Раймонд Кеттелл
Раймонд Кеттелл | |
---|---|
Рожденный | Хилл Топ, Уэст-Мидлендс, Бирмингем , Англия | 20 марта 1905 г.
Умер | 2 февраля 1998 г. Гонолулу , Гавайи, США | ( 92 года
Национальность | Британский американец |
Альма-матер | Королевский колледж Лондона ( бакалавр , доктор философии ) |
Известный | 16 факторов личности , Подвижный и кристаллизованный интеллект , Тест интеллекта Culture Fair |
Научная карьера | |
Поля | Психология |
Учреждения | Университет Иллинойса |
Докторантура | Фрэнсис Эвелинг , Королевский колледж Лондона |
Раймонд Бернард Кеттелл (20 марта 1905 — 2 февраля 1998) — британско-американский психолог , известный своими психометрическими исследованиями внутриличностной психологической структуры. [ 1 ] [ 2 ] Его работа также исследовала основные аспекты личности и темперамента , диапазон когнитивных способностей, динамические аспекты мотивации и эмоций , клинические аспекты аномальной личности, модели групповой синтальности и социального поведения. [ 3 ] применение исследований личности в психотерапии и теории обучения , [ 4 ] предсказатели творчества и достижений, [ 5 ] и многие многомерные методы исследования [ 6 ] включая совершенствование методов факторного анализа для изучения и измерения этих областей. [ 7 ] [ 8 ] Кеттелл является автором, соавтором или редактором почти 60 научных книг, более 500 исследовательских статей и более 30 стандартизированных психометрических тестов, анкет и рейтинговых шкал. [ 9 ] [ 10 ] Согласно широко цитируемому рейтингу, Кеттелл занял 16-е место среди самых выдающихся людей. [ 11 ] 7-е место по цитируемости в научной журнальной литературе, [ 12 ] и среди самых продуктивных психологов 20 века. [ 13 ] Он был противоречивой фигурой, отчасти из-за его дружбы и интеллектуального уважения к сторонникам превосходства белой расы и неонацистам. [ 14 ]
Кеттелл был одним из первых сторонников использования методов факторного анализа вместо того, что он называл «субъективным вербальным теоретизированием», для эмпирического исследования основных аспектов личности, мотивации и когнитивных способностей. Одним из результатов применения Кеттелом факторного анализа стало открытие им 16 отдельных первичных факторов черт в пределах нормальной сферы личности (на основе лексикона черт). [ 15 ] Он назвал эти факторы «исходными чертами». [ 16 ] Эта теория личностных факторов и инструмент самоотчета, используемый для их измерения, известны соответственно как модель 16 личностных факторов и опросник 16PF (16PF). [ 17 ]
Кеттелл также предпринял ряд эмпирических исследований основных аспектов других психологических областей: интеллекта , [ 18 ] мотивация , [ 19 ] оценка карьеры и профессиональных интересов. [ 20 ] Кеттелл выдвинул теорию существования подвижного и кристаллизованного интеллекта , чтобы объяснить когнитивные способности человека. [ 21 ] исследовали изменения Gf и Gc в течение жизни, [ 22 ] и разработали тест интеллекта «Культурная ярмарка», чтобы свести к минимуму предвзятость письменного языка и культурного происхождения при тестировании интеллекта. [ 23 ]
Инновации и достижения
[ редактировать ]Исследования Кеттелла в основном касались личности, способностей, мотивации, а также инновационных методов многомерного исследования и статистического анализа (особенно его многочисленных усовершенствований методологии исследовательского факторного анализа). [ 8 ] [ 24 ] В своих исследованиях личности его больше всего помнят за его 16-факторную модель нормальной структуры личности , полученную с помощью факторного анализа. [ 10 ] аргументируя предпочтение этой модели по сравнению с . более простой трехфакторной моделью Айзенка высшего порядка и создавая показатели этих основных факторов в форме опросника 16PF (и его нисходящих расширений: HSPQ и CPQ соответственно) [ 16 ] Он был первым, кто предложил иерархическую, многоуровневую модель личности со многими основными первичными факторами на первом уровне и меньшим количеством более широких факторов «второго порядка» на более высоком уровне организации личности. [ 25 ] Эти конструкции «глобальных черт» являются предшественниками популярной в настоящее время «Большой пятерки » (FFM). модели личности [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] Исследования Кеттелла привели к дальнейшим достижениям, таким как различие между показателями состояния и черт характера (например, тревога, связанная с состоянием), [ 30 ] варьируется от непосредственных преходящих эмоциональных состояний к более длительным состояниям настроения, динамическим мотивационным чертам, а также относительно устойчивым чертам личности. [ 31 ] Кеттелл также провел эмпирические исследования изменений в конструкциях черт личности на протяжении всей жизни. [ 32 ]
В области когнитивных способностей Кеттелл исследовал широкий спектр способностей, но наиболее известен благодаря различию между подвижным и кристаллизованным интеллектом . [ 21 ] Он проводил различие между абстрактными, адаптивными, биологически обусловленными когнитивными способностями, которые он называл «подвижным интеллектом», и прикладными, основанными на опыте и усиливаемыми обучением способностями, которые он называл «кристаллизованным интеллектом». Так, например, механик, проработавший с авиационными двигателями в течение 30 лет, может иметь огромный объем «кристаллизованных» знаний о работе этих двигателей, в то время как новый молодой инженер с более «подвижным интеллектом» может больше сосредоточиться на теории. При работе двигателя эти два типа способностей могут дополнять друг друга и работать вместе для достижения цели. В качестве основы для этого различия Кеттелл разработал инвестиционную модель способностей, утверждая, что кристаллизованные способности возникают в результате вложения подвижных способностей в конкретную тему знаний. Он внес свой вклад в когнитивную эпидемиологию своей теорией, согласно которой кристаллизованные знания, хотя и более прикладные, могут сохраняться или даже увеличиваться после того, как способность к текучести начинает снижаться с возрастом - концепция, используемая в Национальный тест по чтению для взрослых (NART). Кеттелл разработал ряд тестов способностей, в том числе Комплексную батарею способностей (CAB), которая обеспечивает измерение 20 основных способностей. [ 33 ] и тест интеллекта «Культурная ярмарка» (CFIT), который был разработан для обеспечения полностью невербального измерения интеллекта, подобного тому, который сейчас наблюдается у Ворона . Шкалы интеллекта Culture Fair были предназначены для минимизации влияния культурного или образовательного происхождения на результаты тестов интеллекта. [ 34 ]
Что касается статистической методологии, в 1960 году Кеттелл основал Общество многомерной экспериментальной психологии (SMEP) и его журнал «Многомерные поведенческие исследования» , чтобы объединять, поощрять и поддерживать ученых, заинтересованных в многомерных исследованиях. [ 35 ] Он одним из первых и часто использовал факторный анализ (статистическую процедуру поиска основных факторов в данных). Кеттелл также разработал новые методы факторного анализа, например, изобретя тест осыпи , который использует кривую скрытых корней для определения оптимального количества факторов для извлечения. [ 36 ] Он также разработал новую процедуру ротации факторного анализа - «Прокруст» или неортогональное вращение, предназначенную для того, чтобы позволить самим данным определять лучшее расположение факторов, а не требовать ортогональных факторов. Дополнительные вклады включают коэффициент сходства профилей (учитывающий форму, разброс и уровень двух профилей оценок); Факторный анализ P-метода, основанный на повторных измерениях одного человека (выборка переменных, а не выборка людей); Факторный анализ dR-методики для выявления размеров изменений (включая преходящие эмоциональные состояния и более длительные состояния настроения); программа Taxonome для определения количества и содержания кластеров в наборе данных; программа Rotoplot для получения максимально простых решений структурных коэффициентов. [ 8 ] Кроме того, он предложил динамическое исчисление для оценки интересов и мотивации. [ 19 ] [ 37 ] блок «Основные отношения данных» (оценка размеров экспериментальных планов), [ 38 ] конструкт групповой синталити («личность» группы), [ 39 ] триадная теория когнитивных способностей, [ 40 ] диаграмма анализа параметров способностей (ADAC), [ 41 ] и множественный абстрактный дисперсионный анализ (MAVA) с «уравнениями спецификации», отражающими генетические переменные и переменные окружающей среды и их взаимодействия. [ 42 ]
Как заявил Ли Дж. Кронбах из Стэнфордского университета :
Тридцатилетняя эволюция блока данных и связанной с ним методологии питалась смелыми предположениями, самокритикой, необузданным воображением, рациональным сравнением абстрактных моделей и реагированием на неприятные сюрпризы данных. Эта история олицетворяет научные усилия в лучшем виде.
- Кронбах, ЖЖ (1984). Сундук с сокровищами научного сотрудника. Многомерное поведенческое исследование, 19 , 223–240, 240.
Биография
[ редактировать ]Англия
[ редактировать ]Рэймонд Кеттелл родился 20 марта 1905 года в Хилл-Топ , Вест-Бромвич, небольшом городке в Англии недалеко от Бирмингема , где семья его отца занималась изобретением новых деталей для двигателей, автомобилей и других машин. Таким образом, годы его взросления были временем, когда происходили великие технологические и научные идеи и достижения, и это сильно повлияло на его взгляд на то, как несколько человек действительно могут изменить мир к лучшему. Он писал: «1905 год был удачным годом для рождения. Самолету исполнился всего год. Кюри и Резерфорд в этом году проникли в самое сердце атома и тайну его излучений, Альфред Бине запустил первый тест интеллекта. и Эйнштейн , теория относительности. [ 1 ] [ 43 ]
Когда Кеттеллу было около пяти лет, его семья переехала в Торки, Девон , на юго-западе Англии, где он вырос с сильным интересом к науке и проводил много времени, плавая вокруг береговой линии. Он был первым членом своей семьи (и единственным в своем поколении), поступившим в университет: в 1921 году ему была предоставлена стипендия для изучения химии в Королевском колледже в Лондоне , где он получил степень бакалавра наук (с отличием) с 1-м классом. награды в возрасте 19 лет. [ 1 ] [ 44 ] Изучая физику и химию в университете, он учился у влиятельных людей во многих других областях, которые посещали или жили в Лондоне. Он пишет:
[Я] читал далеко за пределами науки и посещал публичные лекции — Бертран Рассел , Герберт Уэллс , Хаксли и Шоу были моими любимыми докладчиками (последний, на собрании в Королевском колледже, обратил меня в вегетарианство) — в течение почти двух лет ! [ 45 ]
Наблюдая своими глазами за ужасными разрушениями и страданиями после Первой мировой войны , Кеттелла все больше привлекала идея применения инструментов науки для решения серьезных человеческих проблем, которые он видел вокруг себя. Он заявил, что во время культурных потрясений после Первой мировой войны он почувствовал, что его лабораторный стол стал казаться слишком маленьким, а мировые проблемы - такими огромными. [ 45 ] Таким образом, он решил сменить область исследования и получить докторскую степень по психологии в Королевском колледже в Лондоне , которую он получил в 1929 году. Название его докторской диссертации было «Субъективный характер познания и предсенсационное развитие восприятия». Его научным руководителем в Королевском колледже в Лондоне был Фрэнсис Эвелинг , доктор медицинских наук, доктор философии, доктор литературы, который также был президентом Британского психологического общества с 1926 по 1929 год. [ 1 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] В 1939 году за выдающийся вклад в психологические исследования Кеттелл был удостоен престижной высшей докторской степени – доктора наук. из Лондонского университета. [ 35 ]
Работая над докторской диссертацией, Кеттелл принял должность преподавателя и консультанта в Департаменте образования Эксетерского университета . [ 1 ] В конечном итоге его это разочаровало, поскольку возможности для проведения исследований были ограничены. [ 1 ] Кеттелл работал над своей дипломной работой вместе с Чарльзом Спирманом , английским психологом и статистиком, который известен своей новаторской работой по оценке интеллекта, включая развитие идеи общего фактора интеллекта, называемого g . [ 50 ] В течение трех лет в Эксетере Кеттелл ухаживал за Моникой Роджерс и женился на ней, которую он знал с детства в Девоне , и у них родился сын. Она ушла от него примерно четыре года спустя. [ 14 ] Вскоре после этого он переехал в Лестер , где организовал одну из первых в Англии детских консультационных клиник. Именно в этот период он закончил свою первую книгу «Под парусом через Красный Девон», в которой описаны его многочисленные приключения, плавающие вокруг береговой линии и эстуариев Южного Девона и Дартмура. [ 45 ]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]пригласил его В 1937 году Кеттелл покинул Англию и переехал в Соединенные Штаты, когда Эдвард Торндайк приехать в Колумбийский университет . Когда Дж. Стэнли Холла стала доступна должность профессора психологии в 1938 году в Университете Кларка , Торндайк порекомендовал Кеттелла и был назначен на эту должность. Однако он проводил там мало исследований и был «постоянно в депрессии». [ 14 ] Кеттел был приглашен Гордоном Олпортом присоединиться к профессорско-преподавательскому составу Гарвардского университета в 1941 году. Во время учебы в Гарварде он начал некоторые исследования личности, которые стали основой для большей части его более поздних научных работ. [ 1 ]
Во время Второй мировой войны Кеттелл работал гражданским консультантом правительства США, занимаясь исследованием и разработкой тестов для отбора офицеров в вооруженные силы. Кеттелл вернулся к преподаванию в Гарварде и женился на Альберте Карен Шюттлер, аспирантке по математике в Рэдклифф-колледже . На протяжении многих лет она работала с Кеттеллом над многими аспектами его исследований, написания статей и разработки тестов. У них было три дочери и сын. [ 45 ] Они развелись в 1980 году. [ 14 ]
Герберт Вудро , профессор психологии Университета Иллинойса в Урбана-Шампейн , искал человека с опытом работы в многомерных методах для создания исследовательской лаборатории. Кеттелла пригласили на эту должность в 1945 году. Благодаря этой недавно созданной должности профессора-исследователя психологии он смог получить достаточную грантовую поддержку для двух научных сотрудников, четырех аспирантов и канцелярской помощи. [ 45 ]
Одной из причин, по которой Кеттелл перешел в Университет Иллинойса, было то, что там разрабатывался первый электронный компьютер, созданный и полностью принадлежавший американскому учебному заведению – « Иллинойский автоматический компьютер », что позволило ему выполнять крупномасштабный факторный анализ. . Кеттелл основал Лабораторию оценки личности и группового поведения. [ 45 ] В 1949 году он и его жена основали Институт тестирования личности и способностей (IPAT). Карен Кеттелл занимала должность директора IPAT до 1993 года. Кеттелл оставался профессором-исследователем в Иллинойсе, пока в 1973 году не достиг пенсионного возраста, установленного университетом. Через несколько лет после того, как он ушел из Университета Иллинойса, он построил дом в Боулдере, штат Колорадо , где написал и опубликовал результаты множества исследовательских проектов, которые остались незавершенными в Иллинойсе. [ 1 ]
В 1977 году Кеттелл переехал на Гавайи, во многом из-за своей любви к океану и парусному спорту. Он продолжил свою карьеру в качестве профессора и консультанта по совместительству в Гавайском университете . Он также работал адъюнкт-преподавателем Гавайской школы профессиональной психологии. Поселившись на Гавайях, он женился на Хизер Биркетт, клиническом психологе , которая позже провела обширные исследования с использованием 16PF и других тестов. [ 51 ] [ 52 ] В течение последних двух десятилетий своей жизни на Гавайях Кеттелл продолжал публиковать множество научных статей, а также книги о мотивации, научном использовании факторного анализа, двух томах теории личности и обучения, наследственности личности и т. д. — отредактировал книгу по функциональному психологическому тестированию, а также полную редакцию своего знаменитого «Руководства по многомерной экспериментальной психологии» . [ 38 ]
Кеттелл и Хизер Биркетт Кеттелл жил в лагуне в юго-восточной части острова Оаху , где у него была небольшая парусная лодка. Примерно в 1990 году ему пришлось отказаться от карьеры парусника из-за проблем с мореплаванием, вызванных старостью. Он умер дома в Гонолулу 2 февраля 1998 года в возрасте 92 лет. Он похоронен в Долине Храмов на склоне холма с видом на море. [ 53 ] Его завещание предусматривало оставшиеся средства на строительство школы для детей из малообеспеченных семей в Камбодже. [ 54 ] Он был агностиком. [ 1 ]
Научная направленность
[ редактировать ]Когда Кеттелл начал свою карьеру в психологии в 1920-х годах, он чувствовал, что в области личности доминируют умозрительные идеи, которые в основном были интуитивными и практически не имели эмпирической исследовательской базы. [ 10 ] Кеттелл принял эмпиристскую точку зрения Э. Л. Торндайка , согласно которой «если что-то действительно существовало, то оно существовало в некотором количестве и, следовательно, могло быть измерено». [ 55 ]
Кеттелл обнаружил, что конструкции, используемые ранними психологами-теоретиками, имели тенденцию быть несколько субъективными и плохо определенными. Например, изучив более 400 опубликованных статей на тему «тревоги» в 1965 году, Кеттелл заявил: «Исследования показали так много фундаментально разных значений, используемых для тревожности, и разных способов ее измерения, что исследования невозможно было даже интегрировать. " [ 56 ] Ранние теоретики личности, как правило, предоставляли мало объективных доказательств или исследовательских оснований для своих теорий. Кеттелл хотел, чтобы психология стала больше похожа на другие науки, чтобы теория могла быть проверена объективным способом, чтобы ее могли понять и воспроизвести другие. По словам Кеттелла:
- «Психология оказалась джунглями запутанных, противоречивых и произвольных концепций. Эти донаучные теории, несомненно, содержали идеи, которые по своей изысканности до сих пор превосходят те, на которые полагаются современные психиатры и психологи. Но кто знает, среди множества предложенных блестящих идей, являются ли они истинными? Некоторые будут утверждать, что утверждения одного теоретика верны, но другие будут поддерживать взгляды другого. Тогда нет никакого объективного способа выяснить истину, кроме как посредством научных исследований». [ 57 ]
Почетный профессор Артур Б. Суини, эксперт по построению психометрических тестов, [ 58 ] резюмировал методологию Кеттелла:
- «[Кеттелл] был без исключения единственным человеком, который добился самых значительных успехов в систематизации области поведенческой науки со всех ее разнообразных аспектов в настоящую науку, основанную на эмпирических, воспроизводимых и универсальных принципах. Редко психология имела такую решительную, систематический исследователь, посвященный не только фундаментальному поиску научных знаний, но и необходимости применять науку на благо всех». [2]
Кроме того, по словам Шихи (2004, стр. 62),
- «Кеттелл внес фундаментальный вклад в наше понимание способностей и структуры личности». [ 59 ]
В 1994 году Кеттелл был одним из 52 подписантов « Основной науки об разведке ». [ 60 ] редакционная статья, написанная Линдой Готфредсон и опубликованная в Wall Street Journal . В письме подписавшиеся, некоторые из которых были исследователями разведки, защищали публикацию книги «Геллорсовая кривая» . Письмо вызвало резкую реакцию, поскольку ряд подписавших его (не Кеттелл) получили финансирование от организаций сторонников превосходства белой расы.
Его работы можно отнести к категории или определить как часть когнитивной психологии, поскольку он склонен измерять каждый психологический аспект, особенно аспект личности.
Многомерное исследование
[ редактировать ]Вместо того, чтобы использовать «одномерный» исследовательский подход к психологии, изучая влияние, которое одна переменная (например, «доминирование») может оказывать на другую переменную (например, «принятие решений»), Кеттелл первым применил многомерную экспериментальную психологию (например, «доминирование»). анализ нескольких переменных одновременно). [ 6 ] [ 38 ] [ 59 ] Он считал, что поведенческие аспекты слишком сложны и интерактивны, чтобы полностью понять переменные по отдельности. Классический одномерный подход требовал помещения человека в искусственную лабораторную ситуацию и измерения влияния одной конкретной переменной на другую – также известный как «двумерный» подход, в то время как многомерный подход позволял психологам изучать человека в целом и его уникальное сочетание черт. в естественном контексте окружающей среды. Многомерные экспериментальные исследования и многомерный статистический анализ позволили изучить «реальные» ситуации (например, депрессию, развод, потерю), которыми нельзя было манипулировать в искусственной лабораторной среде. [ 35 ]
Кеттелл применил многомерные методы исследования в нескольких внутриличностных психологических областях: конструкции черт личности (как нормальные, так и ненормальные), мотивационные или динамические черты, эмоциональные состояния и состояния настроения, а также разнообразный набор когнитивных способностей. [ 15 ] Он считал, что в каждой из этих областей должно существовать конечное число основных унитарных измерений, которые можно определить эмпирически. Он провел сравнение между этими фундаментальными, основополагающими (исходными) чертами и основными измерениями физического мира, которые были открыты и представлены, например, в периодической таблице химических элементов. [ 16 ]
В 1960 году Кеттелл организовал и созвал международный симпозиум, чтобы улучшить общение и сотрудничество между исследователями, которые использовали многомерную статистику для изучения человеческого поведения. Это привело к созданию Общества многомерной экспериментальной психологии (SMEP) и его флагманского журнала Multivariate Behavioral Research . Он пригласил многих исследователей из Европы, Азии, Африки, Австралии и Южной Америки для работы в своей лаборатории в Университете Иллинойса. [ 35 ] Многие из его книг, посвященных многомерным экспериментальным исследованиям, были написаны в сотрудничестве с известными коллегами. [ 61 ]
Факторный анализ
[ редактировать ]Кеттелл отметил, что в точных науках, таких как химия, физика, астрономия, а также в медицинской науке, необоснованные теории исторически были широко распространены, пока не были разработаны новые инструменты для улучшения научных наблюдений и измерений. В 1920-х годах Кеттелл работал с Чарльзом Спирманом , который разрабатывал новую статистическую технику факторного анализа , пытаясь понять основные измерения и структуру человеческих способностей. Факторный анализ стал мощным инструментом, помогающим раскрыть основные измерения, лежащие в основе запутанного набора поверхностных переменных в конкретной области. [ 8 ]
Факторный анализ был основан на более ранней разработке коэффициента корреляции , который обеспечивает числовую оценку степени «взаимосвязанности» переменных. Например, если бы «частота физических упражнений» и «уровень артериального давления» измерялись у большой группы людей, то взаимная корреляция этих двух переменных позволила бы получить количественную оценку степени, в которой «упражнения» и «кровяное давление» напрямую связаны между собой. друг другу. Факторный анализ выполняет сложные расчеты коэффициентов корреляции между переменными в конкретной области (например, когнитивные способности или конструкции личностных качеств), чтобы определить основные единые факторы, лежащие в основе конкретной области. [ 62 ]
Работая в Лондонском университете вместе со Спирманом, исследуя количество и природу человеческих способностей, Кеттелл предположил, что факторный анализ может применяться и к другим областям, выходящим за рамки способностей. В частности, Кеттел интересовался изучением основных таксономических аспектов и структуры человеческой личности. [ 15 ] Он считал, что если применить исследовательский факторный анализ к широкому спектру показателей межличностного функционирования, можно будет определить основные измерения в области социального поведения. Таким образом, факторный анализ может быть использован для обнаружения фундаментальных аспектов, лежащих в основе большого количества поверхностных поведений, тем самым способствуя более эффективным исследованиям.
Как отмечалось выше, Кеттелл внес много важных инновационных вкладов в методологию факторного анализа, включая тест Scree Test для оценки оптимального количества извлекаемых факторов. [ 36 ] стратегия косого вращения «Прокруст», «Коэффициент сходства профилей», факторный анализ P-методики, факторный анализ dR-техники, программа «Таксоном», а также программа Rotoplot для достижения максимально простых структурных решений. [ 8 ] Кроме того, под руководством Кеттелла многие выдающиеся исследователи получили знания в области методологии факторного анализа, в том числе Ричард Горсач, специалист по исследовательским методам факторного анализа. [ 63 ]
Теория личности
[ редактировать ]Кеттелл считал, что для того, чтобы применить факторный анализ к личности, необходимо выбрать максимально широкий диапазон переменных. Он выделил три типа данных для комплексной выборки, чтобы охватить весь спектр личностных качеств:
- Данные о жизни (или L-данные), которые включают сбор данных о естественном, повседневном поведении человека, измерение его характерных моделей поведения в реальном мире. Это может варьироваться от количества дорожно-транспортных происшествий или количества вечеринок, посещаемых каждый месяц, до среднего балла в школе или количества болезней или разводов.
- Экспериментальные данные (или Т-данные), которые включают реакции на стандартизированные экспериментальные ситуации, созданные в лаборатории, где поведение субъекта можно объективно наблюдать и измерять.
- Данные анкеты (или Q-данные), которые включают в себя ответы, основанные на самоанализе человека о своем собственном поведении и чувствах. Он обнаружил, что такого рода прямые вопросы часто позволяют измерить тонкие внутренние состояния и точки зрения, которые трудно увидеть или измерить во внешнем поведении.
Кеттелл считал, что для того, чтобы измерение личности можно было назвать «фундаментальным и единым», его необходимо найти в факторном анализе данных из всех трех областей измерения. Таким образом, Кеттелл построил измерения широкого спектра личностных качеств в каждой среде (L-данные; Q-данные; T-данные). Затем он провел программную серию факторного анализа данных, полученных из каждого из трех средств измерения, чтобы выяснить размерность структуры человеческой личности. [ 10 ]
С помощью многих коллег факторно-аналитические исследования Кеттелла [ 8 ] продолжалось в течение нескольких десятилетий и в конечном итоге обнаружило по меньшей мере 16 первичных личностных факторов, лежащих в основе человеческой личности (включая 15 измерений личности и одно измерение когнитивных способностей: фактор B в 16PF). Он решил назвать эти черты буквами (A, B, C, D, E...), чтобы не давать ошибочных названий этим недавно открытым измерениям и не вносить путаницу в существующий словарь и концепции. Факторно-аналитические исследования, проведенные многими исследователями в различных культурах по всему миру, предоставили существенную поддержку обоснованности этих 16 измерений черт. [ 64 ]
Чтобы измерить эти конструкции черт в разных возрастных диапазонах, Кеттелл сконструировал (Q-данные) инструменты, которые включали в себя опросник шестнадцати личностных факторов (16PF) для взрослых, личностный опросник для старших классов (HSPQ), который теперь называется личностным опросником для подростков (APQ). ) и Детский личностный опросник (CPQ). [ 65 ] Кеттелл также разработал батарею объективного анализа (OAB) (T-данные), которая обеспечивала измерение 10 крупнейших факторов черт личности, извлеченных аналитически. [ 66 ] [ 67 ] а также объективные (T-данные) меры динамических характеристик, таких как тест анализа мотивации (MAT), тест анализа школьной мотивации (SMAT) и тест анализа мотивации детей (CMAT). [ 19 ] [ 68 ] Чтобы измерить конструкции черт в аномальной сфере личности, Кеттелл разработал анкету для клинического анализа (CAQ). [ 69 ] [ 70 ] Часть 1 CAQ измеряет 16 факторов PF, а часть 2 измеряет дополнительные 12 аномальных (психопатологических) аспектов черт личности. Позднее CAQ был переименован в личностный опросник PsychEval (PEPQ). [ 71 ] [ 72 ] Также в рамках широко концептуализированной области личности Кеттелл разработал показатели состояний настроения и преходящих эмоциональных состояний, включая опросник восьми состояний (8SQ). [ 73 ] [ 74 ] Кроме того, Кеттелл был в авангарде разработки Центрального комплекта для определения состояния черт. [ 75 ] [ 76 ]
С самого начала своей академической карьеры Кеттелл полагал, что, как и в других научных областях, таких как интеллект, внутри личности может существовать дополнительный, более высокий уровень организации, который обеспечит структуру для многих основных черт. Когда он факторно проанализировал взаимосвязи 16 основных показателей характеристик, он обнаружил не менее пяти «второго порядка» или «глобальных факторов», теперь широко известных как Большая пятерка . [ 26 ] [ 28 ] [ 29 ] Этот второй слой или «глобальные черты» концептуализируются как широкие, всеобъемлющие области поведения, которые придают значение и структуру первичным чертам. Например, «глобальная черта» — экстраверсия — возникла в результате факторного анализа, включающего пять основных факторов черт, имеющих межличностный характер. [ 77 ]
Таким образом, «глобальная» экстраверсия фундаментально определяется первичными чертами, которые аналитически группируются вместе, и, двигаясь в противоположном направлении, фактор экстраверсии второго порядка придает концептуальное значение и структуру этим первичным чертам, определяя их направленность и функцию в человеческая личность. Эти два уровня структуры личности могут обеспечить комплексное понимание личности в целом: «глобальные черты» дают общее представление о функционировании личности, а более конкретные первичные характеристики дают углубленную оценку. подробная картина уникальных комбинаций черт человека (Кеттел «Глубинная психометрия», стр. 71). [ 4 ]
Исследование личностных факторов 16PF показало, что эти конструкции полезны для понимания и прогнозирования широкого спектра поведения в реальной жизни. [ 78 ] [ 79 ] Таким образом, 16 основных показателей характеристик плюс пять основных факторов второго слоя использовались в образовательных учреждениях для изучения и прогнозирования мотивации достижения, стиля обучения или когнитивного стиля, творческих способностей и совместимого выбора карьеры; на работе или трудоустройстве для прогнозирования стиля руководства, навыков межличностного общения, креативности, добросовестности, управления стрессом и предрасположенности к несчастным случаям; в медицинских учреждениях для прогнозирования предрасположенности к сердечному приступу, параметров обезболивания, вероятного соблюдения медицинских инструкций или характера восстановления после ожогов или трансплантации органов; в клинических условиях для прогнозирования самооценки, межличностных потребностей, терпимости к разочарованию и открытости к изменениям; а в исследовательских целях — для прогнозирования широкого спектра поведенческих склонностей, таких как агрессия, конформизм и авторитаризм. [ 80 ]
Программное многомерное исследование Кеттелла, продолжавшееся с 1940-х по 70-е годы. [ 81 ] [ 82 ] [ 83 ] Результатом стало появление нескольких книг, которые получили широкое признание как определяющие фундаментальные таксономические аспекты человеческой личности и мотивации, а также их организационные принципы:
- Описание и измерение личности (1946)
- Введение в исследование личности (1949)
- Личность: систематическое, теоретическое и фактическое исследование (1950)
- Факторный анализ (1952)
- Структура и измерение личности и мотивации (1957)
- Значение и измерение невротизма и тревоги (1961)
- Личностные факторы в устройствах для объективного тестирования (1965)
- Научный анализ личности (1965)
- Справочник по многомерной экспериментальной психологии (1966)
- Объективные тесты личности и мотивации (1967)
- Справочник по анкете шестнадцати личностей (16PF) (1970)
- Личность и настроение по анкете (1973)
- Мотивация и динамическая структура (1975)
- Справочник по современной теории личности (1977)
- Научный анализ личности и мотивации (1977)
- Теория личности в действии: Руководство для тестового набора OA (1978)
- Научное использование факторного анализа в поведенческих науках и науках о жизни (1978)
- Теория личности и обучения: Vols. 1 и 2 (1979)
- Структурированная теория обучения личности (1983)
- Человеческая мотивация и динамическое исчисление (1985)
- Психотерапия по теории структурированного обучения (1987)
- Справочник по многомерной экспериментальной психологии (1988)
Перечисленные выше книги документируют программную серию эмпирических исследований, основанных на количественных личностных данных, полученных на основе объективных тестов (Т-данные), анкет самоотчета (Q-данные) и оценок наблюдателей (L-данные). Они представляют теорию развития личности на протяжении всей жизни человека, включая влияние на поведение человека семейных, социальных, культурных, биологических и генетических влияний, а также влияния из областей мотивации и способностей. [ 84 ]
Как заметил Ганс Айзенк из Института психиатрии Лондоне в :
«Кеттелл был одним из самых плодовитых писателей по психологии со времен Вильгельма Вундта… Согласно Индексу цитирования, он входит в десятку наиболее цитируемых психологов, и это верно не только в отношении цитирований в журналах по общественным наукам, но и в отношении цитирования. а также в научных журналах в целом. Из двухсот пятидесяти наиболее цитируемых ученых только три психолога получили оценку, а именно, в первую очередь, Зигмунд Фрейд, затем рецензент [Г. Дж. Айзенк], а затем Кеттелл. что Кеттелл произвел огромное впечатление на психологию и науку в целом». [ 85 ]
Взгляды на расу и евгенику
[ редактировать ]Уильям Х. Такер [ 86 ] [ 14 ] и Барри Мелер [ 87 ] [ 88 ] критиковали Кеттелла на основании его работ об эволюции и политических системах. Они утверждают, что Кеттелл придерживался смеси евгеники и разработанной им новой религии, которую он в конечном итоге назвал бейндизмом и предложил как «новую мораль науки». Такер отмечает, что Кеттелл поблагодарил выдающихся -неонацистов и сторонников превосходства белой расы идеологов Роджера Пирсона , Уилмота Робертсона и Ревило П. Оливера в предисловии к своему «Байондизму», и что информационный бюллетень «Байонист», в создании которого принимал участие Кеттелл, дал положительную рецензию на книгу Робертсона «Этногосударство» .
Кеттелл утверждал, что для такой эволюции необходимо разнообразие культурных групп. Он размышлял о естественном отборе, основанном как на разделении групп, так и на ограничении «внешней» помощи «неудачливым» группам со стороны «успешных». Это включало пропаганду «образовательных и добровольных мер контроля над рождаемостью», то есть путем разделения групп и ограничения чрезмерного роста слабых групп. [ 89 ] Джон Гиллис утверждал в своей биографии Кеттелла, что, хотя некоторые взгляды Кеттелла были противоречивыми, Такер и Мелер преувеличивали и искажали его взгляды, вырывая цитаты из контекста и ссылаясь на устаревшие сочинения. Гиллис утверждал, что Кеттелл не дружил со сторонниками превосходства белой расы, и назвал идеи Гитлера «безумием». [ 1 ]
В 1997 году Кеттелл был выбран Американской психологической ассоциацией (APA) за «Золотую медаль за выдающиеся достижения в области психологии». Прежде чем медаль была вручена, Мелер начал рекламную кампанию против Кеттелла через свой некоммерческий фонд ISAR . [ 90 ] обвинив Кеттелла в сочувствии расистским и фашистским идеям. [ 91 ] Мелер заявил, что «бессовестно чтить этого человека, чья работа помогает возвеличить самые разрушительные политические идеи двадцатого века». АПА созвала специальный комитет для расследования законности обвинений. Прежде чем комитет принял решение, Кеттелл направил комитету открытое письмо, в котором говорилось: «Я верю в равные возможности для всех людей, и я ненавижу расизм и дискриминацию по признаку расы. Любое другое убеждение противоречило бы делу моей жизни», и заявив, что «К сожалению, заявление АПА... привлекло широкую огласку к заявлениям ошибочных критиков». [ 92 ] Кеттелл отказался от награды, сняв свое имя с рассмотрения, и комитет был расформирован. Кеттелл умер несколько месяцев спустя в возрасте 92 лет.
В 1984 году Кеттелл сказал: «Единственное разумное — это быть уклончивым в расовом вопросе — это не центральный вопрос, и было бы большой ошибкой отвлекаться на все эмоциональные расстройства, которые происходят при обсуждении расовых различий». . Мы должны быть очень осторожны, чтобы отделить евгенику от нее – настоящая забота евгеники должна быть связана с индивидуальными различиями». [ 13 ] Ричард Л. Горсач (1997) написал (в письме в Американский психологический фонд , параграф 4), что: «Обвинение в расизме отклоняется на 180 градусов. [Кеттелл] был первым, кто бросил вызов расовой предвзятости в тестах и исследованиях. попытаться уменьшить эту проблему». [ 13 ]
Избранные публикации
[ редактировать ]Статьи и книги Рэймонда Кеттелла занимают седьмое место по популярности в рецензируемых психологических журналах за последнее столетие. [ 12 ] Некоторые из его наиболее цитируемых публикаций: [ 93 ]
- Кеттелл, РБ (1943). Описание личности: Основные черты, разбитые на кластеры. Журнал аномальной и социальной психологии, 38 , 476–506. (цитаты 1941 г.)
- Кеттелл, РБ (1943). Измерение интеллекта взрослых. Психологический бюллетень, 40 , 153–193. (1087 цитат)
- Кеттелл, РБ (1946). Описание и измерение личности . Нью-Йорк: Всемирная книга. (2205 цитат)
- Кеттелл, РБ (1947). Подтверждение и уточнение первичных личностных факторов. Психометрика, 12 , 197–220. (724 цитирования)
- Кеттелл, РБ (1950). Личность: систематическое теоретическое и фактическое исследование . Нью-Йорк: МакГроу Хилл. (1690 цитат)
- Кеттелл, РБ (1952). Факторный анализ: введение и руководство для психолога и социолога . Оксфорд, Великобритания: Харпер. (1510 цитат)
- Кеттелл, РБ (1957). Структура и измерение личности и мотивации . Нью-Йорк: Всемирная книга. (3232 цитирования)**
- Кеттелл, РБ (1963). Теория текучего и кристаллизованного интеллекта: критический эксперимент. Журнал педагогической психологии, 54 , 1–22. (4299 цитат)
- Кеттелл, Р.Б. и Шайер, И.Г. (1961). Значение и измерение невротизма и тревоги . Нью-Йорк: Рональд Пресс. (1798 цитат)
- Херли-младший и Кеттелл РБ (1962). Программа Прокруста: создание прямого вращения для проверки гипотетической факторной структуры. Поведенческая наука, 7, 258–262. (502 цитаты)
- Кеттелл, РБ (1965). Факторный анализ: Введение в основы I: Цель и основные модели. Биометрия, 21 , 190–215. (767 цитат)
- Хорн, Дж. Л. и Кеттелл, РБ (1966). Уточнение и проверка теории текучего и кристаллизованного интеллекта. Журнал педагогической психологии, 57 , 253–270. (2671 цитат)
- Кеттелл, РБ (1966). на Тест Scree количество факторов. Многомерное поведенческое исследование, 1 (2), 245–276. (18331 цитат)
- Кеттелл, Р.Б., и Джаспарс, Дж. (1967). Общий плазмод (№ 30-10-5-2) для факторного анализа и исследований. Монографии многомерных поведенческих исследований, 67, 1-212. (390 цитат)
- Хорн, Дж. Л. и Кеттелл, РБ (1967). Возрастные различия в подвижном и кристаллизованном интеллекте. Acta Psychologica, 26 , 107–129. (2122 цитат)
- Кеттелл, РБ и Батчер, HJ (1968). Прогнозирование достижений и творчества . Оксфорд, Великобритания: Боббс-Меррилл. (656 цитат)
- Кеттелл, РБ (1971). Способности: их структура, рост и действие . Бостон, Массачусетс: Хоутон Миффлин. (4974 цитат)
- Кеттелл, РБ (1973). Личность и настроение по анкете. Сан-Франциско, Калифорния: Джосси-Басс. (1168 цитат)
- Кеттелл, Р.Б. и Фогельманн, С. (1977). Комплексное испытание осыпи и критериев КГ для определения количества факторов. Многомерное поведенческое исследование, 12 , 289–335. (748 цитат)
- Кеттелл, Р.Б. и Клайн, П. (1977). Научный анализ личности и мотивации . Нью-Йорк: Академик. (2340 цитат)
- Кеттелл, РБ (1978). Научное использование факторного анализа в поведенческих науках и науках о жизни . Нью-Йорк: пленум. (3579 цитат)
- Кеттелл, РБ (1987). Интеллект: его структура, рост и действие . Амстердам: Эльзевир. (цитаты 1973 г.)
- Кеттелл, РБ (1988). Значение и стратегическое использование факторного анализа. В Справочнике по многомерной экспериментальной психологии . Нью-Йорк: Пленум. (1106 цитат)
- Кеттелл, Р.Б. и Кеттелл, HEP (1995) Структура личности и новое пятое издание 16PF. Образовательные и психологические измерения, 6, 926–937. (315 цитат)
- Нессельроуд, младший и Кеттелл, РБ (2013). Справочник по многомерной экспериментальной психологии (ред. 3-е изд.) Нью-Йорк: Пленум. (1786 цитат)
Полный список книг Кеттелла
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Анкета 16PF и факторы
- Большая пятерка личностных качеств
- Теория Кеттела – Хорна – Кэрролла (CHC)
- Факторный анализ
- Подвижный и кристаллизованный интеллект
- Теория черт
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Гиллис, Дж. (2014). Тайный гений психологии: жизнь и творчество Рэймонда Б. Кеттелла . Amazon Kindle Edition.
- ^ Festschrift для Рэймонда Б. Кеттелла (1988). Анализ личности в исследованиях и оценках: в честь Рэймонда Б. Кеттелла . (2 апреля и 17 июня 1986 г.). Университетский колледж Лондона: Центр независимой оценки и исследований (предисловие К.М. Миллера). ISBN 0 9504493 1 8
- ^ Кеттелл, РБ (1948). Концепции и методы измерения групповой синтальности. Психологический обзор, 55 (1), 48–63. дои: 10.1037/h0055921
- ^ Перейти обратно: а б Кеттелл, РБ (1987). Психотерапия по теории структурированного обучения . Нью-Йорк: Спрингер.
- ^ Кеттелл, Р.Б., и Батчер, HJ (1968). Прогнозирование достижений и творчества . Индианаполис: Боббс-Меррилл.
- ^ Перейти обратно: а б Кеттелл, РБ (1966). (Ред.), Справочник по многомерной экспериментальной психологии . Чикаго, Иллинойс: Рэнд МакНелли.
- ^ Кеттелл, РБ (1972). Реальная база, настоящий нулевой факторный анализ. Монографии многомерных поведенческих исследований 72 (1), (1–162). Форт-Уэрт, Техас: Издательство Техасского христианского университета.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кеттелл, РБ (1978). Использование факторного анализа в поведенческих науках и науках о жизни . Нью-Йорк: Пленум.
- ^ Книги и монографии Раймонда Б. Кеттелла. Многомерное поведенческое исследование, 1984, 19 , 344–369.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кеттелл, РБ (1983). Структурированная теория обучения личности: целостный многомерный исследовательский подход . (стр. 419–457). Нью-Йорк: Прегер.
- ^ Выдающиеся психологи двадцатого века [Проверено 22 октября 2015 г.]
- ^ Перейти обратно: а б Хаггблум, С.Дж. и др. (2002). 100 самых выдающихся психологов 20 века. Обзор общей психологии, 6 (2), 139–152. doi: 10.1037//1089-2680.6.2.139 (Рейтинги основаны на цитировании, опросах и наградах/почестях)
- ^ Перейти обратно: а б с Бойл, Грегори Дж.; Станков, Лазарь; Мартин, Николас Г.; Петридес, К.В.; Айзенк, Майкл В.; Ортет, Дженерос (2016). «Ганс Дж. Айзенк и Раймонд Б. Кеттелл об интеллекте и личности» . Личность и индивидуальные различия . 103 : 40–47. дои : 10.1016/j.paid.2016.04.029 . S2CID 151437650 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Такер, Уильям Х. (март 2009 г.). Споры о Кеттелле: раса, наука и идеология . Издательство Университета Иллинойса. ISBN 978-0-252-03400-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с Кеттелл, Р.Б. и Клайн, П. (1977). Научный анализ личности и мотивации . Нью-Йорк: Академик.
- ^ Перейти обратно: а б с Кеттелл, РБ (1973). Личность и настроение по анкете . Сан-Франциско: Калифорния: Джосси-Басс.
- ^ Кеттелл, Р.Б., Эбер, Х.В., и Тацуока, М.М. (1970). Справочник по опроснику шестнадцати личностных факторов (16PF). Нью-Йорк: Пленум.
- ^ Кеттелл, РБ (1982). Наследование личности и способностей: методы исследования и результаты . Нью-Йорк: Академик.
- ^ Перейти обратно: а б с Кеттелл, Р.Б. и Чайлд, Д. (1975). Мотивация и динамическая структура . Лондон: Холт, Райнхарт и Уинстон.
- ^ Шуергер, Дж. М. (1995). Оценка карьеры и анкета «Шестнадцать личностных факторов». Журнал оценки карьеры, 3 (2), 157–175.
- ^ Перейти обратно: а б Кеттелл, РБ (1963). Теория текучего и кристаллизованного интеллекта: критический эксперимент. Журнал педагогической психологии, 54 , 1–22.
- ^ Кеттелл, РБ (1971). Способности: их структура, рост и действие . Бостон, Массачусетс:: Хоутон-Миффлин.
- ^ Кеттелл, РБ и Кеттелл, AKS (1973). Измерение интеллекта с помощью тестов Culture Fair . Шампейн, Иллинойс: IPAT.
- ^ Кеттелл, РБ (1984). Путешествие лаборатории, 1928–1984 гг. Многомерные экспериментальные исследования, 19 , 121–174.
- ^ Кеттелл, РБ (1943). Описание личности: I. Основы измерения черт. Психологическое обозрение, 50 , 559–594.
- ^ Перейти обратно: а б Гольдберг, ЛР (1993). Структура фенотипических свойств личности. Американский психолог, 48 (1), 26–34.
- ^ МакКрэй, Р.Р. и Коста, PT (2008). Эмпирический и теоретический статус Пятифакторной модели свойств личности. В GJ Boyle et al. (Ред.), Справочник SAGE по теории и оценке личности: Том. 1 – Теории и модели личности (стр. 273–294). Лос-Анджелес, Калифорния: Сейдж. ISBN 1-4129-2365-4
- ^ Перейти обратно: а б Кеттелл, РБ (1995). Ошибочность пяти факторов в сфере личности. Психолог, май , 207–208.
- ^ Перейти обратно: а б Бойл, Дж.Дж. (2008). Критика пятифакторной модели (FFM). В книге Дж. Дж. Бойла и др. (ред.), Справочник SAGE по теории и оценке личности: Том. 1 – Теории и модели личности . Лос-Анджелес, Калифорния: Сейдж. ISBN 1-4129-2365-4
- ^ Кеттелл, Р.Б., и Шайер, И.Х. (1961). Значение и измерение невротизма и тревоги . Нью-Йорк: Рональд Пресс.
- ^ Бойл, Г.Дж., Саклофске, Д.Х., и Мэтьюз, Г. (2015). (Ред.), Показатели личности и социально-психологические конструкции (гл. 8). Амстердам: Elsevier/Academic. ISBN 978-0-12-386915-9
- ^ Нессельрод, младший (1984). Концепции внутрииндивидуальной изменчивости и изменений: впечатления о влиянии Кеттелла на психологию развития продолжительности жизни. Многомерное поведенческое исследование, 19 , 269–286.
- ^ Хакстиан, А.Р. и Кеттелл, Р.Б. (1982). Руководство по использованию батареи комплексных способностей . Шампейн, Иллинойс: IPAT.
- ^ Кеттелл, РБ и Кеттелл, AKS (1977). Измерение интеллекта с помощью тестов Culture Fair . Шампейн, Иллинойс: IPAT.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кеттелл, РБ (1990). Рождение общества многомерной экспериментальной психологии. Журнал истории поведенческих наук, 26 , 48–57.
- ^ Перейти обратно: а б Кеттелл, РБ (1966). Тест Scree на количество факторов. Многомерное поведенческое исследование, 1 (2), 245–276.
- ^ Бойл, GJ (1988). Выяснение структуры мотивации с помощью динамического исчисления. В JR Nesselroade & RB Cattell (ред.), Справочник по многомерной экспериментальной психологии (2-е изд., стр. 737–787). Нью-Йорк: Пленум.
- ^ Перейти обратно: а б с Нессельрод, младший и Кеттелл, РБ (1988). Справочник по многомерной экспериментальной психологии ). Нью-Йорк: Пленум.
- ^ Кеттелл, РБ (1948). Концепции и методы измерения групповой синтальности. Психологический обзор, 55 (1), 48–63. дои: 10.1037/h0055921
- ^ Броуди Н. (1992). Интеллект (стр. 18–36). Нью-Йорк: Академик. (2-е изд.). ISBN 0-12-134251-4
- ^ Кэрролл, Дж. Б. (1984). Вклад Рэймонда Б. Кеттелла в теорию когнитивных способностей. Многомерное поведенческое исследование, 19 , 300–306.
- ^ Кеттелл, РБ (1979, 1980). Теория личности и обучения , Vols. 1 и 2. Нью-Йорк: Спрингер.
- ^ Чайлд, Д. (1998). «Некролог: Раймонд Бернард Кеттелл (1905–1998)». Британский журнал математической и статистической психологии . 51 : 353–357. дои : 10.1111/j.2044-8317.1998.tb00686.x . ПМИД 9854948 .
- ^ Хорн, JL (1998). Знакомство с Рэймондом Б. Кеттеллом. В книге Дж. Дж. Макардла и Р. Вудкока (ред.), «Когнитивные способности человека в теории и практике» (стр. 25).
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кеттелл, РБ (1973), «Автобиография». Линдси, Г. (ред.), История психологии в автобиографии . Том. VI, Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts, с. 64.
- ^ Чайлд, Д. (1998). «Некролог: Раймонд Бернард Кеттелл (1905–1998)». Британский журнал математической и статистической психологии . 51 : 353–357 (см. с. 354). дои : 10.1111/j.2044-8317.1998.tb00686.x . ПМИД 9854948 .
- ^ Шихи, Н. (2004). Пятьдесят ключевых мыслителей в психологии (стр. 61). Лондон: Рутледж. ISBN 0-203-44765-4 ; ISBN 0-203-75589-8 ; ISBN 0-415-16774-4 ; ISBN 0-415-16775-2 .
- ^ Президенты Британского психологического общества . Центр истории психологии БПС. http://hopc.bps.org.uk/hopc/histres/bpshistory/presidents$.cfm. Архивировано 5 июля 2015 г. в Wayback Machine (проверено 4 июля 2015 г.).
- ^ Кеттелл, РБ (октябрь 1941 г.). Некролог: Фрэнсис Эвелинг: 1875–1941. Американский журнал психологии, 54 (4), 608–610.
- ^ Фридман, Ховард С.; Шустак, Мириам В. (2016). Личность: классические теории и современные исследования (6-е изд.). Пирсон Образование. п. 182.
- ^ Биркетт-Кеттелл, Х. (1989). 16PF: Личность в глубине . Шампейн, Иллинойс: IPAT.
- ^ Биркетт-Кеттелл, Х. и Кеттелл, HEP (1997). 16PF Комплексное руководство по интерпретации личности Кеттелла . Шампейн, Иллинойс: IPAT.
- ^ «Рэймонд Бернард Кеттелл - Р.Б. Кеттелл - Рэймонд Кеттелл» . Архивировано из оригинала 28 марта 2005 года . Проверено 6 марта 2005 г.
- ^ «Школа Рэймонда Б. Кеттелла» .
- ^ Торндайк, Э.Л. (1932), Основы обучения , AMS Press Inc., ISBN 0-404-06429-9
- ^ Кеттелл, РБ (1965). Научный анализ личности (с. 55). Балтимор, Мэриленд: Пингвин.
- ^ Кеттелл, РБ (1965). Научный анализ личности (с. 14). Балтимор, Мэриленд: Пингвин.
- ^ Суини, AB, и Кеттелл, РБ (1962). Взаимосвязь между интегрированной и неинтегрированной структурой мотивации, исследованная с помощью объективных тестов. Журнал социальной психологии, 57 , 217–226.
- ^ Перейти обратно: а б Шихи, Н. (2004). Пятьдесят ключевых мыслителей в психологии (стр. 62). Лондон: Рутледж. ISBN 0-203-44765-4 ; ISBN 0-203-75589-8 ; ISBN 0-415-16774-4 ; ISBN 0-415-16775-2 .
- ↑ Готфредсон, Л. (13 декабря 1994 г.). Основная наука об интеллекте . Wall Street Journal , стр. А18. (перепечатано в журнале Intelligence, 1997, 24 (1), 13–23)
- ^ Например, «Значение и измерение невротизма и тревоги» (1961) с Иваном Шайером, «Объективные тесты личности и мотивации» (1967) с Фрэнком Уорбертоном, «Прогнозирование достижений и творческих способностей» (1968) с Джимом Батчером, « Справочник шестнадцати факторов личности». Анкета (1970) с Гербертом Эбером и Морисом Тацуокой, Межкультурное сравнение (США, Япония, Австрия) структуры личности в объективных тестах (1973), с Куртом Павликом и Бьеном Цуджиокой, Мотивация и динамическая структура (1975) с Деннисом Чайлдом, Справочник по современной теории личности (1977) с Ральфом Дрегером, Научный анализ личности и мотивации (1977) с Полом Клайном, Теория личности в действии: Справочник для набора объективно-аналитических тестов (ОА) (1978) с Джеймсом Шуергером, Функциональный Психологическое тестирование (1986) с Рональдом Джонсоном, « Справочник по многомерной экспериментальной психологии» (1988) (ред. 2-е изд.) с Джоном Несселроудом и «16PF: Личность в глубине» (1989) с Хизер Биркетт.
- ^ Макардл, Джей-Джей (1984). Вклад Кеттелла в моделирование структурными уравнениями. Многомерная экспериментальная психология, 19 , 245–267.
- ^ Горсач, Р.Л. (1983). Факторный анализ . (Ред. 2-е изд.). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум. ISBN 978-0898592023
- ^ Исследования, подтверждающие 16-факторную теорию Кеттелла, включают: Boyle, GJ (1989). Пересмотр основных личностных факторов по шкалам Кеттелла, Комри и Айзенка: были ли факторные решения Ноллера и др. оптимальный? Личность и индивидуальные различия, 10 (12), 1289–1299. Карнивес, Г.Л. и Аллен, ТиДжей (2005). Конвергентная и факторная достоверность 16PF и NEO-PI-R. Доклад, представленный на ежегодном съезде АПА, Вашингтон, округ Колумбия, Кеттелл, РБ и Круг, ЮВ (1986). Количество факторов в 16PF: обзор доказательств с особым акцентом на методологические проблемы. Образовательные и психологические измерения, 46 , 509–522. Чернышенко О.С., Старк С. и Чен Кентукки (2001). Исследование иерархической факторной структуры пятого издания 16PF: применение процедуры ортогонализации Шмида-Леймана. Образовательные и психологические измерения, 61 (2), 290–302. Конн, С.Р. и Рике, М.Л. (1994). Техническое руководство 16PF, пятое издание . Шампейн, Иллинойс: IPAT. Танцовщица, LJ & Woods, SA (2007). Факторные структуры высшего порядка и взаимные корреляции 16PF5 и FIRO-B. Международный журнал отбора и оценки, 14 (4), 385–391. Гербинг, Д.В. и Тули, MR (1991). 16PF относится к пятифакторной модели личности: измерение нескольких показателей по сравнению с априорными шкалами. Многомерное поведенческое исследование, 26 (2), 271–289. Хофер С.М., Хорн Дж.Л. и Эбер Х.В. (1997). Надежная пятифакторная структура 16PF: убедительные доказательства независимого вращения и подтверждающих процедур факторной инвариантности. Личность и индивидуальные различия, 23 (2), 247–269. Круг, С.Е. и Джонс, Э.Ф. (1986). Крупномасштабная перекрестная проверка структуры личности второго порядка, определенной 16PF. Психологические отчеты, 59 , 683–693. Маккензи Дж., Тинделл Г. и Френч Дж. (1997). Великий триумвират: Согласование лексически и психофизиологически обоснованных моделей личности. Личность и индивидуальные различия, 22 (2), 269–277. Могенет, Дж. Л., и Роллан, Дж. П. (1995). 16PF5 РБ Кеттелла. Париж, Франция: Les Editions du Centre de Psychologie Appliquée. Мотеги, М. (1982). Японский перевод и адаптация 16PF. Токио: Нихон Бунка Кагакуша. Ормерод М.Б., Маккензи Дж. и Вудс А. (1995). Итоговый отчет об исследовании, касающемся концепции пяти отдельных измерений личности, или шести, включая интеллект. Личность и индивидуальные различия, 18 (4), 451–461. Прието Дж. М., Гувейя В. В. и Фернандес М. А. (1996). Данные о структуре признаков первичного источника в пятом издании испанского 16PF. Европейский обзор прикладной психологии, 46 (1), 33–43. Шнеевинд, К.А., и Граф, Дж. (1998). Der 16-Personlichkeits-Factoren-Test Revidierte Fassung — руководство по тестированию . Берн, Швейцария: Verlag Hans Huber.
- ^ Эти личностные инструменты были доступны в IPAT , тестовой издательской компании, которую основали Кеттелл и его жена Карен (OPP Ltd., Оксфорд, Англия, в настоящее время является материнской компанией Института тестирования личности и способностей (IPAT) Inc. в Шампейне, США). Иллинойс).
- ^ Кеттелл, РБ и Шуергер, Дж. М. (1978). Теория личности в действии: Справочник по набору объективно-аналитических тестов (ОА) . Шампейн, Иллинойс: IPAT
- ^ Шуергер, Дж. М. (2008). Батарея объективно-аналитических тестов. В GJ Boyle et al. (Ред.), Справочник SAGE по теории и оценке личности: Том. 2 – Измерение и тестирование личности . (стр. 529–546). Лос-Анджелес, Калифорния: Сейдж ISBN 1-4129-2364-6
- ^ Чайлд, Д. (1984). Мотивация и динамическое исчисление: взгляд учителя. Многомерное поведенческое исследование, 19 , 288–298.
- ^ Кеттелл, РБ и Селлс, SB (1974). Анкета для клинического анализа . Шампейн, Иллинойс: IPAT.
- ^ Круг, С.Е. (1980). Руководство по анкетам для клинического анализа . Шампейн, Иллинойс: IPAT.
- ^ Кеттелл, РБ, Кеттелл, АК, и Кеттелл, HEP (2003). Личностный опросник PsychEval . Шампейн, Иллинойс: IPAT.
- ^ Круг, С.Э. (2008). Оценка клинических расстройств с помощью модели личности Рэймонда Кеттелла. В GJ Boyle et al. (Ред.), Справочник SAGE по теории и оценке личности: Том. 2 – Измерение и тестирование личности (стр. 646–662). Лос-Анджелес: Сейдж. ISBN 1-4129-2364-6
- ^ Карран, Дж. П. и Кеттелл, РБ (1976). Руководство по анкете Восьми штатов . Шампейн, Иллинойс: IPAT
- ^ Бойл, GJ (1991). Анализ пунктов субшкал опросника по восьми штатам (8SQ): исследовательский и подтверждающий факторный анализ. Многомерные экспериментальные клинические исследования, 10 (1), 37–65.
- ^ Бартон, К. и Кеттелл, РБ (1981). Набор для определения центрального состояния (CTS): экспериментальная версия . Шампейн, Иллинойс: IPAT.
- ^ Бартон, К. (1985). Шкалы центральных свойств и состояний: набор из 20 субтестов, измеряющих пять центральных измерений личности как черт и состояний с эквивалентными формами . Шампейн, Иллинойс: IPAT.
- ^ Круг, С.Э. и Джонс, Э.Ф. (1986). Крупномасштабная перекрестная проверка структуры личности второго порядка, определенной 16PF. Психологические отчеты, 59 , 683–693.
- ^ Конн, SR и Рике, ML (1994). Техническое руководство 16PF, пятое издание. Шампейн, Иллинойс: IPAT.
- ^ Рассел, М.Т. и Карол, Д.Л. (1994) Руководство администратора пятого издания 16PF. Шампейн, Иллинойс: IPAT. [1]
- ^ Кеттелл, HEP и Мид, AD (2008). Анкета шестнадцати личностных факторов (16PF). В книге Дж. Дж. Бойла и др. (ред.), Справочник SAGE по теории и оценке личности: Vol. 2 – Измерение и тестирование личности (стр. 135–159). Лос-Анджелес, Калифорния: Сейдж. ISBN 1-4129-2364-6
- ^ Бойл, Дж. Дж., и Ортет, Г. (1999). Памяти Раймонда Б. Кеттела (1905–1998). Тревога и стресс, 5 , 123–126.
- ^ Бойл, Дж. Дж., и Смари, Дж. (2000). В память о Рэймонде Б. Кеттелле. Франкоязычный журнал поведенческой и когнитивной клиники, 5 , 5–6.
- ^ Бойл, GJ (2000). Некрологи: Раймонд Б. Кеттелл и Ганс Дж. Айзенк. Многомерные экспериментальные клинические исследования, 12 , i-vi.
- ^ Бойл, Дж. Дж. и Бартон, К. (2008). Вклад инструментов Каттеллианской личности. В GJ Boyle et al. (Ред.), Справочник SAGE по теории и оценке личности: Том. 2 – Измерение и тестирование личности (стр. 160–178). Лос-Анджелес, Калифорния: Сейдж. ISBN 1-4129-2364-6
- ^ Айзенк, HJ (1985). Рецензия на книгу Раймонда Б. Кеттелла (1983). Структурированная теория обучения личности: целостный многомерный исследовательский подход . Нью-Йорк: Прегер. (стр. 76)
- ^ Такер, WH (1994). Наука и политика расовых исследований . Урбана, Иллинойс: Издательство Университета Иллинойса.
- ^ Мелер, Барри (1997). «За пределамиизма: Рэймонд Б. Кеттелл и новая евгеника» . Генетика . 99 (2–3): 153–163. дои : 10.1007/BF02259519 . ПМИД 9463071 . S2CID 29888044 . Также доступно на веб-сайте ISAR: Beyondism: Raymond B. Cattell and the New Eugenics.
- ↑ Мелер сообщает, что его наставником был Джерри Хирш, критик Кеттелла из Университета Иллинойса, где Кеттелл и Хирш провели большую часть своей карьеры.
- ^ Кеттелл, РБ (1972). Новая мораль науки: бейндизм (стр. 95, 221). Нью-Йорк: Пергамон.
- ^ «ИСАР - гуру-бендистист, получивший золотую медаль 1997 года на АПА» . Архивировано из оригинала 13 сентября 2006 года . Проверено 31 августа 2005 г.
- ^ «ISAR — Домашняя страница RB Cattell» . Архивировано из оригинала 5 апреля 2007 года . Проверено 3 сентября 2005 г.
- ^ Открытое письмо Раймонда Б. Кеттелла в APA
- ^ Академика Google
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Веб-сайт профессора Джона Гиллиса о Рэймонде Б. Кеттелле
- Мемориал Раймонду Бернарду Кеттеллу
- Человеческий интеллект: Рэймонд Б. Кеттелл. Архивировано 21 апреля 2019 года в Wayback Machine.
- Cattell Legacy на выставке IPAT
- Биография Кеттелла. Архивировано 15 февраля 2017 года в Wayback Machine.
- Премия Кеттелла
- Биография Рэймонд Кеттелл
- Биография Рэймонд Кеттелл
- Биография Раймонд Бернард Кеттелл
- Теория черт личности
- Факторы личности. Архивировано 19 декабря 2007 г. в Wayback Machine.
- Краткий бендинистический катехизис. Архивировано 20 апреля 2013 г. в Wayback Machine.
- Интервью с Рэймондом Б. Кеттеллом. Архивировано 28 марта 2019 года в Wayback Machine из The Eugenics Bulletin , весна-лето 1984 года.
- Рэймонд Б. Кеттелл и Четвертая инквизиция. Архивировано 24 марта 2019 года в Wayback Machine.
- Beyondism: Raymond B. Cattell and the New Eugenics. Архивировано 4 марта 2016 года в Wayback Machine.
- 1905 рождений
- 1998 смертей
- Люди, получившие образование в гимназии для мальчиков Торки
- Выпускники Королевского колледжа Лондона
- Американские атеисты
- Американские психологи XX века
- факультет Колумбийского университета
- Преподаватели Университета Кларка
- Факультет психологии Гарвардского университета
- факультет Университета Иллинойса
- Факультет Гавайского университета
- Исследователи разведки
- Теоретики черт личности
- Психологи эмоций
- Американские евгеники
- Английские эмигранты в США
- Британские психологи XX века
- Количественные психологи
- Президенты Общества многомерной экспериментальной психологии
- Британские евгеники