Мораль в Исламе
Часть серии о |
ислам |
---|
![]() |
В исламе . мораль в смысле «непрактических указаний» [ 1 ] или «конкретные нормы или кодексы поведения» для добрых дел (в отличие от этической теории ), [ 2 ] [ 3 ] в первую очередь основаны на Коране и хадисах – центральных религиозных текстах ислама. [ 4 ] - а также в основном «общеизвестные моральные добродетели». [ 5 ] основные положения которого «с которыми «большинство религий в значительной степени согласны». [ 1 ] К ним относятся доброта (к людям и животным), благотворительность , [ 6 ] прощение , честность , терпение, справедливость , уважение к родителям и старшим, выполнение обещаний и контроль над гневом , [ 7 ] любовь к Богу и тем, кого любит Бог, любовь к Его посланнику (Мухаммаду) и верующим. [ 8 ]
«Основная цель» исламской морали и этики – «достижение Раза-и Илахи (Удовольствия Бога)». [ 9 ] или сделать удовольствие Бога «целью человеческой жизни»; [ 5 ] и важность морального поведения в этом отражена в пяти стихах Корана, призывающих мусульман предписывать то, что правильно, и запрещать то, что неправильно , а также в хадисах, в которых цитируются слова Мухаммеда: «Я был послан для совершенствования этического поведения». [ 10 ] [ 11 ]
Терминология
[ редактировать ]Термины, связанные с правильными действиями в исламе, включают:
- Ахлак ( араб . أخلاق ) — это практика добродетели , морали и манер в исламском богословии и фалсафе ( философии ). Наука этики ( «Ильм аль-Ахлак ») учит, что посредством практики и сознательных усилий человек может превзойти свои естественные склонности и естественное состояние ( фитра ) и стать более этичным и воспитанным. В социальных науках Ахлак — это своего рода нормативная этическая система, известная как « этика добродетели », которая основана на «добродетелях или моральных качествах», а не на «концепциях права (как в кантовской этике ) или блага (как в кантовской этике). утилитаризм )». [ 12 ] [ 13 ]
- Аль-Адаб ( араб . الﺁداب ) определяется как «порядочность, мораль». [ 14 ]
- Ихсан ( араб . إحسان ) — арабский термин, означающий «украшение», «совершенство» или «совершенство», но в исламе он также определяется (Малкольмом Кларком) как этика/мораль, «буквально добродетель, включая правильный образ жизни», и (согласно Рукайе Варис Максуд) – это вопрос принятия внутренней веры и проявления ее как в деле, так и в действии. [ 15 ]
Разница между ахлаком и моралью в исламе
[ редактировать ]По словам Хуана Э. Кампо, редактора Энциклопедии ислама,
Этика означает философское размышление о моральном поведении, тогда как мораль относится к конкретным нормам или кодексам поведения. Таким образом, вопросы этики затрагивают такие предметы, как человеческая природа и способность творить добро, природа добра и зла, мотивы моральных действий, основные принципы, регулирующие моральные и аморальные действия, принятие решения о том, кто обязан соблюдать моральный кодекс. и кто освобожден от него, а также последствия соблюдения морального кодекса или его нарушения. Мораль включает в себя ценности и правила, которые управляют поведением человека… [ 2 ]
Точно так же Малкольм Кларк говорит: «...некоторые западные специалисты по этике проводят различие между этикой (теорией) и моралью (практическими руководящими принципами)...» [ 1 ] [ Примечание 1 ]
Библейские источники
[ редактировать ]По словам Нихата Саттара, «исламская этика отличается от западной концепции» тем, что основана на божественном откровении. [ 18 ]
Коран
[ редактировать ]Коран , который , по мнению мусульман, является откровением Бога человечеству, провозглашает «праведность». [ 4 ] включать (помимо конкретных религиозных убеждений, таких как вера в Аллаха, Судный день, Пророков, Ангелов и т. д.), трату «своего имущества… на своих родственников, на сирот, на нуждающихся, на путников» , для просящих и для освобождения пленников... практикуйте регулярную благотворительность, чтобы выполнять заключенные вами договоры и быть твердыми и терпеливыми в боли и невзгодах и во все периоды паники» (В.2:177); [ 5 ] быть «активными в делах милосердия; воздерживаться от секса, кроме как со своими женами, или кем владеет их правая рука …… [чтобы] добросовестно соблюдать свои доверительные отношения и заветы…» (Q.23.3-11) [ 19 ]
Согласно прочтению суры 17 «Аль-Исра» («Ночное путешествие»), стихи 17:22-39 , академиком С.А. Нигосяном, набор моральных положений, которые можно разумно разделить на десять, и написано, чтобы напоминать Десять заповедей в Библии. Нигосян утверждает, что это «представляет собой наиболее полное изложение кодекса поведения, которому должен следовать каждый мусульманин». [ 20 ] хотя исламские ученые не отделяют эти аяты от каких-либо других моральных положений Корана, и они не рассматриваются как замена, замена или отмена какого-либо другого набора заповедей, обнаруженных в предыдущих откровениях.
- «Поклоняйтесь только Богу» ( 17:22 );
- «Будьте добры, почтительны и смиренны к родителям» ( 17:23-24 );
- «Не будьте ни скупы, ни расточительны» ( 17:26-29 );
- «Не совершайте «убийств из милосердия» из страха голодной смерти», — укажет Бог. ( 17:31 );
- «Не прелюбодействуй» ( 17:32 );
- «Не убивай несправедливо» ( 17:33 );
- «Забота о детях-сиротах» ( 17:34 );
- «Выполняйте обещания» ( 17:34 );
- «Будьте честны и справедливы в общении» ( 17:35 );
- «Не будьте высокомерны в своих притязаниях и убеждениях» ( 17:36-37 ).
Многие мусульманские богословы видят «золотое правило» скрытым в некоторых стихах Корана и хадисах . Золотое правило было согласовано мусульманами в 1993 году как центральная безусловная этическая норма в Декларации о глобальной этике . [ 21 ]
Хадис
[ редактировать ]Хадис , «другой важный источник исламской моральной мудрости», основан на сообщениях об учениях, поступках и высказываниях исламского пророка Мухаммеда . [ 4 ] Это основа Сунны, которую мусульмане считают «совокупностью норм, которым следует следовать в богослужении и в повседневной жизни», и сборники которой имеют
"главы о добродетелях, которые он воплощал. Туда входило уважение к родителям и старшим, поддержание крепких семейных связей, хорошее отношение к соседям, забота о детях, избегание жестокого обращения со слугами и рабами... быть воспитанным, оказывать гостеприимство гостям, посещать больных, проявлять милосердие к животным, быть терпеливыми и искренними, правильно приветствовать людей, спрашивать разрешения перед входом в дом, одеваться скромно, избегать лжи и грубой речи». [ 22 ]
В одном хадисе сообщается, что Мухаммед сказал: «Меня послали усовершенствовать этическое поведение». ( Муватта Малик ) [ 10 ] [ 11 ] Они заявляют, что тот, у кого лучшая или наиболее полная вера, «это тот, кто лучший в поведении и самый добрый к своей семье» ( Джами ат-Тирмизи ). [ 23 ] [ 24 ]
Сообщается, что Мухаммед сказал: «Лучшие среди вас те, у кого лучшие манеры и характер» ( Сахих аль-Бухари , 8:73:56 ).
В известном « Хадисе Джибриля » ангел Джибриль ( Гавриил ) спрашивает Мухаммеда о том, «что такое вера?» «Что такое ислам?» и «Что такое Ихсан ?» (Последнее определяется по-разному: как совершенство или добродетель, этика, «включая правильный образ жизни».) [ 25 ] Затем Мухаммед описывает Ихсана как
- «Поклоняться Аллаху так, как будто вы видите Его, и если вы не можете достичь этого состояния преданности, тогда вы должны считать, что Он смотрит на вас». [ 26 ] [ 27 ]
Другая литература
[ редактировать ]Помимо Корана и хадисов, существует ряд других источников (не все из которых повсеместно соблюдаются в исламе):
- работы исламских ученых и философов; [ 4 ]
- Арабские добродетели, существовавшие до ислама (такие как «честь, мужество, верность, гостеприимство, самообладание» и т. д.); [ 4 ]
- моральные примеры, подаваемые выдающимися исламскими деятелями (такими как четыре праведных халифа для мусульман-суннитов); [ 4 ]
- работы по Адабу (т.е. этикет, манеры); [ 4 ]
- «философские размышления» школы ислама, известной как мутазилиты и других; [ 4 ]
- «работы греческих специалистов по этике» (переведенные на арабский язык); [ 4 ]
- 99 имен Бога , которые среди других качеств/атрибутов включают имена, основанные на добродетелях – «нежный, благодарный, справедливый, дающий, справедливый, любящий» и т. д.; [ 4 ]
- этические ценности суфизма, «включая смирение и бедность». [ 4 ]
Общие принципы
[ редактировать ]Хотя « Хадис Джибриля » (см. выше) включает в себя добродетель (называемую Ихсан ) наряду с верой ( Иман ) и религиозной практикой (называемой Исламом), эти три аспекта иногда называют «тремя измерениями». [ 28 ] или «три уровня» [ 29 ] ислама — не существует краткого набора принципов добродетели/морали (нет Десяти заповедей ), [ 30 ] как и в религиозной практике ( Пять столпов ритуального провозглашения веры, молитва, милостыня, пост и паломничество) или веры (Шесть статей единства Бога, ангелов, пророков, Торы, Библии и Корана, предопределения). и Судный день). [ 31 ] Кроме того, по мнению Оливера Лимана, разделы, анализирующие мораль/этику в произведениях исламской философии, обычно довольно «тонкие». [ 32 ]
Однако Коран ясно говорит о важности принятия мусульманами мер, чтобы « повелевать одобряемое и запрещать предосудительное ». Аяты Корана 3:104 , 3:110 , 9:71, 9:112, 5:105, 31:17 содержат некоторые вариации этой фразы. [ 33 ] Известный хадис цитирует слова исламского пророка Мухаммеда:
- «Кто из вас увидит зло, тот должен изменить его своей рукой. Если он не может этого сделать, то своим языком. А если он не может этого сделать, то своим сердцем, и это самое слабое место». форма веры». [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ]
(Мутазилиты и шиитские имамиты цитируют традиции, отличные от этого суннитского хадиса, но все согласны с Кораном и с «существованием обязанности» повелевать и запрещать.) [ 38 ]
Что касается основы исламской морали/этики и т. д. (фактически, основы смысла жизни), по крайней мере, несколько источников провозгласили ее «удовольствием Бога» или «поклонением Богу». [ Примечание 2 ]
Исламские вторичные источники и более поздние исламские научные труды подробно обсуждают и излагают подробные инструкции по моральным вопросам. Однако в популярных работах по исламу предлагаются некоторые общие принципы морали. Часто подчеркиваются учения, призывающие к снисходительности, универсальности и вежливости. На веб-сайте «Религия ислама» говорится, что все, что хорошо и полезно для человечества, хорошо с моральной точки зрения, и наоборот. [ 5 ] Согласно исламскому шариату , мусульманин должен демонстрировать хорошие манеры. [ 40 ] как плохие манеры порождают пороки. Сообщается, что Мухаммед сказал: «Невозможно, чтобы вы потворствовали упрекам и оскорблениям и в то же время оставались праведными». [ 41 ]
Некоторые принципы/условия исламской этики/морали, предложенные авторами по этой теме,
- Мусульмане должны призывать всех делать добро и запрещать зло (Малкольм Кларк); [ 42 ]
- Моральные действия определяются как действия, которые приводят к справедливости (Малкольм Кларк), [ 42 ] следование закону Бога (Нихат Саттар); [ 18 ]
- ) нужны и вера, и добрые дела Чтобы попасть на небеса ( джанна (Малкольм Кларк), [ 42 ] Вера неполна без чувства нравственности (Аль-Газали). [ 43 ] Молитвы-намазы , которые не предотвращают проступки, бесполезны; [ 44 ]
- Неискренних добрых дел недостаточно. Намерения должны быть благими (Малкольм Кларк), [ 42 ] (Нихат Саттар); [ 18 ]
- Хороший характер, сильные моральные ценности (мудрость, скромность, забота о справедливости, отсутствие жадности, похоти и т. д.) необходимо культивировать (Малкольм Кларк), [ 19 ] (Аль-Газали); [ 43 ]
- Крайностей следует избегать, стремиться к балансу (Малкольм Кларк). [ 19 ]
Стремление к (большинству) моральных качеств не является религиозной обязанностью ( фард ) в исламе, а является сверхтребовательным или добровольным (категория ахкама известна как мустахабб / мандуб); и рассматривается как ключ к достижению близости к Богу. [ 45 ]
Акцент на хороший характер
[ редактировать ]Характер — совокупность качеств, отличающих одного человека от другого — может быть хорошим или плохим, врожденным или приобретенным. Канонические тексты ислама продвигают идею хорошего характера. Коран описывает Мухаммеда как «превосходный пример» ( Q33:21 , [ 46 ] этот аят является одной из основ религиозной важности хадисов и сунны), а также как имеющий «возвышенные качества характера» ( Q68:4 ). [ 47 ] Таким образом, его высокий характер является примером, которому мусульмане должны подражать и развивать. [ 45 ]
Есть много других высказываний Мухаммеда, которые подчеркивают важность характера, обладающего хорошими моральными качествами, в том числе:
- Я послан для совершенствования характера (сообщил Абу Хурайра от Имама Ахмада и Байхаки). [ 48 ]
- Тот, у кого хорошие нравы и характер, уже владеет лучшим в этом мире и будущей жизни (сообщил Анас ибн Малик из Табарани и Абу Дауда ). [ 48 ]
- Человек достигает лучших и самых почитаемых уровней в будущей жизни в результате хорошего характера... А плохой характер обрекает человека на самые низкие глубины Ада (сообщает Анас ибн Малик из Табарани). [ 48 ]
- Каяться можно в любом грехе, кроме плохого характера – потому что при плохом характере, прежде чем человек попытается попросить прощения за один грех, он совершит худший (из Табарани, Исфахани). [ 48 ]
Ранние исламские моралисты пришли к выводу, что с помощью сознательной практики характер можно в определенной степени изменить. [ 45 ] Средневековый исламский ученый Аль-Исфахани (ум. 1108/1109) считал, что очищение души означает контроль, а не устранение желаний. Мухаммад Биргиви , мусульманский ученый и моралист XVI века, писал: «Излечиться от плохих черт характера — это обязанность»; [ 49 ] и считал, что постоянная практика моральных добродетелей и сознательные усилия по усвоению этих качеств могут привести к формированию морально хорошего характера. [ 45 ] [ 50 ] Он учил, что изменение характера зависит от таких вещей, как «желание человека» и «сила его понимания»; и что для сохранения хорошего характера необходимо избегать общества тех, кто занимается непристойными действиями, такими как пьянство и бессмысленные сплетни. [ 48 ]
Достоинства
[ редактировать ]Многие добродетели/хорошие черты характера/моральные качества, такие как доброта (к людям и животным), благотворительность , [ 6 ] прощение , честность , терпение, справедливость , уважение к родителям и старшим, выполнение обещаний и контроль над гневом , [ 7 ] повелевают или поощряют в стихах Корана и хадисах. (Заголовок «Нравственность» в Коране: энциклопедия Оливера Лимана включает подзаголовки, посвященные многочисленным добродетелям/моральным качествам — «Доброта ( хайр ) и праведность ( бирр )», «Справедливость и ответственность» и т. д. — - и обсуждение других качеств - хилм , (что означает выдержку, самообладание и т. д.). [ 51 ] По словам Мискавайха (932–1030 гг. Н. Э., канцелярского чиновника эпохи Буидов , исламского философа и историка ), «четырьмя основными добродетелями» были «мудрость, мужество, умеренность и справедливость». [ 45 ]
Справедливость
[ редактировать ]Осуществление справедливости считается самым благородным актом преданности после веры в Бога. Это величайшая из всех обязанностей, возложенных на пророков... и это сильнейшее оправдание управления человеком землей.| Шамс ад-Дин Сархаси [ 52 ]
По словам Маджида Хаддури, Коран предостерегает людей от несправедливости примерно в 200 местах и призывает людей к установлению справедливости еще в 100. [ 53 ] В нем используются слова кист , каст , васат и мизан и особенно адл , когда речь идет о справедливости . [ 53 ] Это не только моральная добродетель, но и обязанность, которую необходимо выполнять при любых обстоятельствах. [ 54 ] По словам Оливера Лимана, «справедливость является высшей добродетелью в исламе в той мере, в какой она стоит в порядке приоритета после веры в Единство Бога и истину Пророка». [ 55 ] [ 54 ] Коранические предписания о справедливости и честном ведении дел в равной степени применимы ко всем людям, независимо от касты, вероисповедания и цвета кожи. [ 56 ]
Благотворительность
[ редактировать ]Многочисленные аяты Корана и высказывания Мухаммеда призывают мусульман быть щедрыми к нуждающимся, своим родственникам и соседям , [ 57 ] и что это заслужит Божью милость и награду в загробной жизни . Аяты Корана утверждают, что праведными являются те люди, которые выполняют свои обещания и кормят нуждающихся, сирот и пленников из любви к Богу ( 76:5-8 ); и что «те, кто (в милостыне) тратят свое имущество ночью и днем, тайно и публично, получат награду от своего Господа; для них не будет страха, и они не будут печалиться» ( 2:274 ).
В сире ( пророческой биографии ) Мухаммед говорит:
О Аиша, никогда не прогоняй к своей двери ни одного нуждающегося человека с пустыми руками. Любите бедных; приблизьте их к себе, и Бог приблизит вас к Себе в День Воскресения. [ 58 ]
В мусульманском хадисе «Сахих» Джарир рассказывает, как при появлении нескольких голодающих людей Мухаммед собрал мусульман и провозгласил: «Каждый должен давать благотворительные динары, дирхамы, ткань, финики, пшеницу» и «давать, даже если это камень». о свидании». [ 59 ]
скупость . В Исламе не поощряется [ 60 ] и накопление богатства наказывается в загробной жизни. [ 59 ] Помощь людям вовремя, когда они нуждаются, считается более важной, чем молитва в мечети. [ 61 ]
Прощение
[ редактировать ]Добродетель прощения ( афву или помилование) широко прославляется как в Коране, так и в Сунне. Прощение может быть прощением Богом людей за их грехи или прощением друг друга другими людьми. В первую очередь людям было предложено искать у Бога прощения за свои грехи, за что им обещана милость и прощение. Во втором случае людей поощряли к [ 62 ] простить человека, совершившего моральный проступок, и не быть с ним жестоким рассматривается как благородная добродетель. [ 63 ] Это не предполагает отрицания или преуменьшения морального вреда, нанесенного жертве; скорее, это предполагает позитивное изменение в менталитете по отношению к правонарушителю. [ 62 ] Таким образом, акт прощения означает подняться над собственными интересами или ограниченностью и достичь более благородного качества сердца. обещает награду Тем, кто прощает , Бог . [ 64 ]
В часто цитируемом хадисе Мухаммед сообщается, что он сказал: «Лучшие дела перед Богом — это простить человека, обидевшего вас, проявить привязанность к родственникам, разорвавшим с вами связь, и проявить великодушие по отношению к человеку, который лишил вас ты.' [ 62 ] [ 63 ] С. А. Нигосян приводит учение о том, что при привлечении преступника к ответственности допустимо и справедливо наложение на него наказания соразмерно его проступку; но еще лучше простить их, а сделать еще один шаг вперед, предложив услугу обидчику, считается высшим достоинством. [ 65 ]
Толерантность
[ редактировать ]Исламское учение и право призывают к развитию толерантности на личном, семейном, социальном и религиозном уровнях. Учение Ислама гласит, что, столкнувшись с жестоким обращением со стороны любого неразумного человека, разумный человек не должен провоцировать месть, а должен быть терпимым. [ 41 ] В первые годы ислама мусульмане подвергались преследованиям со стороны мекканских язычников. [ 66 ] После своего появления в 610 году н.э. ислам стремился смягчить качества мести и насилия, распространенные среди людей доисламской Аравии , с помощью практики терпимости и других добродетелей. [ 41 ] [ 67 ] В этот период его товарищи однажды попросили Мухаммеда вызвать гнев Божий на преследователей. Мухаммеду такая просьба не понравилась, и он посоветовал им быть более терпимыми. [ 68 ] Однажды бедуин разозлился и выразил свое недовольство даже после получения подарков от Мухаммеда. Мухаммад понял его природу, проявил к нему терпимость и удовлетворил его еще большим количеством подарков, тем самым подготовив бедуинам возможность извлечь из этого урок. [ 41 ] В ислама истории Абдулла ибн Убай был известен как «лидер лицемеров » . [ 69 ] Деятельность лицемеров осуждалась в нескольких аятах Корана. После смерти Убайя, по просьбе сына, Мухаммад предложил свою рубашку в качестве савана Убайя. [ 41 ] [ 70 ] По второй просьбе сына Мухаммед даже возглавил его поминальную молитву. [ 71 ] [ 41 ] [ 70 ] Когда Умар возразил по этому поводу, Мухаммед сказал: «Если бы я знал, что Аллах простит Убая, если я помолюсь о его прощении более семидесяти раз, я бы даже сделал это». [ 72 ] [ 73 ]
На социальном и государственном уровнях важность толерантности исходит из того факта, что она связана с такими более важными вопросами, как мир и справедливость, которые считаются желаемой целью ислама. [ 74 ] Учитывая, что разнообразие является естественным явлением в этом мире, Коран уделяет большое внимание соблюдению толерантности для поддержания мира и безопасности. В 49:13 Коран признает разнообразие людей: «О люди! Мы создали вас из одного (пары) мужчины и женщины и создали из вас народы и племена, чтобы вы знали друг друга (а не для того, чтобы вы презирали друг друга). Воистину, самый почитаемый из вас перед Аллахом — самый праведный из вас». Упоминая общее происхождение человечества, Коран напоминает им об их отношениях друг с другом и призывает их «подняться над» расовыми и национальными различиями. [ 74 ] Короче говоря, это учение ислама о том, что разнообразие или различия в социальной, культурной, политической, финансовой или религиозной сферах должны быть приняты членами сообществ для обеспечения мирного сосуществования. [ 74 ] Ислам не признает насильственного обращения. По мнению исламских юристов, принудительное обращение в ислам невозможно, поскольку вера в основном связана с сердцем, а не столько с внешними делами. [ 75 ]
Доброта и снисходительность
[ редактировать ]Коран и хадисы описывают Бога как доброго и милостивого к Своим творениям и призывают людей быть такими же добрыми. Среди 99 Имен Бога в исламе наиболее распространенными и известными являются «Сострадательный» (ар-рахман) и «Милосердный» (ар-рахим). [ 76 ] В Коране сказано: «Воистину, Аллах добр и милостив к людям» ( 2:143 ). Многочисленные высказывания Мухаммеда призывают мусульман быть добрыми и милосердными к созданиям Божьим. В Сахих Бухари сказано: «Кто не милостив к другим, к тому не будет относиться милостиво (Бог)» ( Сахих аль-Бухари , 8:73:42 ). В «Сахих Муслима» Мухаммад сказал: «Воистину, Аллах мягок и любит мягкость, и Он дает мягким то, чего не дает суровым». [ 77 ] ( Сахих Муслим , 32:6273 ). Он также сказал: «Тот, кто лишен доброты, на самом деле лишен доброты» ( Сахих Муслим , 32:6272 ).
Мухаммеда описывают как доброго и сострадательного к людям и животным. В биографиях Мухаммеда зафиксированы случаи, свидетельствующие о его доброте и снисходительности к другим. Однажды к нему пришёл человек и сказал, что совершил некий грех. В качестве возмещения за свой грех Мухаммед спросил этого человека, может ли он освободить раба , на что тот выразил свою неспособность. Мухаммед спросил его, может ли он поститься в течение двух месяцев, на что мужчина ответил отрицательно. Мухаммед снова спросил его, сможет ли он накормить шестьдесят бедняков, на что мужчина ответил, что даже не в состоянии сделать это. Тем временем туда в подарок Мухаммеду привезли мешок фиников. Мухаммед дал этому человеку мешок с финиками и велел раздать финики бедным в качестве компенсации. Мужчина страстно спросил: «Кто беднее меня в Медине ?» Услышав это, Мухаммед улыбнулся и велел мужчине раздать финики членам своей семьи. [ 78 ]
Доброе отношение к животным
[ редактировать ]Ислам предписывает доброе отношение не только к людям, но и к животным. [ 77 ] Пророк Мухаммед был, вероятно, первым в истории, кто заговорил о правах и правильном обращении с животными . [ 77 ] [ 79 ] [ оспаривается – обсуждаем ] Доброе и гуманное обращение приносит добродетель и может даже стать средством спасения. Точно так же жестокость по отношению к животным может привести к наказанию Бога. [ 80 ] Исламская традиция повествует историю человека, который получил спасение за то, что проявил милосердие к жаждущей собаке. [ 80 ] Однажды мужчина увидел собаку , которая собиралась умереть от сильной жажды. Он понял ее тяжелое положение, спустился в колодец, принес собаке воды и спас ей жизнь. Бог остался доволен им и простил все его прежние грехи ( Сахих аль-Бухари , 8:73:38 ). В нем также рассказывается история женщины, которая заперла кошку. Она не кормила кошку и не давала ей возможности кормиться самостоятельно. За свою жестокость она была наказана Богом. [ 80 ] Ранние правители исламского мира учили людей правильно обращаться с животными. [ 81 ]
Для правильного обращения с животными Ислам установил некоторые правила:
- Все домашние и сельскохозяйственные животные имеют право на надлежащее питание и кров. Владелец обязан обеспечить своих животных едой и приютом. [ 79 ] [ 80 ]
- Животные, используемые для перевозки грузов, не должны быть перегружены. [ 82 ]
- Животных нельзя подвергать пыткам, избиениям или причинению вреда без необходимости. Их нельзя убивать ради развлечения. Также нельзя калечить части тела любого живого животного. [ 79 ] [ 82 ]
- Ислам запретил старый обычай использовать живых животных или птиц в качестве мишеней для стрельбы. [ 79 ] [ 82 ]
- Пророк Мухаммад запретил отделять птиц от их потомства. [ 82 ]
- Процесс убоя животных должен быть наименее болезненным для животного. Убой одного животного на глазах у другого запрещен в Исламе. [ 79 ] [ 81 ]
Целомудрие и скромность
[ редактировать ]Тема целомудрия упоминается в Коране 13 раз. [ 83 ] Шариат (исламский закон) предписывает мусульманам сохранять целомудрие, а скромность является основным средством достижения этого. Передают, что Мухаммед сказал:
- «Каждая религия имеет свою характеристику, а характеристикой ислама является скромность ( Хайя )» (собрано в «Аль-Муватта» , и
- «Скромность — часть веры» ( Сахих аль-Бухари , 8:73:139 ).
Ибн Аль-Кайим пишет: «Прелюбодеяние сочетает в себе все зло: оно ослабляет веру, искореняет религиозное благоразумие, развращает благородство и уничтожает зависть». [ 84 ] Шариат предписывает мусульманам опускать взоры, женщинам носить хиджаб, чтобы не обнажать свою красоту, выходить замуж в раннем возрасте и устанавливает «суровое наказание за прелюбодеяние». [ 84 ] На одном консервативном веб-сайте салафитских фетв (IslamQA) говорится о запрете « зины глаз» ( зина обычно определяется как прелюбодеяние), цитируя хадис: «Аллах предписал каждому сыну Адама свою долю зины, которую он неизбежно совершит. . Зина глаз смотрит, зина языка говорит, можно желать и желать, а интимные части подтверждают это или отрицают». (Передал аль-Бухари, 5889; Муслим, 2657). [ 85 ] [ 86 ]
На публике следует сохранять скромность, которая обычно относится к людям; а также в частном порядке, [ 87 ] где ожидается, что мусульманин будет стесняться перед Богом (и эта застенчивость не позволит ему ослушаться Бога). [ 87 ] Скромность рассматривается как человеческая черта, отличающая человека от других животных. [ 87 ] [ 88 ] Мухаммеда описывают как более застенчивого, чем девушку. [ 78 ]
Скромность в одежде. Согласно исламскому закону , известному как шариат, мусульмане обязаны покрывать части тела соответствующей одеждой. [ 89 ] Для мужчин обязательно прикрывать все от пупка до колена. [ 89 ] В некоторых мусульманских обществах женщины носят никаб — вуаль, закрывающую все лицо, кроме глаз, или полную паранжу — одежду, закрывающую все тело, которая иногда закрывает глаза. Ниже приводится наиболее часто цитируемый аят Корана о скромности: «Скажите верующим мужчинам, чтобы они опустили свои взоры и были скромными. Это чище для них. Бог знает, что они делают. И скажите верующим женщинам опустить свой взор и будьте скромны, и из украшений своих выставляйте только то, что видно, и прикрывайте покрывала к груди своей, и не открывайте украшений своих» ( 24:30-1 ).
Смирение
[ редактировать ]Смирение ( таваду ) определяется как скромность и уважение. Принятие меньшего, чем вы заслуживаете. Это не то же самое, что раболепие. (В.65:43; В.20:108) [ 90 ] В Коране Бог спрашивает: «Разве в аду нет покоя для высокомерных?» (Вопрос 39:60) [ 45 ] Пророческие повествования и собственные примеры простоты и смирения Мухаммеда вдохновляют мусульман практиковать смирение в своей жизни. Согласно традиции, Мухаммад редко вступал в споры с другими. Он редко смеялся громким голосом; скорее, он предпочитал мягкую улыбку. [ 78 ] Во время завоевания Мекки, когда Мухаммед въезжал в город верхом на верблюде, его голова в знак благодарности Богу была опущена настолько, что почти касалась спины верблюда. [ 78 ] [ 91 ]
Терпение и управление гневом
[ редактировать ]Во многих стихах говорится хорошо о терпении: В.3:200, 32:24, 8:46, 3:125, 42:43, 3.146. [ 92 ] Исламская традиция утверждает, что Бог сделал этот мир испытательным полигоном для человечества, особенно для верующих, и что искренность и сила их веры будут оцениваться посредством различных испытаний. [ 93 ] и только те, кто сможет доказать свою веру и остаться благодарным Богу, несмотря на этих противников, заслужат Его благословения. [ 94 ] [ 95 ] [ 96 ] Терпение — одно из моральных качеств, которые исламский шариат считает необходимыми мусульманину для того, чтобы уберечься от злодеяний, а в более широком смысле — защитить свою веру . [ 97 ] В исламской теологии решение любого кризиса в жизни мусульманина лежит в двух вещах: молитве и терпении ( Коран 2:153 ), и мусульман просят искать помощи Бога через эти две вещи. [ 96 ] [ 98 ]
Управление/контроль гнева [ 99 ] является важной проблемой в исламской традиции, поскольку гнев ослабляет человеческое сознание и является причиной многих злых и насильственных действий. [ 41 ] Терпение ( аль-хильм ), или управление «душой и характером, когда она возбуждается от гнева», достигается (согласно Ар-Рагибу аль-Исфахани, ум. 1108/1109), удерживая руки от насилия, язык – от насилия. непристойности, уши от подслушивания и глаза от чрезмерных взглядов. [ 100 ]
Гнев считается одной из характерных черт доисламского периода – периода, известного как век невежества . «Те, кто сдерживает свой гнев, и те, кто прощает своих собратьев. Аллах любит благодетельных» (Q.3.134) [ 99 ] В хадисе Тирмизи говорится: «Сыновья Адама были созданы разных типов… лучшие люди среди них те, кто поздно гневается и сразу же раскаивается». В известном хадисе, переданном Абу Хурайрой, Мухаммад сказал: «Сильный не тот, кто побеждает людей своей силой, а сильный тот, кто контролирует себя в гневе» ( Сахих аль-Бухари , 8:73:135 ). . Контроль гнева рассматривается как добродетель и признак праведности. [ 101 ] Сообщается, что Мухаммед предлагает несколько методов успокоить гнев человека, когда он злится: сесть, если он стоит, и / или лечь, если он сидит; совершить омовение (исламский способ мытья рук и лица); искать убежища от Бога от влияния сатаны. [ 102 ]
Уважение к старшим
[ редактировать ]Семья и социальные традиции в исламском мире уже давно способствуют развитию идеи уважения к старшим в семье и обществе. [ 103 ] [ 104 ] Особенно родителям: «И Мы предписали человеку быть добрым и почтительным по отношению к своим родителям» (К.29:8). [ 105 ] Молодые члены обычно почитают старейшин как часть исламской культуры и религиозного долга. Это один из важных исламских хороших манер, встречающихся в исламском мире. Примеры уважения к старейшинам включают, среди прочего, не идти впереди старейшин, разрешать им говорить первыми на собраниях, избегать споров с ними и не повышать голос при них. [ 106 ] Пророческое предание повествует, что «кто не любит младших и не уважает старших, тот не из нас». [ 106 ] ( Сунан ат-Тирмизи ). Анас ибн Малик передает, что Мухаммад сказал: «Если молодой человек почитает пожилого человека из-за его возраста, Аллах назначает кого-то, кто будет почтить его в старости». [ 106 ] ( Сунан ат-Тирмизи ).
Исламские традиции обычно не разделяют пожилых людей по старым домам , а размещают их в собственных домах. [ 104 ] Их также уважают как хранителей дома. Среди пожилых членов семьи родители занимают особое положение в случае получения почитания со стороны своих детей. Что касается прав родителей , Коран предписывает вести себя с ними хорошо, заботиться о них, особенно в старости, не грубить им и проявлять к ним высочайшее уважение. [ 107 ] [ 108 ]
Достойная речь
[ редактировать ]Ислам предписывает своим последователям сохранять порядочность в речи и предостерегает от неправильного использования языка. Чрезмерные или абсурдные разговоры, а также бесполезные сплетни обычно не одобряются. [ 109 ] Считается, что человек, который слишком много говорит, имеет больше шансов совершить ошибку. Запрещены речи, задевающие чувства других или оскорбляющие людей. Аналогичным образом запрещено называть кого-либо любым именем, которое вредит чести человека. Поощряется порядочная и мягкая речь, поскольку она рассматривается как добродетель и как средство воспитания добра среди людей. [ 109 ] Мухаммад предпочел хранить молчание, чем вести бессмысленные разговоры. Полемика в речах или горячие споры с невежественными людьми не одобряются в Исламе. В Коране и хадисах содержится множество указаний относительно достойного использования языка. Некоторые из них:
- «Вера человека не может быть прямой, пока его сердце не будет прямым, и сердце его не может быть прямым, пока его язык не станет прямым». ( Муснад Ахмад )
- «Запинание ног причиняет гораздо меньший вред, чем колебание языка». (Байхаки)
- Мухаммед Али однажды посоветовал Абу Зару так: «Прими молчание. Это способ заставить сатану бежать, это поддержка тебя в вопросе твоей религии». ( Муснад Ахмад )
- «Перед Аллахом самым ненавистным является сварливый человек» ( Сахих аль-Бухари , 3:43:637 ).
- «Воистину, успешны верующие, которые смиренны в своих молитвах, избегают пустых разговоров и активны в делах милосердия» (Коран 23:1-4 ).
- «Скажи Моим слугам, чтобы они говорили то, что лучше всего. Воистину, сатана сеет раздор среди них. Воистину, сатана для человека — открытый враг». (Коран 17:53 )
- «Доброе слово с прощением лучше, чем милостыня, за которой следует обида. Аллах свободен от всех желаний и терпелив» (Коран, 2:263 ).
- «И не спорьте с людьми Книги, если только это не будет лучше, чем этот». (Коран 29:46 )
Честность
[ редактировать ]В исламе честность ( сидк ) в самом широком смысле затрагивает практически все аспекты жизни человека:
- говорить правду;
- выполнение обязательств, как письменных, так и устных;
- оставаться верным своему слову;
- искренне и максимально тщательно выполняя возложенную обязанность;
- предоставление каждому должного права без его просьбы;
- быть объективным при оценке любого дела и вынесении суждений;
- избегая лжи, обмана и фаворитизма. [ 110 ]
Отбор и продвижение персонала в организации на основе заслуг, а не фаворитизма, также является частью честности. В исламе честность должна поддерживаться как наедине, так и на публике; не только под присмотром, но и без присмотра. [ 110 ]
- Честность в бизнесе
Честности уделяется особое внимание в деловых операциях , причем не только при продаже и покупке, но и в таких вопросах, как ценовая и рекламная политика. Необходимо поддерживать правильность измерений. Опять же, Мухаммед дал указание продавцам выставлять товары более низкого качества на видном месте, чтобы покупатели не были обмануты. [ 111 ] Повышение цены с целью получения большей прибыли или снижение цены с целью создать проблемы конкурентам считается неэтичным. [ 112 ] Аналогичным образом не приветствуются преувеличенные заявления и сокрытие неблагоприятной информации в рекламе. [ 113 ] Мусульманские ученые считают честность одним из пяти основных качеств любого бухгалтера-мусульманина. [ 114 ]
В отличие от большинства добродетелей, честность также является религиозным обязательством , а нечестность — это фасик (отступление от религии). [ 115 ] один из главных грехов в исламе. [ 116 ] Мухаммеда спросили, может ли мусульманин быть трусом. Он ответил: «Да». Его спросили, может ли мусульманин быть скрягой. Он ответил: «Да». Его снова спросили: «Может ли мусульманин быть лжецом?» Он ответил: «Нет». Ложь рассматривается как нечто противоречащее общим характеристикам человеческой природы: она развращает человеческую душу и открывает путь для многих других злых поступков. [ 115 ] Согласно Корану, правдивость была характерной добродетелью пророков ( Коран 12:46 ; 19:41 ; 19:54 ; 19:56 ; 5:75 ) .
по словам Аль-Газали :
- Крайне не рекомендуется лгать в шутках или придумывать истории, чтобы развлечь других. [ 115 ]
- Врать даже детям запрещено. Пророческая традиция повествует: «Любой, кто позвонил ребенку и сказал, что он даст ему определенную вещь, и не дал ее, то это ложь» (Ахмед). Детей следует приучать к правдивости с детства, чтобы они могли вырасти с этой добродетелью. [ 115 ]
- Изобретение лжи и ложных историй о Боге и Его посланниках или изобретение любого ложного элемента в религии рассматривается как тяжкий грех. [ 115 ] [ 117 ]
- Лесть, преувеличение в восхвалении кого-либо запрещены. В эту категорию попадает преувеличенное восхваление какого-либо влиятельного или богатого человека с целью получения незаконной выгоды. Хвалить следует в той мере, в какой человек знает о ком-то. [ 115 ] Абу Хурайра передает, что «Пророк приказал нам посыпать пылью в лицо тем, кто преувеличивает в своих восхвалениях» ( Тирмизи ).
- Дача ложных показаний против кого-либо рассматривается как худший вид лжи и считается в исламе большим грехом. Человек обязан сохранять истину, давая показания, даже если это противоречит его собственным интересам. [ 115 ]
- Выдвижение ложного обвинения в прелюбодеянии против любой женщины является наказуемым деянием по исламскому законодательству , которое предписывает наказать обвинителя восемьюдесятью ударами плетью. [ 118 ]
Выполнение обещаний и надежность
[ редактировать ]Согласно исламской традиции, все люди – как немусульмане, так и мусульмане – дали обещание принять Аллаха как истинного Бога и следовать Его повелениям во всех сферах жизни еще до своего рождения, сделав подчинение законам ислама выполнением. обещания, данного всеми. Традиция гласит, что прежде чем создать людей в этом мире, Аллах собрал их души и спросил, не является ли Он их Господом, на что все ответили утвердительно. Это создало завет для всего человечества о поклонении и повиновении Аллаху . [ 119 ]
И Коран, и хадисы придают важное значение уважению договора после его заключения, а также тому, является ли другая сторона мусульманином или немусульманином. [ 120 ] В ряде аятов Корана упоминается соблюдение обещаний:
- .... и исполни (всякое) обязательство, ибо (всякое) обязательство будет исследовано (в Судный день). (Коран, 17:34) [ 121 ]
Сура 23 начинается с перечисления хороших качеств верующих, в том числе:
- Те, кто верно соблюдает свои обязательства и свои заветы» (Коран, 23:8). [ 121 ]
Одним из качеств праведников, перечисленных в суре «Аль-Бакара», является то, что они
- ...выполняют данные ими обещания...» (В.2:177)
В исламском шариате выполнение контракта считается обязательным.
- ...Выполняйте «свои» обещания, ибо вы обязательно ответите за них. (В.17:34) [ 122 ]
В известном хадисе говорится
- «Три признака лицемера, даже если он соблюдал пост, молился и утверждал, что он мусульманин: когда он говорил, он лгал, когда он давал обещания, он поступал вероломно, и когда ему доверяли, он предал» ( Сахих) Муслим , 1:113 ).
Деловые контракты и слова не должны нарушаться ради получения большей прибыли. Точно так же было сделано предостережение против невыплаты кредитов, поскольку, как говорят, это разрушает загробную жизнь верующего. [ 120 ]
Опять же, в случае мусульманского брака особое внимание уделяется полной выплате махра – суммы денег, которую жених должен заплатить невесте во время бракосочетания. Невыплата, частичная оплата или манипулирование махром (союзом) рассматриваются как нарушение брачного договора. [ 120 ] "
Надежность, [ 123 ] которое связано с должным выполнением возложенных обязанностей, имеет широкую область применения в исламе и передает широкий спектр значений. [ 124 ] Ислам возложил на каждого человека ответственность за возвращение траста его подопечным; и это повеление относится как к простым людям, так и к правящим людям. [ 124 ] Незаконное присвоение или злоупотребление доверием подвергаются строгому осуждению. Анас ибн Малик передает, что почти не было случая, чтобы Мухаммед произнес речь, но он не сказал бы этого: «Человеку, которому не хватает надежности, также не хватает веры . А у человека, который не сдерживает обещаний, нет религии». [ 124 ] Мухаммед сказал:
- «Каждый из вас — опекун, и каждого будут спрашивать о своих подданных. Имам — опекун. Его будут спрашивать о своих подданных. Мужчина — опекун людей в своем доме. Он несет за них ответственность. Женщина является хранителем дома своего мужа. Ее спросят о ее ответственности. Слуга является хранителем имущества своего господина. Он несет ответственность за эту свою ответственность» ( Сахих Муслим , 20:4496 ).
Исполнять свой долг искренне и честно – это доверие. Это означает, что человек будет иметь намерение надлежащим образом выполнять возложенные на него обязанности, и сделает это наилучшим образом, не занимаясь коррупцией. [ 125 ] Получение неправомерных преимуществ от должности рассматривается как коррупция. Правители государства или правительственные чиновники , которые не заботятся о благополучии своих граждан и тем самым причиняют им страдания, считаются худшими обманщиками и были предупреждены о самых тяжелых последствиях в загробной жизни . [ 125 ] Ади бин Умайра передает, что он слышал, как Пророк говорил:
- «Кому мы дали какой-то пост, и он спрятал иглу или вещь меньшего размера, то это будет незаконно присвоенная вещь, с которой ему придется явиться в Судный День» ( Сахих Муслим , 20:4514 ).
Точно так же доверие требует, чтобы должности предлагались способным и достойным людям: людям, которые смогут сохранить доверие организаций. Отказывать в государственных должностях тем, кто их больше всего заслуживает, или назначать на государственные должности из-за кумовства рассматривается как незаконное присвоение по отношению к Богу, Его посланнику и людям. Тех, кто делает такие несправедливые назначения, предупредили, что их молитвы не будут приняты и их местом назначения станет ад. [ 124 ] [ 125 ] Сахих Бухари передает, что
- мужчина спросил Мухаммеда, когда наступит Судный день. Мухаммед ответил: «Когда депозиты в доверительном управлении начнут теряться, ждите Судного дня». Его снова спросили: «Что означает потеря доверия?» Он ответил: «Когда обязанности возлагаются на негодных людей, тогда ждите Судного дня» ( Сахих аль-Бухари , 8:76:503 ).
Согласно исламскому богословию, богатство и способности, данные человеку, являются доверием Бога, а это означает, что их следует использовать способами, рекомендованными Богом , и не следует злоупотреблять ими для незаконной деятельности. [ 125 ]
Защита конфиденциальной информации собраний и секретной информации других лиц также является доверием при условии, что они не связаны с незаконной деятельностью . [ 125 ] Разглашение семейных тайн, особенно жены , считается худшим видом присвоения. передано В «Сахихе Муслима» , что
- «В Судный день перед Аллахом величайшим актом присвоения будет то, что мужчина может любить свою жену, а жена также может быть склонна к своему мужу, и тогда он сможет раскрыть секреты своей жены другим».
После того, как Мухаммед начал свою проповедь в 610 году н.э., его отношения с соплеменниками, курайшитами , постепенно ухудшались. [ 66 ] Несмотря на это, курайшиты Мекки отдавали свои ценные вещи Мухаммеду из-за его честности и надежности. [ 126 ] Когда Мухаммед был вынужден покинуть Мекку из-за противодействия курайшитов, он приказал своему двоюродному брату Али вернуть эти вклады их получателям после его отъезда. [ 126 ]
Искренность
[ редактировать ]исламе искренность намерения В определяет значимость любого действия, то есть ценность любого действия зависит от мотивации действия, а не от самого действия. [ 127 ] Говорят, что хорошее намерение приносит награду и удовольствие Бога, а плохое намерение — неудовольствие Бога. В исламской теологии это относится не только к общим действиям, но также к молитвам и поклонению. Таким образом, любой акт поклонения, совершаемый для достижения мирской славы, или любой акт благотворительности, совершаемый с целью произвести впечатление на людей, считается недействительным и считается греховным действием в исламской юриспруденции . [ 127 ] Бог дарует только те молитвы или благотворительность, которые совершаются для того, чтобы добиться довольства Бога или принести пользу людям. [ 128 ] В исламе искренность намерений имеет и другие значения:
- а) если человек искренне намеревается совершить какое-либо доброе дело, а затем по каким-либо причинам оказывается неспособным воплотить его в действие, о нем все равно говорят, что он получит за это вознаграждение;
- б) акт поклонения, совершаемый с целью приобретения мирской славы, а не для поиска довольства Бога, считается меньшим ширком ;
- в) награда за праведный поступок увеличивается от десяти до тысяч раз в зависимости от искренности намерения совершившего. [ 127 ]
Спорные и современные моральные проблемы
[ редактировать ]В дополнение к добродетелям, восхваляемым и поощряемым Кораном и хадисами, существуют позиции по спорным, современным и практическим «моральным вопросам», которых придерживаются «исламские специалисты по этике» (с оговоркой, что не все мусульмане с этим согласятся), касающиеся секса, брака и семьи. .
Секс
[ редактировать ]Половой акт, а не безбрачие, празднуется, но в определенных пределах. Он должен происходить между супружеской парой и не должен включать в себя: анальный секс или во время менструации, секс между мужчинами или между женщинами. Хотя к мужчинам, вступающим в добрачный секс, проявляется некоторая терпимость, поскольку временный брак Никах мута разрешен в шиитском исламе (который может длиться всего несколько часов) . Сексуальные отношения вызывают ритуальную нечистоту и требуют серьезного ритуального очищения ( гусль ) перед молитвой (салат). Современный контроль над рождаемостью является «общепринятым»; в то время как порнография , использование секса в рекламе и переодевание считаются недопустимыми. [ 129 ]
Семья и брак
[ редактировать ]Исламский закон «предписывает брак», а женатым – иметь детей. [ 130 ] Малкольм Кларк пишет, что « патриархальная семья считается «божественной нормой», но между супругами «поощряется взаимность». «Важнейшим религиозным требованием» брака является «контракт, заключенный между мужчиной и представителем женщины мужского пола и подписанный в присутствии двоих». Также рекомендуется вступление в брак в раннем возрасте (хотя в наше время это менее осуществимо) с публичным праздничным застольем. Муж может иметь до четырех жен (если это разрешено законом), но должен «относиться к ним одинаково». [ 131 ]
(Если мужчину или женщину кормили грудью в детстве , существуют ограничения на то, на ком они могут жениться. Коран запрещает мужчине вступать в сексуальные отношения с любой женщиной или дочерью любой женщины, которая его кормила («молочная мать») . или «молочная сестра»); [ 132 ] : 107 и хадисы запрещают женщине выходить замуж за мужа своей кормилицы. [ 133 ] : 477 Это потому, что Коран 4:23 (и хадисы) рассматривают связи по молочному родству аналогично связям по кровному родству .) [ 133 ] : 477
Кларк также пишет, что муж несет ответственность за содержание жены (Вопрос 4:34), а жена «ответственна за заботу о детях и ведение домашнего хозяйства». Работа жены вне дома допускается при выполнении ею обязанностей по воспитанию детей и ведению домашнего хозяйства. Развод традиционно разрешался посредством « тройного талака » (трижды сказанного жене «Я развожусь с тобой») со стороны мужа (хотя первоначально талак должен был растягиваться на три месяца). Жены могут развестись с мужьями, но это сложнее, чем тройной талак. [ 131 ] «Дети — это боль», и к ним следует «относиться с равной справедливостью», а отец должен проявлять любовь и привязанность. Законное усыновление детей и оплодотворение мужчиной-донором запрещены. Взрослые дети должны проявлять к родителям уважение и заботу о них, когда они станут пожилыми. [ 131 ]
Женщины
[ редактировать ]Несмотря на мнение, что женщины имеют статус «второго сорта» в исламе, женщины имеют «те же религиозные права и обязанности, что и мужчины», хотя их положение «отдельное, но равное». В общественной сфере «мужчины берут на себя роль лидера», а в домашней сфере женщины играют ведущую роль. [ 134 ] Это физическое разделение и разделение в сферах руководства применимо к мечети, где женщины должны находиться в отдельной части мечети от мужчин и не могут «возглавлять собрание в молитве, если присутствует мужчина». «Девочки-младенцы приветствуются». Дочь получает только половину наследства сына. (Это «потому что сын должен содержать себя и жену, а дочь может делать со своим наследством все, что пожелает, да еще и приданое получает».) Женщинам «явно» запрещено вступать в брак с мужчиной-немусульманином (вопрос 2:221; 60:10); Мужчинам-мусульманам запрещено вступать в брак вне веры. Это делается для того, чтобы мусульманин не отказался от ислама, поскольку женщина с большей вероятностью примет религию своего мужа, чем наоборот. Женщины должны быть покрыты чадрой. Мнения расходятся относительно того, означает ли это только скромную одежду или, с другой стороны, прикрытие всего тела с головы до ног. [ 134 ]
Лекарство
[ редактировать ]Как и во многих религиях, ислам считает, что «медицина должна способствовать жизни» и не должна делать ничего, что могло бы ее отнять. Аборт запрещен, за исключением случаев защиты жизни матери, а иногда и в случаях изнасилования. Самоубийство, эвтаназия запрещены. [ 135 ]
Алкоголь, наркотики, азартные игры
[ редактировать ]Алкоголь, наркотики и азартные игры запрещены в Исламе. Они «потворствуют порокам жадности и затуманивают умственные способности». [ 134 ]
Моральные убеждения современных мусульман
[ редактировать ]Опросы общественного мнения, проведенные исследовательским центром Pew в период с 2008 по 2012 год в 39 странах и территориях Африки, Азии и Европы, показали, что «большинство мусульман согласны с определенными моральными принципами».
- На вопрос, «необходимо ли верить в Бога, чтобы быть нравственным человеком»,
- девять из десяти мусульман ответили «да» в Юго-Восточной Азии;
- в Южной Азии и регионе Ближнего Востока и Северной Африки по крайней мере восемь из десяти сказали «да» во всех опрошенных странах, кроме одной
- (единственным исключением был Ливан, где согласились 64%).
- «Также широко распространено мнение, что некоторые виды поведения, включая употребление алкоголя, секс вне брака, гомосексуальность и самоубийство, являются аморальными». [ 136 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ^ Это различие отличается от других источников, описывающих
- этика как «правила, предоставляемые внешним источником, например, кодексы поведения на рабочих местах или принципы религии» и
- Мораль как «собственные принципы человека относительно добра и зла». [ 16 ]
- мораль как нечто личное и нормативное, тогда как
- этика — это стандарты «хорошего и плохого», отличающиеся определенным сообществом или социальной средой». [ 17 ]
- ^ Веб-сайт «Религия ислама» На странице «Моральная система ислама» говорится, что ислам ставит «удовольствие Бога как цель жизни человека». [ 5 ] Вопрос «Почему ислам?» На странице веб-сайта «Мораль и этика в исламе» говорится: «Цель человеческой жизни - поклонение Богу». [ 39 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Кларк, Ислам для чайников , 2011 : стр.246.
- ^ Перейти обратно: а б Кампо, Энциклопедия ислама , «Этика и мораль», 2009 г .: стр.214.
- ^ Филд, Хуан Э. (2009). «Этика и мораль» . Энциклопедия ислама . Информационная база. п. 214. ИСБН 9781438126968 . Проверено 21 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Кларк (2011), с. 283
- ^ Перейти обратно: а б с д и Моральная система ислама: стандарт морали. (2006). ИсламРелигион.com Проверено 19 августа 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Лиман, Коран , «Мораль», (2006), стр. 415
- ^ Перейти обратно: а б «Сахих аль-Бухари » Завещания и Завещания (Васаая) – Книга Завещаний » . Сунна.com . Проверено 28 ноября 2021 г.
- ^ Мусульманин. «Сахих Муслим »Книга достоинств сподвижников - Книга достоинств сподвижников, да будет доволен ими Всемогущий Бог. Ссылка: Сахих Муслим 2421a Ссылка в книге: Книга 44, Хадис 86, веб-сайт USC-MSA ( англ.) ссылка: Книга 31, Хадис 5951» . Сунна.com . Проверено 28 ноября 2021 г.
- ^ Сайед Шахид Али (2015). «Кораническая мораль: введение в моральную систему Корана» (PDF) . Ислам и мусульманские общества: журнал социальных наук . 8 (1):98 . Проверено 13 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сайед, Джавад; Меткалф, Беверли Доун (2015). «В поисках исламского ахлака бизнеса и развития» . Журнал деловой этики . 129 : 763–767. дои : 10.1007/s10551-014-2130-y . hdl : 10.1007/s10551-014-2130-y . S2CID 144607131 .
- ^ Перейти обратно: а б Муватта Малик. «Муватта Малик» 47. Хороший характер. Ссылка на веб-сайте USC-MSA (на английском языке): Книга 47, Хадис 8. Ссылка на арабском языке: Книга 47, Хадис 1643» . Сунна.com . Проверено 28 ноября 2021 г.
- ^ Ҫорух, Хакан; Абдул Хади Шах Идил (5 января 2021 г.). «Адаптация этики добродетели в исламе: пролить свет на проблемы постпандемического мира» . Религия и этика ABC . Проверено 30 ноября 2021 г.
- ^ Стэнфордская энциклопедия философии (основная редакция). 8 декабря 2016 г. [18 июля 2003 г.] . Проверено 30 ноября 2021 г.
- ^ «Словарь современного письменного арабского языка Ганса Вера с возможностью поиска» (PDF) . Дары знаний . п. 8 . Проверено 29 ноября 2021 г.
- ^ Максуд, Рукайя Варис (15 сентября 1994 г.). Научите себя исламу . Изучите себя мировым религиям. Научите себя . п. 41 . ISBN 978-0-340-60901-9 .
- ^ «Этика против морали» . Диффен . Проверено 23 февраля 2022 г.
- ^ Граннан, Сидни. «В чем разница между моралью и этикой?» . Британника . Проверено 23 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с САТТАР, НИКХАТ (2 сентября 2017 г.). «Этика в исламе, Западе и мусульманском мире» . Исламизм . Проверено 28 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Кларк, «Ислам для чайников» , 2011 : стр.248.
- ^ Нигосян 2004 , с. 117
- ^ «На пути к глобальной этике (первоначальная декларация)», Парламент мировых религий, Чикаго, 1993.
- ^ Кампо, Энциклопедия ислама , «Этика и мораль», 2009 : стр.216.
- ^ Хасан, Моник (10 декабря 2018 г.). «Исламский взгляд на мораль» . Исламская вера . Проверено 13 февраля 2022 г.
- ^ «40 Книга о вере 2» . sunnah.com . Проверено 13 февраля 2022 г.
- ^ Кларк, (2011) глава 4, стр.78
- ^ Мурата, Сатико; Читтик, Уильям (июнь 1998 г.). Видение ислама . Дом Парагона. ISBN 978-1557785169 .
- ^ «Сахих аль-Бухари 50 – Вера – Sunnah.com – Высказывания и учения Пророка Мухаммада (да благословит его Бог и дарует ему мир) » . sunnah.com . Проверено 26 сентября 2021 г.
- ^ «Понимание основных принципов ислама» . Сиракузский университет . 15 февраля 2021 г. Проверено 18 февраля 2022 г.
- ^ «Три уровня веры. Ислам, Иман и Ихсан» . чтение Корана . 12 марта 2018 года . Проверено 18 февраля 2022 г.
- ^ Кларк (2011), Глава 11
- ^ Кларк (2010), Глава 4
- ^ Лиман, Оливер (2019). "Введение". Ислам и мораль. Философское введение . Блумсбери. ISBN 9781350063181 . Проверено 28 ноября 2021 г.
Исламская философия не обсуждает мораль глубоко; конечно, есть обширные дискуссии по метафизике, онтологии, философии религии и праву, но довольно скудный анализ этики
- ^ Кук, Запрещая неправильное , 2003, стр.3.
- ^ Султан, Сохаиб (2004). Коран для чайников . Хобокен, Нью-Джерси: Wiley Publishing, Inc., стр. 238–240, 246–247. ISBN 9780764555817 .
- ^ «Сорок хадисов ан-Навави. Хадис 34, 40 хадисов ан-Навави» . Сунна.com . Проверено 17 июля 2021 г.
- ^ «Хадис 34. Запрещение зла ПОЛНОСТЬЮ» . Комментарий к хадисам . Сентябрь 2013 года . Проверено 17 июля 2021 г.
- ^ Бади, Джамаль Ахмед. «Хадис 34». Шарх Арбаин ан Навави . КОММЕНТАРИЙ К СОРОКАМ ХАДИСОВ АН НАВАВИ (PDF) . стр. 166–170 . Проверено 20 июля 2021 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Кук, Запрещая неправильное , 2003, стр.12.
- ^ «Мораль и этика в исламе» . Почему ислам? . Проверено 30 ноября 2021 г.
- ^ Лиман, Коран , (2006), стр.252.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Аль-Газали, Характер мусульманина , гл. 14.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кларк, Ислам для чайников , 2011 : стр.247.
- ^ Перейти обратно: а б Аль-Газали, Характер мусульманина , гл. 2.
- ^ Маарифул Коран. Сура 29, аят 45.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Лиман, Коран , (2006), стр. 139–143
- ^ 33:21
- ^ 68:4
- ^ Перейти обратно: а б с д и Биргиви (2005), стр.111.
- ^ Биргиви (2005), стр.110.
- ^ Биргиви (2005), стр.108.
- ^ Лиман, Оливер (2008). Коран: энциклопедия . Рутледж.
- ^ Аль-Мабсут, том. 14, с. 59–60
- ^ Перейти обратно: а б Хаддури (1984), с. 6
- ^ Перейти обратно: а б Хаддури (1984), с. 10
- ^ Лиман, Коран , «Мораль», (2006), стр. 416
- ^ Справедливость в исламе. 2006.ИсламРелигион.com г. Проверено 19 августа 2016
- ^ Стефон (2010), стр. 92.
- ^ | Мухаммед | Рахман, Энциклопедия Сиры , ТОМ. VIII, с. 151
- ^ Перейти обратно: а б Аль-Газали, Характер мусульманина , гл. 15.
- ^ Нигосян (2004), стр.117.
- ^ Хашми (2009), с. 68-9
- ^ Перейти обратно: а б с Лиман, Коран , «Прощение», (2006), с. 213-16
- ^ Перейти обратно: а б Маарифуль Коран. Глава 7, стих 199.
- ^ Мохаммад Хасан Халил. (2012). Ислам и судьба других: вопрос спасения. Издательство Оксфордского университета. стр. 65-94. ISBN 978-0199796663
- ^ Нигосян (2004), стр.116.
- ^ Перейти обратно: а б Буль, Ф.; Уэлч, AT (1993). «Мухаммед». Энциклопедия ислама 7 . стр. 360–376.
- ^ Лиман, Коран , «Мораль», (2006), стр.414-5.
- ^ Хан (1980), с. 40
- ^ Уильям Монтгомери Ватт, «Абдулла б. Убай», Энциклопедия ислама
- ^ Перейти обратно: а б Коран в Марифуле. Том 4, с. 438. (Глава 9, строка 84.)
- ^ Хайкал, Мухаммад Хусейн (2008). Жизнь Мухаммеда . Селангор : Исламский книжный фонд. п. 486. ИСБН 978-983-9154-17-7 .
- ^ Абдур Рахим, MRM (1988). Мухаммад Пророк . Pustaka Nasional Pte Ltd. 712. ИСБН 9789971772239 .
- ^ Коран в Маарифуле. Том 4, с. 441. (Глава 9, строка 84.)
- ^ Перейти обратно: а б с Лиман, «Толерантность», (2006), с. 655-57
- ^ Великолепный Коран. Глава 2, стих 256.
- ^ Бентли, Дэвид (1999). 99 прекрасных имен Бога для всех людей Книги. Библиотека Уильяма Кэри. ISBN 0-87808-299-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с Д'Сильва (2012), с. 129
- ^ Перейти обратно: а б с д Шибли Номани, том 2
- ^ Перейти обратно: а б с д и Имам Камиль Муфтий (2006 г.). Гуманное обращение с животными. ИсламРелигион.com Проверено 19 августа 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Д'Сильва (2012), с. 130
- ^ Перейти обратно: а б Д'Сильва (2012), с. 132
- ^ Перейти обратно: а б с д Д'Сильва (2012), с. 131
- ^ «Целомудрие в Коране» . Последний диалог . Проверено 15 марта 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Сохранение целомудрия» . Исламская сеть . 13 июля 2009 года . Проверено 15 марта 2022 г.
- ^ «#27259 Решение о том, что приводит к зине – поцелуи, прикосновения и пребывание наедине» . Ислам: вопросы и ответы . 8 апреля 2003 года . Проверено 15 марта 2022 г.
- ^ Аль-Бухари. «82 Божественная воля (Аль-Кадар)» . Сунна.com . Проверено 15 марта 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Имам Камиль Муфтий (2006 г.). Скромность: обзор. ИсламРелигион.com Проверено 19 августа 2016 г.
- ^ Тернер, Брайан С. (2008). Тело и общество: исследования социальной теории. п. 5. МУДРЕЦ. ISBN 9781412929875
- ^ Перейти обратно: а б Лонг (2011), стр.93
- ^ Лиман, Коран , «Характер», (2006), стр. 142
- ^ Хан (1980), с. 234
- ^ Лиман, Коран , «Характер», (2006), стр. 143
- ^ Аль-Газали, Характер мусульманина , глава. 16.
- ^ Великолепный Коран. Глава 2, стих 155.
- ^ Великолепный Коран. Глава 29, стихи 2-3.
- ^ Перейти обратно: а б Лиман, Коран , «Сабр», (2006), с. 554
- ^ Великолепный Коран. Глава 2, стих 177.
- ^ Великолепный Коран. Глава 2, стих 153.
- ^ Перейти обратно: а б Лиман, Коран , «Характер», (2006), с. 142-3
- ^ аль-Исфахани, Р. (1987) аль-Дхариа ила мкарим аш-шариа , Каир: Дар аль-Вафа, стр. 342–344, цитируется в Лимане, Коран , «Характер», (2006), стр. .143
- ^ Аиша Стейси (2012). Управление гневом в исламе: Контроль гнева является признаком праведности. ИсламРелигион.com Проверено 19 августа 2016 г.
- ^ Аиша Стейси (2012). Управление гневом в Исламе: Ислам предлагает несколько методов преодоления гнева и ярости. ИсламРелигия.com
- ^ Рассул (2014), с. 64
- ^ Перейти обратно: а б Хаддад, Ивонн Язбек. Мусульманские женщины в Америке: проблема исламской идентичности сегодня
- ^ Лиман, Коран , «Хасан/Хасуна/Ахсана», (2006), стр.252
- ^ Перейти обратно: а б с Расул (2014), с. 65
- ^ Великолепный Коран. Глава 17, стихи 23-24.
- ^ Лиман, Коран , «Родители», (2006), стр.489
- ^ Перейти обратно: а б Аль-Газали, Характер мусульманина , гл. 11.
- ^ Перейти обратно: а б Алхули (2006), с. 12-3
- ^ Кларк (2011), стр.297
- ^ Али (2015), с. 169
- ^ Али (2015), с. 169-170
- ^ Али (2015), с. 264
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Аль-Газали, Характер мусульманина , гл. 7.
- ^ Имам Биргиви, с. 236
- ^ Имам Биргиви, с. 238
- ^ Великолепный Коран. Глава 24, стих 4.
- ^ Великолепный Коран. Глава 7, стих 172.
- ^ Перейти обратно: а б с Аль-Газали, Характер мусульманина , гл. 9.
- ^ Перейти обратно: а б Амини, Ибрагим (30 января 2013 г.). «Принципы воспитания детей. Глава 48: Выполнение обещаний» . al-islam.org/ . Проверено 16 февраля 2022 г.
- ^ Великолепный Коран. Глава 17, стих 34.
- ^ «Оксфордские языки | Дом языковых данных» . Архивировано из оригинала 25 сентября 2016 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д Маарифуль Коран. Глава 4, стих 58.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Аль-Газали, Характер мусульманина , гл. 8.
- ^ Перейти обратно: а б Шибли Номани, том 1
- ^ Перейти обратно: а б с Аль-Газали, Характер мусульманина , гл. 10.
- ^ Великолепный Коран. Глава 22, стих 37.
- ^ Кларк, Ислам для чайников , 2011 : стр.251-255.
- ^ Лиман, Оливер (2008), Коран: энциклопедия , Routledge, стр. 416–7.
- ^ Перейти обратно: а б с Кларк, Ислам для чайников , 2011 : стр.255-257.
- ^ Галаад, Авнер. «Лактация» В Джейн Даммен Маколифф (ред.). Энциклопедия Корана Том. 3. стр. 106–107.
- ^ Перейти обратно: а б Галаад, Авнер. "Кормилица" В Джейн Даммен Маколифф (ред.). Энциклопедия Корана Том. 5. стр. 476–77.
- ^ Перейти обратно: а б с Кларк, Ислам для чайников , 2011 : стр. 257-9.
- ^ Кларк, Ислам для чайников , 2019 : стр.327.
- ^ «Мусульмане мира: религия, политика и общество. Глава 3. Мораль» . Исследовательский центр Пью . 13 апреля 2013 года . Проверено 28 ноября 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- Аль-Газали, Мухаммед (2004). Характер мусульманина . Английский перевод муфтия А.Х. Усмани. ISBN 978-1567447262
- Али, Аббас Дж. (2015). Справочник по исследованиям исламской деловой этики. Издательство Эдварда Элгара. ISBN 9781781009451 .
- Алхули, Мухаммед Али (2006). Потребность в исламе. Аль Манхал. ISBN 9789957401627 .
- Биргиви, Имам. Путь Мухаммеда: книга об исламской морали и этике. Перевод шейха Тосуна Баяка аль-Джеррахи аль-Халвети (2005). Канада: World Wisdom, Inc. ISBN 0-941532-68-2
- Буль, Ф.; Уэлч, AT (1993). «Мухаммед». Энциклопедия ислама . Том. 7 (2-е изд.). Под редакцией CE Bosworth , E. van Donzel и Wolfhart Heinrichs . Академическое издательство «Брилл». ISBN 90-04-09419-9 .
- Филд, Хуан Э. (2009). «Этика и мораль» . Энциклопедия ислама . Информационная база. стр. 214–216. ISBN 9781438126968 . Проверено 21 февраля 2022 г.
- Кларк, Малькольм (2011). Ислам для чайников . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-118-05396-6 .
- Кларк, Малькольм (2019). Ислам для чайников (электронная книга). Джон Уайли и сыновья. ISBN 9781119643043 .
- Хашми, Сохаил Х., изд. (2009). Исламская политическая этика: гражданское общество, плюрализм и конфликты . Издательство Принстонского университета. ISBN 9781400825370 .
- Д'Сильва, Джойс; Джеки Тернер, изд. (2012). Животные, этика и торговля: проблема чувствительности животных. Рутледж. ISBN 9781136571695 .
- Хаддури, Маджид (1984). Исламская концепция справедливости . Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN 9780801869747
- Хан, Мухаммад Зафрулла (1980). Мухаммед: Печать Пророков. Рутледж и Кеган Пол. ISBN 0-7100-0610-1 .
- Лиман, Оливер (2006). Коран: Энциклопедия. Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9780415326391 .
- Лонг, Мэтью (2011). Исламские верования, обычаи и культуры. Корпорация Маршалл Кавендиш. ISBN 978-0-7614-7926-0 . Проверено 2 сентября 2014 г.
- Маарифул Коран (толкование Корана) Мухаммада Шафи Усмани . Карачи .
- Нигосян, С.А. (2004). Ислам: его история, учение и практика . Издательство Университета Индианы . ISBN 0-253-21627-3 .
- Рассул, Г. Хусейн, изд. (2014). Культурная компетентность в уходе за пациентами-мусульманами. Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 9781137358417
- Шибли Номани . Сират-а-Наби . Лахор .
- Стефон, Мэтт, изд. (2010). Исламские верования и практики. Нью-Йорк : Образовательное издательство Britannica . ISBN 978-1-61530-060-0 .