Jump to content

Монгольская борьба

(Перенаправлено с Хапсагай )
Монгольская борьба
Национальная борьба
ᠪᠦᠬᠡ
Также известен как Бух
Фокус Борьба
Страна происхождения Монголия Монголия
олимпийский вид спорта Нет

Монгольская борьба , известная как Бёк ( монгольское письмо : ᠪᠥᠬᠡ ; Монгольская кириллица : Бөх или Үндэсний бөх) — борьбы народный стиль монголов в Монголии , Внутренней Монголии и других регионах, где касание земли чем-либо, кроме ноги, приводит к поражению. [ 1 ] Бёк означает «твердость, надежность, жизненная сила, борец», от монгольского корня * bekü «твердый, твердый, крепкий; боец, сильный человек». [ 2 ] возможно, от тюркского * böke "воин" <"Дракон". [ 3 ] Борьба является самым важным из исторических «трех мужественных навыков» монгольской культуры, которые также включают в себя верховую езду и стрельбу из лука . Чингисхан считал борьбу важным способом поддержания своей армии в хорошей физической форме и боеготовности. При дворе династии Цин (1646–1911) регулярно проводились соревнования по борьбе, в основном между этническими маньчжурскими и монгольскими борцами. Существует несколько разных версий: монгольская, бурятская (в Бурятии России), ойратская и внутренняя монгольская .

  • Халха-бох, монгольская борьба, борьба Халха - традиционная Халха . монгольская борьба
  • Buryat wrestling (Buriad bökh)
  • Бух-нулолдун ойратская борьба или западно-монгольская борьба.
  • Южно-монгольская борьба - ( борьба Хорчина ) куртки борцов, которые носят куртку из коровьей кожи, длинные штаны с ремешками и ботинки.
  • Хуреш — традиционная тувинская борьба на куртках, на юге Сибири . Испытал влияние монгольской борьбы. Халха-монгольские и тувинские борцы носят практически одинаковую куртку.
Картина XVI века с изображением монгольских борцов.
В октябре борцы-подростки во Внутренней Монголии носят больше одежды, чем летом. В 2001 году.

Наскальные рисунки в провинции Баянхонгор в Монголии, относящиеся к эпохе неолита 7000 г. до н.э., изображают схватку двух обнаженных мужчин в окружении толпы. [ нужна ссылка ] Искусство Бёха изображено на бронзовых пластинах, обнаруженных на руинах империи хунну (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.). [ нужна ссылка ] Первоначально Бёк был военным видом спорта, предназначенным в основном для тренировки силы, выносливости и навыков солдат. Чингисхан (1206–1227) [ 4 ] и все более поздние императоры Монгольской империи (1206–1368), а также императоры более поздних ханств стремились поддержать этот вид спорта по этой причине, поэтому соревнования по борьбе были включены в местные фестивали, или Наадам . Борьба стала ключевым фактором при определении рейтинга кандидатов на имперских экзаменах по боевым искусствам, а выдающиеся борцы имели право на высокие награды. [ 5 ]

В «Тайной истории монголов» (написанной на монгольском языке в 1240 году нашей эры) в главе 4, параграфе 140 записан борцовский поединок между Борцом Бури и Бельгутеем , который состоялся в Восточной Монголии в год Обезьяны (1200 год нашей эры):

Однажды Чингисхан заставил Бури Боха и Бельгутея сразиться друг с другом. Бури Бох принадлежал к племени Джурхин. Раньше Бури Бох мог держать Бельгутея одной рукой, сбрасывать его на землю за одну ногу и удерживать на земле неподвижно. Бури Бох был всемирно известным борцом. Однако в этом случае, когда Бури Бох и Бельгутей были вынуждены бороться друг с другом, Бури Бох упал на землю, несмотря на то, что он был непобежденным чемпионом. Бельгутею с огромным усилием удалось прижать Бури Боха к плечу, и он сел на пояс. Затем он взглянул на Чингисхана краем глаза. Чингисхан прикусил нижнюю губу. Бельгутей понял смысл этого, крепко схватил Бури Боха, дернул его за грудь и ягодицы и сломал ему спину. Бури Бох сказал со сломанной спиной: «Я ни разу не проиграл Бельгутею. Я упал намеренно, чтобы угодить хану из страха, но теперь я потерял свою жизнь». Сказав это, он умер. Бельгутей сломал ему спину, потащил его, а затем покинул тело. Старший из семи сыновей Кабул-хан был сильным человеком. Вторым по старшинству был Бартанбаатар. Иисусхей Баатар (отец Чингисхана) был его сыном. Третьим сыном (Кабул-хана) был Хутугт Монхор. Бури Бох был его сыном. Всякий раз, когда Бури Бох боролся, он намного превосходил сыновей Бартанбаатара. Он был близким другом храбрых сыновей Бархага. Так Бельгутей сломал спину чемпиону страны по борьбе Бури.

Аксель Хейкель из финской экспедиции в Монголию писал о соревнованиях по борьбе, свидетелями которых стала экспедиция во время их десятидневного пребывания в Урге (ныне Улан-Батор , столица Монголии) с 27 июля по 7 августа 1891 года:

«Теперь шла целая неделя борьбы между монгольскими спортсменами. Местом проведения была открытая площадь перед храмом в центре города. Вокруг собрались тысячи зрителей. За порядком их следили сотрудники полиции. Дамы высокого ранга проталкивались сквозь толпу. Только одна сторона площади была отведена для лам, которые были одеты в блестящие красные и желтые одежды и сидели, скрестив ноги, длинными рядами по обе стороны площади. перед троном стояли два служителя с церемониальными тигровыми шкурами, перекинутыми через плечи. выдвигались по двое одновременно, выходя с противоположных сторон площади в сопровождении своих секундантов. Они выставляли грудь, ноги и руки вперед и исполняли самые комические танцы, конечно, для того, чтобы обеспечить эластичность своих мышц в последнюю минуту. как только один из борцов коснулся земли, пусть даже легко, его признали проигравшим в схватке. Затем победитель прыгнул вперед и упал ниц перед богом, вознося благодарность за победу. После этого он пошел к судьям, чтобы записать свое имя, чтобы на следующий день сразиться с другим противником, который в тот же день сбил с ног его собственного противника. Призы финальным «непобедимым» состояли из коз, овец и т. д. Через десять дней в степи недалеко от Урги должны были состояться скачки, в которых примет участие тысяча скакунов, но мы не могли дождаться этого момента. Подобные национальные фестивали, которые можно было бы назвать монгольскими Олимпийскими играми, проводятся каждый год, но те, которые проводятся каждые три года, кажутся наиболее впечатляющими». [ 6 ]

Как видно из этого текста, игры Урги (1778–1924 гг.) проходили на старой центральной площади, которая располагалась к северу от современной площади Сухэ-Батора . Площадь можно увидеть на дореволюционных росписях Урги. На монгольской картине 1967 года подробно изображен старый борцовский поединок Урги, где борцы носят те же «Зодог» и «Шуудаг», что и на современных играх (с 1924 г. по настоящее время). Аварга (Титан) Джамбын Шаравджамц ( род . 1876) был известным чемпионом, получившим признание с 18 лет и продолжавшим с необычайным успехом соревноваться в государственных Наадамах в период династии Цин (до 1911 г.), Богд-хана период . (1911–1924) и Монгольской Народной Республики (1924–1990). Шаравжамц был приглашен принять участие в государственном Наадаме 1945 года (кадры сохранились до сих пор), и ему удалось победить трех борцов в возрасте почти 70 лет. Он ушел из борьбы в 1951 году, во время 30-летия Народной революции, получив множество наград и медалей. в том числе медалью «За трудовые достижения».

17 сентября 2011 года состоялся Монгольский национальный поединок по борьбе, в котором приняли участие 6002 борца. Таким образом, оно стало крупнейшим соревнованием по борьбе в мире и занесено в Книгу рекордов Гиннеса . [ 7 ]

Соревнования

[ редактировать ]

Монгольская борьба — самый популярный национальный вид спорта и жизненно важная часть культуры для всех монголов во всем мире. Когда в семье рождается ребенок мужского пола, монголы желают, чтобы он стал борцом. Ежегодно в Монголии, на западе и юго-востоке России и на севере Китая проводится множество соревнований. Самый крупный из них — Национальный фестиваль Наадам , проходит в Монголии, в котором принимают участие до 1024 борцов.

Монгольский национальный Наадам

[ редактировать ]

В Монголии Наадам («Игра» на английском языке) проводится каждый год в июле. Самым крупным соревнованием является Национальное соревнование Наадам в Улан-Баторе, в котором участвует наибольшее количество борцов и ведутся прямые радио- и телетрансляции по всей стране. Наадам разделен на три класса в зависимости от административного деления Монголии.

Уровень Имя Место Дата Участвующие борцы
1 1-й Национальная борьба Наадам Улан-Батор 11-13 июля 512 борцов, 1024 в юбилейный год
2 2-й Аймаг Наадам Борьба конный 21 аймак ориентировочно 8-10 июля или середина июля 128 или 256 борцов
3 3-й Сум Наадам Борьба каждые 329 сум начало июля 32 или 64 борца

Для Наадама Улан-Батора матчи проводятся на большом стадионе, тогда как в сельской местности для Наадама меньшего масштаба матчи обычно проводятся на небольшом стадионе или на открытом травянистом поле; однако они также могут возникнуть на участке мягкой грязи, не засоренном гравием. Поскольку в Наадаме Монголии нет весовых категорий, маленький борец может соревноваться с соперником, который вдвое больше его. Самые маленькие борцы обычно весят около 70 кг, а самые большие - более 160 кг, средний вес участника Наадама составляет около 115 кг.

Традиционно борцы не подбирались случайным образом, как на рисунке. Хозяин «Наадама» имел честь организовывать эти матчи и часто давал своим фаворитам преимущество. Иногда такие договоренности приводили к серьезным спорам между хозяевами и приезжими борцами. Хотя современные правила борьбы с 1980 года предусматривают использование метода жребия , но обычно это делается только на крупных межрегиональных матчах Наадама и чемпионатах. На низовом уровне по-прежнему используется традиционная система.

Ранг можно получить только во время фестиваля Наадам . Количество раундов, выигранных каждым борцом, определяет ранг. Самое низкое звание - «Сокол Сума», присуждаемое четырем лучшим борцам на уровне сума Наадам во всех 329 сумах Монголии. Высший ранг – «Чемпион». Звание сохраняется пожизненно. [ 8 ]

Уровень Заголовок Монгольская кириллица Обеспечение
1 Национальный Гранд Чемпион штата Национальный чемпион Выиграйте 5 или более раз в Национальной борьбе Наадам.
2 Национальный Чемпион штата Национальный чемпион Выиграйте 4 раза в национальной борьбе Наадам.
3 Национальный Чемпион штата Национальный чемпион Выиграйте 2 раза в национальной борьбе Наадам.
4 Национальный Государственный лев Государственный лев Победа в национальной борьбе Наадам
5 Национальный Штат Гаруда Государственная гвардия Занявший второе место в национальной борьбе Наадам
6 Национальный Государственный слон Государственный слон Полуфинал Национальной борьбы Наадам
7 Национальный Стэйт Хок Государственный взгляд Четвертьфинал Национальной борьбы Наадам
8 Национальный Государственный Сокол Государство 1/8 финала Национальной борьбы Наадам
9 Аймаг Лев Аймака Провинциальный лев Победа в борьбе Аймаг Наадам
10 Аймаг Слон Аймака Провинциальный слон Второе место по борьбе Аймаг Наадам
11 Аймаг Сокол Аймака Путь провинции Полуфинал по борьбе Аймаг Наадам
12 Сумма Слон Сумы Стрела слона Победа в борьбе Сум Наадам
13 Сумма Сокол Сум Наконечник стрелы Полуфинал по борьбе Сум Наадам

Если борец одерживает пять или более побед в Наадаме, но не превосходит свой предыдущий рекорд, ему присваивается титул ( монгольский : чимэг ), а не повышение. [ 8 ] Например, если State Hawk впервые выигрывает шесть матчей в State Naadam (ранее выиграв шесть раз и достигнув ранга State Hawk на более низком ранге), он удостаивается титула Унен Зоригт, что переводится как «Унен Зоригт». по-настоящему храбрый» и принять титул «Государственный Ястреб Унен Зоригт» ( монгольский : Үнэн Зоригт Харцага ).

Даншиг Наадам

[ редактировать ]

Даншиг Наадам - ​​это турниры меньшего масштаба, чем национальный наадам, обычно с участием 256 или 128 участников, которые организуются примерно раз в год в сельской местности для празднования определенных годовщин провинций или исторических мест. Это уникальный вид наадама, меньший по масштабу, чем самые провинциальные турниры. Например, даньшиг западного региона, даньшиг региона Хангай, даньшиг региона Гоби, даньшиг восточного региона организуются каждые два года.

Алтарган

[ редактировать ]

Бурят-монголы также каждый год празднуют свой Наадам в своем стиле борьбы. Участники происходят из разных регионов Монголии, где проживает значительная часть бурятского населения, таких как Дорнод, Хэнтий, Селенге, Булган, Орхон, а также из Бурятии России и Внутренней Монголии Китая.

В 2010 году фестиваль прошел в конце июля в Улан-Баторе, Монголия. Борцы соревновались в двух весовых категориях -75 кг и +75 кг. В лёгком весе из 32 борцов титул завоевал Б.Батожаргал из Бурятии, а в тяжёлом весе Д.Цогзолдорж из Монголии (имеющий звание Национального начина) завоевал свой третий титул подряд за последние три года.

Всероссийский турнир по монгольской борьбе

[ редактировать ]

С 2009 года ассоциации монгольской борьбы Монголии , России и Китая начали турнир по монгольской борьбе между всеми этническими монголами . Международная федерация монгольского буха (IMongolBökhF) — некоммерческая организация, которая предоставляет международные стандарты и рекомендации по развитию монгольского буха для всего мира. Президентом AEMWF является бизнесмен из Внутренней Монголии Бухи Джурамт; а японский борец сумо, 68-й ёкодзуна Асасёрю Д. Дагвадорж является почётным президентом AEMWF.

Участники приезжают из Монголии, Тувы из России, Бурятии из России, Калмыкии из России, Алтая из России, Внутренней Монголии из Китая и Синьцзяна из Китая, чтобы соревноваться друг с другом в стиле борьбы Халха. Первый чемпионат был проведен в Улан-Баторе , Монголия, в апреле 2009 года, где Чимедрегзенгийн Санджаадамба, еще не получивший титул национальной сборной, выиграл турнир. В августе 2009 года он проводился в городе Силиин во Внутренней Монголии, и Санджаадамба снова выиграл чемпионат, все еще не имея национального титула.

Соревнования 2010 года проходили 15–17 июля в Улан-Удэ, Бурятия , Россия. На этот раз созданы две весовые категории: -75 кг и +75 кг. В весовой категории до 75 кг выступали около 45 борцов, а в пятом туре в четверку лучших вошли: Иван Гармаев (Бурятия), Х. Мунхбаяр (Монголия), М. Батмунх (Монголия), Сылдыс Монгуш (Тува). В итоге Сылдыс Монгуш одержал победу в 6-м раунде победой Х. Мунхбаяр. В весовой категории +75 кг было примерно такое же количество участников, как и в более легкой категории. Двумя лучшими стали Ch. Санджаадамба (Лев армии) и Д. Рагчаа (Слон нации). И вновь титул завоевал Санджаадамба, проигравший в третьем туре Наадама этого года в Монголии, где ему не удалось завоевать титул национального уровня.

Четвертый турнир по борьбе этнических монголов, прошедший в 2011 году, был организован в Республике Тыва, Россия, где Ульсин харцага победителем был признан (Государственный сокол) А.Бямбаджав.

Пятый турнир для всех этнических монголов был проведен в монгольском национальном цирке Аса, Улан-Батор, Монголия, 4 ноября 2012 года, целью которого было представление и продвижение монгольской традиционной борьбы четвертый год подряд. В V всероссийском турнире по борьбе этнических монголов Ульсиин заан (Государственный слон) Ч. Санджаадамба выиграл турнир в весовой категории +85 кг, Ульсин Начин второе место занял (Государственный Сокол) Эрдэнэбилег Энхбат. В категории до 85 кг житель Булганского аймака аймагийн арслан первое место занял (Аймаг Лев) Делгерсайхан Амарсайхан; За ним следовал житель Увурхангая борец аимгиин арслан (Аймагский сокол) Оргодол Тумендемберел. Победители каждой категории получили по 7 миллионов тугриков, занявшие вторые места - 4 миллиона тугриков, а борцы, занявшие третье и четвертое места, получили по 1,5 миллиона тугриков соответственно.

Другие турниры

[ редактировать ]
Бёкхиин Оргоё , главная арена монгольской борьбы в Улан-Баторе.

Каждый год во время Лунного Нового года в Монголии 256 борцов соревнуются зимой во Дворце борьбы в Улан-Баторе. На этом соревновании не присуждается звание, но оно считается вторым по важности турниром после Наадама Монголии. Победители этого новогоднего турнира часто считают вероятными победителями летнего Наадама.

Лучшие борцы из каждого 21 аймака Монголии ежегодно проводят командные соревнования по борьбе. Часто титул выигрывают команды из Хангайского района и северо-западного региона (Архангай, Оверхангай и Увс), но на соревнованиях 2010 года титул завоевала команда Гови-Алтайского аймака.

В течение года также проводятся турниры меньшего масштаба, которые проводятся во Дворце борьбы в Улан-Баторе, обычно в октябре, ноябре, мае и июне, в которых принимают участие 64 или 128 борцов.

Правительственные организации, а иногда даже крупные компании, также проводят соревнования меньшего масштаба между 32 и 64 борцами, чтобы отметить юбилеи или особые случаи. Это действительно показывает, насколько важна борьба для образа жизни монголов.

Правила матча

[ редактировать ]
Обычный монгольский поединок по борьбе, на котором каждый борец наблюдает за «засуулом».
Монгольский поединок по борьбе
Монгольский борец и взлет
Монгольские борцы

Цель матча – заставить противника коснуться верхней частью тела, коленом или локтем земли . В версии Внутренней Монголии любая часть тела, кроме ступней, касающаяся земли, сигнализирует о поражении. [ 9 ] нет весовых категорий , возрастных ограничений или ограничений по времени В матче . Особенно в Наадаме, хотя ограничений по времени на поединок нет, но принято понимать, что поединок не должен занимать очень много времени, особенно в нижних раундах. Например, раньше для завершения боя требовалось больше часа или двух, особенно в старших раундах, когда каждый борец пытался почувствовать другого. Недавно это привело к принятию политики, которая позволяет засуулам борцов устанавливать справедливые позиции захвата между борцами, чтобы быстрее завершить поединок, если поединок движется медленно. Каждый борец борется один раз за раунд, победитель переходит в следующий раунд, а проигравший выбывает из соревнований.

Технические правила между монгольской версией и тем, что встречается во Внутренней Монголии, имеют некоторые расхождения. В обеих версиях для опрокидывания противника используются различные броски, подножки и подъемы. Внутренним монголам запрещено касаться руками ног противника, тогда как в Монголии хватание ног противника разрешено. Кроме того, нанесение ударов , удушение в обоих вариантах или блокирование являются незаконными.

Засуул (буквально означает «наладчик» ) борца - это проводник и тренер борца на поле. В соревнованиях низшего тура, когда борцов много, у большинства борцов нет своих засуулов. Успешные борцы и вышедшие в более высокие раунды получают свои засуулы. Роль засуула — держать шляпу своего борца во время его борьбы, а также подбадривать и мотивировать его на поле. Например, если поединок идет медленно, засуул может ударить своего борца по ягодицам, чтобы побудить его быстрее вступить в бой с противником. Засуулы технически не являются тренерами в прямом смысле слова. Обычно это старейшина и друг борца, который находится на поле, чтобы служить гидом и помогать организовать честное соревнование. Кроме того, в отличие от других видов грэпплинга, засуулу не обязательно быть бывшим борцом. Когда поединок начинается, борцы примерно поровну делятся на левую и правую стороны, и иногда засуул восхваляет своего борца, чтобы открыть вызов с этой стороны в более высоких раундах, а засуул другой стороны также отвечает своим похвала своего борца. Поэтическая похвала борца его засуулом исходит от борца с самым высоким рангом на этой стороне.

Начало матча

[ редактировать ]

Борцы Ордоса , Алагшаа/Шалбура и Ойрада начинают поединок вместе, тогда как стили Уджумчин, Халх и Хулунбуир начинают поединок без физического контакта.

Контакт ног

[ редактировать ]

Стили Уджумчин и Хулунбуир не допускают движений между ногами и руками, тогда как вариант Халх не только позволяет, но и требует захвата ног противника.

Борец Хулунбуира может ударить своего противника прямо по ногам, но эта техника не санкционирована другими стилями и запрещена официальным кодексом.

Определения «падения» различаются в зависимости от региона:

Ойрад в Синьцзяне определяет падение как когда лопатки касаются земли, что аналогично турецким и международным правилам вольной борьбы . Стиль Внутреннего Монгола, разделяемый стилями Хулунбуир, Ордос и Алагшаа/Шалбур, считает, что падение произошло, как только какая-либо часть тела выше колена (или лодыжки) коснулась земли. Однако вариант Халха позволяет руке коснуться земли, не проигрывая бой.

Обучение

[ редактировать ]

Готовясь к летнему фестивалю Наадам, большинство борцов обычно отправляются в тренировочный лагерь в сельской местности, где устанавливают свои юрты , или посещают семью, которую они тренировали на своем месте в течение многих лет. Все борцы с более высоким рейтингом обычно разделяются на свои отдельные лагеря, которые они принимают, а борцы с более низким рейтингом и перспективные игроки обычно присоединяются к их лагерям, чтобы учиться, наблюдать и тренироваться в течение лета, чтобы подготовиться к играм.

Матч любезно предоставлен

[ редактировать ]

В монгольской борьбе также существуют определенные кодексы поведения, которые больше касаются хорошего спортивного мастерства . Например, когда одежда борца расстегивается или запутывается, ожидается, что его противник прекратит атаковать и поможет первому перестроить ее, даже если это может означать отказ от хорошей возможности победы. Кроме того, когда один участник бросает другого на землю, он должен помочь последнему встать на ноги, прежде чем он, танцуя, покинет поле. После схватки один из борцов идет под руку другого, чтобы официально завершить поединок. Независимо от победы или поражения, хорошие манеры требуют, чтобы два противника пожимали друг другу руки и приветствовали друг друга и зрителей как до, так и после боя.

Экипировка борца разрабатывалась на протяжении веков, чтобы отразить простоту и мобильность. Стандартная экипировка борца включает в себя:

Плотная, прочная куртка без воротника с короткими рукавами красного или синего цвета. Традиционно изготавливаемые из шерсти, современные борцы перешли на более легкие материалы, такие как хлопок и шелк. Он застегивается сзади простой веревкой с узлом, а передняя часть отрезается, оставляя обнаженной грудь борца. Согласно легенде, однажды борец победил всех остальных бойцов и разорвал зодога, обнажив его грудь, показав всем, что она женщина. С этого дня зодог должен был обнажить грудь борца.

Небольшие, облегающие трусы из хлопчатобумажной ткани красного или синего цвета. Это делает борца более мобильным. Кроме того, они не позволяют сопернику легко воспользоваться длинными штанами или избежать предмета, о который можно споткнуться.

Кожаные ботинки либо традиционного стиля (со слегка загнутыми носками), либо коммерческого западного стиля. Гутал традиционного стиля часто усиливается по бокам кожаными шнурками для целей борьбы.

Борцы Внутренней Монголии также могут носить джанггу — ожерелье, украшенное нитями разноцветных шелковых лент. Его вручают тем, кто заслужил значительную известность на конкурсах.

Одной из определяющих особенностей бёкха является танец, который борцы исполняют при выходе на поле для соревнований и выходе из него в конце.

В разных регионах разные танцевальные стили. В Монголии борец имитирует соколов или феникса взлетающих (девэ). Во Внутренней Монголии танец должен имитировать гарцующих львов или тигров (магших), как это представлено в версии Уджумчин.

Внутренней Монголии Другой важный вариант, популярный среди монголов северо-восточного региона Хулюнбюир , напоминает прыгающего оленя (хараилтаа). В целом танец «магших» Уджюмчин кажется более солидным, отчасти из-за великолепной одежды борца, а отчасти из-за стиля самого танца. Напротив, стиль феникса в Монголии, кажется, демонстрирует большую степень элегантности.

Свои оригинальные формы монгольский борцовский танец имеет в шаманских обрядах, где люди имитировали движения различных животных. Сегодня, помимо своей эстетической ценности, танец также рассматривается как процедура разминки и заминки перед и после напряженного боя. Хорошие борцы относятся к танцу с большой серьезностью и часто танцуют лучше.

Благодаря неустанным и изобретательным усилиям борцовских активистов этот уникальный танец стал одним из неотъемлемых и незаменимых аспектов борцовской традиции в целом. Во Внутренней Монголии он, вместе с урия, костюмом и различными правилами, был закреплен в первых Правилах соревнований по борьбе, утвержденных в конце 1980-х годов.

Успешные борцы

[ редактировать ]

Исторически самым успешным борцом считается Намкай, который выиграл Наадам 19 раз и 7 раз финишировал вторым. Свою первую победу в Наадаме он одержал в 1895 году.

В наше время (с 1921 года) только 20 борцов достигли звания Гиганта. Бадмааньямбуугийн Бат-Эрдэне считается самым успешным борцом современности, одержавшим 11 чемпионских побед. Он также выиграл Наадам к 750-летию Тайной истории монголов в 1990 году.

Наиболее успешными борцами являются:

Имя Высший ранг Победы Второе место Победные годы
1 Бадманьямбугин Бат-Эрдэне Гранд Чемпион штата 11 1 1988–1990, 1992–1999
2 Хорлогиин Баянмёнкх Гранд Чемпион штата 10 2 1968, 1971–1973, 1975, 1977, 1979, 1981–1982, 1987
3 Тувдендорж из Бадамдориги Гранд Чемпион штата 7 2 1939, 1941, 1945–1946, 1952–1954
4 Джигджидин Мёнхбат Гранд Чемпион штата 6 4 1963–1967, 1974
5 Дамин Дамин Гранд Чемпион штата 5 5 1956–1960
6 Дашдоржийн Церентогтох Гранд Чемпион штата 4 5 1978, 1980, 1983–1984
7 Шаравин Бацуури Гранд Чемпион штата 2 2 1947–1948
8 Гелегжамцын Осохбаяр Гранд Чемпион штата 4 1 2002–2003, 2005, 2009
9 Агваансамдангийн Сухбат Гранд Чемпион штата 3 - 2000–2001, 2004
10 Бацуури из Намсрайджавина Чемпион штата 3 - 2014, 2018, 2019*
11 Нацагиин Джамян Чемпион штата 2 1 1926–1927

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Глюкман, Рон. «Наадам Монголии определял цивилизацию: стрельба из лука, борьба и верховая езда» . www.glukkman.com . Архивировано из оригинала 26 января 2024 года . Проверено 1 февраля 2024 г.
  2. ^ Старостин, Дыбо и Мудрак. (2003) Этимологический словарь алтайских языков «Протомонгольский корень *bekü»,
  3. ^ ХАМИШОГЛУ, Мерьем (20 декабря 2023 г.). «Статус названий животных в дивану лугати'т-тюрк в узбекском тюркском языке» . Международный журнал исследований турецкого диалекта (TÜRKLAD) . 7 (2): 437–460. дои : 10.30563/turklad.1364520 . ISSN   2587-1293 .
  4. ^ Скурденис, Джули (27 марта 2005 г.). «МОНГОЛИЯ / Соревнования по борьбе, стрельбе из лука и скачкам в древней столице Чингисхана Каракоруме» . СФГЕЙТ . Архивировано из оригинала 20 октября 2020 года . Проверено 1 февраля 2024 г.
  5. ^ Бох (Монгольская борьба) - Культура Китая. Архивировано 21 марта 2012 г. в Wayback Machine.
  6. ^ Орхонские надписи, собранные финской экспедицией 1890 года и опубликованные Финно- ургским обществом. 1892, Хельсинки , с. 4
  7. ^ Фотоновости: Монгольская национальная борьба в Книге рекордов Гиннеса: InfoMongolia.com: Новости и информация о Монголии, уроки монгольского языка
  8. ^ Перейти обратно: а б «Правила монгольской борьбы» . Монгольская ассоциация борьбы.
  9. ^ "Крупчицы Монголии" , Black Belt , июль 1969 г. журнал
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cfbbfe7d53f8890cb4109584749da06f__1716563160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cf/6f/cfbbfe7d53f8890cb4109584749da06f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mongolian wrestling - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)