Божество-покровитель
Опекун , который является хранителем, покровителем ( / ˈ tj uː t ə l ɛ r i / ; также покровитель ) — это божество или дух или защитником определенного места, географического объекта, человека, рода, нации, культуры или занятие. Этимология слова «опека» выражает концепцию безопасности и, следовательно, опеки.
В позднегреческой и римской религии один из типов божеств-покровителей, гений , действует как личное божество или даймон человека от рождения до смерти. Другой формой личного духа-покровителя является фамильярный дух европейского фольклора. [ 1 ]
Древняя Греция
[ редактировать ]Сократ говорил о том, что слышит голос своего личного духа или даймониона :
Вы часто слышали, как я говорил об оракуле или знамении, которое приходит ко мне… Этот знак у меня был с детства. Знак — это голос, который приходит ко мне и всегда запрещает мне делать что-то, что я собираюсь сделать, но никогда не приказывает мне ничего делать, и это то, что мешает мне быть политиком. [ 2 ]
Греки также считали, что божества охраняют определенные места: например, Афина была богиней-покровительницей города Афин .
Древний Рим
[ редактировать ]Божества-покровители, которые охраняют и охраняют место или человека, имеют основополагающее значение для древнеримской религии . Божеством-покровителем мужчины был его Гений , а женщиной — Юнона . [ 3 ] В имперскую эпоху Гений Императора был центром имперского культа . Император также мог принять главное божество в качестве своего личного покровителя или опекуна. [ 4 ] как Август сделал Аполлона . [ 5 ] [ 6 ] Прецеденты требования личной защиты божества были созданы в республиканскую эпоху , когда, например, римский диктатор Сулла рекламировал богиню Победу как свою опекуну, проводя публичные игры ( люди ) в ее честь. [ 7 ]
В каждом городе было одно или несколько божеств-покровителей, защита которых считалась особенно важной во время войны и осады. Сам Рим защищала богиня, имя которой под страхом смерти должно было храниться в ритуальной тайне (о предполагаемом случае см. Квинт Валерий Соран ). [ 8 ] [ 9 ] Капитолийская триада Юноны Минервы , Юпитера и также была хранителями Рима. [ 10 ]
В италийских городах были свои божества-покровители. Юнона часто выполняла эту функцию, как, например, в латинском городе Ланувиум и этрусском городе Вейи . [ 11 ] и часто размещался в особенно величественном храме на арксе (цитадели) или в другом видном или центральном месте. [ 12 ] Божеством-покровителем Пренесте была Фортуна , чей оракул был известен. [ 13 ]
Римский ритуал эвокации был основан на вере в то, что город может стать уязвимым для военного поражения, если сила его божества-покровителя будет направлена за пределы города, возможно, путем предложения высшего культа в Риме. [ 14 ] [ 15 ] Изображение некоторых богинь, таких как Magna Mater (Великая Мать или Кибела ), « увенчанных башней », символизирует их способность сохранить город. [ 16 ]
Город в провинции мог принять божество из римской религиозной сферы в качестве своего опекуна или объединить с ним своего собственного опекуна; например, сообщество внутри civitas Реми ) в Галлии приняло Аполлона в качестве своего опекуна, а в столице Реми (современный Реймс опекуном был Марс Камул . [ 17 ]
Божества-покровители также были прикреплены к объектам гораздо меньшего масштаба, таким как склады, перекрестки и зернохранилища. В каждом римском доме был набор божеств-защитников: Лар или Ларес дома или семьи , чьей святыней был ларарий ; пенаты , охранявшие кладовую (пенус) самой внутренней части дома; Веста , священным местом которой в каждом доме был очаг; и гений paterfamilias , глава семьи. [ 18 ] Поэт Марсьяль перечисляет божеств-покровителей, которые наблюдают за различными аспектами его фермы. [ 19 ] зернохранилища В архитектуре ( horreum ) были ниши для изображений божеств-покровителей, среди которых могли быть гений места или дух-хранитель этого места, Геркулес , Сильван , Фортуна Консерватрикс («Фортуна-Хранительница»), а на греческом Востоке Афродита и Агата Тихе . [ 20 ]
Lares Compitales были богами-покровителями района ( vicus ) , каждому из которых был compitum (святилище). посвящен [ 21 ] [ 22 ] Их ежегодным общественным фестивалем была Compitalia . Во времена республики культ местных или соседских опекунов иногда становился объединяющим фактором для политических и социальных волнений. [ 23 ]
австронезийский
[ редактировать ]буддизм
[ редактировать ]- В тибетском буддизме считается Йидам божеством-покровителем. Дакини — покровительница тех, кто ищет знания.
Китайская народная религия
[ редактировать ]Китайская народная религия , как в прошлом, так и в настоящем, включает в себя множество божеств-покровителей. Выдающиеся личности, высокообразованные мудрецы и выдающиеся предки могут быть обожествлены и почитаемы после смерти. Господин Гуань — покровитель военнослужащих и полиции, а Мазу — покровитель рыбаков и моряков.
- Тудигонг (Земное Божество) — божество-покровитель местности, и в каждой отдельной местности есть свое Земное Божество.
- Чэнхуаншэнь (Городской Бог) — божество-хранитель отдельного города, которому поклоняются местные чиновники и местные жители с имперских времен.
христианство
[ редактировать ]Аналогичным понятием в христианстве может служить святых покровителей пример архангелов «Михаила, Гавриила, Рафаила и т. д.». [ 24 ] [ 25 ] или, в меньшей степени, ангел-хранитель .
германский
[ редактировать ]индуизм
[ редактировать ]В индуизме личные божества-покровители известны как Ишта-девата , а семейные божества-покровители известны как Куладевата . Грамадевата - божества-хранители деревень. Дэвов также можно рассматривать как опекунов. Шива — покровитель йогов и отшельников. К городским богам и богиням относятся:
- Куладевис включает в себя:
- Амбика ( Порвад )
- Махалакшми
- Кал Бхайрава — защитник Удджайна.
- Муруган — защитник Куринджи (Холмов ).
- Падманабхасвами ( Траванкор )
Индонезийская народная религия
[ редактировать ]Под влиянием религии ислама индонезийцы джиннов верят в , особенно на острове Ява. Джинны, исповедующие ислам, как правило, доброжелательны, однако джинны-немусульмане считаются вредителями. Некоторые из них охраняют могилы. Если у паломника, приближающегося к могиле, будут злые намерения, они станут причиной тяжелой болезни или даже смерти. [ 26 ]
иудаизм
[ редактировать ]Духи, называемые шедим, дважды упоминаются в еврейской Библии . В обоих этих случаях ( Псалом 105 :37 и Второзаконие 32:17) шедим связаны с жертвоприношением детей или животных . [ 27 ] [ 28 ] Некоторые полагают, что термин « шедим » является заимствованным из аккадского слова «шеду» , обозначающего духа, который мог быть как защитным, так и злонамеренным. [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ]
Корейский шаманизм
[ редактировать ]В шаманизме корейском чансын и сотдэ ставили на окраине деревни, чтобы отпугивать демонов. Им также поклонялись как божествам. Сонаншин является божеством-покровителем деревни в корейской традиции и, как полагают, олицетворяет Сонандан .
Мэйтей
[ редактировать ]В мифологии и религии Мэйтей ( санамахизм ) Манипура существуют различные типы божеств-покровителей, среди которых Лам Лаис . наиболее преобладающими являются [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ]
коренной американец
[ редактировать ]- Тонас , дух-покровитель животных среди сапотеков .
- Тотемами , семейными или клановыми духами у оджибве, могут быть животные.
Филиппинская народная религия
[ редактировать ]В филиппинском Дивата анимизме или Ламбана — это божества или духи, населяющие священные места, такие как горы и курганы, и служащие хранителями.
- Мария Макилинг — божество, охраняющее гору. Макилинг
- Мэри Какао и Мэри Синукуан
синтоизм
[ редактировать ]В синтоизме духи, или ками , дающие жизнь человеческим телам, происходят из природы и возвращаются в нее после смерти. Таким образом, предки сами являются хранителями, которым следует поклоняться.
Славянская Европа
[ редактировать ]Известно, что некоторые божества-покровители существуют в славянской Европе, более ярким примером является Леший . [ 35 ]
Тайская религия
[ редактировать ]- В столицах провинций Таиланда есть городские колонны- покровители и палладиумы . Дух-хранитель дома известен как Чао Тхи (เจ้าที่) или Пхра Пхум (พระภูมิ). Почти в каждом традиционном доме в Таиланде есть миниатюрное святилище, в котором обитает это божество-покровитель, известное как дом духов .
Религия вьетнамского народа
[ редактировать ]Во религии вьетнамской народной Тхань Хоанг — боги, защищающие деревню и приносящие ей добро.
См. также
[ редактировать ]- Дварапала
- Этническая религия
- Евдемон (мифология)
- Ангел-хранитель
- Дьявол
- Пограничное божество
- Нагваль
- Национальный бог
- неошаманизм
- покровитель
- Уай
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Риффард, Пьер А. (2008). Новый словарь эзотерики . Париж, Франция: Payot. стр. 114–115, 136–137.
- ^ Платон. Апология Сократа . 40 б.
- ^ Николь Белайш, «Религиозные действующие лица в повседневной жизни: практики и убеждения», в «Спутнике римской религии» (Блэквелл, 2007), стр. 279.
- ^ Градель, Иттай (2002). Поклонение императору и римская религия . Издательство Оксфордского университета. стр. 104–105.
- ^ Липка, Михаил (2009). Римские боги: концептуальный подход . Брилл. стр. 20–21 . ISBN 9789004175037 .
- ^ Градель, Иттай (2002). Поклонение императору и римская религия . Издательство Оксфордского университета. п. 116.
- ^ Бернштейн, Фрэнк. «Сложные ритуалы: игры и шествия в республиканском Риме». Спутник римской религии . стр. 231 и далее.
- ^ де Мартино, Марчелло (2011). Тайная личность божества-покровителя Рима. Обзор дела Сорано . Седьмая Печать.
- ^ Рюпке, Йорг (2007). Религия римлян . Политическая пресса. стр. 132–133. (первоначально опубликовано на немецком языке в 2001 г.)
- ^ Липка. Римские боги . стр. 23–24.
- ^ Форсайт, Гэри (2006) [2005]. Критическая история раннего Рима: от предыстории до первой Пунической войны . Издательство Калифорнийского университета. п. 128.
- ^ Рюпке. Религия римлян . п. 132. кто цитирует MacrobiusМакробиус Сатурналии 3.9.
- ^ Мейбум, PGP (1995). Нильская мозаика Палестрины: ранние свидетельства египетской религии в Италии . Брилл. предисловие и стр. 160. ИСБН 978-9004101371 . .
- ^ Липка. Римские боги . стр. 126–127.
- ^ Андо, Клиффорд (2007). «Экспорт римской религии». Спутник римской религии . Блэквелл. п. 441.
- ^ Липка. Римские боги . п. 123. кто цитирует LucretiusЛукреций О природе вещей . 2.606–609.
- ^ Деркс, Тон (1998). Боги, храмы и ритуальные практики: трансформация религиозных идей и ценностей в Римской Галлии . Издательство Амстердамского университета. стр. 100, 105, 108–109.
Местная элита… была хорошо осведомлена о мифологических сказаниях, связанных с различными римскими богами, и при выборе бога-покровителя для своих civitas или pagus сознательно отдавала предпочтение божеству, которое во всех своих аспектах наиболее соответствовало их собственному восприятию. мира.
- ^ Воин, Валери М. (2006). Римская религия . Издательство Кембриджского университета. стр. 28–29.
- ^ Боевой . Эпиграммы . 10.92. цитируется Воин. Римская религия . стр. 29–30.
- ^ Рикман, Джеффри (1971). Римские зернохранилища и складские постройки . Издательство Кембриджского университета. стр. 35, 52, 57, 313–314.
- ^ Градель. Поклонение императору и римская религия . п. 11.
- ^ Палмер, Роберт Э.А. (2009). Архаическая община римлян . Издательство Кембриджского университета. п. 81. ИСБН 9780521077026 . Архивировано из оригинала 30 марта 2022 г. Проверено 3 ноября 2020 г.
- ^ Джон Берт Лотт, Окрестности Рима Августа (Cambridge University Press, 2004), стр. 14, 34–38 и др .; и Ричард К. Бичем, Зрелищные развлечения раннего имперского Рима (Yale University Press, 1999), стр. 55–56; со ссылкой на запрет на ассоциации гильдий, упомянутый Цицероном ( В Пизонеме 8), который был расширен для подавления Compitalia.
- ^ «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Ездра (Ездра)» . newadvent.org . Архивировано из оригинала 3 декабря 2021 г. Проверено 3 декабря 2021 г.
- ^ «Отрывок из Библейских ворот: 1 Фессалоникийцам 4:16 - новая исправленная стандартная версия» . Библейский шлюз . Архивировано из оригинала 3 декабря 2021 г. Проверено 3 декабря 2021 г.
- ^ Вудворд, Марк. Ява, Индонезия и ислам. Германия, Шпрингер Нидерланды, 2010.стр. 87
- ^ В. Гюнтер Плаут, Тора . : современный комментарий (Союз реформистского иудаизма, 2005), стр 1403 онлайн
- ^ Дэн Бертон и Дэвид Гранди, Магия, тайна и наука: оккультизм в западной цивилизации (Indiana University Press, 2003), стр. 120 онлайн .
- ^ Рэйчел Элиор; Питер Шефер (2005). О сотворении и созидании в еврейской мысли: юбилейная книга в честь Иосифа посвящена его семидесятилетию со дня рождения . Мор Зибек. п. 29. ISBN 978-3-16-148714-9 .
- ^ Энциклопедия духов: Полное руководство по магии фей, джиннов, демонов, призраков, богов и богинь . Юдика Иллес. HarperCollins, январь 2009 г., с. 902 .
- ^ Энциклопедия демонов и демонологии . Розмари Гайли. Издательство «Информационная база», 12 мая 2010 г. с. 21 .
- ^ Банерджи, Прожеш (1956). Танец Индии . Букистан.
- ^ Плейн, Сомерсет (1917). Бенгалия и Ассам, Бехар и Орисса: их история, люди, торговля и промышленные ресурсы . Иностранная и колониальная компилирующая и издательская компания.
- ^ Сарат Чандра Рой (Рай Бахадур (1981). Человек в Индии . А. К. Бозе.
- ^ Бэйн, Тереза (1969). Энциклопедия демонов в мировых религиях и культурах . Джефферсон, Северная Каролина. ISBN 9780786488940 . OCLC 774276733 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )