Приманка (шахматы)
В шахматах приманка — это тактика , которая выманивает противника с поля и от его защитной роли. [ 1 ] Обычно это означает удаление от поля, на котором он защищает другую фигуру или угрозу. Эту тактику еще называют отклонением . Обычно фигура переводится на определенное поле путем жертвы фигуры на этом поле. Пожертвованная таким образом фигура называется приманкой . Когда обманутая или отклоненная фигура является королем, такая тактика называется притяжением . В общем, в миттельшпиле жертва ложной фигуры называется отвлекающей жертвой . [ 2 ]
Примеры
[ редактировать ]а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Партия Хонфи-Барчай, Кечкемет, 1977 г., в которой играют черные, иллюстрирует две отдельные приманки. Во-первых, белый ферзь ставится на c4 для коневой вилки:
- 1... Лxc4! 2. Фxc4
Далее выполняется вилка путем удаления единственного защитника поля а3:
- 2... Фxb2 ! + 3. Лxb2 Кa3+ 4. Крc1
Наконец, zwischenzug заманивает (притягивает) короля на b2:
- 4... Сxb2+
После 5.Kxb2 Nxc4+ 6.Kc3 Rxe4 или 5.Kd1 Nxc4 черные имеют преимущество на две пешки и должны уверенно выиграть.
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
В этой позиции после ходов 1.Rf8+ Kxf8 ( форсированное ) 2.Nd7+ Ke7 3.Nxb6 белые выигрывают ферзя и партию. Похожую, но более сложную позицию описывает Гучек. [ 3 ]
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
В позиции, показанной на диаграмме Видмар-Эйве, Карловы Вары, 1929 год, черные только что сыграли 33...Qf4, угрожая матом на h2. Теперь белые откупоривают элегантную комбинацию 34.Re8+ Bf8 (форсированное) 35.Rxf8+ (притяжение) Kxf8 (форсированное) 36.Nf5+ ( обнаруженный шах ) Kg8 (36...Ke8 37.Qe7 # ) 37.Qf8+ (привлечение) 1– 0 Блэк уходит в отставку . (Если 37...Kxf8, то 38.Rd8#. Если 37...Kh7, то 38.Qg7#.) Комбинация после 33...Qf4 представляет собой два отдельных примера мотива притяжения. [ 4 ]
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
В этом примере показана позиция из партии Дементьев–Дзинджичашвили, URS 1972. Белые только что сыграли 61.g6 (с угрозой 62.Qh7+ Kf8 63.Rxf5+). Однако черные продолжили сокрушительное 61...Rh1+ (притяжение) 62. Kxh1 (лучше всего) Nxg3+ (белая ладья связана) 63.Kh2 Nxh5, и белые сбросили ферзя на коневую вилку. В партии белые сдались после 61...Rh1+. [ 5 ]
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Пожалуй, самой знаменитой игрой, в которой присутствует тема-приманка, является «Петросян - Пахман» , Блед, 1961 г. [ 6 ] что также включало жертвоприношение ферзя. Пахман сдался после 19.Qxf6+ (притяжение) Kxf6 20.Be5+ Kg5 21.Bg7 ! установка брачной сети .
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
В партии Менчик — Граф , Земмеринг 1937 года, [ 7 ] Граф сдался после 21.Rd7, отбив черного ферзя. (Если 21...Qxd7, то 22.Qxh5 с последующим матом; 21.Qxh5 сразу выигрывает только пешку после 21...Qxh2+.) [ 2 ]
а | б | с | д | и | ж | г | час | ||
8 | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | 8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | с | д | и | ж | г | час |
Часто фланговая пешка служит приманкой в эндшпиле . [ 8 ] В игре Ивков – Тайманов , Белград, 1956 год. [ 9 ] [ 10 ] Черные сдались в показанной позиции, потому что белые одержали легкую победу, используя свою проходную пешку а2 в качестве приманки, чтобы выманить черного короля из центра на ферзевый фланг , что позволяет легко продвинуть пешку h6.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хупер и Уилд (1996), стр. 102–03. приманка .
- ^ Перейти обратно: а б Хупер и Уилд (1996), с. 110. Отвлекающая жертва .
- ^ Джордж Хучек (2017). Шахматная тактика от А до Я. Бэтсфорд. стр. 1–349. ISBN 978-1-8499-4446-5 .
- ^ «Мастерские игры» . Chess.com . Проверено 25 января 2021 г.
- ^ «Мастерские игры» . Chess.com . Проверено 2 февраля 2021 г.
- ^ «Петросян против Пахмана, Блед 1961» . Chessgames.com .
- ^ «Вера Менчик против Сони Граф-Стивенсон, Земмеринг, 1937 год» . Chessgames.com .
- ^ Хупер и Уилд (1996), стр. 103.
- ^ Хупер и Уилд (1996), стр. 184. Ивков .
- ^ «Ивков против Тайманова, матч Югославия – СССР 1956» . Chessgames.com .
Библиография
- Хупер, Дэвид ; Уилд, Кеннет (1996) [Первый паб. 1992]. Оксфордский справочник по шахматам (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-280049-3 .