Jump to content

Хатшепсут

Страница защищена ожидающими изменениями
(Перенаправлено с Хатшепшут )

Хатшепсут [ а ] ( / h ɑː t ˈ ʃ ɛ p s ʊ t / haht- SHEPP -sut ; ок. 1507–1458 до н. э.) была Великой царственной женой фараона Тутмоса II и пятым фараоном Восемнадцатой династии Египта регента , правившей сначала в качестве . , затем как царствующая королева с ок. 1479 г. до н.э. до ок. 1458 г. до н.э. (Низкая хронология). [ 8 ] Она была второй подтвержденной царствующей царицей Египта, первой из которых была Собекнеферу/Нефрусобек из Двенадцатой династии .

Хатшепсут была дочерью Тутмоса I и Великой царственной жены Яхмоса . После смерти мужа и сводного брата Тутмоса II она первоначально правила в качестве регента при своем Тутмосе пасынке III , который унаследовал трон в возрасте двух лет. Через несколько лет после своего регентства Хатшепсут приняла пост фараона и приняла полный королевский титул , что сделало ее соправительницей наряду с Тутмосом III. Чтобы утвердиться в египетском патриархате, она взяла на себя традиционно мужские роли и изображалась как фараон-мужчина с физически мужскими чертами и традиционно мужской одеждой. Правление Хатшепсут было периодом великого процветания и всеобщего мира. Один из самых плодовитых строителей Древнего Египта, она руководила крупномасштабными строительными проектами, такими как Карнакский храмовый комплекс , Красная часовня , Спеос Артемидос и, наиболее известный, Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахари .

Хатшепсут умерла, вероятно, в 22 году правления Тутмоса III. [ 9 ] К концу правления Тутмоса III и во время правления его сына Аменхотепа II была предпринята попытка исключить ее из официальных источников египетской историографии. Ее статуи были разрушены, ее памятники испорчены, а многие из ее достижений приписывались другим фараонам. Многие современные историки объясняют это ритуальными и религиозными причинами, а не личной враждебностью, как считалось ранее.

Ранний период жизни

[ редактировать ]

была дочерью Тутмоса I и его великой царственной жены . Яхмоса Хатшепсут родилась в 1507 году до нашей эры и, как полагают , После смерти отца Хатшепсут вышла замуж за Тутмоса II отца , своего сводного брата и наследника , когда ей было четырнадцать или пятнадцать лет. Супруги были примерно одного возраста. [ 10 ]

Царствование

[ редактировать ]
Кувшин с картушем Хатшепсут. Залит кедровой смолой. Кальцит, незавершенный. Фондовый депозит. XVIII династия, Дейр-эль-Бахари , Египет. Музей египетской археологии Петри , Лондон

После смерти Тутмоса II несовершеннолетний Тутмос III фараоном Египта стал . Ученые раннего Нового времени считали, что Хатшепсут была всего лишь регентом вместе с ним. [ 11 ] Однако современные ученые сходятся во мнении, что, хотя Хатшепсут первоначально была регентом молодого Тутмоса III с момента его восшествия на престол в ок. В 1479 г. до н.э. она в конце концов приняла положение фараона рядом с ним, к 7-му году его правления, ок. 1472 г. до н. э .; Став царствующей царицей , Хатшепсут разделила существующий счет правления Тутмоса III, фактически датируя свое восшествие на пост фараона первым годом, когда она была всего лишь регентом. [ 12 ] [ 9 ] [ 8 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] Хотя царицы Собекнеферу и, возможно, Нитокрис, возможно, ранее брали на себя роль фараона, Хатшепсут была единственной женщиной-правительницей, сделавшей это во времена процветания, и, возможно, имела больше полномочий, чем ее предшественницы-женщины. [ 17 ] [ 18 ]

Ретроспективно древние авторы описывали Хатшепсут как правившую примерно 21–22 года, что включало как ее регентство, так и ее правление в качестве царствующей царицы . Иосиф Флавий и Юлий Африканский следуют более раннему свидетельству Манефона (третий век до н. э.), упоминая царствующую царицу по имени Амессида или Аменсис, которую Иосиф Флавий назвал сестрой своего предшественника. [ 19 ] Эта женщина позже была идентифицирована историками как Хатшепсут. В тексте Иосифа Флавия ее правление длилось 21 год и 9 месяцев. [ 20 ] [ 21 ] в то время как Африкан заявил, что это было 22 года, очевидно, округляя в большую сторону. [ 22 ] Последнее свидетельство о Хатшепсут в современных записях относится к 20-му году правления Тутмоса III, и она больше не упоминается в 22-м году, когда он предпринял свою первую крупную зарубежную кампанию. [ 9 ] [ 23 ] Это совместимо с 21 годом и 9 месяцами, записанными Манефоном и Иосифом Флавием, что означает конец правления Хатшепсут в 22 году Тутмоса III.

Датировать начало ее правления сложнее. Согласно высоким и низким оценкам ее правления, правление ее отца началось либо в 1526, либо в 1506 году до нашей эры. [ 24 ] Однако продолжительность правления Тутмоса I и Тутмоса II не может быть определена с уверенностью. При непродолжительном правлении Хатшепсут взошла бы на трон через 14 лет после коронации Тутмоса I, ее отца. [ 25 ] При более длительном правлении ее вступление на престол произойдет через 25 лет после коронации Тутмоса I. [ 24 ]

Самое раннее свидетельство Хатшепсут как фараона встречается в гробнице Рамоса и Хатнофера , где коллекция погребального инвентаря содержала единственный глиняный кувшин или амфору из камеры гробницы, на которой была проштампована дата «7-й год». [ 26 ] Другой кувшин из той же гробницы, который был обнаружен на месте в 1935–36 годах экспедицией Метрополитен-музея на склоне холма недалеко от Фив , был отмечен печатью « Жены Бога Хатшепсут», а на двух кувшинах была печать «Благой». Богиня Мааткаре». [ 26 ] Датировка амфор, «запечатанных в погребальной камере [гробницы] обломками собственной гробницы Сененмута», не подлежит сомнению, а это означает, что Хатшепсут была признана фараоном, а не просто регентшей Египта к 7 году своего правления. . [ 26 ] Она определенно была фараоном к 9 году, дате экспедиции в Пунт, ок. 1471 г. до н.э .; ее последнее свидетельство о статусе фараона датировано 20 годом ок. 1460 г. до н.э. , и она больше не появляется в 22 году c. 1458 . [ 9 ] [ 8 ]

Основные достижения

[ редактировать ]

Торговые пути

[ редактировать ]

Хатшепсут восстановила ряд торговых сетей , которые были нарушены во время гиксосской оккупации Египта во время Второго переходного периода . [ 27 ] Она курировала подготовку и финансирование миссии в Стране Пунт . [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ]

Делегация Хатшепсут вернулась из Пунта с 31 живым деревом мирры. [ 31 ] и другие предметы роскоши, такие как ладан . [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] Хатшепсут растирала обугленный ладан в подводку для глаз. Это первое зарегистрированное использование смолы. [ 32 ]

Хатшепсут увековечила память об экспедиции в Дейр-эль-Бахари , который также известен своим реалистичным изображением царицы Ати из страны Пунт. [ 33 ] Хатшепсут также отправила набеговые экспедиции в Библос и на Синайский полуостров вскоре после экспедиции в Пунт. Об этих экспедициях известно очень мало. Хотя многие египтологи утверждали, что ее внешняя политика была в основном мирной, [ 33 ] не исключено, что она вела военные походы против Нубии и Ханаана . [ 34 ]

Строительные проекты

[ редактировать ]
Медный или бронзовый лист с именем Хатшепсут. Из заложения фундамента в небольшой яме, покрытой циновкой, найденной в Дейр-эль-Бахари.

Хатшепсут была одной из самых плодовитых строителей Древнего Египта, построив сотни строительных проектов как в Верхнем , так и в Нижнем Египте . Многие из этих строительных проектов представляли собой храмы, призванные укрепить ее религиозную основу и легитимность, выходящую за рамки ее положения Божьей жены Амона. В этих храмах она совершала религиозные ритуалы, которые до сих пор были предназначены только для королей, подтверждая свидетельства того, что Хатшепсут брала на себя традиционно мужские роли фараона. [ 35 ] Она наняла великого архитектора Инени , который также работал на ее отца, ее мужа и королевского управляющего Сененмута . [ 36 ] Сохранившиеся артефакты скульптуры предоставляют археологические свидетельства того, что Хатшепсут изображала себя фараоном-мужчиной с физически мужскими чертами и традиционно мужской древнеегипетской одеждой, такой как накладная борода и бараньи рога. [ 37 ] Эти изображения рассматриваются как символические, а не свидетельства переодевания в одежду другого пола или андрогинности . [ 38 ]

Следуя традиции большинства фараонов, Хатшепсут построила памятники в Карнакском храме . Она также восстановила первоначальный участок Мут , великой древней богини Египта , в Карнаке, который был разорен иностранными правителями во время гиксосской оккупации. Позже он был разорен другими фараонами, которые брали одну часть за другой, чтобы использовать в своих проектах. Участок ожидает реставрации. Она приказала воздвигнуть у входа в храм два обелиска , которые на момент постройки были самыми высокими в мире. Только один остается в вертикальном положении, это второй по высоте древний обелиск, который все еще стоит , другой рухнул и разбился пополам. Чиновником, ответственным за эти обелиски, был верховный правитель Аменхотеп . [ 39 ] Другой проект, Красная часовня Карнака, или Шапель Руж , был построен как святыня на барке. [ 40 ]

Позже она приказала построить еще два обелиска в честь своего 16-летия на посту фараона; один из обелисков сломался во время строительства, поэтому на его месте был построен третий. Сломанный обелиск оставили на карьере в Асуане , где он и остается. Известный как Незаконченный обелиск , он представляет собой свидетельство того, как были добыты обелиски. [ 41 ]

Колоннадный дизайн заупокойного храма Хатшепсут

Хатшепсут построила храм Пахета в Бени-Хасане в провинции Минья к югу от Аль-Минья . Имя Пахет возникло в результате объединения Баст и Сехмет , похожих богинь войны-львиц, на территории, граничащей с северным и южным подразделениями их культов. Пещеристый подземный храм, высеченный в скалах на восточном берегу Нила , вызывал восхищение и назывался Спеос Артемидос греками во время их оккупации Египта, известной как династия Птолемеев . Они считали богиню родственной своей богине-охотнице Артемиде. Считается, что храм был построен рядом с гораздо более древними, которые не сохранились. В этом храме есть архитрав с длинным посвятительным текстом, содержащим знаменитое обличение Хатшепсут гиксосов, которое перевел П. Аллен . Джеймс [ 42 ] Этот храм был изменен позже, и некоторые его внутренние части были изменены Сети I из Девятнадцатой династии в попытке заменить свое имя именем Хатшепсут. [ 43 ]

Следуя традициям многих фараонов, шедевром строительных проектов Хатшепсут был заупокойный храм . Она построила свой комплекс в Дейр-эль-Бахари . [ 44 ] Личность архитектора проекта остается неясной. Возможно, ответственность за это несет Сененмут , надзиратель за работами, или Хапусенеб , первосвященник. Также вероятно, что Хатшепсут внесла свой вклад в проект. [ 45 ] Расположенный напротив города Луксор , он считается шедевром древней архитектуры. [ 46 ] [ 45 ] [ 47 ] Центром комплекса был Джесер-Джесеру или «Святая святых». [ 45 ]

Официальная похвала

[ редактировать ]
Большой гранитный сфинкс, изображающий Хатшепсут с накладной бородой.
Хатшепсут «часто изображалась в образе льва- сфинкса , когда она правила как царица». [ 48 ] как в этой гранитной скульптуре. Эта скульптура также изображает ее с традиционной накладной бородой , символом власти фараонов.

Гипербола характерна практически для всех царских надписей в истории Египта. Хотя все древние правители использовали его для восхваления своих достижений, Хатшепсут называли самым опытным фараоном в пропаганде своих достижений. [ 49 ]

Хатшепсут приняла на себя все регалии и символы должности фараонов в официальных представлениях: головной платок хата , увенчанный уреем , традиционную накладную бороду и шендит . килт [ 49 ] Хатшепсут была двусмысленной и андрогинной во многих своих статуях и памятниках. Она создала мужскую версию себя, чтобы утвердиться в египетском патриархате. [ 35 ]

Осирианские статуи Хатшепсут, как и других фараонов, изображают мертвого фараона как Осириса с телом и регалиями этого божества. [ 50 ]

Чтобы еще больше заявить о своих правах на трон, священники рассказали историю божественного рождения. В этом мифе Амон идет к Яхмосу в образе Тутмоса I. Хатшепсут зачата Яхмосом. Хнуму , богу, который формирует тела человеческих детей, затем поручают создать тело и ка , или телесное присутствие/жизненную силу, для Хатшепсут. Хекет , богиня жизни и плодородия, и Хнум затем ведут Яхмоса к месту, где она рожает Хатшепсут. [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ] Рельефы, изображающие каждый шаг этих событий, находятся в Карнаке и в ее заупокойном храме. [ 55 ]

Ястреб фараона Хатшепсут — храм в Луксоре

Оракул Амона провозгласил, что по воле Амона Хатшепсут стала фараоном, что еще больше укрепило ее положение. Она подтвердила поддержку Амона, вырезав на своих памятниках следующие провозглашения бога Амона:

Добро пожаловать, моя милая дочь, моя любимица, царь Верхнего и Нижнего Египта Мааткаре, Хатшепсут. Ты — Фараон, овладевший Обеими Землями. [ 56 ]

Став фараоном, Хатшепсут подкрепила свое утверждение о том, что она является назначенной преемницей своего отца, надписями на стенах ее заупокойного храма:

Тогда его величество сказал им: «Эту мою дочь, Хнуметамун Хатшепсут — да будет она жива! — я назначил своей преемницей на моем троне… она будет руководить людьми во всех сферах дворца; это действительно она Повинуйтесь ее словам, объединитесь по ее приказу». Царская знать, сановники и вожди народа услышали это воззвание о повышении в должности его дочери, царя Верхнего и Нижнего Египта, Мааткаре — да живет она вечно. [ 57 ]

Смерть, захоронение и мумификация

[ редактировать ]

Последнее датированное свидетельство Хатшепсут как фараона - 20 год, III Перет , день 2, ок. 22 мая 1459 г. до н.э. , но продолжительность правления для нее составила 21 год и 9 месяцев, как указано Манефоном в Иосифа Флавия книге Contra Apionem. [ 58 ] указывает на то, что она перестала править в 22 году ок. 1458 г. до н.э. [ 9 ] [ 8 ] [ 59 ] Точной датой начала правления Тутмоса III как единоличного правителя Египта — и, предположительно, смерти Хатшепсут — считается 22 год II Перета, 10 день, записанный на единственной стеле, воздвигнутой в Арманте . [ 9 ] [ 60 ] соответствующее 16 января 1458 г. до н.э. [ 61 ] Эта информация подтверждает базовую достоверность записей списка царей Манефона, поскольку известной датой вступления Хатшепсут на престол был I Шему , день 4. [ 62 ] [ 9 ]

Хатшепсут начала строить гробницу , когда была Великой королевской женой Тутмоса II. Однако масштабы этого не подходили для фараона, поэтому, когда она взошла на престол, началась подготовка к очередному захоронению. Для этого KV20 , первоначально добытая для ее отца Тутмоса I и, вероятно, первая царская гробница в Долине царей , была расширена новой погребальной камерой. Хатшепсут также отремонтировала захоронение своего отца и подготовилась к двойному захоронению Тутмоса I и ее самой в KV20. Поэтому вполне вероятно, что когда она умерла (не позднее 22-го года правления), ее похоронили в этой гробнице вместе со своим отцом. [ 63 ]

Однако во время правления Тутмоса III была построена новая гробница ( KV38 ) вместе со свежим погребальным инвентарем для Тутмоса I. Таким образом, Тутмос I был перенесен из своей первоначальной гробницы и перезахоронен в другом месте. Есть вероятность, что в это же время мумию Хатшепсут перенесли в гробницу ее кормилицы Ситре Ин в КВ60 . Эти действия могли быть мотивированы Аменхотепом II , сыном Тутмоса III от второй жены, в попытке обеспечить свои неопределенные претензии на трон.

Помимо того, что было обнаружено из KV20 во время египтологом Говардом Картером расчистки гробницы в 1903 году, в других местах была найдена другая погребальная мебель, принадлежавшая Хатшепсут, в том числе трон или кровать львицы, игровое поле сенет с вырезанной из красной яшмы головой львицы. игровые детали с титулом ее фараона, кольцо с печаткой и частичная фигурка шабти с ее именем. В Тайнике королевских мумий в DB320 был найден деревянный каноп с ручкой из слоновой кости, носящий имя Хатшепсут и содержащий мумифицированную печень или селезенку, а также коренной зуб. Была также королевская дама с таким же именем из 21-й династии, что привело к первоначальным предположениям, что артефакты могли принадлежать ей. [ 64 ]

Предлагаемая мумия

[ редактировать ]
Мумия KV60A, предположительно принадлежавшая Хатшепсут.

В 1903 году Говард Картер обнаружил гробницу КВ60 в Долине Царей. В нем находились две женские мумии: одна опознана как кормилица Хатшепсут, а другая неопознанная. Весной 2007 года неопознанное тело, названное KV60A, было наконец извлечено из гробницы доктором Захи Хавассом и доставлено в Египетский музей Каира для исследования. У этой мумии отсутствовал зуб, а пространство в челюсти идеально соответствовало имеющемуся коренному зубу Хатшепсут, найденному в «канопическом ящике» DB320. На основании этого Хавасс пришел к выводу, что мумия KV60A, весьма вероятно, является Хатшепсут. [ 65 ] [ 66 ]

Хотя мумию и зуб можно было бы протестировать на ДНК, чтобы определить, принадлежали ли они одному и тому же человеку, и подтвердить личность мумии, Хавасс, Каирский музей и некоторые египтологи отказались сделать это, поскольку для получения ДНК потребовалось бы уничтожить зуб. [ 65 ] [ 66 ] С тех пор ее смерть была приписана лосьону для кожи с бензопиреном, канцерогенному найденному у фараона, который привел к тому, что у нее случился рак костей . Считается, что другие члены семьи королевы страдали воспалительными заболеваниями кожи, которые, как правило, имеют генетическую природу. Если предположить, что это мумия Хатшепсут, вполне вероятно, что она случайно отравилась, пытаясь успокоить зудящую, раздраженную кожу. [ 67 ] [ 68 ] [ 69 ] Это также позволяет предположить, что у нее был артрит и плохие зубы, возможно, именно поэтому зуб был удален. [ 4 ]

Однако в 2011 году зуб был идентифицирован как коренной зуб нижней челюсти, тогда как у мумии из KV60 отсутствовал коренной зуб верхней челюсти, что поставило под сомнение предполагаемую идентификацию. [ 70 ]

Наследие

[ редактировать ]

Исключение из исторических записей

[ редактировать ]
Пример Damnatio Memoriae Хатшепсут в Дейр-эль-Бахари. В то время как картуши Тутмоса III (справа) остались нетронутыми, картуши Хатшепсут (слева) были отрублены, предположительно Аменхотепом II.

Ближе к концу правления Тутмоса III и во время правления его сына была предпринята попытка исключить Хатшепсут из некоторых исторических и фараонских записей. Ее картуши и изображения были высечены на каменных стенах. Методы стирания варьировались от полного уничтожения любого экземпляра ее имени или изображения до замены, вставки Тутмоса I или II на место, где когда-то стояла Хатшепсут. Были также случаи сглаживания и лоскутного шитья картуша Хатшепсут; примеры этого можно увидеть на стенах храма Дейр-эль-Бахари. Более простые методы также включали покрытие, когда добавлялся новый камень, чтобы полностью покрыть рельефы или священные каменные работы. [ 71 ]

В храме Дейр-эль-Бахари многие статуи Хатшепсут были снесены и во многих случаях разбиты или изуродованы, прежде чем их похоронили в яме. В Карнаке была предпринята попытка замуровать ее памятники. Хотя очевидно, что большая часть этого переписывания истории Хатшепсут произошла только в конце правления Тутмоса III, неясно, почему это произошло, кроме как проявление типичной модели саморекламы, существовавшей среди фараонов и их представителей. администраторов или, возможно, чтобы сэкономить деньги, не строя новых памятников для захоронения Тутмоса III, а вместо этого используя величественные сооружения, построенные Хатшепсут. [ 72 ]

Аменхотеп II , сын Тутмоса III, ставший соправителем в конце правления своего отца, подозревается некоторыми как осквернитель в конце правления очень старого фараона. У него был бы мотив, потому что его положение в царском роду не было настолько сильным, чтобы гарантировать его возвышение до фараона. Кроме того, документально подтверждено, что он узурпировал многие достижения Хатшепсут во время своего правления. Его правление также отмечено попытками разорвать царскую родословную, не записывая имена своих цариц и устраняя могущественные титулы и официальные роли королевских женщин, таких как Божья жена Амона. Некоторые из этих титулов будут восстановлены во время правления его сына Тутмоса IV . [ 73 ]

В течение многих лет, предполагая, что Тутмос III действовал из негодования после того, как он стал фараоном, египтологи раннего Нового времени предполагали, что подчистки были похожи на римские мемориальные заметки . Египтолог Дональд Редфорд говорит, что это было вызвано не ненавистью, а политической необходимостью отстаивать свои собственные убеждения. [ 74 ] Редфорд добавил:

Но помнил ли ее Тутмос? Здесь и там, в темных уголках святилища или гробницы, куда не мог видеть ни один плебейский глаз, картуш и фигура королевы оставались нетронутыми... божественное присутствие. [ 74 ]

Современная оценка

[ редактировать ]

Хатшепсут, по словам египтолога Джеймса Генри Брестеда , «первая великая женщина в истории, о которой нам известно». [ 75 ] В некотором смысле правление Хатшепсут рассматривалось как противоречащее патриархальной системе ее времени. Ей удалось править в качестве регента чужого сына, что противоречило системе, которая раньше позволяла матерям править только от имени своих биологических сыновей. Она использовала это регентство, чтобы создать свою женскую королевскую власть, построив обширные храмы в честь своего правления, а это означало, что публика привыкла видеть женщину в такой влиятельной роли. Это гарантировало, что, когда оракул объявил ее царем, египетская общественность с готовностью приняла ее статус. [ 35 ]

Однако, как и в случае с другими женщинами-главами государств в Древнем Египте, это делалось только за счет использования мужских символов королевской власти; отсюда описание Хатшепсут и других женщин как царей, а не цариц. [ 76 ] Хатшепсут, возможно, была поставлена ​​у власти мужчинами для увеличения собственного богатства. Она получила власть, когда Египет недавно накопил огромное богатство, подразумевая, что она была поставлена ​​​​к власти египетской элитой из-за ее успеха в различных областях - в качестве Верховной Жрицы или в качестве заместителя, служащего ее отцу Тутмосу I в Фивах, пока он был в отъезде. в военных походах. Этот рекорд успеха вселил в элиту уверенность в том, что она сможет справиться с египетским богатством и торговлей, извлекая выгоду из момента процветания Египта. Действительно, историк Кара Куни описывает Хатшепсут как «возможно, единственную женщину, когда-либо пришедшую к власти в качестве царя в Древнем Египте во времена процветания и расширения». [ 77 ]

Историк Джойс Тилдесли заявил, что Тутмос III, возможно, приказал изменить или уничтожить общественные памятники Хатшепсут и ее достижениям, чтобы поставить ее на более низкую должность соправителя, а это означает, что он мог утверждать, что королевская преемственность шла непосредственно от Тутмоса II к Тутмосу. III без какого-либо вмешательства со стороны его тети. Это было поддержано чиновниками Тутмоса III, и, поскольку чиновники Хатшепсут либо умерли, либо больше не были на виду у общественности, этому не было большого сопротивления. [ б ] Тилдсли вместе с историками Питером Дорманом и Гей Робинс говорят, что стирание и порча памятников Хатшепсут, возможно, было попыткой стереть память о женской королевской власти. [ 33 ] [ 78 ] [ 79 ] (включая его успехи в отличие от женщины-фараона Собекнеферу , которая не смогла омолодить судьбу Египта и поэтому была более приемлемой для консервативного истеблишмента как трагическая фигура) и повторно узаконить его право на управление. [ 33 ]

«Проблема Хатшепсут» является прямой связью с гендерными нормами в отношении древнеегипетских социальных структур. Хотя она и имела статус королевы, ее правление, особенно после этого, игнорировалось и даже было стёрто. Ее правление можно было бы считать более успешным, чем правление некоторых фараонов, например, с расширением границ, что можно рассматривать как угрозу традиционным гендерным ролям. Это поднимает вопросы о конфликте между властью и традиционными гендерными ролями, а также о том, в какой степени модернизм и консерватизм пересекаются. [ 35 ]

Стирание имени Хатшепсут людьми, которые по какой-то причине стали ее преемниками, почти привело к ее исчезновению из археологических и письменных источников Египта. Когда египтологи XIX века начали интерпретировать тексты на стенах храма Дейр-эль-Бахари (которые были иллюстрированы двумя, по-видимому, королями-мужчинами), их переводы не имели смысла. Жан-Франсуа Шампольон , французский расшифровщик иероглифов , сказал:

Если бы я был несколько удивлен, увидев здесь, как и повсюду в храме, знаменитого Моэриса [Тутмоса III], украшенного всеми знаками королевской власти, уступившего место этой Амененте [Хатшепсут], имя которой мы можем поискать в царских списках в напрасно, еще более изумился я, прочитав надписи, что везде, где они упоминали этого бородатого царя в обычном одеянии фараонов, существительные и глаголы были женского рода, как если бы речь шла о царице. Я везде находил одну и ту же особенность... [ 80 ]

Эта проблема была серьезной проблемой в египтологии конца 19-го и начала 20-го веков , сосредоточившись на путанице и разногласиях относительно порядка преемственности начала 18-й династии фараонов . Дилемма получила свое название из-за путаницы в хронологии правления царицы Хатшепсут и Тутмоса I, II и III. [ 81 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ / час æ т ˈ ʃ ɛ p s ʊ т / ; [ 5 ] также Хэтчепсаут ; Египетский : ḥꜣt - špswt «Первейшая из благородных дам»; [ 6 ] или архаично Хатасу [ 7 ]
  2. ^ Тилдесли (1996) примечания на стр. 252, что подробное обсуждение исчезновения Сененмута – высшего должностного лица и ближайшего сторонника Хатшепсут, который внезапно вышел в отставку или умер примерно в 16 и 20 годах правления Хатшепсут – и полезный список других публикаций по этой теме даны в статье А. Р. Шульмана 1969–70 гг. «Некоторые замечания по поводу предполагаемого «падения» Сенмута», JARCE 8, стр. 29–48.
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и Лепроон 2013 , стр. 98.
  2. ^ Додсон и Хилтон 2004 , стр. 130–141.
  3. ^ Тилдесли 1996 , с. 226.
  4. ^ Перейти обратно: а б Уилфорд 2007 .
  5. ^ «Хатшепсут» . Dictionary.com Полный (онлайн). нд . Проверено 27 июля 2007 г.
  6. ^ Клейтон 1994 , с. 104.
  7. ^ Эдвардс 1891 , с. 261.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Хорнунг, Краусс и Уорбертон 2006 , с. 492.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Хорнунг 2006 , с. 201.
  10. ^ Бирбриер 1995 , стр. 15–19.
  11. ^ Додсон и Хилтон 2004 , с. 130.
  12. ^ Дорман 2005a , с. 88; Келлер 2005 , с. 96.
  13. ^ Флетчер 2013 , с. 156.
  14. ^ Штибинг 2016 , с. 177.
  15. ^ Вальбель, Доминик в Emberling & Williams 2020 , стр. 330.
  16. ^ Куни, 2015 г. , рецензия от Sarll, 2015 г.
  17. ^ Уилкинсон 2010 , стр. 181, 230.
  18. ^ Андроник и Фидлер 2001 , стр. 20.
  19. ^ Waddell 1940 , стр. 100–101, 108–109, 110–111.
  20. ^ Уодделл 1940 , стр. 100–101.
  21. ^ JosephusИосиф Флавий Против Апиона 1.1.15. Проект   Персей Ap.1.15  ,
  22. ^ Уодделл 1940 , стр. 110–111.
  23. ^ Штайндорф и Зеле 1942 , с. 53.
  24. ^ Перейти обратно: а б Гримал 1988 , с. 204.
  25. ^ Габольде 1987 .
  26. ^ Перейти обратно: а б с Тилдесли 1996 , с. 99.
  27. ^ Солсбери 2001 , с. 149.
  28. ^ Перейти обратно: а б Келлер 2005 , с. 96.
  29. ^ Перейти обратно: а б Делл 2008 , с. 72.
  30. ^ Перейти обратно: а б Ньоку 2013 , стр. 29–31.
  31. ^ Американский исследовательский центр в Египте, 2007 г.
  32. ^ Исаак 2004 , с. 14.
  33. ^ Перейти обратно: а б с д Тилдесли 1996 , стр. 137–144.
  34. ^ Бансон 2002 , стр. 161.
  35. ^ Перейти обратно: а б с д Куни 2018 .
  36. ^ Хиндс 2007 , с. 27.
  37. ^ Рот 2005 , с. 155.
  38. ^ Грейвс-Браун 2010 , с. 106: «Женщинам-правителям даны атрибуты по сути мужской королевской власти, такие как накладные бороды (борода также является фальшивой, когда ее носят короли-мужчины) и килты. Но изображения женщин-цариц, таких как Собекнеферу или Хатшепсут, носящих мужские одежды, безусловно, не должны рассматриваться как свидетельство трансвестизма или мифической андрогинности. Женщины-короли скорее принимали мужской образ, учитывая существенную мужественность королевской власти».
  39. ^ Ширли 2014 , с. 206.
  40. ^ Раднер, Мёллер и Поттс, 2022 , с. 159.
  41. ^ Тайсон 1999 .
  42. ^ Аллен 2002 , стр. 1–17.
  43. ^ Тилдесли 1996 , с. 228.
  44. ^ Рот 2005 , с. 147.
  45. ^ Перейти обратно: а б с Арнольд 2005 , с. 135.
  46. ^ Рериг, Дрейфус и Келлер 2005 , с. 4.
  47. ^ Шафранский 2014 , стр. 125.
  48. ^ Грейвс-Браун 2010 , с. 132.
  49. ^ Баум и Томас 2016 , с. 60.
  50. ^ Уэллс 1969 , с. 177.
  51. ^ Моренц 1992 , с. 184.
  52. ^ Липинская 2001 , с. 86.
  53. ^ Мартин 2012 .
  54. ^ Пирелли 1999 , с. 278; Дорман 2005а , с. 87; Рот 2005 , с. 149.
  55. ^ Брестед 1906 , стр. 116–117.
  56. ^ Сиврайт 2000 .
  57. ^ Иосиф Флавий © Питер Лундстрём, 2011–2023 — Некоторые права защищены — Версия 4.0
  58. ^ Тилдесли 1996 , с. 210.
  59. ^ Тилдесли 2006 , с. 106.
  60. ^ Аллен 2005 , с. 261. Аллен пишет здесь, что ученые считают, что стела Армант отмечает событие единоличного правления Тутмоса III, поскольку он дважды использует эпитет «Тутмос, правитель Маата » в этом документе, впервые за время своего правления. Это означает, что он заявлял о своих правах на управление Египтом после притязаний Хатшепсут, которая к тому времени, вероятно, умерла.
  61. ^ Бекерат 1997 , с. 189.
  62. ^ Форбс 2005 , стр. 26–42.
  63. ^ Bickerstaffe 2002 , стр. 71–77.
  64. ^ Перейти обратно: а б Нэшнл Географик 2007 .
  65. ^ Перейти обратно: а б Браун 2009 .
  66. ^ Боннский университет, 2011 г.
  67. ^ Wilford 2007. Один зуб и некоторые подсказки ДНК, похоже, разрешили тайну потерянной мумии Хатшепсут, одной из величайших цариц древнего Египта, правившей в 15 веке до нашей эры.
  68. ^ Райт 2007 .
  69. ^ Грефе 2011 , стр. 41–43. См. также Times 2008 , стр. 6–7.
  70. ^ Рериг, Дрейфус и Келлер 2005 , стр. 278–279.
  71. ^ Тилдесли 2006 , с. 107.
  72. ^ Гардинер 1961 , стр. 198.
  73. ^ Перейти обратно: а б Редфорд 1967 , с. 87.
  74. ^ Марго Баум, Сюзанна Томас (2017). Хатшепсут . The Rosen Publishing Group, Inc. с. 8. ISBN  978-0-664-21392-3 .
  75. ^ Грейвс-Браун 2010 , с. 4.
  76. ^ Куни 2018 , с. 86.
  77. ^ Дорман 2005b , с. 269.
  78. ^ Робинс 1993 , стр. 51–52, 55.
  79. ^ Шампольон Младший 1868 .
  80. ^ Бедиз, Дэвид. «История Хатшепсут» . Архивировано из оригинала 29 июня 2007 года . Проверено 27 июня 2007 г.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ae93a2bd08225b8e6fd78983af9e3abc__1722621180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ae/bc/ae93a2bd08225b8e6fd78983af9e3abc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hatshepsut - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)