Предки пуэблоанцев
Предки пуэблоанцев , также известные как анасази , были древней индейской культурой, которая охватывала современный регион Четырех Углов Соединенных Штатов, включая юго-восток Юты , северо-восток Аризоны , северо-запад Нью-Мексико и юго-запад Колорадо . [ 1 ] Считается, что они развились, по крайней мере частично, из традиции Ошара , которая развилась из культуры Пикоса . Народ и его археологическую культуру часто называют анасази , что означает «древние враги», как их называли навахо . Современные пуэблоанцы возражают против использования этого термина, некоторые считают его уничижительным. [ 2 ] [ 3 ]
Предки пуэбло жили в различных постройках, включая небольшие семейные ямные дома , более крупные постройки для проживания кланов , большие пуэбло и жилища на скалах для защиты. У них была сложная сеть, связывающая сотни общин и населенных пунктов по всему плато Колорадо . Они обладали четкими знаниями небесных наук, которые нашли форму в их архитектуре. Кива . , помещение для собраний, которое использовалось в основном для церемоний, было неотъемлемой частью структуры сообщества
Археологи продолжают спорить о том, когда возникла эта особая культура. Нынешнее соглашение, основанное на терминологии, определенной Классификацией Пекоса , предполагает их появление примерно в 12 веке до нашей эры, во время археологически обозначенной Эры Раннего Баскетмейкера II . Начиная с самых ранних исследований и раскопок, исследователи определили предков пуэбло как предшественников современных народов пуэбло, хотя конкретное место современных групповых связей неясно. [ 1 ] [ 3 ] К племени Пуэбло относятся три объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, расположенные в США: национальный парк Меса-Верде , национальный исторический парк культуры Чако и Таос-Пуэбло .
Этимология
Город , [ 4 ] Что означает «деревня» и «люди» на испанском языке, это термин, придуманный испанскими исследователями, которые использовали его для обозначения особого стиля жизни людей. Народ навахо, который сейчас проживает в некоторых частях бывшей территории пуэбло, называл древний народ анаасази , экзоним, означающий «предки наших врагов», имея в виду их конкуренцию с народами пуэбло. Навахо теперь используют этот термин в смысле обозначения «древних людей» или «древних». [ 5 ] тогда как другие приписывают значение Анасази «тех, кто отличается от нашего народа»; (букв. Ана = «отличный от нас» + асаза = «старые»). [ 6 ]
Люди хопи используют термин Хисацином , что означает «древние люди», для описания предков пуэблоанцев. [ 1 ]
География
Предки пуэблоанцев были одной из четырех основных доисторических археологических традиций, признанных на юго-западе Америки, также известной как Оазисамерика . Остальные — Моголлон , Хохокам и Патаян . По отношению к соседним культурам предки пуэблоа занимали северо-восточный квадрант территории. [ 7 ] Родина предков пуэбло сосредоточена на плато Колорадо, но простирается от центрального Нью-Мексико на востоке до южной Невады на западе.
Районы южной Невады, Юты и Колорадо образуют свободную северную границу, а южный край определяется реками Колорадо и Литтл-Колорадо в Аризоне, а также Рио-Пуэрко и Рио-Гранде в Нью-Мексико. Структуры и другие свидетельства древней культуры пуэбло были обнаружены на востоке, на Великих американских равнинах , в районах вблизи рек Симаррон и Пекос. [ 8 ] и в бассейне Галистео . [ 9 ]
Рельеф и ресурсы в этом большом регионе сильно различаются. Районы плато имеют высоту от 4500 до 8500 футов (от 1400 до 2600 м). Обширные горизонтальные плоскогорья покрыты осадочными образованиями и поддерживают леса из можжевельника , пиньона и сосен пондероза , каждый из которых расположен на разных высотах. Ветровая и водная эрозия создали каньоны с крутыми стенами, а из ландшафта песчаника вылепили окна и мосты . В районах, где устойчивые пласты (слои осадочных пород), такие как песчаник или известняк , залегают над более легко подвергаемыми эрозией пластами, такими как сланцы , образуются выступы горных пород. Предки-пуэблоанцы предпочитали строить под такими навесами убежища и оборонительные строительные площадки.
Все районы родины предков пуэбло страдали от периодов засухи и эрозии, вызванной ветром и водой. Летние дожди могли быть ненадежными и вызывать разрушительные грозы. Хотя количество зимних снегопадов сильно различалось, большая часть воды предков пуэблоа зависела от снега. Таяние снега позволило весной прорасти семенам, как диким, так и культурным.
Там, где слои песчаника перекрывают сланцы, талый снег мог накапливаться и образовывать просачивания и родники, которые предки пуэблоанцев использовали в качестве источников воды. Снег также питал более мелкие и более предсказуемые притоки, такие как реки Чинле, Анимас, Джемез и Таос. Более крупные реки имели менее непосредственное значение для древней культуры, поскольку более мелкие ручьи легче было отклонить или контролировать для орошения.
Культурные особенности
Культура предков пуэбло, пожалуй, наиболее известна своими жилищами из камня и земли, построенными ее людьми вдоль скалистых стен, особенно в эпохи Пуэбло II и Пуэбло III , в общей сложности примерно с 900 по 1350 год нашей эры. США Наиболее хорошо сохранившиеся образцы каменных жилищ в настоящее время охраняются в национальных парках , таких как Национальный памятник Навахо , Национальный исторический парк культуры Чако , Национальный парк Меса-Верде , Национальный памятник «Каньоны древних» , Национальный памятник «Руины ацтеков» , Национальный памятник «Бандельер». Памятник , национальный памятник Ховенвип и национальный памятник Каньон де Шелли .
В эти деревни, названные испанскими колонистами пуэбло , можно было попасть только по веревке или через скалолазание. Начало этих удивительных строительных достижений было скромным. Первые дома и деревни предков пуэбло были основаны на яме, что было обычным явлением в периоды корзинщиков .
Предки пуэблоанцев также известны своей керамикой. Местная керамика, используемая для приготовления пищи или хранения, была неокрашенной серой, гладкой или текстурированной. Керамика, используемая для более формальных целей, часто была более богато украшена. В северной части земель предков пуэбло, примерно с 500 по 1300 год нашей эры, стили керамики обычно имели рисунки, окрашенные черной краской на белом или светло-сером фоне. [ 10 ] Для украшения характерна тонкая штриховка, а контрастные цвета создаются за счет использования минеральной краски на меловом фоне. [ 11 ] К югу от территории анасази, в поселениях Моголлонов, керамика чаще изготавливалась вручную, скоблилась и полировалась, имея окраску от красного до коричневого. [ 12 ]
Определенные высокие цилиндры, вероятно, были церемониальными сосудами, тогда как кувшины с узким горлышком, называемые оллами , часто использовались для жидкостей. Керамика из южных регионов земель предков пуэбло отличается ярким декором в виде черных линий и использованием красителей на основе углерода. [ 11 ] На севере Нью-Мексико местная традиция гончарного дела «черное по белому», белые изделия Рио-Гранде , продолжалась и после 1300 года нашей эры.
Изменения в составе, структуре и декоре керамики являются сигналами социальных изменений в археологических данных. Это особенно верно, поскольку народы американского Юго-Запада начали покидать свои исторические дома и мигрировать на юг. По мнению археологов Патрисии Краун и Стедмана Апхэма, появление ярких цветов на полихромах Саладо в 14 веке может отражать религиозные или политические союзы на региональном уровне. Керамика конца 14-го и 15-го веков из центральной Аризоны, широко продаваемая в регионе, имеет цвета и узоры, которые могут быть заимствованы из более ранней посуды как предков пуэбло, так и народов Моголлонов . [ 13 ]
Предки пуэблоанцев также преуспели в наскальном искусстве , которое включало резные петроглифы и нарисованные пиктограммы . Предки пуэбло нарисовали пиктограммы в стиле Барьерного каньона в местах, где изображения были защищены от солнца, но были видны публике. Дизайн включает в себя человекоподобные формы. Так называемая «панель Святого Духа» в каньоне Подкова считается одним из первых применений графической перспективы , когда самая большая фигура приобретает трехмерное представление.
Недавние археологические данные показали, что по крайней мере в одном большом доме, Пуэбло Бонито, элитная семья, чьи захоронения связывают их с этим местом, практиковала матрилинейную преемственность. Комната 33 в Пуэбло-Бонито, самом богатом захоронении, когда-либо раскопанном на Юго-Западе, в течение примерно 330 лет служила склепом одной могущественной линии, прослеживаемой по женской линии. Хотя другие захоронения предков пуэбло еще не подвергались такому же археогеномному тестированию, сохранение матрилинейного происхождения среди современных народов пуэбло предполагает, что это, возможно, было широко распространенной практикой среди предков пуэбло. [ 14 ]
Архитектура
Предки пуэбло на юго-западе Северной Америки создали уникальную архитектуру с запланированными общественными пространствами. Такие населенные пункты, как Каньон Чако (за пределами Краунпойнт, Нью-Мексико ), Меса-Верде (около Кортеса, Колорадо ) и Национальный памятник Банделье (недалеко от Лос-Аламоса, Нью-Мексико ), принесли славу предков пуэбло. Они представляли собой жилые комплексы и постройки, построенные из камня, глины и других местных материалов или высеченные в стенах каньона. Развиваясь в этих культурах, люди также переняли детали дизайна из других культур, вплоть до современной Мексики .
Эти здания обычно были многоэтажными и многофункциональными и окружены открытыми площадями и смотровыми площадками . В этих общинах жили сотни и тысячи людей. В этих комплексах проводились культурные и гражданские мероприятия, а также инфраструктура, которая поддерживала обширный отдаленный регион, находящийся в сотнях миль от них, связанный транспортными дорогами.
Построенные задолго до 1492 года нашей эры, эти города и деревни располагались на оборонительных позициях, например, на высоких и крутых горах, таких как Меса-Верде или современный Акома-Пуэбло , называемый «Небесным городом», в Нью-Мексико. До 900 г. н. э. и после 13 века населенные комплексы были крупными культурными центрами. В каньоне Чако застройщики Чако добывали блоки песчаника и перевозили древесину с больших расстояний, собрав 15 крупных комплексов. До конца 19 века они считались крупнейшими зданиями в Северной Америке. [ 15 ] [ 16 ]
доказательства археоастрономии Были предложены в Чако, популярным примером которых является петроглиф Солнечного Кинжала в Фахада-Бьютт. Многие здания в Чако, возможно, были построены таким образом, чтобы фиксировать солнечные и лунные циклы. [ 17 ] потребовавшие поколений астрономических наблюдений и столетия умело скоординированного строительства. [ 18 ] Чакоанцы покинули каньон, вероятно, из-за изменения климата, начавшегося с 50-летней засухи, начавшейся в 1130 году. [ 19 ]
Великие Дома
пуэбло Наследственные периоды |
---|
Архаика – ранняя эпоха баскетболистов 7000–1500 гг. до н.э. |
Ранний баскетболист II эпохи 1500 г. до н.э. – 50 г. н.э. |
Поздний баскетболист II эпохи 50–500 |
Баскетмейкер III Эра 500–750 |
Пуэбло I Период 750–900 |
Период Пуэбло II 900–1150 |
Период Пуэбло III 1150–1350 |
Период Пуэбло IV 1350–1600 |
Pueblo V Period 1600 – настоящее время |
Огромные комплексы, известные как «большие дома», олицетворяли богослужение в Чако. Археологи нашли музыкальные инструменты, украшения, керамику и церемониальные предметы, что указывает на то, что люди в Великих Домах были элитными и более богатыми семьями. Они устраивали закрытые захоронения, где вместе с умершими хоронили подарки, часто включая миски с едой и бирюзовые бусы. [ 20 ]
На протяжении веков архитектурные формы развивались, но комплексы сохранили некоторые основные черты, такие как размер. В среднем в каждом из них было более 200 комнат, а в некоторых было по 700 комнат. [ 18 ] Комнаты были очень большими, с более высокими потолками, чем в зданиях предков пуэбло более ранних периодов. Они были хорошо спланированы: огромные участки были построены в один этап.
Большинство домов выходило на юг. Площади почти всегда были окружены зданиями с изолированными помещениями или высокими стенами. Часто они были четырех- или пятиэтажными, а одноэтажные комнаты выходили на площадь; Комнатные блоки были выстроены террасами, чтобы самые высокие секции могли составлять заднюю часть здания пуэбло. Комнаты часто были организованы в люксы, причем передние комнаты были больше задних, внутренних и складских помещений или помещений.
Церемониальные сооружения, известные как кивы, строились пропорционально количеству комнат в пуэбло. Примерно на каждые 29 комнат была построена небольшая кива. В каждом из девяти комплексов была Великая Кива диаметром до 63 футов (19 м). Т-образные дверные проемы и каменные перемычки отличали все чакоанские кива.
Хотя часто использовались простые и составные стены, большие дома обычно имели стены из сердечника и шпона : щебень заполнял зазор между параллельными несущими стенами из обработанных плоских блоков песчаника , связанных глиняным раствором. [ 21 ] Стены были покрыты шпоном из мелких кусочков песчаника, вдавленных в слой связывающей грязи . [ 21 ] Эти отделочные камни часто располагались в характерных узорах.
Для построек Чако потребовалась древесина из 200 000 хвойных деревьев, в основном привезенная пешком с горных хребтов на расстоянии до 70 миль (110 км). [ 22 ] [ 23 ]
Церемониальная инфраструктура
Одним из наиболее примечательных аспектов инфраструктуры предков пуэблоа является дорога Чако в каньоне Чако, система дорог, расходящихся от многих великолепных домов, таких как Пуэбло Бонито, Четро Кетл и Уна Вида. Они вели к небольшим местам-останцам и природным объектам в каньоне и за его пределами.
С помощью спутниковых изображений и наземных исследований археологи обнаружили восемь основных дорог, общая длина которых превышает 180 миль (300 км), а ширина превышает 30 футов (10 м). Они были построены путем выкапывания гладких, выровненных поверхностей в скале или удаления растительности и почвы. Большие пандусы и лестницы в скалах соединяют дороги над каньоном с местами внизу.
Крупнейшими дорогами, построенными в то же время, что и многие великие дома (с 1000 по 1125 год нашей эры), являются: Великая Северная дорога, Южная дорога, Дорога Каньона Койот , Дорога Чакра-Фейс , Дорога Ахшислепа, Дорога Мексикан-Спрингс , Западная дорога и более короткая дорога Пинтадо-Чако. Иногда вдоль дорог располагаются простые конструкции, такие как бермы и стены. Некоторые участки дорог ведут к природным объектам, таким как источники, озера, горные вершины и вершины. [ 24 ]
Великая Северная Дорога
Самая длинная и известная из этих дорог — Великая Северная дорога, берущая начало от различных маршрутов, расположенных недалеко от Пуэбло Бонито и Четро Кетл. Эти дороги сходятся в Пуэбло-Альто и оттуда ведут на север за пределы каньона. Вдоль дорог стояли лишь небольшие, изолированные постройки. [ нужна ссылка ]
Археологические интерпретации дорожной системы Чако делятся на экономическую цель и символическую, идеологическую или религиозную роль.
Система была обнаружена в конце 19 века и раскопана в 1970-х годах. К концу 20 века в исследовании помогли аэрофотоснимки и спутниковые фотографии. Археологи предположили, что основной целью дороги была транспортировка местных и экзотических товаров в каньон и обратно. Экономическое назначение дорожной системы Чако подтверждается наличием предметов роскоши в Пуэбло-Бонито и в других местах каньона. Такие предметы, как ара , бирюза и морские ракушки, которые не являются частью этой среды, а также импортные суда, отличающиеся дизайном, доказывают, что Чако торговали с отдаленными регионами. Широкое использование древесины в строительстве в Чако потребовало наличия обширной системы легкой транспортировки, поскольку древесина не была доступна на местном уровне. Анализ изотопов стронция показывает, что большая часть древесины поступает из далеких горных хребтов. [ 25 ]
Клиффовые сообщества
По всему юго-западному региону предков пуэбло жители строили комплексы в неглубоких пещерах и под скальными выступами в стенах каньона. В отличие от более ранних построек и деревень на вершинах гор, это была региональная тенденция 13-го века собирать растущее население в тесные, защищенные кварталы. Имелись постройки для жилья, обороны и складов. Они были построены в основном из блоков твердого песчаника, скрепленных вместе и оштукатуренных глинобитным раствором. Постройки имели много общего, но уникальные формы из-за уникального рельефа скалы.
Самое известное место находится в Меса-Верде, где находится большое количество хорошо сохранившихся жилищ на скалах. Эта территория включала в себя распространенные архитектурные формы пуэбло, такие как кивы, башни и ямы, но ограничения пространства этих ниш привели к гораздо более плотному населению. Mug House, типичное жилище на скале того периода, вмещало около 100 человек, которые жили в 94 небольших комнатах и восьми кивах, построенных впритык друг к другу и разделяющих множество стен. Строители максимально использовали пространство, и ни одна территория не была закрыта. [ 23 ]
Не все люди в этом регионе жили в жилищах на скалах; многие колонизировали края и склоны каньонов, образуя многосемейные постройки, которые выросли до беспрецедентных размеров по мере увеличения населения. [ 23 ] Декоративные мотивы этих построек из песчаника и раствора, как жилищ в скалах, так и нет, включали Т-образные окна и двери. Некоторые археологи, такие как Стивен Лексон (1999), восприняли это как свидетельство существования элитной системы каньона Чако, которая, по-видимому, рухнула столетием ранее. [ 26 ] Другие исследователи вместо этого объясняют эти мотивы частью более широкого стиля или религии пуэбло. [ 27 ]
История
Происхождение
В период с 700 по 1130 год нашей эры ( эры Пуэбло I и II ) население быстро росло из-за постоянных и регулярных осадков, которые поддерживали сельское хозяйство. Исследования останков скелетов показывают увеличение рождаемости, а не снижение смертности. Однако десятикратное увеличение населения за несколько поколений, вероятно, также произошло из-за миграции людей из близлежащих территорий. Такие инновации, как гончарное дело, хранение продуктов питания и сельское хозяйство, способствовали такому быстрому росту. За несколько десятилетий древняя культура пуэбло распространилась по ландшафту. [ нужна ссылка ]
Наследственная культура пуэбло была разделена на три основные области или ветви в зависимости от географического положения: [ нужна ссылка ]
- Каньон Чако (северо-запад Нью-Мексико)
- Кайента (северо-восток Аризоны) и
- Северный Сан-Хуан ( Меса-Верде и Национальный памятник Ховенвип ) (юго-запад Колорадо и юго-восток Юты)
Современные устные традиции пуэбло [ который? ] считают, что предки пуэблоанцев произошли из сипапу , где они вышли из подземного мира . На протяжении неизвестных веков их возглавляли вожди и духи, совершая обширные миграции по континенту Северной Америки. Сначала они поселились на территориях предков пуэблоа на несколько сотен лет, прежде чем переселиться на свои нынешние места. [ нужна ссылка ]
Миграция с родины
Предки пуэблоанцев покинули свои постоянные дома в XII и XIII веках. Основная причина неясна. Обсуждаемые факторы включают глобальное или региональное изменение климата, длительную засуху, деградацию окружающей среды , такую как циклические периоды эрозии верхнего слоя почвы или вырубки лесов, враждебность со стороны вновь прибывших, религиозные или культурные изменения, а также влияние мезоамериканских культур. Многие из этих возможностей подтверждаются археологическими данными. [ 28 ]
В настоящее время ученые пришли к единому мнению, что предки пуэблоанцев отреагировали на давление со стороны нумскоязычных народов, переселившихся на плато Колорадо, а также на изменение климата, которое привело к неудачам в сельском хозяйстве. Археологические данные показывают, что для предков пуэблоанцев адаптация к климатическим изменениям путем смены места жительства и местоположения не была чем-то необычным. [ 29 ] На участках ранней эпохи Пуэбло I могло проживать до 600 человек в нескольких отдельных, но близко расположенных группах поселений. Однако обычно они находились под оккупацией 30 лет или меньше. Археолог Тимоти А. Колер раскопал крупные стоянки племени Пуэбло I недалеко от Долорес, штат Колорадо , и обнаружил, что они были основаны в периоды количества осадков выше среднего. Это позволило выращивать сельскохозяйственные культуры без необходимости орошения. В то же время близлежащие районы, которые пострадали от значительно более засушливых условий, были заброшены.
Предки пуэблоанцев достигли культурного «золотого века» примерно между 900 и 1150 годами. В это время, которое обычно классифицируется как эпоха Пуэбло II, климат был относительно теплым, а количество осадков в основном достаточным. Сообщества становились больше и жили дольше. Возникли весьма специфические местные традиции в архитектуре и гончарном деле, а торговля на большие расстояния, по-видимому, стала обычным явлением. одомашненные индейки . Появились [ 30 ]
Примерно после 1130 года в Северной Америке произошли значительные климатические изменения в виде 300-летнего периода засушливости, названного Великой засухой. [ 31 ] Это также привело к краху цивилизации Тиуанако вокруг озера Титикака на территории современной Боливии. [ 32 ] Современная культура Миссисипи также пришла в упадок в этот период. Подтверждающие свидетельства, датированные периодом между 1150 и 1350 годами, были найдены при раскопках в западных регионах долины Миссисипи , которые показывают продолжительные закономерности более теплой и влажной зимы и более прохладного и сухого лета.
В этот более поздний период Пуэбло II стал более автономным, сократив торговлю и взаимодействие с более отдаленными общинами. Фермеры Юго-Запада разработали методы орошения, соответствующие сезонным осадкам, включая функции контроля почвы и воды, такие как контрольные дамбы и террасы. Население региона продолжало быть мобильным, покидая населенные пункты и поля в неблагоприятных условиях. также упал Уровень грунтовых вод из-за другого цикла, не связанного с дождями. Это вынудило покинуть поселения в более засушливых или чрезмерно обрабатываемых местах. [ 33 ]
Факты свидетельствуют о глубоких изменениях в религии в этот период. Чакоан и другие сооружения, первоначально построенные по астрономическим координатам и предположительно служившие важным церемониальным целям культуры, систематически демонтировались. Дверные проемы были заделаны камнем и раствором. На стенах Кивы видны следы больших пожаров, произошедших внутри них, что, вероятно, потребовало снятия массивной крыши – задача, которая потребовала бы значительных усилий. Места обитания были заброшены, а племена разделились и расселились далеко. [ нужна ссылка ]
Эти данные свидетельствуют о том, что религиозные сооружения со временем были намеренно заброшены. пуэбло Устная история утверждает, что предки достигли огромной духовной силы и контроля над силами природы. Они использовали свою силу таким образом, что вызывали изменения в природе и вызывали изменения, которые никогда не должны были произойти. Возможно, демонтаж их религиозных структур был попыткой символически отменить изменения, которые, по их мнению, они вызвали из-за злоупотребления своей духовной силой, и таким образом загладить свою вину перед природой. [ нужна ссылка ]
Большинство современных народов пуэбло (будь то кересаны , хопи или таноанцы ) утверждают, что предки пуэбло не «исчезли», как это обычно изображают. Они говорят, что люди мигрировали в районы на юго-западе с более благоприятными осадками и надежными ручьями. Они объединились в различные народы пуэбло, потомки которых до сих пор живут в Аризоне и Нью-Мексико. Эту точку зрения также представили антропологи начала 20-го века, в том числе Фрэнк Гамильтон Кушинг , Дж. Уолтер Фьюкс и Альфред В. Киддер . [ нужна ссылка ]
Многие современные племена пуэбло ведут свое происхождение от определенных поселений. Например, жители Сан-Ильдефонсо-Пуэбло считают, что их предки жили как в районах Меса-Верде, так и в районах Банделье. Имеющиеся данные также свидетельствуют о том, что глубокие изменения произошли в ареале предков пуэбло и в районах, населенных их культурными соседями, моголлонами . Историк Джеймс В. Лоуэн согласен с этой устной традицией в своей книге « Ложь по всей Америке: что наши исторические памятники и памятники ошибаются» (1999). По этому вопросу не существует академического консенсуса с профессиональным археологическим и антропологическим сообществом.
Война
Экологический стресс мог вызвать изменения в социальной структуре, что привело к конфликтам и войнам. Недалеко от Кайенты, штат Аризона , Джонатан Хаас из Полевого музея в Чикаго изучал группу деревень предков пуэбло, которые в конце 13 века переселились из каньонов на высокие вершины гор. Хаас считает, что причиной отхода так далеко от воды и пашни была защита от врагов. Он утверждает, что изолированные общины полагались на набеги в поисках еды и припасов, и что внутренние конфликты и войны стали обычным явлением в 13 веке.
Этот конфликт мог быть усугублен притоком менее оседлых народов, говорящих на нумическом языке, таких как юты , шошоны и пайуты , которые, возможно, возникли на территории современной Калифорнии, а также прибытием атабаски-говорящих дине, которые мигрировали из север в это время и впоследствии стали, в первую очередь, племенами навахо и апачи . Другие предполагают, что более развитые деревни, такие как деревня в каньоне Чако, истощили свою окружающую среду, что привело к повсеместному вырубке лесов и, в конечном итоге, к падению их цивилизации из-за войн из-за истощения ресурсов.
В ходе раскопок 1997 года в Ковбой-Уош недалеко от Долорес, штат Колорадо, были обнаружены останки по меньшей мере 24 человеческих скелетов, на которых были обнаружены следы насилия и расчленения, а также явные признаки каннибализма . [ 34 ] Это скромное поселение, судя по всему, было заброшено в тот же период. [ 35 ] В ходе других раскопок на территории культурной территории предков пуэбло было обнаружено различное количество непогребенных, а в некоторых случаях расчлененных тел. [ 36 ] В статье 2010 года Поттер и Чуипка утверждали, что доказательства на месте Сакред-Ридж , недалеко от Дуранго, штат Колорадо , лучше всего интерпретировать как войну, связанную с конкуренцией и этническими чистками . [ 37 ]
Эти свидетельства войн, конфликтов и каннибализма горячо обсуждаются некоторыми учеными и заинтересованными группами. [ 34 ] [ 38 ] [ 39 ] Предлагаемые альтернативы включают: сообщество, страдающее от голода или крайнего социального стресса, расчленения и каннибализма в качестве религиозного ритуала или в ответ на религиозный конфликт, приток посторонних, стремящихся изгнать оседлое сельскохозяйственное сообщество с помощью расчетливых злодеяний, или вторжение заселенный регион кочевниками-налетчиками, практиковавшими каннибализм. [ нужна ссылка ]
Анасази как культурный ярлык
Термин «анасази» был принят в археологической терминологии через систему классификации Пекос в 1927 году. Он был заимствован у навахо. Археолог Линда Корделл обсудила этимологию и использование этого слова:
Название «Анасази» стало означать «древние люди», хотя само это слово навахо , что означает «вражеские предки». [Слово навахо — anaasází (< anaa- «враг», sází «предок»).] К сожалению, слово, не принадлежащее пуэбло, стало обозначать традицию, которая, безусловно, является исконной пуэбло. Этот термин был впервые применен к руинам Меса-Верде Ричардом Уэтериллом , владельцем ранчо и торговцем, который в 1888–1889 годах был первым англо-американцем, исследовавшим эти места в этом районе. Уэтерилл знал навахо, работал с ними и понимал, что означает это слово. Это название получило дальнейшее признание в археологии, когда его принял Альфред В. Киддер , признанный декан Юго-западной археологии. Киддер чувствовал, что это менее громоздко, чем более технический термин, который он мог бы использовать. Впоследствии некоторые археологи, которые попытались изменить этот термин, забеспокоились, что, поскольку пуэбло говорят на разных языках, существуют разные слова для обозначения «предка», и использование одного из них может быть оскорбительным для людей, говорящих на других языках. [ 40 ]
Многие современные народы пуэбло возражают против использования термина анасази; Среди них существуют разногласия по поводу местной альтернативы. Некоторые современные потомки этой культуры часто предпочитают использовать термин «предки пуэбло». Современные хопи используют слово Хисацином вместо Анасази. [ 41 ] Другие возражали против определения Корделлом имени «Анасази», утверждая, что его истинное значение на языке навахо означает «те, кто поступает по-другому». [ 42 ]
Дэвид Робертс в своей книге « В поисках древних: исследование мира анасази на юго-западе » объясняет причину использования термина «анасази» вместо такого термина, как «пуэблоан», отмечая, что последний термин «происходит языка от угнетателем, который обращался с коренными народами Юго-Запада гораздо более жестоко, чем когда-либо поступали навахо».
Культурные различия
Археологические культурные единицы, такие как предковые пуэблоанцы, хохокамы, патаянцы или моголлоны, используются археологами для определения сходств и различий материальной культуры, которые могут идентифицировать доисторические социокультурные единицы, эквивалентные современным обществам или народам. Названия и подразделения представляют собой средства классификации, основанные на теоретических взглядах, аналитических методах и данных, доступных на момент анализа и публикации. Они могут меняться не только на основе новой информации и открытий, но также по мере изменения взглядов и взглядов внутри научного сообщества. Не следует предполагать, что археологическое подразделение или культурная единица соответствует определенной языковой группе или социально-политическому образованию, такому как племя.
Текущие условия и соглашения имеют существенные ограничения:
- Археологические исследования сосредоточены на предметах, оставшихся в процессе деятельности людей: фрагментах глиняных сосудов, мусоре, человеческих останках, каменных орудиях или свидетельствах, оставшихся от строительства жилищ. Однако многие другие аспекты культуры доисторических народов не осязаемы. Их убеждения и поведение трудно расшифровать по физическим материалам, а их языки остаются неизвестными, поскольку у них не было известной системы письменности .
- Культурные разделения являются инструментами современного ученого, и поэтому их не следует считать аналогичными разделениям или отношениям, которые, возможно, признавали древние жители. Современные культуры в этом регионе, многие из которых считают некоторых из этих древних людей своими предками, демонстрируют поразительное разнообразие в образе жизни, социальной организации, языке и религиозных верованиях. Это говорит о том, что древние люди были более разнообразными, чем можно предположить по их материальным находкам.
- Современный термин «стиль» имеет отношение к тому, как можно интерпретировать материальные предметы, такие как керамика или архитектура. Внутри народа подгруппы более крупной группы могут использовать разные средства для достижения одной и той же цели. Например, в современных западных культурах существуют альтернативные стили одежды, характеризующие старшее и молодое поколения. Некоторые культурные различия могут быть основаны на линейных традициях, на обучении от одного поколения или «школы» к другому. Другие разновидности стиля могли проводить различие между произвольными группами внутри культуры, возможно, определяя статус , пол, принадлежность к клану или гильдии , религиозные убеждения или культурные союзы. Вариации также могут просто отражать различные ресурсы, доступные в данное время или в данном регионе.
Определение культурных групп, таких как предки пуэблоанцев, имеет тенденцию создавать образ территорий, разделенных четкими границами, подобно границам, разделяющим современные государства. Таких не существовало. Доисторические люди торговали, поклонялись, сотрудничали и воевали чаще всего с другими близлежащими группами. Поэтому культурные различия следует понимать как клинальные : «увеличиваются постепенно по мере увеличения расстояния, разделяющего группы». [ 43 ]
Отклонения от ожидаемой модели могут произойти из-за неустановленных социальных или политических ситуаций или из-за географических барьеров. На юго-западе горные хребты, реки и, что наиболее очевидно, Гранд-Каньон , могут стать серьезными барьерами для человеческих сообществ, вероятно, снижая частоту контактов с другими группами. Согласно нынешнему мнению, более близкое культурное сходство между моголлонами и предками пуэблоанцев и их большие различия от хохокамов и патайцев обусловлено как географией, так и разнообразием климатических зон на юго-западе.
См. также
Ссылки
Примечания
- ^ Jump up to: а б с «Народная культура пуэбло» . Британская энциклопедия . Проверено 4 июня 2012 г.
- ^ Корделл, Линда; Макбринн, Максин (2012). Археология Юго-Запада (3-е изд.).
- ^ Jump up to: а б Хьюит (9 июля 2010 г.). «Культура Пуэбло» . Университет Северного Колорадо . Архивировано из оригинала 9 июля 2010 г.
- ^ rae.es ; город в словаре Real Academia Española .
- ^ "Анасази". U*X*L Энциклопедия индейских племен. У*Х*Л. 2008. «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 21 сентября 2013 г. Проверено 14 августа 2012 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Уолли Браун (19 сентября 2017 г.). Уолли немного рассказывает о народе анасази с точки зрения народа навахо . Традиционное учение навахо. Через 2:05 минуты — через YouTube .
- ↑ Анасази или «Древние пуэбло». Архивировано 28 августа 2015 г. в Wayback Machine , CP-LUHNA, Университет Северной Аризоны.
- ^ Густафсон, Сара (1997). Национальный исторический парк Пекос . Тусон, Аризона, США: Юго-западная ассоциация парков и памятников. ISBN 1877856703 .
- ^ Лайтфут, Дейл Р. (октябрь 1993 г.). «Ландшафтный контекст покрытых галькой полей Анасази в бассейне Галистео, север Нью-Мексико». Геоархеология . 8 (5): 349–370. Бибкод : 1993Gearc...8..349L . дои : 10.1002/gea.3340080502 .
- ^ Адамс, Карен Р.; Стюарт, Джо Д.; Болдуин, Стюарт Дж. (2002). «Краска для керамики и другие виды использования пчелиной водоросли скалистых гор ( Cleome serrulata Pursh) на юго-западе США: этнографические данные, археологические данные и элементный состав». Кива . 67 (4). Лидс, Великобритания: Maney Publishing: 339–362. дои : 10.1080/00231940.2002.11758462 . JSTOR 30246404 . S2CID 132078645 .
- ^ Jump up to: а б Корделл , с. 98.
- ^ Корделл, Линда (1994). Древние народы пуэбло . Сент-Реми Пресс и Смитсоновский институт. п. 20. ISBN 0-89599-038-5 .
- ^ Корделл , стр. 142–43.
- ^ Перри, Джордж Х.; Райх, Дэвид; Уайтли, Питер М.; ЛеБлан, Стивен А.; Кистлер, Логан; Стюардсон, Кристин; Свапан Маллик; Роланд, Надин; Скоглунд, Понт (21 февраля 2017 г.). «Археогеномные данные свидетельствуют о доисторической матрилинейной династии» . Природные коммуникации . 8 : 14115. Бибкод : 2017NatCo...814115K . дои : 10.1038/ncomms14115 . ISSN 2041-1723 . ПМЦ 5321759 . ПМИД 28221340 .
- ^ Струтин 1994 , с. 6
- ^ Фэган 2005 , с. 35
- ^ Фэган 1998 , стр. 177–182
- ^ Jump up to: а б Диваны 1997 г.
- ^ Фэган 2005 , с. 198
- ^ Стюарт, Дэвид Э. (2000). Анасази Америка . Издательство Университета Нью-Мексико. п. 115. ИСБН 0-8263-2178-Х .
- ^ Jump up to: а б Фэган 2005 , стр. 119–121
- ^ Диваны 1999 г.
- ^ Jump up to: а б с Кантнер, Джон (2004). «Древний юго-запад Пуэбло», стр. 161–166.
- ^ "Дороги Чакоана". Служба национальных парков. Проверено 4 июня 2012 г.
- ^ Инглиш, Натан Б.; Бетанкур, Хулио Л.; Дин, Джеффри С.; Куэйд, Джей (9 октября 2001 г.). «Изотопы стронция выявили отдаленные источники архитектурной древесины в каньоне Чако, штат Нью-Мексико» . Труды Национальной академии наук . 98 (21): 11891–11896. Бибкод : 2001PNAS...9811891E . дои : 10.1073/pnas.211305498 . ПМК 59738 . ПМИД 11572943 .
- ^ Лексон, Стивен (1999). Меридиан Чако: центры политической власти на древнем юго-западе. Уолнат-Крик, Калифорния: Altamira Press
- ^ Филлипс, Дэвид А.-младший, 2000, «Меридиан Чако: скептический анализ» , документ, представленный на 65-м ежегодном собрании Общества американской археологии, Филадельфия.
- ^ Даймонд 2005 , стр. 136–156.
- ^ Первым, кто предположил это, был Джон В. Пауэлл, Каньоны Колорадо , 1895, Flood & Vincent.
- ^ Спеллер, Камилла Ф.; Кемп, Брайан М.; Вятт, Скотт Д.; Монро, Кара; Липе, Уильям Д.; Арндт, Урсула М.; Ян, Донъя Ю. (22 января 2010 г.). «Анализ древней митохондриальной ДНК раскрывает сложность приручения индейки коренных народов Северной Америки» . Труды Национальной академии наук . 107 (7): 2807–2812. Бибкод : 2010PNAS..107.2807S . дои : 10.1073/pnas.0909724107 . ПМЦ 2840336 . ПМИД 20133614 .
- ^ Даймонд 2005 , с. 152.
- ^ Петерсон, Ларри (6 февраля 2017 г.). «Горы доказательств» . Американский учёный .
- ^ Даймонд 2005 , с. 153.
- ^ Jump up to: а б Кристи Тернер, Стивен ЛеБлан (17 мая 2000 г.). Тайны мертвых: Каннибализм в каньоне (кинофильм). ПБС. Архивировано из оригинала 07.11.2021 . Проверено 21 октября 2017 г.
- ^ ЛеБлан , с. 174.
- ^ Тим Уайт , Доисторический каннибализм в Манкосе 5MTUMR-2346 , Принстон, 1992, ISBN 0-691-09467-5
- ^ Поттер, Джеймс М.; Чуйпка, Джейсон П. (декабрь 2010 г.). «Предсмертное нанесение увечий человеческим останкам в одной из первых деревень на юго-западе Америки: случай этнического насилия». Журнал антропологической археологии . 29 (4): 507–523. дои : 10.1016/j.jaa.2010.08.001 .
- ^ Александра Витце (1 июня 2001 г.). «Исследователи разделились во мнениях относительно того, были ли анасази каннибалами» . Нэшнл Географик. Архивировано из оригинала 25 октября 2001 года . Проверено 22 ноября 2017 г. .
- ^ Престон, Дуглас (30 ноября 1998 г.). «Каннибалы каньона» . Житель Нью-Йорка .
- ^ Корделл , стр. 18–19.
- ↑ Культура пуэбло. Архивировано 25 января 2016 г., в Wayback Machine , прокрутите вниз.
- ^ Уолли Браун (17 июля 2023 г.). Потомков анасази не существует . Традиционное учение навахо. 6:00–6:27 минут — через YouTube .
- ^ Плог , с. 72.
Библиография
- Чайлдс, Крейг « Дом дождя: следы исчезнувшей цивилизации на юго-западе Америки» . Литтл, Браун и компания, 22 февраля 2007 г. ISBN 0-316-60817-3 .
- Корделл, Линда С. (1994). Древние народы пуэбло . Сент-Реми Пресс и Смитсоновский институт. ISBN 0-89599-038-5 .
- Даймонд, Джаред (2005), Крах: как общества решают потерпеть неудачу или добиться успеха , Лондон: Viking Penguin, ISBN 978-0-1431-1700-1
- Фэган, Брайан М. «Древняя Северная Америка: археология континента (часть пятая)». Thames and Hudson , Inc., Нью-Йорк, 1991 г. ISBN 0-500-05075-9 .
- Фэган, Б. (2005), Каньон Чако: археологи исследуют жизнь древнего общества , Oxford University Press, ISBN 0-19-517043-1
- Фэган, Б. (1998), От Черной Земли до Пятого Солнца: Наука о священных местах , Основные книги , ISBN 0-201-95991-7
- Дженнингс, Джесси Д. Каньон Глен: Археологическое резюме . University of Utah Press, Солт-Лейк-Сити, Юта, 1966 г., переиздано в 1998 г. ISBN 0-87480-584-8 .
- ЛеБлан, Стивен А. (1999). Доисторическая война на юго-западе Америки . Солт-Лейк-Сити, Юта: Издательство Университета Юты. ISBN 0-87480-581-3 .
- Плог, Стивен (1997). Древние народы юго-запада Америки . Лондон, Англия: Темза и Гудзон. ISBN 0-500-27939-Х .
- Робертс, Дэвид Д. В поисках старых: исследование мира анасази на юго-западе . Издательская группа для взрослых Simon & Schuster, 1996. ISBN 0-684-81078-6 .
- Софаер, Анна (1997), Первичная архитектура культуры Чако: космологическое выражение , University of New Mexico Press, заархивировано из оригинала 23 июля 2009 г. , получено 21 августа 2009 г.
- Софаер, Анна (1999), Тайна каньона Чако , Образовательное телевидение Южной Каролины
- Великая засуха. (2008). В Британской энциклопедии. Получено 30 сентября 2008 г. из Британской энциклопедии онлайн: https://www.britannica.com/EBchecked/topic/243212/Great-Drought .
- Струтин, Мишель (1994), Чако: культурное наследие , Джордж Хьюи, фотография, Юго-западная ассоциация парков и памятников, ISBN 1-877856-45-2
- Вудхаус, Конни А .; Меко, Дэвид М.; Макдональд, Глен М.; Стал, Дэйв В.; Кук, Эдвард Р. (14 декабря 2010 г.). «1200-летняя перспектива засухи XXI века на юго-западе Северной Америки» . Труды Национальной академии наук . 107 (50): 21283–21288. дои : 10.1073/pnas.0911197107 . ПМК 3003080 . ПМИД 21149683 .
Внешние ссылки
- Планы выставок и уроков виртуального музея национального памятника Банделье от Службы национальных парков
- Экспонат виртуального музея Национального исторического парка культуры Чако от Службы национальных парков
- Жители плато Колорадо
- Ранний демографический взрыв на плато Колорадо
- Люди гор, столовых гор и лугов
- Скальный дворец Анасази, фотография
- 1054 Сверхновая Петрограф
- Меридиан Чако
- Списки жизней на SmithsonianMag.com: Меса Верде
- Искусство древних пуэбло (анасази) в Бруклинском музее
- Предки пуэблоанцев
- История Пуэбло
- Пуэблоанские народы
- Культуры Оазисамерики
- Доколумбовые культуры
- Археологические культуры Северной Америки
- История коренных американцев Аризоны
- Индейская история Невады
- История коренных американцев Нью-Мексико
- Индейская история Юты
- Постархаический период в Северной Америке
- Доисторические культуры Колорадо
- Юго-западные племена
- Заведения XII века до нашей эры
- Разрушения XIII века в Северной Америке
- Пуэблоанская архитектура
- Пуэблоанские здания и сооружения