Кенни Робертс
Кенни Робертс | |||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() Робертс в 1975 году | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Национальность | Американский | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Рожденный | Модесто, Калифорния | 31 декабря 1951 г. ||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Кеннет Лерой Робертс (родился 31 декабря 1951 года) — американский бывший профессиональный мотогонщик и владелец гоночной команды. В 1978 году он стал первым американцем , выигравшим Гран-при чемпионата мира по мотогонкам . [ 1 ] [ 2 ] Он также был двукратным победителем Большого национального чемпионата АМА . Робертс - один из четырех гонщиков в истории гонок Американской ассоциации мотоциклистов (АМА), выигравших турнир Большого шлема АМА, представляющий победы Grand National на дистанциях на милю, полмили, шорт-трек, TT с препятствиями и шоссейные гонки. [ 2 ] [ 3 ]
Робертс оставил свой след в мотогонках Гран-при как гонщик, выигравший чемпионат мира, защитник безопасности, владелец гоночной команды, а также как конструктор мотоциклетных двигателей и шасси . Его стиль езды по бездорожью изменил способ езды на мотоциклах Гран-при. [ 1 ] Предложение Робертса о создании конкурирующего чемпионата по мотоциклам в 1979 году сломало гегемонию Международной федерации мотоциклистов (FIM) и увеличило политическое влияние гонщиков Гран-при, что впоследствии привело к улучшению стандартов безопасности и новой эре профессионализма в спорте. [ 4 ] назвала Робертса легендой Гран-при . В 2000 году FIM [ 5 ] Он также является отцом чемпиона мира Гран-при 2000 года Кенни Робертса-младшего.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Кенни Робертс родился в семье Элис и Мелтона «Бастера» Робертса в Модесто, Калифорния . [ 6 ] В детстве, выросший в сельской сельскохозяйственной местности недалеко от шоссе 132, недалеко от западных виноградников винодельни E&J Gallo , Робертс изначально интересовался верховой ездой. [ 7 ] На своем первом мотоцикле он покатался в 12 лет, когда друг предложил ему покататься на мини-байке. Робертс принял вызов, и этот опыт взволновал его. Он построил свой собственный мотоцикл, прикрепив двигатель газонокосилки своего отца к раме велосипеда. [ 8 ] Робертс начал свою карьеру в гонках по бездорожью после того, как посетил местную гонку в Модесто и решил, что хочет участвовать в соревнованиях сам. Его отец купил для него мотоцикл Tohatsu , но как только он оказался неконкурентоспособным в качестве гоночного мотоцикла, он перешел на более мощный мотоцикл Hodaka . [ 7 ]
Робертс проявил природный талант к гонкам по бездорожью и начал выигрывать местные гонки. В 1968 году его результаты в гонках привлекли внимание местного дилера Suzuki Бада Аксланда, который предложил спонсировать Робертса на мотоцикле Suzuki. [ 7 ] Он принял решение бросить школу до выпускного класса, чтобы продолжить карьеру в мотогонках. [ 9 ] Робертсу разрешили участвовать в профессиональных соревнованиях, когда ему исполнилось 18 лет, и на следующий день после своего восемнадцатилетия он принял участие в своей первой профессиональной гонке в Cow Palace в Сан-Франциско , заняв четвертое место. [ 10 ]
История гонок
[ редактировать ]Ранняя карьера АМА
[ редактировать ]Понимая, что Робертсу нужна дополнительная помощь, чтобы его гоночная карьера развивалась, Аксланд познакомил Робертса с пилотом авиакомпании и мотогонщиком-любителем Джимом Дойлом, который стал личным менеджером Робертса. [ 11 ] В 1971 году Дойл и Робертс обратились к американскому дистрибьютору Triumph с вопросом о возможности спонсируемой поездки, но им сказали, что Робертс слишком мал для одного из их мотоциклов. [ 11 ]

Затем они обратились к команде американского импортера Yamaha , которая согласилась сделать Робертса гонщиком, спонсируемым заводом, в возрасте 19 лет. [ 11 ] Yamaha попросила главу своей американской гоночной программы, бывшего чемпиона мира в классе 250 куб.см Кела Каррутерса, помочь Робертсу в его гоночной карьере. Это положило начало долгим и продуктивным отношениям между двумя мужчинами. [ 12 ] Каррутерс завершил свою карьеру гонщика после сезона 1973 года, чтобы полностью посвятить себя обслуживанию и настройке мотоциклов Робертса, одновременно обучая его на Большом национальном чемпионате AMA, в то время как Дойл остался его бизнес-менеджером. [ 12 ]
Большой национальный чемпионат АМА представлял собой серию соревнований по четырем различным дисциплинам бездорожья и шоссейным гонкам . [ 13 ] В своей второй профессиональной гонке в качестве гонщика-новичка экспертного класса в 1972 году Робертс одержал победу на гонках по шорт-треку Grand National в Хьюстонском Астродоме . [ 2 ] Несколько недель спустя на Daytona 200 1972 года Робертс продолжал впечатлять наблюдателей, когда он ехал на Yamaha TD3 с двигателем объемом 350 куб.см и квалифицировался в первом ряду стартовой решетки, показав пятое лучшее время. [ 14 ] Он лидировал в гонке один круг, прежде чем у него спустило колесо. [ 14 ] В конце своего первого года национальных соревнований Робертс был назван новичком года по версии AMA 1972 года . [ 15 ] В том году Робертс сделал себе имя, сражаясь с доминирующей заводской командой Harley-Davidson по бездорожью на маломощном мотоцикле Yamaha XS650 , компенсируя недостаток лошадиных сил чистой решимостью. [ 16 ] Он закончил сезон четвертым в стране.
Влияние острова
[ редактировать ]В 1972 году Ярно Сааринен считался одним из лучших гонщиков мира, бросив вызов ранее доминирующему Джакомо Агостини в чемпионате мира в классе 350сс. В конце сезона чемпионата мира 1972 года Сааринен отправился в Америку, чтобы принять участие в завершающей сезон гонке Champion Spark Plug Classic, санкционированной AMA, которая проводилась на автодроме Онтарио . Робертс наблюдал за стилем езды Сааринена, когда он переносил вес тела внутрь поворота. [ 17 ] Хотя Робертс обладал природным талантом к езде на мотоцикле по грунтовым дорогам и дорогам с твердым покрытием, мотоцикл чувствовал себя неуверенно под ним во время поворота. Он опробовал технику Сааринена и обнаружил, что она помогла мотоциклу успокоиться. Он перенял стиль прохождения поворотов и преувеличил смещение тела в большей степени, чем Сааринен, вытянув колено до тех пор, пока оно не коснулось поверхности трассы. Благодаря своей новой технике езды Робертс начал преуспевать в шоссейных гонках. Мотоциклы Yamaha очень хорошо показали себя в шоссейных гонках, где Yamaha TZ750 был доминирующим мотоциклом той эпохи. [ 18 ]
Гранд Национальный Чемпион АМА
[ редактировать ]В 1973 году, всего за свой второй сезон в качестве эксперта, Робертс выиграл Большой национальный чемпионат АМА. Несмотря на то, что его мотоциклу Yamaha для бездорожья не хватало мощности команды Harley-Davidson, он выиграл три гонки и стабильно финишировал в первой десятке, набрав рекордные 2014 очков в серии из 25 гонок. [ 3 ]
Первые европейские соревнования
[ редактировать ]Это маленький человек, одетый в желтое и явно из другого мира.
Фотограф Франко Виллани о том, почему Робертса прозвали Марсианином [ 1 ]
В гонке Daytona 200 1974 года, после того как первый лидер Гэри Никсон ушел в отставку, Робертс боролся за лидерство с бывшим чемпионом мира в классе 500 куб.см Джакомо Агостини , прежде чем перегретый двигатель вынудил его довольствоваться вторым местом. [ 19 ] В апреле 1974 года Робертс впервые отправился в Европу, чтобы принять участие в престижной шоссейной гонке Imola 200 на мотоциклах с объемом двигателя 750 куб.см, где он произвел положительное впечатление, соревнуясь с лучшими шоссейными гонщиками мира. Одетый в фирменную желто-черную гоночную ливрею команды Yamaha USA в виде шмеля, Робертс лидировал на старте гонки, а Агостини занял второе место. Он начал наращивать преимущество над Агостини, пока его шины не начали терять сцепление, что вынудило его снизить скорость и, в конечном итоге, позволило Агостини обогнать его и добиться победы. [ 20 ] [ 21 ]
Хотя Робертс снова финишировал вторым после Агостини, его первый опыт гонок в Европе произвел на него глубокое впечатление, поскольку он восхищался размером толпы и теплотой итальянских болельщиков. [ 21 ] [ 22 ] Первое выступление Робертса в Европе также произвело впечатление на европейских фанатов гонок, поскольку мало кто когда-либо был свидетелем того, как мотоцикл Гран-при скользил задним колесом, как брыкающийся бронко, пытаясь восстановить сцепление с дорогой. Итальянские журналисты прозвали его «Иль Марчиано», или Марсианином, из-за его небольшого роста, ярко-желтого костюма для верховой езды и, казалось бы, потусторонних способностей к верховой езде. [ 1 ]

Затем Робертс отправился в Англию с командой американских гонщиков, чтобы соревноваться с британской командой гонщиков в матчевых гонках Transatlantic Trophy 1974 года . В матчевых гонках Transatlantic Trophy лучшие британские гонщики сражались с лучшими американскими гонщиками на мотоциклах объемом 750 куб.см в серии из шести гонок в Англии. В то время общепринятым мнением было то, что американские гонщики, которые соревновались в основном в гонках по бездорожью, не могли гоняться по асфальту на том же уровне, что и британские гонщики, которые специализировались на шоссейных гонках. [ 23 ] Робертс развеял любые подобные представления, выиграв три из шести гонок и заняв второе место в оставшихся трех гонках. Робертс стал лучшим бомбардиром соревнований по индивидуальным очкам, набрав 93 очка, что на пять больше, чем у Барри Шина , лучшего британского гонщика. [ 24 ]
После успеха в Имоле и матчевых гонках Transatlantic Trophy в начале того же года Робертс вернулся в Европу, чтобы дебютировать на чемпионате мира по шоссейным гонкам, единожды выступив в классе 250cc на голландском TT 29 июня 1974 года. Лучшие конкуренты, Робертс тогда завоевал поул-позицию во время квалификации, побил Майка Хейлвуда семилетний рекорд на круге, преследуя лидера гонки и будущего чемпиона мира Уолтера Виллу . [ 25 ] Робертс в конце концов разбился, но восстановился и финишировал на подиуме, заняв третье место. [ 25 ] [ 26 ]
Второй национальный чемпионат
[ редактировать ]В чемпионате Grand National 1974 года Робертс выиграл гонку по грунтовой дороге Сан-Хосе на полмили, а затем выиграл свою первую национальную шоссейную гонку на Роуд Атланта 2 июня 1974 года. [ 27 ] [ 28 ] 18 августа Робертс выиграл гонку Peoria TT и завершил турнир Большого шлема, одержав победы в каждом из пяти различных соревнований календаря Grand National. [ 3 ] Он завоевал свой второй подряд чемпионат Большого национального чемпионата, выиграв шесть гонок и превзойдя свой рекорд по очкам 1973 года, набрав 2286 очков в 23 гоночных сериях, набрав очки во всех 23 гонках. [ 3 ]
Робертс продолжил свои успехи в шоссейных гонках в 1975 году, выиграв три из четырех гонок Трансатлантического матча 1975 года. [ 29 ] После победы в национальном чемпионате в 1974 году Робертс столкнулся со все более трудной борьбой в гонках по бездорожью, поскольку Harley-Davidson продолжала совершенствовать свой трекер XR-750, в то время как Yamaha изо всех сил пыталась поддерживать темп. [ 15 ] Робертс компенсировал недостаток мощности своего мотоцикла почти бесстрашным и решительным стилем езды. [ 30 ] Он сражался с заводским гонщиком Harley-Davidson Гэри Скоттом на протяжении всего сезона 1975 года, но механические поломки помешали ему защитить титул. [ 31 ] Он лидировал в Daytona 200, когда из-за механических проблем победу одержал его товарищ по команде Yamaha Джин Ромеро . [ 31 ] На Ascot TT Робертс боролся с 17-го места за лидерство, прежде чем его гонку прервала сломанная звездочка. [ 31 ]
Победа на Инди-Майл 1975 года
[ редактировать ]«Мне мало платят за то, чтобы я катался на этой штуке».
Робертс комментирует свою победу на Инди-Майле на мотоцикле Yamaha TZ750, который скоро будет запрещен. [ 32 ]
Бесстрашный стиль езды Робертса был подчеркнут на Indy Mile Grand National 1975 года. В отчаянной попытке удержать Скотта в пределах досягаемости в погоне за очками Робертс и Каррутерс построили раму для грунтовой дороги, в которой разместился двухтактный гоночный двигатель Yamaha TZ750, развивающий скорость 170 миль в час. [ 2 ] Мотоцикл был закончен незадолго до начала гонки, поэтому Робертс ни разу не ездил на нем, пока не приехал на гонку в Индианаполис. [ 32 ] Он провел период практики, пытаясь научиться справляться с чрезмерной пробуксовкой колес, вызванной мощным двигателем, а затем едва прошел квалификацию для участия в основной гонке, поскольку ему пришлось с трудом справляться с крутой кривой обучения новому мотоциклу. [ 32 ] Его неудачное выступление в квалификации поставило его на последний ряд стартовой сетки. [ 32 ]
Как только гонка началась, он провел первые несколько кругов, экспериментируя с различными техниками, пытаясь понять, как добиться сцепления с дорогой. [ 32 ] Когда Робертс научился контролировать свое преимущество в лошадиных силах, он начал продвигаться с последнего места по полю, в то время как его двухтактный мотоцикл издавал пронзительный вой по всему залу, что доводило зрителей до безумия, наблюдавших за его прогрессом. [ 32 ] Чтобы поддерживать скорость, ему приходилось ехать по внешнему краю гоночной трассы, часто в качестве меры безопасности его нога подрезала тюки сена, расставленные по периметру трассы. [ 32 ] На последнем круге гонки Робертс догнал и обогнал заводских товарищей по команде Harley-Davidson Корки Кинера и Джея Спрингстина и выиграл гонку с небольшим преимуществом. [ 32 ] [ 33 ] После этого Робертс, как известно, сказал: «Они платят мне недостаточно, чтобы я катался на этой штуке». [ 32 ] [ 34 ] AMA отреагировала на победу Робертса на Инди-Майле запретом четырехцилиндровых мотоциклов в 1976 году. Позже Робертс вспоминал победу на Инди-Майле на Yamaha TZ750 как самое значительное достижение на бездорожье в своей карьере. [ 32 ]
Несмотря на еще один турнир Большого шлема, на этот раз всего за один сезон, Робертс потерял свою корону, заняв второе место после Гэри Скотта на национальном чемпионате 1975 года. [ 31 ]
Позже карьера в Большом национальном чемпионате
[ редактировать ]Хотя Робертс выиграл четыре Гранд-национальных чемпионата в 1976 году, он продолжал сталкиваться с механическими неполадками, а также с нехваткой лошадиных сил у мотоциклов Harley-Davidson на гонках по грунтовой дороге на милю и полмили. Он снова лидировал в Daytona 200, когда проблемы с шинами вынудили его сделать длительный пит-стоп, и Джонни Чекотто выиграл гонку. [ 35 ] Он также лидировал в Loudon Classic , когда с ним столкнулся гонщик, проехавший по кругу, из-за чего он выбыл из гонки. [ 36 ] Он опустился на третье место в национальном чемпионате, когда Джей Спрингстин завоевал титул в составе команды Harley-Davidson. [ 37 ]
Нам не обязательно равняться по мощности с Харли, нам просто нужно уложиться примерно в 10 процентов. Кенни на байке стоит как минимум столько же.
Официальный представитель Yamaha перед Большим национальным чемпионатом 1977 года. [ 30 ]
Робертс вернулся в Англию в апреле 1977 года, выиграв четыре из шести гонок Трансатлантического матча 1977 года. [ 38 ] Затем Робертс отправился в Италию, где участвовал в гонке Имола 200, не оставляя сомнений в том, что он способен соревноваться на международном уровне, выиграв оба этапа и установив новый рекорд послужного списка. [ 39 ]
Вернувшись в Соединенные Штаты, он выиграл пять из шести шоссейных гонок, составлявших часть чемпионата Grand National по тротуару. [ 2 ] [ 40 ] В шоссейной гонке в Сирс-Пойнт Робертс начал гонку позади остальных и проехал все поле за четыре круга, чтобы выиграть гонку. [ 41 ] Несмотря на то, что большую часть сезона Робертс боролся за победу, он не смог выиграть ни одного соревнования по грунтовой дороге и в итоге закончил год на четвертом месте.
Первый американский чемпион мира
[ редактировать ]Когда стало очевидно, что Yamaha не может разработать мотоцикл для бездорожья, способный конкурировать с доминирующей командой Harley-Davidson для бездорожья, американский импортер Yamaha, Yamaha USA, предложил отправить Робертса в Европу в 1978 году для участия в Гран-при чемпионата мира. серии шоссейных гонок вместе с Келом Каррутерсом, который будет его наставником и руководителем бригады. [ 42 ] Поначалу Робертс сопротивлялся переходу к гонкам в Европе, поскольку он чувствовал, что оставил незавершенные деловые гонки против команды Harley Davidson на Большом национальном чемпионате AMA, но понимал, что у Yamaha нет конкурентоспособного мотоцикла для бездорожья. [ 43 ] Перед поездкой в Европу Робертс встретился с руководителями шинной компании Goodyear и заручился финансовой поддержкой, а также поставщиком шин для своей предстоящей кампании чемпионата мира. [ 42 ]
Команда планировала участвовать в чемпионате мира в классе 250 куб.см, а также в серии Формулы 750, чтобы иметь больше времени на тренировки для изучения трасс, но их основное внимание будет сосредоточено на классе 500 куб.см, который в то время считался высшим классом. [ 42 ] Его главным соперником на чемпионате мира в классе 500 куб.см будут Джонни Чекотто из Yamaha и товарищи по команде Suzuki Барри Шин и Пэт Хеннен. Шин был обладателем двух предыдущих титулов. Робертс сказал, что поначалу он был безразличен к соревнованиям в Европе, но когда он прочитал, что Шин назвал его «не представляющим угрозы», он решил участвовать в соревнованиях. [ 42 ] Мало кто из наблюдателей давал Робертсу хоть какой-то шанс на победу в чемпионате, мотивируя это тем, что ему понадобится как минимум один сезон, чтобы изучить европейские трассы. [ 42 ]

В мотоциклетной технике конца 1970-х годов использовались двигатели, мощность которых превышала возможности рам и шин того времени. [ 1 ] Стиль езды Робертса, воспитанный на грунтовых дорогах Америки, произвел революцию в шоссейных гонках. До его приезда в Европу гонщики сосредоточились на достижении высоких скоростей при входе в повороты, оставляя торможение до последнего момента, высекая изящные дуги в поворотах, держа оба колеса на одной линии. [ 1 ] [ 44 ] Робертс сделал прямо противоположное, затормозив раньше, быстро нажав на газ, в результате чего заднее колесо нарушило сцепление с дорогой и начало буксовать. [ 1 ] В результате пробуксовки шин мотоцикл раскачивался и трясся, поскольку он постоянно терял, а затем восстанавливал сцепление с дорогой, создавая жестокий и жестокий стиль езды, которого никто никогда раньше не видел на гоночных трассах Европы. [ 1 ] Его стиль езды напоминал езду по грунтовой дороге, где скольжение заднего колеса в сторону используется как метод управления мотоциклом на повороте. Благодаря тому, что он раньше включил газ, он смог достичь максимальной скорости быстрее, чем его конкуренты.
Сезон 1978 года начался с того, что Робертс выиграл Daytona 200 . уверенно [ 42 ] После того, как несколько промахов вынудили его сойти с дистанции, будучи лидером соревнований, Робертс проехал все поле на пути к своей первой победе в Дайтоне. [ 45 ] Затем он выиграл сокращенную из-за дождя гонку Имола 200 и стал вторым по результативности личным бомбардиром после Пэта Хеннена на гонках Transatlantic Match 1978 года. [ 46 ] [ 47 ]

Погоня за чемпионством мира 1978 года началась для Робертса неудачно на этапе открытия сезона в Венесуэле. Хотя Робертс выиграл Гран-при объемом 250 куб.см, Шин одержал победу в Гран-при Венесуэлы объемом 500 куб.см , в то время как Yamaha Робертса потерпела механическую поломку на стартовой линии. [ 48 ] Затем чемпионат переместился в Европу, где Робертс впервые столкнулся с бюрократией FIM на Гран-при Испании.
Промоутер Гран-при Испании Дон Николас Родиль дель Валле также был президентом FIM. Робертс начал понимать, что многие организаторы гонок чемпионата мира были связаны с руководящим органом FIM, и такая договоренность не оставляла особого стимула для повышения безопасности гоночных трасс. [ 49 ] Робертс привык к гонкам в AMA, где участники могли положиться на рефери AMA, чтобы гарантировать, что организаторы гонки предоставили безопасное место проведения, однако участникам чемпионатов мира FIM не было предоставлено такой возможности. [ 49 ]
Когда Робертс прибыл на Гран-при Испании 1978 года , ему было отказано в допуске к гонке класса 500сс. Поскольку Робертс отказался от участия в предыдущем Гран-при в Венесуэле, испанские промоутеры заявили, что не имеют сведений о предыдущем опыте Робертса в классе 500сс. [ 50 ] Мысль о том, что организаторы гонки притворились, что ничего не знают об американском чемпионе, спонсируемом заводом Yamaha, разозлила Робертса, который чувствовал, что FIM пытается оказать влияние на новичка. [ 50 ] В конце концов FIM уступила, и Робертсу разрешили участвовать в гонках. В ответ он занял поул-позицию и установил рекорд круга. [ 50 ] В самой гонке Робертс лидировал на восемь секунд, когда его дроссельная заслонка застряла в открытом положении, что позволило Пэту Хеннену обогнать его и отодвинуть его на второе место. [ 48 ] [ 50 ]
Затем Робертс выиграл свой первый в истории Гран-при класса 500 куб.см, одержав победу в Австрии , за которой вскоре последовали еще две победы во Франции и Италии , а также два вторых места в Нидерландах и Бельгии . [ 51 ] На Гран-при Швеции 1978 года Робертс разбился во время тренировки в гонке объемом 250 куб.см, получив сотрясение мозга и травму большого пальца. [ 52 ] Потрясенный аварией, он смог занять лишь седьмое место в гонке объемом 500 куб.см. [ 52 ] Шин заболел изнурительным вирусом на этапе в Венесуэле, но череда подиумов и победа на Гран-при Швеции в сочетании с неспособностью Робертса набрать ни одного очка на Гран-при Финляндии позволили ему сократить разрыв в очках. [ 51 ]

Два претендента на чемпионство прибыли в Англию на Гран-при Великобритании, разделяя их всего три очка. [ 52 ] Гонка закончилась разногласиями, когда проливные дожди во время гонки, а также пит-стопы для замены шин Робертсом и Шином вызвали замешательство среди официальных бомбардиров. [ 53 ] В конце концов, Робертс был объявлен победителем, а Шин занял третье место после капера Стива Мэншипа, который не остановился для замены шин. [ 54 ] [ 55 ]
Заключительной гонкой сезона стал Гран-при Германии, проходивший на сложной гоночной трассе Нюрбургринг длиной 14,2 мили (22,9 км) , считавшейся слишком опасной для чемпионата Формулы-1 . Робертс побил неофициальный рекорд круга во время тренировки, затем квалифицировался вторым и финишировал третьим, опередив Шина, занявшего четвертое место, и завоевал первый титул чемпиона мира для американского гонщика в истории шоссейных гонок Гран-при. [ 51 ] Он также одержал четыре победы и финишировал вторым после Джонни Чекотто в чемпионате мира Формулы 750, а также выиграл две гонки и финишировал четвертым в чемпионате мира среди автомобилей класса 250 куб.см. [ 51 ] [ 56 ]
Лидер повстанцев
[ редактировать ]«Я сказал им, что мне не нужен их трофей. Я сказал им, что они должны переплавить его и продать. Я слышал, что им нужны деньги».
Робертс комментирует свой отказ принять трофей победителя Гран-при Испании 1979 года. [ 57 ]
Сезон 1979 года начался для Робертса катастрофически, когда он получил опасные для карьеры травмы спины и разрыв селезенки в результате предсезонной аварии во время испытаний мотоцикла в Японии. [ 58 ] Из-за травм он пропустил открывающий сезон Гран-при в Венесуэле, но он завершил впечатляющее восстановление, выиграв второй этап в Австрии , за которым последовало второе место в Германии и еще одна победа в Италии. [ 51 ]
Споры снова окружили Робертса на Гран-при Испании, когда испанские организаторы гонки, зная, что Робертсу приходится участвовать в гонках, чтобы сохранить лидерство по очкам, отказались выплатить ему стартовые деньги, гарантированные правилами FIM. [ 59 ] Разгневанный Робертс выиграл гонку, а затем подошел к подиуму, где отказался принять трофей победителя, сказав промоутерам, что они должны расплавить свой трофей и продать его, чтобы помочь оплатить расходы участников. [ 59 ]
Первоначально FIM отстранила лидера чемпионата по очкам за его беспрецедентные действия, но позже отстранение было сокращено до испытательного срока. [ 60 ] Действия Робертса были всего лишь символическим протестом, поскольку FIM не чувствовала необходимости менять статус-кво, однако его действия по противодействию плохому обращению со стороны FIM вызвали громкий резонанс среди его коллег-конкурентов и сигнализировали об отказе от старых методов, побуждая их к принятие мер по удовлетворению требований гонщиков по повышению безопасности. [ 61 ]
Дальнейшие разногласия разгорелись на Гран-при Бельгии на трассе Спа . Трасса была заасфальтирована всего за несколько дней до гонки, поэтому многие гонщики считали ее небезопасной из-за просачивания дизельного топлива на поверхность. [ 60 ] Робертс и новый лидер чемпионата по очкам Вирджинио Феррари спровоцировали бунт гонщиков и отказались участвовать в гонках. В очередной раз FIM отреагировала дисквалификацией Робертса и Ferrari. [ 62 ] Позже FIM сократил срок до еще одного испытательного срока. [ 60 ] Это мероприятие подчеркнуло враждебность между Робертсом и FIM по поводу безопасности на трассе. Робертс еще больше разозлил FIM, когда начал говорить с прессой о создании конкурирующей гоночной серии, которая могла бы конкурировать с монополией FIM. [ 62 ] Он также начал призывать своих коллег-гонщиков присоединиться к нему и вырваться из-под контроля FIM. [ 1 ]
Затем серия переместилась в Великобританию, где Робертс будет участвовать в одной из самых близких гонок в истории Гран-при. [ 63 ] Битва Робертса с Шином на Гран-при Великобритании 1979 года в Сильверстоуне была названа одной из величайших гонок 1970-х годов. [ 64 ] [ 65 ] За несколько минут до начала гонки Yamaha Робертса сломала пломбу и облила мотоцикл маслом. [ 64 ] Его экипаж успел вовремя заменить уплотнение, но Робертс вышел на старт в перчатках, покрытых маслом, из-за чего его рука во время гонки соскользнула с дроссельной заслонки. [ 64 ] Гонка началась с того, что Робертс, Шин и голландский гонщик Уил Хартог оторвались от остальных гонщиков. Хартог в конце концов отстал, а Робертс и Шин продолжали бороться за лидерство. На протяжении 28-ми кругов гонка неоднократно меняла лидерство: Робертс опередил Шина с небольшим отрывом всего в три десятых секунды. [ 63 ] Третье место на заключительном сезоне Гран-при Франции, а также авария его главного соперника в чемпионате Ferrari обеспечили ему второй подряд чемпионат мира. [ 66 ] Робертс завершил сезон победой на престижной гонке года в Мэллори-Парке . [ 67 ]
В декабре 1979 года Робертс осуществил свои угрозы, когда он вместе с другими ведущими гонщиками чемпионата мира опубликовал письмо для прессы, в котором объявил о своем намерении выйти из FIM и создать конкурирующую серию гонок под названием World Series . [ 68 ] [ 69 ] Когда Робертс впервые прибыл на сцену Гран-при, мотогонщики соревновались перед десятками тысяч платящих зрителей за небольшой призовой фонд, всего в 200 долларов, на таких площадках, как трасса Иматра в Финляндии, где были железнодорожные переезды и тюки сена, обернутые вокруг телефона. столбы. [ 1 ] [ 70 ] Вместо подходящей финансовой компенсации за риск своей жизнью организаторы гонок ожидали, что гонщики будут участвовать в гонках ради престижа и возможности побороться за очки чемпионата мира. [ 68 ] В 1956 году действующий чемпион мира в классе 500 куб.см Джефф Дьюк и тринадцать других гонщиков были дисквалифицированы на шесть месяцев просто за угрозу забастовкой. [ 71 ] Робертс занял конфронтационную, а иногда и воинственную позицию по отношению к промоутерам гонок, бросая вызов ранее принятому плохому обращению, которое привыкли получать мотогонщики того времени. [ 1 ] [ 69 ] FIM отреагировала осуждением отрывной серии, и, хотя конкурирующая серия не увенчалась успехом из-за трудностей с обеспечением достаточного количества мест, гонщики поиграли своими политическими мускулами. [ 1 ] Столкнувшись с возможностью потери контроля над чемпионатом мира, FIM была вынуждена серьезно отнестись к своим требованиям и внести изменения, касающиеся компенсации гонщикам и безопасности. [ 1 ] [ 4 ] Во время Конгресса FIM 1979 года были приняты новые правила, существенно увеличившие призовой фонд на целых 500%, а в последующие годы к организаторам гонок были введены более строгие правила безопасности. [ 1 ] [ 69 ]
Третий чемпионат мира
[ редактировать ]В феврале 1980 года Робертс замечательно вернулся на Большой национальный чемпионат Америки, участвуя в двух гонках на открытии сезона Houston TT и соревнованиях по шорт-треку, которые проводились в Houston Astrodome в течение двух вечеров. После более чем года отсутствия в соревнованиях по бездорожью Робертс выиграл гонку Houston TT, повторив карьерный рекорд Барта Маркела, одержавшего 28 побед на Grand National. [ 72 ] [ 73 ] На следующий вечер он занял третье место в национальном турнире по шорт-треку в Хьюстоне. [ 73 ] Вернувшись в Англию еще раз на трансатлантические матчевые гонки 1980 года, Робертс снова стал лучшим бомбардиром в индивидуальном зачете, приведя американскую команду к победе над британцами. [ 74 ]
В сезоне Гран- при 1980 года завод Yamaha сделал команду Yamaha USA Робертса и Каррутерса фактической заводской гоночной командой. [ 12 ] Сезон начался на два месяца позже из-за отмены туров в Австрии и Венесуэле. [ 1 ] Барри Шин был заменен Рэнди Мамолой в качестве лучшего гонщика Suzuki, поскольку Шин был недоволен усилиями Suzuki и обратился к каперской команде Yamaha. [ 1 ] Робертс выиграл первые три гонки, поскольку команда Suzuki, казалось, была в замешательстве, но к третьей гонке Сузуки Мамолы и Марко Луккинелли усложнили жизнь Робертсу. [ 51 ] У Yamaha Робертса сдулось переднее колесо и неисправен задний амортизатор на голландском TT, что вынудило его сойти с дистанции, но его основные соперники в чемпионате также потерпели неудачу: Чекотто, Феррари и Хартог все пропустили гонки из-за травм и страданий Шина. механические поломки. [ 1 ] Гонщики Suzuki выиграли последние четыре гонки, но Робертс набрал достаточное преимущество в очках, чтобы удержаться и выиграть свой третий подряд чемпионат мира в классе 500 куб.см. [ 51 ]
Изменение судьбы
[ редактировать ]В 1981 году Yamaha представила новый квадратной формы четырехцилиндровый мотоцикл , похожий на Suzuki RG500 . [ 1 ] Робертс финишировал вторым после Марко Лукинелли на гонке Имола 200, не входящей в чемпионат. [ 75 ] У мотоцикла Робертса вышла из строя подвеска на открытии сезона Гран-при Гран-при Австрии , но он восстановился и выиграл следующие две гонки в Германии и Италии . [ 51 ] Надежды Робертса на титул потерпели неудачу на голландском TT его Yamaha в Ассене, когда передние тормозные колодки были установлены неправильно, из-за чего его переднее колесо заблокировалось на стартовой линии, что завершило его гонку до того, как она началась. [ 76 ] Он вернулся и занял второе место после Луккинелли на Гран-при Бельгии , но его снова постигло несчастье, когда из-за тяжелого случая пищевого отравления он пропустил Гран-при Сан-Марино . [ 76 ] Затем он с небольшим перевесом проиграл Гран- при Великобритании Джеку Мидделбургу на три десятых секунды, прежде чем завершить сезон седьмым местом в Финляндии и завершить карьеру в Швеции . [ 51 ] Гонщики команды Suzuki Мамола и Луккинелли боролись за финальную гонку сезона, прежде чем итальянец завоевал чемпионство, одержав в общей сложности пять побед в Гран-при, при этом Мамола финишировал вторым, а Робертс - третьим. [ 51 ]
Робертс перешел на Dunlop шины в сезоне 1982 года , когда Goodyear отказалась от гонок на мотоциклах. [ 1 ] Наступило новое соревнование, когда Honda представила свой новый двухтактный NS500 , на котором ездили действующий чемпион Лукинелли, бывший чемпион мира в классе 350 куб.см Такадзуми Катаяма и новичок Фредди Спенсер . [ 1 ] Робертс выиграл этап открытия сезона в Аргентине на старом четырехцилиндровом мотоцикле Yamaha, но затем переключился на новый мотоцикл с двигателем OW61 YZR500 V4 . [ 1 ] Затем он занял третье место на Гран-при Австрии , пропустил Гран-при Франции в Ногаро , поскольку он и другие ведущие гонщики бойкотировали гонку из-за небезопасных условий на трассе. [ 1 ] Затем Робертс выиграл Гран-при Испании в Хараме, опередив Шина, и занял второе место после гонщика Suzuki Франко Унчини на голландском TT . [ 51 ] Предвещая грядущие события, Робертс лидировал на Гран-при Бельгии , когда его шины Dunlop потеряли сцепление с дорогой, и ему пришлось довольствоваться четвертым местом, а Спенсер выиграл свой первый Гран-при за Honda. [ 77 ] Затем Робертс повредил колено и палец на Гран-при Великобритании и был вынужден пропустить этап в Швеции , но к тому времени чемпионат мира завоевал Унчини с пятью победами, а Робертс опустился на четвертое место. [ 51 ] [ 78 ] Поскольку Робертс был травмирован, Yamaha предоставила своему товарищу по команде Грэму Кросби шанс покататься на Yamaha V4 во время тренировки завершающего сезон Гран-при Германии , однако новозеландский гонщик заявил, что этот опыт отнял у него годы жизни. [ 79 ] К концу сезона 1982 года Робертс выиграл шестнадцать гонок Гран-при объемом 500 куб.см, что более чем вдвое больше, чем у любого из его современников. [ 16 ]
Робертс против Спенсера
[ редактировать ]Робертс объявил, что сезон 1983 года станет для него последним годом в соревнованиях Гран-при. [ 1 ] Менеджер команды Yamaha Джакомо Агостини не смог договориться о контракте с гонщиком Грэмом Кросби , поэтому AMA Superbike чемпион Эдди Лоусон был приглашен в качестве нового товарища по команде Робертса. [ 1 ] Битва за чемпионство 1983 года между Робертсом и Спенсером из Honda будет считаться одним из величайших сезонов в истории Гран-при мотоциклов, наряду с дуэлью 1967 года на 500-кубовом мотоцикле между Майком Хейлвудом и Джакомо Агостини. [ 80 ] Робертс начал сезон на своем YZR500, у которого были проблемы с перегревом и задней подвеской, а Спенсер стартовал уверенно, выиграв первые три гонки и пять из первых семи. [ 1 ] Робертс лидировал во второй гонке во Франции , когда его Yamaha расколола расширительную камеру, в результате чего он потерял мощность, поскольку Спенсер выиграл, а Робертс опустился на четвертое место. [ 81 ] В третьем раунде в Монце Робертс разбился, опережая Спенсера за три круга до финиша. [ 81 ] Робертс вернулся, чтобы выиграть Гран-при Германии , но затем финишировал вторым после Спенсера на Гран-при Испании в гонке, которую Спенсер назвал одной из самых сложных в своей карьере. [ 81 ] дела пошли в пользу Робертса На Гран-при Австрии : Робертс выиграл, а у Honda Спенсера вышел из строя коленчатый вал . [ 81 ] На Гран-при Югославии Yamaha Робертса не смогла сразу стартовать, в то время как Спенсер вырвался вперед, оставив Робертсу бороться через поле и финишировать четвертым. [ 81 ] Затем Робертс продолжил победную серию из трех гонок с победами в Нидерландах , Бельгии и Англии , в то время как Спенсер остался рядом, заняв третье место и два вторых места. [ 51 ]
Затем чемпионат перешел в предпоследний раунд Гран -при Швеции, где Спенсер опередил Робертса на два очка. Робертс вывел Спенсера на последний круг гонки. [ 82 ] Направляясь по задней прямой, Спенсер поставил свою Honda прямо за Yamaha Робертса, когда они дошли до второго до последнего поворота, под разворотом на девяносто градусов. [ 82 ] Когда оба гонщика затормозили, Спенсер вышел из потока Робертса и сумел проникнуть внутрь Yamaha. [ 82 ] На выходе из поворота оба гонщика вылетели с трассы в грязь. [ 83 ] Спенсер смог вернуться на трассу и первым снова набрать мощность, пересек финишную черту прямо перед Робертсом и одержал решающую победу. [ 84 ] [ 82 ] Робертс посчитал пас Спенсера глупым и опасным и обменялся с ним гневными словами на трибуне. [ 83 ] [ 82 ] Робертсу придется выиграть финальный этап Гран-при Сан-Марино, а Спенсер финиширует не лучше третьего места, чтобы Робертс выиграл свой четвертый чемпионат мира. [ 82 ] Достойный конец великой карьеры: Робертс выиграл свою последнюю гонку Гран-при, однако Спенсер смог занять второе место и претендовать на звание чемпиона мира. [ 51 ] Оба гонщика доминировали в сезоне, каждый из которых одержал по шесть побед в 12 гоночных сериях. [ 82 ]
Робертс продолжал участвовать в отдельных соревнованиях в 1984 году. В марте он сразился со Спенсером и выиграл свою вторую подряд гонку Daytona 200 и третью победу в целом. [ 85 ] В июле Робертс выиграл первый этап Laguna Seca 200, затем финишировал вторым после Рэнди Мамолы в ответном матче, поскольку Мамола был объявлен победителем по общему времени. [ 86 ] В сентябре 1985 года он участвовал в гонках по бездорожью Springfield Mile Grand National на Harley-Davidson XR750, подготовленном Мертом Лоуиллом , но не смог выйти в финал. [ 87 ]
В июле 1985 года Робертс завоевал поул-позицию на престижной Suzuka 8 Hours гонке на выносливость , проходившей в Японии. [ 88 ] В команде с Тадахико Тайрой дуэт лидировал в гонке до последнего часа, когда из-за механических проблем они вернулись на семнадцатое место. [ 89 ] Робертс вернулся, чтобы участвовать в гонке «8 часов Сузуки» 1986 года, на этот раз объединившись с американцем Майком Болдуином . Он квалифицировался вторым после Уэйна Гарднера , но не смог финишировать в гонке. [ 90 ]
Карьерная статистика
[ редактировать ]За 13-летнюю профессиональную гоночную карьеру Робертс выиграл два Гранд-национальных чемпионата и три чемпионата мира в классе 500 куб.см, включая 32 Гран-при и 24 шоссейных гонки Гран-при. [ 15 ] [ 51 ] Он был трехкратным победителем Daytona 200 и Imola 200 и шестикратным победителем Laguna Seca 200. [ 91 ] [ 92 ] [ 93 ] [ 94 ] Он был вторым гонщиком АМА после Дика Манна, совершившим турнир Большого шлема, выиграв все пять соревнований Большого национального чемпионата.
Менеджер и владелец гоночной команды
[ редактировать ]После того, как его гоночная карьера на Гран-при закончилась в 1983 году, Робертс ненадолго задумался о карьере в автогонках, прежде чем решил выставить команду на Гран-при. [ 2 ] В 1984 году он вошел в команду на чемпионат мира в классе 250 куб.см с гонщиками Уэйном Рейни и Аланом Картером на мотоциклах Yamaha. В 1986 году он перешел на чемпионат мира в классе 500 куб.см вместе с гонщиками Рэнди Мамолой и Майком Болдуином. Вернувшись в Соединенные Штаты для участия в чемпионате AMA Superbike, Уэйн Рейни снова присоединился к команде в 1988 году , заняв тогда третье место в своем первом сезоне 500 куб.см, поднявшись на второе место после Эдди Лоусона в 1989 году . В 1990 году Робертс заручился финансовой поддержкой сигаретной компании Marlboro , и его команда стала официальной заводской гоночной командой Yamaha. Рейни и Джон Кочински выиграли чемпионаты мира в классе 500 и 250 куб.см в 1990 году, что сделало Робертса самым успешным менеджером команды в гонках Гран-при того времени. Рейни выиграл три чемпионата мира подряд в классе 500 куб.см за команду Робертса. [ 2 ] После того, как Рейни остался парализованным в результате аварии на Гран-при Италии 1993 года , команда Робертса продолжила гонку с Лукой Кадалорой в качестве основного гонщика, но боролась с трудностями в течение периода, когда доминировали Хонда и их гонщик Мик Духан .
В 1997 году Робертс ошеломил мир гонок, покинув Yamaha после более чем 25 лет работы и основав собственную мотоциклетную компанию. [ 2 ] Робертс устал бороться за то, в каком направлении, по его мнению, должна двигаться команда Yamaha. [ 95 ] Основав свою новую компанию в Англии, чтобы воспользоваться преимуществами индустрии Формулы-1 , Робертс построил трехцилиндровый двухтактный двигатель при инженерной поддержке Tom Walkinshaw Racing . [ 95 ] Он решил воспользоваться правилами, разрешающими меньший вес трехцилиндровых мотоциклов, после того, как наблюдал за маневренностью и управляемостью Honda NS500 Спенсера в сезоне 1983 года. [ 95 ] К сожалению, к моменту разработки мотоцикла технология шин улучшилась до такой степени, что любое преимущество перед четырехцилиндровыми мотоциклами было сведено на нет. Мотоциклу удалось выиграть поул-позицию : гонщик Джереми МакВильямс занял высшую квалификационную позицию на Гран-при Австралии 2002 года против нового поколения четырехтактных MotoGP объемом 990 куб.см. мотоциклов [ 96 ]
С появлением класса MotoGP в 2002 году команда Робертса разработала пятицилиндровый мотоцикл под названием KR5. [ 97 ] Первоначально команду хорошо финансировала компания Proton из Малайзии , но к середине сезона 2004 года стало очевидно, что команда Робертса не способна представить двигатель, способный конкурировать с доминирующими японскими заводами. [ 98 ] Робертс обратился на завод КТМ с просьбой предоставить двигатели на сезон 2005 года , однако после десяти гонок КТМ внезапно прекратил поддержку накануне Гран-при Чехии , что вынудило команду пропустить несколько гонок. [ 99 ] Honda вмешалась, чтобы помочь команде Робертса в сезоне 2006 года , предоставив пятицилиндровые двигатели, поскольку сын Робертса, Кенни Робертс-младший , на мотоцикле Team Roberts KR211V занял шестое место в чемпионате, включая два подиума. [ 100 ] [ 101 ] В сезоне 2007 года была представлена новая формула двигателей MotoGP с использованием четырехтактных двигателей объемом 800 куб.см. Робертс снова заказал двигатели Honda для гоночного мотоцикла Team Roberts KR212V , но результаты оказались не такими, как ожидалось, и финансирование команды прекратилось. После сезона 2007 года Робертс отказался от участия в соревнованиях MotoGP из-за отсутствия спонсорской поддержки. [ 102 ] [ 103 ]
Наследие
[ редактировать ]Стиль езды Робертса, при котором он заставлял заднее колесо мотоцикла прерывать сцепление с дорогой, чтобы пройти поворот, по существу ехав по асфальтированным поверхностям, как если бы это были грунтовые дороги, изменил способ езды на мотоциклах Гран-при. [ 1 ] С 1983 по 1999 год каждый чемпионат мира в классе 500 куб.см выигрывал гонщик с опытом гонок по бездорожью. [ 44 ] Метод Робертса на поворотах, когда он свешивался с мотоцикла с вытянутым коленом, вынудил его использовать клейкую ленту в качестве наколенников и в конечном итоге привел к появлению специально изготовленных наколенников, которые сегодня используются всеми мотогонщиками. Его борьба с истеблишментом Гран-при в конечном итоге привела к принятию более строгих стандартов безопасности для организаторов гонок Гран-при. [ 4 ] Он был одним из первых гонщиков, бросивших вызов FIM за то, как они обращались с конкурентами, и помог увеличить призовые, а также повысить профессионализм в этом виде спорта. Только когда Робертс запланировал свою конкурирующую гоночную серию в 1980 году, FIM была вынуждена изменить свое отношение к мотогонщикам.
На протяжении всей своей карьеры Робертс был ярым сторонником повышения имиджа мотогонок среди широкой публики. За свою карьеру гонщика он решил вернуться в Соединенные Штаты во время перерыва в середине сезона в календаре Гран-при, чтобы участвовать в гонках Laguna Seca 200, чтобы повысить престиж соревнований и получить Гран-при. Статус Приза. [ 104 ] В конечном итоге гонка получила статус Гран-при в 1988 году , а в 1993 году Робертс взял на себя роль промоутера, обеспечив финансовую поддержку Гран -при США 1993 года . [ 105 ] В 1990-х годах, когда количество участников Гран-при уменьшалось из-за роста затрат, Робертс потребовал, чтобы Yamaha предоставила двигатели частным командам, чтобы увеличить количество гонщиков. [ 102 ]
Сын Робертса, Кенни Робертс-младший, выиграл чемпионат мира в классе 500 куб.см в 2000 году , что сделало их единственным дуэтом отца и сына, выигравшим этот титул. По иронии судьбы, Робертс заявил, что в глубине души он считает себя гонщиком по бездорожью и занялся шоссейными гонками только потому, что это было необходимо, если гонщик собирался участвовать в чемпионате Grand National. [ 11 ] Он также сказал, что предпочел бы остаться в Соединенных Штатах, чтобы участвовать в чемпионате Grand National, если бы Yamaha или другой производитель смог построить гонщик по бездорожью, способный конкурировать с Harley-Davidson. [ 1 ]
Почести
[ редактировать ]- Введен в Зал славы автоспорта Америки в 1990 году. [ 106 ]
- Введен в Международный зал славы автоспорта в 1992 году. [ 107 ]
- Введен в AMA Зал славы мотоциклов в 1998 году. [ 2 ]
- FIM назвала его «Легендой» Гран-при 2000 года. [ 5 ]
Результаты Гран-при мотоциклов
[ редактировать ]Источник: [ 51 ]
Позиция | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Очки | 15 | 12 | 10 | 8 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
( клавиша ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом, обозначают поул-позицию; гонки, выделенные курсивом, обозначают самый быстрый круг)
Год | Сорт | Команда | Машина | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | Очки | Классифицировать | Победы |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1974 | 250 куб.см | Ямаха США | ТЗ250 | ДАВАТЬ - |
НАТ - |
НЕМНОГО - |
ВНИЗ 3 |
БЕЛ - |
Швеция - |
КОНЕЦ - |
ИЮНЬ - |
РОЖДЕННЫЙ - |
ESP - |
10 | 19-е | 0 | |||
1978 | 250 куб.см | Ямаха США | ТЗ250 | ВЕН 1 |
ESP 2 |
ОТ 2 |
НАТ DNS |
ВНИЗ 1 |
БЕЛ - |
Швеция - |
КОНЕЦ - |
Великобритания - |
ДАВАТЬ - |
ИЮНЬ - |
РОЖДЕННЫЙ - |
54 | 4-й | 2 | |
500 куб.см | Ямаха США | YZR500 ОВ35К | ВЕН - |
ESP 2 |
АВТОМОБИЛЬ 1 |
ОТ 1 |
НАТ 1 |
ВНИЗ 2 |
БЕЛ 2 |
Швеция 7 |
КОНЕЦ ДНФ |
Великобритания 1 |
ДАВАТЬ 3 |
110 | 1-й | 4 | |||
1979 | 500 куб.см | Ямаха США | YZR500 ОВ45 | ВЕН - |
АВТОМОБИЛЬ 1 |
ДАВАТЬ 2 |
НАТ 1 |
ESP 1 |
РОЖДЕННЫЙ 1 |
ВНИЗ 8 |
БЕЛ DNS |
Швеция 4 |
КОНЕЦ 6 |
Великобритания 1 |
ОТ 3 |
113 | 1-й | 5 | |
1980 | 500 куб.см | Ямаха Международный | YZR500 ОВ48 | НАТ 1 |
ESP 1 |
ОТ 1 |
ВНИЗ ДНФ |
БЕЛ 3 |
КОНЕЦ 2 |
Великобритания 2 |
ДАВАТЬ 4 |
87 | 1-й | 3 | |||||
1981 | 500 куб.см | Ямаха Международный | YZR500 OW54 | АВТОМОБИЛЬ ДНФ |
ДАВАТЬ 1 |
НАТ 1 |
ОТ 5 |
РОЖДЕННЫЙ 3 |
ВНИЗ DNS |
БЕЛ 2 |
РСМ DNS |
Великобритания 2 |
КОНЕЦ 7 |
Швеция ДНФ |
74 | 3-й | 2 | ||
1982 | 500 куб.см | Ямаха Международный | YZR500 ОВ60 | АРГ 1 |
68 | 4-й | 2 | ||||||||||||
YZR500 OW61 | АВТОМОБИЛЬ 3 |
ОТ DNS |
ESP 1 |
НАТ 4 |
ВНИЗ 2 |
БЕЛ 4 |
РОЖДЕННЫЙ DNS |
Великобритания ДНФ |
Швеция DNS |
РСМ DNS |
ДАВАТЬ DNS |
||||||||
1983 | 500 куб.см | Мальборо Агостини Ямаха | YZR500 ОВ70 | ЮАР 2 |
ОТ 4 |
НАТ ДНФ |
ДАВАТЬ 1 |
ESP 2 |
АВТОМОБИЛЬ 1 |
РОЖДЕННЫЙ 4 |
ВНИЗ 1 |
БЕЛ 1 |
Великобритания 1 |
Швеция 2 |
РСМ 1 |
142 | 2-й | 6 |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа Деннис, Нойес; Скотт, Майкл (1999), Мотокурс: 50 лет Гран-при по мотоспорту , Hazleton Publishing Ltd, ISBN 1-874557-83-7
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Кенни Робертс в Зале славы мотоциклистов» . сайт Motorcyclemuseum.org . Проверено 15 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д Амик, Билл (январь 1975 г.). «Человек на все времена» . Американский мотоциклист . Проверено 15 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с «Лучшие на свете — суперсемидесятые» . superbikeplanet.com. Архивировано из оригинала 21 декабря 2010 года . Проверено 15 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Легенды MotoGP» . motogp.com. Архивировано из оригинала 19 января 2017 года . Проверено 15 декабря 2010 г.
- ^ Бернс, Джон (январь 2003 г.), «Мистер Робертс; До KRJR, до короля Кенни был Бастер» , Cycle World , vol. 41, нет. 1, Ньюпорт-Бич, Калифорния: Hachette Filipacchi Media US , стр. 1. 60, ISSN 0011-4286 , получено 31 октября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с «Интервью Бастера Робертса» . superbikeplanet.com. Архивировано из оригинала 29 ноября 2010 года . Проверено 27 декабря 2010 г.
- ^ «Велоспорт набирает обороты» . Новости Таскалузы . 20 июля 1973 г. с. 11 . Проверено 27 декабря 2010 г.
- ^ «Боевой конь Кенни Робертс на распутье» . Модесто пчела . 21 июля 1977 года . Проверено 7 марта 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Первые скачки Кенни Робертса» . Motorcyclistonline.com. Архивировано из оригинала 18 июня 2010 года . Проверено 27 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Первая шоссейная гонка Кенни Робертса» . Motorcyclistonline.com. Архивировано из оригинала 25 июня 2011 года . Проверено 27 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с «Интервью Кела Каррутерса» . superbikeplanet.com. Архивировано из оригинала 21 декабря 2010 года . Проверено 27 декабря 2010 г.
- ^ Доцент, американский мотоциклист (август 1978 г.). «Езда на скачки» . Американский мотоциклист . Проверено 28 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Аткинсон, Боб (1 июня 1972 г.). «Дайтона 72» . Циклический мир . Проверено 14 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Деспейн, Дэйв (июль 1984 г.). «Лебединая песня Кенни Робертса?» . Американский мотоциклист . Проверено 15 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Амик, Билл (май 1983 г.). «Робертс и Ханна... Естественно» . Американский мотоциклист . Проверено 15 декабря 2010 г.
- ^ Каррутерс, Пол (2000), «Всадник века - Кенни Робертс», Cycle News , Cycle News, Inc.
- ^ Кел Каррутерс. «TZ750 Yamaha: где начались легенды» . superbikeplanet.com. Архивировано из оригинала 21 декабря 2010 года.
- ^ Амик, Билл (январь 1975 г.). «Краткое содержание серии Большого национального чемпионата 1974 года» . Американский мотоциклист . Проверено 26 декабря 2010 г.
- ^ «Слишком хорошо» . Возраст . ААП-Рейтер. 10 апреля 1974 г. с. 34 . Проверено 22 декабря 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б Коулман 1982 , стр. 100.
- ^ «Архивы: Имола 200 - Новости цикла» . Cyclnews.com . Проверено 15 марта 2022 г.
- ^ Уайт, Норри (январь 1978 г.). «Переворачивая столы» . Американский мотоциклист . Проверено 21 декабря 2010 г.
- ^ «Кенни Робертс» . Утренний журнал Дейтона-Бич . Журнал новостей Wire Services. 16 апреля 1974 г. с. 16 . Проверено 21 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Винк, Фрэнк; Бургерс, январь (2013), Континентальный цирк: расы и места, люди и лица: фотографии и истории начала семидесятых , Mastix Press, ISBN 978-90-818639-5-7
- ^ «Голландская классификация TT, 250 куб.см 1974 года» . MotoGP.com . Проверено 2 ноября 2021 г.
- ^ Доцент, американский мотоциклист (февраль 1983 г.). «Большая национальная серия История» . Проверено 2 ноября 2021 г.
- ^ «Кенни Робертс побеждает» . Утренний журнал Дейтона-Бич . Ассошиэйтед Пресс. 3 июня 1974 г. с. 17 . Проверено 20 декабря 2010 г.
- ^ Доцент, американский мотоциклист (январь 1976 г.). «Претенденты на титул чемпиона мира» . Американский мотоциклист . Проверено 21 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Доцент, американский мотоциклист (январь 1977 г.). «Спрингер старит их раньше времени» . Американский мотоциклист . Проверено 15 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д Доцент, американский мотоциклист (январь 1976 г.). «Битвы Робертса; война Скоттса» . Американский мотоциклист . Проверено 21 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Yellow Peril , Американский мотоциклист , сентябрь 2021 г., Том. 75, № 9, ISSN 0277-9358
- ^ «Yamaha TZ750 1975 года в Зале славы мотоциклов» . сайт Motorcyclemuseum.org. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 15 декабря 2010 г.
- ^ «Велосипед, который не умрет» . superbikeplanet.com. Архивировано из оригинала 29 ноября 2010 года . Проверено 15 декабря 2010 г.
- ^ Доцент, американский мотоциклист (май 1976 г.). «Flat Out в Дейтоне» . Американский мотоциклист . Проверено 25 декабря 2010 г.
- ^ Loudon Reborn , Cycle , сентябрь 1976 г., Vol. 28, № 9, ISSN 0022-1945
- ^ Доцент, американский мотоциклист (февраль 1982 г.). «Чемпионы АМА» . Американский мотоциклист . Проверено 17 декабря 2010 г.
- ^ Доцент, американский мотоциклист (июнь 1977 г.). «Робертс и Хеннен опередили команду США в матчевых гонках» . Американский мотоциклист . Проверено 21 декабря 2010 г.
- ^ «Титул американского мотоциклиста Nabs» . Бангор Дейли Ньюс . Ассошиэйтед Пресс. 4 апреля 1977 г. с. 1 . Проверено 17 декабря 2010 г.
- ^ «Европа манит Кенни Робертса» . Модесто пчела . Ассошиэйтед Пресс. 29 сентября 1977 г. с. 8 . Проверено 19 декабря 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Робертс рычит сзади, чтобы зафиксировать победу в Sears Point Classic» . Модесто Би . Службы новостей пчел. 18 июня 1977 г. с. 3 . Проверено 26 декабря 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж Моисей, Сэм (март 1979 г.). «Дерзкий юноша с легкостью хлещет героев» . Американский мотоциклист . Проверено 15 декабря 2010 г.
- ^ Коулман 1982 , стр. 137.
- ^ Jump up to: а б Оксли, Мэт (2010), Эпоха супергероев , Haynes Publishing, ISBN 978-1-84425-583-2
- ^ «Робертс выигрывает Daytona 200» . Лоди Ньюс-Сентинел . Юнайтед Пресс Интернешнл. 11 марта 1978 г. с. 17 . Проверено 17 декабря 2010 г.
- ^ «Робертс побеждает в цикле» . Пост Палм-Бич . Ассошиэйтед Пресс. 2 апреля 1978 г. с. 10 . Проверено 22 декабря 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Доцент, американский мотоциклист (июнь 1978 г.). «Матчевые гонки: далеки от совершенства, но все равно аккуратны» . Американский мотоциклист . Проверено 22 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Оксли, Мэт (март 2008 г.). «Коронация короля Кенни». Классический велосипед . Лондон: Bauer Consumer Media Ltd.
- ^ Jump up to: а б Коулман 1982 , стр. 166.
- ^ Jump up to: а б с д Коулман, Барри (1979). «Профессионал» . Циклический мир . Проверено 1 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п «Статистика гонщиков - Кенни Робертс» . MotoGP.com . Проверено 7 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с «Робертс воплощает в жизнь правильную мечту» . Модесто пчела . Службы новостей пчел. 23 августа 1978 г. с. 1 . Проверено 15 января 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Доцент, американский мотоциклист (ноябрь 1978 г.). «Робертс: чемпион своего класса» . Американский мотоциклист . Проверено 15 декабря 2010 г.
- ^ «Робертс объявлен официальным победителем» . Модесто пчела . Службы новостей пчел. 8 августа 1978 г. с. 6 . Проверено 20 декабря 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Время исправлять пит-стопы «от флага к флагу», прежде чем удача закончится» . moto-racing.speedtv.com. Архивировано из оригинала 24 июля 2011 года . Проверено 15 декабря 2010 г.
- ^ «Результаты чемпионата мира Формулы 750 1978 года» . Racingmemo.free.fr . Проверено 20 декабря 2010 г.
- ^ Коулман 1982 , стр. 168.
- ^ «Робертс в результате аварии разорвал селезенку» . Час . Юнайтед Пресс Интернешнл. 16 февраля 1979 г. с. 26 . Проверено 15 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Доцент, американский мотоциклист (август 1979 г.). «Парадный круг» . Американский мотоциклист . Проверено 15 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Доцент, американский мотоциклист (сентябрь 1979 г.). «ФИМ отменила дисквалификацию Робертса» . Американский мотоциклист . Проверено 15 декабря 2010 г.
- ^ Коулман 1982 , стр. 171.
- ^ Jump up to: а б «Робертс отстранен за бойкот» . Модесто Би . Модесто Би. 2 июля 1979 г. с. 1 . Проверено 15 декабря 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б «Классика на все времена: Шин против Робертса 40 лет спустя» . motogp.com. 21 августа 2019 года . Проверено 20 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с «Триллер в Сильверстоуне» . Sportsillustrated.com. 20 августа 1979 года . Проверено 15 декабря 2010 г.
- ^ «Шин против Робертса в Сильверстоуне: 40 лет спустя» . Motorsportmagazine.com. 20 августа 2019 г. Проверено 21 января 2024 г.
- ^ «Робертс занимает третье место в гонке» . Гадсден Таймс . Ассошиэйтед Пресс. 3 сентября 1979 г. с. 8 . Проверено 15 декабря 2010 г.
- ^ «Гонка года» . Архивировано из оригинала 3 августа 2011 г. Проверено 17 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Гарнетт, Уолт (1979). «Гоночный дозор» . Циклический мир . Проверено 21 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с «Робертс раскрывает революцию, а затем выигрывает гонку» . motogp.com. 8 августа 2022 г. Проверено 21 января 2024 г.
- ^ «Возврат в четверг: Гран-при на улицах» . Cyclnews.com . Проверено 18 июня 2023 г.
- ^ «Джефф Дьюк должен завершить шестимесячное отстранение» . Бюллетень . 18 августа 1956 г. с. 8 . Проверено 20 декабря 2010 г.
- ^ Доцент, американский мотоциклист (май 1982 г.). «Хьюстонская мечтательность» . Американский мотоциклист . Проверено 20 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Серия «Робертс лидирует» . Модесто Би . Службы новостей пчел. 23 февраля 1980 г. с. 4 . Проверено 20 декабря 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Робертс ведет США к победе» . Утренний журнал Дейтона-Бич . Ассошиэйтед Пресс. 7 апреля 1980 г. с. 4 . Проверено 22 декабря 2010 г.
- ^ «Лучинелли движется к победе» . Анкоридж Дейли Ньюс . 6 апреля 1981 г. с. 4 . Проверено 22 декабря 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б Кэткарт, Алан (январь 1982 г.). «Робертс получает подкрепление» . Американский мотоциклист . Проверено 18 декабря 2010 г.
- ^ «Кенни Робертс возвращается домой» . Модесто Би . Службы новостей пчел. 9 июля 1982 г. с. 1 . Проверено 17 декабря 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Кенни Робертс» . Модесто Би . Службы новостей пчел. 3 сентября 1982 г. с. 1 . Проверено 17 декабря 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Клиффорд, Питер (1981), Мотокурс 1981–1982 , Hazleton Publishing Ltd, ISBN 0-905138-18-Х Кросби заявил ,
что этот опыт отнял у него годы жизни.
- ^ «Дудл-денди о воздушном бою» . Sportsillustrated.com. 1 августа 1983 года . Проверено 15 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Абрамс, Генри Рэй (ноябрь 1983 г.). «Самый быстрый Фредди» . Американский мотоциклист . Проверено 25 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Клиффорд, Питер (1984). «Удача гонщика» . Циклический мир . Проверено 23 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «Робертс говорит, что никогда больше не уступит Спенсеру ни дюйма пути» . Модесто пчела . Службы новостей пчел. 12 августа 1983 г. с. 15 . Проверено 20 декабря 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Робертс против Спенсера» . Cyclnews.com . Проверено 4 февраля 2016 г.
- ^ «Кенни Робертс приближается к победе в Daytona 200» . Гейнсвилл Сан . Ассошиэйтед Пресс. 12 марта 1984 г. с. 23 . Проверено 20 декабря 2010 г.
- ^ Доцент, американский мотоциклист (сентябрь 1985 г.). «Парадный круг» . Американский мотоциклист . Проверено 20 декабря 2010 г.
- ^ Доцент, американский мотоциклист (ноябрь 1985 г.). «Парадный круг» . Американский мотоциклист . Проверено 20 декабря 2010 г.
- ^ «Сузука 1985 года, 8 часов» . Motoracing-Japan.com. Архивировано из оригинала 4 сентября 2007 г. Проверено 20 декабря 2010 г.
- ^ Доцент, американский мотоциклист (октябрь 1985 г.). «Парадный круг» . Американский мотоциклист . Проверено 20 декабря 2010 г.
- ^ «Сузука 1986 года, 8 часов» . Motoracing-Japan.com. Архивировано из оригинала 13 октября 2007 г. Проверено 20 декабря 2010 г.
- ^ «Победители Daytona 200» . Motorsportsetc.com. Архивировано из оригинала 8 марта 2012 года . Проверено 15 декабря 2010 г.
- ^ «Робертс едет на Yamaha к победе в Laguna Seca» . Питтсбург Пост-Газетт . Ассошиэйтед Пресс. 12 июля 1982 г. с. 7 . Проверено 20 декабря 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Имола 200 миль» . agv.com. Архивировано из оригинала 25 апреля 2017 года . Проверено 24 апреля 2017 г.
- ^ «Имола 200» . Cyclnews.com . Проверено 24 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с «Король Кенни возлагает большие надежды на супербайк, поддерживаемый Малайзией» . Новые времена проливов . 20 мая 1997 г. с. 1 . Проверено 19 декабря 2010 г.
- ^ «Статистика Джереми МакВильямса MotoGP» . motogp.com . Проверено 19 декабря 2010 г.
- ^ Джеймс, Гэри (26 марта 2003 г.). «Робертс представляет британский мотоцикл для участия в Гран-при» . Лондон: Independent.co.uk . Проверено 17 декабря 2010 г.
- ^ Джеймс, Гэри (23 июля 2004 г.). «Робертс предсказывает, что тяжелая поездка для Протона Донингтон станет катастрофой для Протона» . Лондон: Independent.co.uk . Проверено 27 декабря 2010 г.
- ^ «Робертс в темноте, когда КТМ отключает электричество» . smh.com.au/news/motorsport. 23 августа 2005 года . Проверено 27 декабря 2010 г.
- ^ «Король Кенни и сын готовы покорить мир» . thestar.com . Архивировано из оригинала 22 июня 2011 года . Проверено 27 декабря 2010 г.
- ^ «Статистика Кенни Робертса-младшего» . motogp.com. Архивировано из оригинала 30 июля 2017 года . Проверено 27 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Зияющая пустота: команда Робертса отсутствует в MotoGP» . superbikeplanet.com. Архивировано из оригинала 5 марта 2012 года . Проверено 20 декабря 2010 г.
- ^ «Кейси Стоунер выигрывает первую гонку MotoGP при свете фонарей» . f1network.net . Проверено 19 декабря 2010 г.
- ^ «Робертс одерживает седьмую победу» . Модесто Би . Службы новостей пчел. 15 июля 1983 г. с. 3 . Проверено 22 декабря 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Доцент, американский мотоциклист (февраль 1993 г.). «USGP возвращается в Лагуна Сека» . Американский мотоциклист . Проверено 15 декабря 2010 г.
- ^ Кенни Робертс в Зале славы автоспорта Америки
- ^ «Кенни Робертс в Международном зале славы автоспорта» . Motorsportshalloffame.com . Проверено 15 декабря 2010 г.
Источники
[ редактировать ]- Коулман, Барри (1982). Кенни Робертс . Arthur Barker Ltd. Лондон: ISBN 0-213-16825-1 . ОСЛК 11770287 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Официальный сайт команды Team Roberts команды MotoGP
- Кенни Робертс в Зале славы мотоциклистов
- Мотоцикл Yamaha TZ750 Кенни Робертса для бездорожья в Зале славы мотоциклов AMA
- Лебединая песня Кенни Робертса? , Дэйв Деспейн, журнал American Motorcyclist Magazine, июль 1984 г.
- Триллер в Сильверстоуне - Sports Illustrated, 20 августа 1979 г.
- Гран-при Великобритании 1979 года на YouTube, часть 1
- Гран-при Великобритании 1979 года на YouTube, часть 2
- Гран-при Великобритании 1979 года на YouTube, часть 3
- Гран-при Великобритании 1979 года на YouTube, часть 4
- Американские мотогонщики
- Гонщики Большого национального чемпионата AMA
- Гонщики чемпионата мира в классе 250cc
- Гонщики чемпионата мира в классе 500cc
- Призывники Международного зала славы автоспорта
- Спортсмены из Модесто, Калифорния.
- 1951 рождений
- Живые люди
- Владельцы мотогоночных команд
- Чемпионы мира по гонкам в классе 500сс.