Готические соборы и церкви
Годы активности | 12–16 вв. |
---|
Готические соборы и церкви — религиозные постройки, созданные в Европе в период с середины 12 века до начала 16 века. Соборы чтобы особенно примечательны своей большой высотой и широким использованием витражей, наполнить интерьеры светом. Это были самые высокие и большие здания своего времени и самые выдающиеся образцы готической архитектуры . Появление готического собора было не только революцией в архитектуре; он также представил новые формы в декоре, скульптуре и искусстве.
Соборы по определению были церквями, в которых председательствовал епископ . Аббатствами назывались церкви, прикрепленные к монастырям. Многие небольшие приходские церкви также были построены в готическом стиле. Появление великих соборов в XII веке было ответом на резкий рост населения и богатства в некоторых частях Европы, а также на потребность в более крупных и внушительных зданиях. Технические достижения, такие как инновационное использование остроконечной арки , реберного свода и контрфорса , позволили церквям и соборам стать намного выше и прочнее, с большими окнами и большим количеством света. [1]
Готический стиль впервые появился во Франции в аббатстве Сен-Дени , недалеко от Парижа, при перестройке амбулатории и западного фасада церкви аббатства аббатом Сугером (1135–1140). [2] Строительство первого готического собора во Франции, Санского собора , было начато между 1135 и 1140 годами и освящено в 1164 году. [3]
Стиль быстро появился в Англии, где его называли просто «Французский стиль». Хор Кентерберийского собора был разрушен пожаром и был перестроен французским мастером из Санса, Вильгельмом Санским , между 1174 и 1184 годами. Другие элементы стиля были импортированы из Кана в Нормандии французскими норманнскими архитекторами, которые также привезли с собой прекрасные работы. ограняли камни из Нормандии для их строительства. [4]
Строительство собора Парижской Богоматери было начато в 1163 году и освящено в 1177 году. [2] В более поздней части 12-го века и начале 13-го века наблюдался более изысканный стиль, высокая готика , характеризующийся Шартрским собором , Реймсским собором и Амьеном . Третий период, называемый Районнанте во Франции, был более богато украшен, о чем свидетельствуют Сент-Шапель (1241–1248) и Амьенский собор во Франции. Четвертый и последний период, названный Ярким , появился во второй половине XIV века и получил свое название от огнеподобных мотивов декора. Хорошим примером является Сент-Шапель де Венсен (1370 г.) со стенами из цветного стекла.
Соборы и церкви эпохи Возрождения постепенно заменили готические соборы, а оригинальные соборы, такие как Нотр-Дам, претерпели множество модификаций или пришли в упадок (в Нидерландах , однако, брабантская готика сохранялась вплоть до 17 века). Однако в середине 19 века, во многом благодаря роману «Нотр-Дам де Пари» , более известному на английском языке как «Горбун из Нотр-Дама» , Виктора Гюго возникла новая волна интереса к готическому собору. Многие готические соборы и церкви были восстановлены с большей или меньшей точностью.
Имя
[ редактировать ]Термин «собор» произошел от греческого слова «cathedra» , или «престол», поскольку он был официальной резиденцией епископа, или Евке , и главной церковью епархии . Его титул произошел от греческого слова «епископос» , что означает «надзиратель». Как глава епархии , епископ считался прямым потомком Апостолов или учеников Христа и имел три миссии: руководить делами церкви внутри епархии, совершать таинства и преподавать Евангелие Христово, как указано в Библии и исповедуется Церковью. Епископу собора помогали каноники , или по-французски ханойны , которые сформировали совет, названный капитулом. [5]
Слово церковь происходит от слова chirche из среднеанглийского языка. Люди не уверены, откуда взялось это слово, но ученые полагают, что оно происходит от греческого слова куриакон. Куриакон происходит от другого слова куриакос, которое означает «принадлежащий господину, господину или принадлежащий ему». [6]
В свое время готическая архитектура называлась «французским стилем». Термин «готика» был негативным термином, изобретенным в эпоху позднего Возрождения его критиками, в том числе историком искусства и архитектором Джорджо Вазари . Они считали этот стиль варварским, противоположным стилю нового Возрождения, который они предпочитали.
Ранняя готика – Франция (середина 12 века).
[ редактировать ]Аббат Сугерий и базилика Сен-Дени
[ редактировать ]Готический стиль впервые появился во Франции в середине XII века в аббатстве , Сен-Дени построенном аббатом Сугером (1081–1151). Старая базилика была традиционным местом захоронения Сен-Дени и королей Франции, а также была очень популярным местом паломничества, настолько, что паломников иногда давила толпа. Сугерий стал аббатом Сен-Дени в 1122 году. Он стал другом и доверенным лицом двух французских королей Людовика VI и Людовика VII , а также служил регентом при Людовике VII во время отсутствия короля во время Второго крестового похода (1147–1149).
Сугерий при полной поддержке короля решил расширить церковь и реконструировать ее по новому образцу. [7] Его первой модификацией стал новый западный фасад, частично вдохновленный новыми церквями в Нормандии, с двумя башнями и тремя глубокими порталами. У каждого из порталов был тимпан со скульптурой, рассказывающей библейскую или вдохновляющую историю. Установленная Шугаром тимпана изображала Страшный суд над главной дверью и мученичество Сен-Дени над другой дверью. Тимпаны над восточными порталами стали характерной чертой более поздних готических соборов. [8] Когда новый фасад был завершен, Сугерий обратил свое внимание на хор и амбулаторию в западной части церкви.
Сугерий также был знатоком философии Платона и считал, что свет — это путь, с помощью которого верующие могут подняться от материального к нематериальному и божественному. В вестибюле старой церкви было очень темно, поскольку романская архитектура с цилиндрическими сводами требовала толстых стен и несущих стен между небольшими часовнями. Сугерий решил использовать новую форму свода — ребристый свод с заостренными арками , который был выше и прочнее. Это позволило ему убрать стены между часовнями и открыть пространство для семидесяти витражей в хоре, наполнив церковь светом. [8]
Новое строение было закончено и освящено 11 июня 1144 года в присутствии короля. Хор и западный фасад аббатства Сен-Дени стали прототипами для других зданий в королевских владениях северной Франции и в герцогстве Нормандия. Благодаря правлению Анжуйской династии новый стиль был завезен в Англию и распространился по Франции, Нидерландам , Германии, Испании, северной Италии и Сицилии . Сочетание инноваций сделало Сен-Дени первым важным образцом готической архитектуры; В последующие столетия церковь была сильно видоизменена, но амбулатория и некоторые другие оригинальные элементы остались. [9] [ нужна страница ]
-
Готическая амбулатория базилики Сен-Дени (1140–1144 гг.)
-
Западный фасад базилики Сен-Дени после реставрации. Первоначально у него было две башни (1140–1144 гг.).
-
Фрагмент окна «Жизнь Христа» XII века.
Новые черты Сен-Дени были быстро адаптированы при строительстве новых соборов в Иль-де-Франс. К ним относятся собор Нуайон (начало 1150 г.), начало собора Санлис (1153 г.); Сансский собор (начало 1160 г.); и Лаонский собор (начало 1160 г.). Два из них были построены личными друзьями Сугерия, епископами Нуайона и Санлиса. Распространение стиля не ограничивалось соборами; вскоре он также появился в церквях аббатства, в Сен-Лё-д'Эссерант в Брене , а в провинции Шампань , в Сен-Реми в Реймсе и Нотр-Дам в Шалон-сюр-Марн . Он также появлялся в простых церквях, таких как готическая церковь Святого Кириака в Провене. Хотя каждая церковь использовала новый стиль, каждая имела совершенно разный внешний вид и индивидуальность. [10]
- Нуайонский собор заменил романский собор, сгоревший в 1131 году. Епископ Нуайона Бодуэн использовал хор Сен-Дени в качестве своей прямой модели. Он использовал тех же каменщиков, что и Сугерий, и большая часть орнамента идентична Сен-Дени. Как и во многих церквях ранней готики, интерьер имеет как круглые, так и заостренные арки, а также некоторые специфические германские черты, такие как трансепты с закругленными концами.
- Собор Сан , строительство которого было начато в 1133 году, занимал особое место среди соборов Франции как примас Галлии, занимая более высокое место, чем Париж, и этот титул он удерживал на протяжении 16 века. Он привлекал важных средневековых религиозных деятелей, в том числе святого Бернара , Абеляра и Томаса Бекета , которые приехали туда в 1164 году, чтобы обратиться к Папе за поддержкой против Генриха II в Англии . Он был начат как романский собор, но по мере того, как стены росли, дизайн был изменен на готический, а предложенные паховые своды были заменены ребристыми сводами . Он был завершен вскоре после Сен-Дени и считается первым готическим собором во Франции. [3]
- Собор Санлис, строительство которого началось в 1152 году, был еще одним собором в очень ранней готике, построенным по образцу Сен-Дени епископом Тибо, который находился у смертного одра Сугерия. Отличительной особенностью является скульптура в центральном западном портале, изображающая Смерть Девы Марии и Ее Успение на перемычке , а также Ее Коронацию в тимпане . Такое расположение стало общей чертой готики, встречающейся как на северном портале Шартрского собора, так и на северо-западной башне Нотр-Дам де Пари . Крупный пожар 1504 года уничтожил верхний свод первоначального собора, и теперь первоначальный вид сохранили только апсида, западный фасад и башня; Внешний вид теперь отчетливо яркая готика. [10]
- Строительство Лаонского собора было начато примерно в 1160 году. Как и многие ранние готические соборы, он сохранил некоторые романские черты, в том числе трибуны над боковыми нефами, использование как круглых, так и заостренных арок, а также двухэтажную часовню на каждом плече трансепта. Как и большинство ранних готических церквей, она не была исключительно высокой, но исключительно длинной, с одиннадцатью пролетами в нефе и десятью на хорах. Поскольку она была невысокой, над пересечением трансепта можно было построить квадратную башню в дополнение к четырем более коротким башням по углам, каждая с длинными стрельчатыми отверстиями. Любопытной особенностью являются шестнадцать скульптурных быков в натуральную величину на башнях, каждый под своим навесом, символизирующих животных, которые тащили камни на это место. [10]
-
Нуайонский собор (начало около 1150 г.)
-
Неф Санского собора (1140–1164 гг.)
-
Собор Санлиса (1153–1191 гг.): первоначальная башня XII века была увенчана восьмиугольной башней и шпилем в XIII веке.
-
Фасад Лаонского собора (начало 1160 г.)
- Собор Парижской Богоматери, строительство которого началось в 1163 году архиепископом Морисом де Сюлли , был самым большим и высоким из новых французских соборов. Длина нефа составляла 122 метра, а высота сводчатого потолка — 35 метров, что на двенадцать метров выше Лаонского собора. В потолке использовался старый шестичастный ребристый свод , но чередующиеся колонны и колонны более ранних соборов были заменены колоннами одного типа, что создало большую гармонию. В нем было новаторски использован контрфорс, чтобы уравновесить вес более высоких сводов, поэтому стены могли быть тоньше и иметь больше окон. Он имел четыре уровня, как и более ранние соборы, но старый трифорий был заменен небольшими окнами-розетками. В отличие от Лаонского собора, фасад Нотр-Дама с двумя башнями выражал удивительное спокойствие и гармонию. Собор Парижской Богоматери был модифицирован в период поздней готики с добавлением окон-розеток в трансептах (1250–1260 гг.) и двойных аркбутанов. [11]
-
Фасад собора Парижской Богоматери (начало 1163 г.)
-
Со стрелкой
-
Неф собора Парижской Богоматери длиной 122 метра.
Ранняя готика – Англия
[ редактировать ]Готические элементы, часто называемые «французским стилем». вскоре появился в английских соборах и аббатствах. Хотя английские соборы, как правило, следовали французскому стилю, у них было несколько собственных особенностей. В отличие от французских соборов, они имели тенденцию к большей длине, а не большой высоте. Они также широко использовали мрамор Purbeck для колонн, полов и стеновых панелей, что добавляло цвета и отражения интерьерам. Ранний английский стиль существовал с конца 12 века до середины 14 века. [12]
- Кентерберийский собор (ранняя готическая часть – 1174–1185 гг.) Одним из первых, использовавших готические элементы во французском стиле, был Кентерберийский собор . После пожара 1174 года, уничтожившего большую часть хора, для проведения реконструкции был выбран французский мастер-строитель Вильгельм Санский , который, вероятно, участвовал в строительстве Санского собора . Он был перестроен между 1174 и 1184 годами. Сам Вильгельм Санский упал с строительных лесов на пятьдесят футов, получил серьезные ранения и был вынужден вернуться во Францию, где и умер в 1180 году. Его завершил английский строитель Вильгельм Англичанин . [13] Хотя хор не такой высокий, как в некоторых французских соборах, он компенсирует разницу своей впечатляющей длиной. Хор имеет длину 180 футов (55 м) и высоту 71 фут (22 м).
Неф и большая часть остальной части собора были перестроены в перпендикулярном стиле, начиная с конца 14 века. Новые трансепты и проходы получили более декоративный свод Льерна , где ребра были соединены друг с другом для декоративного, а не структурного эффекта. Строительство переходной башни было начато в 1433 году, ее высота составляет 237 футов (72 м). Переделки собора продолжались до 1834 года.
-
Кентерберийский собор (1174–1834 гг.) Внешний вид был в значительной степени перестроен в перпендикулярный стиль в 14 и 15 веках.
-
Хор Кентерберийского собора Уильяма Санского (1174–1184). (Нижние аркады и киоски являются более поздним дополнением)
- Линкольнский собор (1192–1400 гг.) принял готический вид, когда был перестроен после разрушительного землетрясения 1185 года. Строители использовали готический ребристый свод при строительстве нового нефа и хора. Примерно в то же время были добавлены два окна-розы , называемые «Глаз епископа» и «Глаз декана». Первоначальный собор имел две башни на западном фасаде, а затем в 14 веке была построена центральная башня, увенчанная деревянным шпилем, что сделало его самым высоким сооружением в мире на протяжении двухсот лет. Две другие башни также получили шпили и были подняты в высоту. Огромный шпиль упал во время урагана и не был заменен.
-
Линкольнский собор (1192–1225 гг.)
-
Сложные своды нефа были добавлены в конце 12 и 13 веках.
- Строительство собора в Солсбери было начато в 1220 году. Его главным покровителем был Уильям Лонгеспе , 3-й граф Солсбери, которого признал сыном Генрих II Французский . Он был послан королем с миссией во Францию, некоторое время находился там в плену и был знаком с новым французским стилем. Король предоставил древесину для собора из Ирландии и своих поместий. Длинный меч был похоронен в соборе в 1226 году. Корпус собора был завершен к сентябрю 1258 года. [14] Западный фасад, монастыри и дом капитула были завершены примерно к 1275 году.
Самая известная особенность Солсберийского собора была добавлена позже, между 1300 и 1320 годами, когда ему был присвоен самый высокий шпиль в Англии – 123 м (404 фута). В 1386 году собор получил еще одно нововведение: первые в Англии часы, отбивающие часы. [15]
-
Западный фасад Солсберийского собора (1220–1258 гг.). (Шпиль с 1300 по 1320 гг.)
-
Неф Солсберийского собора (1220–1258 гг.)
Цистерцианская готика (12 век)
[ редактировать ]Многие из церквей аббатства цистерцианского монашеского ордена, особенно более поздние, имели уникальную строгую форму готики. Орден, основанный в 1098 году английским монахом святым Стефаном Гардингом в монастыре Сито, основывался на смирении и дисциплине. Их называли «белыми монахами» из-за их белых одежд, а бенедиктинцев называли «черными монахами». Они систематически запрещали скульптурное оформление, иллюминированные рукописи, каменные башни церквей и витражи. Аббатства располагались в отдаленных районах, вдали от городов. Он быстро распространился, основав семьсот монастырей по всей Европе. Архитектура ранней церкви была основана на романской модели с длинным высоким нефом и боковыми нефами, а также апсидой на востоке. Постепенно округлые арки были заменены остроконечными , а аркбутаны . на некоторых церквях появились [16]
- Аббатство Сито (1125–1193) во Франции было первым цистерцианским монастырем, расположенным в глухой части леса, и первым монастырем, построенным в лесу к югу от Дижона . Сохранилось несколько оригинальных готических частей, в том числе части великой церкви (1140–1193 гг.) и скрипторий , где монахи копировали книги и религиозные тексты. Сейчас это траппистский монастырь. [17]
- Аббатство Клерво (1133–1174 гг.) было основано монахом из Сито, святым Бернаром Клервоским . Постепенно оно стало материнской церковью растущего ордена. К моменту смерти святого Бернара насчитывалось 338 цистерцианских аббатств, в том числе 68, основанных непосредственно святым Бернаром. Они были найдены почти во всех частях Европы, от Швеции и Шотландии на юге до Португалии и до восточной оконечности Средиземноморья. Но от первоначального готического аббатства Клерво остался только каменный склад со сводчатым потолком. [17]
- Аббатство Фонтене в Бургундии было основано святым Бернаром Клервоским в 1118 году, поскольку он считал, что монахи Клерво недостаточно строго соблюдают правила. Он был завершен к 1200 году и мог вместить триста монахов. Большая часть оригинального аббатства все еще стоит. Это был ранний гибрид романского стиля и готики: цилиндрические своды слегка заостренные, а не закругленные, как окна.
- Аббатство Риво в Северном Йоркшире . В Англии, ныне лежащей в руинах, находится один из лучших образцов этого стиля. Она была построена в 1132 году святым Бернаром Клервоским , основателем цистерцианцев, как их материнская церковь в Англии. Он был закрыт в 1538 году Генрихом VIII и пришел в упадок, но алтарь, часовня и трансепт все еще стоят. [18]
Другие примеры цистерцианской готики можно найти по всей Европе, и некоторые из них являются объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО. К ним относятся монастырь Алкобаса в Португалии, аббатство Поблет в Испании и аббатство Маульбронн в Германии. Маульбронн, строительство которого началось в романском стиле, в конце 13 века некоторые его части были перестроены в готическом стиле, включая «Рай», или нартекс, южную часть монастырей и трапезную, или столовую монахов. [19]
Ранний готический стиль также использовался при реконструкции нескольких английских бенедиктинских аббатств , особенно аббатства Уитби . Все монастыри Англии, включая Вестминстерское аббатство , были закрыты Генрихом VIII в 1538 году в рамках роспуска им монастырей . в коллегиальную церковь Вестминстерское аббатство было превращено королевой Елизаветой I в 1560 году, но большинство из них, как и аббатство Уитби, сейчас представляют собой живописные руины или были разрушены. [20]
-
Неф церкви аббатства Фонтене с остроконечными цилиндрическими сводами (1147 г.).
-
Подвал аббатства Клерво, Дижон (12–13 века)
-
Библиотека аббатства Сито (13 век)
-
«Рай» или Нартекс аббатства Маульбронн , Германия (конец 13 века)
-
Клуатр монастыря Поблет , Испания (основан в 1153 г.)
-
Руины аббатства Риво (начато в 1132 г.)
-
Аббатство Уитби (1220-е гг.)
Высокая готика и искусственная готика – Франция (тринадцатый век)
[ редактировать ]Во Франции последняя часть долгого правления короля Филиппа Огюста (1179–1223) ознаменовала классический период готического собора. Он превратил страну из маленького феодального государства в самую процветающую и могущественную нацию Европы. Он также был великим строителем, построив Лувр и первую стену вокруг Парижа, а также основав Парижский университет (1215 г.). [21] Новые сооружения были крупнее и выше, а их формы — упрощенными и сбалансированными. [22] Ему наследовал Людовик IX Французский , во время правления которого было построено несколько великих соборов и собственная замечательная часовня Сент-Шапель . [23]
Стиль собора начала тринадцатого века во Франции часто называют высокой готикой . Целью архитекторов были окна большего размера и более роскошное оформление, а не просто больший размер. Трифорий среднего уровня постепенно исчез, и витражи, казалось, покрыли целые стены. Великие памятники этого стиля включали Амьенский собор , модифицированный Нотр-Дам де Пари и особенно королевскую часовню Людовика IX Франции Сент-Шапель (освященную в 1248 году). [23]
- Шартрский собор был построен после разрушения романского собора в результате пожара в 1194 году, в результате чего нетронутыми остались только склеп, королевская апсида и апсида. Его быстро реконструировали и в основном завершили к 1221 году. [24] Он превосходил Нотр-Дам де Пари как по длине (130,2 метра), так и по высоте (36 метров). У него был огромный трансепт с собственными боковыми часовнями. Хор был расширен двойной беседкой с тремя расходящимися часовнями. Шартр обладает рядом инновационных особенностей. Традиционный уровень трибун по обе стороны нефа был удален благодаря прочности и вылету аркбутанов, в результате чего количество уровней сократилось с четырех до трех. Это освободило место для ряда больших окон той же высоты, что и аркады первого этажа, что привносило в церковь гораздо больше света и создавало большее ощущение гармонии. Еще одним нововведением стало использование более простого, но прочного четырехстороннего ребристого свода вместо шестичастных сводов Нотр-Дама, что позволило увеличить высоту и упростить расположение колонн и опор на первом этаже. Изначально планировалось, что в соборе будет семь башен, но в итоге осталось только две, относящиеся к разным периодам. [22] Еще одной особенностью Шартра было использование стен, выкрашенных в белый или другой цвет. По состоянию на 2020 год [update], после того как стены были очищены от сажи и грязи, эти цвета находятся в процессе реставрации или воссоздания, что вызвало некоторую критику. [25]
-
Шартрский собор (1194–1221 гг.) с аркбутанами.
-
Три уровня нефа Шартрского собора с большими окнами в фонаре на верхнем уровне.
-
Южная роза Шартрского собора.
- Нотр-Дам де Пари во время правления Людовика IX претерпел расширение и значительные изменения в стиле искусственного шелка. Старые шестидольные ребристые своды нефа были заменены более простыми и прочными четырехсторонними сводами. эффектные новые окна-розетки из искусственного шелка К северному и южному трансептам были добавлены . Для поддержки хора были добавлены более длинные и прочные аркбутаны, что позволило сделать стены тоньше, а к фонарному фону были добавлены окна большего размера. Две башни были построены в 1245 году. [26]
-
Собор Парижской Богоматери с южным окном-розеткой и расширенными аркбутанами вокруг хора (около 1260 г.)
-
Северная роза собора Парижской Богоматери (около 1260 г.)
- Строительство Амьенского собора было начато в 1220 году. Его строитель, епископ Эврар де Фуйуа, намеревался сделать его крупнейшим собором во Франции, и ему это удалось. Его неф имеет длину 145 метров и ширину трансепта 70 метров. Его высота копировала Шартр, поскольку в нем было всего три, а не четыре уровня, но план был совсем другим. В Амьене аркады на первом этаже имеют высоту восемнадцать метров, что равняется общей высоте трифория и фонаря наверху. Амьен перенял систему витражей в шасси, которая использовалась в Реймсе, но пошел еще дальше. Высокие окна фонаря в нефе состоят из четырех стрельчатых окон, увенчанных двумя розетками, а окна трансепта имеют до восьми стрельчатых окон в одном окне. [27]
-
Амьенский собор (начало 1220 г.)
-
Хор и алтарь Амьенского собора
- Сент-Шапель (1241–1248 гг.) — королевская часовня, построенная французским Людовиком IX в его дворце на острове Сите в Париже для укрытия реликвий Страстей Христовых . Он состоит из нижней часовни, используемой Дворцом и двором, и верхней часовни, где хранились реликвии, стены которой украшены исключительным набором витражей. [28]
-
Внешний вид Сент-Шапель (1241–1248 гг.)
-
Верхняя часовня Сент-Шапель (1241–1248 гг.)
-
Окно-роза из искусственного шелка в Сент-Шапель (1241–1248 гг.)
- Реймсский собор имел особое значение как церковь для коронации королей Франции. Романский собор был разрушен пожаром в 1210 году. Архиепископ Обри де Умберт начал строительство нового собора в готическом стиле в 1211 году. Хор был закончен в 1241 году. Работы над фасадом начались только в 1251 году и не были закончены до 16 век. Он был сильно поврежден во время Первой мировой войны , но восстановлен и вновь освящен в 1937 году. Как и в Шартре, фасад имеет всего три уровня, что дает больше места для окон. Традиционный тимпан на фасаде был заменен большим окном-розой, а скульптура, обычно находившаяся на тимпане, была перенесена на внутреннюю часть фасада. Еще одним нововведением в Реймсе было размещение каждого витража в большом отдельном шасси или раме, а не прямо в стене, что позволяло создавать гораздо более сложные узоры. Еще одним нововведением стало размещение статуй ангелов, укрытых на вершинах аркбутанов. Всего в украшении Реймса находится более 2300 статуй. [29]
-
Фасад Реймсского собора (1211–16 века)
-
Западное окно-розетка
- Собор Бове имел печальную историю. После того как пожар 1225 года уничтожил старый собор, епископ Милон де Нантей предложил построить самый высокий собор из всех. Хор высотой сорок метров был закончен в 1272 году, но рухнул в 1284 году. В 14 веке он был перестроен с усиленными колонными сводами с дополнительным ребром. Трансепт был построен в 1560-х годах и увенчан шпилем из камня и дерева высотой 150 метров. К сожалению, шпиль обрушился в 1573 году, и собор остался незавершённым, достроенными были только хор и трансепт. [30]
-
Недостроенный собор Бове (1225–1272 гг.).
-
Хор собора Бове
Французская региональная готика – Нормандия
[ редактировать ]В начале 13 века Нормандия номинально находилась под английским правлением, независимо от Франции, а романская нормандская архитектура отличалась от французского стиля. В 1204 году король Франции Филипп II заявил, что Нормандия принадлежит Франции. а в 1259 году король Генрих III был вынужден признать суверенитет Франции, хотя в последующие столетия он часто оспаривался. Ранняя готика в Нормандии имела несколько отличительных особенностей. Одним из них был нормандский чевет , небольшая апсида или часовня, пристроенная к хору в восточном конце церкви, которая обычно имела полукупол. Фонарная башня была еще одной популярной особенностью нормандской готики. [1]
- Аббатство Лессе (1098 г.) в Нормандии, бенедиктинское аббатство, основанное в 1056 г. и утвержденное Вильгельмом Завоевателем . Хор был перестроен с ребристыми сводами начиная с 1098 года, примерно в то же время, что и Даремский собор и базилика Сен-Дени , что сделало их одними из самых ранних готических сводов в Европе. Церковь была разрушена отступающими немцами в 1944 году, а позже полностью перестроена в оригинальном романском стиле. [1]
- Собор Лизье, строительство которого началось в 1170 году, был одним из первых норманнских соборов, построенных в готическом стиле. [31]
- Собор Байе (1060–1070 гг.). Неф и хор романского собора были перестроены в готическом стиле.
- Собор Кутанс был перестроен в готический стиль примерно в 1220 году. Его самой оригинальной особенностью является восьмиугольный фонарь на пересечении трансепта, опирающийся на подвесные своды, украшенные орнаментальными ребрами и окруженный шестнадцатью пролетами и шестнадцатью стрельчатыми окнами. [32]
- Руанский собор (начало 1185 г.). Архиепископ Руанский Готье де Кутанс начал реконструировать романский интерьер недавно построенного Руанского собора . Неф сохранил раннеготический план четырех уровней, но трибуны намеренно остались незавершенными, а новый хор объединил четыре уровня в три. Амбулатория была окружена тремя расходящимися часовнями. Он сохранил некоторые другие нормандские характеристики, такие как фонарная башня, глубокая лепная отделка и высокие остроконечные аркады. [33]
- Собор Эвре, строительство которого началось в конце 13 века, наполнен светом благодаря слиянию трифория и высоких окон. Это яркий пример нормандского стиля Районнанте. [24]
- Аббатство Мон-Сен-Мишель было сначала построено с дороманскими сводами в 10 веке, затем как романская церковь (1060–1080), а затем с готическими сводами в нефе в 1135 году. Готическое сооружение под названием La Merveille (Чудо). , жилая площадь монахов, датируется 1203–1228 годами. Готическая башня заменила первоначальную романскую башню в 1311 году. Аббатство было тщательно перестроено в 17 веке, уничтожив большую часть готических построек, а затем в 19 веке, в частности, Эженом Виолле-ле-Дюком , чтобы вернуть его в его первоначальный вид. вид на его готический вид. [34]
-
Аббатство Лессе с нормандской фонарной башней, трансептом и полукруглым шеветом в восточной части.
-
Ребристые своды аббатства Лессе (1098 г.), восстановленные в первоначальном виде после Второй мировой войны.
-
Своды и фонарная башня собора Кутанс в Нормандии (1210–1274 гг.)
-
Хор собора Лизье
-
Внешний вид собора Лизье с фонарной башней и шевиотом.
-
Портал северного трансепта собора Эврё , Нормандия.
-
Хор собора Эврё
-
Восьмиугольная центральная башня собора Эвре, вид снизу.
-
Аббатство Мон-Сен-Мишель было перестроено из романского стиля в готический в 12 веке.
-
Готический монастырь аббатства Мон-Сен-Мишель (12 век).
Меридиональная или южно-французская готика.
[ редактировать ]- Собор Альби . На юго-западе Франции собор Альби (начат в 1282 году) является примером южно-французской готики . Он построен полностью из кирпича из-за нехватки подходящего камня. Вместо аркбутанов здесь используются полукруглые башнеобразные опоры высотой со здание. Он строгий по форме, без трансепта, есть башня, но минимум других украшений. Он огромен по размерам: 113 метров в длину, 35 метров в ширину и 30 метров в высоту. Интерьер наполнен резными киосками и произведениями полихромной скульптуры, в основном в своем первоначальном состоянии. [35]
-
Внешний вид собора Альби (начало 1222 г.)
-
Внешний вид апсиды собора Альби
-
Красочный интерьер собора Альби
Англия – украшенная готика
[ редактировать ]В Англии второй период готических соборов часто называют Украшенной готикой , так как украшение внутри и снаружи стало более вычурным, размыло линии и затмило архитектуру. Это продолжалось примерно с середины тринадцатого до середины четырнадцатого века. Простой и функциональный четырехсторонний ребристый свод был заменен более сложным лиернским сводом и веерным разломом, ребра которого носили в основном декоративный характер. [12]
Генрих III Английский (1207–1272 гг.) был важным покровителем этого нового стиля, как с пристройками к Вестминстерскому аббатству (после 1245 г.), так и к восточному концу собора Святого Павла (1258 г.). Некоторые из его проектов, похоже, были вдохновлены Сент-Шапелью во Франции, построенной зятем Генриха, Людовиком IX из Франции . [12] Вторую часть этого периода в Англии часто называют Перпендикулярной из-за сильного акцента на появлении высоты.
- Уэллсский собор (1176–1445) имеет черты, иллюстрирующие практически все периоды готической архитектуры. Строительство началось примерно в 1175 году, после того как епископ Реджинальд де Боан посетил Францию и увидел ранние готические произведения. Это был первый английский собор, изначально построенный в готическом стиле. Следуя стилю ранней готики, изначально упор делался на ширину, а не на высоту. Главным достижением стал западный фасад (1225–1240 гг., украшенный 400 статуями, из которых до сих пор сохранилось 3200, изображающими Судный день из Книги Откровения . Первоначально статуи были окрашены в яркие цвета. В начале 14 века, после изменения в литургии, собор претерпел серьезные дополнения в стиле украшения, которые были завершены в 1326 году. Они включали добавление новой восьмиугольной часовни и ретро-хора с необычными ножничными арками, построенными в 1338–1348 годах для укрепления опоры. Крупная программа нового строительства началась в Уэллсе в четырнадцатом веке и завершилась в 1326 году. Инновации включали необычный ретро-хор восьмиугольной формы с очень декоративным декором. Крановый свод . [36]
-
Звездный свод часовни Леди
-
Западный фасад Уэллсского собора , украшенный четырьмястами статуями.
-
Ножничные арки, построенные для укрепления башни наверху (1338–1348 гг.)
-
Восьмиугольный Дом капитула со сводами, похожими на пальмы.
- Линкольнский собор . (Хор Ангелов) (начался в 1256 году, освящен в 1280 году) был ярким ранним примером украшенной готики. Новый стиль выразился в декоративных ребрах лиернских сводов и особенно в сложном узоре витражей.
-
Ангельский хор Линкольнского собора (1256–1280)
-
Склеп Ангельского хора (1256–1280)
-
Окно епископа (1256–1280 гг.), известное своим сложным узором.
- Йоркский собор был реконструирован в 1220 году на фундаменте старого норманнского собора с целью составить конкуренцию Кентерберийскому собору , который тогда строился. Строительство нового нефа в перпендикулярном стиле началось только в 1280 году, а богато украшенные своды были закончены только в 1360 году.
-
Неф Йоркского собора в перпендикулярном стиле (1280–1360 гг.)
-
Южный трансепт и окно-роза Йоркского собора
-
Большое западное окно Йоркского собора
- Эксетерский собор (1112–1400 гг.) был построен в норманнском стиле в 1133 году, а затем перестроен в украшенном стиле, начиная с 1258 года. Он был построен из местного камня, в том числе из мрамора Пурбек . Построенный в 1400 году, он утверждает, что имеет самый длинный непрерывный сводчатый потолок среди всех готических соборов.
-
Внешний вид Эксетерского собора
Священная Римская империя – Страсбург, Кёльн, Прага.
[ редактировать ]- Страсбургский собор (1176–1459) в Эльзасе , тогда отделенном от Франции и входившем в состав Священной Римской империи , был начат после того, как пожар уничтожил более ранний романский собор. Перестройка началась в первоначальном романском стиле, но когда строители увидели в Шартре новый французский стиль, они изменили свои планы и начали заново. Первым был завершен южный трансепт, затем неф, завершенный в 1275 году. Они были построены на первоначальном романском фундаменте, что объясняет необычно широкое расстояние между колоннами больших аркад. 1277 году из красноватого песчаника Вогезов Фасад был начат в . К северной башне, построенной в 1439 году, был пристроен шпиль. Это самый высокий из ныне существующих средневековых шпилей высотой 142 метра. [37]
-
Западный фасад Страсбургского собора . (1176–1459)
-
Деталь западного фасада Страсбургского собора
-
Императорские окна (1210–1270)
- Кельнский собор был основан в 1248 году как место паломничества, достопримечательностью которого был реликварий библейских Трех королей . Более ранний собор на том же месте с 1176 года был разрушен пожаром в 1248 году. Хор был завершен в 1320 году, а собор освящен в 1322 году. Работы продолжались до 1560 года, но затем строительство прекратилось, оставив его незавершенным до 1842 года, когда работы возобновились. Наконец, он был завершен в 1880 году. Собор был сильно поврежден бомбардировками союзников во время Второй мировой войны, но вернулся в строй к 1948 году, а восстановление было завершено к 1956 году. Собор наиболее известен своими гигантскими размерами и высотой; это самая большая готическая церковь в Северной Европе. Неф и хор имеют длину 144,5 м (474 фута) и высоту 86,25 м (283 фута). Две башни имеют высоту 157 м (515 футов). [38]
-
Кельнский собор (1248–1560 гг.)
-
Неф, вид на восток.
-
Контрфорсы и вершины на восточном конце
- Пражский собор или собор Святого Вита был первоначально начат во французском стиле в 1344 году французским мастером Матье д'Аррасом. После его смерти в 1353 году король Богемии Карл IV выбрал для продолжения работ молодого богемского строителя, Петра Парлера двадцатитрехлетнего . Южная башня и шпиль были построены по образцу соборов Рейнской области . Большая оригинальность заключалась в интерьере, где Парлер творчески использовал более декоративные своды веерообразной формы, с ребрами, поднимающимися в пространстве, и декоративными выступами, свисающими с потолка. [39]
Итальянская высокая готика
[ редактировать ]Италия сопротивлялась готическому стилю, используя романский стиль дольше, чем в Северной Европе, и, в отличие от Северной Европы, лишь изредка имитировала французский стиль. Кроме того, доступные для строительства строительные материалы были разными; Итальянские соборы обычно строились из кирпича, а не из камня, и мрамора было много. Итальянские архитекторы адаптировали некоторые аспекты северного стиля, в том числе ребристый свод и колонны, прикрепленные к стенам. Ранними примерами были Пизанский баптистерий (1259–1260 гг.) и фасад Сиенского собора (1265–1268 гг.). [39] Некоторые строители изменили некоторые аспекты северной готики; Флорентийский собор (1294 г.) использовал очень большие аркады для увеличения внутреннего пространства. Известные примеры итальянского Райоанната включают фасад собора Орвието , фасад Сиенского собора и колокольню Флорентийского собора . начато Джотто в 1334 году. Миланский собор был итальянским собором, на который наибольшее влияние оказала Северная Европа. Однако его характерный яркий внешний вид, начатый в 1386 году, был завершен только в 1805 году, к коронации Наполеона Бонапарта как короля Италии. [39]
-
Пизанский баптистерий (1259–1260 гг.)
-
Фасад Сиенского собора (1265–1268 гг.)
-
Неф Флорентийского собора с его широкими и глубокими галереями (1294 г.)
-
Кампанила, или колокольня Флорентийского собора , работы Джотто (начато в 1334 г.)
-
Фасад собора Орвието (1290–1591 гг.)
-
Интерьер собора Орвието с его широкими галереями.
-
Миланский собор (1386–1805 гг.)
Яркая готика – Франция и Испания
[ редактировать ]Последняя фаза готики называлась Flamboyant , названная в честь ее характерных пламенных мотивов. Особенно он появился в 15 и начале 16 веков во Франции и Испании. [40]
- Руанский собор. Западный фасад Руанского собора украшен плотным ярким декором, а также ярким декором на частях правой башни (15 век) и центральной фонарной башни (13–16 века).
- Церковь Сен-Маклу в Руане (1500–1514 гг.). Эта церковь, расположенная недалеко от Руанского собора , считается одним из лучших образцов яркого стиля во Франции. [40]
- Башня Сен-Жак , расположенная недалеко от Лувра в центре Парижа, является памятником яркого стиля. Это все, что осталось от бывшей церкви Сен-Жак, расположенной в центре Ле-Аль , старого центрального продуктового рынка, построенного богатой гильдией мясников. [41]
-
Руанский собор имеет яркую центральную башню (13–16 века) и правую башню (15 век).
-
Деталь западного фасада Руанского собора (13–16 века).
-
Церковь Сен-Маклу , Руан (1500–1514 гг.)
-
Тур Сен-Жак , Париж (16 век)
- Бургосский собор . Бургосский собор был впервые построен между 1221 и 1257 годами во французском стиле Районант, с его типичным трехэтажным фасадом, сводами и узорами, а также обилием богатой скульптуры, особенно вокруг порталов. Начиная с середины 15 века, он был в значительной степени перестроен и отремонтирован в Ярком ячмене с новым хором, куполом со звездным сводом, фонарной башней, а также новыми порталами, решетками и хорами. Новая работа не была завершена до 1567 года. Мастерская Бургоса продолжала обучать испанских скульпторов и ремесленников. Проект золотой лестницы в северном трансепте работы Диего де Силоэ (1519 г.) вновь появился в более крупной форме в Большом театре Бордо 18 века ; затем в 19 веке, в еще большем масштабе, на большой лестнице Дворца Гарнье в Париже работы Шарля Гарнье . [42]
-
Дверь апостолов, Бургосский собор (13 век)
-
Яркие готические башни и фасад собора Бургоса (13–16 века).
-
Звездный свод купола Бургосского собора (15–16 века).
-
Золотая лестница северного трансепта собора Бургоса (1519 г.)
- Собор Сеговии (1525–1577 гг.) — яркий пример поздней испанской готики с тщательно продуманными декоративными сводами и богатым орнаментом. Купол был пристройкой 17 века. Купола заменили высокие деревянные шпили из американского красного дерева .
-
Собор Сеговии (1525-1577 гг.). Купола представляют собой пристройку 17 века, заменившую деревянные шпили.
-
Интерьер собора Сеговии
-
Клуатры собора Сеговии
Перпендикулярная готика - Англия (конец 13–16 веков).
[ редактировать ]Перпендикулярная готика в Англии конца XIII – XVI веков примерно совпадала с ярким стилем во Франции. Он стремился к созданию богатых визуальных эффектов посредством декора и отдавал преобладание вертикальным линиям, особенно в узоре окон. Окна занимали большую часть пространства стены. Архитекторы также экспериментировали с различными видами декоративных сводов, например, с веерным сводом , где большинство тонких ребер, поднимающихся вверх от стройных колонн, носили чисто декоративный характер. Основные примеры этого стиля включают Глостерский собор, часовню Королевского колледжа в Кембриджском университете и часовню Генриха IV в Вестминстерском аббатстве . [43]
- Глостерский собор (1089–1499) содержит элементы всех периодов готической архитектуры, а также еще более ранние остатки нормандской архитектуры . Склеп выполнен в нормандском стиле, неф — в стиле ранней английской готики, а южный трансепт — в стиле декорированной готики . в перпендикулярном стиле На южном крыльце используется веерный свод , а в монастырях к северу от нефа есть, как говорят, самые старые из сохранившихся веерных сводов в Англии, датируемые 1351–1379 годами. Монастырь также известен тем, что здесь снимались три фильма о Гарри Поттере . [44]
-
Глостерский собор (1089–1499)
-
Глостерского собора (1089–1499) Хор и главный алтарь
-
Монастыри Глостерского собора со старейшими сохранившимися английскими веерными сводами.
- Часовня Королевского колледжа Кембриджского университета была построена между 1446 и 1515 годами и является ярким примером английской перпендикулярной готической архитектуры. Он был построен Генрихом VI Англии . Окна были добавлены в 1531 году, а в 1532–1536 годах - богато украшенная ширма на крыше , характерная для эпохи Возрождения. огромные декоративные веерные своды Отличительной перпендикулярной чертой являются . Окна в характерном перпендикулярном стиле почти полностью заполняют стены.
-
Часовня Королевского колледжа Кембриджского университета
-
Окна часовни Королевского колледжа в Кембридже (1446–1451) заполняют почти все пространство стены.
-
Веерный свод использовался в нефе и хоре часовни Королевского колледжа (1446–1451 гг.).
- Капелла Генриха VII Вестминстерского аббатства . Часовня была построена Генрихом VII в перпендикулярном стиле . Вестминстерское аббатство имеет уникальный статус в Англии; Раньше это был монастырь, а затем, чтобы его не упразднили, когда Генрих VIII распустил монастыри, он был объявлен собором на десять лет. Теперь это церковь, специально предназначенная для использования королем или королевой.
-
Потолок капеллы Генриха VII с подвесными сводами.
Переход от готики к ренессансу (16 век)
[ редактировать ]В 16 веке в Европе начался переход от готики к классицизму Возрождения. Оно началось в Италии, особенно во Флоренции, и было основано на восхищении древнеримскими моделями. Это привело к копированию греческой и римской скульптуры, а затем и классических архитектурных моделей, таких как колонна, круглая арка и купол.
Во Франции переход был наиболее очевиден в церкви Сен-Эсташ в Париже, расположенной рядом с городским рынком Ле-Аль , начатый в 1532 году итальянским архитектором Доменико да Кортона , фаворитом короля Франции Франциска I , который также спроектировал многие элементы эпохи Возрождения во дворце Фонтенбло . Из-за технических и финансовых трудностей и последовавших религиозных войн он не был закончен до 1640 года. Снаружи он был в основном готическим, но интерьер представлял собой смесь готического и ренессансного классицизма, например, подвески на краеугольных камнях сводов, и порядки классических колонн. Он получил новый классический западный фасад Жюля Ардуэна-Мансара в 1754 году. Во время Французской революции он был разграблен и превращен в Храм сельского хозяйства, а в 1844 году пострадал от пожара, но был восстановлен. [45]
Первая церковь эпохи Возрождения в Германии, церковь Св. Анны в Аугсбурге , также известная как капелла Фуггера (1509–1581), возвестила о переходе своим классическим декором. Мартин Лютер посетил церковь, и в 1545 году она стала лютеранской . В Англии переход занял гораздо больше времени из-за разрыва между Генрихом VIII и Римом. Английские соборы и церкви оставались готическими на протяжении большей части 16 века. Английский Ренессанс возник из смеси тюдоровской готики с ренессансными украшениями, такими как реалистическая скульптура Генриха VII, созданная для его гробницы в Вестминстерском аббатстве итальянским скульптором Пьетро Торриджани (1509).
-
Церковь Сен-Эсташ, Париж (1532–1640 гг.)
-
Интерьер Сент-Эстанса представлял собой смесь деталей готики и ренессанса. (1532–1640)
-
Смесь готических и классических колонн в церкви Сен-Эсташ.
-
Часовня Фуггеров церкви Святой Анны в Аугсбурге была первой церковью эпохи Возрождения в Германии. (1509–1581)
Готическое возрождение
[ редактировать ]Особые достопримечательности готических соборов и церквей начали заново открываться в начале 19 века. Одной из главных причин был огромный успех романа «Горбун из Нотр-Дама » (1831) Виктора Гюго . Французский писатель Проспер Мериме был призван королем Луи Филиппом I классифицировать и, где это возможно, восстанавливать готические соборы и церкви. Он поручил Эжену Виолле-ле-Дюку и начал с восстановления аббатства Везле . Еще более масштабные проекты были начаты по восстановлению Сент-Шапель , базилики Сен-Дени и Нотр-Дам де Пари . Некоторые реставрации были сделаны скорее на основе воображения, чем исторической точности; На протяжении веков было сделано так много кумулятивных модификаций, что, как признавал Виолле-ле-Дюк, невозможно воссоздать какую-либо церковь точно такой, какой она была в какой-то конкретный момент. Его критиковали, в частности, за то, что он спроектировал более высокий и богато украшенный шпиль собора Нотр-Дам взамен оригинального шпиля 13-го века, который был снят в 1786 году. Его также критиковали за замену скульптуры горгульи , химеры и другие мифические существа, удаленные в 18 веке, в новых версиях. [46]
В середине 19 века в Европе и за ее пределами было построено несколько известных готических соборов и церквей. В их число входила базилика Святой Клотильды (1846–1857 гг.) в Париже архитектора Леона Вотрена. Эта церковь послужила моделью фасада другой новой церкви, собора Святого Сердца , построенной в Гуанчжоу , Китай, между 1863 и 1868 годами, частично финансируемой за счет пожертвований французского императора Наполеона III .
В 20 веке неоготические соборы были построены, в частности, Епископальной церковью в Соединенных Штатах, используя новые технологии строительства из железа и стали и железобетона. в сочетании с традиционными формами. Примеры включают Национальный собор в Вашингтоне, округ Колумбия (начался в 1907 году) и собор Грейс в Сан-Франциско (1928–1964). Строительство Национального собора в Вашингтоне, округ Колумбия, в 1907 году, но в начале 21 века все еще продолжалось. Окно-роза (1977 г.) было посвящено президенту Джимми Картеру и королеве Великобритании Елизавете II .
-
Базилика Св. Клотильда , Париж (1846–57)
-
Собор Святого Сердца , Гуанчжоу , Китай (1863–1868 гг.)
-
Собор Грейс в Сан-Франциско (1928–1964)
-
Вашингтонский национальный собор (начало 1907 г.)
-
Окно-роза Национального собора (1977)
Хор – театр церемоний
[ редактировать ]Готический собор или церковь были молитвенным домом, а также театром для церемоний с фиксированным ритуалом каждый день. Самыми многочисленными участниками этих церемоний были каноники , или члены Соборного капитула . Число каноников в капитуле варьировалось от двенадцати в небольшом соборе до пятидесяти в Нотр-Дам де Пари и более восьмидесяти в Лаонском соборе . Помимо служения Мессы , каждый день они должны были совершать Часовую литургию четыре раза в день, с четырьмя дополнительными службами по воскресеньям. К этому очень регулярному графику прилагалось множество дополнительных обязанностей и церемоний. [47]
Большинство этих церемоний проходило в хоре (иногда называемом «кире») собора, ближе к восточному концу, между нефом на западе и святилищем на востоке. Хор был подобен церкви в церкви; от остальной части собора его отделяла декоративная ширма, составленная из барельефов, иллюстрирующих истории из жизни Христа. Здесь также была богато украшенная трибуна, на которой читались соответствующие тексты из Библии. Главный алтарь также находился внутри хора, повернутого на восток. Каноники сидели в два ряда резных деревянных сидений, лицом друг к другу, под прямым углом к сиденьям в нефе. сохранилась только одна оригинальная средневековая ширма . В готическом соборе Альби на юге Франции [47]
-
Оставшаяся оригинальная готическая ширма в соборе Альби.
-
Хоры в Амьенском соборе
-
Хоры в Кельнском соборе
-
Хоры в соборе Сеговии
Витраж
[ редактировать ]Витражи с самого начала были отличительной чертой готической церкви и собора. Аббат Сужер , считавший свет проявлением божественного, установил разноцветные окна в амбулатории базилики Сен-Дени , и они были представлены во всех главных соборах Франции, Англии и остальной Европы. В 13 и 14 веках они становились все больше и больше, пока полностью не заполнили стены. Однако они утратили часть первоначальной простоты и богатства цвета, поскольку художники соревновались с живописцами и фресками в создании огромных окон, заполненных натуралистическими фигурами. [48]
В средние века стеклодувы и витражисты были отдельными профессиями. Стеклодувы работали вблизи лесов, где было много дров для плавки и формования стекла, а художники работали ближе к строительным площадкам. В более ранних соборах и церквях диапазон цветов был ограничен, и цвет добавлялся при изготовлении стекла. с использованием оксидов металлов; кобальт — синий, медь — рубиново-красный, марганец — фиолетовый и сурьма — желтый. Стекло плавили с красками, выдували, придавали форму цилиндрам, раскатывали, а затем разрезали на листы размером примерно 10–12 дюймов (25–30 сантиметров). Стекла ранних окон значительно различались по толщине, что придавало больше богатства и разнообразия, чем в более поздних окнах. [48]
Цветное стекло было доставлено в мастерскую художника, где было изготовлено окно. На большом побеленном столе был нарисован рисунок окна в натуральную величину с указанием цветов. ремесленники раскалывали куски цветного стекла горячим утюгом по образцу, «задевали» или сглаживали края, а затем складывали их в длинные свинцовые полоски. Затем полоски свинца со стеклом были собраны и спаяны вместе. Такие детали, как лица, орнамент и надписи, были нарисованы на стекле стекловидной эмалью, а затем нагреты для сплавления эмали со стеклом. Затем окно было гидроизолировано шпаклевкой вдоль свинцовых полос, а затем, поскольку свинец был гибким, заведено в железную раму большего размера. [48]
Поскольку окна продолжали увеличиваться в размерах, им требовалась дополнительная поддержка от ветра. Это обеспечивалось узором и средниками , тонкими каменными ребрами, в которые вписывались секции окон. По мере того, как окна становились больше, узор становился все более и более замысловатым, приобретая вискозный и яркий узор. Таким образом, архитектура и окна постепенно стали сливаться воедино и быть неразделимыми.
-
Христос между фигурами, изображающими церковь и синагогу, базилика Сен-Дени (12 век)
-
Деталь жизни Карла Великого, седьмой залив Шартрского собора (1225 г.)
-
Святой Варнава, деталь окна Линкольнского собора (1201–1235 гг.)
-
Деталь сцены крещения из витража из Сент-Шапель , которая сейчас находится в музее Клюни (1238–1248 гг.)
Розовые окна
[ редактировать ]Круглые окна, называемые окулами, существовали во времена Римской империи, а их простая версия использовалась в романских церквях. Одним из ранних примеров является аббатство Помпоза в Помпосе, Италия, 10 века. Готические окна имели более важное положение над порталом на западном конце и превосходили более ранние окна по размеру и сложности. Аббатство Сен-Дени имело небольшое окно-розетку на западном фасаде, над тремя глубокими пролетами порталов, - такое расположение последовало за последующими соборами во Франции. В XII веке к северному и южному трансептам были также добавлены большие окна-розетки. Розы трансепта в Нотр-Даме датируются 1250 годом (север) и 1260 годом (юг). Помимо Нотр-Дама, другие известные окна из искусственного шелка были построены в Реймсском соборе и Амьенском соборе . Они имели дополнительные разделительные перемычки, арки и круги. Из Франции окно-роза распространилось в Испанию ( Собор Бургоса ), Англию ( Собор Линкольна ) и Италию ( Собор Каррара ). Более поздние окна-розетки Flamboyant стали гораздо более свободными в своем дизайне, с извилистыми решетками двойной изогнутости. Примеры можно найти по адресу Собор Бове (начало 16 века). [49]
-
Реймсский собор , Сияющее окно-розетка северного трансепта (1211–1345 гг.)
-
Собор Парижской Богоматери , Сияющее окно северного трансепта (около 1250 г.)
-
Яркая роза в Сент-Шапель де Венсен (оригинальное стекло разбито во время Французской революции ) (1379–1480)
-
Яркая роза северного трансепта собора Бове (16 в.)
Портальная и фасадная скульптура
[ редактировать ]По давней христианской традиции алтарь соборов располагался на восточной стороне, обращенной к восходу солнца, а главный вход - на западе. Следуя романской традиции, западный фасад базилики Сен-Дени , построенной в 1137–1140 годах, задал стиль французских готических соборов; три отсека и три двери, каждая с. резной каменный тимпан скульптуры внутри арки над перемычкой над дверью. Вуссуары, клиновидные, расположенные рядом с арками, также были заполнены фигурами. К сожалению, один оригинальный дверной проем был разрушен, а скульптуры на двух оставшихся в основном представляют собой воссозданные произведения XIX века. [50]
Три портала Нотр-Дам де Пари общей шириной сорок метров относятся к числу лучших образцов высокой готики. Скульптурное оформление центральной двери посвящено Страшному суду , слева — Деве Марии , в честь которой назван собор, и справа от Святой Анны . Вуссюр переполнен небольшими скульптурами ангелов и святых. Кроме того, есть ряды скульптур, изображающих занятия месяцев, добродетели и пороки, а над порталами расположены дополнительные галереи, изображающие королей Франции и сцены из жизни Девы Марии. [1]
В 13 веке фасадная скульптура стала более естественной и выразительной, как в знаменитом улыбающемся ангеле на северном портале западного фасада Реймсского собора . Драпировка фигур, скульптурные растения и цветы были вырезаны реалистично и с вниманием к деталям.
-
Тимпан центрального портала базилики Сен-Дени (1137–1140 гг.)
-
Деталь скульптуры центрального портала Собора Парижской Богоматери (13 век).
-
Высокая готика - Улыбающийся ангел, северный портал западного фасада Реймсского собора работы мастера Святого Иосифа. (1240)
В Англии скульптура не ограничивалась порталами, а размещалась по всему фасаду, как на фронтоне Уэллсского собора . Реалистичная скульптура также появилась в 13 веке на западном фасаде Страсбурга, начавшаяся в 1272 году, и в немецких государствах, например, в Наумбургском соборе (ныне протестантская церковь) (1250). Они были выполнены в изысканном стиле под названием «Мульденстиль» .
В Италии лучший период для соборной скульптуры был между 1250 и 1350 годами, в работах Николы Пизано в Пизанском баптистерии (1259–1260 гг.) и Сиенском соборе (1265–1268 гг.), а также в работах его сына Джованни Пизано. , на фасаде Сиенского собора. Андреа Пизано (не родственник Николы и Джованни) прославился своими бронзовыми дверями баптистерия Флорентийского собора . Работы Пизано перенесли итальянскую скульптуру от готики к римским моделям эпохи Возрождения. [50]
-
Фронтон Уэллсского собора с Христом Судьей (современная замена) над двенадцатью апостолами и девятью архангелами . (14 век)
-
Скульптура над порталом Страсбургского собора (15–16 вв.)
Роспись и цвет
[ редактировать ]В средние века многие готические соборы и церкви были ярко раскрашены как внутри, так и снаружи. Следы краски были обнаружены на стенах и скульптуре. Некоторые соборы, такие как собор Альби на юге Франции, до сих пор сохранили свой первоначальный цвет, а другие, в частности Шартрский собор и аббатство Сен-Жермен-де-Пре в Париже, реставрируют или воссоздают более ранние конструкции. или, в случае Шартра, очистить стены и покрасить их в белый цвет. Эту практику подвергли критике некоторые, предпочитающие стены, покрытые столетиями сажей. [25]
-
Неф собора Альби
-
Аббатство Сен-Жермен-де-Пре с цветным декором (с 2012 г.)
-
Аббатство Сен-Жермен-де-Пре с цветным декором (с 2012 г.)
Колокола и колокольни
[ редактировать ]Церковные колокола были введены в христианские религиозные церемонии Паулином Нольским в 400 году нашей эры и были официально одобрены Папой Сабинианом в 604 году нашей эры. [51] В романских соборах и церквях колокола часто размещались в колокольне — башне, отдельной от самого собора, как в Пизанской башне . Строительство Пизанской башни было начато в 1173 году, но из-за проблем с опусканием и наклоном было завершено только в 1372 году с колокольней в готическом стиле. У него было семь колоколов, по одному на каждую ноту шкалы.
Нотр-Дам де Пари был особенно известен своими колоколами. [52] В них звонили, чтобы призвать членов прихода на церковные службы, отметить часы и церемонию Ангелуса , а также для особых случаев, таких как важные похороны и свадьбы, или для празднования особых событий, таких как военные победы или окончание войн. или всякий раз, когда королевская семья посещала мессу в соборе. В соборе Парижской Богоматери десять колоколов: восемь в южной башне и два, самые большие, в северной башне. Главный колокол, или бурдон, по имени Эммануэль, был установлен в северной башне в 15 веке и стоит до сих пор. Звучит нота фа-диез. Первоначально, чтобы позвонить в этот единственный колокол, требовалась сила одиннадцати человек, которые тянули веревки из комнаты внизу. Один только колокол колокола весит сто десять килограммов. Четыре других ранних колокола были переплавлены во время Французской революции . Колокола можно было раскачивать, чтобы они рифмовались, что называлось звоном, или ударять, что называлось звоном. Звон был настолько громким, что звонари на несколько часов оглохли. Ручные съемники звонков были заменены ножными педалями в 19 веке, а в 20 веке - электрической системой, которая ударяет в колокола, не раскачивая их. [53]
Колокола Винчестерского собора в Англии появились еще с саксонской эпохи. Известно, что король Кнут пожертвовал два колокола местной церкви Старого собора в 1035 году. В 1632 году здесь было семь колоколов. Сегодня их шестнадцать, самая старая датируется 1621 годом. Помимо ежедневных служб, похорон и других особых мероприятий, в них традиционно звонили для объявления о казнях, и эта практика продолжалась до тех пор, пока в Англии в 1965 году не была отменена смертная казнь. [54]
-
с Пизанская башня романской башней и готической колокольней.
-
Девять недавно отлитых колоколов Нотр-Дам-де-Пари выставлены в нефе в 2013 году.
Самые старые, самые большие и высокие готические соборы
[ редактировать ]- Самый старый . Первым готическим церковным сооружением были амбулатория и хор базилики Сен-Дени в Париже.
- Собор Сан , строительство которого началось в 1130 году, был первым полностью готическим собором во Франции. [55] [ нужна страница ]
- Самый большой . Севильский кафедральный собор имеет внутреннее пространство более 500 000 кубических метров. [56] а Миланский собор имеет внутреннюю площадь 440 000 кубических метров, что делает их крупнейшими соборами по внутреннему пространству в Европе. Кельнский собор длиной 144 м (472 фута) и высотой 86,25 м (283 фута) с внутренним пространством 407 000 кубических метров считается крупнейшим готическим собором в Северной Европе.
- Самые высокие шпили . Кельнский собор имеет самые высокие готические шпили в Европе, высотой 157,4 м (516 футов). [38]
- Самый высокий неф . Хор собора Бове имеет высоту 48 м (157 футов), хотя была завершена только одна его часть. Он немного выше нефа собора Святого Петра в Риме. [57]
См. также
[ редактировать ]- Архитектура соборов и великих церквей
- Архитектура средневековых соборов Англии
- Строительство готического собора
- Ранняя готическая архитектура
- Английская готическая архитектура
- Французская готическая архитектура
- Влияние на готическую архитектуру
- Список готических соборов в Европе
Примечания и цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «готика» . Онлайн-энциклопедия Ларусса (на французском языке) . Проверено 9 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Рено и Лазе 2006 , с. 36.
- ^ Jump up to: а б Руководство , с. 153.
- ^ «Гийом де Санс» . Онлайн-энциклопедия Ларусса (на французском языке) . Проверено 9 июля 2020 г.
- ^ Мило 2015 , с. 4.
- ^ Эллис, Дэвид (4 февраля 2007 г.). «Истинное значение слова «Церковь» » . Лучший мир . Проверено 27 апреля 2020 г.
- ^ Словарь архитекторов , Энциклопедия Universalis (1999), стр. 659–663
- ^ Jump up to: а б Миньон 2015 , с. 9.
- ^ Путеводитель : «Базилика вместе с ее шеветом представляет собой первый шедевр готической архитектуры».
- ^ Jump up to: а б с О'Рейли 1921 , Глава III.
- ^ Миньон 2015 , стр. 18–19.
- ^ Jump up to: а б с Готическое искусство в Британской энциклопедии
- ^ Уильям Санский в Британской энциклопедии
- ^ Веб-сайт Солсберийского собора - история
- ^ Строительство в Британской энциклопедии
- ^ Цистерцианский стиль в Британской энциклопедии
- ^ Jump up to: а б «Цистерцианец» . Онлайн-энциклопедия Ларусса (на французском языке) . Проверено 9 июля 2020 г.
- ^ Риво в Британской энциклопедии
- ^ «Монастырский комплекс Маульбронн» . Всемирное наследие ЮНЕСКО . Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры . Проверено 13 июня 2018 г.
- ^ Хаддлстон, Гилберт. «Аббатство Уитби». Католическая энциклопедия. Архивировано 24 июня 2020 г. в Wayback Machine Vol. 15. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1912. 2 февраля 2020 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Универсальный словарь имен собственных Пти Роберта (1988), стр. 1409
- ^ Jump up to: а б Миньон 2015 , с. 20.
- ^ Jump up to: а б Сияющий стиль в Британской энциклопедии
- ^ Jump up to: а б Миньон 2015 , с. 20-21.
- ^ Jump up to: а б Личфилд, Джон (23 октября 2015 г.). «Да будет свет? Шартрский собор попал в зачистку» . Независимый .
- ^ Руководство , с. 303.
- ^ Мило 2015 , с. 28.
- ^ Руководство , с. 297.
- ^ Мило 2015 , с. 26.
- ^ Мило 2015 , с. 29.
- ^ Мило 2015 , с. 38.
- ^ Мило 2015 , с. 30.
- ^ Мило 2015 , с. 30-31.
- ^ «Мон-Сен-Мишель» . Онлайн-энциклопедия Ларусса (на французском языке) . Проверено 9 июля 2020 г.
- ^ Мило 2015 , с. 47.
- ^ [1] Архивировано 1 марта 2020 г. на официальном сайте собора Wayback Machine Wells Cathedral - История.
- ^ Миньон 2015 , стр. 40–41.
- ^ Jump up to: а б Кельнский собор в Британской энциклопедии
- ^ Jump up to: а б с Западная архитектура - Высокая готика в Британской энциклопедии
- ^ Jump up to: а б Яркий стиль в Британской энциклопедии
- ^ База Мериме : Тур Сен-Жак , Министерство культуры Франции. (на французском языке)
- ^ * Профиль объекта всемирного наследия. Архивировано 25 июля 2020 г. в Wayback Machine | Профиль собора Бургоса, внесенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
- ^ Перпендикулярный стиль в Британской энциклопедии
- ^ «Глостерский собор | История собора» . www.gloucestercathedral.org.uk . Архивировано из оригинала 28 сентября 2021 г. Проверено 24 апреля 2020 г.
- ^ Дюмулен, Алин и другие, Церкви Парижа - Les Essentiels de Patrimoine (2010), стр. 18–23
- ^ Мило 2015 , с. 18.
- ^ Jump up to: а б Миньон 2015 , с. 46.
- ^ Jump up to: а б с витражи в Британской энциклопедии
- ^ Окно-роза в Британской энциклопедии
- ^ Jump up to: а б Западная скульптура в Британской энциклопедии
- ^ Смит, Роджер Дж. (1997). «Церковные колокола» . Католическая церковь Святого Сердца и миссия Святого Ива. Архивировано из оригинала 07 декабря 2021 г. Проверено 12 мая 2020 г.
Колокола вошли в употребление в наших церквях уже в 400 году, и их введение приписывают Паулину, епископу Нолы, города Кампания, в Италии. Их использование быстро распространилось, так как в те смутные времена церковный колокол служил не только для призыва верующих на богослужения, но и для подачи сигнала тревоги при угрозе опасности. Их использование было санкционировано в 604 году папой Сабинианом, а церемония их освящения была установлена чуть позже. Очень большие колокола для церковных башен, вероятно, не использовались до одиннадцатого века.
- ^ Тританьяк, Андре и Колони, Мари-Жанна, Откройте для себя Нотр-Дам де Пари , Les Éditions de Cerf, Париж (1984), ( ISBN 2-204-02087-7 ), стр. 249–255.
- ^ Титаньяк и Колони (1984), стр. 249–55
- ^ Веб-сайт Винчестерского собора, колокола (Winchester-Cathedral.org.uk)
- ^ Руководство .
- ^ «Объект всемирного наследия» . Севильский кафедральный собор .
- ^ Бове в Британской энциклопедии
Библиография
[ редактировать ]По-английски
[ редактировать ]- Мартиндейл, Эндрю, Готическое искусство (1967), Темза и Гудзон (на английском и французском языках); ISBN 2-87811-058-7ad
- О'Рейли, Элизабет Бойл (1921). Как Франция строила свои соборы – исследование двенадцатого и тринадцатого веков . Харпер и братья.
- Смит, А. Фриман, Английская церковная архитектура средневековья - элементарный справочник (1922), T. Fisher Unwin, Ltd., Лондон (1922) (Полный текст доступен на Project Gutenberg )
На французском языке
[ редактировать ]- Дюшер, Робер, Характеристики стилей (1988), Фламмарион, Париж (на французском языке); ISBN 2-08-011539-1
- Мартиндейл, Эндрю, Готическое искусство (1967), Темза и Гудзон (на английском и французском языках); ISBN 2-87811-058-7
- Миньон, Оливье (2015). Архитектура готических соборов (на французском языке). Издания Ouest-France. ISBN 978-2-7373-6535-5 .
- Миньон, Оливье (2017). Французская архитектурная культура – аббатства, церкви, соборы и замки (на французском языке). Издания Ouest-France. ISBN 978-27373-7611-5 .
- Рено, Кристоф; Лазе, Кристоф (2006). Стили архитектуры и мебели (на французском языке). Гиссеро. ISBN 9-782877-474658 .
- Ривер, Реми; Лавуа, Аньес (2007). Башня Жан-Санс-Пер , Ассоциация друзей башни Жан-Санс-Пер. ISBN 978-2-95164-940-8
- Тексье, Симон (2012), Парижская панорама архитектуры от античности до наших дней , Париграмма, Париж (на французском языке), ISBN 978-2-84096-667-8
- Тританьяк, Андре и Колони, Мари-Жанна, «Открытие Нотр-Дама де Пари» , Les Éditions de Cerf, Париж (1984), ISBN 2-204-02087-7
- Венцлер, Клод (2018), Котические соборы – средневековый вызов , Éditions Ouest-France, Ренн (на французском языке) ISBN 978-2-7373-7712-9
- Путеводитель по наследию во Франции (на французском языке). Éditions du Patrimoine, Центр национальных памятников. 2002. ISBN 978-2-85822-760-0 .