Влияние на готическую архитектуру
Готический стиль архитектуры находился под сильным влиянием романской архитектуры предшествовавшей ему . Почему готический стиль возник из романского и каковы были ключевые факторы, повлиявшие на его развитие, является сложной проблемой, для решения которой недостаточно конкретных доказательств, поскольку средневековая готическая архитектура не сопровождалась современной письменной теорией, в отличие от «ренессанса». и его трактаты . [1] [2] Был выдвинут ряд противоположных теорий о происхождении готики: например, готика возникла органично как « рационалистический » ответ на структурные проблемы; [3] что готика основывалась на методах средневековой схоластической философии; [4] что готика была попыткой подражать небесам и свету, упомянутым в различных библейских отрывках, таких как Откровение ; [5] что готика была «средневековым модернизмом », сознательно отвергающим « исторические » формы классической архитектуры . [6] Помимо конкретных теорий, стиль также формировался под влиянием конкретного географического, политического, религиозного и культурного контекста Европы, начиная с XII века («первым» готическим зданием считается Сен-Дени во Франции в 1140-х годах по единогласному мнению ученых. [7] ).
Политический
[ редактировать ]В конце XII века Европа была разделена на множество городов-государств и королевств. Территория, охватывающая современную Германию, южную Данию, Нидерланды, Бельгию, Люксембург, Швейцарию, Австрию, Чехию и большую часть северной Италии (за исключением Венеции и Папской области ), номинально была частью Священной Римской империи , но местные правители пользовались значительной автономией. Франция , Дания , Польша , Венгрия , Португалия , Шотландия , Кастилия , Арагон , Наварра и Кипр были независимыми королевствами, как и Анжуйская империя , чьи короли Плантагенеты правили Англией и большими владениями на территории, которая впоследствии стала современной Францией. [8] [ нужна страница ] Норвегия попала под влияние Англии, а другие скандинавские страны и Польша находились под влиянием торговых контактов с Ганзейским союзом . Швабские короли принесли готическую традицию из Германии в Южную Италию, часть Нормандского королевства Сицилия , а после Первого крестового похода короли Лузиньянов представили французскую готическую архитектуру на Кипре и в Иерусалимском королевстве . [ нужна ссылка ]
По всей Европе в это время наблюдался быстрый рост торговли и связанный с этим рост городов. [9] [ нужна страница ] [10] [ нужна страница ] В Германии и Низинах были большие процветающие города, которые росли в относительном мире, в торговле и конкуренции друг с другом или объединялись для взаимного блага, как в Ганзейском союзе. Гражданское строительство имело большое значение для этих городов как признак богатства и гордости. Англия и Франция оставались в значительной степени феодальными и создавали величественную внутреннюю архитектуру для своих королей, герцогов и епископов, а не величественные ратуши для своих бюргеров. [ нужна ссылка ]
Религиозный
[ редактировать ]власть . В то время Римско-католическая церковь преобладала во всей Западной Европе, влияя не только на веру, но также на богатство и Епископы назначались феодалами (королями, герцогами и другими землевладельцами) и часто управляли крупными поместьями как настоящие князья. В период раннего средневековья наблюдался быстрый рост монашества, при этом преобладали несколько различных орденов, широко распространявших свое влияние. Прежде всего были бенедиктинцы , чьи великие аббатские церкви значительно превосходили по численности любые другие церкви во Франции, Нормандии и Англии. [ нужна ссылка ] Частично их влияние заключалось в том, что вокруг них развивались города, становившиеся центрами культуры, обучения и торговли. [ нужна ссылка ] Они были строителями аббатства Сен-Дени и аббатства Сен-Реми во Франции . [ нужна ссылка ] Более поздние бенедиктинские проекты (строительство и реконструкция) включают Руанское аббатство Сен-Уан , аббатство Ла-Шез-Дье и хор Мон-Сен-Мишель во Франции. Английскими примерами являются Вестминстерское аббатство , первоначально построенное как монашеская церковь бенедиктинского ордена; и реконструкция бенедиктинской церкви в Кентербери . [ нужна ссылка ]
Клюнийский ордены были распространены во Франции, а и цистерцианский великий монастырь Клюни разработал формулу хорошо спланированной монашеской территории, которая затем на протяжении многих столетий оказывала влияние на все последующее монастырское строительство. [9] [ нужна страница ] [10] [ нужна страница ] Цистерцианцы распространили этот стиль на восток и юг, в Польшу и Венгрию . [11] Меньшие ордена, такие как картезианцы и премонстранты, также построили около 200 церквей, обычно недалеко от городов. [12]
В 13 веке Франциск Ассизский основал нищенствующий орден францисканцев , или так называемых «Серых монахов». Святой Доминик основал нищих доминиканцев в Тулузе и Болонье , которые оказали особое влияние на строительство готических церквей Италии. [9] [ нужна страница ] [10] [ нужна страница ]
Тевтонский орден , военный орден , распространил готическое искусство в Померании , Восточной Пруссии и Балтийском регионе. [13]
Географический
[ редактировать ]С 10 по 13 века романская архитектура стала общеевропейским стилем и манерой строительства, затронув здания в таких далеких друг от друга странах, как Ирландия, Хорватия, Швеция и Сицилия. В то время развитие готической архитектуры затронуло ту же самую обширную географическую территорию, но принятие готического стиля и методов строительства различалось от места к месту, как и проявления готического вкуса. Близость некоторых регионов означала, что современные границы страны не определяют стилевые различия. [9] [ нужна страница ] С другой стороны, некоторые регионы, такие как Англия и Испания, обладали определяющими характеристиками, которые редко можно увидеть где-либо еще, за исключением тех случаев, когда они были перенесены странствующими мастерами или переведены епископами. [ нужна ссылка ] Региональные различия, очевидные в церквях романского периода, часто становятся еще более очевидными в готических. [10] [ нужна страница ]
Доступность местных материалов повлияла как на конструкцию, так и на стиль. Во Франции известняк был легко доступен в нескольких сортах, причем очень мелкий белый известняк Кана предпочитался для скульптурного оформления. [ нужна ссылка ] В Англии был грубый известняк и красный песчаник, а также темно-зеленый мрамор Пурбек , который часто использовался для изготовления архитектурных элементов. [ нужна ссылка ]
В Северной Германии, Нидерландах, северной Польше, Дании и странах Балтии местный строительный камень был недоступен, но существовала сильная традиция строительства из кирпича. Получившийся в результате стиль, кирпичная готика , в Германии и Скандинавии называется «Backsteingotik» и ассоциируется с Ганзейским союзом. [ нужна ссылка ] В Италии для укреплений использовался камень, но для других построек предпочитался кирпич. Из-за обширных и разнообразных месторождений мрамора многие здания были облицованы мрамором или остались без отделки фасада, чтобы это можно было сделать позже. [ нужна ссылка ]
Доступность древесины также повлияла на стиль архитектуры: в Скандинавии преобладали деревянные постройки. [ нужна ссылка ] Доступность древесины повлияла на методы строительства крыш по всей Европе. Считается, что великолепные крыши с балками-молотами в Англии были созданы как прямой ответ на нехватку длинной прямой выдержанной древесины к концу средневекового периода, когда леса были уничтожены не только для строительства огромных крыш, но и для строительства огромных крыш. судостроение. [9] [ нужна страница ] [14] [ нужна страница ]
Романская традиция
[ редактировать ]Готическая архитектура выросла из предыдущего архитектурного жанра, романского . По большей части полного разрыва не произошло, как это произошло позже во эпохи Возрождения Флоренции с возрождением классического стиля в начале 15 века. [ нужна ссылка ]
К 12 веку строители по всей Европе разработали романские архитектурные стили (названные в Англии норманнской архитектурой из-за ее связи с норманнским завоеванием ). [15] Ученые сосредоточились на категориях романских/нормандских зданий, включая соборную церковь, приходскую церковь , церковь аббатства , монастырь , замок , дворец , большой зал , сторожку , гражданское здание , склад и другие. [16]
Многие архитектурные особенности, связанные с готической архитектурой, были разработаны и использованы архитекторами романских зданий, особенно при строительстве соборов и монастырских церквей. К ним относятся ребристые своды, контрфорсы , сгруппированные колонны, амбулатории, колесные окна , шпили, витражи и богато резные дверные тимпаны. Это были особенности церковной архитектуры еще до развития готического стиля, и все они должны были развиваться все более сложными способами. [17]
В основном именно развитие остроконечной арки привело к изменению, отделяющему готику от романской. [ нужна ссылка ] Это технологическое изменение сломало традицию массивной каменной кладки и сплошных стен с небольшими отверстиями, заменив ее стилем, в котором свет, кажется, торжествует над веществом. [ нужна ссылка ] С его использованием были разработаны многие другие архитектурные устройства, которые ранее испытывались в разрозненных зданиях, а затем использовались для удовлетворения структурных, эстетических и идеологических потребностей нового стиля. К ним относятся аркбутаны, вершины и ажурные окна. [9]
Восточно-христианская, сасанидская и исламская архитектура
[ редактировать ]Остроконечная арка определяющих атрибутов готики, появляется в позднеримской византийской архитектуре и сасанидской архитектуре Ирана , один из в период поздней античности , хотя эта форма использовалась и раньше, как, возможно, в храме Бела I века нашей эры, Дура Европос в Римская Месопотамия . [18] В римском контексте это происходило в церковных зданиях в Сирии и в отдельных светских сооружениях, таких как мост Карамагара в современной Турции . В архитектуре Сасанидов параболические и остроконечные арки использовались как во дворцовом, так и в священном строительстве. [19] Очень слегка заостренная арка, построенная в 549 году, существует в апсиде базилики Сант-Аполлинаре в Классе в Равенне , а чуть более заостренный пример - в церкви, построенной в 564 году в Касре ибн Вардане в римской Сирии . [20] На развитие остроконечных арок, возможно, повлияли эллиптические и параболические арки, часто используемые в сасанидских зданиях с использованием скатных кирпичных сводов , которые устраняли любую необходимость в деревянном центрировании и которые на протяжении тысячелетий использовались в Месопотамии и Сирии. [21] Самые старые стрельчатые арки в исламской архитектуре находятся в Куполе Скалы , построенном в 691/2 году, а некоторые другие появляются в Великой мечети Дамаска , строительство которой началось в 705 году. [22] Омейяды подковообразными создали самые старые остроконечные арки в средневековой Западной Европе, используя их вместе с арками в Великой мечети Кордовы , построенной в 785 году и неоднократно расширявшейся. [23] Во дворце Аббасидов в аль-Ухайдире в 778 году в качестве доминирующей темы, как структурной, так и декоративной, на всех фасадах и сводах комплекса использовались остроконечные арки, а в гробнице аль-Мунтасира , построенной в 862 году, использовался купол с заостренным арочным профилем. В Аббасид-Самарре было много остроконечных арок, особенно сохранившиеся Баб аль-Амма (монументальные тройные ворота). К 9 веку остроконечная арка использовалась в Египте и Северной Африке: в Нилометре в Фустате в 861 году, в мечети Ибн Тулуна 876 года в Каире и в Великой мечети Кайруана 870-х годов . В VIII и IX веках остроконечная арка использовалась в качестве стандарта в светских зданиях в архитектуре во всем исламском мире. [24] 10-го века Альхаферия в Сарагосе демонстрирует многочисленные формы арок, в том числе множество остроконечных арок, украшенных и разработанных до уровня изысканности дизайна, невиданного в готической архитектуре в течение следующих двух столетий. [23]
Расширение военных и культурных контактов с мусульманским миром, включая норманнское завоевание исламской Сицилии между 1060 и 1090 годами, крестовые походы , начавшиеся в 1096 году, и исламское присутствие в Испании , возможно, повлияли на принятие остроконечной арки в средневековой Европе, хотя эта гипотеза остается. спорный. [25] Структурные преимущества остроконечных арок, по-видимому, впервые были реализованы в средневековом латинско-христианском контексте в церкви аббатства, известной как Клюни III в аббатстве Клюни . [26] , построенная аббатом Хью Клюни Великая романская церковь Клюни III в 1089 году, была самой большой церковью на западе, когда она была завершена в 1130 году . [27] Кеннет Джон Конант , проводивший раскопки на месте руин церкви, утверждал, что архитектурные инновации Клюни III были вдохновлены исламской архитектурой Сицилии через Монте-Кассино . [26] Аббатство Монте-Кассино было основной общиной Бенедиктинского ордена и находилось на территории Нормандского королевства Сицилия , где в то время также существовали арабоязычные мусульманские общины. [ нужна ссылка ] . Ребристый свод со стрельчатыми арками использовался в аббатстве Лессе в Нормандии в 1098 году. [28] Собор Чефалу на Сицилии и Даремский собор в Англии примерно в одно и то же время. [29] В тех частях Западного Средиземноморья, которые находились под исламским контролем или влиянием, возникли богатые региональные варианты, сочетающие романские, византийские и более поздние готические традиции с исламскими декоративными формами, как это видно, например, в соборах Монреале и Чефалу , Севильском Алькасаре и Теруэльский собор . [30] [31]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Хотя проектирование и строительство купола Флорентийского собора Брунеллески часто называют одним из первых произведений эпохи Возрождения , восьмиугольный план, ребра и заостренный силуэт были определены уже в 14 веке.
- ^ Готическая южная башня увенчана шпилем в стиле барокко.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Трахтенберг, Марвин (январь 2000 г.). «Чудеса Сугера, Бурж Браннера: размышления о «готической архитектуре» как средневековом модернизме» . Геста . 39 (2): 194. дои : 10.2307/767145 . ISSN 0016-920X . JSTOR 767145 . S2CID 191408625 .
- ^ Робинсон, Алфи (22 февраля 2023 г.). « Как или лучше»: строительные контракты и позднесредневековые представления о качестве в архитектуре» . Журнал Британской археологической ассоциации . 176 : 249–269. дои : 10.1080/00681288.2023.2168897 . ISSN 0068-1288 . S2CID 257147542 .
- ^ Рудольф, Конрад (15 апреля 2019 г.), Рудольф, Конрад (ред.), «Введение: чувство утраты: обзор историографии романского и готического искусства» , «Спутник средневекового искусства» (1-е изд.), Уайли, с. 25, номер домена : 10.1002/9781119077756.ch1 , ISBN 978-1-119-07772-5 , S2CID 240902117 , получено 7 мая 2023 г.
- ^ Панофски, Эрвин (1951). Готическая архитектура и схоластика . Арчабби Пресс.
- ^ Симсон, Отто Георг фон (16 июня 2020 г.). Готический собор: истоки готической архитектуры и средневековая концепция порядка - расширенное издание . Издательство Принстонского университета. п. 8. ISBN 978-0-691-21403-0 .
- ^ Трахтенберг, Марвин (2000). «Чудеса Сугера, Бурж Браннера: размышления о «готической архитектуре» как средневековом модернизме» . Геста . 39 (2): 184. дои : 10.2307/767145 . ISSN 0016-920X . JSTOR 767145 . S2CID 191408625 .
- ^ Рудольф, Конрад (15 апреля 2019 г.), Рудольф, Конрад (ред.), «Введение: чувство утраты: обзор историографии романского и готического искусства» , «Спутник средневекового искусства» (1-е изд.), Уайли, с. 24, номер домена : 10.1002/9781119077756.ch1 , ISBN 978-1-119-07772-5 , S2CID 240902117 , получено 7 мая 2023 г.
- ^ «Готическое искусство», раздел: «Готическая архитектура в Англии» Уте Энгеля: Англия была одним из первых регионов, принявших во второй половине XII века новую готическую архитектуру, зародившуюся во Франции. Исторические отношения между двумя странами сыграли решающую роль: в 1154 году на английский престол взошел Генрих II (1154–1189) из французской династии Плантагенетов» . половина XII века, новая готическая архитектура, зародившаяся во Франции Англии ). [ нужна страница ]
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Банистер Флетчер, История архитектуры на основе сравнительного метода . [ нужна страница ]
- ^ Перейти обратно: а б с д Джон Харви, Готический мир
- ^ Гродецкий 1977 , с. 28.
- ^ Grodecki 1977 , стр. 29–30.
- ^ Гродецкий 1977 , с. 30.
- ^ Алек Клифтон-Тейлор, Соборы Англии [ нужна страница ]
- ^ Роберт Лиддьярд, Англо-нормандские замки (Вудбридж, Саффолк: Бойделл, 2003). ISBN 0851159044 ; и Кеннет Джон Конант, Каролингская и романская архитектура, 800–1200 гг. (Нью-Йорк: Penguin, 1959; переиздание, Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 1993). ISBN 0300052987
- ^ Максимилиан Штернберг, Цистерцианская архитектура и средневековое общество (Лейден: Брилл, 2013), 132–50. ISBN 9004251812 ; Эрик Ферни, Архитектура нормандской Англии (Oxford University Press, 2000), 4–20 и 50. ISBN 0199250812 ; и Энн Уильямс, «Колокольня и бургит : величественные резиденции в Англии до норманнского завоевания», Medieval Knighthood 4 (1992): 221–40.
- ^ Николаус Певснер, Очерк европейской архитектуры . [ нужна страница ]
- ^ Дрейпер 2005 , с. 1–20.
- ^ Уоррен, Джон (1991). «Использование Кресвеллом теории датировки по остроте заостренных арок в ранней мусульманской архитектуре». Мукарнас . 8 . БРИЛЛ: 59–65, 61–63. дои : 10.2307/1523154 . JSTOR 1523154 .
- ^ Дрейпер 2005 , с. 3–4.
- ^ Дрейпер 2005 , с. 4.
- ^ Дрейпер 2005 , с. 8.
- ^ Перейти обратно: а б Дрейпер 2005 , с. 12.
- ^ Дрейпер 2005 , с. 15.
- ^ Скотт 2003 , с. 113.
- ^ Перейти обратно: а б Дрейпер 2005 , с. 17–18.
- ^ «Аббатство Клюни (статья) | Романский стиль» . Ханская академия . Проверено 7 мая 2020 г.
- ^ Франсуа Сале, «Церковь аббатства Лессе», Монументальный бюллетень, том. 1117, № 1, 1959, с. 56-59
- ^ «Заметным исключением является Даремский собор, неф и хор которого (ок. 1104 г.) поддерживаются первыми известными примерами заостренных ребристых сводов». Нормандский стиль в Британской энциклопедии
- ^ Архитектурный гений норманнов умел адаптироваться к месту, взяв лучшее из ноу-хау арабских и византийских строителей», Les Normans en Sicile, стр. 14, 53–57.
- ^ Харви, LP (1992). «Исламская Испания, 1250–1500 гг.». Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-31960-1 ; Босуэлл, Джон (1978). Королевское сокровище: мусульманские общины под короной Арагона в четырнадцатом веке. Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-02090-2 .
Библиография
[ редактировать ]- Бехманн, Роланд (2017). Корни соборов (на французском языке). Пайот. ISBN 978-2-228-90651-7 .
- Бертон, Джанет Б.; Керр, Джули (2011). Цистерцианцы в средние века . Монашеские ордена. Том. 4 (Иллюстрированное изд.). Бойделл Пресс. ISBN 9781843836674 .
- Бони, Джин (1983). Французская готическая архитектура двенадцатого и тринадцатого веков . Издательство Калифорнийского университета . ISBN 978-0-520-02831-9 .
- Частель, Андре (2000). Французское искусство досредневековья Средневековья (на французском языке). Париж: Фламмарион. ISBN 2-08-012298-3 .
- Чинг, Фрэнсис Д.К. (2012). Визуальный словарь архитектуры (2-е изд.). Джон Уайли и сыновья, Inc. ISBN 978-0-470-64885-8 .
- Кларк, WW; Кинг, Р. (1983). Лаонский собор, архитектура. Архив иллюстраций Института Курто. 1. Лондон: Издательство Харви Миллера. ISBN 9780905203553 .
- Дер Мануэлян, Люси (2001). «Ани: легендарная столица Армении». В Коу, С. Питер (ред.). В кн.: Мировое архитектурное наследие средневековой армянской столицы . Левен Стерлинг. ISBN 978-90-429-1038-6 .
- Дрейпер, Питер (2005). «Ислам и Запад: новый взгляд на раннее использование остроконечной арки». Архитектурная история . 5 : 1–20. дои : 10.1017/S0066622X00003701 . ISSN 0066-622X . JSTOR 40033831 . S2CID 194947480 .
- Дюшер, Роберт (1988). Характеристика стилей (на французском языке). Фламмарион. ISBN 978-2-08-011539-3 .
- Фиске, Кимбалл (1943). Создание рококо . Художественный музей Филадельфии .
- Флетчер, Банистер (2001). История архитектуры сравнительного метода . Эльзевир Наука и технологии . ISBN 978-0-7506-2267-7 .
- Гарсоян, Нина Г. (2015). «Сирарпи Дер Нерсесян (1896–1989)» . В Дамико, Хелен (ред.). Средневековая наука: биографические исследования по формированию дисциплины: религия и искусство . Рутледж . ISBN 978-1-317-77636-9 .
- Гизе, Франсин; Павляк, Анна; Том, Маркус (2018). Могила – Память – Пространство: концепции репрезентации в домодернистском христианском и исламском искусстве (на немецком языке). Вальтер де Грюйтер ГмбХ & Ко КГ. ISBN 9783110517347 .
- Гродецкий, Луи (1977). Нерви, Луиджи (ред.). Готическая архитектура . В сотрудничестве с Анной Праш и Роландом Рехтом, перевод с французского И. Марка Пэрис. Книги Абрамса . ISBN 978-0-8109-1008-9 .
- Харви, Джон (1950). Готический мир, 1100–1600 гг . Бэтсфорд . ISBN 978-0-00-255228-8 .
- Харви, Джон (1974). Замки и соборы - Искусство строителей, Энциклопедия цивилизации (на французском языке). Лондон: Темза и Гудзон.
- Хьюз, Уильям; Пантер, Дэвид; Смит, Эндрю (2015). Энциклопедия готики . Джон Уайли и сыновья. ISBN 9781119210412 .
- Джонс, Колин (1999). Кембриджская иллюстрированная история Франции . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-66992-4 .
- Ланг, Дэвид Маршалл (1980). Армения: колыбель цивилизации . Аллен и Анвин .
- Мартин, Г.Х.; Хайфилд, JRL (1997). История Мертон-колледжа в Оксфорде . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-920183-8 .
- Мартиндейл, Эндрю (1993). Готическое искусство . Темза и Гудзон. ISBN 978-2-87811-058-6 .
- Макнамара, Денис (2017). Понимание церковного искусства (на французском языке). Ларусс. ISBN 978-2-03-589952-1 .
- Миньон, Оливье (2017). Французская архитектурная культура – аббатства, церкви, соборы и замки (на французском языке). Издания Ouest-France. ISBN 978-27373-7611-5 .
- Миньон, Оливье (2015). Архитектура готических соборов (на французском языке). Издания Ouest-France. ISBN 978-2-7373-6535-5 .
- Митчелл, Энн (1968). Соборы Европы . Великие здания мира. Хэмлин . АСИН B0006C19ES .
- Моффат, Фацио и Вудхаус (2003). Всемирная история архитектуры . Издательство Лоуренса Кинга. ISBN 1-85669-353-8 .
- Монтаньон, Пьер (2016). Франция колоколен (на французском языке). Телемакские издания. ISBN 978-2-7533-0307-2 .
- Оггинс, Р.О. (2000). Соборы . Издательство Фридман / Fairfax. ISBN 9781567993462 . Проверено 6 октября 2010 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Певснер, Николаус (1964). Очерк европейской архитектуры . Книги Пеликана . ISBN 978-0-14-061613-2 .
- Пуассон, Жорж; Пуассон, Оливье (2014). Эжен Виолле-ле-Дюк (на французском языке). Пэрис: Пикард. ISBN 978-2-7084-0952-1 .
- Реберн, Майкл (1980). «Средние века». В Колдстриме, Никола (ред.). Архитектура западного мира . С предисловием сэра Хью Кассона . Риццоли Интернэшнл . ISBN 978-0-8478-0349-1 .
- Рено, Кристоф; Лазе, Кристоф (2006). Стили архитектуры и мебели (на французском языке). Гиссеро. ISBN 978-2-87747-465-8 .
- Скотт, Роберт А. (2003). Готическое предприятие: руководство к пониманию средневекового собора . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-23177-1 .
- Стюарт, Сесил (1959). История архитектурного развития: раннехристианская, византийская и романская архитектура . Лонгман .
- Лебедь, Вим (1988). Готический собор . Книги Омега. ISBN 978-0-907853-48-0 .
- Райс, Дэвид Талбот (1972). Оценка византийского искусства . Издательство Оксфордского университета .
- Тексье, Саймон (2012). Парижская панорама архитектуры от античности до наших дней (на французском языке). Париграмма. ISBN 978-2-84096-667-8 .
- Томан, Рольф (2007). Неоклассицизм и романтизм . Ульманн. ISBN 978-3-8331-3557-6 .
- Вазари, Джорджо (1907). Браун, Джеральд Болдуин ; Маклехоз, Луиза (ред.). Вазари о технике: введение в три искусства дизайна, архитектуры, скульптуры и живописи, предшествующее жизни самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов . Джей Эм Дент и Ко.
- Вазари, Джорджо (1991). Жизнь художников . Перевод с введением и примечаниями Дж. К. и П. Бонданеллы . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-953719-8 .
- Виолле-ле-Дюк, Эжен (1868). Аргументированный словарь французской архитектуры XI-XVI веков . БАНС Издание.
- Уоткин, Дэвид (1986). История западной архитектуры . Барри и Дженкинс. ISBN 0-7126-1279-3 .
- Венцлер, Клод (2018). Готические соборы: средневековый вызов (на французском языке). Издания Ouest-France . ISBN 978-2-7373-7712-9 .
- «Скульптура Королевского портала Шартрского собора» . Шартрский собор . 2020 . Проверено 31 мая 2020 г.
- Готическая архитектура
- Архитектурная история
- Архитектурные стили
- Европейская архитектура
- Готическое искусство
- Архитектура в Англии
- Архитектура в Италии
- Средневековая французская архитектура
- Католическая архитектура
- Архитектура XII века
- Архитектура 13 века
- Архитектура 14 века
- Архитектура 15 века
- Архитектура 16 века