Небесные стебли
![]() | Было предложено объединить эту статью с Земными ветвями и Шестидесятилетним циклом китайских циклических знаков . ( Обсудить ) Предлагается с июля 2024 г. |
Небесные стебли | |||
---|---|---|---|
Китайское имя | |||
китайский | Небесный стебель | ||
| |||
Вьетнамское имя | |||
Вьетнамский алфавит | небесный стебель | ||
Китайские иероглифы | Небесный стебель | ||
Корейское имя | |||
хангыль | небесный | ||
Ханджа | Небесный стебель | ||
|
Десять Небесных Стволов (или Небесных Стволов ) представляют собой систему порядковых номеров, присущую Китаю и используемую по всей Восточной Азии, впервые засвидетельствованная ок. 1250 г. до н. э., во времена династии Шан, как названия десяти дней недели. Они также использовались в ритуалах эпохи Шан в именах умерших членов семьи, которым приносились жертвы в соответствующий день недели Шан. Основы больше не используются в качестве названий дней недели, но получили множество других применений. Наиболее заметно то, что они использовались в сочетании с соответствующим набором из двенадцати Земных Ветвей в составном шестидесятилетнем цикле , что является важной особенностью исторических китайских календарей . [ 1 ]
Источник
[ редактировать ]Некоторые ученые полагают, что Небесные Стебли и связанная с ними десятидневная неделя связаны с историей из китайской мифологии , где на небе появились десять солнц, порядок которых составлял десятидневный цикл ( 旬 ; сюнь ); Предполагается, что Небесные Стволы — это имена каждого из этих десяти солнц. [ 2 ] Они были найдены в именах королей Шанга в названиях их храмов. Они состояли из родственного термина («отец», «мать», «дедушка», «бабушка»), который был добавлен к одной из десяти основ, например «Дедушка Цзя». Эти имена часто встречаются на бронзовых изделиях Шан, обозначая, кого бронза чтила (и в какой день недели должны были выполняться их обряды, чтобы этот день соответствовал дню, обозначенному их именем). Китаевед Дэвид Кейтли , специализировавшийся на древней китайской бронзе, считает, что Стебли были выбраны посмертно посредством гадания. [ 3 ] Некоторые историки полагают, что правящий класс Шан состоял из десяти кланов, но неясно, отражало ли их общество этот миф или наоборот. Их связь с концепциями инь, ян и усин возникла после распада Шан.
Джонатан Смит предположил, что небесные стебли возникли до Шанга, и первоначально относились к десяти астеризмам вдоль эклиптики , рисунками которых на кости оракула были их символы ; он определяет сходство между ними и астеризмами в более поздних системах «Четыре изображения» и «Двадцать восемь особняков» . Они должны были использоваться для отслеживания движения Луны по ее месячному кругу в сочетании с земными ветвями, обозначающими ее фазу. [ 4 ]
Буквальные значения иероглифов были и есть примерно следующие. [ 5 ] Среди современных значений курсивом выделены те, которые обусловлены положением персонажей в последовательности «Небесных стеблей».
Небесный ствол | Значение | ||
---|---|---|---|
Оригинал | Дополнительный | ||
1 | Первый | 'панцирь черепахи' |
|
2 | Второй | 'рыбьи кишки' |
|
3 | С | ' рыбий хвост ' |
|
4 | Мужчина | 'гвоздь' (застежка) |
|
5 | Э | ' алебарда ' | — |
6 | себя | 'нить на ткацком станке' | 'себя' |
7 | Гэн | 'вечерняя звезда' ( Венера ) | 'возраст' (человека) |
8 | Пряный | 'обижать начальство' |
|
9 | девятый из десяти Небесных Стволов | 'груз' |
|
10 | Гуй | 'трава для возлияния ' | — |
Текущее использование
[ редактировать ]Небесные стебли по-прежнему широко используются в качестве порядковых номеров по всей синосфере , подобно тому, как алфавит используется в таких языках, как английский.
- В Корее и Японии «Небесные стебли» используются в юридических документах: пробел в корейском переводе ( 甲 ) и eul ( 乙 ) используются для обозначения большей и меньшей сторон юридического контракта соответственно - и иногда используются как синонимы для такой. Такое использование также распространено в корейской ИТ-индустрии.
- Китайский математик Ли Шаньлан (1810–1882) разработал систему, в которой Небесные стебли и Земные ветви заменяют латинские буквы при их использовании в качестве меток для математических переменных . В системе Ли буквы a – j представлены десятью Небесными Стволами, k – v представлены двенадцатью Земными Ветвями, а последние четыре буквы w , x , y и z представлены 物 («материя»), 天 («Небеса»), 地 («земля») и 人 («человек») соответственно. [ 6 ] Радикал ⼝ , ' РОТ ' может быть добавлен к любому из вышеупомянутых символов для обозначения формы соответствующей буквы в верхнем регистре: например a → 甲 , A → 呷 ; д → 丁 , Д → 叮 . [ 7 ]
- Названия органических химикатов — например, метанол ( метанол ; цзичунь ), этанол ( этиловый спирт ; йчунь ).
- Болезни — например, гепатит А ( Гепатит А ; цзисин ганьян ), Гепатит В : ( Гепатит В ; йсин ганьян ).
- Спортивные лиги — например, Серия А отображается как 意甲 ; Йиджи .
- Оценки учащихся на Тайване, где ю ( 優 ; «отлично») вставлен перед Небесными стеблями в списке, т. е. американские оценки A, B, C, D и F соответствуют 優 , 甲 , 乙 , 丙 и 丁. .
- В астрологии и фэн-шуй Небесные Стебли и Земные Ветви образуют четыре столпа китайской метафизики в Цимэнь Дуньцзя и Далиурэнь .
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Джонатан Смит 2011 .
- ^ Аллан 1991 , стр. 36–38.
- ^ Куваяма, Джордж , изд. (1991). «В поисках вечности в Древнем Китае: Мертвые, их дары, их имена». Древние погребальные традиции Китая: статьи о китайских керамических погребальных скульптурах . Дальневосточный художественный совет, Художественный музей округа Лос-Анджелес. стр. 16–17. ISBN 978-0-87587-157-8 .
- ^ Смит, Джонатан М. (2011). « Ди Чжи 地支 как лунные фазы и их координация с Тяньганем 天干 как эклиптические астеризмы в Китае до Аньяна» . Ранний Китай . 33 : 199–228. дои : 10.1017/S0362502800000274 . S2CID 132200641 . Проверено 29 января 2022 г.
- ^ Уильям Макнотон. Чтение и письмо по-китайски. Токио: Чарльз Э. Таттл, 1979.
- ^ [1] (страницы 147 и 148)
- ^ Ян Цзыцян (杨子强) (2017). Ли Шаньлан: учёный, изменивший современный Китай (на китайском языке. Независимые писатели-новые креативы, стр. 147–148 ) . 978-986-94864-1-5 .
Библиография
[ редактировать ]- Аллан, Сара (1991). Форма черепахи: миф, искусство и космос в раннем Китае . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-0459-1 .
- Барнард, Ноэль (1986). «Новый подход к изучению родовых надписей Шан». В Кван-чи Чанге (ред.). Исследования археологии Шан: избранные статьи Международной конференции по цивилизации Шан . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. стр. 141–206. ISBN 978-0-300-03578-0 .
- Цянь, Цуэнь-сюйнь ; Чанг, Кван-чи (1978). «Тянь Кань: ключ к истории Шан». В Рое, Дэвиде (ред.). Древний Китай: исследования ранней цивилизации . Гонконг: Издательство Китайского университета. стр. 13–42. ISBN 978-962-201-144-1 .
- Чанг Тай-Пин (1978). «Роль терминов тянь-кан ти-чжи в системе именования Инь». Ранний Китай . 4 : 45–48. дои : 10.1017/S0362502800005897 . S2CID 161397647 .
- Кейтли, Дэвид (2000). Пейзаж предков: время, пространство и сообщество в позднем Шанском Китае, ок. 1200-1045 гг . до н.э. Беркли: Центр китайских исследований Калифорнийского университета. ISBN 978-1-55729-070-0 .
- Норман, Джерри (1985). «Заметка о происхождении китайского двенадцатиперстного цикла». В Тергуде, Грэм (ред.). Лингвистика китайско-тибетского региона: современное состояние: статьи, подаренные Полу К. Бенедикту на его 71-й день рождения . Канберра: Австралийский национальный университет. стр. 85–89. ISBN 0-85883-319-0 .
- Пуллибланк, Эдвин Г. (1995). « Ганжи как фонограммы». Ранние новости Китая . 8 : 29–30. ISSN 0362-5028 . JSTOR 23351501 .
- Смит, Адам (2011). «Китайский шестидесятилетний цикл и ритуальные истоки календаря». В Стиле, Джон (ред.). Календари и годы II: Астрономия и время в древнем и средневековом мире (PDF) . Оксфорд: Оксбоу. стр. 1–37. ISBN 978-1-84217-987-1 . Архивировано из оригинала (PDF) 13 августа 2011 г. Проверено 10 июня 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Небесные стволы и земные ветви» . Гонконгская обсерватория . Архивировано из оригинала 21 июня 2020 г. Проверено 4 ноября 2018 г.