Гиппий Минор
Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на немецком языке . (Октябрь 2023 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Гиппий Младший ( греч . Ἱππίας ἐλάττων ), или «О лжи », считается одним из . ранних произведений Платона Сократ сопоставляет остроумие с высокомерным эрудитом , который также является самодовольным литературным критиком. Гиппий считает, что Гомера можно принять за чистую монету, а также считает, что Ахиллу можно поверить ) поведение Одиссея , когда он говорит, что ненавидит лжецов, тогда как находчивое ( πολύτροπος проистекает из его способности хорошо лгать (365b). Сократ утверждает, что Ахиллес — хитрый лжец, который сбивает людей с толку своего собственного обмана, и что хитрые лжецы на самом деле являются «лучшими» лжецами. Следовательно, Одиссей был одинаково ложным и правдивым, как и Ахиллес (369b). Сократ предполагает, возможно, просто ради диалектической забавы, что лучше делать зло добровольно, чем непроизвольно. Его случай во многом основан на аналогии со спортивными навыками, такими как бег и борьба. Он говорит, что бегун или борец, который намеренно бросает мешки с песком, лучше, чем тот, кто бредет вперед, потому что он не может добиться большего.
Подлинность
[ редактировать ]Несмотря на относительную непопулярность Гиппия Младшего , его древность не подлежит сомнению: Аристотель (в «Метафизике» , V, 120), Цицерон (в «Ораторе» , III, 32) и Александр Афродисийский — все ссылаются на него. Однако только Александр Афродисийский приписывает это Платону. Некоторые утверждают, что это могло быть написано Антисфеном . [1] Тот факт, что диалог заканчивается выводом о том, что лучше лгать добровольно, чем невольно, также противоречит многим более поздним диалогам Платона.
Персонажи
[ редактировать ]- Сократ , защищающий тезис, который он явно отвергает в «Критоне» . Сократ говорит в «Критоне», что человек никогда не должен намеренно совершать несправедливость. В этом диалоге он говорит, что человек, который поступает неправильно намеренно, лучше, чем человек, который делает это невольно. Однако в этом диалоге он также говорит, что время от времени меняет свое мнение по этому поводу.
- Гиппий Элидский: известный софист , родом из Элиды . Известный во всей Древней Греции , он, как считалось, владел математикой , астрономией и риторикой ; он хвастался, что может говорить в Олимпии на любую тему без подготовки. Платон представляет его как эксперта по гомеровской критике, преувеличивающего свои знания. Гиппий — это именно тот человек, на которого жалуется Сократ в « Апологии» , человек, который развивает знания в одной или нескольких областях, а затем воображает, что знает все.
- Евдик, сын Апеманта: хозяин Гиппия в Афинах . Он восхищается Гиппием, и его роль в диалоге — посредник. Вероятно, он участвует в этом диалоге только для того, чтобы Сократу не пришлось вступать в контакт с софистом по собственному желанию. [2]
Разговор о лжи
[ редактировать ]В «Младшем Гиппии » Сократ спорит с Гиппием о том, какой лжец лучший: человек, который намеренно выдумывает ложь, или человек, который лжет невольно, из-за того, что не обращает внимания на то, что он говорит, или меняет свое мнение. Сократ утверждает, что добровольная ложь лучше непроизвольной.
Споры коренятся в литературном вопросе о том, кого Гомер намеревался изобразить лучшим человеком: Ахилла или Одиссея. Сократ говорит, что он слышал, как отец Евдика, Апемант, заявил, что существует параллельная аналогия между художественным качеством «Илиады» и моральными качествами ее главного героя, Ахилла, а также качеством «Одиссеи» и качеством ее главного героя. Одиссей. Мужчины не придерживаются тезиса о том, что моральный статус персонажей литературного произведения каким-то образом влияет на его художественность. Однако Сократ действительно воскрешает эту идею в « Республике» , когда утверждает, что классика Гомера была бы лучшими книгами, если бы Ахиллес и другие воины были представлены как всегда праведные. Сократ говорит, что их следует переписать с этой целью.
Вступительная сцена
[ редактировать ]Софист Гиппий приезжает в Афины из своего родного города Элиды по случаю Олимпийского фестиваля. Ремесленник, поэт, оратор, астроном и арифметик, Гиппий также считал себя знатоком Гомера. Он оказывал услугу толпе, демонстрируя свои литературные взгляды. Последнее ораторское искусство Гиппия касалось того, кто лучше: Ахиллес или Одиссей. Сократ говорит, что не мог уследить за своей аргументацией, но не хотел перебивать. Теперь, когда трое мужчин отделены от толпы, Сократ, воодушевленный Евдиком, расспрашивает Гиппия о деталях его мнения.
Сократ спрашивает Гиппия, не изобразил ли Гомер Ахилла коварным человеком. Гиппий возражает, что Ахилл — самый прямолинейный из людей, простой и правдивый, и приводит отрывок, где Ахиллес заявляет о своей ненависти к людям, которые думают одно, а говорят другое или которые не делают того, что обещают. Сократ не возражает против буквализма Гиппия и, кажется, отказывается от литературного вопроса, говоря, что Гомер мертв и проблема неразрешима (365d). Он говорит Гиппию, что, поскольку он согласен с Гомером в том, что простой и правдивый человек лучше лукавого и хитрого, он позволит ему говорить от имени Гомера.
Мудрые лжецы
[ редактировать ]Сократ убеждает Гиппия согласиться с тем, что чем больше человек знает о предмете, тем лучше ему будет лгать об этом. Он утверждает, что человек, знающий предметы, о которых он лжет, будь то арифметика, геометрия или астрономия, в два раза сильнее человека, который не знает своих предметов. Простой человек может случайно сказать правду, когда ему задают вопрос, потому что на самом деле он не знает ответа и догадывается, в то время как знающий человек имеет доступ как к истине, так и к лжи и всегда может отличить ложь от истины. Сократ никогда не указывает, какую выгоду может получить человек от лжи по таким вопросам, но возвращает разговор к Ахиллу и тому, какого человека намеревался изобразить Гомер.
Ахиллес – опытный лжец
[ редактировать ]настолько хороший лжец Сократ утверждает, что Ахилл в «Илиаде» , что обманывает даже Одиссея, который никогда не замечает его двуличности (371а). Цитируя отрывки, где Ахиллес говорит Одиссею, что он не присоединится к войне, а уплывет с ранним рассветом, а Аякс - другую историю, что он будет ждать прихода Гектора и сам сожжет свой корабль и палатку. Сократ говорит, что это хитрый человек ( Илиада , IX, 357–363). Если Ахиллес настолько изворотлив, что даже Одиссей, чье второе имя коварно, не может его заметить, Ахилл, должно быть, лучший лжец. Ахиллес, конечно, так и не осуществил свою угрозу уйти, а остался в своем лагере. Гиппий совершенно глупо настаивает на том, что Ахиллес рассказал две разные истории «в невинности».
Объекты хиппи
[ редактировать ]Гиппий возражает, говоря, что законы наказывают людей, которые намеренно причиняют вред другим целенаправленной ложью, и более склонны оправдывать тех, кто причиняет вред, совершая ошибки. Сократ настаивает на том, что те, кто причиняет вред людям, сознательно лжет и добровольно ошибается, лучше, чем люди, которые просто совершают ошибки (372d). В этот момент Гиппий подозревает, что Сократ ведет дискуссию нечестно. Сократ возражает, что если он доставляет неприятности, то это непреднамеренно, что если бы он создавал трудности намеренно, то он был бы хитрым, чего на самом деле нет. Это своего рода парадокс лжеца .
Сравнение дебатов и легкой атлетики
[ редактировать ]Сократ проводит сравнение между спортивными соревнованиями и дебатами. Он утверждает, что бегун или борец, который проваливает состязание, поступая хуже, чем он способен, является более искусным бойцом, чем тот, кто делает все возможное и проигрывает. Сократ умножает аналогию, добавляя, что будь то фальшивый певец, гимнаст, который выглядит неизящным, или человек, который притворяется хромым или слепым, всегда лучше иметь силы делать это правильно и притворяться, что делаешь это. неправильно, чем быть беспомощным, чтобы сделать это правильно.
Справедливость – это сила и знание
[ редактировать ]Сократ убеждает Гиппия в том, что справедливость — это вопрос как силы, так и знания, и что сильный (то есть по-настоящему опытный) человек «лучше», чем неуклюжий, который делает ошибки из-за недостатка знаний и навыков. Диалог заканчивается недоверчивостью и беспомощностью Гиппия перед словесной ловкостью Сократа. Сократ говорит Гиппию, что он не согласен сам с собой и недоумевает по поводу собственного вывода.
Тексты
[ редактировать ]- Гиппий Минор, или «Искусство хитрости» , введение и иллюстрация Пола Чана , перевод Сары Руден, эссе Ричарда Флетчера, Badlands Unlimited, 2015, ISBN 978-1-936440-89-4
- Платон: Кратил, Парменид, Большой Гиппий, Малый Гиппий. С переводом Гарольда Н. Фаулера. Классическая библиотека Леба 167. Гарвардский университет. Пресса (первоначально опубликовано в 1926 г.). ISBN 9780674991859 Список HUP
- Перевод Николаса Д. Смита в Полном собрании сочинений , Хакетт, 1997 г.
- Минорный перевод Гиппия и комментарии Жана-Франсуа Прадо, GF-Flammarion, 2005, ISBN 2-08-070870-8
- Первые диалоги , GF-Flammarion № 129, 1993, ISBN 2-08-070129-0
- Платон: Полное собрание сочинений, Том 1 , Галлимар, Библиотека Плеяды, 1940, ISBN 2-07-010450-8
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Литературные фрагменты Антисфена , стр. 330-332.
- ^ Основные диалоги Платона, Барнса и благородной классики
Библиография
[ редактировать ]- «Ален» , Платон , Шам-Фламмарион, 2005 г. ISBN 2-08-080134-1
- Франсуа Шатле, Платон , Фолио, Галлимар, 1989, ISBN 2-07-032506-7
- Жан-Франсуа Прадо, Мифы Платона , GF-Flammarion, 2004, ISBN 2-08-071185-7
- Жан-Франсуа Прадо, Словарь Платона , Ellipses Marketing, 1998, ISBN 2-7298-5809-1
- Краут, Ричард, изд. Кембриджский компаньон Платона. Издательство Кембриджского университета, 1992.
- Властос, Грегори , Исследования греческой философии , Princeton University Press, 1995.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы, связанные с Малым Гиппием , в Wikisource
- Гиппий Младший , в сборнике Диалогов Платона в стандартных электронных книгах.
- «Приближаясь к Платону: руководство к ранним и средним диалогам»
- Аудиокнига Малого Гиппия, являющаяся общественным достоянием, на LibriVox