнатного испарителя в 1851 году. Комнатный парфюмер Юджина Реммеля изначально был предназначен для поднятия настроения или расслабления обитателей помещения. Однако вместо этого это изобретение приобрело популярность благодаря своей простой способности обеспечивать подходящее качество воздуха путем вентиляции небольших, густонаселенных общественных мест. Сегодня люди используют ароматические эфирные масла у себя дома или в офисе, чтобы создать определенную атмосферу. Например, мята перечная используется для поднятия настроения, цитрусовые привлекают мотивационную энергию, ваниль используется для спокойствия, а лаванда предсказывает расслабление. Распространение аромата на всю комнату передает сообщение о том, какую атмосферу хотел бы создать хозяин, и, в свою очередь, невербально сообщает о том, как должны действовать гости или посетители.
В 1916 году Ганс Хеннинг создал трехмерную призму запаха с шестью углами. Каждый угол представлял собой особый запах, включая цветочный или эфирный, гнилой, фруктовый или ароматный, пряный, жженый и смолистый. Теория Хеннинга предполагала, что все остальные запахи представляют собой комбинацию этих шести запахов, и каждый запах занимает свое собственное место на призме. [ 5 ] Эта призма привела к новым достижениям в понимании обоняния, однако не все были удовлетворены исследованиями Хеннинга. Сегодня до сих пор не существует общепринятой стандартизированной системы классификации обоняния . Это связано, прежде всего, с резкими различиями в восприятии тех или иных запахов в разных культурах . Хотя все еще проводится достаточно исследований, чтобы объяснить связь между обонянием и предпочтениями , эксперты предположили, что определенные запахи связаны с мышлением, творческими способностями, памятью и реакцией человека. Это происходит потому, что когда человек испытывает негативные эмоции, его обоняние обостряется. Это создает устойчивую память , соотносящую аромат с определенным опытом и эмоциями, которые испытал человек. [ 3 ] Те же закономерности можно обнаружить, когда человек чувствует радость , печаль или страх .
Восприятие человека
[ редактировать ]Атрибуции , которые мы делаем через обонятельный канал, имеют значение для нашего морального понимания себя и других , наряду с суждениями и оценками, которые мы делаем в отношении идентичности , социального класса , статуса , пола , расы , гендера и этнических отношений . [ 6 ]
Как запахи влияют на общение
[ редактировать ]Ольфактика или запах имеют невероятно разные интерпретации в зависимости от того, в какой точке мира находится человек. В некоторых культурах негативные запахи могут вызывать положительные эмоции, тогда как в западном мире негативные запахи часто вызывают негативные эмоции. Обоняние часто упускается из виду и недостаточно изучается, и многие люди часто воспринимают обоняние как чувство меньшей важности, поскольку оно относится к общению . Важность и разнообразие обоняния можно увидеть в том, как разные страны используют чувства и как разные культуры интерпретируют разные запахи. Например, гниль часто имеет очень неприятный запах и часто сопровождается стягивающей реакцией организма, включая сужение зрачков в попытке организму получить ограниченное количество информации. Однако, поскольку в одной стране запах может быть встречен реакцией отвращения , в другой стране он может отреагировать счастьем, поскольку в некоторых культурах это способ определить, прошла ли еда определенный процесс или нет. Ольфактика также может влиять на то, как кого-то принимают в социальной среде в разных странах или культурах. В разных регионах мира необходимо развивать различную лингвистику кодирования, чтобы выжить в этой области. Запах один смысл , который часто плохо закодирован в человеческом общении в западной культуре [ 7 ] потому что людям трудно распознавать запахи и передавать их. [ 8 ] Исследователь Асифа Маджид из Йоркского университета утверждает, что существуют межкультурные свидетельства того, что существует множество языков, которые используют кодирование обоняния в свой язык. Эти языки закодировали запах в свою грамматику из-за своих экологических потребностей. [ 9 ] Умпила , — коренные жители Австралии у которых наиболее хорошо кодируемое обонятельное чувство на своем языке. [ 7 ] Из-за влияния запаха на человеческий мозг и восприятие разных людей, он может влиять на то, примет ли человек другого человека или нет. Неприятные запахи могут отпугивать людей из-за резкого характера запахов, тогда как приятные запахи могут передавать позитивную информацию. [ 10 ] В средние века крестьяне часто отталкивали неприятные запахи, а высшие аристократические классы часто смотрели на них из-за этого свысока, и хотя реакция может быть не такой резкой, те же примеры можно увидеть и в современном мире. Крупные корпорации могут манипулировать обонятельными ощущениями клиентов или сотрудников, распространяя приятный запах, чтобы вызвать чувство комфорта или повысить продуктивность .
Воздействует на другие чувства
[ редактировать ]Запах может передавать внутреннее послание. Он также может передавать сообщение, которое опирается на другие чувства или влияет на них, например:
Трогать
[ редактировать ]Взаимодействие между осязательными и обонятельными ощущениями будет определять поведение в зависимости от обстоятельств, в которых должно произойти взаимодействие. Его также можно использовать с обонянием, чтобы попытаться определить, что это за случайный или неизвестный объект. Например, если бы человек вошел в комнату, где плохо пахло, у него было бы меньше шансов взаимодействовать с окружающей средой. Если в комнате пахнет гостеприимством и уютом, человек с большей вероятностью останется там дольше и будет взаимодействовать с большим количеством вещей. Эти примеры дают краткое представление о том, как запах может влиять на поведение или взаимодействие определенных органов чувств. [ 11 ]
Вкус
[ редактировать ]Вкус и запах идут рука об руку, поскольку некоторые из основных стимуляторов вкуса являются результатом взаимодействия запаха со вкусом. В человеческом теле происходит множество сложных взаимодействий, когда речь идет о том, как пять чувств могут помогать или вредить друг другу. людей Эти два чувства могут влиять на эмоции и поведение , а также вызывать боль в зависимости от того, для чего они используются. [ 12 ] На эти чувства также могут положительно или отрицательно влиять лекарства , болезни , курение или употребление алкоголя . Например, хорошо известно, что COVID-19 временно аннулирует чувство вкуса и запаха. [ 13 ] Обоняние может помочь решить, следует ли что-либо употреблять, но иногда обоняние можно обмануть.
Взгляд
[ редактировать ]В большом обзорном исследовании важности и внимания к обонянию в повседневной жизни Wrzesniewski et al. обнаружили, что полная потеря обоняния приравнивается к потере мизинца левой ноги или слуха на одно ухо. [ 14 ] Зрение — это здравый смысл, но когда дело доходит до обоняния того, что окружает человека (т. е. окружающей среды). Сенсорные стимулы могут влиять на поведение человека при посещении продуктового магазина, даже в окружающей среде. Запах может повлиять на подсознание человека и заставить потребителя сильнее интересоваться определенными вещами. [ 15 ] Визуальное доминирование относится не только к нейронной обработке, но также к культурному и социальному приоритету зрения.
Звук
[ редактировать ]С помощью обоняния мы воспринимаем слуховые сигналы в нашей повседневной жизни. [ 16 ] Например: человек, который борется с неприятным запахом изо рта . Поскольку во время разговора с другими люди воспринимают не только запахи через переднюю или заднюю часть носа, но и звуки, слуховое восприятие может игнорироваться или отвлекаться на обоняние. Из пяти чувств звук оказывает наименьшее влияние на обонятельную коммуникацию. С помощью звука человек может услышать звук готовящейся пищи, хотя ему приходится использовать свой обонятельный эпителий, который содержит специальные рецепторы, чувствительные к молекулам запаха, которые перемещаются по воздуху. [ 17 ]
COVID-19 пандемия
[ редактировать ]По состоянию на март 2020 года из-за вспышки COVID-19 многие люди потеряли обоняние и/или вкус; тем, у кого возникло чувство потери чувств, было рекомендовано провести карантин или строгую изоляцию. Многие люди до сих пор страдают от потери обоняния и вкуса и имеют проблемы с верхними дыхательными путями. Во время вспышки COVID-19 пациенты с внезапной потерей обоняния должны соблюдать меры социального дистанцирования и домашней изоляции, а также пройти тестирование на SARS-CoV-2 диагностический тест , если таковой имеется. Обучение обонянию рекомендуется, если обоняние не возвращается через месяц, но его можно начать раньше. [ 18 ] Основной причиной потери обоняния является ИВДП . Потеря обоняния при ИВДП вызвана многофакторным сочетанием механического препятствия передаче запаха в обонятельной щели из-за воспаления слизистой оболочки ( цитокиновый шторм ) и выделения ( нейродегенерация ) обонятельных нейродегенераций. эпителий , который препятствует связыванию одорантов с ОР [ 19 ]
Романтические отношения
[ редактировать ]Обоняние играет важную, в основном неосознаваемую, роль в процессе физического и романтического влечения . С эволюционной точки зрения наиболее важным результатом человечества является успешное деторождение и производство здорового потомства, способного производить потомство самостоятельно. Одним из ключевых факторов эволюции являются гены развития, известные как главный комплекс гистосовместимости (MHC). MHC развился у людей, чтобы позволить людям различать усилия по совместимости по запаху при выборе партнера, чтобы обеспечить более сильную иммунную систему для выживания потомства. Чтобы проверить теорию MHC, участникам было предложено понюхать грязные футболки недельной давности. Участники предпочитали запах футболок, которые, как правило, имели генетически отличный от их собственного MHC. [ 20 ] У овулирующих женщин обнаружено, что их предпочтение запаха у мужчин в большей степени зависит от привлекательности лица, что позволяет предположить, что в период наибольшей фертильности запах становится более важным в процессе принятия решений. [ 21 ] Один из способов гарантировать, что наше потомство будет здоровым и эффективным в этом отношении, — это искать, находить и вступать в брак со здоровыми романтическими партнерами. Таким образом, процесс естественного отбора запах человека является особенно важным сигналом сексуального влечения . заставил нас особенно внимательно относиться к различным признакам, указывающим на самых здоровых потенциальных партнеров, которых мы можем привлечь, и в этом отношении [ 22 ]
Общение с животными
[ редактировать ]В животном мире химическая связь или семиохимические вещества передаются через обонятельный канал, позволяющий животному декодировать и распознавать химические сигналы. животных Исследования когнитивных способностей показывают, что собаки больше полагаются на обоняние, чем на любые другие чувства. [ 23 ] Собаки имеют значительно больший обонятельный эпителий и на 30 процентов больше обонятельных рецепторов, чем люди. [ 24 ] Наличие большего количества обонятельных рецепторов, которые могут распознавать гораздо большее разнообразие запахов. Собаки полагаются на обнюхивание , чтобы собрать прошлую информацию об окружающей среде, хотя обнаружение и идентификация запахов позволяют им локализовать запахи. Семиохимические вещества — это «вещество, выделяемое животным наружу этого человека, которое затем поступает к другому человеку, классически того же вида, что затем вызывает некоторую поведенческую реакцию или реакцию развития, связанную с выживанием вида». [ 25 ]
У многих млекопитающих имеются как чувствительные к запаху, так и вомероназальные органы. Свиньи обычно общаются посредством феромонов, а также демонстрируют основную реакцию обонятельного эпителия на некоторые феромоны. Кроме того, у мышей мы наблюдаем вомероназальную реакцию на запахи, не производимые животными. Некоторые мутантные мыши, дефектные по активности VNO, продолжают проявлять активность, указывающую на феромонную связь. Одоранты и феромоны имеют много общего. Кроме того, у мышей можно изучить реакцию на присутствие определенных семиохимических веществ и запахов. Например, мышь не агрессивна к запаху собственных феромонов. Однако, когда эти феромоны будут представлены другому самцу мыши, будет проявляться агрессивное поведение. У мышей формируется обонятельная память, которая помогает им определять присутствие феромонов и реагировать на них. У людей нет ВНО, но сохраняется уровень общения посредством семиохимических веществ. К этим классам феромонного действия относятся аттрактанты противоположного пола, однополые репелленты (территориальные маркеры), аттрактанты, связывающие мать-ребенок и другие. модулирование сроков фертильного цикла. [ 26 ] Существуют противоречивые данные, подтверждающие гипотезу о том, что люди используют феромоны для регулирования поведения через эти четыре канала. [ 27 ] Люди способны отчетливо распознавать эмоции, определяемые по запахам тела, и сопереживать им.
Исследование, проведенное Кокоциньской-Кусяк А., Вощило М., Зыбалой М., Мациохой Дж., Барловской К., Дзенцол М. (август 2021 г.), показало, что собаки могут передавать сообщения посредством семиохимических веществ в моче, маркируя их в окружающей среде, оставляя «запаховый след» для других животных. чтобы расшифровать позже. У самцов собак и волков маркировка мочи чаще используется в неизвестных местах, и эта практика продолжается даже тогда, когда мочи не осталось, а это означает, что выделение семиохимических веществ не связано строго с актом мочеиспускания. [ 28 ] Поведение животных можно изменить с помощью химических раздражителей. Химические стимулы являются важнейшим источником информации, вызывающим различные поведенческие реакции у водных беспозвоночных . Например, в ходе исследования Элиссы Розен ей удалось обнаружить, что раки-отшельники по-разному реагируют на воду, которая ранее была занята потенциально хищными и нехищными крабами. Ракам-отшельникам важно уметь расшифровывать эти химические стимулы, чтобы понять, территорию . безопасно ли занимать [ 29 ] Идеальная среда для получения семиохимикатов – влажность и светлое солнце. Элементами, которые могут негативно нарушить канал химической связи, являются проливной дождь в окружающей среде, поскольку он переносит запахи в воздух и закапывает их в землю, а также туман , который заставляет запах рассеиваться и задерживаться в воздухе, что может вызвать путаницу. [ 29 ]
Эмоции
[ редактировать ]Естественные запахи человеческого тела также могут нести эмоциональную информацию, которая может быть расшифрована другими, что позволяет общаться . [ 30 ] В одном исследовании исследовательские группы помещали ватную марлю себе в подмышку и показывали видеоролики, вызывающие страх или счастье. Позже образцы пота были переданы участникам противоположного пола. Им удалось определить эмоциональное состояние донора на уровне «выше случайности». [ 30 ] Исследователи Дениз Чен и Жаннет Хэвиленд-Джонс пришли к выводу, что запахи счастья чаще ощущаются женщинами, чем мужчинами. [ 30 ] И отвращение , и страх имеют узнаваемые и различимые запахи. Если человек подвергается воздействию запаха страха (в данном случае образцов пота парашютистов-новичков), различные части мозга активируются : в первую очередь миндалевидное тело и гипоталамус . Кроме того, островковая доля (которая обрабатывает сенсорную и эмоциональную информацию), веретенообразная извилина (которая играет ключевую роль в распознавании лиц и объектов) и поясная кора (которая помогает регулировать реакцию на боль и эмоции). [ 31 ] Активация соответствующих областей мозга, когда мозг распознает присутствие применимых семиохимических веществ, позволяет лучше познавать.
Ольфактические сигналы могут влиять на степень сотрудничества человека. [ 32 ] Как правило, мужчины оцениваются как более эгоистичные и менее склонные к сотрудничеству, когда им знакомят с мужским ароматом. Этот аромат содержал более высокие концентрации андростадиенона . Доноры ароматов оценивались по степени сотрудничества до того, как был взят образец, и этот образец имел положительную корреляцию с готовностью субъекта к сотрудничеству в более позднем тесте. Точные соединения, полученные в отношении кооперативности, требуют дальнейшего исследования.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Брилл А.А. (1 января 1932 г.). «Обоняние при неврозах и психозах». Психоаналитический ежеквартальный журнал . 1 (1): 7–42. дои : 10.1080/21674086.1932.11925133 . ISSN 0033-2828 .
- ^ Круземарк Е.А., Новак Л.Р., Гительман Д.Р., Ли В. (сентябрь 2013 г.). «Когда обоняние встречается с эмоциями: обонятельная обработка, зависящая от состояния тревоги, и адаптация нейронных сетей» . Журнал неврологии . 33 (39): 15324–15332. doi : 10.1523/JNEUROSCI.1835-13.2013 . ПМЦ 3782615 . ПМИД 24068799 .
- ^ Jump up to: а б с Нойлип Дж.В. (2009). «Невербальный код» (PDF) . Межкультурная коммуникация: контекстуальный подход (4-е изд.). Лос-Анджелес: Сейдж. ISBN 978-1-4129-6770-9 .
- ^ Бонтемпи С, Жако Л, Брэнд G (2021). «Половые различия в гедонистическом восприятии запахов: обзор» . Границы в неврологии . 15 : 764520. дои : 10.3389/fnins.2021.764520 . ПМЦ 8558558 . ПМИД 34733137 .
- ^ Jump up to: а б Филпотт С.М., Беннетт А., Мерти Дж.Э. (июль 2008 г.). «Краткая история обоняния и ольфактометрии». Журнал ларингологии и отологии . 122 (7): 657–62. дои : 10.1017/S0022215107001314 . ПМИД 18201391 . S2CID 20572407 .
- ^ Синнотт А. (14 июля 2008 г.). «Социология запаха». Канадский обзор социологии/Revue Canadienne de Sociologie . 28 (4): 437–459. дои : 10.1111/j.1755-618X.1991.tb00164.x .
- ^ Jump up to: а б Маджид А., Робертс С.Г., Силиссен Л., Эммори К., Никодемус Б., О'Грейди Л. и др. (ноябрь 2018 г.). «Дифференциальное кодирование восприятия в языках мира» . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 115 (45): 11369–11376. Бибкод : 2018PNAS..11511369M . дои : 10.1073/pnas.1720419115 . ПМК 6233065 . ПМИД 30397135 .
- ^ Джрайссати Ю, Дерой О (январь 2021 г.). «Категоризация запахов: локальный подход» . Когнитивная наука . 45 (1): e12930. дои : 10.1111/cogs.12930 . ПМИД 33389758 . S2CID 230486449 .
- ^ Маджид А. (июнь 2021 г.). «Обонятельный язык требует интегративного и междисциплинарного подхода» (PDF) . Тенденции в когнитивных науках . 25 (6): 421–422. дои : 10.1016/j.tics.2021.03.004 . ПМИД 33757700 . S2CID 232288951 .
- ^ Маджид А. (февраль 2021 г.). «Обоняние человека на стыке языка, культуры и биологии» . Тенденции в когнитивных науках . 25 (2): 111–123. дои : 10.1016/j.tics.2020.11.005 . ПМИД 33349546 . S2CID 63437630 .
- ^ Спид Л.Дж., Маджид А. (2020). «Обоснование языка на забытых чувствах осязания, вкуса и обоняния». Когнитивная нейропсихология . 37 (5–6): 363–392. дои : 10.1080/02643294.2019.1623188 . hdl : 21.11116/0000-0003-DF6B-B . ПМИД 31230566 . S2CID 195327532 .
- ^ Сандри А., Чеккини М.П., Риелло М., Занини А., Ночини Р., Фиорио М., Тинацци М. (июнь 2021 г.). «Боль, запах и вкус у взрослых: повествовательный обзор мультисенсорного восприятия и взаимодействия» . Боль и терапия . 10 (1): 245–268. дои : 10.1007/s40122-021-00247-y . ПМЦ 8119564 . ПМИД 33635507 .
- ^ Шиффман СС (март 2018 г.). «Влияние лекарственных средств на вкус и запах» . Всемирный журнал оториноларингологии — хирургия головы и шеи . 4 (1): 84–91. дои : 10.1016/j.wjorl.2018.02.005 . ПМК 6051304 . ПМИД 30035266 .
- ^ Вжесневский А., МакКоли С., Розин П. (декабрь 1999 г.). «Запах и аффект: индивидуальные различия во влиянии запаха на симпатию к местам, вещам и людям» . Химические чувства . 24 (6): 713–721. дои : 10.1093/chemse/24.6.713 . ПМИД 10587506 .
- ^ Познер М.И., Ниссен М.Дж., Кляйн Р.М. (март 1976 г.). «Визуальное доминирование: отчет об обработке информации о его происхождении и значении». Психологический обзор . 83 (2): 157–71. дои : 10.1037/0033-295x.83.2.157 . ПМИД 769017 .
- ^ Со Х.С., Хаммел Т. (март 2011 г.). «Слухово-обонятельная интеграция: конгруэнтные или приятные звуки усиливают приятность запаха» . Химические чувства . 36 (3): 301–309. дои : 10.1093/chemse/bjq129 . ПМИД 21163913 .
- ^ «Ваш нос (для детей) — Nemours KidsHealth» . сайт KidsHealth.org . Проверено 23 ноября 2022 г.
- ^ Муллол Дж., Алобид И., Мариньо-Санчес Ф., Искьердо-Домингес А., Марин С., Климек Л. и др. (август 2020 г.). «Потеря обоняния и вкуса во время вспышки COVID-19: история многих стран» . Текущие отчеты об аллергии и астме . 20 (10): 61. дои : 10.1007/s11882-020-00961-1 . ПМЦ 7397453 . ПМИД 32748211 .
- ^ Бутовт Р., Билинска К. (май 2020 г.). «SARS-CoV-2: обоняние, инфекция головного мозга и острая необходимость в клинических образцах, позволяющих более раннее обнаружение вируса» . ACS Химическая нейронаука . 11 (9): 1200–1203. дои : 10.1021/acschemneuro.0c00172 . ПМК 7160911 . ПМИД 32283006 .
- ^ Ведекинд К., Фюри С. (октябрь 1997 г.). «Предпочтения в запахах тела у мужчин и женщин: стремятся ли они к определенным комбинациям MHC или просто к гетерозиготности?» . Слушания. Биологические науки . 264 (1387): 1471–1479. дои : 10.1098/rspb.1997.0204 . ПМК 1688704 . ПМИД 9364787 .
- ^ Гангестад, Юго-Запад, Торнхилл, Р. (май 1998 г.). «Изменения менструального цикла в предпочтениях женщин в отношении ароматов симметричных мужчин» . Слушания. Биологические науки . 265 (1399): 927–933. дои : 10.1098/rspb.1998.0380 . ПМК 1689051 . ПМИД 9633114 .
- ^ Бургун Дж. К. (2021). Невербальное общение . Валери Линн Манусов, Лаура К. Герреро (2-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. п. 68. ИСБН 978-1-003-09555-2 . OCLC 1240266780 .
- ^ Горовиц А., Фрэнкс Б. (январь 2020 г.). «Какие запахи? Оценка внимания к обонянию в исследованиях когнитивных функций собак». Познание животных . 23 (1): 11–18. дои : 10.1007/s10071-019-01311-z . ПМИД 31606800 . S2CID 254139189 .
- ^ Дженкинс Э.К., ДеЧант М.Т., Перри Э.Б. (29 марта 2018 г.). «Когда нос не знает: обонятельная функция собак связана со здоровьем, управлением и потенциальными связями с микробиотой» . Границы ветеринарной науки . 5:56 . дои : 10.3389/fvets.2018.00056 . ПМЦ 5884888 . ПМИД 29651421 .
- ^ Карлсон П., Люшер М. (январь 1959 г.). «Феромоны»: новый термин для класса биологически активных веществ». Природа . 183 (4653): 55–56. Бибкод : 1959Природа.183...55К . дои : 10.1038/183055a0 . ПМИД 13622694 . S2CID 4243699 .
- ^ Маккой Н.Л., Питино Л. (март 2002 г.). «Феромональное влияние на социосексуальное поведение молодых женщин». Физиология и поведение . 75 (3): 367–75. CiteSeerX 10.1.1.738.6372 . дои : 10.1016/s0031-9384(01)00675-8 . ПМИД 11897264 . S2CID 14686598 .
- ^ Винман А. (сентябрь 2004 г.). «Оправдывают ли парфюмерные добавки, называемые человеческими феромонами, называться феромонами?». Физиология и поведение . 82 (4): 697–701. дои : 10.1016/j.physbeh.2004.06.006 . ПМИД 15327919 . S2CID 38252501 .
- ^ Кокоциньска-Кусяк А, Вощило М, Зыбала М, Мацёха Ю, Барловска К, Дзенцол М (август 2021 г.). «Обоняние собак: физиология, поведение и возможности практического применения» . Животные . 11 (8): 2463. дои : 10.3390/ani11082463 . ПМЦ 8388720 . ПМИД 34438920 .
- ^ Jump up to: а б Розен Э., Шварц Б., Палмер А.Р. (сентябрь 2009 г.). «Чувствуя разницу: реакция рака-отшельника на хищных и мирных крабов». Поведение животных . 78 (3): 691–695. дои : 10.1016/j.anbehav.2009.05.035 . ISSN 0003-3472 . S2CID 36883299 .
- ^ Jump up to: а б с Чен Д., Хэвиленд-Джонс Дж. (декабрь 2000 г.). «Человеческая обонятельная передача эмоций». Перцептивные и моторные навыки . 91 (3, часть 1): 771–781. дои : 10.2466/pms.2000.91.3.771 . ПМИД 11153847 . S2CID 1086223 .
- ^ Прен-Кристенсен А., Виснер С., Бергманн Т.О., Вольф С., Янсен О., Медорн Х.М. и др. (июнь 2009 г.). «Вызывание сопереживания запахом тревоги» . ПЛОС ОДИН . 4 (6): e5987. Бибкод : 2009PLoSO...4.5987P . дои : 10.1371/journal.pone.0005987 . ПМК 2695008 . ПМИД 19551135 .
- ^ Тогнетти А., Дюран В., Дюбуа Д., Баркат-Дефрадас М., Хопфензиц А., Ферденци К. (май 2022 г.). «Запах сотрудничества: свидетельствуют ли запахи человеческого тела о сотрудничестве?» (PDF) . Британский журнал психологии . 113 (2): 531–546. дои : 10.1111/bjop.12544 . ПМИД 34882779 . S2CID 245013664 .