Елифаз (Иов)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2017 г. ) |

Елифаза ( ивр . אֱלִיפָז 'Ělipāz , « Эль — чистое золото ») называют Теманитянином ( Иов 4:1 ). Он один из друзей или утешителей Иова в Книге Иова еврейской Библии .
Говорят , что он был первым из трех посетителей Иова ( Иов 2:11 ), он пришел из Фемана, важного города Эдома ( Амос 1:12 ; Авдия 9) . Таким образом, Елифаз предстает представителем мудрости идумеян . , который, согласно Авдия 8 , Иеремии 49:7 и Варуху 3:22 , был известен в древности.
В качестве альтернативы интерпретации «Эль - чистое золото» или «Мой Бог - чистое золото» также было высказано предположение, что это имя может означать что-то вроде «Мой Бог отделен» или «Мой Бог отдален». . [1]
Имя
[ редактировать ]Имя «Елифаз» для представителя идумеянской мудрости, возможно, было предложено автору Иова традицией, которая дала имя Елифаз старшему сыну Исава , отцу Фемана ( Бытие 36:11 ; 1 Паралипоменон 1:35). –36 ).
Книга Иова
[ редактировать ]В спорах, которые происходят между Иовом и его друзьями, именно Елифаз открывает каждую из трех серий дискуссий:
- Главы 4–5, с ответом Иова в главах 6–7.
- Глава 15 с ответом Иова в главах 16–17.
- Глава 22 с ответом Иова в главах 23–24.
Американский богослов Альберт Барнс предполагает, что, поскольку он каждый раз говорил первым, Елифаз мог быть старшим из друзей. [2] Елифаз выглядит кротким и скромным. В своем первом ответе на жалобы Иова он утверждает, что те, кто действительно добр, никогда полностью не оставлены Провидением , но что наказание может быть справедливо наложено за тайные грехи . Он отрицает невиновность любого человека и порицает Иова за то, что тот утверждает свою свободу от вины . Елифаз призывает Иова признаться во всех скрытых беззакониях, чтобы облегчить ему наказание. Его аргументы хорошо подкреплены, но в конце книги Бог заявляет, что Елифаз допустил серьезную ошибку в своих высказываниях. [3] Иов приносит Богу жертву за ошибку Елифаза. [4]
Его основное убеждение заключалось в том, что праведники не погибают; страдают только нечестивые, и в той мере, в какой они согрешили ( Иов 4:7–9 ).
Сон Елифаза
[ редактировать ]
Аргумент Елифаза частично основан на том, что, по его мнению, было личным откровением, которое он получил во сне (Иов 4:12-16): «неуловимое слово, [украденное] прошлым, тихое, как шепот », [5] и после молчания он услышал голос, говорящий:
Может ли человечество быть справедливым перед Богом? Может ли человек быть чист перед своим Создателем? Он не доверяет даже Своим слугам; И ангелов Своих Он обвиняет в заблуждении. Насколько больше тех, кто живет в глиняных домах». [6]
Елифаз чувствует себя вправе противостоять Иову из-за его сна. Креншоу отмечает, что он упустил « иронию этой ссылки на недостаток доверия Бога к Своим слугам». [5]
Некоторые авторы считают, что слова Иова в Иов 9:2 являются ответом на это «откровение» Елифаза:
По правде говоря, я знаю, что это так; но как может человек быть прав перед Богом? Если бы кто-то захотел с Ним поспорить, он не смог бы ответить Ему один раз из тысячи.
Альберт Барнс упоминает одного из Розенмюллеров , придерживавшегося такого подхода. Однако слова разные и составляют часть ответа Иова Вилдаду : [7] второй друг: Барнс отмечает, что «более вероятно, что это [ответ] на общую позицию, которая была изложена и защищена, что Бог был справедлив и свят, и что Его действия были отмечены справедливостью». [8] Елифаз снова обращается к содержанию своего сна, чтобы подчеркнуть его в Иов 15:14–16 :
Если Бог не доверяет Своим святым, И небеса не чисты в очах Его, тем более человек, мерзкий и нечистый, пьющий беззаконие, как воду! [9]
Вилдад также ссылается на откровение Елифаза в главе 25, хотя представляет эту концепцию как свою собственную. Иов упрекает его за это: «Какую помощь ты оказываешь слабым! Как ты спас руку без силы! Какой совет ты дал человеку без мудрости! Какую полезную проницательность ты в изобилии дал! Кому ты произнес слова? И чей дух выразился через тебя?» [10] Иов высмеивает Вилдада, спрашивая, какой дух открыл ему это, потому что он признает этот аргумент духовным откровением Елифаза.
Последняя речь Елифаза
[ редактировать ]Несмотря на свою сообразительность и быстроту реакции, Елифаз теряет самообладание в главе 22, в третьем и последнем раунде речей, обвиняя Иова в конкретных ошибках, «грехах против справедливости и милосердия к другим»: [11] притеснение вдов и сирот, отказ в хлебе голодным: это далеко не то, как он первоначально описал Иова в своем первом обращении к нему:
Вот, Ты многих вразумил и слабые руки укрепил. Твои слова помогли шатающимся устоять, и ты укрепил ослабевшие колени. Но теперь оно пришло к тебе, и ты нетерпелив; оно касается тебя, и ты смущаешься. Разве ваш страх Божий не является вашей уверенностью, и непорочность ваших путей не является вашей надеждой? [12]
Елифаз также неверно истолковывает послание Иова, пытаясь суммировать мысли Иова из 21-й главы:
Вы скажете: «Что знает Бог? Может ли Он судить сквозь густую тьму? Облака — укрытие для Него, так что Он не может видеть; И Он ходит по небесному своду». [13]
Иов не утверждал, что Бог не может предотвратить зло. Иов заметил, что в этой жизни Бог часто предпочитает не предотвращать зло. Традиционное мнение подсказывало Елифазу, что Бог должен немедленно наказать нечестивцев, поскольку это было бы справедливо. Однако Иов смотрел на это иначе, и в 24:1 Иов сокрушается:
Почему Всевышний не назначает времени для суда? Почему те, кто его знает, должны тщетно ожидать таких дней?
Иов жаждет справедливости, которая, как утверждает Елифаз, существует – немедленного наказания нечестивцев. Однако, согласно наблюдениям Иова, это не соответствовало действительности. Тем не менее, Иов не подвергает сомнению высшую справедливость Бога. Он знает, что справедливость в конечном итоге восторжествует. Иов спрашивает: «Ибо какая надежда у безбожников, когда они будут истреблены, когда Бог лишит их жизни? Услышит ли Бог их крик, когда постигнет их бедствие?» [14]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ См. Данэм, Кайл К. (7 апреля 2016 г.). Благочестивый мудрец в Иове: Елифаз в контексте теодицеи мудрости . Випф и Сток. п. 117. ИСБН 978-1-62564-980-5 .
- ^ Барнс, А. (1834), Заметки Барнса о Иове 32, по состоянию на 25 августа 2021 г.
- ^ Иов 42:7–8.
- ^ Иов 42:9
- ^ Jump up to: а б Креншоу, Джеймс, Л., 17. Иов в Бартоне, Дж. и Маддиман, Дж. (2001), Оксфордский библейский комментарий , архивировано 22 ноября 2017 г. в Wayback Machine , стр. 336
- ^ Иов 4:17–19а.
- ^ Иов 9:2
- ^ Барнс, А. (1834), Заметки Барнса о работе 9, по состоянию на 11 июля 2021 г.
- ^ Иов 15: 15–16.
- ^ Иов 26: 2–4.
- ^ Иерусалимская Библия (1966), сноска а к Иову 22:6.
- ^ Иов 4:3–6.
- ^ Иов 22: 13–14.
- ^ Иов 27: 8–9.